На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Анализ структуры экспорта РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Анализ структуры экспорта РФ 

      В товарной структуре  экспорта РФ наблюдается резкая топливно-сырьевая направленность — около 85% (в том  числе: минеральное сырье и топливо  — 54,5%, металлы — 18%, химические товары — 6,7%, лесоматериалы — 4,5%, сельскохозяйственное сырье — 1%). Экспорт машин и оборудования на протяжении 90-х гг. постоянно сокращался (1990 г. — 17,5%, 2000 г. — 7,5%) при увеличении доли сырьевых товаров (нефти, древесины, необработанных черных и цветных металлов). В ближайшей перспективе в структуре экспорта России не произойдет существенных изменений. По-прежнему основу международной специализации российской экономики будут составлять газ, нефть, черные и цветные металлы, в определенной мере — военная техника и вооружение. Расширение экспорта машин, оборудования и потребительских товаров в обозримом будущем будет сдерживаться низким уровнем конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке данной группы товаров
                                                                                                               Таблица 1
     Товарная  структура экспорта РФ
Источник: www.gks.ru/bgd/regl/b08_
     В товарной структуре российского  экспорта в страны дальнего зарубежья  доля топливно-энергетических товаров в январе-октябре 2006г. составила 69,9% от всего объема экспорта в эти страны (в январе-октябре 2005г. - 66,8%). Об этом сообщила сегодня Федеральная таможенная служба РФ.
     По  данным таможенной статистики, доля металлов и изделий из них в общей  структуре экспорта составила 13,7% (в 2005г. - 14,9%), продукции химической промышленности - 5% (в 2005г. - 5,6%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 3,1% (в 2005г. - 3,5%), машин и оборудования - 3,1% (в 2005г. - 3,4%).
     В сообщении ФТС отмечается, что в январе-октябре 2006г. стоимостные объемы экспорта сырой нефти увеличились на 28,8% за счет роста цены. Средняя контрактная цена на нефть за январь-октябрь с.г. составила 435,9 долл. за тонну (за январь-октябрь 2005г. - 338,2 долл. за тонну), при этом физические объемы экспорта нефти сырой остались на уровне прошлого года. Стоимостной объем экспорта нефтепродуктов в январе-октябре 2006г. увеличился на 35,1% по сравнению с январем-октябрем прошлого года, физический объем - на 5,8%, в том числе автомобильного бензина - на 8,8%, дизельного топлива - на 3,6%, мазута - на 5,4%. За 10 месяцев с.г. стоимостные объемы экспорта природного газа увеличились на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, физические объемы остались на уровне прошлого года (снижение на 0,5%). Выросли физические объемы экспорта каменного угля на 16,7%, безводного аммиака - на 24,6%, синтетического каучука - на 15,2%, круглого леса - на 7,7%, пиломатериалов - на 2,8%, фанеры - на 2,7%, чугуна - на 16,7%, необработанного алюминия - на 8,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 4,7%.
     В товарной структуре российского  экспорта в страны СНГ в январе-октябре 2006г. доля продукции топливно-энергетического  комплекса составила 43,2% от всего  объема экспорта в эти страны (в январе-октябре 2005г. - 42,1%), машин и оборудования - 20,1% (в 2005г. - 20,2%), металлов и изделий из них - 11,8% (в 2005г. - 11,7%), продукции химической промышленности - 9,0% (в 2005г. - 9,7%).
     Стоимостные объемы природного газа в январе-октябре 2006г. возросли в 2,3 раза по сравнению с январем-октябрем 2005г. за счет роста цены. За январь-октябрь 2006г. средняя контрактная цена составила 170,4 долл. за тыс. куб. м (за январь-октябрь 2005г. - 52,2 долл. за тыс. куб. м), при этом физические объемы поставок сократились на 29,7%. Стоимостные объемы экспорта сырой нефти в страны СНГ в январе-октябре 2006г. возросли на 8,3% (рост средней контрактной цены за 10 месяцев с.г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - на 30,4%), физические объемы поставок сократились на 17%. Стоимостные объемы экспорта нефтепродуктов в январе-октябре 2006г. увеличились на 62,9%, физические объемы - на 26,8%, в том числе реактивного топлива - на 52,3%, дизельного топлива - на 33,2%, мазута - в 2,2 раза.
