На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Управленческий учет. Лекции

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию 

Государственное образовательное  учреждение 

Высшего профессионального  образования 

Конспект лекций 

по дисциплине 

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ» 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
Тема 1. Содержание и  сущность управленческого учета 4
Тема Тема 3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции 22
Тема 4. Планирование затрат и бюджетирование 58
Тема 5. Ценообразование  на предприятии 79
Введение
Управленческий учет ? это область знаний, позволяющих организовать эффективный процесс управления информацией, необходимой для подготовки, обоснования и принятия качественных решений. Результаты деятельности менеджера во многом зависят от информации, которую он использует для планирования, контроля, регулирования управленческой деятельности и принятия решений. Обеспечить менеджера информацией, в требуемом объеме и соответствующего качества, призван управленческий учет.
Дисциплина “Управленческий  учет” является одной из базовых  в системе учетных дисциплин, в которую входят также “Финансовый  учет”, “Бухгалтерская (финансовая) отчетность”, “Финансовый анализ”, “Аудит”. Для более полного усвоения материала курса предлагается использовать следующую литературу:
Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. ? М.: ЮНИТИ, 2003. ? 350 с.
Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский  управленческий учет: Учебник для  вузов. ? М.: Экономистъ, 2003. ? 618 с.
Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. Основы управленческого учета / Под общ. ред. Н.А. Адамова. ? СПб.: Питер, 2005. ? 112 с.
Ковалев В.В., Соколов  Я.В. Основы управленческого учета. ? СПб.: Лист, 1991.
Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / Пер. с англ., предисл.П.С. Безруких. ? М.: Аудит, 1994.
Хонгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. ? М.: Финансы и статистика, 2002. ? 416 с.
Тема 1. Содержание и  сущность управленческого учета
История становления  управленческого учета.
Сущность управленческого  учета.
Предмет и объекты  управленческого учета.
Цели и задачи управленческого учета.
1.1. В середине  прошлого века в странах с  развитой рыночной экономикой  произошли значительные изменения  в области бухгалтерского учета.  Бухгалтерский учет перестал  быть только средством сбора  и группировки экономической  информации, содержащейся в первичных  документах, а превратился в инструмент  обработки и обобщения данных, предназначенных для осуществления  прогнозирования, планирования, контроля  и принятия управленческих решений.  Бухгалтеры стали большее внимание  уделять учету затрат на производство, учету фактического объема производства, оценке выполнения производственных  программ не только всего предприятия,  но и его подразделений. 
В условиях концентрации капитала, внешней и внутренней конкуренции, инфляции, значительного роста объемов  производственных издержек, создания и функционирования транснациональных  корпораций традиционные методы учета  не соответствовали требованиям  управления.
Принцип эффективности  управления предопределил необходимость  появления управленческого учета. Постепенно в разных странах термин “производственный учет” был  заменен на “управленческий учет”. Однако это было не просто изменение  терминологии, но и большая организационная  и методологическая перестройка  системы бухгалтерского учета. Он разделился на две отрасли: финансовый (внешний) и управленческий (внутренний) учет.
Одновременно на предприятиях создаются две бухгалтерии: финансовая и управленческая. Каждая имеет свои цели, задачи и предназначена  для выполнения специфических функций.
1.2. Под управленческим (внутренним) учетом понимается идентификация,  сбор, регистрация, обобщение, анализ  и передача внутренним пользователям  информации, необходимой для управления  организацией. Управленческий учет  является составной частью информационной  системы предприятия. Эффективность  управления производственной деятельностью  предприятия обеспечивается полнотой  и достоверностью требуемой информации, поступающей от его структурных подразделений, служб и отделов. Эту информацию управленческий учет предоставляет руководителям разных уровней управления внутри предприятия в целях принятия ими правильных решений. Поэтому сущность управленческого учета заключается в формировании системы информационного обеспечения процессов планирования и контроля на всех уровнях управления, начиная от разработки стратегии развития предприятия и заканчивая составлением оперативных бюджетов.
Необходимо отметить две главные особенности управленческого  учета: ориентация информации на внутреннего  пользователя и оперативность предоставления данных.
Ориентация информации на внутреннего пользователя (определенного  менеджера организации) характеризует  сущность управленческого учета. Потребности  менеджеров в информации для принятия решений и контроля зависят, во-первых, от функциональной области, в которой  они специализируются и, во-вторых, от их положения в организационной  структуре предприятия. В связи  с этим, система управленческого  учета в организациях формируется  различными способами, учитывающими эту  специфику. Это может быть комплексная  информационная система, которая обеспечивает менеджеров на всех уровнях управления необходимой информацией о состоянии  каждой из основных функциональных областей, таких как снабжение, производство, сбыт, финансы и т.д. Вместе с тем, это может быть и локальная  информационная система, которая формирует  данные для ограниченного круга  менеджеров (например, система показателей  деятельности службы главного инженера) или в пределах ограниченной функциональной области (например, оперативный учет производства или система финансовых показателей деятельности).
