На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


БЕЛКООПСОЮЗ
Учреждение  образования
    Белорусский торгово- экономический  университет потребительской  кооперации 

Кафедра бухгалтерского учета 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
       
На тему:   Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке 
 
 
 
 

    Выполнила:  студентка заочного отделения  группы Ф-42 шифр Ф-42-52038-01

Губкина Юлия Сергеевна
                        __________________________________________________ 

     Научный руководитель: ______________________________
                       ______________________________________ 
 

               Гомель, 2004

 
Содержание 
 
 

   Введение 3
    Задачи и принципы организации бухгалтерского учета
    в коммерческих банках. 6
    План счетов бухгалтерского учета и порядок его
    применения  при организации учета. 10
    Учет основных операций коммерческого банка:
      Принципы построения банковских расчетов,
    их  документальное оформление; 14
      Учет активных операций;         18
      Учет пассивных операций.         22
    Совершенствование (автоматизация) бухгалтерского
     учета  в коммерческих банках.  28
   Заключение  37
   Список  литературы                                                                                     39
   Приложения                                                                                                 41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

      С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении  субъектов  предпринимательской  деятельности.
    Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату девидентов акционерам банка. Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т. д. [10, c.19]
    Однако, в сложившейся нестабильной обстановке важен не только сам факт кредитования, но и в целом учет активных и пассивных операций,  оформление кредитов, своевременный и правильный их учет, в том числе учет их стоимости и процентной ставки, их обеспечения, бухгалтерских проводок по аналитическим и синтетическим счетам. Как следствие, все большую ценность приобретают, в условиях изменения нормативной базыи периоде развития банковской системы РБ, знания правильного ведения учета и  анализа кредитных банковских операций.
     Целью данной курсовой работы является –  рассмотреть принципы и особенности  построения бухгалтерского учета в  коммерческом банке в условиях рыночных отношений, при нестабильных рыночных условиях (спад производства, кризис неплатежей, создание новых предприятий, банкротства существующих предприятий, недостаток оборотных средств).
    В этой связи задачами  работы являются:
     -  рассмотреть порядок бухгалтерского  учёта в коммерческих банках, его задачи и принципы;
    изучить действующий бухгалтерский план счетов, сущность и виды отражаемых в нем операций банка;
    ознакомиться с порядком расчетов в кредитных учреждениях их документальным оформлением;
    изучить сущность активных и пассивных операций коммерческого банка их отражение в бухгалтерском учете;
    рассмотреть возможности совершенствования учета в банках путем его автоматизации на примере развитых стран.
    Объектом  данной курсовой работы является бухгалтерский  учет и организация операций в  коммерческих банках на основе практических данных филиала АСБ «Беларусбанк».
     При написании данной дипломной работы были использованы законодательные акты, нормативные документы, освещающие данную тематику, специальная литература, отчетность и первичные документы предприятия.
      Сегодня существуют, на мой взгляд, две проблемы учета в коммерческих банках:
      Первая - заключается в переориентации отечественной  теории и накопленной в этой области  практического опыта на решения  новых задач, стоящих перед системой управления в условиях развития рыночных отношений в Белоруссии.
  Вторая, не менее важная проблема - изучение зарубежного опыта и организации управленческого учета, создания новых нетрадиционных систем получения информации о деятельности других кредитных учреждений, применение современных подходов к совершенствованию бухгалтерского учета путем приближения его к международным стандартам и полной автоматизации.
      Курсовая  работа содержит материал теоретического и практического значения.
      В первой главе рассмотрены сущность бухгалтерского учета коммерческих банков, его принципы и задачи, основные операции выполняемые банками.
      Вторая  глава содержит информацию о плане  счетов бухгалтерского учета банков, его структуры и порядке использования.
      В третьей главе отражены вопросы  учета активных и пассивных операций банка, порядок расчетов и документальное оформление данных операций.
      Четвертая глава посвящена автоматизации  бухгалтерского учета в банках на основе использования системы «банк-клиент», приведены наиболее широко используемые банковские операционные системы, рассмотрены преимущества и недостатки использования сети Internet. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
    Задачи  и принципы организации  бухгалтерского учета  в коммерческом банке.
 
