На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления кооперативной мысли в XIX XX вв

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

стр.
Введение……………………………………………………………….…….….…3
1. Концепция «кооперативного социализма»……………………………..……5
2. Теория кооперативизма («кооперативная республика»)………………..…10
3. Либеральное течение в кооперации (концепции кооперативного реформизма)....13
4. Марксизм и кооперативная идеология (роль кооперации в экономической и общественной жизни)……………………………………………….…………...19
Заключение…………………………………………………………….…………22
Список литературы……………………………………………………….……...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     На  протяжении примерно двух последних столетий кооперация вызывает к себе неослабный, возрастающий интерес. Кооперация сегодня, в начале XXI века, представляет собой весьма распространенное общественное явление.
     Универсальное, сложное понятие кооперации имеет  как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку.
     В самом широком смысле под кооперацией  наука подразумевает в одном  случае всеобщее свойство окружающего  нас мира с его связями и  отношениями, в другом – синоним  самого человеческого общества, в  третьем – основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность.
     В сравнительно узком значении под  кооперацией понимается совокупность либо некоторая часть особых общественно-хозяйственных объединений - кооперативов.
     Идеологический  фактор сыграл важную роль в процессе зарождения и развития кооперативов. Кооперативные идеологи создали  организационно-правовые аспекты кооперативного движения, они отстаивали интересы кооператоров на всех уровнях власти. Занимаясь кооперативным движением всю свою сознательную жизнь, они разработали уставы, различные нормы и правила управления хозяйственной и финансовой работы, счетоводства (бухгалтерского учета и анализа), которые помогли кооперативам стать конкурентоспособными общественно-хозяйственными объединениями. Сами понятия – кооператив, кооперация, кооперативное движение, возникли в ходе экспериментов по созданию различных объединений взаимопомощи трудящихся, «поселков единения и кооперации» Роберта Оуэна или свободных «ассоциаций», «фаланстеров» Шарля Фурье.
     Кооперативные идеологи были также первыми историками, журналистами, учеными и популяризаторами кооперативной формы хозяйствования. Они оставили огромное литературное наследие о формировании и развитии кооперативного движения и кооперативного сектора экономики в странах Европы.
     Таким образом, данную тему можно считать  актуальной.
     Объектом  исследования является кооперация и кооперативное движение.
     Предметом изучения в данной работе является кооперативная идеология или кооперативная мысль в XIX – XX вв.
     Цель  данной работы состоит в том, чтобы  изучить основные направления кооперативной  мысли в XIX – XX вв.
     Для осуществления данной цели поставлены следующие задачи:
    Изучить концепцию «кооперативного социализма».
    Рассмотреть теорию кооперативизма.
    Изучить либеральное течение в кооперации.
    Определить как классики марксизма относились к кооперативному движению и кооперативам в целом.
    Сделать выводы.
     Данная  курсовая работа состоит из: введения, заключения, списка литературы и четырех глав.
     Для достижения поставленных задач будут  использованы учебные пособия Вахитова К.И., Макаренко А.П. и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Концепция «кооперативного  социализма»
 
     Учения  о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего – ассоциаций, товариществ, «рабочих колледжей» и проч.
     Одним из таких мыслителей явился английский писатель и государственный деятель  Томас Мор (1478 -1535), который в своем  главном труде под названием «Золотая книга, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и новом устройстве Утопии» (1516) изобразил удивительную страну, где нет частной собственности, все граждане трудятся, управление является демократическим, а необходимые продукты люди получают по потребностям из общественных складов. Это произведение дало название направлению общественной мысли, ставшему известным как утопический социализм.
     Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как разновидность утопического социализма, а впоследствии некоторые из них стали называться теориями «кооперативного социализма». Вместе с тем реальная кооперативная деятельность не утопична, и это отличает кооперацию от утопических построений. Но «кооперативный социализм» тоже неосуществим, и с этой точки зрения он является «родным братом» утопического социализма.
