На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                  Содержание 

Введение……………………………………………………………………....2 

    1 Сущность национальной экономической  безопасности и понятие
   Международной экономической безопасности……………………….….4 

2 Сущность понятия экономической безопасности………………………...7 

    3 Проблемы обеспечения экономической  безопасности 
   В Республике Беларусь…………………………………………………….12 

Заключение…………………………………………………………………...15 

Список  использованной литературы………………………………………..16 

Приложение  №1………………………………………………………………17  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Понятие «экономическая безопасность» относительно новое в лексиконе органов  управления экономикой . Известно, что потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. Экономическая безопасность – система, тесно связанная с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, экономического суверенитета и т.п.
    Принято различать следующие уровни экономической  безопасности: международная(глобальная и региональная),национальная, локальная (региональная или отраслевая внутри страны) и частная (фирм и личности).
    Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности национальной экономической безопасности, проблем ее обеспечения в Республике Беларусь, актуальности этих проблем на современном этапе, а также сделать выводы, на основании которых определить эффективные меры по поддержанию и улучшению экономической безопасности государства.
    Актуальность  данной темы заключается в том, что  в современных условиях национальная экономическая безопасность государства это одна из наиболее серьёзных на сегодняшний день экономических проблем. Для решения который, правительство Республики Беларусь в 1995 г. разработало Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь, являющейся основополагающим документом, регламентирующим вопросы обеспечения безопасности нашего государства, и утвержденная в новой редакции решением Совета Безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390). В Концепции определены жизненно важные интересы нашей страны в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, а также приоритетные направления их реализации. Названы основные факторы, создающие угрозу безопасности государства в наиболее важных сферах его деятельности.
    Когда речь идет о национальной безопасности страны, то имеется в виду ее способность противостоять негативным (откуда бы они ни исходили), разрушительным воздействиям, направленным на ущемление ее интересов, состоящих, прежде всего, в стабильном функционировании и постепенном развитии общества.
    Безопасность  Республики Беларусь в экономической сфере приобрела особую актуальность в последние десятилетия в связи с ускоренными процессами глобализации мировых экономических отношений и интеграции государств. Существует ряд индикаторов, которые характеризуют экономическую безопасность в той или иной стране.
    Большинство индикаторов экономической безопасности, отражающих защищенность национальных экономических интересов Беларуси, не превышает критических значений. Вполне благополучно выглядят такие характеристики социальной сферы, как уровень безработицы, соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, уровень преступности. В финансовой сфере уравновешены показатели дефицита госбюджета, отношение внешнего и внутреннего долга к ВВП, внешнего долга к экспорту.
    Однако  некоторые характеристики экономического развития требуют своего совершенствования в целях укрепления экономической безопасности страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Сущность национальной экономической безопасности и понятие международной экономической безопасности
    Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя, как это уже было сказано выше, такие слагаемые, как военная, экологическая, информационная,  социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, так же как не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность.
    Поэтому можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах других влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействуя с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой национальной безопасности.
    Национальная  экономическая безопасность – это состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов. Национальная экономическая безопасность имеет внутреннюю материально-вещественную основу – достаточно высокий уровень развития производительных сил, способных обеспечить существенно важную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта; внутреннюю социально-политическую основу экономической безопасности – достаточно высокий уровень общественного согласия в отношения долгосрочных национальных целей, делающих возможными разработку и принятие стратегий социального и экономического развития, притворяемой в жизнь через государственную политику, устойчиво поддерживаемой большинством народа.
    Будучи  идеальной категорией, экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и социально стабильных странах с устоявшимся политическим режимом все же остается относительной. Те или иные неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность и угроза их сохраняются даже в таких странах.
    По  мере интернационализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается  с международной экономической  безопасностью.
    Международная экономическая безопасность – это комплекс международных условий существования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств.
    Путь  к осуществлению международной  экономической безопасности лежит  через отказ от навязывания моделей  развития, от экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути, через уважение законности существования различных форм собственности и интересов. Правовые гарантии осуществления международной экономической безопасности заключаются в признании принципов равноправия государств вне зависимости от социального и политического строя; свободы выбора пути, развития и форм организации экономической жизни; суверенитета государств над природными ресурсами и экономическим потенциалом в своих странах; взаимовыгодного сотрудничества и свободного развития экономических, финансовых, научно-технических и иных мирных отношений между государствами; международного сотрудничества в целях экономического развития и социального прогресса; специальных льгот в отношении менее развитых стран-членов мирового сообщества; мирного урегулирования экономических споров без применения силы или угрозы силой.
    Международной экономической безопасности будет  способствовать соблюдение и принятие ее международно-правовых норм на основе этих принципов , через заключение двусторонних и многосторонних договоров, создание и деятельность международных межгосударственных организаций в целях содействия развитию сотрудничества и экономической безопасности стран-членов этих организаций.
    Необходимость международной экономической безопасности, стабильности экономического развития, а также раннего оповещения о  нарушениях его хода видна в слаборазвитых  странах. Но в обеспечении экономической безопасности заинтересованы абсолютно все страны, включая наиболее развитые.
    Итак, экономическая безопасность страны – это защищенность экономических  отношений, определяющих прогрессивное  развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности стран от опасностей и угроз. Учитывая, что основой экономического развития в современном мире является научно-технический прогресс, переход к передовым технологиям, то стержнем экономической безопасности в современных условиях являются технико-экономическая независимость и технико-экономическая неуязвимость.
    В целом, экономическая безопасность Республики Беларусь характеризуется  возможностью народного хозяйства Беларуси обеспечит более менее стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как интересов отдельного человека, так и субъектов республики Беларусь в общем. Однако на современном этапе экономического  развития существуют некоторые угрозы экономической безопасности  Республики Беларусь, что подразумевает проведение мер для  ее обеспечения.  

