На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Когнитивный, поведенческий и эмотивные аспекты в изучении социологии в техническом вузе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1. Когнитивный, поведенческий и эмотивные аспекты в изучении социологии в техническом вузе. 

    Культура - это, прежде всего  система ценностей  общества, так как:
    - в ней концентрируются все результаты духовной деятельности общества;
    - она представляет собой наиболее устойчивую, фундаментальную структуру общественного сознания (в отличие от общественного мнения, которое носит менее устойчивый, более лабильный характер);
    - она пронизывает всю культуру общества и культуру его социальных групп;
    - она определяет тональность всей культуры, обуславливая избирательный подход как к вновь созданным произведениям духа, так и к ценностям, созданным в прошлой истории народа или ценностям другой, "чужой" культуры.
    Ценности - это материальные или идеальные  предметы, обладающие значимостью для  данного социального  субъекта с позиций  удовлетворения его  потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры
    Ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.
   Приобщение  личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения  культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему  жить в обществе в качестве полноправного  и полноценного его члена, взаимодействовать  с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов  культуры.
   Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний личности. Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле за степенью своей социальной полноценности. Внешний контроль за степенью социальной полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль осуществляется самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализациии, и выступает как самоконтроль. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, так как предполагает последующую корректировку поведения ее в соответствии с указанными нормами.
   Таким образом, культура личности есть система личностных свойств-ценностей  (общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков), усвоенных личностью в процессе социализации. Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы ценностей, существующих в обществе. Влияние культуры на личность носит противоречивый характер. С одной стороны, оно осуществляется как социализация, то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С другой стороны, овладение культурой есть процесс индивидуализации, развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности. Индивидуализация личности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных обществом ценностей носит избирательный характер, так как выбор ценностей культуры ограничен
    - направленностью личности, то есть выбор ценностей - это выбор не только лучших, но и наиболее соответствующих направленности развития личности
    - "совокупным жизненным ресурсом личности", под которым понимаются энергия (состояние здоровья), время (возраст, резерв жизненного времени), природные преимущества (пол, способности), социальные преимущества (образование, социальное происхождение, квалификация, профессия), самооценка, уровень притязаний личности .
   Ввиду ограниченности индивидуального жизненного ресурса, личность вынуждена выстраивать  свои цели и ценности, определять для  себя их приоритеты. Практически это  выражается в том, что, чем меньше жизненный ресурс личности, тем жестче становится система ценностей личности, тем ярче проявляется ее иерархичность, а число элементов уменьшается.
    Поскольку главной целью  образования является приобщение человека к культуре, то и  исследование качества образовательного процесса может и должно осуществляться через  исследование уровня усвоения личностью  ценностей культуры.
    Остановимся на наиболее существенных моментах данных исследований. Ценностные ориентации - сложное образование, в котором  можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности. Из сказанного следует, что исследовать ценностные ориентации личности при помощи одного инструментария нельзя, ведь общеизвестно, что выраженная вербально /словесно/ позиция человека по отношению к тем или иным ценностям культуры далеко не всегда совпадает с реальным, фактическим его поведением.
    Следовательно, для изучения ценностных ориентаций личности необходимо использовать пакет  инструментов, выявляющих когнитивную, эмоциональную и поведенческую  составляющие. Так когнитивная составляющая фиксируется при помощи вопросов, подобных тестовым упражнениям, выявляющим знания учащихся того или иного материала. Эмотивная - при помощи ряда оценочных  суждений, которые позволяют выяснить отношение человека к ценности. В  данном случае могут быть использованы широко распространенные и хорошо известные  оценочные суждения, например, пословицы:"Работа не волк - в лес не убежит"или клише, стереотипы массового сознания:"Родина там, где мне хорошо". И, наконец, поведенческий компонент может быть выявлен при помощи блока прожективных ситуаций, воспроизводящих факты реального действия. Прожективная ситуация должна быть также предельно узнаваемой, распространенной, позволяющей четко и однозначно выявлять определенную жизненную установку личности. Только соединение этих трех видов информации может дать более или менее объективную картину наличия или отсутствия ценностных ориентаций в структуре личности. Следовательно, разработка инструментария для исследования всех 3 компонентов ценностных ориентаций личности - задача чрезвычайно сложная и трудоемкая, и решена она может быть только специалистом-профессионалом: социологом, психологом, но никак не педагогом. Также специалистом-профессионалом должна осуществляться и интерпретация того материала, который получен в результате исследования. Однако в качестве дополнительных, вспомогательных источников информации о ценностных ориентациях учащихся могут быть использованы традиционные методы школьной педагогики, например, анализ художественных произведений, текстов творческих работ, сочинений учащихся и т.д.