Второй особенностью управленческого учета является его оперативность. Эта особенность  обусловлена тем, что информация для принятия решений и контроля будет полезна только в том  случае, когда она своевременно предоставляется  пользователям. При построении сложных  систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость  автоматизации учетных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет обеспечить своевременность  получения информации.
Сущность управленческого  учета проявляется в его функциях. Под функциями понимается “работа”, которую выполняет управленческий учет. Можно выделить следующие основные функции управленческого учета:
Обеспечение необходимой  информацией руководителей всех уровней управления.
Информация о финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в рамках управленческого учета находит  отражение в отчетности, формируемой  по структурным подразделениям, центрам  ответственности, видам или группам  продукции, статьям бюджета. Составляется также и сводный отчет предприятия, в котором обобщаются результаты работы хозяйствующего субъекта за определенный период. Конкретное содержание, формы  и виды внутренней управленческой отчетности зависят от организационной структуры  предприятия, видов производственных процессов, целевой направленности и других факторов.
Стратегическое и  тактическое планирование финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.
Управленческий учет предоставляет информацию для стратегического (долгосрочного) планирования. С его  помощью принимаются решения  о том, какие виды продукции более  выгодны для производства и продажи, как формировать ценовую политику, какова предполагаемая рентабельность инвестиций в тот или иной объект и т.д. В рамках тактического (краткосрочного) планирования управленческий учет реализует процедуры формирования бюджетов, координирует разработку краткосрочных планов всеми подразделениями предприятия.
Оперативный контроль и анализ результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия  в целом.
В целях осуществления контроля результативности деятельности предприятия и различных его подразделений активно используется информация управленческого учета, которая позволяет выявить отклонения фактических показателей работы от их плановых или нормативных значений. При этом на основе метода факторного анализа устанавливаются причины (факторы), вызвавшие эти отклонения. Информация управленческого учета обеспечивает проведение оперативного контроля и анализа, а также принятие своевременных управленческих решений.
Формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями предприятия.
Информация, формируемая  в управленческом учете, охватывает все уровни управления, координирует работу менеджеров по решению стоящих  перед ними задач, а также обеспечивает непрерывный процесс обмена информацией  между всеми структурными подразделениями  предприятия.
Организация управленческого  учета на любом предприятии должна отвечать общепринятым принципам. К  основным принципам (характерным чертам) управленческого учета относятся:
Непрерывность деятельности предприятия. Выражается отсутствием  у предприятия намерения ликвидироваться, сократить масштабы производства. Это  означает, что предприятие будет  функционировать неопределенно  долгое время, что определяет необходимость  создания информационной системы, обеспечивающей составление долгосрочных планов, проведение анализа конкурентоспособности  продукции, стабильности поставок сырья  и материалов, целесообразности обновления ассортимента и освоения новой продукции, инвестиций и т.д.
Использование единых планово-учетных единиц измерения. Планирование и учет производства должен осуществляться в единых единицах измерения, что обеспечивает сопоставимость информации.
Оценка результатов  деятельности структурных подразделений  предприятия. Этот принцип управленческого  учета определяет необходимость  формирования информации на всех уровнях  управления предприятием и ее предоставления менеджерам для планирования, анализа, контроля и принятия решений.
Преемственность и  многократное использование информации. Этот принцип предусматривает упрощение  и эффективность всей системы  учета на предприятии. С одной  стороны, информация управленческого  учета дополняется бухгалтерскими данными, а с другой, детализирует информацию финансового учета.
Система коммуникаций внутри предприятия. Этот принцип определяет наличие информационной связи между  уровнями управления. На нулевом уровне возникает первичная учетная  информация в первичных документах и отчетах основных и вспомогательных  цехов. На первом уровне создается сводная документация отдела снабжения, складского хозяйства, производственных подразделений, сбытового и финансового отделов, бухгалтерии. На последующих уровнях производится объединение и формирование сводной отчетности в функциональных отделах управления предприятием (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, планово-производственного отдела и др.). На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной отчетности и создание результирующей отчетной информации предприятия.
