На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Космический мусор

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Ч 

      Ч 
 
 
 

      Основы  экологии и энергосбережения. Сообщение  по теме
      «Космический  мусор» 
 
 
 
 

      Подготовила:
      2 курс 1 группа
      Проверила:   
 

      2010 

      К третьему тысячелетию человечество активно изучает и исследует  космос. Число космических полетов  растет, но они постоянно вталкиваются с рядом проблем. Одной из таких  проблем – проблем экологии космоса, является вопрос об его загрязненности объектами так называемого космического мусора.
      Космический мусор – все антропогенные  объекты, которые находятся на околоземной  орбите или возвращаются в атмосферу, включая фрагменты или части  тех объектов, которые закончили  свое активное существование.
      Специалисты сравнивают околоземные орбиты с  помойкой, мусорной ямой, свалкой металлолома. По орбитам движется свыше семи тысяч  крупных предметов, отчетливо различимых на экранах радаров, и около миллиона мельчайших частичек, встреча с которыми совсем не безобидна. Крупные предметы в космосе наперечет. Это действующие  и отработавшие свой срок спутники, части ракет, баки из-под топлива, колпаки от линз, а также обломки  взорвавшихся ракет и летательных  аппаратов, запущенных для испытаний  космического оружия в эпоху холодной войны. За мелкими алюминиевыми частицами, рождающимися в тех же взрывах  или в столкновениях крупных  обломков, уследить почти невозможно. А тут еще новая напасть  — радиоактивные металлические  капельки — наследие холодной войны. Они часто различимы на экранах  радаров и их удалось подсчитать. Сегодня их около 70 тысяч — только различимых, но существуют мириады  неразличимых, а кроме того, число  капелек растет.
      На  сегодняшний день космический мусор  хорошо изучен. Как отмечают ученые, он распределен по орбитам слоями, словно начинка пирога. Это напрямую связано с функциональной нагрузкой  на ту или иную орбиту. Чем она  удобнее, тем больше спутников на ней работает. Через некоторое  время часть из них превращается в безжизненный металлолом, загрязняющий пространство, где еще недавно  проходила их жизнь.
      Первый  пояс мусора находится на высоте 850–1200 км от поверхности Земли. Именно здесь  движется огромное количество метеорологических, военных, научных спутников и  зондов. Второй пояс загрязнения лежит  в районе геостационарных орбит  (свыше 30 000 км). Сейчас там находится около 800 объектов разных стран. Каждый год к ним присоединяется 20–30 новых станций.
      По  данным РАН, около 85% космического мусора приходится на долю крупных частей ракет и разгонных блоков, с  помощью которых искусственные  спутники Земли выводятся на орбиту, а также самих отработанных спутников. Еще 12% мусора – это элементы конструкции, отделяющиеся в процессе запуска спутников и их эксплуатации. Все остальное – мелкие фракции и осколки, возникшие в результате их соударения.
      Впервые о масштабном загрязнении космоса  ученые заговорили в 1980-х, когда концентрация мусора на орбите Земли достигла такой  плотности, что баллистикам требовалось  хорошенько поработать, чтобы безопасно  разместить среди него тот или  иной спутник. В последнее десятилетие  ситуация только ухудшилась. «Количество  мусора в околоземном пространстве столь велико, что это создает  реальную опасность для работающих там автоматических станций. В ближайшем  будущем сложности будут нарастать  как снежный ком», – полагает старший научный сотрудник НИИ  астрономии РАН Александр Багров. Основания для этого у него весьма серьезные.
      В первую очередь от космического мусора страдают, конечно, объекты, находящиеся  на орбите. «Службы наземного наблюдения иногда фиксируют столкновения частиц космического мусора друг с другом, из-за чего их количество множится в  геометрической прогрессии, – рассказывает председатель комиссии по проблемам  космического мусора РАН, заместитель  директора Института прикладной математики им. Келдыша Эфраим Аким. – Мелкие фракции представляют не меньшую опасность, чем крупные. Только представьте крупнокалиберную пулю, движущуюся со скоростью 8–10 км/с. При попадании подобной частицы  в действующий космический аппарат  сила соударения просто чудовищная. Ни один корабль не выдержит такого столкновения. Если же соударение произошло, облако обломков на орбите расползется по всем направлениям всего за пару недель, угрожая уничтожить и других соседей».
      И хотя вероятность вывода из строя  орбитальных спутников космическим  мусором все еще крайне мала, неприятные инциденты уже были, в том числе  с пассажирскими космическими кораблями  и орбитальными станциями.
