На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психологические теории восприятия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Оглавление 

     Введение………………………………………………………………….…3
    Общая характеристика и физиологические основы восприятия как познавательного процесса……………………………………………………4
    Теория извлечения признаков, сравнения шаблонов и теория, основанная на структурных описаниях……………………………………...…..6
    Ассоциативная, гештальттистская и теория восприятия Ж. Пиаже…………………………………………………………………...….………9
     Заключение……………………………………………………..…………13
     Список  использованной литературы………………………...…………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Мы  живем в мире вещей, предметов  и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражения внешнего мира выходят  за пределы одиночных ощущений, здесь  требуется совместное участие органов  чувств, происходит соединение отдельных  ощущений в сложные комплексные  системы. В результате такого объединения  изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.
     Указанное объединение — это просто сумма отдельных ощущений: в действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее.
     Восприятие  — одна из биологических психических  функций, определяющих сложный процесс  приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный  образ объекта, воздействующего  на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения  предмета, восприятие включает обнаружение  объекта как целого, различение отдельных  признаков в объекте, выделение  в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
     В данной контрольной работе на тему «Психологические теории восприятия»  рассмотрены такие вопросы, как: физиологические основы и основные характеристики, а также основные теории восприятия, рассматривающие  данный познавательный процесс с  различных сторон. 
 
 
 
 

     
    Общая характеристика и физиологические основы восприятия как познавательного процесса
 
     Восприятие  — психический процесс отражения  предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для  осмысления этой информации применяется  информация, которая содержится в  памяти каждого человека [2, с.76].
     Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический  процесс, заключающийся в отражении  предмета или явления в целом  при его непосредственном воздействии  на рецепторные поверхности органов  чувств.
     Восприятия  могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими  и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит  от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно  воспринимать и оценивать различные  стороны и свойства объектов восприятия [6, с.367].
     Опытный в каком-либо деле человек, хорошо знающий  свое дело, обладающий способностями, будет вникать в суть предметов  и явлений, касающихся дела, которое  его интересует, видеть в вещах  и явлениях значительно больше, чем  менее опытный, меньше знающий и  менее способный.
     Восприятие, как и ощущение — процесс рефлекторный. В его основе лежат условные рефлексы, временные нервные связи, появляющиеся в коре головного мозга в результате воздействия предметов и явлений внешнего мира на рецепторы.
     Физиологическая основа восприятия — комплексная  деятельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается  в рецепторах, дополняется сложной  деятельностью мозговых звеньев  корковых отделов анализаторов, где происходит анализ и синтез комплексных раздражителей. Анализ дает возможность выделить объект из общего фона и благодаря свойствам объекта восприятия объединить его в целостный образ.
     При восприятии человек может видеть, слышать, ощущать, и весь комплекс действующей  сенсорной информации вызывает у  него возбуждение зрительных, слуховых, двигательных рецепторов. Это возбуждение  передается в мозговые корковые центры. В результате образуются сложные  системы временных нервных связей, определяющие целостность восприятия [9, с.481].
     Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие. Четыре анализатора – кожный, мышечный, зрительный, слуховой – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия [9, с.483].
     Таким образом, восприятие – это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Точность восприятия зависит от чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия. Физиологическая основа восприятия — комплексная деятельность системы анализаторов.  
 
 
 

     
    Теория  извлечения признаков, сравнения шаблонов и теория, основанная на структурных описаниях
 
