На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, источники, элементы и показатели предпринимательского дохода

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Омский  государственный университет путей  сообщения  (ОмГУПС) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа по микроэкономике:
«Понятие, источники, элементы и показатели предпринимательского дохода». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:
                    студентка группы 50 А
                    Филицына  Е.В.
                    Руководитель:
                      Ломова  Е.А. 
                     

                                                        

                                                          Омск  2010
 

      СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
1. Понятие,  виды и источники предпринимательского  дохода……………….…4
      Понятия дохода и прибыли, их виды…………………………..4
      Источники доходов……………………………………………...7
      Проблема предпринимательского дохода в трудах великих экономистов…………………………………………………………...11
    Состав дохода предприятия, показатели рентабельности…………………..15
      Состав прибыли предпринимателя…………………………......15
      Состав дохода предприятия…………………….........................16
      Система показателей рентабельности………………………….20
      Внешние и внутренние факторы хозяйствования предприятия………………………………………………………………….....23
      Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения…………………………………………………………...…...26
     Заключение…………………………………………………………………...29
     Библиографический список…………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 
 

       Актуальность темы исследования настоящей работы заключена  в важности для экономики таких понятий как предпринимательский доход и источники экономической прибыли.
       Доходы  играют очень важную роль в жизни  каждого человека, потому что являются непосредственным источником удовлетворения его неограниченных потребностей, одним из источников дохода населения является доход от предпринимательской деятельности, который мы и будем рассматривать в данной работе. Мировая практика показывает, что предприниматели - это тот локомотив, который вытянул многие страны из экономического кризиса, решил или снизил остроту социальных проблем.
       В условиях переходного состояния  и формирования рыночных отношений в России, происходит образование класса предпринимателей: он является на данном этапе исторического развития основным, вбирает в себя многие потребности и интересы современного общества. Что же касается специфических черт российского предпринимательства, то они затрагивают не только социальные, но и экономические сферы развития предпринимательской деятельности, где приоритетным становится желание извлечь максимальную прибыль при минимальных затратах в основном посредством коммерции и посреднических услуг. Прибыль предпринимателя, её виды и источники будут главным объектом исследования и изучения в нашей работе.
       Целью данной курсовой работы является анализ понятия предпринимательского дохода. Из цели работы вытекают задачи:
    Рассмотреть содержание предпринимательской деятельности и её экономической сущности.
    Охарактеризовать понятие предпринимательского дохода и его формирование.
    Выявить виды источников получения предпринимательского дохода
    Исследовать механизм распределения доходов и получение прибыли предпринимателя.
    Выявить факторы, влияющие на величину прибыли.
    Проанализировать проблемы связанные с развитием предпринимательской деятельности.
       Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
       Тема  предпринимательского дохода достаточно хорошо освещена в современной экономической литературе и широко дискутируется в прессе. При подготовке данной работы в основном использованы материалы из специализированной экономической литературы по предпринимательству.
 

       1. Понятие, виды  и источники предпринимательского  дохода.
1.1. Понятия дохода и прибыли, их виды 
 