    Одними  из самых распространенных методов  изучения ценностных ориентаций личности являются методы ранжирования и сравнения, которые могут дать не только представления о жизненных приоритетах и предпочтениях личности, но и весьма значимую для педагога информацию о каких-то негативных или позитивных тенденциях ее развития. Общеизвестно, что ценности по их роли в жизнедеятельности человека делятся на терминальные /ценности-цели/ и инструментальные /ценности-средства, являющиеся методами достижения первых/. Сравнение ранга терминальных и инструментальных ценностей в ценностной структуре личности способно выявить существенные противоречия как в развитии личности, так и в развитии общества. Не случайно западный социолог Р. Мертон считает противоречие между терминальными и инструментальными ценностями одной из причин формирования девиантной, преступной личности. Выявлено соотношение ранга тех и других ценностей может быть посредством анкеты-списка терминальных и инструментальных ценностей, ранжируемых в порядке их предпочтения.
    И еще одно соображение, касающееся изучения ценностных ориентаций учащихся. Поскольку  ценностные ориентации как результат  приобщения к культуре являются характеристикой  зрелой, сформировавшейся личности, то исследование их целесообразно, на наш  взгляд, лишь по отношению к учащимся высших учебных заведений. Кроме того, сам характер заданий, предлагаемых в подобного рода исследованиях, предполагает определенный уровень развития абстрактного, понятийного мышления, осознанности целей и ценностей, сформированности социальных установок личности.
    Таким образом, культура личности есть система  личностных свойств-ценностей /общезначимых принципов, идеалов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения, поступков/, усвоенных личностью  в процессе социализации. Однако индивидуальная система ценностей личности не является простым слепком с системы  ценностей, существующих в обществе. Влияние культуры на личность носит  противоречивый характер. С одной  стороны, оно осуществляется как  социализация, то есть приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям. С другой стороны, овладение  культурой есть процесс индивидуализации, развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности. Индивидуализация личности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных  обществом ценностей носит избирательный  характер, так как выбор ценностей  культуры ограничен. 
 
 
 
 
 

    2. Социологическое  исследование, его  методическое обеспечение  и организационные  основы. 

    2.1. Социологическое  исследование. 

    Социологическое исследование - исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений; изучение многих случаев, их статистическое обобщение и сравнение.
    Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
    Особенности социологического исследования заключаются:
    - в конкретности, то есть изучаются  конкретно существующие или существовавшие  люди, изучается реальная социальная  действительность;
    -   в системности, то есть социальная  действительность рассматривается  как реально функционирующая  система, обладающая всеми признаками  материальных систем, во взаимосвязи  со средой.
    Объект  социологического исследования - это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При описании объекта социального исследования должны учитываться следующие его характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая), временные границы.
    Прикладные  социологические исследования чаще всего преследуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для  выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность  работы институциональных структур общества. Проблема исследования всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Говоря, например, об уровне знаний, мы всегда подразумеваем уровень знаний у определенной группы людей: студентов, рабочих, молодых специалистов и т.п. Все они могут выступать в качестве носителя проблемы (отличаться недостаточным уровнем общих или профессиональных знаний, затрудняющим подготовку квалифицированных специалистов, либо адаптацию к новым технологическим требованиям производства, например, в результате компьютеризации), а значит, и быть объектом исследования.