     По  сравнению с январем-октябрем 2005г. стоимостные объемы экспорта машин и оборудования в СНГ выросли на 28,7%, продукции химической промышленности - на 19,8%, металлов и изделий из них - на 31%. Физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали увеличился на 20,3%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 21%, азотных удобрений - на 85,8%, комплексных удобрений - на 46,1%, черных металлов - на 28,2%, пиломатериалов - на 33,2%, леса круглого - на 14,9%, фанеры - на 37,3%, грузовых автомобилей - на 19,5%.
     Экспорт России в январе-октябре 2006г. составил 246,9 млрд долл. и по сравнению с  январем-октябрем 2005г. увеличился на 26,6%. [http://www.raspilovka.ru/news/]
     Значение  экспорта энергоресурсов для экономики  России 

     Экспорт энергетических ресурсов традиционно является одним из основных валютных источников России. В значительной мере с ними связаны возможности поддержки национальной экономики, нуждающейся в крупномасштабных финансовых поступлениях. Можно обоснованно полагать, что стратегия внешней торговли большими объемами энергетических ресурсов сохранится на длительный период как приоритетная задача российской экономической политики.
     Несмотря  на ее явную непопулярность, ресурсную  ориентацию экспорта заменить пока нечем. Скорее всего, такое положение сохранится до тех пор, пока Россия не выйдет из стадии экономических реформ, не восстановит свой потенциал и не начнет развивать экспорт наукоемкой продукции.
     Реформируемая экономика России 90-х была провозглашена  открытой, что сделало ее связанной с положением на мировых энергетических рынках, прежде всего нефти и природного газа. Масштабы потребления энергии в мире, динамика спроса и предложения на основных сегментах мирового рынка энергоресурсов, текущие и долгосрочные тенденции ценовой и инвестиционной политики в энергообеспечении уже стали значимыми компонентами, учитываемыми при определении внутренней экономической политики России.
     Геоэкономические  позиции России, которые до недавнего  времени считались достаточно прочными в Закавказье и Средней Азии, подвергаются устойчивому давлению в связи с событиями вокруг каспийской нефти и интересами по созданию новых транспортных коридоров для нефти и газа. В то же время, новым стратегическим направлением массового экспорта российских энергоресурсов становятся в перспективе страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Все это делает необходимым иметь долгосрочную экспортную стратегию страны, направленную на поддержание высокой доходности экспорта энергоресурсов при безусловном решении задач обеспечения внутренних потребностей национальной экономики топливом и энергией.
     Неустойчивость  спроса и предложения, острая конкуренция  стран-экспортеров, динамичность цен  на мировых рынках энергоресурсов постоянно  формируют новые экономические  ситуации и геополитические расстановки. Они должны систематически отслеживаться и оцениваться Россией в рамках стратегии ее поведения на мировых энергетических рынках.
Экспорт нефти и нефтепродуктов
     Россия - крупнейший производитель и экспортер  нефти в СНГ. Из 156 млн. т, экспортированных в 1996 г. из СНГ, на российскую нефть приходится 126 млн. т, или около 84%. Россия также экспортирует свыше 1/3 своих нефтепродуктов. В 1997 г. экспорт составил около 127 млн. т сырой нефти и свыше 60 млн. т нефтепродуктов, или более 60% от объема ее добычи в стране.
     Экспортный  поток российских нефти и нефтепродуктов к настоящему времени кардинально  поменял свое направление. В 2004 г. почти 90% экспорта жидкого топлива приходилось на страны дальнего зарубежья по сравнению с 1993 г., когда в страны СНГ поступило более 50% российской нефти и почти 18% нефтепродуктов.
