На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегия, программа и методы социального исследования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Старооскольский технологический институт
(филиал) Федерального государственного  образовательного
учреждения  высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технический  университет МИСиС» 
 
 

    Кафедра АиПЭ 
     
     
     
     

    Курсовой  проект 

    по  курсу "социальная информатика" 

    на  тему
 
    Стратегия, программа и методы социального исследования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
                       Выполнил:
                       Хрисанов
                       Антон Викторович
                       группа ПИ-08-2д
 
                       Проверил:
                       к.п.н., доцент Шафоростова                
                       Елена Николаевна
 
 
 
 
 
 
 
Старый  Оскол, 2009
 
Старооскольский технологический институт
(филиал) Федерального государственного  образовательного
учреждения  высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технический  университет МИСиС»
 
 
 
Кафедра АиПЭ
 
 
ЗАДАНИЕ
на  курсовой проект (работу) по дисциплине
__________________________________________________________________
 
студенту ____________________ группы____________________
 
Руководитель ___________________________________________
 
Дата представления законченного проекта ____________
 
Тема  проекта (работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
Исходные  данные
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание выдал _____________________  руководитель _______________________
                                             дата                                                                                          подпись
 
Задание получил ___________________ студент _____________________________
                                                               дата                                                                                   подпись
 
 
 
Отзыв руководителя
на  курсовой проект (работу) по дисциплине
__________________________________________________________________
 
студента ____________________ группы_______________________________
 
Тема  проекта (работы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Замечания по выполнению курсового  проекта (работы)
          (со сроком выдачи данного замечания)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение о допуске к  защите курсового  проекта (работы)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель  курсового проекта (работы)                                     (подпись)

Содержание

Введение…………………………………………………………….….5

Глава 1. Стратегия, программа и методы социального исследования……………………………………………………………....…....6

Заключение……………………………………………………….…..17

Глава 2. Практическая реализация …………………………….....18

Список  литературы…………………………………………............22

Приложение………………………………………………………….23

 
 

Введение
        Социология как наука не может существовать без приобретения различной эмпирической информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, а также тех средств, с помощью которых эта информация собирается и обрабатывается. Одним из источников такой информации выступают данные официальной статистики, опубликованные в журналах, бюллетенях и других изданиях. Социологическую информацию можно также получить в результате социологического исследования, которое проводиться с целью решения конкретной социальной проблемы.
     Общественная  жизнь постоянно ставит перед  человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование в области социологии является собственно социологическим. Их важно различать потому, что сегодня часто приходится встречаться с произвольным толкованием такого исследования, когда чуть ли не любая конкретно-социальная разработка той или иной обществоведческой проблемы (особенно если при этом используются опросные методы) неправомерно называется социологическим исследованием.
     В широком смысле социологическое  исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
     В более узком смысле социологическое  исследование – это система последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемом объекте, социальных явлениях и процессах с целью приращения научного знания (фундаментальное социологическое исследование) или решения конкретных социальных задач (прикладное социологическое исследование).
     Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность  социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии.
     При этом любое социологическое исследование предполагает несколько этапов.
 

 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА I
     СУЩНОСТЬ  СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ
 