      В 1983 году экипаж печально знаменитого  шаттла Challenger обнаружил на лобовом  стекле своего корабля небольшой  след от соударения с посторонним  предметом. Кратер был всего 2,5 мм в  глубину и столько же в ширину, но заставил сильно поволноваться инженеров NASA. После приземления корабля  специалисты тщательно осмотрели  повреждения и пришли к выводу, что причиной соударения стала микрочастичка  краски, отслоившаяся от какого-то другого  космического аппарата. Пострадала от космического мусора и советская  орбитальная станция «Салют-7», поверхность  которой была буквально испещрена  микроскопическими кратерами от соударения с частицами мусора. Чтобы  предотвратить возможность подобных инцидентов в дальнейшем, станция  «Мир» и пришедшая ей на смену  МКС были оснащены экранами, защищавшими  обитаемые модули от соударений с  мелким мусором. Впрочем, и это не помогло. В июне 1999 года тогда еще  необитаемая МКС имела все  шансы столкнуться с обломком разгонного блока одной из ракет, уже долгие годы вращавшегося вокруг Земли. К счастью, специалистам российского  Центра управления полетами (ЦУП) удалось  своевременно скорректировать ее орбиту, и обломок пролетел мимо на расстоянии 6,5 км. В 2001 году МКС пришлось предпринимать  специальный маневр, чтобы не столкнуться  с семикилограммовым прибором, потерянным во время выхода в открытый космос американскими астронавтами. С тех  пор станция уворачивается от космического мусора с завидной регулярностью, несколько раз в год.
      Космический мусор представляет опасность и  для далеких от космоса землян, падая на их головы в прямом смысле этого слова. В 1978 году таежные области  на севере Канады пострадали от падения  советского спутника «Космос-594». Годом  позже обломки американской космической  станции Skylab рассыпались над пустынными районами Австралии.
      В 1964 году в ходе неудачного запуска  навигационного спутника США с ядерными источниками энергии на борту  радиоактивные материалы рассеялись над акваторией Индийского океана. Всем памятна ситуация и со станцией «Мир», затопленной в Тихом океане. Тогда у десятков тысяч жителей  островных государств случился форменный  массовый психоз. Люди панически боялись, что «русская громадина» свалится им прямо на голову. А вот для жителей  Алтайского края этот кошмар стал реальностью. Именно над этим регионом России пролегают траектории полета ракет, запускаемых с Байконура, и именно сюда валятся обломки первых ступеней с остатками высокотоксичного топлива.
Но что  же представляет собой космический  мусор? Откуда он берется?
        «Ситуация складывается парадоксальная, – считает Александр Багров. – Чем больше мы запускаем аппаратов в космос, тем менее пригодным для использования он становится». И действительно, по оценкам российских специалистов, в настоящее время в космосе находится более 10 тысяч летательных аппаратов и спутников Земли, при этом функционируют из них только 6%. Космические аппараты выходят из строя с завидной регулярностью, а в результате плотность космического мусора на орбите ежегодно увеличивается на 4%. В настоящее время вокруг нашей планеты вращается около 70–150 тысяч объектов размером от 1 до 10 см, частиц же менее 1 см в диаметре – миллионы. «И если на низких орбитах, примерно до 400 км, мусор притормаживает о верхние слои атмосферы и со временем падает на Землю, то на геостационарных орбитах он может вращаться бесконечно долго», – продолжает Александр Багров.
      Свой  вклад в дело увеличения космического мусора вносят и разгонные блоки  ракет, с помощью которых спутники выводятся на геостационарные орбиты. В их баках остается примерно 5–10% топлива, которое весьма летуче и  легко превращается в пар, что  нередко приводит к мощным взрывам. После нескольких лет пребывания в космосе отслужившие ступени  ракет разлетаются на куски, разбрасывая  вокруг себя «шрапнель» мелких осколков. За последние годы в околоземном  пространстве было зафиксировано 182 подобных фейерверка. Только один взрыв ступени  индийской ракеты-носителя привел к  образованию 300 крупных обломков и  бесчисленного множества мелких, но не менее опасных объектов. Первые жертвы уже были.
      В июле 1996 года на высоте примерно 660 км французский  спутник столкнулся с фрагментом третьей ступени французской  же ракеты Arian, запущенной много раньше. Относительная скорость во время  столкновения составляла около 15 км/с, или около 50 000 км/ч. Французские баллистики, прозевавшие на орбите приближение  своего же крупного объекта, потом долго  кусали локти, и было от чего. Происшествие не закончилось крупным международным  скандалом только потому, что оба  объекта имели французское происхождение. Как же очистить орбиту от космического мусора?