     Ежегодно  не менее 40% поставок нефти в дальнее  зарубежье идет по нефтепроводу «Дружба», а остальная часть экспортируется через морские терминалы Черного (Новороссийск, Туапсе, Одесса) и Балтийского (Вентс-пилс) морей, а нефтепродукты - через Клайпеду (Литва). На остальные порты приходится незначительная часть нефтяных грузов. Ведутся работы по созданию новых российских терминалов на Балтийском море. Это позволит уменьшить зависимость российских экспортеров от услуг портов сопредельных стран и снизить затраты на перевалку. Российские черноморские терминалы перегружены и также требуют расширения пропускной способности. 

     Можно ожидать, что в ближайшие 5-10 лет  экспорт нефти и нефтепродуктов из России сохранится на современном уровне, но при этом сократится доля нефтепродуктов. Это будет связано с тем, что во-первых, возрастет внутренний спрос на нефтепродукты (прежде всего, на дизельное топливо) при подъеме отечественной экономики; во-вторых, намечаемое развитие углубляющих процессов на НПЗ приведет к уменьшению выхода мазута и сокращению его экспорта. Доля вывозимых нефти и нефтепродуктов через отечественные порты в ближайшие десять лет существенно возрастет. Ожидается, что экспорт российской нефти с сахалинского шельфа достигнет развития до 15-20 млн. т к 2010 гг.
     Расширение  вывоза нефти через Россию в западном направлении связано также с  выходом на мировой рынок двух новых крупных экспортеров - Казахстана и Азербайджана. Добычу нефти на месторождении Тенгиз (Казахстан), предполагается довести до 30 млн. т к 2010 г. и далее до 60-65 млн. т. Для вывоза этой) а также российской нефти усилиями Каспийского нефтяного консорциума сооружается каспийский нефтепровод протяженностью 1200 км от Тенгиза до Новороссийска. Возможности этих двух портов будут расширены до 75 млн. т в год.
     Другой  крупный проект связан с экспортом  азербайджанской нефти также  через Новороссийск. Можно ожидать, что по этому нефтепроводу пойдет лишь часть азербайджанской нефти, а остальная возможно будет экспортироваться по нефтепроводам в грузинский порт Супса или через Турцию в средиземноморский порт Джейхан. Однако сейчас последний вариант теряет международную поддержку, в первую очередь нефтяных компаний США из-за высокой стоимости проекта ($3,5 млрд.).
     Ожидаемое быстрое нарастание потоков нефти  через Босфор и Дарданеллы за счет экспорта нефти из региона Каспийского  моря вызывает большую озабоченность  Турции. В этой связи рассматриваются  варианты вывоза каспийской нефти, минуя проливы, в том числе по трубопроводу через территорию Болгарии, Греции или Турции в регион Средиземного моря.
     В варианте через Джейхан потоки нефти  будут идти в обход проливов. На этом настаивает турецкая сторона, которая  утверждает, что пропускная способность проливов уже исчерпана. Существуют опасения, активно поддерживаемые Турцией, что реализация проектов транспортировки нефти в танкерах по Черному морю приведет к экологическому коллапсу в этом регионе и повлияет на состояние рыболовства и туризма. Шесть стран, прилегающих к Черному морю, в 1996 г. оценили его очистку в случае крупной аварии в $400 млн. Это составляет примерно $800 на каждый квадратный км поверхности всего моря.
     Обоснование трасс упомянутых нефтепроводов  сопровождается большой политической игрой. Немаловажное значение в ней имеет стремление определенных сил ограничить влияние России в Черноморье и Закавказье. Поэтому действия России в этих регионах должны быть направлены на то, чтобы не заморозить проекты по расширению пропускной способности черноморских терминалов.
