На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психологическое консультирование: цель, задачи, принципы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей,
      экономики и права»
      в г. Калининграде 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Контрольная работа 

      по  дисциплине «Психологическое консультирование»
      на  тему: «Психологическое консультирование: цель, задачи, принципы» 
 
 
 
 
 

                                                Студента 5 курса
                                                Гуманитарного факультета
                                                Группы 51 – ПС
                                                Гириной Лилии Борисовны 

                                                Преподаватель
                                                                     к.псих.н. Крылова Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Калининград
      2010
 

       Содержание 
 

      Введение………………………………………………………3
1. Определение психологического консультирования……………..……..4
2. Цели психологического консультирования …………………………….5
3. Задачи  психологического консультирования……………………………7
4. Принципы психологического консультирования………………………10
      Заключение…………………………………………………… 15
Список использованной литературы…………………………..…...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Консультативная психология имеет в основном те же корни, что и клиническая, - на нее  воздействовали те же исторические и  общественные силы. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей в совете, консультации по различным вопросам, требующим срочного вмешательства и неотложного решения. Поэтому в консультативной психологии мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, с их проблемами. Становится привычным обращение к психологу в случае трудностей развития ребенка, семейных или производственных конфликтов. И это понятно: в последнее время все чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки.
Хотя  консультативная психология во многом подобна клинической, она отличается тем, что делает упор на определенные терапевтические теории, а также  на относительно более здоровую клиентуру. Консультативные психологи могут оценивать и консультировать отдельных лиц или группы относительно их жизненных проблем, карьерных планов, проблем во взаимоотношениях, выбора места учебы и т.д. Они могут работать консультантами в учреждениях, связанных с бизнесом, образованием, психическим здоровьем и разрабатывать программы их развития.
Поскольку в психологическом консультировании нуждаются различные люди (взрослые и дети) и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое  консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию. 
 
 
 
 

    Определение психологического консультирования.
 
Психологическое консультирование как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.
Спектр проблем, с которыми обращаются к психологу-консультанту, поистине широк:
    Трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения);
    Неустроенность личной жизни и неурядицы в семье;
    Плохая успеваемость детей в школе;
    Недостаток уверенности в себе и самоуважения;
    Мучительные колебания в принятии решений;
    6.Трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.
Консультирование как вид деятельности по-разному определяется. Например, одно из определений трактует консультирование как «совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений".
В другом определении  отмечается, что цель консультирования «помощь клиенту в понимании  происходящего в его жизненном  пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера".
Обобщая существующие определения психологического консультирования, Р.Кочунас отмечает, что все они  включают несколько основных положений:
1. Консультирование  помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование  помогает обучаться новому поведению. 
3. Консультирование  способствует развитию личности.
4. В консультировании  акцентируется ответственность  клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной  консультирования является "консультативное  взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.
Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении  человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.  

    Цели  психологического консультирования.
 
 
Говоря  о целях психологического консультирования, необходимо помнить, что их выделение  зависит от нескольких обстоятельств, а именно:
- от  потребностей клиентов, обратившихся за психологической помощью и "широты" контекста проблемы;
- от  теоретической ориентации самого  консультанта;
- от  степени использования для достижения  этих целей психологической информации.
Основные  цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Это могут быть, перспективные, глобальные цели и цели специфические, конкретные, краткосрочные. Таким образом, в теоретических школах, ориентированных на перестройку личности (психоанализ, гуманистическая психология, экзистенциональная психология), акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения (бихевиоризм), большее значение придается конкретным целям.
Следуя  заявленной логике выделения целей консультирования, в самом общем виде перспективная цель консультирования может быть сформулирована как достижение нового качества личности человека, обратившегося за помощью. Это - культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения. В этой конечной цели смыкаются цели и консультанта и клиента.
Вместе  с тем следует различать, что  каждый консультант имеет свою систему  общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а клиент - свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.
Реализация  целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента в отношении  разрешения психологической проблемы. Психологическая проблема клиента - это совокупность психологических трудностей, дисгармоничное состояние, причиняющее человеку страдание, от которого он хотел бы избавиться.
Однако, основными, как правило являются:
1. Способствовать  изменению поведения, чтобы клиент  мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать  навыки преодоления трудностей  при столкновении с новыми  жизненными обстоятельствами и  требованиями.
3. Обеспечить  эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
4. Развивать  умение завязывать и поддерживать  межличностные отношения. Общение  с людьми занимает значительную  часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
5. Облегчить  реализацию и повышение потенциала  личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании  необходимо стремиться к максимальной  свободе клиента (учитывая естественные  социальные ограничения), а также  к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
В результате цель клиента - разрешить психологическую проблему, а цель консультанта - найти пути психологической помощи клиенту. Под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т.е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь.  