     Важную  роль в выработке теоретических  основ кооперативного движения и  становлении благодаря этому  кооперативной системы сыграли  великие социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771 – 1858) и француз Шарль Фурье (1772 – 1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.
     На  взгляды и деятельность Оуэна  оказали влияние классики политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо, известные европейские просветители Жан Жак Руссо и Джон Локк. Оуэн прекрасно понимал, что реальное богатство создается трудом многих, а накапливается оно в руках немногих. И, как поборник идеи справедливости, он считал, что при наличии огромных богатств в обществе не должно быть нищеты, нужды и горя.
     Оуэн был сторонником мирного преобразования общества путем создания образцовых общин кооперативного типа на средства государства и сознательных буржуа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 12 тыс. гектаров земли и организовал колонию на уставе «Новая Гармония». Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 900 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Коммунистический принцип распределения, весьма разнородный состав участников социального эксперимента, отсутствие у них единства интересов и другие причины привели общину к краху.
     Величайшим  из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, «индивидуалистической системе противопоставлял «социальную систему».
     Оуэн  явился одним из инициаторов борьбы с безработицей, бедностью, нищетой трудящихся классов и неустанно призывал их к объединению. Это он выдвинул знаменитую формулу: «в единении – сила и мудрость»[12, с.215]. Он всей своей деятельностью оказал значительное влияние на кооперативное движение в период его зарождения и становления. Пропагандируемые им общины он называл земледельческими и мануфактурными поселениями единения и взаимной кооперации. Еще в 1821 г. при участии Оуэна организуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию «Кооперативного журнала». Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества занимались сбором средств с целью создания общин. Оуэн принимал участие в работе первых кооперативных конгрессов Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу «апостолов кооперации». Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена «система общественной кооперации»[12, с.293].
     Что касается Фурье, то он в истории человечества после «райской» первобытности  выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает  у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы  происходят от избытка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации должен прийти «строй гармонии», т.е. строй согласия.
     Первичной ячейкой будущего общества Фурье  объявляет фалангу, т.е производственно-потребительскую  ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину. Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством. Участники фаланги располагаются в огромных дворцах – фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям – и в процессе производства, и в бытовой сфере.
     Фаланга обладает чертами и коммуны, и  акционерного общества. Во-первых, она  создается на средства предпринимателей, которые добровольно вкладывают свой капитал путем приобретения акций в расчете на получение дохода и становятся членами фаланги. Неимущие участники в первое время делают взнос своим личным трудом. Во-вторых, доход фаланги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). Предполагалось со временем увеличить долю труда при распределении общего дохода.
     Таким образом, в системе Фурье сохранялись  частная собственность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабочей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудничество богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тружеников, а вторых – в акционеров (собственников). Конечной целью создания сети фаланг объявлялся переход к идеальному «строю гармонии».
     Излишне говорить об утопичности этого плана  социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.
     Заслуга великих социалистов-утопистов и  их ближайших последователей заключалась  в том, что именно благодаря им в сознание определенной части людей  физического и умственного труда вошли такие понятия, как «кооператор», «кооператив», «кооперация».
     С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную  жизнь, но их родовая связь с представлениями  о лучшем будущем сохранилась.
     Во  второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один – революционный, немирный, другой – эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сделали выбор в пользу второго пути. Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто кооперативными средствами (вариантом является завоевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой – полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экспроприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных, левых партий.
     Вместе  с тем довольно значительная часть  кооперативов не расстается с идеей  социализма. Указанная выше теория в 1904 г. получила название «кооперативного социализма»: именно так эту теорию определил известный немецкий кооперативный деятель экономист Ганс Крюгер (1859 – 1927), который, однако, сам твердо стоял на позициях политического нейтралитета кредитной и потребительской кооперации. Оппонентами Крюгера были кооператоры-социалисты.
     Теория  «кооперативного социализма» неоднородна, многовариантна, включает различные  направления, школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕОРИЯ КООПЕРАТИВИЗМА («КООПЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА»)
 
     В конце XIX – начале XX века в европейских странах наибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится потребительской кооперации.
