На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Разработка направлений повышения конкурентспособности предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       РЕФЕРАТ 

       Работа 124 с., 22 рисунок, 37 таблиц, 45 источников, 16 приложений. 
 

       Конкурентоспособность предприятия, методы конкурентной борьбы, рыночная доля, экспертная оценка, эффективность  проекта, прогнозирование прибыли. 

       В данной работе рассмотрена деятельность ИП Колотова Б.А. занимающегося оказанием фотоуслуг. Цель работы - разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия. Проанализировано текущее состояние предприятия, рассмотрены сравнительные характеристики конкурентов. Определены преимущества и недостатки исследуемого предприятия. Для повышения конкурентоспособности принято решение воспользоваться неценовыми методами конкурентной борьбы. Для достижения поставленных целей предлагается проведение рекламной компании направленной на привлечение большего числа покупателей, а так же повышение качества и скорости печати фотографий за счет приобретения современного и высокопроизводительного оборудования. При реализации предложенных мероприятий у предприятия планируется увеличение прибыли, и рост рыночной доли. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                       6
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации                           9
 1.1 Конкурентоспособность  организации, классификация конкурентных
 преимуществ, нормативы конкурентоспособности                                             9
 1.2 Методы  оценки конкурентоспособности организации                                 21
 1.3 Факторы повышения конкурентоспособности                                              27
2 Анализ конкурентоспособности ИП Колотов Б.А.                                            32
 2.1 Краткая  характеристика предприятия                                                             32
 2.2 Анализ  финансовых результатов деятельности  предприятия                      38
 2.3 Анализ  состояния основных производственных  фондов                              45
 2.4 Анализ  конкурентоспособности предприятия                                               50
 2.5 Анализ  рекламной деятельности                                                                     62
3 Разработка  мероприятий по повышению конкурентоспособности 
 предприятия ИП Колотов Б.А.                                                                              67
 3.1 Разработка  проекта обновления производственного оборудования            67
 3.2 Разработка  рекламных мероприятий                                                              86
 3.3 Оценка  эффективности предложенных мероприятий                                   91
Заключение                                                                                                               100
Библиографический список                                                                                    105
Приложение А  Организационная структура предприятия                                 109
Приложение Б Краткая характеристика конкурентов                                        110
Приложение В Рекламный бюджет на 2006 год                                                  111
Приложение Г План и бюджет рекламной компании август 2006 год             112
Приложение Д Производственная программа                                                     113
Приложение Е Калькуляция себестоимости фотографий                                  114
Приложение Ж Калькуляция себестоимости фотографий                                 115
Приложение К Формирование цены                                                                   116
Приложение Л Прогноз продаж                                                                            117
Приложение М  Смета затрат                                                                                 118
Приложение Н Бюджет прибылей / убытков                                                       119
Приложение П Бюджет движения денежных средств                                        120
Приложение Р Расчет эффективности проекта                                                   121
Приложение С Расчет эффективности проекта при ставке дисконта 280 %    122
Приложение Т Дисконтированный период окупаемости                                   123
Приложение У Медиаплан и рекламный бюджет на август 2007 года             124 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

       Опыт  последних лет свидетельствует  об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию.
       Рыночная  экономика России ставит ранее не возникавшие проблемы, одной из которых  на сегодня является оценка и формирование конкурентоспособности предприятия и реализуемой им продукции и услуг.
       Конкуренция – неотъемлемая часть товара –  денежных отношений. Каждое предприятие, заинтересованное в устойчивом положение на рынке должно изучать своих конкурентов и быть информированным об их деятельности. Это поможет выявить слабые и сильные стороны своей фирмы и фирм конкурентов. Такой анализ поможет выбрать методы и направления конкурентной борьбы для лидерства на рынке, либо для удержания существующей рыночной доли. Разрабатывая проекты, предприятие должно рассчитать их эффективность, на основе чего можно прогнозировать рыночную долю и прибыль.
       Актуальность  данной работы заключается в решении проблемы сохранения устойчивого конкурентного положения предприятия на рынке и сохранении занимаемой доли рынка.
       Объектом  проектирования данной работы является индивидуальное предприятие Колотов Б.А. Предприятие образованно в 1997 году. Основным направлением работы предприятия является печать фотографий с аналоговых и цифровых носителей. На момент образования предприятия между владельцами фотосалонов существовала «не добросовестная конкуренция». Это выражалось в договоренности о ценах на проявку пленки, печать фотографий и основные фототовары. Предприятие имеет собственную сеть реализации оказываемых услуг и товаров. На десяти торговых точках установлено пять машин для печати фотографий.
       За  последние четыре года на рынок фотоуслуг  города Благовещенска вышли новые  предприятия, договоренность с которыми стала не возможной. Появляются предприятия представляющие угрозу устойчивому конкурентному положению рассматриваемой фирмы.
       Предмет проектирования это повышение конкурентоспособности  предприятия.
       Цель  данной работы – выявить основные направления для повышения конкурентоспособности  предприятия. Упрочить конкурентную позицию  предприятия и по возможности увеличить рыночную долю.
       Для успешной реализации цели в работе проведены следующие задачи:
    анализ современных источников по выбранной теме;
    проведен анализ методов оценки конкурентоспособности;
    проведен анализ факторов повышения конкурентоспособности предприятия;
    анализ финансовых результатов деятельности исследуемого предприятия;
    анализ состояния основных производственных фондов;
    анализ конкурентоспособности предприятия;
    разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности;
    оценка эффективности предложенных мероприятий.
       Наиболее  ответственным и важным элементом  является этап формирования показателей и критериев оценки результативности деятельности предприятия и его конкурентоспособности.
       Проведен анализ действующих форм бухгалтерской отчетности, он позволил отобразить информативно важные показатели, характеризующие результативность деятельности предприятия, которые классифицированы по следующим группам:
    показатели финансово – экономического состояния предприятия: ликвидности баланса, финансовой устойчивости, рентабельности, темпов прироста показателей;
    показатели организационно – производственного состояния предприятия: использование основных фондов;
       Проведен  отбор показателей для сравнения  с основными конкурентами.
       Затем, методом экспертных оценок проанализирована деятельности исследуемого предприятия и его основных конкурентов.
       Для повышения конкурентоспособности предприятия предлагается покупка новой цифровой машины для печати фотографий с цифровых и аналоговых носителей информации. Она имеет более высокую скорость и качество печати. Также предлагается проведение рекламной кампании направленной на повышение имиджа предприятия и привлечение большего числа покупателей.
       Методы  исследования – ознакомление с теоретическими аспектами. Анализ работы предприятия, Его системы маркетинга, классификация показателей конкурентоспособности, анализ конкурентов по показателям, выявление слабых и сильных сторон.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ
          НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ 