     Существуют  и другие проекты развития российского  экспорта нефти. Предлагается использовать недогруженные мощности конечных участков нефтепровода «Дружба» на территории Польши, Венгрии и Германии. В частности, рассматриваются возможности расширения отводов в Польше от г. Плоцка до г. Гданьска на Балтийском море и в Хорватии от г. Загреб в адриатический порт Риска (Омисали).
     Менее определены во времени проекты экспорта нефти, добываемой в Республике Коми. Здесь рассматриваются два направления: на нефтяной терминал, сооружаемый под Санкт-Петербургом, и через «северные ворота» в г. Мурманск.
     По  оценкам международных экспертов, вывоз сырой нефти по российским нефтетранспортным системам может  быть увеличен на 200 млн. т в год. Очевидно, что реализация этих проектов будет прямо зависеть от возможностей роста российского экспорта нефти, а также договоренностей с Казахстаном и Азербайджаном о перекачке их нефти по нефтетранспортной системе России.
     Экспорт природного газа
     Для России наибольший интерес представляют три крупных рынка природного газа: страны СНГ, Европа и АТР. Экспорт российского газа, в отличие от нефти, в последние годы медленно растет, несмотря на некоторые заминки с его добычей. Российский газ идет пока только в Европу по сети газопроводов «Братство», «Прогресс», «Северное сияние» и «Союз», которые проходят по территории Украины. Газопровод небольшой пропускной способности проложен через Выборг в Финляндию. Идет сооружение морского экспортного терминала сжиженного газа производительностью 300-400 тыс. т/год в Краснодарском крае.
     После распада СССР его газоснабжающая система четко разделилась на две зоны: одна, российская, включающая Россию и Европейскую часть СНГ, а также Закавказье; другая —  страны Средней Азии и Казахстан. Первая зона ориентирована преимущественно на российский газ и будет обеспечиваться им в перспективе, если не произойдут существенные изменения в экономической политике отдельных стран этого региона. Возможно, что в перспективе у ряда этих стран будут усиливаться интеграционные отношения с Россией. Это может привести к росту потоков газа на льготных условиях.
     Вторая  зона формируется под воздействием поставок газа из Туркменистана, Узбекистана  и, возможно, Казахстана (Карачаганакское  месторождение). Суммарно эти страны имеют достаточно ресурсов для обеспечения своего региона и экспорта газа. Поступление сюда российского газа будет определяться как общеэкономической обстановкой, так и возможностями стран по оплате экспорта. Однако, в целом, перспективы поставок газа из России в страны СНГ можно оценить как весьма скромные. 

     Существующие  мощности газотранспортной системы  для снабжения стран СНГ российским природным газом достаточны на всю  рассматриваемую перспективу. Стратегия  России будет состоять в сохранении своего лидирующего положения. Существенным является стремление Туркменистана на этот рынок, который ведет активную политику по организации экспорта своего газа на Украину. Сделать это вне российской газопроводной системы практически невозможно. Россия может сохранить здесь лидирующее положение.
     Принципиальное  значение для российской экономики  имеет экспорт газа в страны Западной Европы. При этом постоянный рост спроса на природный газ в Западной Европе потребует более чем удвоения его чистого импорта к 2010 г. по сравнению с 1995 г.
     В то же время нельзя исключать и  завышение этих оценок потенциальными импортерами газа с целью формирования представления о длительном устойчивом превышении предложения над спросом. Тем самым достигается несколько  целей: создаются резервы газоснабжения; обостряется конкуренция среди экспортеров и, следовательно, появляется возможность усиления давления на цены; повышается безопасность региона за счет диверсификации источников поставок газа. Возможно, что реальная потребность в импорте газа будет на 20-25% ниже.
     Существенный  рост спроса на природный газ можно  ожидать в связи с изменением отношения развитых стран к сжиганию газа на электростанциях. Недавно были сняты ограничения по его использованию  в электроэнергетике под влиянием активизации мер по сокращению выбросов углерода в атмосферу. Ожидается, что потребление природного газа на электростанциях Западной Европы утроится к 2015 г., а его доля в их топливоснабжении возрастет до 25% по сравнению с 10% в 1995 г.
