На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Финансовый анализ как инструмент управленческой деятельности промышленного предприятия на примере ООО «Татнефть-Бурение»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КАЗАНСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
                           

Э К О Н О М  И Ч Е С К  И Й     Ф А К У Л  Ь Т Е Т 
 
 

Д  И  П  Л  О  М  Н  А  Я
Р  А  Б  О  Т  А 

ТЕМА: Финансовый анализ как инструмент управленческой деятельности промышленного предприятия на примере ООО «Татнефть-Бурение» 

                                      Дипломник:  студентка  экономического  факультета 825
 группы  специализация менеджер-юрист    Хусаинова А.В.                        
                                      Руководитель работы: к.э.н. доцент Эйдельман Б.М.
                                      Консультанты: ___________________________________ 

          
 

                                   
Содержание
Введение с. 3
Глава 1. Роль и значение управленческой деятельности повышения эффективности работы промышленного предприятия  
1.1.  Общие понятия о системе управления  промышленным предприятием с. 8
1.2.  Принципы и методы управления  промышленным предприятием  в  современных условиях с. 13
1.3  Анализ практики управления на отечественных предприятиях с. 25
Глава 2. Основные направления финансового  анализа на промышленных предприятиях  
2.1.   Цель и назначение финансового  анализа с. 32
2.2.   Важнейшие показатели, используемые  при финансовом анализе промышленного  предприятия с. 38
2.3. Роль  финансового анализа в управлении  промышленным предприятием в  современных условиях с. 56
Глава 3. Применение методов финансового  анализа в целях совершенствования  управленческой деятельности ООО «Татнефть-Бурение»  
3.1.     Общая характеристика деятельности ООО «Татнефть-Бурение» с. 65
3.2.     Проведение финансового анализа  на предприятии с. 71
3.3.     Перспектива совершенствования  управленческой        деятельности ООО «Татнефть-Бурение»  на основе  использования финансовых  инструментов  с. 88
Заключение с. 94
Библиографический список используемой литературы с. 97
Приложение  
 
 
Введение
  В настоящее время значение анализа  финансового состояния предприятия  в комплексном анализе деятельности возросло. Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
  Собственники  анализируют отчеты для повышения  доходности капитала, обеспечения стабильности положения предприятия. Кредиторы  и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить,  что качество принимаемых решений целиком зависит от  качества аналитической обоснованности     принимаемых решений.
  Основной  целью анализа финансового состояния является обеспечение доходности, прибыльности предприятия. Для этого необходимо получение определенного числа ключевых (наиболее информативных) принтеров, дающих объективную  и точную картину финансового положения предприятия его прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах  c  дебиторами и кредиторами.
  Цели  анализа достигаются  в результате оценки данных финансовой отчетности. В определенных случаях бывает недостаточно использовать эту отчетность. Отдельные  группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного учета, например). Тем ни менее чаще всего  годовая и  квартальная отчетность являются единственным источником финансового анализа.
  Методика анализа финансовой отчетности в России была разработана достаточно давно и успешно применялась при оценке финансовой устойчивости и платежеспособности отечественного предприятия. Разработкой методических основ занимались и занимаются такие ученые, как Барнгольц С.Б., Ефимова  О.В., Шеремет А.Д., Хорин  С.К., Сайфулин Р.С., Ковавлев В.В. и другие ученые.
  Кроме отмеченных теоретических разработок, уже востребованных практикой, на повестке дня стоят схемы финансового  анализа, взятые из зарубежной практики оценки текущей платежеспособности  и финансовой устойчивости предприятия. В данном случае методику анализа финансового состояния предприятия можно подробно рассмотреть в работах таких ученых как Браун М., Нидиз Б., Андерсон Х. И др..
  В настоящее время  анализ финансового состояния предприятия подразумевает ознакомление с его основными экономическими характеристиками (и с тенденциями их изменений), текущей ликвидностью и финансовой устойчивостью. Только грамотно проведенный анализ финансового состояния позволит  объективно оценить деятельность предприятия в прошлом и  настоящем  и сделать прогнозы о его функционировании в будущем.
  Финансовое  состояние предприятия оценивается  как в краткосрочном, так и  долгосрочном аспекте. В первом случае оно характеризуется  платежеспособностью, во – втором  - финансовой устойчивостью.
  Информационной  базой для проведения анализа  служит бухгалтерская отчетность предприятия  и данные внутрипроизводственного  учета и анализа.
  Цель  дипломной работы выявить значение анализа финансовой отчетности  для принятия управленческих решений.
  Задачи  дипломной работы:
  * определение общих понятий   о системе управления промышленным  предприятием;
  * раскрытии основных методов и  принципов управления в зависимости  от структуры организации;
  * изучение  основных показателей финансового анализа;
  * определении роли финансового  анализа в управлении предприятием;
  * выявлении путей совершенствования   деятельности  предприятия на   основе полученных показателей  при проведении  финансового анализа.
  Предметом дипломной работы является использование финансового анализа  как инструмента  управленческой деятельности предприятия.
  Объект  дипломной работы – Управляющая  компания Общество с Ограниченной Ответственностью «Татнефть-Бурение».
  В первой главе дипломной работы рассмотрены общие понятия о системе     управления промышленным предприятием, принципы и методы управления. Большое внимание уделено вертикальной интеграции в нефтяной промышленности.
  Финансовый  анализ предприятия и его роль в управлении предприятие  подробно рассматривается во второй главе  дипломной работы, в этой главе не малое внимание уделяется анализу и принятию управленческих решений  в условиях неопределенности и конфликта.
  В третьей главе описывается история  создания и  характеристика  промышленного предприятия  ООО «Татнефть-Бурение». Проведен  финансовый анализ  его состояния по данным ежегодной отчетности, рассмотрена  перспектива его  развития на основе сделанных выводов. Предложены различные мероприятия для совершенствования  деятельности  предприятия, снижения издержек, улучшения контроля за производства и роста прибыли .
         