Бюджетный (сметный) метод управления. Он используется на крупных предприятиях как инструмент планирования, контроля и регулирования. Бюджетный цикл включает реализацию процедур планирования всех сфер деятельности, объединение проектных решений, разработку проекта бюджета, расчет вариантов планов и корректировок, окончательное планирование и учет изменяющихся условий. Сметами охватываются производство, реализацию, распределение и финансирование. В них находят отражение затраты на производство и доходы от видов деятельности различных подразделений и предприятия в целом.
Полнота и аналитичность информации. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки. Нарушение этого принципа приводит к удорожанию системы и снижает оперативность управления.
Периодичность информации. Информация для руководителей должна предоставляться в строго определенные сроки. Для этого разрабатывается  график, который является частью графика  документооборота на предприятии.
1.3. Каждая наука  имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей  целью и присущими ей методами. Определение предмета имеет важное значение для обоснования самостоятельности и обособленности той или иной отрасли знаний. Под предметом любой науки понимается определенная часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой. Один и тот же объект может рассматриваться разными науками, но каждая из них находит в нем свои специфические стороны, т.е. свой предмет исследования. Таким образом, предметом науки следует считать то специфическое, что позволяет отличить ее среди множества других наук.
Предметом управленческого  учета являются количественные и  качественные характеристики объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета управленческого  учета раскрывают его многочисленные объекты исследования, которые можно  объединить в две группы:
Производственные  ресурсы, обеспечивающие хозяйственную  деятельность предприятия средствами, необходимыми для получения положительных  результатов. В состав этой группы объектов управленческого учета входят следующие  виды производственных ресурсов:
основные средства ? это средства труда, используемые в течение длительного периода времени: машины, оборудование, производственные здания, сооружения и т.д.;
нематериальные активы ? это объекты долгосрочного вложения: право пользования землей, патенты, лицензии, товарные знаки, марки и т.д.;
материальные ресурсы ? это предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.
трудовые ресурсы ? это наемные работники предприятия, которые формируют его производственный персонал;
Хозяйственные процессы и их результаты, образующие в совокупности производственную деятельность предприятия. К этой группе объектов управленческого  учета относятся следующие виды деятельности:
снабженческо-заготовительная ? приобретение, хранение и обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также проведение маркетинговых исследований, связанных со снабжением производства;
производственная ? выполнение процессов, предусмотренных технологией производства продукции и состоящих из основных и вспомогательных операций, а также операций по совершенствованию выпускаемой продукции и разработке новых изделий;
финансово-сбытовая ? проведение маркетинговых исследований и операций по формированию рынка сбыта продукции, непосредственно сбытовой деятельности, включающей упаковку, транспортировку и другие виды работ, операций, обеспечивающих рост объема продаж, начиная от рекламы продукции и заканчивая установлением прямых связей с потребителями, а также контроля качества выпускаемой продукции;
организационная ? создание организационной структуры предприятия, включающей отделы, службы, цеха, участки, и организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, которая отвечает требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления и соответствует функциям планирования, контроля, анализа, стимулирования, координирования и принятия управленческих решений.
1.4. Содержание управленческого  учета как научной дисциплины  определяется целями его использования  и решаемыми задачами, позволяющими  эти цели реализовать. 
Главной целью управленческого  учета является обеспечение менеджеров информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Наряду с целью  сбора информации к цели управленческого  учета также относится планирование, контроль и анализ различных видов  затрат.
Основными задачами управленческого учета являются:
выявление областей наибольшего риска и ”узких мест”  в деятельности предприятия;
формирование ценовой  политики предприятия, в том числе  пределов скидок, при различных условиях сбыта и платежа;
формирование ассортиментной политики предприятия и выявление  убыточных видов продукции;
оценка эффективности  дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений.
Еще одно преимущество системы «директ-костинг» состоит в том, что ее применение позволяет использовать многоступенчатый принцип построения отчета о доходах. Отчет должен содержать такие показатели, как: выручка от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ), маржинальный доход (МД = ВР - ПЗ), постоянные (фиксированные) затраты (ФЗ) и прибыль (П = МД - ФЗ). Таким образом, на первом этапе выявляется маржинальный доход, т.е. сумма продаж за вычетом переменных затрат, а затем уже чистая прибыль организации без постоянных расходов. Данный подход усиливает контроль за формированием затрат обращения по местам возникновения затрат и по центрам ответственности и, следовательно, позволяет менеджерам принимать более оперативные и эффективные управленческие решения.  