    1.1 Конкурентоспособность организации
       Конкурентоспособность организации - это ее преимущество по отношению к другим организациям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка /1 с.158/.
       Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
    соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
    соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
    соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
       Экономическая среда характеризуется наличием большего количества участников, каждый из которых имеет свою сложную  и многообразную структуру, модель и характер поведения на рынке. Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным /2 с.91/.
       Исходя  из того, что конкурентоспособность  отражает продуктивность использования  ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны. С определенной степенью условности можно считать, что показатель прибыльности продаж зависит от ситуации на товарных рынках и положения предприятия на конкретном сегменте рынка. Показатель оборачиваемости активов зависит от эффективности работы хозяйственной структуры (менеджеров и остального персонала) /3 с.80/.
       Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа  к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы /1 с.160/.
       Конкурентоспособность организации зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:
    технико-экономические;
    коммерческие;
    нормативно-правовые.
       Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.
       Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:
    конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
    предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
    рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
    имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
       Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Конкурентоспособность является системой, ее определяющие факторы могут быть поняты только при взаимосвязанном обмене между элементами, формирующимися на различных уровнях общественной системы /4 с.83/.
       Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли  в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях /5 с.281/.
       Управление  конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.
       Основой конкурентоспособности предприятия  во многом характеризуется конкурентоспособностью выпускаемой им продукции. Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания /6 с.59/.
       И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
       Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
       Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных  составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
       Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда издержки управления и т.д. При этом, в конечном счете, возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления /1. с.162/.
       Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жизненного цикла товара».
       Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих «амплуа»:
    фирма-новатор, занимающаяся, прежде всего вопросами нововведений;
    инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
    узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
    производитель традиционных изделий высокого качества /7 с.454/.
       Согласно  закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной продукции.
       Движущей  силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций /1с. 164/.
       Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. В данной работе приведены типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.
       Внешние факторы конкурентного преимущества организации:
    уровень конкурентоспособности страны;
    уровень конкурентоспособности отрасли;
    уровень конкурентоспособности региона;
    государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах;
    правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
    открытость общества и рынков;
    научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона и т.д.;
    национальная система стандартизации и сертификации;
    государственная поддержка развития человека;
    государственная поддержка науки и инновационной деятельности;
    качество информационного обеспечения управления  на всех уровнях иерархии;
    уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества.
       Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители.
       Внутренние  конкурентные преимущества организации  делятся  на шесть групп:
    структурные, образуемые при проектировании организации;
    ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
    технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
    управленческие;
    рыночные;
    эффективности /8 с.210-215/.
       Конкурентные  преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относится к товару, предприятию, отрасли, экономике региона, экономике в целом, основываться на ценовых и не ценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и не устойчивыми. 
Фундаментом для поиска конкурентных преимуществ и, как следствие, повышение конкурентоспособности организации является его аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития экономики, отрасли, рынка и активности конкурентов

