На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Система здравоохранения: поиск модели для России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Кафедра «История, философия, основы профсоюзного движения» 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по спецкурсу «Основы социальной политики»
ТЕМА: Система здравоохранения: поиск модели для России 
 
 
 
 

Выполнил:
                                                             Проверил: ст. преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Особенности политики в здравоохранении. Медицинское страхование.………………………………………………………………………5
1.1. Организационно-экономические особенности политики в здравоохранении……….…………………………………………………………5
1.2. Медицинское страхование в Российской Федерации……..………………9
Глава 2. Поиск модели для России………………………………………….….13
2.1. Модернизация здравоохранения: причины необходимости, цели, задачи, пути реализации…………………………………………..…………..................13
2.2. Национальный проект «Здоровье»…………………...……………………17
Заключение…….………………………………………………………..…….....21
Список использованной литературы…………………………..……………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Происходящие  в течение пятнадцати последних лет политические, социально-экономические преобразования российской государственности и общественные изменения вступили в противоречия с прежней нормативно-правовой базой, обеспечивающей правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения. Потребовалось создание принципиально новых основ, в том числе правовых, обеспечивающих оказание населению медицинской помощи.
     Предпринятые  обществом первые шаги в этом направлении  характеризуются:
    созданием конституционных основ правового регулирования отношений по оказанию гражданам медицинской помощи;
    верховенством Конституции РФ перед текущим законодательством; всеобъемлющим и определяющим характером общего (надотраслевого, надведомственного) прежде всего гражданского законодательства, перед специальным, отраслевым законодательством;
    ограниченным действием региональных нормативных актов; весьма ограниченной служебной ролью так называемых ведомственных нормативных актов, особыми условиями их применения.
     Актуальность  данной темы заключается в том, что  система здравоохранения как неотъемлемая часть социальной политики играет важную роль как в жизни общества, так и в социально-экономическом благополучии государства. В последние десятилетия система здравоохранения претерпевает ряд изменений, модернизируется в соответствии с мировой тенденцией. Поэтому важно знать, в каком направлении должна развиваться система здравоохранения, по какому пути идти и какие цели, задачи должны ставиться перед современной российской системой здравоохранения.
     Целью работы было рассмотреть особенности российской системы    здравоохранения. Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
    рассмотреть организационно-экономические особенности политики в здравоохранении;
    раскрыть систему медицинского страхования в Российской Федерации;
    выявить причины, цели, задачи, пути модернизации здравоохранения;
    раскрыть национальный проект «Здоровье».
 