     Восприятие  формы и очертаний принято  объяснять исходя из трех теорий: теории извлечения признаков, теории сравнения  шаблонов и теории, основанной на структурных  описаниях.
     Согласно  теории извлечения признаков, зрительный стимул можно представить состоящим  из ряда признаков. Распознавание воспринимаемых объектов и их образов осуществляется как процесс опознавания признаков  зрительного стимула, их сравнения  с теми признаками, которые хранятся в долговременной памяти, и принятия решения о том, какой это образ.
     Американский  психолог Дж. Гибсон (1904-1979) полагал, что  извлечение признаков играет главную  роль, поскольку в процессе пространственного  восприятия значение имеет не форма  как таковая, а параметры вариации формы [1, с.34].
     Дж. Гибсон, восприятие трактуется им как  процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Информацию о внешнем мире содержат только организованные системы раздражителей. Например, несколько точек, расположенных в порядке уменьшения их размеров и расстояния между ними, образуют так называемый градиент величины и плотности, несущий информацию о протяженности рассматриваемой поверхности в глубину. Поэтому мы воспринимаем уходящую вдаль, поверхность.
     Восприятие  по Дж. Гибсону – активный процесс. Основное ударение в теории Дж. Гибсона сделано на то, что должно быть выделено в потоке стимуляции для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться в окружающей среде. При этом, однако, слабо разработан вопрос, каким образом восприятие осуществляется [3, с.109].
     Теория  шаблонов исходит из существования  в долговременной памяти уменьшенной  копии (шаблона) каждого знакомого  нам объекта. Распознавание образа заключается в сличении зрительного  стимула с наиболее адекватным ему  шаблоном [1, с.36].
     Центральное понятие последней из упомянутых выше теории – структурное описание. Структурное описание – это множество  символических «высказываний» о  конкретной конфигурации. Так, исходя из того что в английском языке 26 букв, И. Бидерман сформулировал свою теорию покомпонентного распознавания. Он ввел понятие геона (геометрического иона). Всего их, по его мнению, 36 (арка, клин, сфера, цилиндр, блок и т.д.). Например, составляющими геонами и чаши, и ведра являются цилиндр и арка. Но у ведра арка – верхняя часть конфигурации, а у чаши – часть боковой стороны.
     Распознавание предмета происходит тогда, когда его  геоны и их пространственные связи  подвергаются сличению с образами долговременной памяти. В экспериментах Бидермана  с сотрудниками объекты распознавались в 90 % случаев, даже если из 8-9 геонов на рисунках присутствовали 3-4. К ограничениям теории покомпонентного распознавания  можно отнести то, что она не учитывает влияние контекстной  информации и работает на достаточно высоком уровне абстракции: объясняет  механизм распознавания общих понятий, например чашки вообще, а не конкретной чашки для кофе [3, с.111].
     Как следует из приведенной выше информации, понятия «форма» и «очертания», как правило, используются в качестве синонимов. Однако Леонард Зусне  утверждает, что форма - это общий  термин, а очертания - более специфичный.
     Воспринимаемый  размер, или оцениваемая на глаз величина, также относится к области  психологии зрительного восприятия пространства. В отечественной психологической  науке в связи с этим принят специальный термин «глазомер», означающий способность сравнивать пространственные величины, направление и удаленность  объектов от наблюдателя.
     Особое  внимание ученых привлекают следующие  аспекты указанной проблемы:
     - константность величины, или тенденция воспринимаемого размера оставаться неизменным, несмотря на изменения ретинального изображения;
     - иллюзии величины, т.е. неадекватное восприятие размера объекта;
     - объяснение (познание) того, как воспринимается величина объекта [5, с.58].
     С точки зрения классической теории восприятия размера, мы определяем величину объекта, исходя из предположения об инвариантности отношения «размер – расстояние»  и принимая в расчет как размер ретинального изображения, так и  воспринимаемое расстояние до объекта. При этом учитываем те же признаки, что и при восприятии глубины: монокулярные и бинокулярные.
     Согласно  теории относительного размера, предложенной И. Роком и Ш. Эбенхольцем, воспринимаемый размер объекта зависит от размеров других объектов. Иными словами, мы используем близлежащие объекты  как своего рода систему координат, при помощи которой и оцениваем  величину значимого в данный момент объекта [5, с.59]. По мнению Дж. Гибсона, видимый размер объекта зависит от числа заслоняемых или текстурных элементов: чем больше их число, тем больше видимый размер.
     Как указывает М.У. Мэтлин, все теории хотя бы отчасти справедливы, и в  настоящее время мы можем использовать их положения в качестве основы для  исследований воспринимаемого размера  в зрительной психологии восприятия пространства [5, с.60].
     Таким образом, согласно теории извлечения признаков, зрительный стимул можно представить состоящим из ряда признаков (Дж. Гибсон); теория шаблонов исходит из существования в долговременной памяти уменьшенной копии (шаблона) каждого знакомого нам объекта; структурное описание – это множество символических «высказываний» о конкретной конфигурации (И. Бидерман).
    Ассоциативная, гештальттистская и теория восприятия Ж. Пиаже
 
          Ассоциативная теория восприятия  достигла наибольшего влияния  во второй половине 19-го века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Моллер, Э. Мол, Г. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г.Э. Мюллер и американский психолог Э.Б. Титченер. Несмотря на значительные различия в объяснении частичных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию внешнего раздражителя [10, с.213].
     Объединение ощущений в восприятие осуществляется посредством ассоциаций по смежности или по сходству. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта для возникновения восприятия.
     Некоторые из этих авторов, как например, В. Вундт  и Г. Гельмгольц, привлекли для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие также и внутреннюю активность субъекта в виде волевой апперцепции (апперцепция в понимании В. Вундта, обозначает некоторую внутреннюю силу, направляющую мысли и ход психических процессов) или интеллектуальных бессознательных умозаключений.
     Основная  ошибка ассоциативной теории заключалась  в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступала в работах структуралистской школы (В. Вундт, Э.Б. Титченер) [3, с.114].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.