 
       Бухгалтерский учет в банках осуществляется на основании  Правил ведения бухгалтерского учета в банках расположенных на территории РБ, утвержденных постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 22.11.2000г. № 29.4г, которые разработаны в соответствии со статьей 26 Банковского кодекса РБ и Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности».
       Банки осуществляют бухгалтерский учет в  соответствии с:
    планом счетов бухгалтерского учета в банках РБ, приведенном в приложении А;
    указаниями по применению плана счетов бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь;
    типовыми формами бухгалтерской отчетности и указаниями по их применению и заполнению, установленными Национальным банком;
    нормативными правовыми актами Национального банка, регламентирующими вопросы отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, совершаемых банком, а также актами законодательства РБ, устанавливающими единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности. [13, c.8-9]
       Бухгалтерский учет должен обеспечивать правильное, непрерывное и точное отражение  в учете банковских операций с целью получения адекватного состоянию банка информации о состоянии банка: по составу имущества, активов и обязательств для принятия решений по эффективному руководству и управлению банком.
       Бухгалтерский учет является основой контроля за экономным использованием финансовых ресурсов и имущества, снижению затрат банка, повышению доходности и рентабельности операций, приросту капитала, принятию своевременных мер по избежанию отрицательных явлений в финансово-хозяйственной деятельности.
       Основными задачами бухгалтерского учета в  банках являются:
    формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка и его имущественном положении;
    выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка, предотвращения отрицательных результатов его деятельности;
    использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений;
     Банки, являясь финансовым посредником, в  соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности", осуществляют следующие основные виды операций:
    - привлечение денежных средств  физических и юридических лиц  во вклады (до востребования и  на определенный срок);
   -  размещение привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;
   -  открытие и ведение банковских  счетов физических и юридических лиц;
   -  осуществление расчетов по  поручению физических и юридических  лиц, в том числе банков - корреспондентов,  по их банковским счетам;
    - инкассация денежных средств,  векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
    - купля - продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах (по отдельной лицензии);
    - привлечение во вклады и размещение  драгоценных металлов (по отдельной  лицензии);
   -  выдача банковских гарантий;
    - выдачу поручительств за третьих  лиц, предусматривающих исполнение  обязательств в денежной форме;
    - приобретение права требования  от третьих лиц исполнения  обязательств в денежной форме;
   -  доверительное управление денежными  средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
    - осуществление операций с драгоценными  металлами и драгоценными камнями  в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь; 
    -  предоставление в аренду  физическим и юридическим лицам специальных помещений
    или находящихся в них сейфов  для хранения документов и  ценностей;
    -  лизинговые операции;
    - оказание консультационных и  информационных услуг.[2, c.29-30]
     Бухгалтерский учет должен вестись с соблюдением  следующих принципов:
    Непрерывность деятельности: банк должен исходить из того, что он будет осуществлять свою деятельность в будущем, а в случае возникновения угрозы его ликвидации активы и пассивы должны быть оценены с учетом возможных потерь при их предстоящей реализации;
    Постоянство правил бухгалтерского учета: банк должен обеспечить соблюдение в течение отчетного года принятой методики бухгалтерского учета (учетной политики), а в случае ее изменения:
    - влияние  на результаты деятельности банка  за период, в который внесены       изменения, должно быть оценено и отражено на отдельной статье доходов или расходов; 
    - должна  быть обеспечена сопоставимость  с отчетами предыдущего периода;
    3.  Осторожность: активы и пассивы,  доходы и расходы должны быть  оценены и отражены в бухгалтерском учете с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды;
    4. Принцип начисления: в бухгалтерском учете должны отражаться доходы и расходы, относящиеся исключительно к отчетному периоду, независимо от времени поступления доходов и уплаты средств, связанных с расходами уполномоченного банка;
    5.  День сделки: операции отражаются  в бухгалтерском учете в день  их совершения, независимо от  даты движения средств по ним;
    6. Раздельное отражение активов и пассивов: все счета являются исключительно активными ли пассивными, т.е. счета активов и пассивов должны оцениваться отдельно и отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в развернутом виде;
    7.  Преемственность входящего баланса: остатки на балансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода. Все изменения в собственных средствах банка должны производиться за счет прибылей и убытков отчетного периода;
    8. Приоритет содержания над формой: операции отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с их экономической сущностью;
    9.  Единица измерения: активы и  пассивы должны учитываться   по их первоначальной стоимости  на момент приобретения или возникновения. Эта первоначальная стоимость не изменяется до момента их исчезновения или выкупа, если иное не предусмотрено законодательством. Однако активы и пассивы в иностранной валюте должны переоцениваться по мере изменения официального курса белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте;
    10.  Открытость: отчеты должны реально  отражать операции банка, быть  понятыми информированным пользователем  и не содержать двусмысленности  в отражении позиции банка;
    11.  Консолидация: банк должен составлять консолидированный (сводный) баланс в целом по банку с исключением остатков по взаимным расчетам между филиалами. По такому же принципу банк должен составлять консолидированную отчетность с учетом дочерних и зависимых юридических лиц. [13, c. 16]
2. План счетов бухгалтерского  учета и порядок  его применения  при организации  учета. 
 