    Предмет исследования - это то, что изучается в объекте, то есть на что направлено изучение, те свойства и стороны объекта, которые отражают определенную проблему. Это могут быть социальные явления и процессы, если объектом выступают конкретные социальные общности; степень выраженности свойств, характеристик, структура социальных явлений и процессов, общностей людей и т.п. Выбор предмета исследования:
    1. Ориентируется на тот набор  переменных и связей между  ними, которые наиболее выпукло  выражают центральный вопрос  проблемы.
    2. Очерчивает границы (рамки) предпринимаемого  исследовательского поиска.
    Цель  социологического исследования определяет преимущественную его ориентацию - теоретическую или прикладную. Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована такая проблема, как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.
    Четкой  постановкой целей исследования достигается:
    1. Одновременная (осознанная или  неосознанная) формулировка гипотез  о возможных решениях поставленной  проблемы, чем обеспечивается ориентация  дальнейшего хода исследования;
    2. Определение объема работы, временных  и финансовых затрат, материально-технических  ресурсов, методического обеспечения  для получения ожидаемого результата;
    3. Регулирование взаимоотношений  заказчика и исполнителя, обеспечивающее  нормативную сторону программы  как официального документа и  определяющее форму представления  результатов исследования. Это снимает:  а) необоснованные обещания исполнителя;  б) завышенные ожидания и необоснованные  претензии заказчика.
    Задачи  исследования - это содержательно-организационная  детализация поставленных целей. Они  формулируются в соответствии с  целью исследования и гипотезами и так же, как последние, могут  быть условно разделены на основные и дополнительные.
    Основные  задачи исследования заключают в  себе поиск ответа на его центральный  вопрос: каковы пути и средства решения  исследуемой проблемы? Например, если цель исследования - определение эффективности  учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступить поиск  факторов, дестабилизирующих этот процесс. Возможна ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует  выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии с этим и формулируются  дополнительные задачи. В последнем  примере в качестве дополнительных задач могут выступать: выявление  степени обеспеченности студентов  учебниками, оценка их материального  положения и занятости во внеучебное время, изучение структуры досуга, политических интересов и активности и др.
    Описательные  и аналитические социологические  исследования часто включают несколько  основных задач, решение каждой из которых  предполагает реализацию определенного  числа связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными и могут рассматриваться как состоящие из нескольких относительно автономных “частных” исследований.
    Задачи  исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную  конкретизацию цели:
    1. Исследовательские задачи формулируются  как конкретные целевые установки,  определяющие необходимую поэтапность  решений поставленной проблемы. Это позволяет: а) контролировать  и согласовывать друг с другом  результаты, полученные на различных  этапах исследования; б) не отвлекаться  от главного и не упускать  из виду второстепенное;
    2. Каждому виду исследовательских  задач (эмпирические, теоретические,  логические) соответствует определенный  состав познавательных действий, средств и методов социологического  познания;
    3. Не допускать перемешивания целей  и задач, основных и не основных  задач. 
 

2.2.Методическое  обеспечение и  организационные  основы социологического  исследования 

    Лишь  в 20-е годы 20-го века можно говорить о научно обоснованных методах, процедурах, методиках и технике социологического исследования.
    Социологическое исследование, которое каждый из вас  должен провести чтобы приобрести некоторый  навык сбора социальной информации и ее анализа, представляет собой  систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических  процедур, связанных между собой  единой целью: получить достоверные  данные об изучаемом явлении или  процессе, о тенденциях и противоречиях  их развития и использовать их для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.
    Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы:
    — разработка программы и инструментария;
    — сбор информации;
    — подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;
    — анализ полученной информации;
    — подведение итогов исследования;
    — формулировка выводов и рекомендаций.