При использовании  «директ-костинга» размер прибыли определяется уровнем переменных производственных затрат, ценами продажи, структурой выпускаемой продукции и величиной постоянных затрат производства. В результате такая учетная информация позволяет в оперативном порядке находить наиболее выгодные комбинации продажных цен и объема производства, быстро переориентировать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка.  

С помощью «директ-костинга» обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и другие.  

Система «директ-костинг» позволяет:  

определять формы  зависимости затрат от объемов производства;  

получать информацию о прибыльности или убыточности  хозяйственной деятельности в зависимости  от объема производства и продаж;  

рассчитывать критическую  точку объема продаж;  

оптимизировать товарный ассортимент;  

прогнозировать поведение  затрат в зависимости от различных  факторов;  

принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса;  

проводить эффективную  ценовую политику;  

решать тактические  задачи управления организацией.  

На основе анализа  переменных и постоянных затрат разрабатываются  гибкие программы-сметы (гибкие бюджеты). Они составляются таким образом, что хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют  учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и  влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. Они позволяют  менеджеру рассчитать тот объем  продаж, при котором достигается  безубыточность организации, а затем  оценить прибыльность при различных  уровнях деловой активности.  
 

В условиях рыночной экономики «директ-костинг» дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга ? продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего краткосрочного предела цены (на уровне переменных затрат на изготовление).  

Одним из важнейших  преимуществ использования в  учете системы «директ-костинг» является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по организации в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, организация оптимизирует свой ассортимент.  

Благодаря использованию  «директ-костинга» значительно расширяются аналитические и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и постоянных затрат зависимости от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий. Раздельное отражение в учете позволяет более четко отслеживать и контролировать как переменные, так и постоянные производственные затраты в разрезе подразделений организации, товарных групп и сегментов рынка. Кроме того, использование системы «директ-костинг» при составлении внутренней управленческой отчетности позволяет избежать излишней капитализации постоянных накладных расходов в периоды, когда спрос на производимую продукцию уменьшается и происходит накопление производственных запасов.  

Вместе с тем, данная система имеет некоторые недостатки. Так, она не может быть использована для калькулирования фактической производственной себестоимости продукции за отчетный год. «Директ-костинг» не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость с точки зрения возмещения всех затрат. В связи с чем для определения полной себестоимости продукции требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов. Кроме того, информация о себестоимости продукции, ограниченной переменными затратами, не может быть использована для прогнозирования рентабельности на основную продукцию организации в долгосрочном периоде: постоянные расходы остаются таковыми только в определенном интервале релевантности ? при резком увеличении объема производства их уровень также возрастет, состав же переменных расходов, как правило, изменяется под влиянием изменения технологии и организации производства.  