     В 1883 г. в небольшом городе Ним, в котором действовали потребительские кооперативы «Пчела» и «Солидарность», было создано общество народной экономики, целью которого являлось содействие развитию кооперативного движения. К членам общества, получившего вскоре название нимской школы, присоединился профессор политической экономии из Сорбонны Шарль Жид (1847 – 1932), впоследствии выдающийся кооператор. Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория «кооперативизма» получила классически законченную форму.
     Как экономист, Жид был последователем австрийской школы, разработавшей теорию предельной полезности благ; сферы общения и потребления были объявлены этой школой главными сферами экономики. Будучи сторонником меновой концепции, отрицающей примат производства, Жид тоже решающую роль в хозяйственной жизни общества отводил товарному обращению, обмену.
     Жид считал, что современное производство, страдающее известными недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое развитие кооперативов, прежде всего потребительских обществ, занимающихся главным образом торговлей, удовлетворением личных потребностей человека. Он определял кооператив как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и образовательные цели путем осуществления хозяйственной деятельности. Кооператив, по мнению Жида, - средство не только для некоторого улучшения условий жизни, но и для основательного общественного обновления.
     Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда достаточно логично, он утверждал, что хозяевами положения в обществе являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление – конечная цель экономики, а производство – это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребительских обществ. Не все люди – производители благ, а потребители – это весь мир.
     Жид выдвигает программу кооператоров всех стран, которую необходимо осуществить в три этапа. Она казалась легковыполнимой.
     «Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы основать большие оптовые магазины, делать массовые закупки – вот первый этап.
     Продолжать накоплять, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить прямо и за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги – вот второй этап.
     Наконец, в более или менее отдаленном будущем приобрести собственные земельные участки и фермы,  и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы – вот последний этап».[8, с.62-63]
     В этой программе обращает на себя внимание такая «мелочь»: ничего не говорится о производстве металла или станкостроении, зато не забыты даже шляпы, вино и цветы.
     Тем не менее Жид полагал, что в результате мирного овладения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственным производством, благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтралитета возникнет новая общественная система – кооперативная республика.
     Главный теоретик нимской школы допускает возможность использования для ее достижения и остальных видов кооперации, но первенство отдает потребительским обществам: в их руках должен находиться экономический аппарат всей кооперации. Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки, и промышленные, и страховые компании.
     Задачу кооперации Жид видел в подготовке нового экономического порядка, полагая, что социальное преобразование может быть осуществлено исключительно мирным путем, в конце концов путем образования интегральных кооперативных обществ и их федераций.
     У теории «кооперативной республики», или кооперативизма, всегда было много критиков и столь же много сторонников. За более чем столетний период осуществить идею «кооперативной республики» не удалось ни в одной стране.
     Жид был убежденным противником войны, с симпатией относился к России и ее кооперативному движению. В день празднования 25-летия Центросоюза в 1923 г. старый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве. «Французы и русские, - сказал Жид, - мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду, звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами».
     Это говорил Поэт кооперации. 
 
 
 

    ЛИБЕРАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ В КООПЕРАЦИИ (КОНЦЕПЦИИ КООПЕРАТИВНОГО РЕФОРМИЗМА)
 
       За более чем полуторавековый период своего развития кооперативное движение выработало свою идеологию, суть которой сводилась к мирному преобразованию индустриального капитализма в «новый кооперативный строй», экономическую основу которого должен был составлять доминирующий в смешанной экономике кооперативный фактор.
       Причем кооперативные идеологи предлагали разные способы достижения этой цели.
       Рассмотрим три основных направления кооперативного реформизма – «кооперативный социализм», «кооперативизм», «кооперативный капитализм».
       Кооперативные социалисты во второй половине XIX века (У. Кинг, Луи Блан, Ф. Лассаль, Ф. Бюше и П. Прудон) считали потребительские и производственные, а П. Прудон и кредитные кооперативы, главной формой эволюционного движения к новому справедливому обществу, где, по их мнению, конкуренция и эксплуатация будет заменена взаимопомощью и сотрудничеством людей.
