На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Международный факторинг и форфейтинг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЛАН: 

 

Введение

      В последние годы Правительство Российской Федерации декларирует одной  из основных стратегических задач существенное увеличение доли товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме российского экспорта. Принята и поэтапно вводится в действие программа государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая предоставление государственных гарантий и субсидирование стоимости экспортного финансирования для российских предприятий.
      Актуальность  темы. Помимо государственной поддержки в развитых странах существуют и так называемые рыночные формы финансирования экспорта товаров капитального назначения, одной из которых является использование экспортерами факторинга и форфейтинга. Факторинг и форфейтинг как формы кредитования внешнеторговых операций теоретически в России известны давно, но длительное время были доступны ограниченному числу «пользователей». Поэтому такое положение делает особенно актуальным рассмотрение сущности этих внешнеторговых форм кредитования.
      Кроме того, операции факторинга и форфейтирование в РФ имеет целый ряд особенностей, что обусловлено как спецификой национального законодательства, так и чисто рыночными факторами. Вместе с тем выгоды от использования данных форм финансирования определенно весомее тех сложностей, которые приходится преодолевать при ее внедрении.
   Поэтому,  целью данной работы является: анализ сущности факторинга и форфейтинга как форм экспортного кредитования и проблем, связанных с развитием рынка факторинга и форфейтинга в Российской Федерации.
   Объект  исследования: международный факторинг и форфейтинг как специфические формы экспортного кредитования.
   Предмет исследования: механизм осуществления операций факторинга и форфейтинга по кредитованию внешнеторговых сделок.
   Задачи  данной работы:

1. Рассмотреть сущность, модели международного факторинга.

2. Проанализировать сущность, функции форфейтинга, проблемы развития рынка форфейтинга в России.

3.Сравнить характеристики форфейтинга и факторинга как форм финансирования экспортных сделок.
     При написании работы были использованы материалы из учебной литературы, периодических изданий.
 