Надо отметить также  тот факт, что ведение учетных  работ в рамках системы «директ-костинг» осложняется трудностью подразделения затрат производства на переменные и постоянные (большая часть расходов организации носит полупеременный или условно-постоянный характер), особенно если учесть, что такая классификация не может быть неизменной в организации, а должна уточняться исходя из постоянно меняющихся условий хозяйствования.
Тема 4. Планирование затрат и бюджетирование
Сущность планирования затрат и классификация планов.
Основные этапы  планирования затрат.
Бюджетирование на предприятии.
4.1. Управленческий  учет ориентирован, в первую очередь,  на перспективу. В связи с  этим одной из важнейших функций  управленческого учета является  планирование будущей деятельности  организации. 
Основу управления затратами на предприятии составляет их планирование. Основной целью планирования затрат является установление экономически обоснованной суммы и состава  текущих расходов предприятия в  плановом периоде в разрезе каждого  вида выпускаемой продукции, отдельных  центров ответственности и по операционной деятельности в целом. Планирование затрат является неотъемлемой частью общей системы планирования операционной деятельности предприятия.
Планирование можно  охарактеризовать как особый тип  процесса принятия решений, в рамках которого анализируется информация о прошлой финансовой и производственной деятельности хозяйствующего субъекта, оцениваются потенциальные ресурсы  и разрабатываются цели организации  на перспективу, а также приоритетность решения задач для их достижения.
Планирование охватывает целостно всю деятельность организации. В зависимости от сроков оно может  быть долгосрочным (перспективным), среднесрочным (статическим) и оперативным (текущим).
Долгосрочное планирование реализуется в форме стратегических планов организации или планов генерального развития бизнеса. В долгосрочных планах разрабатываются общие перспективные  цели и задачи организации на срок более 3 лет.
Среднесрочное планирование выражается в составлении планов деятельности организации сроком от 1 до 3 лет. Чаще всего оно реализуется  в виде административных планов, в  которых обеспечивается построение эффективной системы организации деятельности предприятия, направленной на достижение целей и задач перспективного планирования.
Краткосрочное планирование осуществляется в виде оперативных  планов, в которых задачи, стоящие  перед организациями, разбиваются  по всей структуре управления, за каждым менеджером закрепляются конкретные участки  деятельности и ответственность  за заданные показатели. Оперативные  планы составляются сроком до одного года, с разбивкой, в зависимости  от необходимости, на кварталы, месяцы, дни, смены, часы.
Краткосрочное планирование предполагает закрепление целей  и задач организации в системе  бюджетов и смет, составленных для  структурных подразделений и  отдельных направлений деятельности. Другими словами, оперативное планирование неразрывно связано с бюджетированием ? процессом разработки и составления бюджетов в соответствии с целями хозяйственной и финансовой деятельности организации.
Основной формой планирования затрат предприятия является их бюджетирование. Разработка плановых бюджетов осуществляется по предприятию в целом (основные результаты расчета этого бюджета включаются в состав плана доходов и расходов по операционной деятельности и других текущих планов предприятия), в разрезе всех типов его центров ответственности, а также по отдельным видам выпускаемой продукции (в форме плановой или нормативной их калькуляции).
Различают следующие  виды планов: административные; оперативные; стратегические.
Административные  планы - это тактические планы  развития и поддержания организационной  структуры. Целью таких планов является создание организации, при которой  возможно достижение желаемых уровней  выполнения плановых показателей. Административные планы являются среднесрочными и  пересматриваются ежегодно.
Оперативные планы - это тактические планы, которые  прямо связаны с достижением  целей фирмы. Такие планы являются краткосрочными, обычно сформулированы в виде годовых или квартальных  бюджетов, например, план производства, план материально-технического снабжения, план общепроизводственных расходов и  т.п.
Стратегические планы - это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры  организации. Причинами пересмотра стратегических планов могут быть: внедрение новых технологий; изменение  в предпочтениях потребителя; возникновение  нового конкурента и др.
4.2. Планирование  затрат предприятия предусматривает  осуществление ряда основных  этапов:
1. Анализ затрат  предприятия в предплановом периоде.  Основными задачами проведения  этого анализа является выявление  основных тенденций изменения  суммы и уровня затрат предприятия  в предплановом периоде, установление  размеров отклонения фактических  их показателей от плановых (нормативных), выяснение основных причин, вызвавших  эти отклонения. Особое внимание  в процессе анализа обращается  на выявление причин возникновения  излишних расходов, не обусловленных  нормальной организацией операционной  деятельности: сверхнормативных расходов  материальных ресурсов ? сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, электроэнергии и других их видов; сверхнормативных расходов на оплату труда в форме оплаты за сверхнормативные работы и работы, не связанные с операционной деятельностью предприятия; сверхнормативные транспортные расходы, вызванные несовершенной структурой поставщиков и покупателей продукции, несовершенными условиями ее поставки; сверхнормативные затраты средств, связанные с нарушениями технологической и трудовой дисциплины, формированием излишних запасов сырья, материалов и готовой продукции, простоем машин и оборудования.