    2 Сущность понятия экономической безопасности
    Как это было сказано выше, особое место  в системе национальной безопасности занимает экономическая безопасность. Это обусловлено важностью и первостепенностью значения удовлетворения потребностей индивидов, субъектов хозяйственной деятельности, общественных групп в процессе функционирования и развития как экономики отдельной страны, так и экономики мирового хозяйства.
    Экономическая безопасность является более узким  понятием, чем национальная безопасность, так как отражает один из многих аспектов национальной безопасности. Общая схема безопасности представлена на рисунке [Приложение №1].
    Экономическая безопасность - это состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.
    К сожалению, в нашей отечественной  литературе проблема национальной безопасности и проблема экономической безопасности рассматривается не очень широко. На сегодняшний день понятие экономической безопасности трактуется по разному:
    Экономическая безопасность – это качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо развить в прогрессирующих масштабах.
    Экономическая безопасность – это возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
    Экономическая безопасность – это уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов.
    Экономическая безопасность – важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства
    Экономическая безопасность- это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
    Этот  перечень определений понятия «экономическая безопасность» можно было бы продолжить, и все они имеют право на самостоятельное существование и разработку. Однако я думаю что для того чтобы вынести пользу из этой информации, следует понять саму суть экономической безопасности.
    Сущность экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития Республики Беларусь с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан Республики Беларусь при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.
    Суть  экономической безопасности реализуется  в системе критериев и показателей.
    Критерий  экономической безопасности —оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
    Оценка  критерий безопасности включает в себя оценки:
    Ресурсного потенциала и возможностей его развития .
    Уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму .
    Конкурентоспособности экономики. Это способность производить продукцию, которая пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках и закреплять преимущества на этих рынках как в юридической, так и в экономической формах.
    целостности территории и экономического пространства.
    Суверенитета и экономической независимости. Международное разделение труда все в большей степени усиливает взаимозависимость национальных экономик. В этих условиях экономическая независимость проявляется, во-первых, в контроле государства за использованием национальных ресурсов, а , во-вторых, в возможности на равных правах, обеспеченных конкурентоспособной продукцией, участвовать в мировой торговле и проводить самостоятельную экономическую политику.
    Стабильности и устойчивости национальной экономики.  Это важнейшие характеристики жизнеспособности экономической системы. Устойчивость означает способность противостояния дестабилизирующим негативным тенденциям. Это предполагает невысокие темпы инфляции, отсутствие масштабной безработицы, защиту прав всех форм собственности, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, сдерживание всех явлений , которые могут вызвать социальные и экономические потрясения.
    В системе показателей — индикаторов экономической безопасности необходимо выделять:
    уровень и качество жизни.
    темпы инфляции и норму безработицы.
    экономический рост и дефицит бюджета.
    государственный долг.
    состояние золотовалютных резервов.
    деятельность теневой экономики.
    Для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения.
    Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
    Таким образом, на основе вышеперечисленного, я могу сделать выбор наиболее близкого и широкого, на мой взгляд, определения понятия «экономической безопасности»:
    Экономическая безопасность – это совокупность экономических отношений, условий и критерий, обеспечивающих защиту жизненно важных национальных интересов, независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию.
    В зависимости от роли и места отдельной  страны в международном разделении труда, размеров территории, мощи экономического потенциала, выделяют два типа экономической безопасности:
    Экономическую безопасность больших государств, которые играют роль мировых или региональных центров
    Экономическую безопасность малых государств, образующих экономическое пространство вокруг больших.
    В соответствии с данными критериями, экономическую безопасность Беларуси можно отнести к экономической  безопасности малых государств.
    К основным объектам безопасности относятся:
    Личность – ее права и свободы.
    Общество – его материальные и духовные ценности.
    Государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
    Вышеназванные объекты экономической безопасности являются носителями конкретных экономических отношений, через которые реализуются экономические интересы. В силу этого объектами экономической безопасности выступают жизненно важные интересы личности, общества и государства как воплощение экономических отношений.
    Наконец, основными субъектами экономической безопасности являются:
    Граждане, организации и их объединения.
    Государство, осуществляющее функции в этой области в лице руководителя страны, органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
    Региональные межгосударственные объединения.