     
 
 
 
 
 

Глава1. Роль и значение управленческой деятельности как  фактора 
повышения эффективности работы промышленного предприятия
1.1. Общие понятия  о системе управления промышленным предприятием
    Одним из основных  элементов  рыночного хозяйства является  фирма (предприятие). Под фирмой  понимается экономический  субъект,  который занимается производственной  деятельностью и обладает хозяйственной  самостоятельностью ( в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. В отличии от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы, базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма - их концентрацию. На  рынке господствуют косвенные методы контроля, внутри фирмы - прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах, фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
    Что же представляет собой  промышленная фирма?
    На сегодняшний день наиболее распространенным типом являются  два типа предприятий - это государственные предприятия и предприятия-корпорации.
    Корпорация - это фирма, имеющая  форму юридического лица, где  ответственность каждого собственника  ограничена его вкладом в данное  предприятие.»1
    Корпорация - общество, основанное на  паях. Покупая ценные бумаги (акции  и облигации), индивиды (домохозяйства)  становятся собственниками корпорации. Через рынок ценных бумаг возможно  быстрое привлечение финансовых  средств огромного числа людей.  Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).
  «Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров.»2  Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
    Наряду с несомненными достоинствами  корпорации обладают и вполне  ощутимыми недостатками.
    Корпорации открывают широкие  возможности для различных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью “команды” ослабляются.  Держатели контрольного пакета  акций могут осуществлять контроль  лишь за высшими управляющими. Возможности “оппортунистического поведения” расширяются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т.д.).
  Однако, как правило, такие злоупотребления  возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам  рынок. Возникает угроза “поглощения” данной фирмы другой и полной смены  команды ( во всяком случае, его верхнего эшелона). К тому же падает  престиж менеджеров компании на рынке труда, что может привести в перспективе к резкому сокращению их доходов.
  Сейчас  в условиях  перехода к рыночной системе хозяйствования многие государственные  предприятия  претерпевают значительную  реформацию и изменяют свою организационно-правовую форму, превращаясь в акционерные общества открытого или закрытого типа и товарищества (партнерства).
  Современное крупное промышленное предприятие  представляет собой сложную производственную социально-экономическую систему, которой присущи все характеристики системы: вход, выход, процесс, цель, обратная связь и т.д.
  Предприятие приобретает у поставщиков  ресурсы (топливо, энергию, оборудование, материалы, комплектующие изделия), осуществляет благодаря трудовой деятельности коллектива   производственный процесс, получает готовую продукцию и поставляет ее потребителям.
  Кроме поставщиков и потребителей внешней  средой по отношению к предприятию  являются вышестоящая организация ( различные органы, министерства), банк, через который осуществляются  все финансовые операции с поставщиками и потребителями.
  Промышленное  предприятие, как и всякая сложная  система, состоит из комплекса более  простых систем, выполняющих определенные функции.
  В производственно-техническом отношении  предприятие представляет собой технико-технологический комплекс, систему рабочих машин и механизмов, подобранных пропорционально по количеству и мощности в соответствии с видами выпускаемой продукции ( выполняемых работ, услуг), технологией ее изготовления и объемами выпуска.
  «Организационно предприятие представляет собой  первичное звено промышленности, производственную единицу народного  хозяйства с определенной внутренней структурой, внешней средой, закономерностями функционирования и развития.»3 Организационная система предприятия включает его производственную и организационную структуру управления предприятием и цехами, а также связи между производством и управлением, между предприятием и внешними организациями.
  В социальном отношении предприятие  выступает в качестве социальной подсистемы общества, именно на нем осуществляется взаимодействие  общественных, коллективных и личных интересов, складываются отношения дружеской взаимопомощи.
  Экономически  предприятие является обособленным звеном промышленности, обладающим определенной оперативно-хозяйственной самостоятельностью и осуществляющим свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Экономическая система предприятия включает экономические отношения предприятия с государством, вышестоящей организацией, поставщиками и потребителями, финансовыми организациями.
  В информационном отношении предприятие - сложная динамичная система, характеризующаяся  большим объемом, интенсивностью и  разнонаправленностью информационных связей между подсистемами и элементами, постоянно обменивающаяся с внешней средой различного рода информацией.4 Информационная система предприятия включает отчетную и нормативно-техническую документацию, а также различную информацию, характеризующую состояние и движение компонентов предприятия.
  В экологическом отношении предприятие  представляет собой производственную систему, взаимодействующую с внешней  средой путем материально-энергетического  обмена.
  В административно-правовом  отношении  предприятие выступает в качестве юридического лица с установленными государством в законодательном порядке правами и обязанностями.
  Промышленное  предприятие, как и любая система, может находится в двух состояниях: устойчивом и неустойчивом.
    Устойчивое состояние характеризуется  ритмичным выпуском высококачественной продукции и большим спросом на нее, равномерным ходом производства во всех подразделениях, хорошим материально-техническим и кадровым обеспечением, нормальным психологическим климатом в коллективе.
  Неустойчивое  предприятие характеризуется сбоями в ходе производственного процесса, неритмичным выпуском продукции и неудовлетворительным спросом на нее, несвоевременным материально-техническим обеспечением, неудовлетворительным психологическим климатом. Такое состояние может быть результатом как внешних, так и внутренних воздействий и носить временный характер.
  Предприятиям  различных отраслей промышленности присуща своя специфика. Однако наряду с особенностями имеется и  ряд общих признаков, которые  позволяют их классифицировать по нескольким направлениям.
  По  характеру потребляемого сырья все промышленные предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности.
  По  назначению готовой продукции предприятия  группируются на производящие средства и предметы потребления.
  В зависимости от характера протекания производственного процесса во времени предприятия бывают с прерывным и непрерывным (дискретным) производством.5
  Во  времени работы в течение года различают предприятия сезонного  и круглогодового действия. Совокупность перечисленных классификационных признаков характеризует отраслевую принадлежность предприятия.
  По  размерам предприятия делятся на крупные, средние и мелкие, а в  некоторых отраслях на группы. Так, в машиностроении установлено несколько  групп предприятий. В каждой отрасли  устанавливаются свои параметры для отнесения предприятия к определенной группе. Обычно это объем выпускаемой продукции, стоимость основных фондов, численность промышленно-производственного персонала, уровень и темпы роста производительности труда.
  По  степени механизации и автоматизации производства различают предприятия с автоматизированным, комплексно-механизированным, частично-механизированным и ручным производством.
  Имеются и другие направления классификации  промышленных предприятий.
  В промышленной сфере в настоящее время ко всем предприятиям  предъявляются следующие важнейшие требования:
  1) использование достижений научно-технического  прогресса и обеспечение на  этой основе высокого технико-экономического  уровня производства и выпускаемой  продукции;
  2) маневренность и мобильность, т.е. способность в короткие сроки переключаться с производства одних видов изделий на другие или выпускать их  параллельно в нужных обществу количествах;
  3) рациональное использование всех  видов ресурсов, обеспечение высокой  эффективности производства;
  4) обеспечение оптимальных условий  труда и социального развития  коллектива предприятия;
  5) экологичность всех видов деятельности.
    Производственно хозяйственная  деятельность каждого предприятия,  его права и обязанности регулируется  законом о предпринимательской деятельности.
  Управление  предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом.6 Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.
  Управление  предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:
     решение одних и также вопросов  не должно находится в ведение  разных подразделений
     все функции управления должны  входить в обязанности управляющих  подразделений
     на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом . 