     В зависимости от конкретных задач  прикладные социологические исследования могут быть разведывательными (пилотажными), описательными или аналитическими.
     Всякое социологическое исследование предусматривает наличие методологии, методики, техники и процедуры его проведения.
     Залогом успешного проведения прикладного  социологического исследования является грамотное составление его программы, которая представляет собой документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы и средства изучения конкретного социального объекта.
     Программа должна состоять из трех основных частей: теоретической, процедурно-методической и организационной.
     Теоретическая часть программы включает:
     уяснение  проблемной ситуации и четкую формулировку проблемы исследования;
     теоретическое осмысление будущей работы, связанное  с проблемным видением реальности;
     определение объекта и предмета исследования;
     формулировку  рабочих гипотез;
     интерпретацию основных понятий.
     Разработку  теоретической части программы  рекомендуется начинать с уяснения проблемной ситуации и четкой формулировки проблемы исследования. При этом необходимо учитывать, что проблема исследования всегда субъективна, так как определяется конкретными личностями (учеными, социологами), а проблемная ситуация – объективна. Она возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
     Объект  исследования – это деятельность людей, больших и малых социальных групп, а также условия, в которых она осуществляется. Объект исследования может включать такие характеристики, как место расположения, численность, социально-демографическая структура, этнический и религиозный состав и др.
     Предмет исследования – это те стороны объекта (отношения, характеристики, свойства), которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой или проблемной ситуацией.
     Цель  исследования – это конечный результат  научного исследования, получение новых  знаний об объекте исследования, его структуре и взаимодействии с другими объектами, а также разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию состояния изучаемого объекта, оптимизации структуры, улучшению условий его функционирования. Формулировка цели должна дать ответ на вопросы: для чего проводится исследование? Какую пользу предполагается получить после его завершения?
     Для конкретизации цели необходимо поставить  задачи исследования, которые в процессе разработки должны быть скоординированы  с гипотезами.
     Гипотеза  исследования – это предположение о структуре социальных объектов, механизме их изменения, взаимодействии с внешними факторами и другими объектами, а также о тенденциях и основных направлениях их развития.
     Гипотезы  должны отвечать определенным требованиям, а именно:
     соответствовать целям и задачам исследования;
     опираться на известные теории, истинность которых  доказана;
     соответствовать проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам;
     основываться  на репрезентативной информации;
       провеяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологов.
     Заключительный  этап составления теоретической  части программы социологического исследования – уточнение основных понятий, характеризующих объект исследования (интерпретация понятий). Это необходимо:
     для достижения необходимого научного уровня исследования;
     обеспечения единого подхода к содержанию исследовательских процедур на всех этапах;
     создания  единого понятийного аппарата для  научного анализа социологических данных.
     Процедурно-методическая часть программы исследования предполагает:
     выбор метода сбора социологической информации;
     выбор методов обработки информации;
     выбор методов анализа социологической  информации;
     построение  выборки исследования.
           Методы сбора информации включают:
     анализ  документов;
     соц. опрос, имеющий следующие разновидности:
     анкетный  опрос;
     социологическое интервью;
     социометрический  опрос;
     экспертный  опрос;
     социологическое наблюдение (открытое и инкогнито, включенное и невключенное);
     соц. эксперимент (естественный и лабораторный).
           Организационная часть программы соц. исследования включает:
     разработку  стратегического плана проведения исследования;
     составление рабочего (сетевого) графика проведения исследования;
     подбор  и расстановку кадров;
     инструктаж  участников исследования;
     эффективный учет результатов деятельности исследователей;
     мотивацию сотрудников к качественному  и быстрому выполнению заданий, а также к соблюдению этических норм в процессе исследования;
     контроль  за ходом проводимых работ.
     Обработка информации связана с обеспечением необходимых условий для последующего анализа. Сбор, обработка и анализ, таким образом, зависят друг от друга, определяются особенностями проблемы, целей, задач, гипотез исследования.
     Выбранные методы обработки данных оформляются  в виде конкретного плана, в котором должны быть отражены:
     сведения  о рабочем месте, где будет  проводиться обработка информации, его материально-техническом обеспечении;
     указанные на возможность использования математических методов анализа информации;
     методы  группировки данных и способы  наглядного представления информации (таблицы, графики, диаграммы и др.)
     Основными этапами процесса анализа и обобщения  социологической информации являются:
     упорядочение, классификация, группировка полученных эмпирических данных;
     обобщение данных и проверка значимости и достоверности количественных характеристик;
     проверка  на основе полученных числовых характеристик  ранее выдвинутых исследовательских гипотез;
     разработка  практических рекомендаций;
     оформление  результатов анализа в виде научного отчета.
     Повышение наглядности собранных данных осуществляется путем:
     применения  перечневых, комбинационных, суммирующих (аналитических) и других видов таблиц;
     использования графических изображений информации (диаграмм, гистограмм и т.п.)
     ранжирования  данных;
     определения уровня связей между переменными, вычисления коэффициентов корреляции;
     вычисления  средних величин и других значений, позволяющих сжимать информацию, выделять наиболее типичные, характерные для исследуемых явлений результаты.
      