    Задачи  психологического консультирования.
 
Во всех этих и других подобных случаях психологическое  консультирование решает следующие  основные задачи:
1. Уточнение  (прояснение) проблемы, с которой  столкнулся клиент.
2. Информирование  клиента о сути возникшей у  него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)
3. Изучение  консультантом личности клиента  с целью выяснения того, сможет  ли клиент самостоятельно справиться  с возникшей у него проблемой.
4. Четкое  формулирование советов и рекомендаций  клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.
5. Оказание  текущей помощи клиенту в виде  дополнительных практических советов,  предлагаемых в то время, когда  он уже приступил к решению  своей проблемы.
6. Обучение  клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).
7. Передача  консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических  знаний и умений, освоение и  правильное употребление которых  возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.(Психолого-просветительское информирование клиента.)
Рассмотрим  каждую из названных задач подробнее.
Прояснение  проблемы состоит в том, что, внимательно  выслушав клиента, некоторое время, понаблюдав за ним, консультант приходит к определенному выводу относительного того, в чем на самом деле состоит проблема клиента. Иногда его вывод в целом совпадает с мнением клиента, а иногда расходится с ним. В последнем случае консультант объясняет клиенту, почему он – консультант – пришел именно к данному выводу, отличающемуся от того, о чем первоначально думал сам клиент.
Проблемное  информирование клиента как раз  в этом и заключается. Проводя  такое информирование, консультант  не только аргументирование объясняет  клиенту, в чем состоит его проблема, но также поясняет, почему данная проблема возникла и как ее в принципе можно практически решить.
Следующий, логически необходимый и обычно параллельно выполняемый наряду с предыдущим шаг – это психологическое  изучение личности клиента. Без такого изучения трудно, во-первых, рассчитывать на полное, глубокое понимание клиентом своей проблемы, во-вторых – на активное личное участие клиента в ее решении. Сделав этот необходимый при консультировании шаг, психолог получает возможность объяснить клиенту его проблему, максимально учитывая при этом индивидуальность клиента.
Далее консультант с учетом его собственного понимания сути проблемы и индивидуальности клиента формулирует рекомендации клиенту по оптимальному решению  проблемы. Такие рекомендации должны быть краткими, простыми и понятными клиенту, а также практически выполнимыми в реальных условиях жизни клиента с должным сознательным контролем с его стороны.
Далеко  не всегда клиент сразу же и с расчетом на успех может приступить к реализации советов и рекомендаций, полученных от консультанта. Нередко из-за собственной неопытности или неумения он совершает ошибки и нуждается в получении оперативной текущей помощи со стороны психолога-консультанта. Тот же, в свою очередь, не должен думать, что он полностью исполнил свой профессиональный долг, если выслушал клиента, прояснил для себя и для него суть проблемы и предложил рекомендации по ее правильному решению. Задача консультанта состоит также в том, чтобы обеспечить по возможности безошибочное выполнение клиентом полученных им советов и рекомендаций. Не исключается, правда, и то, что клиент не пожелает выполнять полученные от психолога-консультанта рекомендации, и тогда психолог не несет ответственности за конечный практический результат психологического консультирования (если, конечно, клиенту были даны правильные рекомендации).
Многие  проблемы психологического характера, с которыми люди сталкиваются в жизни, таковы, что могут возникать повторно, и одноактное их решение не всегда является полной гарантией того, что они еще раз не возникнут в будущем. Поэтому, проводя консультационную работу с клиентом, важно добиваться того, чтобы повторное возникновение аналогичной проблемы в будущем было сведено к минимуму. В этом, в частности, и заключается одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы сам клиент своими собственными действиями мог предупредить и избежать повторного возникновения в его жизни подобной проблемы в будущем.
Для того чтобы клиент был в состоянии  самостоятельно решить психопрофилактическую  задачу, а также для того, чтобы  он был в состоянии оказать  самому себе нужную помощь, консультант  иногда добровольно берет на себя профессионально не обязательную для него задачу: передать клиенту элементарные полезные для него психологические знания. 