  1.2 Принципы и методы  управления промышленным  предприятием  в  современных условиях
  Структура управления может изменяться во времени  в соответствии с динамикой масштабов  и содержания функций управления .(Приложение 1,3)
  Между отдельными подразделениями могут  быть вертикальные и горизонтальные связи.
  Вертикальные  связи - это связи руководства  и подчинения, например связь между  директором предприятия и начальником  цеха.
  Горизонтальные связи - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов.
  В основу структуры управления положена определенная система. Известно три  основные системы управления производством:
    - линейная
    -функциональная
    - смешанная
  Линейная - представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
  Функциональная  - система представляет собой схему  подчинения нижестоящего подразделения  ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако подчиненные подразделения не всегда знают, как согласовать полученные указания, в какой очередности их выполнять... В чистом виде эта система используется очень редко.
  ( Приложение 2).
  Наиболее  распространена смешанная система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.
  При очень большом объеме разнообразных вопросов такая схема чрезвычайно усложняет работу линейного руководителя. Для ее упрощения по определенным вопросам функциональные подразделения могут непосредственно руководить нижестоящими подразделениями. Рациональная структура управления определяется типом предприятия, его масштабом и характеристиками. На предприятиях могут быть использованы безцеховая, цеховая, корпусная или смешанная структуры управления.
  Наиболее  простой структурой является безцеховая, при которой производство делится на участки, возглавляемые мастерами. Мастера могут непосредственно подчиняться руководителю предприятия либо старшему мастеру, который подчиняется руководителю предприятия. Эта структура может оказаться целесообразной на мелких и средних промышленных предприятиях.
  Основным  производственным звеном крупного промышленного  предприятия является цех.7 При цеховой структуре управления руководителю предприятия подчиняются начальники цехов. Начальнику цеха подчиняются начальники участков, либо старшие мастера, либо мастера. Старшему мастеру подчиняются мастера. Начальнику участка подчиняются старшие мастера, которым в свою очередь подчиняются мастера.
  На  особо крупных предприятиях может  использоваться корпусная структура. В этом случае предприятие подразделяется на корпуса, корпуса делятся на цеха, а цеха - на участки.
  На  предприятиях могут применяться  и смешанные структуры управления. Например, на предприятиях со структурой могут быть отдельные цеха, а на предприятиях с цеховой структурой - участки, подчиненные непосредственно руководству предприятия.
  Управление  предприятием в современных условиях должно осуществляться на основе сочетания  принципов самоуправления трудового  коллектива и прав собственника на использование своего имущества.8
  Собственник может реализовать свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченный им орган. Таким органом в соответствии с Уставом предприятия может служить совет или правление предприятия.
  Совет предприятия состоит из равного  числа представителей, назначаемых собственником имущества предприятия и избираемых трудовым коллективом. Численность совета предприятия и срок его полномочий определяются уставом предприятия. Заседание совета проводит председатель, который избирается из числа членов совета открытым или тайным голосованием.
  Совет предприятия вырабатывает общее  направление экономического и социального  развития предприятия, устанавливает  порядок распределения чистой прибыли, принимает решение о выпуске  ценных бумаг по представлению руководителя предприятия, о покупке ценных бумаг других предприятий, решает вопросы создания и прекращения деятельности филиалов, дочерних предприятий и других обособленных подразделений.
  На  совете предприятия решаются вопросы  входа и выхода в ассоциации и  объединения, устанавливается направление внешнеэкономической деятельности, рассматриваются и разрешаются конфликтные ситуации, возникающие между администрацией и трудовым коллективом предприятия, а также другие хозяйственно - экономические вопросы, предусмотренные уставом предприятия.
  Совет предприятия на своих заседаниях рассматривает и решает вопросы, отнесенные к его компетенции, однако в оперативно-распорядительную деятельность администрации деятельность совета не допускается. Все вопросы оперативной  деятельности предприятия решают руководитель предприятия и назначенные им заместители, руководители подразделений аппарата управления, цехов, отделов, участков и т.д., а также мастера.
  Назначение  руководителя предприятия является правом собственника имущества предприятия и реализуется им либо непосредственно, либо через совет предприятия. При назначении руководителя на должность с ним заключается контракт, в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения и возможного освобождения от должности с учетом определенных гарантий.
  Решения по социально-экономическим вопросам деятельности предприятия вырабатываются и принимаются органами управления с участием трудового коллектива на общем собрании или конференции.9
  На  общем собрании трудового коллектива рассматриваются вопросы о необходимости  заключения коллективного договора с администрацией и его содержания, вопросы о выкупе имущества предприятия, предоставляются полномочия профсоюзному комитету или другому органу действовать от имени трудового коллектива. Коллективным договором регулируются производственные и трудовые отношения на предприятии, вопросы охраны труда, социального развития коллектива, здоровья его членов. На общем собрании трудового коллектива избираются (или отзываются) представители в совет предприятия, заслушиваются отчеты об их деятельности.
  По  решению общего собрания может быть образован совет трудового коллектива и определенны его функции.
  Там, где собственником является трудовой коллектив, как, например, на арендном предприятии, можно было бы ограничится одним советом, который совмещал бы функции, как совета предприятия, так и совета трудового коллектива.
  Аппарат управления предприятием должен  быть построен таким образом, что бы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношениях взаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы.10
  Складывающиеся  рыночные отношения в отечественном  экономическом пространстве стимулируют возможности отхода от традиционного управления предприятием, обусловливают неизбежность и экономическую целесообразность перехода от управления как такового к менеджменту и маркетингу, требуют создания системы эффективных алгоритмов принятия управленческих решений с учетом изменения рыночной конъюнктуры.
  Стабилизация  и развитие нефтегазового комплекса, повышение эффективности его  работы в немалой степени зависит  от его структурных преобразований путем реформирования и дальнейшего  совершенствования нефтяных и газовых компаний.
  Особую  актуальность в настоящее время  приобрела проблема вертикальной интеграции и совершенствования структуры  нефтяных компаний путем образования  вертикально-интегрированных структур, объединяющих в единое целое всю  технологическую цепочку.