На первой стадии анализа рассматривается динамика общей суммы и уровня затрат в  предплановом периоде, определяются темпы  изменения этих показателей, рассчитываются показатели абсолютной и относительной  экономии затрат или их перерасхода  по отношению к предшествующему  периоду или ранее установленному плановому их бюджету (текущему плану). Абсолютное отклонение затрат представляет собой разницу между фактической  и плановой (нормативной) их суммой. Относительное отклонение (экономия или перерасход) затрат рассчитывается по следующим формулам:
,
,
где - сумма относительной  экономии затрат на предприятии (если фактический коэффициент издержкоемкости операционной деятельности ниже планового);
- сумма относительного  перерасхода затрат на предприятии  (если фактический коэффициент  издержкоемкости операционной деятельности выше планового);
- фактический объем  реализации продукции в рассматриваемом  периоде; 
- плановый коэффициент  (уровень) издержкоемкости в отчетном периоде;
- фактический коэффициент  (уровень) издержкоемкости в отчетном периоде.
На второй стадии анализа рассматриваются аналогичные  показатели, характеризующие динамику отдельных статей затрат по предприятию  в целом (в разрезе учетной  номенклатуры их видов). Этот анализ дополняется  рассмотрением показателей динамики удельного веса отдельных статей затрат в общей их сумме.
На третьей стадии анализа рассматривается фактическое  выполнение установленных бюджетов в разрезе отдельных центров  ответственности предприятия. В  процессе анализа определяются размеры  абсолютного и относительного отклонения затрат от запланированных (нормативных) показателей (при этом в плановые показатели по гибким бюджетам вносятся соответствующие коррективы, вызванные  изменением объема деятельности соответствующего структурного подразделения).
На четвертой стадии анализа рассматривается уровень  выполнения отдельных показателей  плановой (нормативной) калькуляции  в разрезе видов продукции. Результаты этого анализа служат предпосылкой корректировки системы норм и  нормативов, производственной программы (по номенклатуре продукции) и ценовой  политики предприятия на предстоящий  период с учетом изменившихся условий  осуществления операционной деятельности.
На пятой стадии анализа определяется влияние отдельных  факторов, вызвавших изменение суммы  и уровня издержкоемкости на предприятии. Такой анализ проводится по предприятию в целом и в разрезе отдельных центров ответственности.
2. Подготовка необходимой  исходной базы планирования. Основными  исходными данными, необходимыми  для проведения плановых расчетов  затрат, являются:
план реализации товарной продукции в разрезе  отдельных ее видов в стоимостных  и натуральных показателях;
план производства валовой и товарной продукции  в разрезе отдельных ее видов  в натуральных и стоимостных  показателях;
план материально-технического обеспечения производства и реализации продукции;
нормы и нормативы  затрат труда, материальных ресурсов и  другая нормативная база, используемая в управлении затратами;
планы организационно-технических  мероприятий, направленных на экономию затрат предприятия в плановом периоде;
результаты анализа  затрат предприятия в предплановом периоде.
3. Прогнозирование  изменения основных факторов, влияющих  на объем и структуру затрат  на предприятии. К числу основных  факторов, требующих учета в процессе  планирования затрат, относятся: 
изменение объема производства и реализации продукции. Это один из важнейших факторов, позволяющих  воздействовать на формирование суммы  и уровня затрат;
изменение состава  производимой и реализуемой продукции (ее номенклатуры и ассортимента);
изменение технических  условий осуществления операционной деятельности (уровня фондо - и механовооруженности в разрезе видов работ и производимой продукции);
изменение амортизационной  политики предприятия (использование  в плановом периоде метода ускоренной амортизации активной части производственных основных средств);
намеченное изменение  ставок налоговых платежей, относимых  на издержки (себестоимость);
изменение уровня цен  и условий поставки сырья, материалов и других материальных ресурсов по контрактам, заключенным на плановый период;
изменение условий  оплаты труда в соответствии с  коллективным трудовым договором и  индивидуальными трудовыми контрактами, заключенными на плановый период;
другие факторы, оказывающие  ощутимое влияние на сумму и уровень  затрат на предприятии с учетом специфики  осуществления его операционной деятельности.
4. Составление плановой (нормативной) калькуляции на  отдельные виды выпускаемой продукции.  Расчеты, связанные с разработкой  плановой (нормативной) калькуляции,  осуществляются в разрезе отдельных  статей учетной номенклатуры  затрат. Обычно плановая (нормативная)  калькуляция по видам продукции  разрабатывается на предстоящий  год с дифференциацией показателей  по отдельным сезонным периодам  или кварталам. В процессе составления  плановой (нормативной) калькуляции  определяются системы калькулирования продукции (позаказная, попроцессная, нормативная и т.п.) и размеры прямых и непрямых затрат на производство и реализацию отдельных ее видов (при необходимости уточняется база распределения непрямых затрат).