1. Факторинг как инструмент финансирования экспортных операций

1.1 Понятие операций  факторинга

     Факторинг - это сравнительно новый для России вид услуг в области финансирования, предназначенный для поддержки малых и средних фирм. Весьма выгоден факторинг и для крупных фирм-экспортеров, имеющих солидную клиентуру, значительные отсрочки платежей и недостаточную наличность. При этом они получают такие преимущества:
       а) освобождение от риска неплатежей;
     б) заблаговременную реализацию портфеля долговых требований;
     в) упрощение структуры баланса;
     г) сокращение срока инкассации требований на клиентов (на 15—20% в среднем);
     д) экономию на бухгалтерских, административных и других расходах.
     Участниками международных факторинговых сделок являются поставщик, покупатель, импорт-фактор (банк или импортная фактор-фирма ) и экспорт-фактор (банк или экспортная фактор-фирма).
     Факторингом занимаются специальные фактор-фирмы, тесно связанные с банками  или являющиеся их дочерними фирмами. Сущность деятельности факторинга заключается в том, что фактор-фирма покупает у своих клиентов их требования к их партнерам и в течение 2-3 дней оплачивает им от 70-90% требований в виде аванса, оставшиеся 10- 30% клиент получает после того, как к нему поступит счет от партнера. Факторинговые компании тщательно проверяют приобретаемые требования с точки зрения платежеспособности покупателя с помощью своих справочных отделов и банков. Кроме кредитных и учетно-контрольных операций факторинговые компании оказывают юридические, складские, информационные, консультационные услуги. Соглашение о факторинге повышает кредитоспособность фирмы экспортера и облегчает ей получение кредита в банке.
     Преимуществом такой формы услуг является увеличение ликвидности (легкость превращения материальных ценностей в наличные деньги), высокий уровень которой является необходимой предпосылкой для быстрого роста предприятия.
     Скидка  за немедленный платеж по счету (в  течение 5- 10 дней) составляет в странах с рыночной экономикой около 3% и называется «сконто». И если фирма в течение года закупает товары на сумму 10 млн руб., то за год экономия составит 300 тыс. руб. Поэтому предприятиям выгодно платить по своим счетам в течение предусмотренного срока для скидки, по системе «сконто».
     Факторные фирмы могут предоставлять своим клиентам такие дополнительные услуги, как гарантию за платеж. При этом фактор-банк покупает у своих клиентов их требования к партнерам, выплачивая, как и при обычной системе, в течение 2-3 дней от 70 до 90% суммы требований и предоставляя остаток клиенту после того, как его партнер оплатит счет.
     Фактор-банки  могут регулярно информировать  своих клиентов о платежеспособности покупателя, а также могут брать  на себя гарантию за платежи в зарубежных странах. Благодаря наличию разветвленной компьютерной информационной системы крупных банков, фактор-фирмы хорошо осведомлены о финансовом положении многих предприятий, в том числе и зарубежных. Поэтому им нетрудно определить финансовый риск при покупке требований.
     В сфере экспорта фактор-фирмы могут предоставить своим клиентам дополнительные услуги по обеспечению «тихого» факторинга и «открытого» факторинга.
     При «тихом» факторинге клиент заключает договор со своим фактор-банком и регулярно сообщает ему о всех заключенных сделках, присылая копии всех экспортных счетов. Партнер экспортера не знает об этом. Если партнер экспортера не может оплатить счет за 60 дней после истечения срока, то экспортер информирует его об уступке требования фактор-банку, который со своей стороны принимает различные меры, включая и предъявление иска к покупателям через Международную факторинговую организацию.
     Стоимость системы «тихого» факторинга в зависимости от размера оборота и платежеспособности заключена в интервале от 0,5 до 1% суммы счетов. К этому также добавляется рыночная процентная ставка для кредитов по финансированию экспортных сделок.
     Вторая  система факторинга, включая инкассо, называется «открытой». В этой системе экспортер обязан указать на своих счетах, что требование продано фактор-фирме в стране покупателя. Если экспортер не может получить оплату, то фактор-фирма через 90 дней переводит экспортеру всю сумму счета. Стоимость для экспортера системы факторинга составляет 0,7-1,5% суммы счетов в зависимости от оборота и кредитоспособности покупателей.
     Факторинг является новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска для малых и средних фирм.

1.2 Модели международного  факторинга

     В международной торговле применяются четыре модели факторинга:
        двухфакторный;
        прямой импортный;
        прямой экспортный;
        «бэк-ту-бэк» (back-to-back).
     Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.
     Классическая  двухфакторная схема  состоит из следующих  этапов:
    запрос лимита / обеспечение рисков;
    поставка / рассылка фактуры;
    финансирование;
    оплата.
     Преимущество двухфакторного факторинга заключается в том, что для компании, обслуживающей импортера, долговые требования являются внутренними, а не внешними, как для факторинговой компании экспортера. Вместе с тем он достаточно громоздок и предполагает высокие издержки сторон.
     Вторая  модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей. Схема прямого импортного факторинга состоит из следующих этапов:
      запрос лимита / обеспечение рисков;
      поставка / рассылка фактуры;
      оплата.
     Прямой  импортный факторинг имеет смысл  лишь в том случае, когда экспорт  производится в одну или две страны. Прямой импортный факторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.
      Третья  модель международных факторинговых  операций - прямой экспортный факторинг. При прямом экспортном факторинге не требуется подключения факторинговой фирмы в стране импортера. При этом факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований. При использовании этого варианта факторинга можно получить выгодные условия финансирования экспортных поставок при покрытии со стороны государственной страховой компании.
     Последний тип международного факторинга –  «бэк-ту-бэк». В трех первых моделях международных факторинговых операций финансирования требований концернов не предусматривается. Эту функцию выполняет факторинг «бэк-ту-бэк». Реализация сделки при этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга.