  Для эффективного функционирования российского  нефтяного комплекса крайне важным является создание заинтересованности в соединении усилий предприятий по добыче нефти, ее переработке и сбыту в целях экономии на издержках производства и на базе внедрения новых технологий. Одной из форм обеспечения такой взаимной заинтересованности является образование вертикально интегрированных компаний в форме акционерных обществ или товариществ с подключением предприятий транспорта и нефтепродуктообеспечения.
  Интеграция  позволяет закрепить хозяйственные  связи, усилить стимулы для получения  наиболее эффективного конечного результата, сконцентрировать ресурсы по наиболее эффективным направлениям технической политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов, в том числе за счет применения расчетных цен, повысить конкурентоспособность российских производителей на внешнем рынке, а также наиболее экономно решать отдельные задачи использования производственной и социальной инфраструктуры.
  Вертикально-интегрированных нефтяных компаний в мире существует около 100, среди них относительно крупных сейчас насчитывается порядка 20. Несмотря на ряд существенных различий как по форме собственности, так и по структуре, их объединяет один общий признак – деятельность по всей цепочке процесса: выявление нефтяных месторождений, добыча нефти, доведение ее до продуктов конечного пользования и реализация нефтепродуктов потребителю.
  По  сути дела сама жизнь толкает российскую нефтяную промышленность к созданию вертикально-интегрированных структур, разумеется, на новой рыночной основе.11 Только таким путем можно если не нейтрализовать, то хотя бы смягчить последствия таких негативных явлений, как взаимные неплатежи, острый недостаток оборотных средств, необоснованное понижение курса рубля Центробанком, больно бьющее по интересам экспортеров, в частности, нефти.
  Под вертикальной интеграцией понимают объединение на финансово-экономической основе различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяном деле сюда входят предприятия, относящиеся к последовательным стадиям технологического процесса: разведка и добыча нефти — транспортировка — переработка — нефтехимия — сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.
  Указом  Президента Российской Федерации о  приватизации российской нефтяной промышленности № 1403 от 17 ноября 1992 года устанавливалось три типа организации в данной отрасли:
  1. Предприятия, вовлеченные в производство, переработку и распределение;
  2. Интегрированные компании («ЛУКойл», «Юкос» и «Сургутнефтегаз»);
  3. Транспортные компании — одна  для сырой нефти («Транснефть») и одна для нефтепродуктов («Транснефтепродукт»), таким образом ликвидировалась прежняя жесткая структура нефтяного экспорта.
  Три крупнейшие интегрированные компании, образованные в соответствии с Указом, представляли собой вертикальную структуру региональных производственных объединений с единым руководящим центром, при этом сами объединения — дочерние компании являлись самостоятельными юридическими лицами и вели собственный учет движения своих средств. Как самостоятельные в юридическом отношении предприятия данные организации выпустили в обращение собственные акции.
  Анализируя  опыт создания вертикально-интегрированных  нефтяных компаний в странах Запада, среди важнейших предпосылок  вертикальной интеграции следует отметить следующие:
  1. Стремление нефтяных компаний  к контролю над рынками сбыта  конечной продукции — сначала  нефтепродуктов, а затем и нефтехимикатов.
  2. Обусловленная природными, технологическими  и экономическими факторами необходимость создания эффективно управляемой организации производства и сбыта.
  3. Возможность экономии на масштабах  производства. Концентрация капитала  и производства, наличие единой  инфраструктуры, возможности маневра (капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции) способствуют сокращению удельных затрат в производстве и приводят к приросту сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли.
  4. Обеспечение в рамках вертикально  интегрированных структур контролируемых  источников сырьевого обеспечения.
  5. Международный характер нефтяного  бизнеса и его теснейшая связь  с мировой и национальной политикой.12
  Однако  основные предпосылки интеграционного  процесса нельзя считать факторами абсолютного действия. Они достаточно противоречивы и проявляются лишь в тенденции. Планомерность, концентрация производства и капитала, установление контроля над рынками сырья и продукции в сочетании с монополизмом отнюдь не исключают конкуренции. Крупнейшие нефтяные корпорации соперничают между собой и независимыми компаниями-аутсайдерами.
  Нельзя  также не отметить того обстоятельства, что стремление компаний к контролю и участию во всех стадиях нефтяного дела приводит к не всегда оправданному дублированию производственных и сбытовых структур. Иными словами, экономия в издержках, достигаемая внутри вертикально-интегрированных компаний, имеет своей оборотной стороной расточительное расходование ресурсов.
  Развитие  интеграционного процесса в нефтяной промышленности при наличии необходимой мощной финансовой базы происходило и происходит в различных формах:
  — прямых инвестиций с созданием новых  объектов в сферах производства и  сбыта;
  — приобретения материальных и финансовых активов существующих компаний (слияние, поглощение и т. д.);
  — реализации совместных проектов и образования совместных компаний.
  В результате этого процесса сложились  интегрированные компании двух принципиально различных видов. К первому относятся компании, интегрированные по финансовому признаку, — холдинги, не занимающиеся производственной деятельностью, но осуществляющие контроль над многочисленными компаниями и филиалами.
  Интегрированные компании второго вида являются производственными, осуществляющими разведку, добычу, транспортировку и переработку нефти, а также сбыт готовой продукции через свои филиалы и специализированные подразделения.13 Таких компаний в современном нефтяном бизнесе подавляющее большинство. Однако в настоящее время «чисто» производственных компаний уже практически не существует. Все они в той или иной степени являются финансовыми компаниями
  Важнейшим фактором развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний является рациональная организационная структура, то есть тип устройства управления внутри предприятия или объединения предприятий.14
  Организационная структура должна быть такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то могут понадобиться соответствующие изменения и в организационных структурах.
  Существует  несколько этапов в развитии фирм, в которых в зависимости от целей и задач формируются организационные структуры.
  Первый  этап. При создании новой фирмы  ее задачи, как правило, достаточно скромны: производство и реализация продукции на местном или региональном рынке. Руководит всей деятельностью фирмы один человек — директор (управляющий).
  Второй  этап. На втором этапе, при завоевании фирмой национального рынка, усложняется работа ее руководства, так как организация различных направлений деятельности — маркетинг, производство, НИОКР, финансы, кадры — требует постоянного внимания. Заместители генерального директора принимают на себя руководство функциональными подразделениями, основной задачей генерального директора становится координация их деятельности.
