На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Товарное производство. Теории стоимости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЦЕНТРОСОЮЗА 
      РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ 

Кафедра гуманитарных социально-экономических дисциплин 
 
 

Курсовая  работа 

          по  дисциплине: «Экономическая теория»
      на  тему: «Товарное производство. Теории стоимости» 
       
       
       

              Выполнила: студентка
              Юрчук К.В.
              Студент I курса, специальности 080109
              «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»
              (сокращенный  срок обучения),
              ЗБУв-96- 10
              Научный руководитель: Новичков С.М. 
               
               
               

Сыктывкар 2011
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                              3
1. Возникновение и основные черты товарного производства                    5
2. Трудовая теория стоимости                                                                         10                                                                  
3. Теория  предельной полезности                                                                    15
4. Методы  ценообразования на современном  этапе                                        22
Заключение                                                                                                          30
Список  используемых источников                                                                    33
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях рыночной экономики успех  любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
     Однако  в настоящее время значительная часть предпринимателей испытывают недостаток теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должны овладеть теорией и практикой ценообразования.
     Теория  стоимости и в настоящее время  не потеряла актуальности, не только оставаясь одним из вопросов теоретической экономики, но и имея большую практическую значимость. Все современные модели ценообразования, используемые фирмами в рыночной экономике, восходят к проблеме общественно необходимых затрат труда и их общественной полезности.
    Товарное  производство как форма ведения  хозяйства подчиняется свойственным ему законам, и прежде всего закону стоимости.
    Для раскрытия данной темы были изучены и проанализированы труды таких основоположников экономической мысли, как Адам Смит, Карл Маркс, Менгер и др., периодические издания, раскрывающие современный аспект теорий стоимости.
    Данная работа подразделяется на четере главы, в первых трех – следует рассмотреть теоретические материалы, объясняющие суть  товарного производства, трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. В последней главе курсовой работы следует рассмотреть современные механизмы ценообразования на российском рынке.
    Цель  курсовой работы – изучить и проанализировать сущность товарного производства, его основные формы и противоречия, рассмотреть основные теории стоимости, их возникновение, развитие и самореализацию в современных рыночных условиях.
    В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
    - рассмотреть основные признаки товарного производства и его роль в экономическом прогрессе;
    - проанализировать основные формы  товарного производства, их черты  и противоречия;
    - изучить экономическое содержание стоимости;
    - описать  существующие теории  стоимости;
    - выделить основные методы ценообразования на современном этапе.
    При написании работы использовались материалы  монографий, учебников, периодической печати и интернет - сайтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
 
    Товарное  производство – это производство для обмена. Обмен – отношение между собственниками вещей, в котором каждый присваивает чужую вещь посредством и при условии отчуждения собственной.  
Не всякий переход вещи из рук в руки или смена ее собственника является обменом. И не всякое производство является товарным. Эти отношения возникли на определенном этапе развития общества и претерпели значительное изменение. Сегодня они имеют весьма многообразные формы своего проявления. 
        Предпосылками товарного производства являются:

    общественное разделение труда (производители специализируются на изготовлении различных продуктов и создают их не для своего личного потребления, а для других людей);
    обособление производителей как собственников средств производства.  
              Разделение труда имело место в общине, но ее члены не обменивались товарами, поскольку не были обособленными собственниками средств производства. Так же и на капиталистической фабрике: рабочие не обмениваются продуктами труда, как товарами, поскольку не являются их обособленными производителями.