Для увязки с ценовой  политикой предприятия, комплексного управления различными видами прибыли, в плановой калькуляции наряду с  общей суммой и структурой удельных затрат приводятся показатели проектируемой  на плановый период оптовой (отпускной) цены на соответствующий вид продукции; ставки и суммы налога на добавленную  стоимость, акцизного сбора и  других налоговых платежей, входящих в цену продукции; сумма и уровень маржинальной и валовой прибыли; ставка и сумма налога на прибыль и других обязательных платежей, осуществляемых за счет валовой прибыли; сумма и уровень чистой прибыли предприятия.
Перечень калькуляционных  единиц продукции предприятие устанавливает  самостоятельно с учетом особенностей своей операционной деятельности.
5. Разработка плановых  бюджетов в разрезе отдельных  типов центров ответственности.  Основой разработки таких бюджетов  являются:
проектируемая на предстоящий  период система центров ответственности (их типов и количества) с учетом организационной структуры предприятия  и технологических особенностей осуществления операционной деятельности;
проектируемые объемные показатели деятельности отдельных  центров ответственности (объема выпуска  отдельных видов продукции; объема реализации отдельных видов продукции; объема производства полуфабрикатов; объема отдельных видов работ  и т.п.);
плановая (нормативная) калькуляция на отдельные виды выпускаемой  продукции.
Плановые бюджеты  в разрезе отдельных центров  ответственности разрабатываются  на период до одного года в разрезе  видов продукции и статей затрат учетной их номенклатуры.
6. Разработка текущего  плана (планового бюджета) затрат  по предприятию в целом. Этот  этап завершает процесс планирования  затрат на предприятии. Основное  внимание на этом этапе планирования  должно быть уделено обеспечению  сбалансированности показателей  плановой (нормативной) калькуляции  на отдельные виды продукции  и плановых бюджетов в разрезе  отдельных типов центров ответственности как по общей сумме, так и по каждой статье операционных затрат.
Результаты плановых расчетов суммы и состава затрат по предприятию в целом дополняются  расчетами коэффициентов издержкоемкости, издержкоотдачи и рентабельности, а также группировкой отдельных затрат в разрезе постоянных и переменных их видов для обеспечения использования системы “взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли” и механизма операционного левериджа в процессе последующего планирования прибыли.
Основные планируемые  показатели суммы и состава затрат включаются в разрабатываемый текущий  план доходов и расходов по операционной деятельности и другие виды текущих  и оперативных планов предприятия.
4.3. Процесс бюджетирования заключается в систематической разработке курса действий на будущее, который отражает использование имеющихся в распоряжении предприятия ограниченных производственных, финансовых и человеческих ресурсов, с одной стороны, и прогнозируемую конъюнктуру рынка ? с другой. В процессе разработки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, чтобы все структурные подразделения предприятия работали согласованно для достижения общей цели.
Бюджетное планирование представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным  подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных  на основе утвержденных высшим руководством программ.
Иногда этот термин трактуется более широко, как система  выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов (смет затрат и доходов) будущих операций компании и контроля исполнения этих планов. Иными словами, бюджетное планирование можно рассматривать как систему  внутреннего финансового управления.
Бюджетирование - это комплексный процесс, включающий:
бюджет как финансовый план по выбранным позициям;
финансовую и управленческую отчетность как результат выполнения бюджета;
последовательную  цепочку управленческих действий, направленных на объединение различных управленческих подсистем, действующих на предприятии  в единую систему бюджетного управления.
В управленческом учете  термин «бюджет» (budget) приближен к понятию смета (смета доходов и расходов, или план). Составление бюджетов помогает планировать работу на перспективу с целью решения поставленных задач и достижения желаемых результатов. Кроме того, бюджет позволяет систематически контролировать деятельность, направленную на достижение поставленных целей и задач, и следить за потребляемыми нами ресурсами.
Разработка бюджета  также как и программирование является процессом планирования. Существенная разница между двумя этими  видами планирования заключается в  том, что программы заглядывают  в будущее на несколько лет  вперед, а бюджет, как правило, рассчитывается на один, следующий год.
Бюджеты являются ключевым инструментом системы управленческого  контроля. Практические все компании, за исключением самых мелких, составляют бюджеты. Многие компании в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность компании по центрам ответственности для получения прибыли. Почти все неприбыльные организации также составляют бюджеты.
Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный  до того, как предполагаемые действия выполняются. Его также часто  называют финансовым (в данном контексте  следует понимать как выраженный в стоимостном измерении) планом действий. Эти данные планируют серию  событий, которые свершатся в  будущем, что является прогнозом  будущих финансовых операций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.