  Третий  этап развития компании связан с ее выходом на мировой рынок. На этом этапе в структуре компании организуется международное отделение, во главе которого становится вице-президент — руководитель такого же уровня, как и руководители других функциональных подразделений. С развитием международной деятельности в компании появляются подразделения, созданные по географическому принципу, отвечающие за отдельные регионы.
  Четвертый этап развития компании связан с диверсификацией ее деятельности на национальном рынке. На данном этапе в организационной структуре фирмы появляется функциональное подразделение, возглавляемое вице-президентом, отвечающее за выпуск новой продукции.
  Пятый этап. развития компании связан с реализацией  стратегической задачи выхода на мировой рынок с несколькими видами продукции и требует более сложной организационной структуры. Она организуется либо по продуктовому принципу, либо по географическому. Анализ опыта компаний, работающих на мировых рынках, показал, что не существует жестких правил выбора конкретного типа организационной структуры таких компаний. Поэтому наиболее целесообразным представляется применение продуктового и географического принципов в различных сочетаниях.
  На  шестом этапе развития компании после  выхода на мировой рынок и при наличии успеха имеет место постепенный рост количества ее зарубежных филиалов, что приводит к изменению организационной структуры компании, которое проявляется в создании механизмов интеграции новых зарубежных подразделений в систему общефирменного управления.
  Мировой опыт показывает, что не существует одной, оптимальной для всех организационной структуры.15 Следует выбирать ту структуру управления, которая является адекватной сложившимся экономическим условиям функционирования компании и позволяет ей достичь намеченных целей. (Приложение 1,2,3.).Многие крупные компании используют сложную организационную структуру, состоящую из структур различных типов. В рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий, позволяющую руководителям нижестоящих уровней самим принимать решения. Потенциальные возможности такой системы заключаются в улучшении взаимодействия руководителей различного уровня по вертикали и повышении эффективности процесса принятия решений. Децентрализованные структуры рекомендуется применять, когда компания имеет выход на динамичные рынки, диверсифицированное производство, конкурентов, а также быстро меняющиеся технологии.
  Выбор стратегии развития компании
  Возможности экономического роста в значительной степени зависят от выбора эффективной  стратегии компании, обеспечивающей конкурентоспособность продукции и, как следствие этого, высокие прибыли.
  В основе общей концепции формирования стратегий развития компании лежит требование достижения намеченного уровня показателей путем количественной оценки отклонения их текущего значения от проектируемого и разработки мер по их преодолению.
    Разработка эффективной экономической,  финансовой и кадровой политики, адекватных организационно-управленческих  структур может принести громадную  выгоду любой ВИНК, создав ей  бесценные конкурентные преимущества. И напротив, "цена" ошибки при принятии ключевого решения может оказаться очень высокой, причем платить ее придется долгие годы.
  Все это говорит об исключительной важности разработки и реализации стратегии  долгосрочного развития российских ВИНК. Причем здесь можно выделить две стороны проблемы. Первая касается общих принципов корпоративного стратегического планирования и управления, вторая - специфики собственно российских ВИНК, реально действующих в условиях переходной экономики России.
  Преодоление возможных негативных последствий  вертикальной интеграции
  Таким образом, вертикальная интеграция в  принципе способна усилить потенциал компании, повысить эффективность ее хозяйственной деятельности и укрепить конкурентоспособность. Наряду с этим ВИНК присущи особенности, которые при определенных обстоятельствах могут понижать их эффективность и конкурентоспособность.16
  1. Прежде всего, компания, интегрирующая  в свою структуру, к примеру, добычу сырья, последовательные стадии его переработки, производство конечного продукта и распределительно-сбытовую сеть, вынуждена осуществлять крупные инвестиции с длительным сроком окупаемости, что надолго связывает ресурсы компании, ограничивает ее мобильность и гибкость, ослабляет способность к инвестиционным решениям вне сферы ее деятельности как бы они ни были потенциально прибыльны. У таких компаний особенно велики постоянные издержки, связанные с необходимостью значительных затрат на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи, причем независимо от уровня спроса на конечную продукцию. Это делает финансовое положение таких компаний в случае значительного сокращения спроса на их конечную продукцию особенно неустойчивым. Кроме того, могут возникнуть серьезные проблемы в результате неравномерности технического прогресса в отдельных звеньях производственной цепи, что, в конечном счете, может привести не только к дисбалансу в производственном потенциале отдельных звеньев, но и сдерживанию технического прогресса из-за стремления окупить затраты на создание морально устаревших мощностей.
  2. Могут возникнуть серьезные проблемы  в результате неравномерности  технического прогресса в отдельных  звеньях производственной цепи, что может привести не только  к дисбалансу в производственном потенциале отдельных звеньев, но и сдерживанию технического прогресса, отрицательно воздействуя на инновационно-производственный потенциал компании в целом.
  3. Потенциальная угроза снижения  эффективности и конкурентоспособности  компании связана с тем, что ее отдельные звенья могут оказаться изолированными от воздействия рыночных сил, в том числе и конкуренции. Это происходит в том случае, если компания ориентируется главным образом на внутрифирменные поставки и подразделения ВИНК вынуждены покупать продукцию своих предприятий, несмотря на то, что она может быть дороже или хуже по качеству аналогичной продукции, производимой компаниями-конкурентами.17
  Источники повышения эффективности в вертикально  интегрированных компаниях весьма разнообразны. Основными же являются следующие:
  — возможность организации интенсивного информационного обмена между ее подразделениями, что позволяет координировать планы и графики поставок сырья, материалов и полуфабрикатов, их переработки и доставки конечной продукции потребителю;
  — возможность существенного ускорения  всего цикла материалодвижения  и соответственно ускорения оборота  капитала и окупаемости затрат;
  — возможность экономии на издержках  рыночных трансакций (издержки, связанные  с поиском поставщика, ведением переговоров о сделках, в случае нарушений условий контракта и т.д. — особенно велики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой).
  Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда  компания не до конца использовала возможности, присущие ее традиционным рынкам18. Три основные разновидности возможностей интенсивного роста следующие:
  — глубокое внедрение на рынок заключается  в изыскании компанией путей увеличения сбыта своих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга;
  — расширение границ рынка заключается в попытках компании увеличить сбыт благодаря внедрению существующих товаров на новые рынки;
  совершенствование товара заключается в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых  или усовершенствованных товаров для существующих рынков. 