1.3 Выгоды участников факторингового соглашения

      Факторинг выгоден и поставщику, и покупателю, и фактору. С его  помощью поставщик может следующее:
      увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
      получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.
      Сосредоточиться непосредственно на производстве продукции.
      Избежать риска неплатежей.
      Покупатель  может:
      получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
      избежать риска получения некачественного товара;
      увеличить объем закупок;
      улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.
      Фактор  приобретает:
      проценты по кредиту;
      комиссионное вознаграждение.
      Возможность привлекать для обслуживания дистрибьюторов и производителей, тем самым привлекая новый капитал.
      Таким образом, можно выделить главные экономические достоинства факторинга, как особой формы кредитования:
      увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
      превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
      возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
      независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
      возможность расширения объемов оборота;
      повышение доходности;
      экономия собственного капитала;
      улучшение финансового планирования;
      уменьшение рисков неплатежей.
      Факторинг является рискованным, но высоко прибыльным видом кредитования, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития мировой экономики.

2. Сущность форфейтинга как формы кредитования торговых операций

2.1  Сущность форфейтинга

      Форфейтинг  – от фр.A forfai - целиком, общей суммой - специфическая форма кредитования торговых операций. Операция по приобретению финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером).
      Форфейтинг  применяется практически эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций. Как правило, форфейтинговое финансирование носит действительно среднесрочный характер и предназначается для экспортеров товаров (машин, транспортных средств и оборудования) и услуг (строительство промышленных и инфраструктурных объектов за рубежом) капитального (инвестиционного) назначения. Также объектами форфейтингового финансирования могут выступать оборудование и решения в сфере информационных технологий.
      В принципе, форфейтинг применим практически в любой отрасли на этапе выхода на новые рынки, платежные риски на которых неизвестны/неприемлемы для экспортера - так называемые развивающиеся рынки (emerging markets). В качестве примера «экзотического» объекта форфейтинга стоит отметить финансирование будущих поступлений за трансферы футболистов между европейскими клубами.
      Что касается срока финансирования, то он, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтора, составляет не менее 6 месяцев.
      Обязательства и права форфейтора и экспортера излагаются в двустороннем форфейтинговом соглашении, заключаемом между сторонами  обычно путем обмена офертой и  акцептом (также именуемом обязательством, или commitment). Обязательство форфейтора состоит в выкупе долга на определенных условиях в случае представления полностью удовлетворяющей форфейтора документации, подтверждающей наличие долга, факт передачи товаров/работ/услуг импортеру, а также переуступку форфейтору права на получение выручки от импортера/банка импортера в банк импортера в будущем. Обязанность экспортера - подготовить и передать форфейтору указанную в соглашении документацию в течение срока действия соглашения.
    Обязательство вступает в силу с даты акцепта  и действует до указанной в  нем даты (это так называемый availability period). По наступлении этой даты обязательство  форфейтора приобрести долг утрачивает силу в случае, если экспортер не представил вовсе или представил неудовлетворяющую форфейтора документацию. В любых других случаях форфейтор может отозвать свое обязательство только при наличии согласия со стороны экспортера. Необходимо отметить, что деловая репутация является абсолютно необходимым условием для работы с форфейторами и на форфейтинговом рынке.
      К числу инструментов форфейтирования  принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Наиболее удобным и эффективным  инструментом форфейтирования за рубежом считается вексель: для банка импортера нет необходимости выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток импортера найти ничтожные расхождения в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать цену, а кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.
      Однако, в России, в связи со сложностью валютного и таможенного регулирования трансграничного оборота внешних ценных бумаг (да и само отнесение векселя - средства платежа - к ценным бумагам) не позволяет российским экспортерам в настоящее время широко использовать традиционные финансовые инструменты, такие, как тратты и простые векселя. Кроме того, использование тратт и векселей во внешнеторговых расчетах не всегда привычно и понятно даже крупнейшим российским банкам, не говоря о «широких слоях» предприятий-экспортеров.
      В то же время документарные аккредитивы с отсрочкой/рассрочкой платежа позволяют российскому экспортеру использовать понятный и привычный расчетный инструмент, оставаясь при этом в рамках действующего законодательства.
      Вопросы валютного регулирования имеют  исключительное значение для структурирования и осуществления сделок при форфейтировании.
      В последние годы развитие форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой шло по пути организации  вторичного рынка  форфейтинговых инструментов. Надо отметить, что первичный и вторичный форфейтинговые рынки не сильно разграничены.
      Если  рассматривать  состояние данного  вида финансирования в России и странах  СНГ, то нужно констатировать, что  рынка форфейтинга как такового в Российской Федерации и странах  СНГ нет, поскольку банки в  этом регионе пока не имеют желания и опыта работать по схемам форфейтинга, особенно в случае среднесрочных рисков. Более того, в ряде стран (например, России и Украине) местные банки и не могут выступать в роли форфейторов, поскольку существует ряд законодательных ограничений: так, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации экспортная выручка должна поступать только из-за границы. Тем не менее банки серьезно подходят к данному виду деятельности, и некоторые из них ведут большую работу в данном направлении.
      В РФ вторичного рынка форфейтинга пока не существует. Банки не готовы принимать среднесрочные риски развивающихся стран, а по рискам развитых стран не могут выдержать конкуренцию по ставкам. Учитывая благоприятные инвестиционные возможности внутри страны, сложившиеся на текущий момент, это понятно. Были попытки продавать векселя российских импортеров с хорошим кредитным рейтингом российским банкам, но пока дело ограничилось единичными сделками.