       Значение  каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества и смелее смотреть в будущее /9 с 83/.
       На  стадии стратегического маркетинга определяется стратегия развития организации в нормативах, устанавливаемых по той же схеме, что и нормативы конкурентоспособности товара. За базу принимаются показатели по приоритетным конкурентам и анализируемой организации, а также тенденции их развития. Нормативы конкурентоспособности организации принимаются за основу работ последующей общей функции управления — функции планирования, детальной проработки стратегии организации. Функционально последний этап — этап детализации стратегии — относится к стратегическому менеджменту; стратегический маркетинг как бы передает эстафету стратегическому менеджменту (в мелких и средних фирмах стратегический маркетинг входит в стратегический менеджмент). Конкурентный анализ является одним из направлений маркетинговых исследований, конкурентный анализ – оценка сильных и слабых сторон конкурентов, где конкурентный анализ – изучение и прогнозирование действий конкурентов, выявление их потенциальных возможностей /10 с.48-49/.
       На  стадии стратегического маркетинга особое внимание рекомендуется уделять разработке нормативов по комплексному развитию производства. Аналогично структуризации товара стратегию комплексного развития организации рекомендуется делить на следующие разделы:
    информационное развитие управления;
    социальное развитие коллектива;
    организационное развитие управления;
    техническое развитие производства;
    безопасность производства и окружающей среды.
       На  первом этапе организация должна провести комплексную диагностику по перечисленным показателям. После изучения и сегментации рынка организация устанавливает нормативы по показателям комплексного развития.
       Ключевыми параметрами рынка, учитываемыми при разработке нормативов развития организации, могут быть следующие:
    отраслевая норма прибыли;
    сила конкуренции на рынках продавцов и покупателей;
    темпы изменения размера рынка;
    минимально эффективная доля рынка;
    устойчивость продавца на рынке;
    минимальный доход, получаемый от продажи товаров на
данном  рынке;
    уровень конкурентоспособности конкурирующих товаров;
    система ценообразования и средние цены на аналогичный товар;
    правовая защищенность продавцов и покупателей;
    стабильность параметров рынка /8 с318/.
       Так, между долей на рынке и силой  конкуренции имеется обратно  пропорциональная зависимость: с повышением силы конкуренции доля каждого субъекта рынка снижается. Однако не могут быть одинаковыми зависимости для каждого соотношения параметров разных рынков и разных товаров. Эти зависимости будут дифференцированными для каждой группы товаров и рынков.
       Интегральный  показатель устойчивости продавца на рынке (Куст) можно определить по формуле: 

       уст) = v Куст внеш * Куст внутр                                                                             (1) 