  1.3.  Анализ практики управления  на отечественных предприятиях
  ОАО «Татнефть» играет одну из ведущих  ролей в нефтегазовом комплексе  России. Основным направлением деятельности Компании является добыча нефти. ОАО  «Татнефть» занимает пятое место по объемам производства среди нефтяных компаний России, 30-е место в мире по объему добычи и 18-е по запасам нефти.
  Нефтяная  компания имеет высокую деловую  репутацию на мировом рынке капитала. Она первой из российских нефтяных фирм получила листинг на Лондонской и Нью-Йоркской фондовых биржах.
  ОАО «Татнефть» осуществляет свою производственную деятельность в основном на территории Республики Татарстан, расположенной  в Волго-Уральском нефтегазовом регионе. Смысл  вертикальной интеграции нефтяной компании (ВИНК) состоит в объединении основных этапов технологической цепочки «от скважины до бензоколонки» (Приложение  1а),
    которые включают:
    

    

  
    

    
 

    
 

  Опыт  мировых нефтяных компаний свидетельствует, что основной смысл интеграции заключается не в жесткой технологической связи предприятий. Производственная цепочка должна быть связана исключительно общими финансами, что увеличивает устойчивость компании  в целом и снижает риск банкротства ее подразделений, дает возможность перераспределять прибыль по всей цепочке и инвестировать ее в узкие места.
  Принимая  решение о вертикальной интеграции, прежде всего требуется сопоставить  издержки, связанные с  ее проведением  и те преимущества, которые компания получит в случае их реализации.19
  Вертикальная интеграция позволяет получить компании следующие конкурентные преимущества:
  1) Гарантия загрузки производственных  мощностей нефтеперерабатывающих  и сбытовых подразделений;
  Возможность  более широкого применения совместных разработок в области НИОКР;
  Расширение деятельности за счет реализации конечной продукции на международных рынках;
  Более полное использование информации о  рынке;
  Повышение рыночной капитализации компании, т.к. в этом случае будет резко понижено влияние такого отрицательного фактора, влияющего на величину данного показателя как разница в ценах реализации нефти на внутреннем и мировом рынках- основываясь на методе back-cost, т.е. определении условной цены реализации тонны сырой нефти от обратного, а именно от цены реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.
  Для интегрированной структуры можно  отметить следующие дополнительные возможности для расширения инвестиций:
  Укрепление  инвестиционного потенциала за счет экономии оборотных средств. Данная экономия достигается через ускорение  оборачиваемости оборотных средств, использования коммерческого кредитования и трансфертных цен;
  Централизация части средств участников холдинга для активизации инвестиционной деятельности по узловым направлениям;
  Повышение отдачи от инвестиций за счет оптимизации очередности и сроков реализации программ, реинвестирования прибыли от быстро окупаемых проектов, оптимизация налоговых обязательств по инвестиционной деятельности и схем финансирования инвестиционных проектов;
  Расширение  возможностей привлечения средств через фондовый рынок, т.к. акции и долговые обязательства холдинга рассматриваются инвесторами как более надежные и дающие более устойчивый доход.
  Снижение  риска при вертикальной интеграции обусловлено следующими факторами:
  Конечная  цена реализации продукции ВИНК менее изменчива, чем у неинтегрированного предприятия;
  ВИНК  обладает большими возможностями в  дифференциации и рекламировании своей  продукции, чем неинтегрированная  компания;
  Прибыль ВИНК варьирует в меньших пределах, чем неинтегрированной компании. Когда происходит падение цен на исходное сырье, уменьшается прибыль добывающих подразделений, то это компенсируется ростом прибылей в нефтепереработке и нефтехимии. При этом заведомая или случайная убыточность одного из звеньев корпорации покрывается прибылью других. По оценкам западных экспертов интегрированные компании через систему своих межфилиальных расчетов получают от реализации продуктов, производимых из добытой нефти, конечный доход в 3-4 раза превышающий платежи за сырую нефть;
  Инвесторы рассматривают ВИНК более привлекательной в плане риска и, как следствие, возможностей в привлечении капитала у ВИНК больше, чем у неинтегрированной компании.
  Существует 2 варианта развития ситуации в направлении  создания вертикально интегрированной  компании:
  Приобретение всего нефтедобывающего и нефтехимического комплекса РТ неким внешним инвестором;
  Развитие  вертикально интегрированной нефтяной компании на базе одного из предприятий  РТ.
  В первом случае Татарстан полностью  теряет контроль и влияние на нефтяную отрасль Республики и становится «технологическим придатком» более мощной сторонней корпорации. То есть этот вариант для РТ неприемлем в принципе.
  Во  втором случае встает вопрос выбора компании, которая могла бы выступить в  качестве основы ВИНК. В Республике Татарстан создание вертикально интегрированной компании может быть осуществлено на базе следующих предприятий:
  ОАО «Татнефть»;
  ОАО «Нижнекамскнефтехим»;
  ОАО «Нижнекамскшина»;
  ОАО «Казаньоргсинтез».
  При определении центра интеграции необходимо учитывать следующие факторы: масштаб компании, возможность компании реинвестировать прибыль, возможность привлечения заемных средств для вложения в крупные инвестиционные проекты. Также создание вертикально интегрированной компании требует концентрации контрольных пакетов акций интегрируемых предприятий в центральной компании. Единственной компанией полностью отвечающей указанным условиям является ОАО «Татнефть».
  Вертикальная  интеграция ОАО «Татнефть осуществляется с последовательным присоединением остальных предприятий нефтехимического комплекса, исходя из экономической целесообразности такого присоединения. В конечном итоге создание объединения преследует цель повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий, входящих в ТЭК и в целом в экономику Республики.
  Создание  холдинга на базе ОАО «Татнефть» позволяет реализовывать следующие механизмы:
  консолидация  государственных пакетов акций  в едином центре, позволяющим эффективно управлять ТЭК со стороны государства;
  интеграция  предприятий ТЭК;
  возможность рационального сочетания интересов всех участников;
  оптимизация налогообложения за счет использования  механизма трансфертных цен.
  Следует отметить, что Президент РТ Шаймиев  М.Ш. подчеркивал о необходимости  создания ВИНК на базе ОАО «Татнефть».