    Субъекты  экономической безопасности осуществляют деятельность по обеспечению экономической  безопасности, то есть по защите своих  жизненно важных экономических интересов  при условии возникновения внутренних и внешних угроз. Следует также отметить, что в системе субъектов экономической безопасности основную роль играет человек. Это предполагает, что обеспечение его личной безопасности напрямую связано с обеспечением всех других ее форм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Проблемы обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь
    Обеспечение экономической безопасности означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику государства в условиях ее интеграции в мировой хозяйство, сохранение социально-экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики и повышение уровня жизни граждан.
    Методологической  основой обеспечения национальной безопасности страны служит Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Этот документ, утвержденный Указом Главы государства от 17 июля 2001 г. № 390, представляет собой систему взглядов, принципов, приоритетных направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
    В соответствии с Концепцией национальной безопасности сформирована и устойчиво  функционирует система обеспечения  безопасности во всех сферах жизнедеятельности,  и прежде всего в экономической, так как защищенность экономических интересов – основа безопасности Республики Беларусь.
    Основные  показатели экономической безопасности свидетельствуют об устойчивом и  поступательном развитии экономики  и страны в целом, о способности  экономической системы адаптироваться к современным реалиям.
    Республиканский бюджет за январь–ноябрь 2008 г. исполнен с профицитом (превышение доходов  над расходами) 2,2 трлн. руб. Без учета  целевых бюджетных фондов и Фонда  социальной защиты населения профицит составил 0,4 трлн. руб. Обеспечено опережающее финансирование расходов республиканского Фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в сумме более 50 млрд. руб.
    В Беларуси выполнены обязательства  по погашению внутреннего и внешнего долга. Внутренний долг на 1 января 2008 г. оценивался примерно в 5 трлн. руб. (7% ВВП). Внешний долг государства насчитывает почти 820 млн. долл., что составляет около 2% ВВП. Это один из самых низких показателей среди стран СНГ и Европы. Золотовалютные резервы республики на начало 2008 года составили 1 млрд. 382,9 млн. долл. США.
    Почти на 2,3 трлн. руб., или практически  в 1,5 раза (в пересчете на национальную валюту), увеличились в прошлом  году рублевые и инвалютные вклады населения в белорусских банках.
    Достигнутый уровень экономического развития и созданный запас прочности во многом определяются производственным потенциалом, его структурой и качеством. Главное место занимает промышленность, на долю которой приходится 40% основных производственных фондов. Ведущая роль здесь принадлежит машиностроению и металлообработке, химической и нефтехимической промышленности.
    В системе экономической безопасности страны важнейшую роль играют продовольственная и энергетическая безопасность.
    Стратегическая  цель развития агропромышленного комплекса – достижение и поддержание продовольственной безопасности страны. Это означает, что совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии должны обеспечиваться в основном за счет собственного производства.
    Основной задачей развития и функционирования топливно-энергетического комплекса страны является надежное и эффективное обеспечение энергоресурсами потребителей Республики Беларусь с использованием наиболее эффективных технологических и технических решений в условиях постоянного роста производства и, как следствие, потребления энергоресурсов.
    Низкая  обеспеченность собственными природными ресурсами, большая доля природного газа в топливно-энергетическом балансе  республики, резкое колебание цен  на нефть, зависимость от импорта энергоресурсов (большая часть которых поставляется из России), региональные конфликты в мировом сообществе, нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами, – все эти внутренние и внешние угрозы оказывают непосредственное влияние на энергетическую безопасность Беларуси, а значит и на экономическую безопасность государства.
    Сложная ситуация с энергоносителями заставляет наше государство искать альтернативные источники их получения, в числе  которых развитие малой энергетики, создание атомной энергетики, использование собственных альтернативных видов топлива – сланцев, торфа, древесины и др. Предусмотрено получение не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и других источников энергии на период до 2012 года. Предстоят модернизация и создание новых энергетических объектов – торфяных ТЭС и мини-ТЭЦ.
    Ведется проработка вопроса о строительстве  атомной электростанции. Возведение АЭС, вовлечение в энергобаланс ядерного топлива позволят повысить энергетическую и экономическую безопасность страны. Главное, снизится себестоимость производимой электроэнергии за счет уменьшения затрат на топливо.
    На  мой взгляд можно выделить несколько  факторов, обуславливающих проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь на данной этапе:
    Процессы глобализации, проходящие в мире, проявляются не только в усилении взаимосвязей в мировом хозяйстве, но и в стремлении к более полному выделению национальных интересов и национальной безопасности из общих мировых интересов. Это требует разработки экономических механизмов и выработки соответствующей стратегии.
    Ограниченность природных ресурсов нашей страны, точнее топливных ископаемых. Это создает неустойчивость и зависимость от стран-поставщиков.
    Отсутствие фактора конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке, и невозможность создания и продвижения конкурентоспособных товаров.
    Частичное отсутствие технико-экономической независимости и технико-экономической неуязвимости.
 