    Но  структура и последовательность этапов зависит от видов социологического исследования, к которым относятся: разведывательное, пилотажное и аналитическое. Разведывательное исследование решает ограниченные задачи и охватывает небольшие  совокупности людей. Оно проводится по упрощённой программе, сжатом по объёму инструментарии и выполняет вспомогательные  задачи:
    — поставляет оперативные данные (экспресс-опрос);
    — проводится для оценки результатов различных общественно-политических компаний;
    — для получения первичной социологической информации;
    — опрос экспертов.
    Описательное  исследование — более сложный  вид социологического анализа, который  позволяет составить целостное  представление о каком-либо явлении  чтобы учесть всестороннюю информацию. Оно проводится по подробно разработанной  программе и на базе апробированного  инструментария. Основная проблема такого исследования — нахождение связей между социальными субъектами, процессами, явлениями, институтами. Оно применяется  для исследования большой общности, в которой следует выделить относительно самостоятельные и однородные социальные группы.
    Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать  его структуру, но и узнать что  определяет его основные количественные и качественные характеристики. Основные задачи: выделить причинные связи  между явлениями социальной жизни, изучить совокупность факторов, выделить основные и не основные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые процессы, присущие тому или иному социальному институту или процессу.
    Разновидностью  аналитического исследования является социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной  ситуации. При таком исследовании особое значение уделяется «поведению»  тех включённых в эксперимент  факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
    Точечное  исследование (разовое) даёт информацию о состоянии и количественных характеристиках явления в момент его изучения. Это даёт в основном статистическую информацию о социальных процессах.
    Повторные исследования являются средством сравнительного социологического анализа, который  направлен на выявление динамики развития объекта. Панельное исследование — особый вид повторного исследования. Например, чтобы выявить степень  эффективности образовательного процесса необходимо изучать одних и тех  же лиц через заданный интервал времени.
    Специальные виды социологических исследований: Монографические, кагортные, кросскультурные. К первым относится, например, исследование, проведённое А.Н. Большаковым с 1917 по 1927 год о положении российской деревни.. Кагортные исследования связаны  с изучением специфической совокупности людей в течение определённого  времени и переживающими одно и то же событие. Например, люди, вступившие в брак, призванные в армию, поступившие  в вуз. Когорту, образованную по году рождения, называют поколением. (Урланис  Б.Ц. История одного поколения). Кросскультурные  исследования основаны на сравнении  и сопоставлении явлений и  процессов, проходящих в разных странах.
    Выбор вида исследования зависит от цели, научно-практической целесообразности, сущности и особенностей того явления, которое необходимо изучить. В нашем  с вами случае вы будете осуществлять разведывательные и точечные исследования по предложенной тематике или же выбранной вами самостоятельно.
    Выбрав  вид исследования, пред нами стоит  задача выбрать и эффективно использовать методы сбора социологической информации. Существующие методы сбора информации можно условно подразделить на следующие  основные группы: наблюдение, эксперимент, анализ документов, опросные методы. Дадим их краткую характеристику.
    Наблюдение  — это целенаправленное и систематизированное  восприятие изучаемого процесса или  явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приёмы фиксации могут быть различными: бланк, дневник, фото-теле документ. Этот метод рекомендуется как наиболее эффективный при изучении степени активности на собраниях, митингах, интересов слушателей в процессе обучения, поведения участников массовых мероприятий. Наблюдение может быть включённым и внешним. Основное правило наблюдения — зафиксировать происходящее как можно точнее. Чтобы этого достигнуть, необходимо чётко выполнять процедурные правила: определить предмет и объект наблюдения; обеспечить доступ к объекту; определить способ наблюдения, обеспечить технические средства.