  В структуре существующих ВИНК как правило отсутствует производство химической продукции. Включение в формирующийся холдинг предприятий, выпускающих химическую продукцию, таких как ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» позволит увеличить выпуск конечных продуктов нефтехимии, поставить на качественно новую ступень нефтегазохимический комплекс РТ.
  Постановление правительства РТ №392 «О мерах по развитию шинного производства в  РТ» предусматривает реализацию ОАО «Татнефть» полного госпакета  акций ОАО «Нижнекамскшина» ( 34,59% УК ) и части пакета акций ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» ( 50% УК). Вступление нефтяной компании в права собственника возможно лишь после выполнения ею инвестиционных условий. До реализации сделки ОАО «Татнефть» предоставлено право голосования полными госпакетами акций ОАО «Нижнекамскшина» ( 34,59% ) и ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» ( 77,06% ).
  Инвестиционные  условия выкупа государственных  пакетов акций указанных предприятий  предусматривают обеспечение со стороны ОАО «Татнефть»  в течение 5 лет (2001-2005г.г.) финансирование инвестиционных проектов ОАО «Нижнекамскшина» на общую сумму не менее 1624 млн руб., ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» - не менее 546,6 млн руб. и некоторые другие условия.
  Перспективным направлением на пути вертикальной интеграции будет получение ОАО «Татнефть» от ОАО «Нижнекамскнефтехим» оборудования по производству каучука ( возможно и  на условиях сдачи в  аренду ). Это  позволит создать законченную технологическую цепочку по производству шин в рамках одной компании: от поставки нефти на ОАО  «Нижнекамскнефтехим», а произведенный каучук на ОАО «Нижнекамский завод технического углерода» и ОАО «Нижнекамскшина» для производства шин.
  В процессе акционирования нефтяных компаний России, ОАО «Татнефть» «не получила» переработки. А НПЗ на территории Республики не было. Следовательно, встал вопрос: перерабатывать нефть на НПЗ соседних регионов, принимая во внимание их свободные мощности или строить собственный НПЗ.
  Во  исполнение протокола, утвержденного Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым от 30 октября 1999г. «О мерах по реализации проекта развития Нижнекамского НПЗ», ОАО «Татнефть» как инвестор проекта профинансировало начало реальных работ по строительству завода на общую сумму 1500 млн руб.  Предварительные оценки показывают, что стоимость строительства ННПЗ «под ключ» составит 1 млрд долларов США. ОАО «Татнефть» принадлежит 63% акций АО «Нижнекамский НПЗ».
  Развитие  и совершенствование системы  розничной реализации нефтепродуктов является приоритетной задачей в инвестиционной политике компании. ОАО «Татнефть» руководствуется региональной стратегией на рынке нефти и нефтепродуктов, принятой на период 2000-2005гг., в рамках которой определена программа развития розничной реализации нефтепродуктов, предусматривающая строительство, покупку и аренду автозаправочных станций в количестве 560 единиц. Особое внимание при этом уделяется строительству и приобретению АЗС в Татарстане, Москве и Московской области. К 2001г. ОАО «Татнефть» имело около 317 АЗС. Вложения в строительство АЗС в 2000г. составили 1,5 млрд руб. Финансирование строительства АЗС в 2001г. планируется в таком же объеме. Целесообразным будет и расширение деятельности за счет применения франчайзинговых схем. Кроме того, в 1999г. были приобретены 3 нефтебазы и 2 корабля-заправщика.
  Следует отметить, что доходы по сегменту «переработка и реализация» выросли в 2001г. на 696% до 12435 млн руб. с 1563 млн руб. в 2002г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основные направления  финансового анализа  на промышленных предприятиях 

  2.1.   Цель и назначение  финансового анализа
  Для современной экономики России характерна нестабильность, неопределенность в  поведении покупателей, конкурентов, поставщиков, государственных органов. Эта неопределенность порождена  переживаемой фазой циклического развития систем, когда развитие, осуществляемое по известным законам, сменяется периодом кризисов и катаклизмов.
  Анализ - означает разложение изучаемого объекта  на части, на присущее этому объекту  составляющие.20
  Экономический анализ - наука прикладная. Опираясь на теорию познания, она обеспечивает практическую полезность, повышает результативность практической деятельности человека. Экономический анализ базируется на основных принципах диалектики, из которых следует, что все познается в
    движении;
    определенных связях, во взаимозависимости;
    причинно-следственной соподчиненности;
    проявлении необходимости и случайности;
    единстве и борьбе противоположностей;
    переходе количества в качество и качества в новое количество;
    отрицании отрицания.
  Экономический анализ как наука  представляет собой  систему знаний, базирующихся на законах  развития и функционирования систем и направленных на познание методологии  оценки, диагностики и прогнозирование  ФХД предприятия.
  Использование системы специальных знаний позволяет определять тенденции хозяйственного развития, научно обосновывать планы,  управленческие решения,  контролировать их выполнение, оценивать достигнутые результаты, осуществлять поиск, измерение, обоснование величины резервов повышения эффективности производства и разрабатывать мероприятия по их использованию.
  Предметом экономического анализа  являются  хозяйственные  процессы предприятий,  их социально-экономическая эффективность  и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под  воздействием  объективных и субъективных факторов и отражающиеся через систему экономической информации.
  Содержанием и предметом экономического анализа  определяют  стоящие перед ним  задачи.  Важнейшие из них:
  1. Повышение научно-экономической  обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов   достигается обстоятельным ретроспективным анализом хозяйственной деятельности.  Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятия.  Особое внимание обращается на анализ  хозяйственной деятельности  за текущий период; он является в то же время и предплановым анализом.
  2. Объективное и всестороннее изучение  по данным учета и отчетности  выполнения  установленных бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения  нормативов  по количеству,  структуре   и качеству выпущенной  продукции, выполненных работ и услуг.
  3. Определение экономической эффективности  использования трудовых, материальных  и финансовых ресурсов.
  4. Обеспечение заданной эффективности   и оценке конечных финансовых  результатов.
   