     К числу крупнейших импортеров природного газа - Германии, Италии и Франции к 2010 г. присоединятся Турция и Испания. Ожидается, что годовой прирост импорта за каждое пятилетие составит не менее 30-40 млрд. куб. м.
     В странах Центральной и Восточной  Европы (без СНГ) можно ожидать, что потребность в чистом импорте природного газа возрастет к 2010 г примерно в два раза. Существующие пропускные способности газопроводов здесь близки к исчерпанию или уже исчерпаны. Потребуется сооружение новых транспортных линий с темпом один газопровод производительностью 15-20 млрд. куб. м примерно каждые пять лет.
     На  долю России в рассматриваемом приросте чистого импорта придется только часть. Страны региона проводят активную политику диверсификации своих источников газоснабжения, тогда как до последних лет они ориентировались только на, российский газ. Идет интенсивное подключение газоснабжающих систем Венгрии, Чехии и Польши к западноевропейской системе для импорта газа из Норвегии и Нидерландов.
     Таким образом, европейский рынок природного газа в период до 2010 г. будет весьма динамичным. В то же время, перспективы России на нем следует оценивать как умеренные из-за большой конкуренции со стороны Алжира, Нигерии, Ливии, а с недавних пор - стран Ближнего Востока и Средней Азии. В этой связи можно ожидать следующие объемы экспорта природного газа в Европу до 2010 г. В течение всего периода состояние европейского рынка будет существенно зависеть от политики потребителей, которые могут и будут диктовать свои условия по ценам и квотам поставок газа от разных импортных источников. Для всех экспортеров реальной стоит задача закрепления своих позиций в жесткой конкурентной игре.
     Наращивание поставок газа в европейский регион за счет других возможностей, хотя и  будет, но в целом они ограничены или слишком дороги. Это относится к варианту прокладки газопровода в Турцию из Туркменистана и Ирана, новым газопроводам через Средиземное море из Алжира в Испанию и Португалию и из Ливии на Сицилию. Заметно увеличатся мощности по экспорту в Европу сжиженного природного газа (СПГ). Все эти проекты будут способствовать диверсификации поставок газа и сдерживанию наращивания экспорта российского газа в Европу.
     Однако  Россия сможет сохранить свою доминирующую роль в европейском газовом экспорте, но условия соглашений на его поставку будут предельно трудными. Можно полагать, что совокупность негативных для российского экспорта факторов приведет к некоторому снижению его доли на европейском рынке. Тем не менее, до 2010 г. около 2/3 экспорта природного газа в Европу будет обеспечиваться Россией.
     Можно ожидать, что в рассматриваемой  перспективе полностью реализуются  возможности экспорта по системе  газопроводов Ямал-Европа (65-68 млрд. куб. м в год). Основная цель этого проекта - обеспечить прямую связь с конечными потребителями, минуя страны-посредники (Украину, Румынию, Болгарию) и тем самым сократить затраты на транспорт газа. В результате будет создано кольцо газопроводов вокруг Черного моря. Это позволит России прочно закрепиться на рынке Турции и других черноморских стран. Туркменистану и Ирану потребуются значительные усилия, чтобы добиться выхода на рынок Европы.
     После 2010 г. появятся новые возможности  по наращиванию экспорта российского  газа в Европу. Они будут связаны с ожидаемым сокращением собственной добычи газа в этом регионе, а также достижением Алжиром предельного объема экспорта газа по ресурсной обеспеченности и из-за роста собственного потребления. Основными конкурентами России останутся Туркменистан и страны Ближнего Востока.