2.2 Преимущества и недостатки форфейтингового финансирования

Из вышесказанного следует вывод, что форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов. Однако для него характерно несколько ограничений:
    экспортер должен быть согласен продлить срок кредита на период от 6 месяцев до 10 лет и дольше;
    экспортер должен быть согласен принимать погашение долга сериями;
    если импортер не является государственным агентом или международной компанией,  возврат долга должен быть безусловно и безотзывно гарантирован банком или государственным институтом, приемлемым для форфейтера.
В целом  же данный инструмент обладает как  преимуществами, так и недостатками для всех, кто им пользуется.

Преимущества  для экспортера

    Предоставление  форфейтинговых услуг на основе фиксированной  ставки.
    Финансирование за счет форфейтера без права регресса на экспортера.
    Возможность получения наличных денег сразу после поставки продукции или предоставления услуг, что благотворно отражается на общей ликвидности, снижает объем банковских займов, дает возможность реинвестирования средств.
    Отсутствие затрат времени и денег на управление долгом или на организацию его погашения.
    Отсутствие рисков (все валютные риски, риски изменения процентных ставок, а также риск банкротства гаранта несет форфейтер).
    Простота документации и возможность быстрого оформления вексельных долговых инструментов.
    Конфиденциальный характер данных операций.
    Возможность быстро удостовериться в том, что форфейтер готов финансировать сделку, оперативно согласовать условия сделки.
    Возможность заранее получить от форфейтера опцион на финансирование сделки по фиксированной ставке, что позволяет экспортеру заранее подсчитать свои расходы и включить их в контрактную цену, рассчитать другие итоговые цифры.

Недостатки  для экспортера

    Необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму векселей, гарантий и аваля.
    Возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает гаранта, не устраивающего форфейтера.
    Более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера.

Преимущества  для импортера

    Простота  и быстрота оформления документации.
    Возможность получения продленного кредита по фиксированной процентной ставке.
    Возможность воспользоваться кредитной линией в банке.