       Предпринимательский доход нужно рассматривать, с  одной стороны, как итоговый результат распределения прибыли предприятия, с другой — как вознаграждение за проявленные предпринимательские способности.
       Под предпринимательским доходом сначала понимали часть прибыли, остающуюся в распоряжении функционирующего капиталиста после уплаты процента за взятый в ссуду капитал. С развитием кредитной системы деление прибыли на процент и предпринимательский доход приобрело всеобщий характер независимо от того, получена она от использования собственного или заемного капитала. В отличие от ссудного процента предпринимательский доход не является наперед заданной величиной и зависит от того, как конкретный предприниматель хозяйствует. Количественно предпринимательский доход получается как остаток после вычета из валовой прибыли ссудного процента, налогов и других платежей в бюджет. Положением налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются:
       1.Выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
       2.Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права.1
       Предпринимательский доход функционирующих предпринимателей различен по величине, методам получения, направлениям использования. Так, на предприятиях разных форм собственности формирование предпринимательского дохода различно в связи с разграничением капитала-функции и капитала-собственности. Когда собственник капитала одновременно выступает в роли предпринимателя собственного производства, предпринимательский доход формируется достаточно понятно. Но  если собственник капитала и предприниматель — разные лица, то возможны два варианта. Владелец капитала передает функцию управления производством и сбытом менеджерам и определяет им жалование. Доход предпринимателя выступает как плата за монополию собственности на капитал. Менеджер осуществляет капитал-функцию и несет ответственность за функционирование предприятия. "Собственник капитала может отдать капитал под определенный процент (обычно выше банковского) предпринимателю для организации им собственного дела. Как правило, в данной ситуации предпринимательский доход выше в силу реализации личного интереса предпринимателя. В данном случае он выступает в виде вознаграждения за проявление инициативы в функционировании производства, внедрение инноваций, производство нового продукта, принятие решений по управлению фирмой и ответственность за риск.2
       В общем виде виде прибыль (profit) - определяется как разность между совокупной выручкой {total revenue) и совокупными издержками (total cost) :
       TR —ТС =  ? ,         (2.1)
       где TR (total revenue) — совокупная выручка (доход);
       ТС (total cost) — совокупные издержки;
       ? (profit) — прибыль.
       Однако  сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль (см. рис.1.1).
       Рисунок 1.1.
       
       Рис. Структура выручки предпринимателя
       Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путем вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объема реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурса, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.
             Экономические издержки позволяют понять различие между  подходами бухгалтера и экономиста к оценке деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельности фирмы экономиста, наоборот интересуют перспективы деятельности фирмы, её будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.
       Для более детального анализа экономической  деятельности фирмы введём понятия совокупного, среднего и предельного дохода (выручки).
       Совокупный  доход (total revenue-TR)- это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:
             (1.2)
       Где TR (total revenue)-совокупный доход;
       P (price)- цена;
       Q (quanity)- проданное количество благ.
       Средний доход (average revenue- AR)- доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:
           (1.3)
       Предельный доход (marginal revenue- MR)- приращение дохода, которое возникает за счёт бесконечно малого увеличения выпуска продукции:
 (1.4)
       Если  отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси ординат- совокупную выручку(доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала координат:
       Рисунок 1.2.
       
Согласно  графику:
(1.5)
       В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Для фирм цена складывается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель. Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукта Q, а на оси ординат- цену P, то их взаимосвязь изображается прямой параллельной оси абсцисс. С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.
       Рисунок 1.5.
       
       Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия равновесия для отдельной фирмы: пересечения кривой предельного дохода с совокупной выручки показывает равновесный объём производства при данной цене.3
       Рисунок 1.6.
         

       1.2. Источники доходов 
 

     На  протяжении всей своей деятельности предпринимателю приходится осуществлять инвестиции, объемы, характер и источники которых зависят от периода деятельности.
     Для организации предпринимательского бизнеса на его начальной стадии приходится осуществлять первоначальное вложение капитала. Выделяют стартовый капитал, представляющий собой сумму первоначального капитала и текущих расходов на начальной стадии производства. Стартовый первоначальный капитал расходуется на регистрацию предприятия, открытие банковского счета, покупку здания или права на его аренду, ремонт или перестройку здания, покупку машин, оборудования, приборов, патентов, лицензий.
     Текущие же расходы включают: покупку сырья  и материалов, арендную плату, зарплату, отчисления в социальные фонды и пр.
     Таким образом, стартовый капитал отражает потребность предпринимателя в основном и оборотном капитале, направляемом на покупку производственных фондов (основных и оборотных), зарплату и затраты по управлению и другие производственные и непроизводственные расходы.
     Все имеющиеся у предприятия средства представим в виде схемы. 

