На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственный долг России: проблемы и решения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
     НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 

     Реферат по дисциплине
     Макроэкономика
     На  тему:
     «Государственный долг России: проблемы и решения» 
 
 
 
 
 

     Выполнил: Студентка
     гр.Д.08.БУ
     Чалова  М.С.
     Проверил: к.э.н., доцент
     Лебедева Г.В. 
 
 
 
 

     Великий Новгород
     2011 

     Содержание
       Государственный бюджет состоит из расходов и доходов. Когда расходы правительства превосходят доходы за данный год, мы сталкиваемся с бюджетным дефицитом. Накопленные в предшествующие периоды времени суммы бюджетных дефицитов образуют государственной долг, который может быть как внутренним, так и внешним. Причинами государственного долга могут служить войны и циклическое развитие экономики. Государство может противодействовать росту государственного долга путём: налогов, дополнительной эмиссии денег или выпуска и реализации государственных обязательств.
     Существуют  экономические последствия государственного долга: это, во-первых, притом, что правительство  должно только рефинансировать (а не погашать) долг, имеет право взимать  налоги и имеет право создавать деньги, нет никакой опасности, что государство обанкротится. Во-вторых, государственной долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Более серьёзные проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в следующем: а) выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, увеличивают неравенство в доходах; б) выплаты процентов по долгу требует повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определённой части реального продукта за рубеж; г) заимствования правительством на рынке капиталов, для того чтобы рефинансировать долг или заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.
     В последние годы уделяется большое  внимание растущему государственному долгу. Он  увеличивается с каждым  годом не  менее чем на  десять миллиардов  долларов  США. Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый год  Россия  вынуждена выторговывать у  иностранных  кредиторов по   пять – шесть  миллиардов долларов только  для  выплаты  процентов по  уже  накопленным задолженностям. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние годы заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. Обычно отмечают три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
     Что необходимо предпринять,  для того чтобы вытащить наше государство  из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил перед собой  не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно Правительством России стали предприниматься  меры  к  решению этой острейшей проблемы.
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и особенностей государственного долга России и изучение его современного состояния.
     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
    Изучить причины образования государственного долга
    Ознакомиться с управлением государственным долгом
    Рассмотреть классификацию государственного долга
    Выявить текущее состояние государственного (внешнего и внутреннего) долга  Российской Федерации
     Информационная  база исследования:
       При написании данной работы использовались труды ведущих специалистов, таких как: Тюриной А.Д., Шилиной С.А., Юрьевой Т.В., Марыгановой Е.А. и т.д.
     Глава 1 Сущность государственного долга