     В ведущих странах АТР рост импорта  газа оценивается как двукратный к 2010 г. Основной прирост импортного потенциала ожидается за счет Китая  и Южной Кореи, а Япония может  увеличить свой спрос на 20% . В  целом, прирост спроса на газ в этом регионе эквивалентен трем новым газопроводам производительностью 20-25 млрд. куб. м в год. При этом следует учитывать, что в настоящее время все поставки в регион обеспечиваются сжиженным природным газом (СПГ). Его доля сохранится существенной и в будущем.
     Положение может кардинально измениться уже  в ближайшее десятилетие, после  осуществления проектов газоснабжения  Китая, Японии и Южной Кореи по газопроводам от российских месторождений. Оценки сделаны для двух предположений: экспорт СПГ в эти страны сохранится на современном уровне.
     Экспорт СПГ будет расти на 10% каждое пятилетие. При этом весь остаток прироста спроса будет обеспечиваться за счет подачи газа, главным образом, из России - от месторождений шельфа о. Сахалин  в направлении на Японию и Южную Корею и месторождений Иркутской области через Монголию до побережья Китая и далее на Южную Корею и Японию.
     Не  исключено в дальнейшем создание в этом регионе газопроводного кольца, что повысит надежность газоснабжения  и увеличит шансы России на лидерство.
     Россия  имеет реальные перспективы стать  ведущей страной в снабжении  этой части АТР природным газом  по газопроводным системам. Япония и Южная Корея получат более  дешевый газ, чем сжиженный, а  Китай существенно расширит потребление  сетевого природного газа и улучшит структуру своего топливно-энергетического баланса.
     Очевидно, что начало будет положено газопроводами, идущими от месторождений сахалинского шельфа. Один вариант поставок может  пройти через пролив Лаперуза с прокладкой двух параллельных газопроводов по мелководью западного и восточного побережий Японии. Второй — через Хабаровский и Приморский края на Южную Корею и через Цусимский пролив в Японию.
     Привлекательны  перспективы сооружения газопровода  от Ковыктинского месторождения (Иркутская область) через Монголию в восточную часть Китая (побережье Желтого моря, г. Шэньян) с продолжением в Южную Корею и Японию. В Японии в 2005 г. цена сжиженного газа может составлять $195 - 240 /1000 куб. м а сетевого газа - $160 - 180/1000 куб. м. При затратах примерно в $50 - 60/1000 куб. м на транспорт газа по газопроводу протяженностью около 3 тыс. км есть все основания считать этот проект весьма эффективным. В дальнейшем это направление может быть усилено за счет подключения других, в том числе юго-западных месторождений якутского газа и, возможно, западно-сибирского газа от месторождении восточной части севера Тюменской области.
     В результате доля России в совокупном экспорте природного газа в страны АТР может к 2010 г. превысить 1/3. Это  вполне допустимый уровень поставок газа в регион, очень чувствительный к диверсификации источников своего энергоснабжения Успешность в реализации российских проектов газоснабжения будет существенно зависеть от геополитического климата, инициируемого Россией Необходимо иметь в виду, что потенциальные покупатели российского газа в АТР имеют параллельные проекты с экспортерами сжиженного газа. У России будут сильные перспективы только в случае отказа импортеров от дорогого (но традиционного для них) сжиженного газа.
     Согласно оценкам Французского информационного центра по природному газу, поставки российского газа в Европу достигнут к 2015 г. 360 млрд. куб м, из них 230 млрд. куб. м в европейские страны и 130 млрд. куб. м в страны СНГ.
     По  оценкам российского ВНИИГаз, выполненным в 1997 г., общий экспорт из России достигнет к 2010 г. 350 млрд. куб. м, в том числе 232 млрд.куб. м — на европейский рынок и 127 млрд. куб. м — в страны бывшего СССР. Оба прогноза не упоминают о направлении экспорта природного газа в Китай, Южную Корею и Японию. 