       где Куст внеш — устойчивость продавца (изготовителя) к воздействию на него внешних факторов (реакция и поведение конкурентов, силы конкуренции на рынках на входе и выходе системы (продавца), возможность появления новых конкурентов, взаимозаменяемость товаров-заменителей, качество работы маркетинговых посредников и контактных аудиторий, устойчивость налоговой и таможенной политик, качество инфраструктуры региона и др.);
       ПараметрКуст внутрустойчивость продавца к воздействию внутренних факторов (финансовая устойчивость, стабильность технической, экономической, социальной политик, безопасность, стабильность инновационной деятельности и кадров, организованность, адаптивность и т. д.).
       Формула (1) отражает только теоретический подход к определению устойчивости организации. Идея заключается в интеграции внешних и внутренних факторов устойчивости. Для практической реализации этой идеи нужно собрать информацию по перечисленным факторам и попытаться синтезировать факторы /11 с.266/.
       На  стадии стратегического маркетинга рекомендуется разрабатывать норматив эффективности использования ресурсов.
       К системе показателей эффективности предъявляются следующие требования:
       1) показатели должны охватывать  процессы на всех стадиях
       жизненного  цикла товара;
       2) показатели должны формироваться  на перспективу (минимум на 3-5 лет) на основе ретроспективного анализа деятельности фирмы;
       3) показатели должны опираться  на важнейшие показатели конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
       4) важнейшие показатели должны  быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
       5) показатели должны быть состыкованы  со всеми разделами плана;
       6) показатели должны отражать все  аспекты финансовой деятельности  фирмы (доходы, расходы, страхование,  ликвидность ценных бумаг и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
       7) проектирование окончательных показателей  должно осуществляться на основе  многовариантных расчетов с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, эко-логические, экономические и социальные аспекты деятельности фирмы /8.с321/.
       На  эффективность и соответственно конкурентоспособность товара прежде всего оказывают влияние четыре фактора: себестоимость, качество товара, качество сервиса и затраты у потребителя. Ориентация любой деятельности на потребителя требует уточнения приоритетов: 1) сначала нужно повышать качество товара; 2) потом снижать затраты у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условий его применения); 3) в последнюю очередь нужно снижать себестоимость товара.
       Чтобы одновременно повышать качество и снижать  затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функционально-стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование). Поскольку в современной товарно перенасыщенной экономике конкурентная борьба – борьба за рынки сбыта то, достижение выигрыша может быть обеспеченно путем снижения затрат на продукцию и соответственно снижение цен /12 с.89/.
       Нормативы конкурентоспособности организации  определяются, как правило, путем сравнения своих показателей с аналогичными показателями конкурентов. Поэтому необходимо формировать список конкурентов, препятствующих реализации целей организации, с использованием различных приемов выбора конкурентов.
       1. Выбор ближайших конкурентов. В список входят конкуренты, производящие аналогичную продукцию, объем реализации, которой в натуральном и стоимостном выражении ближе всего к соответствующим значениям рассматриваемого предприятия. Такой подход наиболее продуктивен при большом количестве конкурентов, когда на рынке господствует преимущественно монополистическая конкуренция. В этом случае выводы будут касаться текущих, позиционных преимуществ. Их нельзя распространять на отдельную перспективу и тем более строить на их основе стратегические планы. В то же время в условиях олигополии приоритетным конкурентом может быть одно предприятие. В такой ситуации успех конкурента однозначно отрицательно скажется на деятельности анализируемого предприятия, и наоборот. Таким образом, изучение приоритетного или главного конкурента может дать необходимую и достаточную информацию для поиска мер противодействия, как в тактическом, так и в стратегическом аспекте.
       2. Выбор более мощных конкурентов. Выбираются предприятия более мощные в финансовом отношении, рыночная доля которых выше. Обычно это предприятия, определяющие характер конкурентной борьбы и имеющие явные конкурентные преимущества. Изучение данных конкурентов позволяет строить модели наиболее эффективного конкурентного поведения на рынке и разрабатывать средства их реализации (имитация, поиск новых путей, конфронтация с лидером и т. д.).
       3. Выбор конкурентов, обладающих значительной суммарной долей на рынке. Как правило, это наиболее представительная часть предприятий (суммарная доля рынка более 50%), определяющих основные тенденции и традиции данного товарного рынка. Анализ на основе такой базы более полный и трудоемкий, чем во втором случае. Он позволяет детализировать выводы относительно конкурентных преимуществ для различных конъюнктурных ситуаций и разрабатывать широкий спектр действий как атакующего, так и оборонительного характера.
       4. Выбор всех действующих конкурентов в рамках географических границ рынка дает возможность провести системный анализ конкуренции в отрасли за счет полноты и представительности состава рассматриваемых объектов. Результаты анализа могут использоваться для определения стратегических конкурентных преимуществ.
       5. Выбор всех возможных конкурентов. Помимо действующих предприятий в эту группу входят и потенциальные конкуренты, которые могут в ближайшей перспективе появиться на анализируемом рынке /11 с.269/.
       Таким образом, в состав нормативов конкурентоспособности организации рекомендуется включать следующие интегральные показатели:
       1) конкурентоспособность факторов  внешней среды организации;
       2) конкурентоспособность компонентов  входа организации (информация, сырье, материалы, комплектующие изделия, новое оборудование, вновь поступающий в организацию персонал и т. п.);
       3) конкурентоспособность персонала;
       4) конкурентоспособность применяемой  технологии, оборудования;
       5) конкурентоспособность систем управления;
       6) уровень комплексного развития  организации;
       7) эффективность использования ресурсов;
       8) конкурентоспособность выпускаемых  товаров организации;
       9) параметры рынка и конкурентоспособность  приоритетных конкурентов.
       Все перечисленные девять интегральных показателей (факторов) конкурентоспособности организации фокусируются на ее выходе — в конкурентоспособности товаров, на основе которых рассчитывается конкурентоспособность организации. Без выполнения работ по стратегическому маркетингу невозможно существенно повысить конкурентоспособность различных объектов. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов /13 с.128/.
       1.2 Методы оценки  конкурентоспособности  организации
       Конкурентоспособность предприятия следует определять как систему и выделять конкретные условия ее функционирования, предполагая, что на каждом этапе имеется свой оптимальный критерий. Чтобы исключить противоречия между показателями в процессе проверки по разным критериям, необходимо разработать систему предпочтительности одних показателей другим. Обычно при этом выбираются глобальный и локальный, внешний и внутренний критерии оптимальности. Локальный критерий дает представление об эффективности использования отдельных конкурентных позиций и их развития как отдельного элемента. Внешний критерий оптимальности должен оценивать эффективность конкурентоспособности данного уровня с позиции самосохранения и дальнейшего развития предприятия. Внутренний критерий направлен на оценку подсистем конкурентоспособности предприятия, характер их воздействия на вектор развития конкурентоспособности. Таким образом, существуют предпосылки создания целевой функции, способной объединить все критерии по принципу оптимального управления конкурентоспособностью предприятия. Оценка результатов деятельности предприятия основана на рассмотрении уровня и динамики показателей эффекта и эффективности, отражающих успешность деятельности конкретного предприятия на фоне конкурентов /14 с.25/.
       Изучение  конкурентов и условий конкуренции  в отрасли требуется предприятию для того, чтобы определять свои преимущества и недостатки и разрабатывать собственную стратегию успеха и поддержания конкурентного преимущества. Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
       Оценка  конкурентной позиции предприятия  на отраслевом рынке позволяет:
    разработать меры по повышению конкурентоспособности;
    выбрать партнера (партнеров) для организации совместного выпуска продукции;
    привлечь инвестиции в перспективное производство;
    составить программы выхода предприятия на новые товарные рынки сбыта и др.
       Достижение  поставленной цели возможно при наличии  оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности /15 с.295/.
       Среди наиболее известных методов можно отметить матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой». Его основу составляет анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара (услуги). В прямоугольной системе координат строится матрица: по горизонтали откладывается темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали — относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Однако применение этого метода не включает проведение анализа причин происходящего, что осложняет выработку управленческих решений.
       Заслуживает внимания также метод, основу которого составляет оценка товара (услуги) предприятия. Исходная позиция метода — конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик: 

       Кт  = К/Ц,                                                                                                     (2) 