     
     
     Источники покрытия стартового капитала и пополнения средств предпринимателя могут быть как собственные (внутренние), так и заемные (внешние).
     Соотношение собственных и заемных источников средств определяется двумя видами факторов:
     • объективными — организационно-правовой формой
     предпринимательства, хозяйственной и рыночной конъюнктурой, состоянием и развитием национальной экономики, требованиями государственных регулирующих органов;
     • субъективными:— предпринимательской способностью, положением и личными возможностями предпринимателя.
     К собственным источникам относятся: прибыль от основной деятельности, прибыль от финансовых операций, другие виды доходов, уставной фонд, амортизационный фонд, задолженность покупателям за отгруженные товары, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве и пр.
     К заемным источникам относят: кредиты  и ссуды, устойчивые пассивы и кредиторскую задолженность.
     Первоначальное  формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятий, когда образуется уставной капитал.
     Уставной  капитал — источник основных и  оборотных средств фирмы, формируемый при ее организации. В свою очередь источники формирования
     уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. В России они определены законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В качестве источников могут выступать: акционерный капитал, паевые взносы учредителей, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного капитала показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства. Внешнее финансирование может осуществляться путем получения займов или путем выпуска акций. Финансирование: с помощью; займов представляет собой метод финансирования с использованием ссудных инструментов на рынке ссудных капиталов.
     Кредит  —это форма движения ссудного капитала, т. е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возвратности и прибыльности.
     Источниками ссудного капитала являются:
     •капиталы рантье, т. е. лиц, не склонных заниматься предпринимательской деятельностью и живущих на проценты;
     •сбережения широких слоев населения; капиталы лиц, меняющих сферу предпринимательской деятельности; бюджетные остатки;
     •свободные  капиталы предприятий; капиталы, переходящие  от предприятия к предприятию в форме товарного кредита;
     •капиталы, образованные за счет выпуска банкнот.
     В целом наличие кредита способствует непрерывности процесса производства, обеспечивает ускорение оборота капитала и увеличивает прибыль предпринимателя. Предприниматели чаще всего пользуются коммерческим и банковским кредитом. В зависимости от длительности пользования кредиты подразделяются на краткосрочные (возврат в течение года) и долгосрочные.
     Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате зарплаты, покупке сырья или продаже готовых товаров. Из краткосрочных наиболее часто встречаются:
     •коммерческий кредит, напоминающий кредит по открытому счету в универсальном магазине, предоставляется одним предприятием другому для оплаты сегодняшней покупки в будущем;
     •займы  у финансовых институтов, например банковский кредит, который является надежным источником для краткосрочных вложений, но имеет свои недостатки: размер может быть ограничен, срок возврата устанавливается банком, система возврата может быть неудобна;
     •займы  у инвесторов, когда крупные предприятия  могут обратиться к своим вкладчикам в поисках средств для краткосрочных целей (например, продав коммерческие бумаги —своего рода долговые расписки корпорации, обязующейся вернуть долги с процентами).
     Источниками долгосрочного финансирования служат: нераспределенная прибыль, продажа акций и облигаций и долгосрочные займы.
     Долгосрочные  займы —это средства, которые будут  использоваться больше года. Они применяются в основном при дорогостоящих покупках оборудования, зданий, развертывании большинства исследовательских работ.
     Наиболее  часто встречается такой вид долгосрочного займа, как закладная, или кредит под обеспечение недвижимостью (землей, зданиями и пр.).
     Многие  крупные корпорации получают дополнительные средства за счет выпуска облигаций. Облигация —это ценная бумага, свидетельствующая о внесении ее владельцем определенной суммы денег, которая должна быть возвращена ему через определенный срок, и дающая право на получение процентов один или два раза в год. Реализация облигаций является удобной для корпорации формой привлечения инвестиций по нескольким причинам:
     •это  тоже кредит, только у общества;
     •как  и в банке, по облигациям платятся проценты чаще всего два раза в год (купонный платеж);
     •длительный срок —обычно 10 лет до погашения (иногда 30 лет). Выпуск облигаций более предпочтителен, чем банковский кредит, но проценты должны быть выше, чем в банке, иначе облигации не будут покупаться. Облигации корпораций представляют собой долговые расписки, продаваемые обычно по номиналу.
     Акционерные общества используют такую форму  привлечения общественного капитала, как выпуск акций. Акция —ценная бумага, свидетельствующая о внесении денежной суммы ее владельцем и дающая право на получение дивиденда, а также участие в управлении данной компанией.
     В отличие от держателей облигаций, которые  являются кредиторами корпорации, акционеры являются ее собственниками. Это дает им возможность принимать участие в голосовании по выборам в совет директоров и распределении доходов.
     Открытая  подписка на акции имеет свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам можно отнести:
     во-первых, способствует сбору средств. Полученные за счет продажи ценных бумаг средства могут быть использованы для расширения и модернизации производственных мощностей, погашения задолженности, диверсификации деятельности и других целей. Первичное размещение ценных бумаг способствует также успеху в будущей деятельности по мобилизации капитала: увеличение собственного капитала эмитента дает акционерной компании возможность привлекать заемный капитал на более выгодных условиях, облегчает доступ к рынкам ценных бумаг для дополнительного предложения акций или долговых обязательств;
     во-вторых, обеспечивает информацию для партнеров  и клиентов;
     в-третьих, стимулирует персонал за счет продажи  акций внутри фирмы;
     в-четвертых, создает возможность использования  акций.
     К недостаткам следует отнести:
     •потери в контроле и гибкости управления; расходы по выпуску и размещению акций;
     •давление рынка (при изменении конъюнктуры);
     •необходимость  подбора компетентной команды для  организации выпуска и размещения акций.
     Финансирование корпораций посредством выпуска новых акций — самый дорогостоящий способ финансирования. Западные компании прибегают к нему в самом крайнем случае, если нет возможности профинансироваться через выпуск облигаций, банковский кредит или даже продажу части имущества. Выпуская акции из-за недостатка средств, бизнесмен теряет пропорционально выпуску долю самостоятельности в управлении.
     Следует помнить, что чем больше используется различных источников
       финансирования, тем большие проблемы  испытывает предприятие в своем росте.4 