       У. Кинг был автором популярной в XIX веке среди рабочих и ремесленников идеи выкупа средств производства у капиталистов, торговцев и земледельцев.
       Некоторые из последователей У. Кинга даже делали подсчеты, сколько времени понадобиться, чтобы трудящиеся вернули себе землю, заводы и фабрики.
       В начале XX-го века такие лидеры и идеологи кооперативного движения, как Э. Ансель в Бельгии, Ж. Жорес и Э. Пуассон во Франции, Ф. Штаудингер и Г. Кауфман в Германии, Г. Мюллер в Швейцарии, В. Тотомианц и М. Туган-Барановский в России, доказали, что рабочая потребительская кооперация, ускоряя темпы своего хозяйственного развития и расширяя свою социальную и культурно-просветительскую деятельность среди потребителей, может сама, своими силами и средствами освободить труд от капитала эволюционным путем. Они объявили себе сторонниками кооперативного или хозяйственного социализма.
       Что же способствовало оживлению идей кооперативного социализма в Европе в начале XX в.?
       Во-первых, заметные успехи рабочей потребительской кооперации.
       Во-вторых, широкое сотрудничество кооперативных организаций с государственными органами в Англии, Франции и России в деле распределения среди населения нормированных товаров во время первой мировой войны.
       В-третьих, оживление идей кооперативного социализма в 20-30-е годы связано с антикооперативной политикой тоталитарных режимов в Советском Союзе.
       В 50-60-х годах вышло в свет большое число произведений о социальной роли кооперации в капиталистическом обществе. Наиболее значительные из них: «Британское кооперативное движение в социалистическом обществе» Дж. Коула (Англия, 1951 г.); «Кооперативный социализм» Б. Лаверня (Франция, 1955 г.); «Кооперативная демократия» Дж. Уорбасса (США, 1956 г.); «Кооперативная доктрина» П. Ламбера (Бельгия, 1956 г.); «Кооперация» Дж. Лассера (Бельгия, 1962 г.) и другие.
       Главным в концепциях кооперативного социализма был тезис о самостоятельной природе кооперативной собственности и прибыли. Причем английские кооператоры (руководители Кооперативного союза и Кооперативной партии) утверждали в 1954 году, что «их форма общественной собственности – непревзойденная и лучшая из многих других, поскольку основана на добровольных началах и уважении свободы личности, открыта для всех, регулируется и контролируется демократическим путем, самими членами, позволяет оплачивать труд по оптимальным расценкам профсоюзов, дает возможность производить и распределять товары высокого качества по конкурентоспособным ценам и возвращать излишки или прибыль членам в соответствии с величиной их закупок».
       Однако в этой идеальной модели отношений по поводу кооперативной собственности не учитывалось главное – в каких условиях функционирует эта собственность.
       В условиях господства частной собственности кооперативная собственность не может функционировать иначе как групповая, коллективная форма частной собственности.
       В 70-х годах представители кооперативного социализма П. Деррик, Б. Лаврен, А. Пураник и другие вновь предложили государству различные рецепты постепенного преобразования капиталистической экономики в кооперативно-социалистическую путем, например, распространения на многонациональные кооперации кооперативного принципа распределения ограниченного процента на капитал или создания совместно с профсоюзами и государством самоуправляющихся производственных кооперативов в промышленности.
       Реализация этих мер означала бы передел собственности и прямое столкновение с могущественными финансово-промышленными группами в каждой стране.
       В основе очередного в 80-х годах варианта «кооперативного социализма» лежала идея Ф. Бюше, Л. Блана и Ф. Лассаля о производственной кооперации как главном средстве преобразования капиталистического общества. На этот раз в разработке и рекламировании идей кооперативного социализма было связано с ускоренным развитием, почти бунтом, производственной кооперации в 80-х годах в таких странах как Англия, Франция, Испания, Италия и др.