   где Кт — показатель конкурентоспособности товара;
       К — показатель качества товара;
       Ц — показатель цены товара.
       Показатели  качества могут измеряться различными способами, например, по гарантированному сроку наработки технически сложного изделия на отказ, износостойкости тканей, сроку продолжительности действия лекарственного препарата. Чем больше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя. Достоинством этого метода по сравнению с другими является то, что он учитывает наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия,— конкурентоспособность товара. Как недостаток следует отметить отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает других аспектов деятельности предприятия /16 с.47/.
       Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов — ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. Метод построен на анализе четырех групп показателей конкурентоспособности предприятия.
       1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия:
    издержки производства на единицу продукции в рублях (валовые издержки / объем выпуска продукции), которые отражают эффективность затрат при выпуске продукции;
    фондоотдача в стоимостном выражении (объем выпуска продукции/ среднегодовая стоимость основных фондов), которая характеризует эффективность использования основных производственных фондов;
    рентабельность товара (прибыль от реализации * 100 % / полная себестоимость продукции), которая показывает степень прибыльности производства товара;
    производительность труда в стоимостном выражении на человека (объем выпуска продукции / среднесписочная численность работников), которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.
       2. Показатели финансового положения предприятия:
    коэффициент автономии (собственные средства / общая сумма источников финансирования), который характеризует независимость предприятия от заемных источников;
    коэффициент платежеспособности (собственный капитал / общие обязательства), который отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и оценивает вероятность банкротства;
    коэффициент абсолютной ликвидности (денежные средства и быстро реализуемые ценные бумаги / краткосрочные обязательства), который отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств;
       коэффициент оборачиваемости оборотных средств (выручка от реализации продукции / среднегодовой остаток оборотных средств), который характеризует эффективность использования оборотных средств за время, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения.
       3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:
    рентабельность продаж (прибыль от реализации * 100 % / объем продаж), которая характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность ценовой политики;
    коэффициент затоваренности готовой продукцией (объем нереализованной продукции / объем продаж), при увеличении свидетельствует о снижении спроса;
    коэффициент загрузки производственной мощности (объем выпуска продукции / производственная мощность), который характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта;
    коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (прирост прибыли от реализации / затраты на рекламу и стимулирование сбыта).
       4. Показатели конкурентоспособности товаров:
    качество товара, оцениваемое методами квалиметрии и определяемое как его способность удовлетворять потребности в соответствии с назначением;
    цена товара /17 с.78/.
      Каждая  группа показателей оценивает определенное направление деятельности предприятия. Рассматривая их вместе, можно получить полное представление об эффективности управления производственным процессом, экономичности производственных затрат, рациональности эксплуатации основных фондов, совершенстве технологии изготовления товара, способности предприятия расплачиваться по своим долгам, возможности стабильного развития в будущем, об эффективности ценовой политики и управления сбытом, о качестве товара. Качественное состояние основных фондов и их расширенное воспроизводство на основе внедрения научно – технических достижений так же является важнейшим условием повышения конкурентоспособности предприятия. /18 с. 5/
      Вспомогательные методы анализа конкурентных преимуществ SWOT – анализ.
      При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT -анализ (рисунок 1).
                                