     На  ранних этапах развития общества производство носило натуральный характер, то есть продукт предназначался не для обмена, а непосредственно для потребления. Так обстояло дело не только в первобытных общинах, но и в рабовладельческом и феодальном обществах. Постепенно с развитием разделения труда образовывались излишки продуктов, которыми стали обмениваться. Однако длительное время основная часть продукта не принимала форму товара.
       Затем, с дальнейшим разделением  труда в животноводстве и земледелии, появлением и развитием ремесла, развитием отношений частной собственности сформировался и стал расти слой производителей, который изготовлял для обмена уже основную часть своей продукции. Это и означало возникновение товарного производства.
     Его первой формой было простое товарное производство, – такое, при котором сам производитель является собственником средств производства и не использует наемный труд. Простое товарное производство возникло еще в глубокой древности. Оно имело место и в общине в период ее разложения, и в рабовладельческом и феодальном обществах, сохраняется оно и в современном обществе; но оно всегда было и остается подчиненным экономическим укладом, не определяющим характера экономического строя общества.
     Развитой  формой товарного производства является капиталистическое товарное производство. Оно предполагает наличие двух классов: класса наемных работников и класса капиталистов - собственников средств производства, использующих наемный труд. В капиталистическом товарном производстве становится товаром рабочая сила, то есть способность людей к труду. Товарное производство приобретает всеобщий характер – подавляющая масса продуктов производится как товары. Объектом товарных отношений становится все, что имеет какую-либо ценность: земля и ее недра, знания, информация, честь и совесть, даже тело.
     С дальнейшим его развитием в нем  стали появляться и усиливаться элементы отрицания товарного хозяйства – элементы общественного регулирования и народнохозяйственной планомерности, связанные с повышением роли государства в экономике и заменой свободной конкуренции на государственно-монополистическое регулирование экономики.
  Можно определить, что товарное производство – такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукт
     Наиболее  удачное определение товарного производства дал В.И. Ленин в работе «По поводу так называемого вопроса о рынках»: товарное производство представляет собой такую систему хозяйства, когда «продукты производятся отдельными, обособленными производителями, причем каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта, так что для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов (становящихся в силу этого товарами) на рынке» [9, c.71]. Исходя из этого определения, можно выделить характерные черты, признаки товарного производства.
     Во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами. Его развитие предполагает прогресс производства: рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, которые облегчают и сокращают труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение выпуска благ на специализированном предприятии создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.
     Все сказанное позволяет сделать  вывод о том, что товарное хозяйство  дает широкий простор всеобщему экономическому закону разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности. В итоге возникает несколько форм разделения труда:
     а) международное (между странами);
     б) общее (между крупными отраслями  народного хозяйства: земледелием, промышленностью и т.д.);
       в) особенное (деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производства на отдельных предприятиях);
     г) единичное (внутри предприятий - на разные их подразделения).
     Разумеется, единичная дифференциация труда  на предприятии, связанная с незавершенным изготовлением какой-то части готового продукта, не может порождать товарного обмена. Такой обмен - следствие других видов разделения труда: международного (внешняя торговля), а также общего и особенного (внутренняя торговля).
     Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит, как правило, за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.
     В-третьих, товарному хозяйству присущи  косвенные, опосредованные связи между  производством и потреблением. Они развиваются по формуле: производство - обмен - потребление. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через рыночный обмен устанавливаются экономические отношения между производителями и потребителями товаров.
     Следовательно, развитие разделения труда, открытость и рыночный характер хозяйственных связей сняли те преграды для прогресса экономики, на которые обрекало ее натуральное хозяйство.
     В итоге товарное производство постепенно вышло на современный уровень, когда  производство тех или иных товаров  стали диктовать рыночные механизмы, а именно спрос.  На данный момент производитель первоначально изучает потребности современного рынка, ценовую политику, конкурентов и только потом производит тот или иной товар. Это и определяет конкурентоспособность предприятий в настоящее время. У потребителя появилось право выбора товара, и чтобы удержать спрос на производимый продукт, производитель должен больше задумываться не только о цене, но и в основном  о качестве продукции.
     В структуре современной рыночной экономики, в том числе – российской, присутствуют различные разновидности товарного производства, отличающиеся друг от друга прежде всего формой собственности на средства производства и способом соединения работников со средствами производства.
     Среди них выделяется два основных типа товарного производства: простое товарное производство и капиталистическое производство.  
Простое товарное производство представлено мелким (некапиталистическим) товарным производством и коллективно-трудовым товарным производством, которые играют роль подчиненных хозяйственных укладов.  
Капиталистическое же производство является господствующим типом товарного производства и выступает в следующих основных формах: индивидуальное капиталистическое производство, корпоративное капиталистическое производство, товарное производство в государственном секторе экономики.

     Кроме того, в структуре современной  рыночной экономики имеют место различные промежуточные (переходные) формы, сочетающие в себе черты разных типов товарного производства. Своими отличительными особенностями обладает товарное производство в условиях наличия монополизма на рынке. Особые моменты в функционировании товарного производства обусловливаются также постиндустриальными тенденциями и процессами глобализации экономики.
     Оба основных типа товарного производства, как и их разновидности, а также промежуточные (переходные) формы, свойственные современной рыночной экономике, наряду с особенностями, обладают общими чертами товарного производства вообще – строя обособленных производителей, связанных общественным разделением труда, подчиняются общим законам и закономерностям товарного производства. 