Глава 1. Особенности политики в здравоохранении.
Медицинское страхование
      Организационно-экономические особенности политики в здравоохранении
      Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в  первую очередь обусловлено тем, что в современной России продолжает формироваться законодательная  база, определяющая государственное  устройство Российской Федерации на принципах федерализма.
      В статье 72 действующей Конституции Российской Федерации пункт 1 гласит о том, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Пункт 2 данной статьи поясняет, что ее положения в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.1
      Совместное  ведение предполагает разделение прав, обязанностей и ответственности Федерации и субъектов Федерации. Проводимая в течение 2 лет административная реформа направлена на уточнение полномочий, обязанностей и ответственности субъектов власти всех уровней.
      Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации изложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.
      В статье 26.3 определены принципы финансового  обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам  совместного ведения, в том числе и в сфере здравоохранения. В частности, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); организации обязательного медицинского страхования неработающего населения; и организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи.
      Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определяет компетенцию органов  местного самоуправления, в том числе и в организации оказания медицинской помощи. В частности, пункт 12 ст. 15 определяет, что одним из вопросов местного значения муниципального района является организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов к вопросам местного значения городского округа.
      Таким образом, уже в 2003 г. было завершено создание законодательной базы по разграничению полномочий по управлению и ответственности за функционирования здравоохранения. Подобное распределение управленческих функций само по себе приводит к децентрализации управления, повышению самостоятельности не только органов власти, но и, собственно, организаций здравоохранения. Отметим, что децентрализация коснулась здравоохранения раньше других отраслей, что связано с основными принципами медицинского страхования, касающимися повышения самостоятельности медицинских организаций. В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июля 1991 г. № 1499-1, каждая медицинская организация приобретает организационную самостоятельность и возможность финансироваться из внебюджетного источника через систему медицинского страхования.
      Принятие  Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и, особенно, в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ юридически закрепляет разделение полномочий в сфере охраны здоровья.
      Полномочия  федеральных органов власти акцентируются  на общих вопросах охраны здоровья населения, они практически не касаются деталей обеспечения и организации  медицинской помощи; компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации определена в части расходных обязательств по организации и оказанию отдельных видов специализированной медицинской помощи; а полномочия, определенные органам местного самоуправления включают в себя организацию первичной медико-санитарной помощи – самого массового вида медицинской помощи населению.
      Экономические отношения в здравоохранении  также претерпевают децентрализацию  – осуществляется переход от отраслевого  принципа к отношениям с отдельными юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность по оказанию медицинской помощи.2
      Проблемы  экономического обеспечения здравоохранения  заключаются в том, чтобы найти  ответы на следующие вопросы:
      Платно  или бесплатно оказание медицинской помощи для населения?
      Кто, куда, кому, сколько и за что платит?
      Каковы  источники финансового обеспечения?
      Каковы  способы привлечения инвестиций?
      Каковы  механизмы прохождения денег  от источника к потребителю?
      Каковы  механизмы распределения финансовых ресурсов?
      Какова  инфраструктура финансового обеспечения?
      Какие механизмы и принципы используются при оплате труда?
      Проблема  платности (бесплатности) медицинской  помощи для конкретных пациентов  заключается не в том, что существуют медицинские организации различных форм собственности, а в том, что должны быть четко определены плательщики за медицинскую помощь.
      Очевидно, что платность или бесплатность в полной мере зависит от того, каким  образом финансируется оказание медицинской помощи.  
  Инфраструктура здравоохранения, как и инфраструктуры других социальных отраслей, имеет особенности, связанные со спецификой медицинской деятельности и обусловленные тем, что зачастую речь может идти о жизни человека. Инфраструктура здравоохранения представляет собой совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих общие условия для организации деятельности по удовлетворению потребностей населения в сохранении индивидуального и общественного здоровья с учетом его экономических, демографических и культурных особенностей. Особенности инфраструктуры здравоохранения заключаются в том, что организация деятельности по удовлетворению потребностей населения в сохранении здоровья достаточно многогранна.
     Важно, насколько инфраструктура здравоохранения соответствует современным требованиям и достижениям медицинской науки. 
 
 