     Согласно  Правилам ведения бухгалтерского учета  в банках, расположенных на территории РБ, утвержденных Советом директоров Национального банка РБ от 22.11.2000г. № 29.4г., план счетов разработан с учетом международных стандартов бухгалтерского учета и сложившейся специфики банковской системы Республики Беларусь.
     Счета в плане счетов являются многовалютными, т.е. бухгалтерский учет операций в  иностранной валюте осуществляется по тем же счетам, что и операций в валюте РБ.
       Классификация счетов бухгалтерского  учета в системе банка.
- средства  и ценности, не принадлежащие  банку, но находящиеся у него  на хранении и в управлении (в том числе по доверительному  управлению);
- не  наступившие по срокам обязательства и требования (срочные сделки);
- отстроченные  и просроченные платежи;
- ценные  бумаги (депозитарная деятельность) в штуках.
      Балансовые  счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Они группируются по классам согласно их экономического содержания. К одному классу могут относиться активные и пассивные счета. На активных счетах учитывают наличные средства, средства у других банков (в т.ч. и в Национальном банке РБ), кредиты, затраты на капитальные вложения и хозяйственные затраты, дебиторскую задолженность, расходы и убытки. На активных счетах увеличение отражается по дебету, а уменьшение по кредиту. На пассивных счетах учитывают средства организаций, учреждений и граждан, депозиты, кредиторская задолженность, фонды банка, доходы и прибыль. Увеличение пассивного счета отражается по кредиту, а уменьшение по дебету.  