     Последствия сырьевой ориентации 

     Топливно-сырьевая модель международной специализации  России сформировалась почти стихийно еще в 70–80-х гг., а в 90-е гг. приобрела  ярко выраженный характер. В принципе, топливно-сырьевая специализация приносит немалые выгоды только в том случае, если природные ресурсы огромны, а пользующееся их благами население относительно невелико, но она не может обеспечить столь же значительных выгод для России с ее гораздо более многочисленным населением.
     Россия  не может прогнозировать объемы доходов от экспорта, так как они преимущественно зависят от неустойчивой конъюнктуры сырьевых рынков, кроме того, устойчивое длительное превышение предложения над спросом по основным товарным позициям (нефть, черные и цветные металлы) ведет к снижению мировых цен на эти товары.
     Россия  постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышением затрат на разведку, добычу и обогащение первичного сырья (условия добычи ухудшаются при продвижении в труднодоступные регионы с тяжелыми климатическими условиями, к этому еще нужно добавить износ промышленного оборудования); приток же иностранных инвестиций в российскую экономику в целом и ТЭК в частности оказался в 90-е гг. недостаточным не только для модернизации, но и для поддержания в должном состоянии производственных мощностей ТЭК.
     Сокращение  доли нефти и газа в экспорте РФ и увеличение доли экспорта продукции  экологически вредных продуктов, в  частности продукции металлургической, целлюлозно-бумажной, химической отраслей. Наращивая производство и экспорт продукции такого рода, Россия берет на себя значительный экологический риск, втягивается в неблагоприятное для себя в перспективе международное разделение труда.
            Причины низкой доли экспорта оборудования:
     Россия  традиционно экспортировала сырье  и сельскохозяйственную продукцию;
        СССР был долго оторван от мировых рынков, что препятствовало формированию конкурентных отраслей;
        значительная часть машиностроительной продукции экспортировалась в страны СЭВ;
        существование протекционистской политики западных стран.
         Можно привести следующие примеры ущемления интересов российских экспортеров:
     применение  антидемпинговых мер на основе дискриминационных  положений национального законодательства, позволяющих игнорировать конкурентные преимущества России (против российских товаров действует свыше 20 таких мер; в США они распространяются на поставки урана, ферросилиция, карбамида; в странах ЕС — хлоркалия, чугуна, изобутанола, карбида кремния и др.);
      затрудненный доступ на рынки для товаров и услуг высокой технологии, где Россия имеет очевидные конкурентные преимущества (космические запуски коммерческих грузов российскими носителями, ядерные технологии);
      ограничение доступа России к передовым технологиям на основе национальных списков товаров “двойного назначения”;
      использование стандартов и технических барьеров, процедур испытаний и сертификации, которые усложняют, а в ряде случаев делают невозможным экспорт российской продукции (гражданская авиатехника, пушнина — в странах ЕС).
    http://www.piter.com/attachment.php 

Основные  элементы экспортной стратегии 

     Ожидаемая длительная неблагоприятная ценовая  обстановка на мировых рынках нефти  и природного газа для российских экспортеров дает основание считать, что сохранение широкомасштабного экспорта будет определяться двумя факторами: заинтересованностью государства иметь практически единственно гарантированный приток иностранной валюты и привлекательностью для экспортеров иметь «реальные деньги». Прогнозные оценки ожидаемой выручки российских экспортеров энергоресурсов на мировых рынках и рынках СНГ позволяют очертить масштабы валютных поступлений в страну.
     Жесткая и все возрастающая конкуренция  на мировых рынках энергоресурсов требует  от правительства и российских экспортеров проведения согласованной, целенаправленной и эффективной долгосрочной экспортной стратегии, включающей комплекс мер политического, экономического и организационного характера. В этих условиях возникает закономерный вопрос: насколько целесообразно сегодня форсировать добычу нефти и газа в северных районах, если затраты на их добычу и транспортировку чрезмерно велики по сравнению с ценами на мировом рынке? Ответ не прост и неоднозначен, однако рано или поздно придется над ним задуматься.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.