1.2. Медицинское страхование  в Российской Федерации
     Реформаторская  идея перехода здравоохранения к  модели медицинского страхования возобладала  в России в 90-х гг. XX в. Существовали следующие объективные предпосылки для реализации подобного подхода:
    недостаточность финансирования здравоохранения (чем меньше количество финансирующих органов, тем ниже уровень здравоохранения, т. е. все в большей степени сокращается качество и объем медицинской помощи):
    бюджетная медицина на 60 % увеличивает обращаемость по сравнению с необходимой обращаемостью;
    параллельно с ростом числа врачей возрастает количество исследований и стоимость медицинских услуг;
    бюджетная система здравоохранения, вводя новый объект, должна отказаться от чего-либо.
     В статье 1 Закона «О медицинском страховании  граждан в РФ» медицинское  страхование определено как вид  социального страхования, форма  социальной защиты интересов населения  в охране здоровья.
     Как и любой страховой процесс, медицинское страхование имеет свою цель: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать мероприятия по профилактике заболеваний.
     Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) – государственное социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС. Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС.
     Объектом  медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами  на оказание медицинской помощи при  возникновении у отдельных граждан  страхового случая (заболевание, травма, отравление). В качестве субъектов  страхования выступают: гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.
     Страхователями  при ОМС в Российской Федерации  являются: для работающего населения  – предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, лица свободных профессий; для неработающего населения – органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Страхователями при ДМС выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью и (или) предприятия и организации, представляющие интересы граждан. Страховщиками выступают страховые медицинские организации – юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
     Медицинскими  учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебные учреждения различных форм собственности, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую помощь индивидуально.
     Медицинское страхование может осуществляться по принципу солидарности и по накопительному принципу.
     Принцип солидарности подразумевает ответственность  и затраты всего общества за охрану здоровья каждого индивида. При его  реализации страховые взносы аккумулируются в специальных государственных  фондах. За сбор и расходование средств этих фондов несет ответственность государство, обеспечивая при этом территориальное выравнивание как возможностей использования финансовых ресурсов страхования, так и объемов и качества оказываемой медицинской помощи. Страховые взносы в этом случае являются безвозвратными.
     Накопительный принцип медицинского страхования  подразумевает ответственность  каждого гражданина за количество страховых  средств, накапливаемых на его персональном счете (персонификация страхования). Данный принцип предусматривает персональный учет страховых накоплений, их наследование, оплату страховых случаев в суммах, превышающих накопления, коррекцию (при отсутствии страховых случаев) страховых премий в сторону их уменьшения за счет неиспользованных за определенный период времени денежных средств. Страховой тариф взносов на ОМС устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. В Российской Федерации тариф страхового взноса в 2007 г. составил 3,1 % фонда оплаты труда.
     Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключает такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис.
     Основные  принципы медицинского страхования  таковы: два источника финансирования – государственный бюджет (страховые взносы за неработающее население) и страховые взносы работодателей; сохранения порядка управления, модернизация системы управления; обязательный принцип страхования; заинтересованность населения в сохранении здоровья через личные взносы, которые не должны ухудшать материального положения граждан; страховые организации защищают интересы застрахованных.
     Основные  характеристики медицинского страхования: децентрализованное финансирование; свобода  выбора населением и работодателями фондов финансирования; конкуренция фондов финансирования, которые осуществляют контроль качества оказания медицинской помощи и контроль за расходованием средств; разделение государственного финансирования органов управления и поставщиков медицинских услуг; широкие возможности лечебных учреждений для привлечения клиентов (пациентов).
     Идея  медицинского страхования возникла и была предложена канцлером Германии Отто фон Шонхаузеном Бисмарком  в 80-х годах XIX в. Именно тогда была разработана всеобщая система страхования здоровья, получившая название системы Бисмарка. В этот же период идеи страховой медицины получили распространение в России и использовались до 1934 г. Принципы медицинского страхования нашли широкое распространение в Германии, Франции, Италии, Нидерландах. Во многих странах Европы (Португалия, Испания, Бельгия и др.) принципы медицинского страхования применяются наряду с другими системами организации оказания медицинской помощи.
     Программой  утверждаются нормативы финансовых затрат (стоимость) на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования Программы, в том числе по базовой программе обязательного медицинского страхования. Норматив стоимости единицы объема медицинской помощи по Программе в целом включает все виды финансовых расходов медицинских учреждений.
     Норматив  стоимости единицы объема медицинской  помощи по базовой программе обязательного  медицинского страхования за счет средств  ОМС включает финансовые расходы  медицинских организаций по кодам  экономической классификации, отражающим расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включает расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также расходы на увеличение стоимости основных средств. 
 
 
 