     Новым планом счетов предусмотрено ведение  балансовых счетов по следующим классам  и группам счетов, что позволяет  получать отчетность различной степени  открытости:
КЛАСС 1 Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские  операции
КЛАСС 2 Кредитные операции с клиентами;
КЛАСС 3 Счета по операциям  клиентов;
КЛАСС 4 Ценные бумаги;
КЛАСС 5 Долгосрочные  финансовые вложения, основные средства и прочее имущество;
КЛАСС 6 Прочие активы и прочие пассивы;
КЛАСС 7 Резервы на риски  и платежи. Собственный капитал  банка;
КЛАСС 8 Доходы банка
КЛАСС 9 Расходы банка
КЛАСС 99 Внебалансовые счета
    Балансовые счета  разделяются на счета первого  порядка (классы), счета второго порядка (двузначные), счета III порядка (состоят из трех знаков), счета IV порядка (четырехзначные). [13, c.7-8]
     Например, денежные средства в кассе учитываются  на счете No 101. Счет No 1011 – Денежные средства в кассах, находящихся вне здания банка. Данные счета предназначены для учета наличных денежных средств в национальной и иностранной валютах, находящихся в операционных кассах банков и в кассах расположенных вне здания банка. По дебету счета отражается поступление денежной наличности. По кредиту отражается списание денежной наличности. Аналитический учет ведется по каждой операционной кассе, а также по видам валют.
     Счета третьего порядка расшифровывают, детализируют счета второго порядка и т.д. Отчетность ведется в основном по счетам четвертого порядка.
     Внебалансовые счета (99-й класс) подразделяются на следующие группы счетов:
     Счета II порядка (класс);
     Счета III порядка (двузначные);
     Счета IV порядка (трехзначные);
     Счета V порядка (пятизначные).
     Учет  движения ценностей и документов, поступающих на хранение, комиссию или инкассо, т.е. не принадлежащих банку осуществляется на внебалансовых счетах, имеющих номера, начинающиеся с цифр 99.
     Внебалансовые счета предназначены  для:
     - учета выданных и полученных  обязательств, не отраженных по балансовым счетам, поскольку риски по ним еще не реализовались, а именно: гарвнтий исполнения обязательств, обязательств по кредитным операциям, обязательств по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, с  финансовыми инструментами и прочих выданных /полученных обязательств;
     - количественного учета ценностей  и документов, находящихся в собственности  уполномоченного банка или на  хранении.
     Внебалансовые счета группируются в разделы  исходя из экономического содержания учитываемых на них ценностей  и документов. Раздел счетов 990-995 счетного плана внебалансовых счетов служит для учета депозитарных операций банков. На внебалансовых счетах 996-997 учитываются ценные бумаги. Учет бумаг ведется на активных и пассивных счетах депо по методу двойной записи в штуках. Актив определяет место хранения бумаги, а пассив - принадлежность бумаги владельцу. На счетах  раздела 998 учитывают прочие средства (документы по расчетным операциям, по иностранным операциям, бланки строгой отчетности, операции по основным средствам и нематериальным активам).
     Для хранения средств клиентов и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций открываются  расчетные, текущие, бюджетные, ссудные  и другие счета.[18, c.76-77]
     Расчетные и текущие счета ныне открываются не по отраслевому принципу, а исходя из гражданско-правовой формы юридических лиц и предпринимателей и учитываются на балансовых счетах класса 3.
     В классе № 2 сгруппированы счета по учету выданных кредитов и привлеченных депозитов, которые также открываются исходя из гражданско-правовой формы с учетом срочности.  Средства в национальной и иностранной валюте учитываются на одних и тех же балансовых счетах.
     Синтетический учет осуществляется на уровне балансовых счетов II,III,IV порядков, внебалансовых счетов III, IV, V порядков.
     Аналитический учет всех операций должен производиться  на уровне лицевых счетов с использованием балансовых счетов IV порядка и внебалансовых счетов V порядка и параметров к ним.
     Балансовые  счета IV порядка в плане счетов классифицируются по видам контрагентов, характеру операций и степени убывания ликвидности.
     Клиенты банка подразделяются на следующие  типы контрагентов:
    банки;
    небанковские финансовые организации;
    коммерческие организации, за исключением банков и небанковских финансовых организаций;
    индивидуальные предприниматели;
    физические лица;
    некоммерческие организации;
    органы государственного управления РБ. [13, c.8-9]
 
 
 
 
 
 
3. Учет основных  операций коммерческого  банка. 

3.1. Принципы построения  банковских расчетов, их документальное оформление. 

     Под банковскими понимают все документы, являющиеся основанием для их отражения  в учете банка.
   Первичными документами являются акты, справки, счета и др. документы, подтверждающие факт совершения операции, ее юридическую законность. Первичные документы, как правило, прилагаются к банковским документам.
   Первичные документы прикладываются к мемориальным ордерам, в которых делается о них запись. В случае, если первичные документы сшиваются в отдельные сшивы, в мемориальных документах делается ссылка на дату и номер первичного документа, послужившего основанием для совершения проводки.
       Документы, служащие основанием для проводок должны контироваться (иметь номера счетов по дебету и кредиту).
     Все мемориальные документы с приложенными первичными документами, подтверждающие совершение банком операций за данный день называются документами дня.
   Нормативными документами устанавливаются следующие основные требования к организации рабочего дня и документооборота в банках:
-  приему, оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета в тот же день подлежат все расчетно-денежные документы, поступившие в банк в течение  операционного дня;
-  расчетно-денежные  документы, поступившие в банк  по истечении времени операционного  дня, проводятся по счетам клиентов, как правило, следующим рабочим днем. [1, c. 167-169] 