     ЭТАПЫ И ВИДЫ ПРИКЛАДНОГО  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
     Прикладное  социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые  составляют эмпирический базис социологической  теории или имеют самостоятельные  конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, представителей общественных организаций, партий и объединений, органов государственного управления, средств массовой информации). Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются: 1) подготовительный этап; 2) полевой этап; 3) подготовка к обработке и обработка информации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.
     Подготовительный  этап эмпирического социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническими обеспечением исследования.
     Полевой этап (или этап сбора первичной  социологической информации) связан со сбором информации «в поле», т.е. в зоне практических действий социолога – получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментами, которые присущи социологии и определены программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного ит.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.
     Этап  подготовки и обработки информации. Та информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, эта задача математика-программиста. В некоторых случаях (при небольших массивах и незначительном объеме инструментария) обработка информации производится вручную.
     Анализ  информации и подготовки итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа – программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают:
     1) информационная справка;
     2) информационная записка;
     3) аналитическая записка;
     4) отчет о научно-исследовательской работе.
     Аналитическая записка и отчет должны содержать  выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.
     В зависимости от глубины требуемого количественно-качественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач различают три основных вида социологического исследования:
     пилотажное (разведывательное) исследование;
     описательное  исследование;
     аналитическое исследование.
     Несмотря  на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.
     Конкретный  вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач.
     Разведывательное  исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
     Разведывательное  исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
     Под первичной социологической информацией  принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения (например, ответы опрашиваемых на вопросы анкеты, интервью, записи исследователя в карточках наблюдения и др.), подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.
     Выполняя  вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.
     С помощью оперативных опросов  определяют отношение людей к  актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.
     Обычно  в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.
     Описательное  исследование - более сложный вид  социологического анализа, который  позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
     Описательное  исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
     Описательное  исследование обычно применяется в  тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
     Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.
     Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное  изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
     В силу такого предназначения аналитическое  исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
     Если  в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.
       Подготовка аналитического исследования  требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
     Разновидностью  аналитического исследования можно  считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
     Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.
     В зависимости от того, рассматривается  предмет в статике или в  динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования - точечное и повторное.
     Точечное  исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.
     В зависимости от выдвигаемых целей  повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.
     Особый  вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности  образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился  объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 
На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования. На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования, представляющие собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
Теоретические методы
Значительное  место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиции этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, а именно государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:
в центре внимания оказываются проблемы, связанные  с функционированием и воспроизводством социальной структуры.
структура понимается как всесторонне интегрированная  и гармонизированная система.
функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры.
динамика  социальной структуры объясняется  исходя из “принципа консенсуса” - принципа сохранения социального равновесия.
Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов мира много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.
Выдвижение  и проверка гипотез.
Гипотеза  в социальном исследовании – это  научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана.
Наблюдение
В социологических  исследованиях под наблюдением  понимается метод сбора первичных  эмпирических данных, который заключается  в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, факторов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпритацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больше элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающей его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.
Опрос
Опрос – самый распространенный метод  сбора первичной информации. С  его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение  к непосредственному участнику  и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.
Выборочное  обследование
Принципы  выборочного лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель ) сам задает вопросы и фиксирует ответы.
В зависимости  от источника первичной социологической  информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.
В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяет делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы или оценки. Качество оценок самих результатов зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности.
Почти во всех индустриальных странах проводились  и проводятся социологические эксперименты, доставляющие эмпирическую информацию с помощью самых разных способов социального измерения. Социальный эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Под влиянием такого фактора (или ряда факторов) происходят определенные изменения в деятельности исследуемых социальных объектов,фиксируемые экспериментаторами. Чтобы правильно выбрать такой фактор, названный независимой переменной, необходимо предварительно изучить социальный объект теоретически, так как он может привести к всестороннему изменению объекта или “раствориться” в многочисленных связях и не оказать существенного влияния на него.
Контент - анализ
Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан на выявлении  некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). Иначе говоря, контент – анализ в социологии – это количественный анализ любого рода социологической информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этогометода – в оперативном получении фактографических данных о том или ином социальном явлении на основе объективной информации.
Следует отметить, что в практике социологических  и особенно социально – психологических  исследований достаточно широко используются такие методы, как социометрический и экспертный опросы, тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Таким образом, дальнейшее развитие социологической науки в РБ в значительной мере будет зависеть от политической и экономической ситуации в стране, положения и роли науки в обществе, а также кадровой и финансовой политики государства. В ближайшем будущем отечественная социология (как и мировая) более четко определит свой предмет, отличный от предметов других наук, а также более предметно займется собственным делом, не подменяя другие науки, и, кроме того, институциализируется не только организационно, но и концептуально, методологически.
В этой связи в ближайшей перспективе следует ожидать проявления и другой тенденции в отечественной социологии — переориентации с традиционных связей с другими науками по объекту на связи по методу, т. е. освоения принципов, подходов и методов, разработанных в других научных дисциплинах, таких как синергетика, теория развития, теория систем, теория деятельности, теория организации, теория информации и др.
Залогом успешного проведения прикладного  социологического исследования является грамотное составление его программы. Программа – это своего рода лоция, которая организует и направляет в определенное русло исследовательскую деятельность.
Ее подготовка требует высокой профессиональной квалификации и затрат времени. Как  правило, ее готовят ведущие специалисты, и на ее подготовку зачастую уходит времени меньше, чем на само исследование. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.
Наряду  с исследованиями по общенациональным выборкам все большее распространение получат региональные исследования, т. е. исследования по выборкам, представительным для регионов РБ.
Несомненный интерес будет по-прежнему представлять этическая сторона, как социологической науки, так и практической деятельности отечественных социологов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА II
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
 

 
Список  использованной литературы
1.http://www.podrobnee.ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/Jurisprudence/so_5_a20.htm
2.http://studyru.ru/page-8012.html
3.http://www.ucheba.ru/referats/26557.html -
4.http://www.profcomdiplom.ru/readydetail.aspx?work=2959 - Методика социальных исследований_ Основные понятия
5.http://www.web-student.info/work_9437.html - Эксперимент как метод социальных исследований
6.Социология. Учеб. пособие для студентов вузов  / А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под ред. А.Н. Елсукова. – 2-е изд., исправ. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение
Учебный курс по теме.htm
<html>
<head>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<title>Учебный  курс по теме: Устройства ввода-вывода  данных.</title>
</head>
<frameset cols="300,*">
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.