Глава 2. Поиск модели для  России
2.1. Модернизация здравоохранения:  причины необходимости,  цели, задачи, пути  реализации
     Ситуацию, сложившуюся в российском здравоохранении, характеризуют следующие факторы:
    ухудшение демографической ситуации и состояния здоровья населения;
    перспективное увеличение роста потребностей в медицинской помощи, связанное с увеличением доли лиц пожилого возраста, усложнением течения традиционных заболеваний, увеличением благосостояния некоторых категорий граждан;
    наличие фундаментальных организационных проблем, характеризующих состояние системы здравоохранения и требующих принципиального разрешения;
    снижение доступности медицинской помощи из-за сокращения государственного регулирования финансирования здравоохранения;
    несбалансированность государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью с возможностями их финансирования.
    На  протяжении ряда последних лет системе  здравоохранения присуща и низкая эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов, которая имеет следующие причины:
    неупорядоченность многоканальной системы государственного финансирования за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней;
    неудовлетворительная координация действий органов управления здравоохранением и всех субъектов ОМС;
    сохранение принципа финансирования ЛПУ из бюджета в расчете на ресурсные показатели, вне зависимости от их реальной деятельности;
    отсутствие стимулов у участников страхового процесса к проведению реструктуризации здравоохранения;
    существующее законодательное регулирование сферы охраны здоровья не формирует единства системы здравоохранения, не позволяет обеспечить эффективное использование ресурсов отрасли.
     Об  осознании необходимости реформирования действующей модели медицинского страхования свидетельствуют постоянно осуществляемые попытки его реформирования. Политическое решение о реформах обязательного медицинского страхования было представлено в Послании Президента Российской Федерации от 3 апреля 2001 г. В частности, высказаны следующие позиции и оценки:3
    состояние здоровья напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, его развитием, но и самим образом жизни людей, с экологией, развитием медицинской науки;
    программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством, обеспечивается финансовыми ресурсами в абсолютном большинстве регионов с дефицитом в 30-40 % от потребности, что влечет за собой вынужденные расходы населения на оплату медицинских услуг и лекарств;
    существующая система медицинского страхования действует неэффективно;
    крайне медленно разворачивается реструктуризация медицинской помощи;
    не существует четкой правовой и экономической базы для платного здравоохранения.
     Приведенные выше оценки получили развитие в выступлении на V (XXI) Всероссийском Пироговском съезде врачей (апрель 2004 г.) министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М. Ю. Зурабова: «… программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и базовая программа обязательного медицинского страхования далеко не явь ни по содержанию, ни по исполнению, а бесплатность медицинской помощи не означает отсутствие затрат на оказание медицинской помощи …»
     На 2005 г. подушевые нормативы финансирования Программы без учета расходов, связанных с финансированием обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан из числа категорий, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг составили на одного человека в среднем 3157 руб., в том числе 1507,5 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования.
     В соответствии с Программой государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи на 2006 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 461, подушевые нормативы финансирования Программы в рублях в расчете на одного человека в год (без учета расходов, связанных с финансированием обеспечения необходимыми лекарственными средствами граждан из числа категорий, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг) составят в среднем 3387 руб., в том числе 1613 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования.
     На 2006 г. расчетная стоимость программы  государственных гарантий – 484,66 млрд. руб. Расчетная стоимость программы ОМС – 231,42 млрд. руб.
     Наряду  с ежегодным увеличением подушевого финансирования Программы государственных  гарантий стратегической целью здравоохранения  является повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи гражданам России.
     Основные  задачи, которые стоят перед системой здравоохранения и должны быть оформлены  законодательно, таковы:
    Необходима разработка гарантий (стандартов) бесплатной медицинской помощи и законодательное их утверждение.
    Необходимо разнообразить организационно-правовой статус медицинских организаций.
    Необходимо реформирование медицинского страхования.
    Для успешного выполнения данных задач  необходимо:
      подготовить значительную часть лечебных учреждений к работе в модернизированной системе обязательного медицинского страхования;
      разработать и внедрить программы обучения медицинских работников, программы подготовки современных управленцев среднего звена;
      начать внедрение стандартизации отрасли как в части обеспечения, развития и оснащения здравоохранения, так и по вопросам оказания медицинской помощи.
     Планируется подготовить ряд законопроектов и нормативно-правовых актов уточняющих и дополняющих отдельные положения  действующих и вновь принимаемых  законов. К таким нормативным актам относятся законы, связанные с развитием системы обязательного медицинского страхования; обеспечению прав граждан на бесплатную медицинскую помощь; усилению контрольных и надзорных функций государства в отрасли здравоохранения по вопросам лицензирования, аккредитации и усилению контроля за качеством предоставляемых медицинских услуг.4
     Определенные  усилия в 2005 г. предприняты по совершенствованию  платежей за неработающее население. Постановление  Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 238 «О финансировании в 2005 году расходов на осуществление дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров» утвердило Правила финансирования в 2005 г. Пенсионным фондом РФ расходов на осуществление дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров. В соответствии с приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2005 года № 417 «О реализации постановления Правительства РФ от 19 апреля 2005 года № 238 «О финансировании в 2005 году расходов на осуществление дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров» из средств Пенсионного Фонда России было выделено 300 руб. на одного неработающего пенсионера в год. 

2.2. Национальный проект «Здоровье»
        По данным В. И. Стародубова количество больничных учреждений составляет 9222, амбулаторно-поликлинических учреждений – 16097, федеральных специализированных медицинских учреждений – 272, стоматологических поликлиник – 899, износ основных фондов составляет 58,5, в том числе транспорта – 62, зданий – 27,4, медицинского оборудования – 64. амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают 139,7 тыс. врачей, из них 56,1 тыс. в участковой службе, 75 тыс. – врачей-специалистов.5
      Мероприятия по реализации национального проекта «Современное здравоохранение» включает в себя:
    развитие первичной медицинской помощи;
    развитие профилактического направления медицинской помощи;
    обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощи.
     Выбор приоритетов не случаен – первичная медико-санитарная помощь оказывается на муниципальном уровне в 13070 амбулаторно-поликлинических учреждениях, а потребности в высокотехнологичной помощи удовлетворяется по различным данным не более чем на 10 %.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.