    Эксперимент даёт более точную информацию о социальных процессах и явлениях. С одной  стороны, он требует значительных ресурсов, а с другой особой осторожности, ибо любое вмешательство социолога  влияет на изменение хода событий. Поэтому  при проведении эксперимента всегда следует опираться на правовые и  моральные нормы, действующие в  данном обществе. Особенность социологического эксперимента, в отличие от социального, заключается в выявлении взаимосвязи  социальных явлений и процессов. В зависимости от цели и функций  эксперимент может быть научным  и практическим; в зависимости  от условий проведения он может быть полевым (в естественной среде) и  лабораторным; по характеру избранной  исследователем системы доказательств  эксперимент может быть последовательным и параллельным. При эксперименте так же необходимо чётко выполнять  необходимые правила и процедуры. Их семь: описание объекта, условий  его существования, формулирование гипотезы, описание основных признаков  изучаемого процесса или явления (основные понятия), выведение так называемой независимой переменной (изменяемые в ходе эксперимента условия), выведение зависимой переменной (полученное изменение в поведении деятельности объекта), описание специфических условий.
    Анализ  документов. Документы содержат описательную, статистическую, аналитическую информацию о разных сторонах жизни общества. Анализ документов присутствует во всех видах социологических исследований уже на самом начальном этапе. К документам относятся: официальные  и неофициальные, индивидуальные и  коллективные письменные, иконографические, фонетические документы. Каждый из видов  документов, попавших в руки социолога, имеет свою специфику. Например, личные документы отличаются субъективностью, отсутствием репрезентативности.
    Наиболее  распространёнными методами анализа  документов являются традиционный, неформализованный  и контент-анализ, формализованный  методы. Оба эти метод достаточно трудоёмки. С традиционным видом  анализа документов вы сталкивались в процессе обучения при написании  рефератов. Но практика преподавательской  работы показывает, что практически  очень небольшое количество студентов  освоили метод реферирования  источников по избранной теме. Контент-анализ — это новый для вас метод. Он связан с выполнением ряда необходимых  процедур. Первой такой процедурой является выделение признаков —  понятий, которые отражают существенные свойства документа, его тему, действующих  лиц, специфику ситуации, отдельные  действия, осуществляемые отдельными индивидами или социальными группами. Например, может быть кто-то из вас  возьмётся провести контент-анализ газеты «Строительные вести» с целью  выявить как студенческая жизнь  или актуальные проблемы студентов  отражается на страницах этой газеты.
    Техника контент-анализа основана на последовательных операциях с набором стандартных  документов (инструментария) — таблица  контент-анализа и кодировочной карточкой. Без использования компьютерной техники осуществление контент-анализа  затруднительно. Контент-анализ может  быть количественным ( сколько раз  на страницах прессы поднимается  та или иная проблема) и качественным (что и каком плане публикует пресса). В процедуре контент-анализа используются специальные формулы.
    Опрос представляет самую большую группу методов социологического измерения. Опросы позволяют получить информацию из первых рук, т.е. от самих участников изучаемых социальных явлений. К  данной группе методов относятся: интервью, опрос экспертов, почтовый, телефонный, социометрический опрос. Каждый из видов  опроса имеет свою специфику, которая  отражается на инструментарии.
    Наиболее  популярны групповые опросы или  анкетирование. Большинство из вас  при выполнении заключительной лабораторной работы будут проводить имен анкетирование. Этот метод основан на письменном ответе респондента на предложенные вопросы. Поэтому здесь особенно важным является разработка инструментария или анкеты. Важно правильно поставить вопросы для того, чтобы получить желаемую информацию о социальных процессах, в которые включаются различные люди. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:
    1.Григорьев  С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов  гуманитарных вузов и факультетов  / С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. –  М.: Педагогическое общество России, 2002. -  256 с.
    2. Жирякова С.Н., Ильяева И.А. Социология: Курс лекций и практических  занятий для студентов вузов.  – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2006. – 188 с.
    3.Кравченко  А.И. Социология: Учебное пособие  для студ.высш.пед.заведений / А.И.  Кравченко. – М.: Издательский  центр «Академия», 2002. – 336 с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.