   Формы безналичных расчетов определены в  Положении о безналичных расчетах в Республике Беларусь. К ним относятся:
  - платежные  поручения, требования;
  - чеки;
  - аккредитивы;
  - расчеты по инкассо;
  - иные  формы, предусмотренные банковскими правилами (приложения В, Г, Д).
     Формы расчетов между плательщиком и получателем  средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).
     Правила осуществления расчетов в РБ устанавливает Национальный банк PБ.
       По договору банковского счета  банк обязуется принимать и  зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение других операций по счету.
        Банк может использовать имеющиеся  на счете денежные средства, гарантируя  право клиента беспрепятственно  распоряжаться этими средствами, но не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
     Особенностью  банка, отличающей  его от других финансовых учреждений, является выполнение одновременно трех вытекающих из его сути банковских операций, это: 1) депозитная операция; 2) кредитная операция; 3) расчетная операция.
     Для того чтобы осуществлять любую из перечисленных банковских операций необходимо иметь соответствующую лицензию. [8, c.61-62]
     Документами аналитического учета являются лицевые счета,     (приложение Ж) которым присваиваются наименование и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению.
     В лицевых счетах должна быть отражена следующая информация: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу, остаток после каждой операции и остаток на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах. В реквизитах лицевых должно отражаться: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр операции), номер корреспондентского счета, суммы — отдельно по дебету, кредиту и остаток.
     Для регистрации всех операций, проведенных за день по документам, в том числе изготовленным программным путем в кредитной организации, ведется бухгалтерский журнал. Журнал составляется в двух экземплярах по утвержденной форме (приложение Б.1)
    Одновременно  составляются кассовые журналы, один экземпляр которого приобщается к бухгалтерскому. Наряду с журналами составляются ведомости остатков по счетам (приложение к правилам Б.2) и остатков привлеченных и размещенных средств.
      Документами   синтетического  учета являются ежедневные оборотная ведомость и баланс (приложение Б.3). Оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты — нарастающим итогом с начала года. Обороты за истекший период даются в трех измерениях: в рублях, иностранной валюте в рублевом эквиваленте и итоговой суммой. Входящие и исходящие остатки отражаются в отчетности итоговой суммой.
     Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета.
     Оформление  и учет краткосрочных кредитов клиентам.
       Ссудные счета открываются на основе заключенного кредитного договора (приложение К). В нем определяется порядок выдачи и погашения кредитов, взаимные обязательства и экономическая ответственность сторон, условия уменьшения или увеличения процентных ставок.
     На  срочном обязательстве ответственный  исполнитель указывает срок платежа и номера лицевого ссудного счета, на котором учитывается выданная ссуда. Вся сумма срочного обязательства отражается по приходу внебалансового счета 99130 «Обязательства по отдельным видам финансирования, полученные от банков». На договоре залога или страховом полисе указывается номер лицевого ссудного счета. Суммы перечисленных документов отражаются по приходу внебалансового счета 99551 «Залог, при котором предмет залога остается у залогодателя». Гарантийные письма приходуются по внебалансовому счету 99014 «Гарантии и поручительства по кредитным операциям».