       Внутри фирмы
      
      
       Вне фирмы 
 

Рисунок 1 - Схема применения SWOT –анализа 

       Идея SWOT – анализа заключается в следующем: а) применение усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
       SWOT - анализ лучше разбить на ряд этапов.
       На  первом этапе SWOT -анализа глубоко изучаются силы – конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:
       - патентоспособность выпускаемых  товаров;
       - цена товаров;
       - прогрессивность технологии;
       - квалификация кадров;
       - стоимость ресурсов, применяемых фирмой;
       - возраст основных производственных фондов;
       - географическое расположение фирмы;
       -  инфраструктура;
       - система менеджмента (в том  числе маркетинга);
       - сила конкуренции на входе  и выходе системы менеджмента фирмы.
       На  втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на нулевом уровне - комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на первом уровне — полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на втором уровне - конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются логичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы
       На  третьем этапе  SWOT-анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме своевременного предотвращения убытков от них.
       На  четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.
       На  последнем, пятом, этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы /19.с.187/.
       1.3 Факторы повышения  конкурентоспособности
       Как известно, прибыль представляет собой  разность валового дохода и валовых издержек. Или, другими словами, сумму всех денежных поступлений, полученных в результате деятельности компании, за вычетом тех расходов, которые эта деятельность потребовала. Фирма-производитель добивается высокой конкурентоспособности своей продукции, способствуя получению институциональным потребителем прибыли.
       Прибыль может быть увеличена за счет двух факторов: либо путем снижения издержек, либо с помощью повышения дохода.
       Издержки потребителя могут быть снижены в результате:
    понижения цены потребляемого товара:
    уменьшения стоимости его доставки, установки, наладки и т.п.;
    сокращения стоимости эксплуатации продукта;
    снижения риска изготовления некачественного конечного продукта. За счет высокого качества комплектующих может быть ослаблена опасность выпуска некачественного продукта и снижены вызванные этим издержки на гарантийный ремонт и замену брака.
       Столь же важное влияние, как издержки на уровень прибыльности фирмы-потребителя, оказывает повышение валового дохода, вызванное использованием данного товара.
       В частности, доход потребителя может  вырасти:
       1) из-за повышения цен на его готовую продукцию в случае, если использованные комплектующие:
    позволили повысить качество;
    дали возможность выпустить принципиально новую продукцию;
    позволили произвести продукт;
    повысили престижность продукции.
       2) из-за роста количества продаваемых товаров (услуг) /20 с.54 /.
       В прямой связи со способами повышения  конкурентоспобности  находятся и два основных метода ведения конкурентной борьбы - ценовая и неценовая конкуренция. Первая из них состоит в том, что конкурирующие фирмы стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Другими словами, при ценовой конкуренции фирмы наперегонки снижают издержки потребителя на приобретение товара, тем самым, увеличивая его прибыль от покупки. А значит, в конечном счете, повышают запас конкурентоспособности своей продукции /21 с.154/.
       На  достижение той же конечной цели ориентирована  и неценовая конкуренция. Но в этом случае фирмы соревнуются не в снижении издержек потребителя, а в повышении потребительской ценности товара. Этого можно достичь очень многими способами: повышением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретного потребителя, созданием принципиально нового вида продукции, улучшением сервиса, активизацией рекламы и др.
       В настоящее время, для того чтобы  фирма была конкурентоспособной, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. Прежде всего, нужно проведение на предприятии технической реконструкции, внедрения новой техники и технологии /22 с.19/.
       Роль  обслуживания при достижении стабильного  конкурентоспособного преимущества для  отдельно взятой торговой точки можно  весьма ясно увидеть в том случае, если торговая фирма предлагает тот же основной продукт, что и конкуренты. Конечно, не только уровень обслуживания создает конкурентоспособное преимущество, фактически существуют наглядные примеры того, когда приобретение того или иного товарного наименования в хорошо укомплектованном высокопрофессиональным персоналом магазине может не быть предпочтительным выбором, если данное торговое предприятие не имеет необходимого покупателю минимума обслуживания за пределами магазина. Торговые фирмы, предоставляющие хорошее обслуживание покупателям, приветствуют покупателей у входа в магазин и обеспечивают готовность всего торгового персонала, помочь покупателям при определении местонахождения требуемого товара и осуществлении выбора товара /23 с.114/.
       Чем разнообразней ассортимент в  магазине, тем выше вероятность совершения покупки – доставки товара по адресу. Также важным является предоставление качественной и достоверной информации о конкурентных преимуществах товара. Введение новинок, так как потребители в основной массе положительно оценивают инновации  в производстве и ассортименте товаров, в сфере услуг /24 с.26/.
       Резкое  усложнение условий сбыта и обострение конкуренции привели к тому, что  в настоящее время реклама  стала фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем достижение превосходства на рынке путем внедрения технических новшеств или снижение себестоимости продукции. Реклама оказалась практически единственным сильны инструментом воздействия на рынок. Реклама является каналом распространения информации о новом товаре на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним. Это один из самых сильных способов неценовой конкуренции /25 с.63/.
       Устойчивое  конкурентное преимущество имеет место, если у предприятия хорошая репутация, это дает предприятию превосходство над конкурентами и содействует повышению выгоды для клиентов, а так же является специфическим, трудно имитируется или заменяется и в то же время рационально эксплуатируется /26 с.107/.
       Один  из методов неценовой конкуренции  является использование известной марки. Создание внешних, субъективных преимуществ товара обеспечивающегося имиджем товара, который строится с помощью марочной политики, дизайна, упаковки и соответствующих мероприятий по продвижению /27 с.166/.
       Вплоть  до послевоенного периода из двух методов конкуренции заметно преобладал ценовой. В настоящее время ситуация изменилась и на первые роли вышла неценовая конкуренция. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, важнейшими субъектами конкуренции стали крупнейшие корпорации. Ценовые схватки между ними оказались невыгодными для всех участников. Дело в том, что каждая из крупных фирм обладает значительными финансовыми ресурсами и может долгое время продавать товары по заниженным ценам. Когда ценовая война, наконец, заканчивается и победитель, и побежденные бывают настолько истощены, что находятся на грани (или даже за гранью) банкротства /28 с.119/.
       Во-вторых, в условиях современной высокоразвитой экономики резко усложнились запросы потребителей. Это открыло простор для неценовой конкуренции - рынок начал благожелательно принимать многочисленные и разнообразные вариации товаров, стало возможным привлекать потребителей повышенным качеством, какими-то особыми свойствами товара и/или услуги и т.п.
       В-третьих, выяснилось, что затраты на неценовую конкуренцию при правильном подходе обходятся фирме дешевле, чем расходы на конкуренцию ценовую. Действительно, снижение цен ниже оптимального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Скажем, хороший рекламный ролик может стоить ровно столько же, сколько плохой. Преимущество первого над вторым вполне может быть достигнуто не за счет более дорогостоящих технических приемов съёмки, а за счет лучшей идеи фильма, большей его доходчивости и т.д., то есть фактически бесплатно. То же самое касается улучшений товара: незначительное и потому недорогое изменение конструкции, если оно хорошо задумано, может сделать товар более удобным для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности будет достигнут без больших издержек.
       Из  сказанного, разумеется, не следует, что  неценовая конкуренция осуществима вообще без затрат - хорошая реклама или высокое качество тоже стоят немалых денег. Но поле маневра у фирмы в этом случае шире, чем при конкуренции ценовой. Всегда есть надежда победить конкурента не лобовой атакой, расходуя на борьбу все больше денег, а с помощью лучших идей, более эффективного использования сильных сторон своей продукции.
       Наконец, в-четвертых, в наше время ценовая конкуренция в большинстве стран, включая и Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, то есть цена не может опускаться ниже себестоимости.
       Несмотря  на возрастание роли неценовой конкуренции, конкуренция ценовая не исчезла полностью. В своих традиционных формах она чаще всего проявляется в тех отраслях, где идет быстрое снижение издержек (например, в производстве компьютеров), а также в международной торговле. Чаще же она реализуется в форме скрытых изменений цен, скажем, путем предоставления разнообразных скидок при выполнении клиентом определенных условий /20 с.57/. 
 