  При оценке финансовых результатов деятельности предприятий используются количественные и качественные  показатели.21 Так, размер прибыли промышленного предприятия определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимости.
  5. Выявление и измерение  внутренних  резервов  на всех стадиях производственного прогресса. Действительная полезность анализа состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного прогресса  
  6. Обосновании  и проверке оптимальности   управленческих решений. 
  Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и  эффективность  можно лишь  на основе  предварительного  экономического анализа.
  В основе видов классификации видов  экономического анализа лежат функции  управления, поскольку экономический  анализ является необходимым элементом выполнения  каждой  функции управления экономикой.
  Развитая  рыночная экономика рождает потребность  в дифференциации анализа на внутренний – управленческий и внешний - финансовый анализ.
  Внутренний  управленческий анализ – составная  часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения руководства предприятия.
  Внешний финансовый анализ - составная часть  финансового учета,  обслуживающего  внешних  пользователей  информацией  о предприятии, выступающем  самостоятельным  субъектом  экономического анализа  по данным, как правило, публичной финансовой отчетности.
  Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики  и не допустить банкротства  предприятия, нужно знать, как управлять  финансами, какой должна быть структура  капитала по составу и источникам образования,  какую долю должны занимать  собственные средства,  а какие - заемные.  Следует  знать и такие понятия рыночной экономики, как финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность, рентабельность и др.
  Главная цель финансового анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности  и находить  резервы  улучшения  финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решать  следующие задачи:
    На основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой  деятельности  дать оценку  выполнения плана  по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния  предприятия.
    Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность  исходя из реальных  условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных  ресурсов и разработанных моделей финансового состояния при разнообразных  вариантах  использования ресурсов.
    Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное  использование  финансовых  ресурсов и укрепления финансового состояния  предприятия.
    Для оценки устойчивости финансового  состояния  предприятия используется  система показателей, характеризующих  изменения:
    структуры капитала предприятия  по его размещению  и источникам  образования;
    эффективности и интенсивности  использования  капитала;
    платежеспособности  и кредитоспособности  предприятия;
    запаса финансовой  устойчивости предприятия.
  Анализ  финансового состояния предприятия основывается главным образом  на относительных показателях, так как абсолютные показатели  баланса  в условиях  инфляции   сложно привести  к сопоставимому виду22. Относительные показатели  финансового состояния анализируемого предприятия можно сравнить:
    с общепринятыми нормами для оценки степени риска и прогнозирования  возможности банкротства;
    с аналогичными данными  других предприятий, что позволяет  выявить  сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
    с аналогичными данными  за предыдущие  годы  для изучения  тенденции улучшения  или ухудшения ФСП.
  Анализом  финансового состояния занимаются не только руководители  и соответствующие  службы предприятия, но и  его учредители, инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов;  банки –для оценки условий кредитования  и определения степени риска;  поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции -для выполнения  плана  поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.
  Внутренний  анализ  проводится службами  предприятия, его результаты используются для  планирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное  поступление денежных средств и разместить собственные  и заемные средства  таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
  Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных  и финансовых ресурсов, контролирующих  органами на основе публикуемой отчетности.23
  Его цель - установить возможность выгодного вложения  средств, чтобы обеспечить максимум прибыли  и исключить потери. Внешний анализ имеет следующие особенности:
    множество субъектов  анализа, пользователей  информацией о деятельности предприятия;
    разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
    наличие  типовых методик, стандартов  учета и отчетности.
    Ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
    Ограниченность задач  анализа при использовании  только внешней отчетности;
    Максимальная  открытость результатов  анализа  для пользователей  информации о деятельности  предприятия;
     Практика финансового анализа  уже выработала методику анализа  финансовых отчетов. Можно выделить  шесть основных видов анализа:
    горизонтальный (временной) анализ- сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
    вертикальный (структурный) анализ-определение  структуры финансовых  показателей;
    трендовый анализ-сравнение каждой позиции отчетности  с  рядом предшествующих  периодов  и определением тренда, т.е.  основной тенденцией  динамики  показателя,  очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей   отдельных периодов;
    анализ относительных показателей ( финансовых коэффициентов)- расчет  числовых отношений  различных форм  отчетности, определение взаимосвязи показателей;
    сравнительный анализ, который делится на:
    внутрихозяйственный  –сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений.
    Межхозяйственный- сравнение показателей  предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми.
    Факторный анализ-анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.
    Основными источниками информации  для анализа финансового состояния  предприятия служат:
    бухгалтерский баланс (ф.1)
    отчет о прибылях и убытках (ф.2)
    пояснения к бухгалтерскому  балансу и отчету  о прибылях и убытках:
    а) отчет о движении  капитала (ф.5)
    б) отчет о движение денежных  средств (ф.4)
    в)  приложение к бухгалтерскому  балансу (ф.5)
    г)  пояснительная записка.
  Анализ  финансового состояния предприятия  на этапе  анализа  финансовых отчетов начинается с «чтения»  бухгалтерского баланса, при этом выявляются  важнейшие характеристики:
    общая стоимость имущества предприятия;
    стоимость иммобилизованных и мобильных средств;
    величина собственных и заемных средств предприятия и др.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.