     По  всём перечисленным внебалансовым  счетам открываются отдельные лицевые  счета по заемщикам и гарантам, а внутри — по срокам погашения ссуды. На открываемых клиентам ссудных счетах ведется учет ссуд по каждому объекту кредитования. На отдельных балансовых счетах ведется учет краткосрочных ссуд, выданных одному клиенту. По дебету ссудного счета отражается сумма выданной ссуды, по кредиту — ее погашение. Режим функционирования ссудного счета определяется в договоре: выданная ссуда перечисляется на расчетный (корреспондентский) счет заемщика или на другие счета (на оплату затрат клиента, по кредитуемой сделке). Учет кредитов ведется в разрезе синтетического и аналитического бухгалтерского учета.
     Синтетический учет ведется на активных ссудных балансовых счетах в зависимости от формы собственности заемщика.
Кредиты предоставленные (класс 2 «кредитные операции с клиентами»):
20 Кредитные  операции с небанковскими финансовыми  организациями
21 Кредитные  операции с коммерческими организациями
23 Кредитные  операции с индивидуальными предпринимателями
24 Кредитные  операции с физическими лицами
25 Кредитные  операции с некоммерческими организациями
26 Кредитные операции с органами государственного управления
     Аналитический учет ссудных операций ведется на отдельных лицевых счетах, открываемых каждому заемщику и по каждому отдельному кредитному договору. Номер лицевого ссудного счета строится путем прибавления к номеру синтетического счета второго порядка, кода валюты (три знака), отраслевой принадлежности (два знака), срока (один знак), кода (один знак), номера лицевого счета (пять знаков). Всего 20 знаков. [20, c.306-309]
     Оформление  операций по выдаче ссуды, если заемщик (коммерческая организация) является клиентом кредитной организации, происходит следующим образом:
Дт 2120 «Краткосрочные кредиты коммерческим организациям»
Кт 3012 «Текущие (расчетные) счета коммерческих организаций» (или другие соответствующие расчетные счета, если в кредитном договоре указаны реквизиты поставщика на оплату услуг которого выдана ссуда).
Приход  по внебалансовым счетам:
99561 «Полученные обязательства по краткосрочным кредитам» или
99630 «Ценные бумаги клиентов»;
99034 «Гарантии, поручительства, по кредитным операциям полученные банком»;
99159 «Прочие обязательства по выдаче кредитов клиентам».
     В банке заемщика полученные ссуды  отразятся по соответствующим балансовым и внебалансовым счетам.
Погашение ссуды (для клиента кредитной  организации):
Дт 3012 «Текущие (расчетные) счета коммерческих организаций»
Кт 2120 «Краткосрочные кредиты коммерческим организациям»
Расход  по внебалансовым счетам:
99561 или  99630, 99034, 99159
     В подтверждение операции клиент получает выписки по счетам.
В аналитическом  учете к счетам краткосрочных  ссуд, в том числе по счетам просроченных ссуд, ведутся отдельные лицевые счета по заемщикам, а также в разрезе разных процентных ставок.
     Для получения валютного кредита  клиент должен обратиться в кредитную  организацию с заявлением, содержащим следующие данные:
- цель получения кредита, его сумма и срок, на который он испрашивается;
- наименование  и количество закупаемого за  границей товара, его стоимость,  название страны приобретения  товара, наименование валюты платежа;
- экономическое  обоснование кредита;
- источники погашения кредита (в иностранной валюте).
     К заявлению клиента прилагается  график поставок импортируемого товара. В случае принятия положительного решения о предоставлении кредита в иностранной валюте между кредитной организацией и заемщиком подписывается кредитный договор.[9, c.202-203] 