2. ТРУДОВАЯ  ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ 

     Изучение  стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает невидимые глазу внутренние экономические отношения. В связи с этим еще А. Смит разделил экономическую систему на два вида отношений: экзогенные и эндогенные (названные так по современной терминологии) [19, с.- 247].
     Экзогенные (гр. ехо — вне и genos — происхождение) — хозяйственные связи, которые изменяются из-за причин внешнего характера. Например, меновая стоимость товаров (пропорции из рыночного обмена) может меняться в зависимости от количества доставленных на рынок товаров, от сезона и других наблюдаемых всеми условий.
     Эндогенные (от гр. endon — внутри и genos — происхождение) — экономические связи, которые развиваются под воздействием внутренних факторов. К их числу относится стоимость.
     Экономисты-теоретики  создали несколько концепций  стоимости (ценности).
     Одна  из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство. Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты У.Петти, А.Смит и Д.Рикардо.
     По  Смиту, стоимость товаров создается  в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Основная идея Адама Смита состояла в том, что богатство народа создается только производительным трудом, а потому источником богатства народа служит создание условий для повышения производительности труда. Заслуга Адама Смита состоит в том, что он указал, что источником стоимости является общественно-разделенный труд во всех сферах общественного производства. Смит пришел к выводу, что доход и рента представляют собой вычет из продукта рабочего и являются доходом капиталиста и землевладельца [19, с.-245] .
     Теория  трудовой стоимости получила развитие в трудах Карла Маркса, став фундаментом марксистской политической экономии. Сущность ее заключается в том, что  обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством человеческого труда, которое затрачено на их производство. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. Способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях называется меновой стоимостью. Меновая стоимость является свойством, обязательно присущим товару. Основой меновой стоимости товаров является общественный труд. Он воплощается в стоимости товара [16, c.77].
      И если Адам Смит заложил основы данной теории, то Маркс внес принципиально новый элемент – представление о двойственном характере труда. Труд в его теории одновременно является и конкретным, и абстрактным. Наглядно разделение труда можно увидеть на рисунке 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок1 - Двойственный характер труда
     Таким образом, труд имеет двойственный характер и обуславливает два свойства товара. С одной стороны, он выступает  в форме конкретного труда, направленного  на создание потребительной стоимости, а с другой стороны, он выступает в форме абстрактного труда, который создает стоимость товара.
     Несмотря  на то, что конкретный и абстрактный  труд имеют различные результаты (соответственно потребительную стоимость  и стоимость), тем не менее, как две противоположности на уровне синтеза они переходят друг в друга. Конкретный труд и потребительная стоимость выступают как стоимостеобразующая основа, находящая свое проявление в качественных характеристиках абстрактного труда (сверхсложный, сложный, менее сложный, простой труд) и соответственно в больших или меньших величинах создаваемой стоимости. Раздвоение труда на конкретный и абстрактный есть специфическое явление товарного производства.
     Конкретным  трудом признается любая трудовая деятельность. Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегда направлен на создание вполне конкретных потребительных стоимостей. Потребительной стоимостью является свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную потребность людей.
     Труд, обезличенный или взятый вне его  конкретной формы и овеществленный в продукте, называют абстрактным трудом. Иначе говоря, абстрактный труд – это затрата человеческой рабочей силы вообще, содержащаяся во всех товарах и делающая их однородными и соизмеримыми. Поэтому критерием уравнивания разнообразных потребительных стоимостей в процессе обмена выступает абстрактный труд. Абстрактный труд создает стоимость.
     Сущность  трудовой теории стоимости можно изложить в следующих основных положениях.
     Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.
     Второе  положение. Стоимость всех товаров  создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других. Стало быть, стоимость — воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
     Третье  положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачивается время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 час сложного труда непосредственно не равен 1 часу простого труда [ 19, с.-211].
     Однако  при рыночном обмене вещей происходит так называемая редукция труда. 1 час сложного труда сводится к нескольким часам простого труда. Ибо на рынке изделия квалифицированной деятельности благодаря стоимости приравниваются (в соответствующем меновом соотношении) к продуктам простого труда.
     Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило — рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется протяженностью во времени.
     Пятое положение. В каждый отрасли товарного хозяйства на один и тот же вид продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства (неодинаковые средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. Поэтому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества (например, картофель), имеющие разную по величине индивидуальную стоимость.
     Но  на рынке товары не могут продаваться  по индивидуальной стоимости каждого товаропроизводителя. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на одинаковый продукт самое большое по величине рабочее время (это мог быть самый неискусный и ленивый). Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость.
     Таковы  основные положения трудовой теории стоимости. Они охарактеризовали экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле "товаропроизводитель — общественный труд — товар — общественная стоимость — рыночная цена". Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны — с позиции товаропроизводителя и продавца полезной вещи.
     В противоположность трудовой теории стоимости уже в середине прошлого века появились новые теории. К ним относятся: теория предельной полезности, теория спроса и предложения, теория издержек производства, теория трех факторов производства. В данной курсовой работе будет рассмотрена одна из них – теория предельной полезности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.ТЕОРИЯ  ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ 

     Теория предельной полезности появилась во второй половине XIX века и наибольшее развитие получила в трудах представителей австрийской школы – Ю. Менгера, Ф. Визера, О. Бем-Бавека. Эта теория дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей [11, с.-105].
     Данная  теория  заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности  производства на основе оптимального значения. Впервые был использован  принцип предельности, который стал применяться в других экономически науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. А также экономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента поведение производителя и потребителя.
     Таким образом, было создано  особое направление  в экономической науке, которое  было названо «маржинализм» («предельность»). Основные положения данного течения  настолько отличались от представлений  классической школы, что маржинализм был признан переворотом в науке.
     Следует выделить основные положения теории предельной полезности. Первое положение. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводилась к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.
     Второе  положение. Полезные блага подразделяются на два вида:
     а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;
     б) являющиеся относительно редкими и  недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.
     Третье  положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Общий принцип убывания предельной полезности можно изобразить на графике (рис.2). 

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2 – Кривая предельной полезности
     Сущность  закона убывающей предельной полезности  можно описать следующим образом [13, с. 457]: пусть потребитель приобретает товар А. Если потребление остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре А удовлетворение от  потребления последующей единицы этого товара падает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара А снижается. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название закона убывающей предельной полезности.
     Четвертое положение. Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.
     Таким образом, теорию предельной полезности можно считать субъективно- психологической теорией. Основанием этого служат убеждения маржиналистов в том, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.