       Кооперативизм представляет собой разновидность кооперативных теорий. Его суть сводится к следующему тезису: «Ни капитализм, ни социализм, а кооперация». Представители этого направления кооперативного реформизма рассматривали кооперацию как новую самостоятельную экономическую формацию. Целью они считали создание тотальной кооперативной экономики, а путь к ней – «третьим путем» общественного развития. Высшим этапом политической организации общества объявлялась кооперативная республика, законодательные и исполнительные органы которой формируются из выборных представителей кооперативов и их союзов. (см. гл. 2)
       Основные положения кооперативизма сводятся к следующему:
    В капиталистическом обществе все бедствия трудящихся от бесконтрольного хозяйничания и разгула эгоизма крупных собственников-капиталистов и множества посредников, которых Ш. Жид называл «легионом паразитов;
    Единственным общим интересом для представителей всех классов является потребительский интерес;
    Но чтобы достичь окончательного господства, потребители вслед за преобладанием в розничной и оптовой торговле должны постепенно приобрести, скупить, построить сначала промышленность, производящую основные потребительские товары, затем сельскохозяйственное производство и, наконец, обрабатывающую и добывающую промышленность;
    Никаких посягательств на частную собственность. Она сохраняется;
    Крупное производство из рук немногих крупных собственников перейдет в руки массы мелких собственников и мелких капиталистов, членов кооперативов;
    Единый общий потребительский интерес обуславливает внеклассовую позицию потребителя и, следовательно, воздержание от всякой политической борьбы, всяких насильственных методов, всякой экспроприации.
       Основоположниками кооперативного капитализма были немецкие общественные деятели, основатели германского кооперативного движения Г. Шульце-Делич (1808 – 1883 гг.) и Ф. Райффайзен (1818 – 1888 гг.). они считали кооперацию основным средством защиты мелкой буржуазии и мелкого производства от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того, что создание кооперации среди этих слоев населения может предотвратить развитие и обострение социальных противоречий капиталистического общества, и таким образом укрепить капиталистическую систему хозяйства.
       Кооперация, по мнению Шульце-Делича, должна подправить капитализм, сделать его более прочным. Исходя из нужд мелких собственников, Шульце-Делич наметил схему последовательного создания кооперативов различных видов: вначале ссудо-сберегательные, которые должны были обеспечить ремесленников и торговцев кредитом и освободить их от ростовщиков, затем снабженческо-сбытовые и, наконец, производственные ассоциации (кооперативы), которые должны действовать с частнокапиталистическими и акционерными компаниями.
       Шульце-Делич был категорически против государственной помощи кооперации, поскольку исходил из необходимости естественного отбора лучших, наиболее сильных в хозяйственном отношении кооперативов.
       Если Шульце-Делич понимал неизбежность развития капитализма и пытался при помощи кооперации создать наиболее благоприятные условия для функционирования мелкого производства и торговли, то Ф. Райффайзен хотел остановить проникновение капитализма в деревню по религиозно-нравственным мотивам. Ф. Райффайзен видел, что капитализм разрушает старые патриархальные отношения, вызывает расслоение в деревне, нищету, ожесточение, зависть и преступление. Ф. Райффайзен надеялся, что кредитный кооператив, оказывая помощь дешевыми кредитами беднякам, сможет поднять их до среднего уровня и предотвратить расслоение крестьянства. Вместе с тем он рассчитывал, что тот же кооператив, взяв на себя заботу о сбыте крестьянских товаров и закупке необходимых материалов и средств производства, отгородит крестьянство от непосредственного соприкосновения с рынком, который, по его мнению, гибельно влияет на человеческие нравы.
       Райффайзенские кредитные кооперативы существенно отличались от кооперативов ремесленников и торговцев, созданных по инициативе Шульце-Делича. Они обслуживали прежде всего крестьян, в том числе и бедных. В этих кооперативах отсутствовали паевые и вступительные взносы, что делало их доступными для всех слоев сельского населения.
       Интересно, что Ф. Райффайзен полностью отрицал потребительскую кооперацию для крестьян на том основании, что каждый крестьянин все предметы личного потребления должен производить в своем хозяйстве и чем меньше он будет покупать и продавать, тем лучше.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.