3.2. Учет активных  операций 
 
 

     Самой важной активной банковской операцией  является кредитная — ссуды торгово-промышленным предприятиям. Банк финансирует предпринимателей, которые не имеют для своих оборотов достаточно наличных денег, отдает им в ссуду собранные капиталы на определенных условиях и получает от них за время пользования кредитами известное вознаграждение. При этом банки в традиционном понятии во главу угла своей деятельности ставят, как правило, получение максимальных доходов, а удовлетворение потребности клиентов в кредите ими рассматривается как способ достижения этой цели.
  Классифицируя виды банковских ссуд, следует выделить:
ссуды торгово-промышленным предприятиям;
ссуды под недвижимость;
ссуды частным лицам;
ссуды, выдаваемые правительственным органам  штатов и муниципалитетов;
ссуды финансовым организациям;
сельскохозяйственные  ссуды;
дебиторские задолженности по лизингу;
ссуды иностранным банкам и официальным  организациям.
     Эта классификация основана на использовании денежных  средств, а не типе залогового обеспечения.[4, c.161-163]
     Для  бухгалтерского учета кредитов в  плане счетов предусмотрен 2 класс  «Кредитные операции с клиентами», где отдельно выделяются: кредитные  операции с небанковскими финансовыми организациями счет 21, с коммерческими организациями - 22, с индивидуальными предпринимателями – 23, с физическими лицами – 24 и т.д. По дебету этих активных счетов отражаются суммы задолженности перечисленных субъектов по векселям, проданным с отсрочкой платежа, переданным в заем, по исполнительным акцептам переводных векселей, по кредиту счетов отражаются суммы, поступившие в погашение задолженности, а также суммы, списываемые на счета пролонгированной, просроченной и сомнительной задолженности.
     Кроме того, кредиты можно классифицировать по целому ряду других признаков:
     - по размерам (мелкие, средние, крупные — для каждого банка и для каждого клиента это определяется индивидуально в зависимости от финансовых возможностей того и другого);
     - по видам кредиторов (государственный кредит; банковский, предоставляемый кредитно-финансовым учреждениям; коммерческий, предоставляемый продавцам товара в виде отсрочки платежа; консорциальный, выдаваемый группой кредитно-финансовых учреждений, их консорциумом или синдикатом и т.п.);
     - по видам заемщиков (персональный, то есть частному лицу; сельскохозяйственный, банковский или промышленный, то есть предприятию или учреждению соответствующей отрасли; государству и т.п.);
     - по использованию (инвестиционный, потребительский на устранение временных финансовых трудностей, экспортный, импортный, на операции с ценными бумагами и т.д.);
     - по срокам (краткосрочные — обычно до одного года, среднесрочные — на срок до 5-7 лет, долгосрочные — свыше 5 лет).
     В результате активных операций банки получают дебетовые проценты. Они должны быть выше кредитовых процентов, выплачиваемых банками по пассивным операциям. Разница между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) образует доход банка.
     С точки зрения банка краткосрочные  ссуды обладают тем преимуществом, что по ним банк самостоятельно может устанавливать заранее оговоренные сроки погашения, что обеспечивают более или менее постоянный приток денежных средств.
     Чтобы раскрыть сущность банковских ссуд, мы должны классифицировать их также в зависимости от вида кредитных операций. Так, различают ссуды под векселя до востребования (on call) и срочные ссуды под товары и товарные документы.
     Отличие специального текущего счета под  векселя от учета векселей заключается в следующем. При учете векселей клиент получает от банка в ссуду всю сумму представленных векселей, а при получении ссуды по «специальному счету» выдается лишь часть суммы («валюты»), обычно 70-75%. При учете банк удерживает проценты вперед, при «специальном счете» проценты прибавляются  к капитальной сумме долга по истечении известного срока (обыкновенно 4 раза в год по кварталам и при заключении счета). По «специальному счету» клиент может брать суммы частями, а также вносить их обратно на счет частями, причем по «специальному счету» расчет процентов производится по дням: иными словами, клиент платит банку проценты за ту сумму, которой он фактически пользовался в данный день. Банк иногда дает клиенту чековую книжку специального счета и он может брать суммы с этого счета при помощи чеков.
     Сущность  срочных ссуд под товары и товарные документы заключается в том, что банк выдает заемщику ссуду на определенный срок, приняв от него в обеспечение товар в качестве залога. Причем залогом может служить как реальный товар, который в этом случае передается в распоряжение банка, так и товарный документ, чаще всего документ на товар, находящийся в пути. Передача товара в распоряжение банка происходит или путем помещения его на складе банка, или путем передачи ему документа на хранение товара в каком-нибудь другом складском помещении. В случае, если клиент не уплачивает долга в срок, банк, как и при всякой залоговой операции, имеет право продать на рынке заложенный товар, и обратить выручку от продаж в первую очередь на погашение долга, отдав клиенту остаток от вырученной за товар суммы, если это получится1.
     Этот  кредит уже более надежен,  личное доверие заменено реальным залогом. Имеющееся в руках банка обеспечение дает ему возможность принудить предпринимателя исполнить свое обязательство. Однако, такие кредиты продолжают быть иммобилизованными, так как не всегда возможен для банка перезалог принятых в обеспечение ценностей.[18, c.132-136]

3.3 Учет пассивных  операций

 
     Сущность пассивных фондов можно выразить следующей схемой: 

     Заемное финансирование
           
Полученные средства (финансовые обязательства перед другими банками)
           
Змиссия ценных бумаг
      Вклады (финансовые обязательства перед клиентами банка)
     
       

           
     
Депозиты
Сберегательные вклады
Банковские и сберегательные облигации
      Ипотечные и коммунальные облигации
 
           
Срочные вклады (обязательства имеющие определенный срок)
 
      Депозиты до востребования (обязательства не имеющие конкретного срока)
 
 
 
 
 
 
Вклады, зарезервированные на установленный срок
 
Вклады с обязательным предварительным уведомлением о снятии средств
 
 
 
 
        
 
 
         Под пассивными понимаются такие  операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах  или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами.
          Пассивные операции  играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают  кредитные  ресурсы на рынке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.