 
 
 
 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИП КОЛОТОВА Б.А. 

       2.1 Краткая характеристика предприятия
       Индивидуальное  Предприятие Колотов предприятие, действующее в сфере нематериального производства, занимается розничной и оптовой продажей фото товаров (альбомы, рамки, батарейки), а также оказанием услуг по проявке фотопленки и печати фотографий. По количеству видов производимых услуг предприятие является специализированным. Образованно предприятие в 1997 году в г. Благовещенске.
       Фирма имеет договора с представительством фирмы «Кодак» в Дальневосточном регионе на дистрибуцию её товаров. Одно из новых направлений работы предприятия – продажа цифровой фототехники, цифровая фотопечать. Данное направление является наиболее быстроразвивающимся.
       Предприятие имеет свой оптовый склад и  торговые площади, на которых производится продажа товаров непосредственно потребителям. Большинство торговых площадей находится в собственности, что значительно сокращает затраты предприятия на аренду торговых площадей. Все торговые площади находятся в крупных магазинах города.
       Владельцем  данного предприятия является Колотов Б.А. Фактически, предприятие входит в холдинг компаний принадлежащих владельцу и специализируется на оптовых продажах. Так же предприятие развивает и розничную сеть.
       Подавляющую часть продукции ИП Колотова Б.А. составляют продажи фототоваров, а также различные фотоуслуги. При этом, доля реализации остальных товаров невелика. Реализация услуг является основным видом деятельности.
       Изменение организационно-правовой формы с  момента основания предприятия не проводилось. Главным событием в жизни предприятия является открытие центра цифровой фотопечати на территории Амурской ярмарки в 2004 году. Установлена цифровая машина Noritsu QSS-3001 Digital для печати фотографий с фотопленки и цифровых носителей.
         Покупателем предлагаются следующие  виды услуг:
    обработка и печать фотографий с цифровых носителей;
    запись с карт памяти на CD;
    сканирование пленок и запись на CD;
    создание календарей и тематических рамок;
    сканирование и печать фотографий;
    изготовление виньеток;
    фотомонтаж;
    ретушь;
    восстановление старых фотографий;
    оцифровка видео;
    проявка пленки.
       Розничные точки ИП Колотова Б.А. предлагают широкий ассортимент фототоваров, который постоянно обновляется:
    фотопленка для простых и профессиональных фотоаппаратов;
    батарейки всех типоразмеров, в широком ценовом диапазоне  всех ведущих марок (Duracell, Kodak, Sanyo, TDK, и так далее);
    фотоальбомы вместимостью от 36 фотографий до 600 фотографий, в различном тематическом исполнении, изготовленные из различного материала (винил, кожа, кротон, ткань), более 150 видов стоимостью от 15 рублей до 2700 рублей. Предприятие является официальным представителем в нашей области по продаже фотоальбомов Henzo, Millennium;
    фоторамки размером от 3?4 сантиметров до 70?90 сантиметров, широкая цветовая гамма, ценовой диапазон от 10 рублей до 550 рублей, материал изготовления – метал, дерево, пластик, стекло и т.д.;
    пленочные фотоаппараты, автоматические от 450 рублей до 4500 рублей, полуавтоматические от 150 рублей до 570 рублей;
    аккумуляторы различной емкости;
    зарядные устройства для аккумуляторов;
    аксессуары к фото и видео технике (штативы, чехлы, сумки, карты памяти, фильтры к объективам, наборы для чистки оптики, фотовспышки);
    цифровые фотоаппараты.
       Такой же ассортимент предлагается оптовым покупателям. Цена на товар оговаривается индивидуально.
       Предприятие расположено в г. Благовещенске, однако предприятие имеет торговые точки во многих городах Амурской области, а также в большинстве районных центров. Центральный офис предприятия находится по адресу: г.Благовещенск, ул.Гражданская, 121.
       За  период интенсивного развития предприятия  произошел значительный рост количества работников. В период с 1997 по 2006 в состав фирмы были приняты более 100 новых работников.
       Обучение принимаемых сотрудников производится во время испытательного срока. Постоянно работающие сотрудники обучаются без отрыва от производства. Обучение организуется сотрудником, передающим работу под контролем кадрового сотрудника. Средний размер заработной платы – около 6 тыс. руб.
       Непосредственное  управление организацией производится генеральным директором. Структурная схема ИП Колотова Б.А, представлена в приложении А. Каждое структурное подразделение, имеет положение о подразделении (отделе), на основании которого производит свою непосредственную деятельность. Внутри отделов обязанности регулируются должностными инструкциями, составляемыми начальниками этих отделов.
       При приеме на работу с работником заключается  договор, согласно которому происходит непосредственная деятельность нанимаемого работника.
       Организационная структура построена по линейно-функциональной модели представленной в приложении А.
       Целеуказание  на предприятии осуществляется владельцем предприятия Колотовым Б.А. и директором Урмановым В.А.
       Основным  методом определения целей являются перспективное планирование.
       Задачи  на текущий плановый период формируются  исходя из параметров цели. К постоянным задачам относятся :
    контроль качества предоставления услуг;
    контроль доли рынка;
    сохранение и увеличение рентабельности производства.
К тактическим задачам предприятия относятся :