        «К сожалению, на данный момент эффективных способов уничтожения космического мусора не существует», – считает Эфраим Аким. По его мнению, собирать обломки при помощи американских шаттлов безумно дорого, да и челноки вот уже несколько лет стоят на приколе. Еще большее безумие сжигать космический мусор при помощи лазера, поскольку расплавленный металл, остывая, превратится в смертоносную «шрапнель», которая расползется по орбите, еще больше загрязнив космос. Заменить многоступенчатые ракеты многоразовыми системами тоже пока не представляется возможным, слишком уж они дороги. «Конечно, хорошо запускать и забирать спутники при помощи летающих тарелок. В любой момент взлетел, зацепил его и сел обратно на Землю, – смеется Эфраим Аким. – Увы, человечество подобными техническими устройствами не располагает. Пока они не появились, нам надо всеми силами предотвращать дальнейшее загрязнение космоса, иначе в будущем из-за опасности встречи с космическим мусором его освоение превратится в очень рискованное мероприятие».
      Единственное, что пока могут предложить ученые, – тщательное картографирование  космической свалки. Но и здесь  все не так просто. «На сегодняшний  день только два государства в  мире способны эффективно отслеживать  поведение космического мусора», –  считает главный баллистик ЦУП  Николай Иванов. Легко догадаться, что это Россия и США, которые, к слову сказать, являются и главными «загрязнителями» космоса. «У нас, как  и в Америке, существуют уникальные наземные комплексы, позволяющие обнаруживать на низких орбитах кусочки до нескольких сантиметров в диаметре, но необходимо также совместно разрабатывать  меры по их нейтрализации. Было бы неплохо  создать международную систему  слежения, объединить каталоги объектов, разработать общую систему предупреждений о рисках столкновений, только в  этом случае можно реально обезопасить  полеты», – продолжает Николай Иванов. «Чтобы на космических дорогах не было аварий, необходимо выработать международные  правила космического движения», –  вторит ему Эфраим Аким. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
      «Предотвращением  дальнейшего загрязнения космического пространства занимаются несколько  международных комиссий, в том  числе под эгидой ООН, – рассказывает ученый секретарь Совета по космосу  РАН Александр Алферов. – Правда, они сталкиваются с неповоротливостью ряда агентств, предпочитающих все очень тщательно взвесить, прежде чем идти на сотрудничество. Дело в том, что многие спутники принадлежат военным ведомствам и полную информацию о них получить весьма сложно. Нельзя сбрасывать со счетов и коммерческую сторону вопроса». Впрочем, приватизация космоса играет на руку тем, кто ратует за его чистоту. «Космос постепенно превращается в зону вложения капитала, а коммерсантов всегда интересовали вопросы страхования рисков и возмещения потерь в результате тех или иных форс-мажорных обстоятельств, – считает Александр Багров. – Без выработки единых правовых норм достичь этого не удастся. К примеру, кто должен отвечать, если старый безжизненный спутник или разгонный блок ракеты, запущенной одним государством, протаранит автоматическую станцию, принадлежащую другой стране? Пока на этот вопрос ответа нет, хотя подобные прецеденты уже имели место». И хотя частные космические компании делают только первые шаги, сам факт их появления на свет подтолкнул к выработке единых международных правил. «В настоящее время интенсивно вырабатываются новые требования к космической технике, определяются зоны работы спутников и оговариваются методики захоронения выработавших свой срок аппаратов», – рассказывает Эфраим Аким.
      Одним из первых реальных достижений в деле борьбы с космическим мусором  стала выработка новых международных  стандартов в отношении искусственных  спутников Земли. Теперь на их борту  должны присутствовать резервные запасы топлива, чтобы по истечении срока  работы увести аппараты в специально отведенные районы околоземных орбит  или направить к Земле. Желательно также оснащать спутники дополнительными  системами управления, способными в  случае поражения аппарата частицами  мусора уводить его с рабочих  орбит. Предполагается, что «кладбища  спутников» будут располагаться  на 200–300 км выше зоны геостационарных  орбит. «Конечно, внедрение новых  стандартов идет очень медленно, –  признает Эфраим Аким, – ведь они  связаны с существенными затратами. Изменение в конструкции спутников  влечет за собой дополнительные многомиллионные  вложения, что нравится не всем аэрокосмическим  корпорациям. Но без этих мер на данный момент просто не обойтись, и все  это понимают».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.