Недостатки  для импортера

    Уменьшение  возможности получить банковский кредит при пользовании банковской гарантией.
    Необходимость платить комиссию за гарантию.
    Более высокая маржа форфейтера.
    Возможность возникновения трудностей с оплатой векселя как абстрактного обязательства в случае поставки некондиционных товаров или невыполнения экспортером каких-либо иных условий контракта.

Преимущества  для форфейтера

    Простота  и быстрота оформления документации.
    Возможность легко реализовать купленные активы на вторичном рынке.
    Более высокая маржа, чем при операциях кредитования.

Недостатки  для форфейтера

    Отсутствие  права регресса в случае неуплаты долга.
    Необходимость знания вексельного законодательства страны импортера.
    Ответственность за проверку кредитоспособности гаранта.
    Необходимость нести все процентные риски до истечения срока векселей.
    Невозможность совершить платеж раньше срока.
Недостатки, указанные в пунктах 2 и 3, характерны не только для форфейтера. Здесь они выделены по той причине, что для форфейтера не составляются дополнительные долговые соглашения, на которые он мог бы сослаться. Следует также помнить, что форфейтер несет политические и другие риски (риски трансферта, риски колебания валют). Они не отмечены как недостатки для форфейтера, поскольку присущи любой форме международного кредита.

Преимущества  для гаранта

    Простота  оформления сделки.
    Получение комиссии за свои услуги.

Недостаток для гаранта

Он один, но очень важный, и заключается  в том, что гарант принимает на себя абсолютное обязательство оплаты гарантируемого им векселя.
 

3.Сравнительная характеристика факторинга и форфейтинга

      В заключении, рассмотрев сущность операций факторинга и форфейтинга, сделаем сравнительный анализ этих  форм финансирования торговых сделок. 

ФАКТОРИНГ ФОРФЕЙТИНГ
1. Объект  операции - преимущественно счет-фактура. 1. Объект операции - преимущественно вексель (простой  или переводной).
2. Краткосрочное кредитование (до 180 дней). 2. Среднесрочное  кредитование (от 180 дней до 10 лет).
3. Сумма  кредита ограничена возможностями  фактора. 3. Сумма кредита  может быть достаточно высокой  в следствии возможности синдирования.
4. Фактор  авансирует оборотный капитал кредитора 70-90% суммы долга. Остальные 10-30% поступают на счет кредитора только после погашения долга покупателем продукции за вычетом комиссии и процентов. 4. Форфейтер  выплачивает сумму долга полностью  за вычетом дисконта.
5. Фактор  или оставляет за собой право регресса к кредитору или отказывается от этого права, но и в этом случае при экспорте товаров политические и валютные риски несет экспортер. 5. Форфейтер  несет все риски неоплаты долга  включая политические и валютные  риски при экспорте товаров.
6. Операция  может быть дополнена элементами  бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового  и другого обслуживания кредитора  (клиента). 6. Не предполагает  какого-либо дополнительного обслуживания.
7. Возможность  перепродажи факторингового актива фактором не предусмотрена. 7. Предусматривается  возможность перепродажи форфейтером  форфейтингового актива на вторичном  рынке.
8. Не  требуется поручительства от  третьего лица. 8. Требуется  гарантия третьего лица или  аваль1.
9. Предполагает  кредитование под уже существующее  денежное требование, или под  требование, которое возникнет в  будущем, но четко обозначенное  в договоре финансирования под  уступку денежного требования. 9. Возможно кредитование  под уступку финансового векселя, выпущенного с целью аккумуляции средств, для реализации иных целей не ограниченных торговыми.
 
      Оба метода кредитования по-своему уникальны  и востребованы экономиками разных стран.
      Целесообразность  использования того или другого  метода определяется целью, которую преследует кредитор (продавец, экспортер):
      Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для  малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Этот метод еще более интересен для этих предприятий, так как дополняется элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента), что дает возможность клиентам сосредоточиться на производстве и экономить на издержках по оплате труда.
      Форфейтинг  наиболее эффективен для крупных  предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для  реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов.
 

Заключение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.