    внедрение новых технологий;
    расширение сети;
    формирование положительного имиджа.
       Система планирования имеет двухступенчатую  структуру:
       1) формирование согласованных с предприятием-поставщиком ООО «Кодак» г. Москва объёмов и ассортимента продаваемой продукции на плановый год;
       2) планирование объёмов продаж прочих товаров и услуг.
       Планированием занимается специалист отдела бухгалтерского учета. В его функции входит:
    анализ текущего состояния рынка товаров;
    определение объёма потребности в том или ином товаре;
    определение потребности в средствах, необходимых для удовлетворения спроса на товар;
    анализ возможности удовлетворения спроса на товар через торговые точки предприятия;
    анализ результатов деятельности предприятия по продажам ассортимента товаров.
       Плановое  задание на год устанавливается  приказом директора, и доводится до подразделений, непосредственно занимающихся сбытом продукции.
       Миссия  предприятия - доступные товары и  услуги для каждого.
       Основной  целью предприятия является удовлетворение спроса на фотографические и смежные услуги.
       В конкурентной борьбе предприятие ставит себе следующие цели:
       1) упрочение конкурентных позиций среди предприятий, занимающихся фотоуслугами, увеличение доли рынка;
       Ввиду того, что предприятие владеет  наибольшей долей рынка фотоуслуг, выход на этот рынок даже небольших конкурентов может уменьшать  долю прибыли предприятия. Соответственно, необходимо предпринимать меры по удержанию лидерства по доле рынка.
       2) технологическое лидерство на рынке;
       Выход к массовому потребителю цифровых технологий требует постоянной заботы о соответствии возможностей предприятия потребностям потребителей.
       3) диверсификация деятельности.
       Рынок фотографических услуг, не подвергаясь сильным изменениям, не является широким рынком. Выход на рынок Амурской области предприятий из других регионов (например, из Хабаровского края), может сильно повредить бизнесу. Поэтому, предприятие в настоящий момент занимается продажами розничных товаров – видеокассет, компакт-дисков, батареек и подобной продукцией, что страхует её от неблагоприятного развития событий.
       Задачи  предприятия:
       1) выведение на рынок новых видов фотоуслуг – цифровой фотопечати, услуг по индивидуальному обслуживанию клиентов по запросу (кадрирование, восстановление и прочее);
       2) соблюдение низкого уровня цен на услуги и товары, как для традиционных услуг, так и для новых услуг;
       3) повышение качества обслуживания.
       Стратегический  выбор фирмы заключается в  следующем:
       1) охват рынка производится интенсивной стратегией, нацеленной на увеличение количества торговых точек;
       На  сегодняшний день сбыт продукции  предприятия производится через две розничных сети – собственную сеть точек продаж и сеть партнеров по бизнесу. Общее количество точек продаж – более 10 по Благовещенску и более 8 – по области.
       2) сегмент рынка – услуги и недорогие сопутствующие товары для всех слоев населения и товары.
       3) ресурсная стратегия предприятия опирается на использование собственных средств. При этом в части населённых пунктов предприятие имеет собственные здания, в которых располагаются магазины и точки продаж фототоваров и услуг.
       4) стратегия ценообразования – издержки плюс прибыль.
       5) по каналам распространения товаров фирма выбирает канал 2-го уровня. Это связано с тем, что основные потребители предприятия – розничные покупатели, обслуживаются в торговых точках, расположение которых обусловлено потребностями рынка. Такая форма организации сбыта, хороша тем, что при относительно небольших капиталовложениях позволяет организовать массовость доведения услуги до клиентов, а также сэкономить на дорогостоящей технике печати фотографий.
       6) рекламная поддержка продукции предприятия осуществляется основным поставщиком – ООО «Кодак». Значит, предприятие тратит средства на рекламу только по тем направлениям, которые развивает самостоятельно.
       7) стратегия роста предприятия основана на интенсивной диверсификации. На сегодняшний момент рынок фотоуслуг может расти только качественно, доля предприятия на нём высока, поэтому руководством было принято решение о диверсификации, с целью увеличения рентабельности капитала.
       Основное  направление капиталовложений предприятия  – приобретение коммерческой недвижимости в городах Амурской области. На сегодняшний  момент предприятие владеет зданиями в Благовещенске, Белогорске, Свободном. При покупке предприятия оно перепрофилируется под многоотраслевой торговый центр.
       2.2 Анализ финансовых результатов предприятия
       Динамика  развития предприятия за 2004-2006 годы, представлена в таблице 1. Индивидуальные предприниматели освобождены от составление баланса, а также подачи отчета о прибыли и убытках в налоговые органы. Но для учета и отслеживания динамики работы предприятия он составляется.
       Предприятие является устойчивым, поэтому в таблице 1 представлены незначительные темпы прироста выручки в 2004 и 2005 годах, а в 2006 году произошло снижение роста выручки вследствие того, что на рынок фотоуслуг вышел новый конкурент с более низкими ценами на услуги. В плане прибыли предприятие работает устойчиво, не смотря на небольшие снижение прибыли в 2005 году, это произошло из-за высокой себестоимости  некоторых товаров.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.