     1.1. Причины образования государственного долга

     По  законодательству РФ, государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ (в валюте РФ) перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами РФ.
     Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Если расходы государственного бюджета превосходят его доходы, то образуется бюджетный дефицит, то есть нехватка денежных средств для оплаты закупаемых государством товаров и услуг и для выплаты предусмотренных в бюджете трансфертных платежей.
     В соответствии с законодательством  Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в  состав государственного долга включаются:
    кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
    государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
    соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет1.
     Под реструктуризацией долга понимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т. п.), а также частичное списание долга. Указанная процедура чаще используется применительно к бедным или беднейшим странам, к которым Россия не относится. Напротив, при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников.2
     Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы  основным кредитором было население  своей страны и чтобы как можно  меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. Для сравнения в Великобритании доля внутренних займов в общей сумме государственных займов составляет 97%, во Франции – 96%, в Италии – 90%, в Японии – 87 %.
     Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный  кодекс устанавливает при этом порядок  определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.
     Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего  долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.
     Источниками погашения государственных займов могут выступать:
    доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
    дополнительные поступления от налогов;
    экономия средств от сокращения расходов;
    эмиссия денег;
    привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
     Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
     При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма  долга, и коэффициент его обслуживания.
     Механизм  самовоспроизводства государственного долга, следовательно, имеет вид: рост первичного государственного долга > рост государственных займов > рост общей величины государственного долга > рост выплат по обслуживанию государственного долга > рост общей величины государственного долга > рост новых государственных займов > рост общей величины государственного долга > рост выплат по обслуживанию государственного долга > и т.д.
     Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года установлен в законопроекте  в размере 1 824,7 млрд. рублей, или 5,2 %  ВВП, что  выше   на 461,4 млрд. рублей, или на 33,8 % показателя на 1 января 2008 года (1 363,3 млрд. рублей, или 4,4 %  ВВП).
     Верхний предел внешнего государственного долга России на 1 января 2010 г. повысился до $42,8 млрд. (31,2 млрд. евро) с $41,4 млрд. (29,8 млрд. евро). Таким образом, верхний предел долга увеличивается на $1,4 млрд.
     Максимальный  размер государственного внутреннего  долга России в 2010 году увеличен на 51,3 млрд. рублей из-за изменения объема предоставления  ряда  государственных гарантий. Соответственно, верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2011 года достиг 3 трлн. 353,101 млрд. рублей.
     Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.
     1.2 Классификация государственного  долга
     Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
     По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.
     По  уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.
     Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. Хронический дефицит государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга – внутреннего (получение заемных средств от населения и предприятий) и внешнего (задолженность гражданам и организациям других стран).
     Внутренний  государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и ценным непогашенным государственным бумагам, размещенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода.
     Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность Центробанку и так далее. Основной объем долга приходится на рыночные заимствования, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг. Эмитентом государственных ценных бумаг является Министерство финансов Российской Федерации. Долговые обязательства в виде облигаций выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратную сумму с процентами. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты –  погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае облигация   представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не совладельцем, как акционер). По российскому законодательству облигация - ценная эмиссионная бумага, закрепляющая право держателя этой бумаги на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.
     Внешний государственный долг – это задолженность перед иностранцами. Он предполагает утечку ресурсов из страны-должника и сужает тем самым возможности потребления и инвестирования в национальной экономике.
     Инструментами внешнего заимствования выступают: прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций (Парижский клуб, Всемирный банк); выпуск облигаций. Обычно говоря о внешнем долге, приводят его сравнение с объемом ВВП.
      В свою очередь, в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  включаются:
      1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;
      2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;
      3) объем основного долга по бюджетным  кредитам, полученным Российской  Федерацией;
      4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
      5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в  валюте Российской Федерации  предусмотрена федеральными законами  до введения в действие настоящего Кодекса.
     В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:
      1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;
      2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
      3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
      Государственные и корпоративные ценные бумаги, как  источники покрытия государственного долга можно классифицировать следующим  образом:
      1. наличные денежные средства;
      2. государственные ценные бумаги;
      3. корпоративные ценные бумаги;
      4. товарные поставки;
      5. долговые обязательства третьих  сторон перед российским правительством;
      6. иные государственные активы.
     Размещение  государственных ценных бумаг может  быть:
    Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
    Вынужденным квазирыночным - рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.
     Важнейшим критерием для принятия решения  об использовании того или иного средства платежа должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе, целесообразно откладывать до более позднего времени.
     Но  основным результатом и достаточно весомым является то, что внешний  долг России постепенно, но верно уменьшается: на 2001 год долг составлял 139,3 млрд. руб., а в 2009 году уже 40,5 млрд. руб. Долг уменьшился почти в три с половиной раза.
     1.3 Управление государственным долгом
     Управление  государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации
     Процесс управления государственным долгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
     Управление  государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).
     Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:
     •   формирование государственной долговой политики;
     •   определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
     •   установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
     •   установление границ задолженности.
     Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
     Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.
     В процессе управления госдолгом государство  определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.
     В понятие управления государственным долгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.
     В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:
    безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
    единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
    единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
    согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
    снижение рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
    оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
    гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

     Основные задачи по управлению долгом:

    сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
    оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
    оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
    рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
    повышение эффективности использования заемных средств.
     1.4 Проблемы и экономические последствия
     государственного  долга
     Проблемы
     Следует начать с особенностей, связанных с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.
    На государственный долг списывается все текущее бюджетное недофинансирование, приобретающее суррогатные формы. Это задолженность предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.
    Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.
    Рынок российских государственных ценных бумаг станет цивилизованным только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет). Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.
    Понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс «срастания» двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.
     Необходимо  рассмотреть основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.
    1. Принципиально разные правовые  и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.
    2. Серьезная проблема, связанная с  долгом бывшего СССР, обусловлена  той ролью, которую исторически  играл Внешэкономбанк в расчетах  с иностранными кредиторами. Как  показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.
     Необходимо  отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его  агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно  закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.