4. Принципы психологического  консультирования 

1. Компетентность и  профессиональная  и научная ответственность
Компетентность  консультанта составляет основу его работы. Консультант обязан правильно оценивать уровень своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Компетентность диктует мельчайшие приемы обращения с той или иной патологией.
Чтобы быть компетентным, психолог обязан не прерывать образование и практики и постоянно повышать квалификацию и углублять специализацию. Консультант обязан знать возрастные, половые, этнические, социально-психологические и индивидуально-психологические особенности клиента. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.
Практический  психолог несет прямую ответственность  за последствия своих решений, действий, экспертных заключений, диагностических  операций. Экспертные заключения и психологический статус должны быть обоснованы, репрезентативны и валидны, представлены в четкой и ясной форме, поскольку из этого вытекают показания или противопоказания к применению того или иного метода.
Психолог-консультант  обязан осознавать, что его профессиональные действия влияют на жизненные решения клиента и могут изменить личный и социальный статус человека.
2 . Конфиденциальность
Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим  лицам - важнейший принцип работы консультанта. Несоблюдение этого принципа ведет к полному краху доверия пациента к консультанту и делает его работу бессмысленной. Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями.
Сведения  о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиента) должны храниться  в недоступных для посторонних местах.
Второй  уровень конфиденциальности относится  к условиям, при которых может  быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно  для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями, супругом, неизбежная дилемма. О своих намерениях консультант обязан поставить в известность клиента. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.
Консультант, обеспечивая секретность должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна  не соблюдается.  
 
 

Выделяют  несколько основных правил, следуя которым можно установить такие  границы.
1. Обязательно  соблюдать конфиденциальность не  абсолютно, а относительно, поскольку  существуют определенные условия,  способные изменить такое обязательство.
2. Конфиденциальность  зависит от характера представленных  клиентом сведений, тем не менее,  доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели «секретность» событий, о которых сообщает клиент.
3. Материалы  консультативных встреч, которые  не могут причинить вред интересам  клиента, не подпадают под правила  конфиденциальности.
4. Материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом.
5. Конфиденциальность  всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны. Консультант обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).
6. Конфиденциальность  ограничена правом консультанта  на сохранение собственного достоинства  и безопасности своей личности.
7. Конфиденциальность  ограничена правами третьих лиц  и общественности.
Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:
1. Повышенный  риск для жизни клиента или  других людей.
2. Преступные  действия (насилие, развращение,  инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.
3. Необходимость  госпитализации клиента.
4. Участие  клиента и других лиц в распространении  наркотиков и прочих преступных  действиях.
Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную  угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.
Чему  отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? Практика показывает, что предпочтение необходимо отдать последнему варианту.
3.Исключение  профессиональных  злоупотреблений
К одной  из форм профессионального злоупотребления следует отнести неосведомленность пациента о целях, сущности и смысле применяемой техники. Клиент должен быть досконально информирован о том, что и почему собирается делать с ним консультант, каковы результаты исследования психологического статуса и в чем его базовая проблема.
Встречи с клиентами за пределами кабинета, предъявление клиенту личных просьб или формирование любых неформальных взаимоотношений с клиентом сводят на нет работу консультанта.
Нецелесообразно консультировать родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.
Очень важна проблема сексуальных отношений  консультантов  с клиентами, однако, она нередко замалчивается. Сексуальные  отношения консультантов с клиентами  неприемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь, у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование или психотерапия.
4. Принцип «Не оценивать»
Принцип «Не оценивать» считается одним из наиболее труднодостижимых в работе консультанта.. Обычно, каждое суждение, наряду с когнитивным содержанием несет в себе также отношение - эмоциональный компонент суждения. Разделить эти компоненты зачастую не представляется возможным, однако именно это составляет суть отношения терапевта к клиенту.
На первом плане отношения должно стоять не оценивание, а понимание, даже если информация, идущая от клиента к  консультанту, является чудовищной с  точки зрения морали. Оценивая и  осуждая, консультант закрывает доступ к пониманию личности и, следовательно, не может найти оптимального способа работы с ним. При этом речь идет не только о том, чтобы ни в коем случае не высказывать клиенту морализирующих оценочных суждений, но в том, что бы не судить и оценивать внутри себя вплоть до подсознательного. Соблюдать этот принцип удается только по достижении опыта и только при условии сознательных усилий к тому, чтобы в собственной душе умолкли всякие модальные отношения к клиенту. Консультант не обязан «любить» или «не любить» клиента; он обязан личностно-безмолвно поместить его проблему в широкий контекст мирового опыта психологии и найти модус, посредством которого будет возможно укрепить и расширить его сознание и способность его развитию. Последнее будет являться адекватной формой уважения прав личности взамен пустопорожних разговоров о правах. 

Заключение. 

Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы.
Знания  в области психологического консультирования являются обязательными не только для  тех, кто собирается стать практическими психологами, но также для социальных работников и дефектологов (профессионалов в сфере специальной психологии). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 
 

    Абрамова  Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
 
    Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое  консультирование. - М.: «Социальное  здоровье», 1994.
 
    Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: ВЛАДОС, 2001.-.
 
    Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. - М.: Эксмо, 2001.
 
    Хухлаева  О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2001.
 
     Р. Кочунас.  Основы психологического консультирования. - М.- 1999.- .
 
    Психотерапевтическая  энциклопедия /Под ред Б.Д. Карвасарского.-СПб.: Питер, 1999.
 
    Шавердян  Г.М. Основы психотерапии.-СПб.: Питер, 2007.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.