    Заключение
    Современное состояние национальной экономической  безопасности Республики Беларусь обусловлено  целым рядом исторических факторов, главным из которых ,как мне кажется, является процесс перестройки государственных  и общественных институтов после  распада СССР. Как уже было сказано выше, основой построения системы национальной безопасности нашего государства, формирования его политики по защите жизненно важных интересов послужила Концепция национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь № 390 от 17 июля 2001 г.).
    Большинство показателей экономической безопасности, отражающих защищенность национальных экономических интересов Беларуси, не критических значений. Вполне благополучно выглядят такие характеристики социальной сферы, как уровень безработицы, соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, уровень преступности. В финансовой сфере уравновешены показатели дефицита госбюджета, отношение внешнего и внутреннего долга к ВВП, внешнего долга к экспорту.
    Вместе  с тем некоторые названные  в данной курсовой работе характеристики экономического развития требуют своего совершенствования в целях укрепления экономической безопасности страны.
    Защита  национальных интересов и обеспечение  безопасности нашего государства в сфере экономики на современном этапе социально-экономического развития Республики Беларусь в условиях глобализации и международной конкуренции требует не только гражданского участия, но также и успешных и скоординированных действий государственных институтов власти и руководства.
    На  мой взгляд, следует еще раз  подчеркнуть основную роль экономики  в существовании любого государства, так как производство, распределение  и потребление материальных благ определяют жизнедеятельность и  жизнеспособность общества.  
 

    Список  использованной литературы 

1. Барсуков, В.С. Безопасность: технологии, средства, услуги / В.С.Барсуков. – М., 2001.
2. Барсуков, В.С. Современные технологии безопасности / В.С. Барсуков, В.В. Водолазский. – М.: Нолидж, 2000.
    3. Бондарь А.В. , Экономическая безопасность и определяющие ее факторы,              Мн.:БГЭУ,2002.
    4. Желиба Б.Н. ,   Внешний долг  и экономическая безопасность  государства, Мн.:БГЭУ, доклад конференции, 2008.
    5. Олейников Е.А. , Филин С.А., Видяпин  В.И. и др., Экономическая и национальная безопасность, М.: Экзамен,2004.
    6. Полоник С.С и др., Макроэкономическая  политика и государственное регулирование  экономики, редколлегия:, 2007.
    7. Потрубач Н.Н, Основы экономической  безопасности, Москва: СГУ,2001.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.