1.3. Проблема предпринимательского дохода в трудах великих экономистов 
 

       Прибыль, как важнейшая категория рыночной экономики, является объектом экономической теории. Однако до сих пор продолжаются дебаты об ее сущности, механизме формирования и формах. Рассмотрим проблемы предпринимательского дохода в трудах великих экономистов.
       К. Маркс в «Капитале» представил схему  производства прибавочного продукта или прибавочной стоимости. В процессе производства рабочий создает своим трудом стоимость большую, чем стоимость необходимого продукта. Продукт, произведенный рабочим сверх необходимого продукта, называется прибавочным, а его стоимость — прибавочной стоимостью. По Марксу, эта прибавочная стоимость и является прибылью, а ее источником является неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. Иными словами, в основе марксистской трактовки прибыли лежит эксплуатация наемных рабочих. В прибавочной стоимости присутствуют и эксплуатация наемного труда, и доход на капитал, и плата за землю, и вознаграждение предпринимателя за риск, новаторство и организацию производства. Часть прибыли, получаемой в результате хозяйственной деятельности, является доходом владельца средств производства или предпринимателя как организатора производства. Согласно теории Маркса, предпринимательский доход — превращенная форма прибыли, представляющая собой вознаграждение капиталиста.
       Современная экономическая мысль рассматривает  прибыль как доход на предпринимательскую  деятельность, понимая ее как плату  за риск, новаторство и организацию бизнеса. Объяснения сводятся к следующему:
       • риск. В статичной экономической  системе, характеризующейся неизменностью параметров, неопределенность и риск сведены к минимуму. В такой экономике нет места прибыли. В динамичной экономике будущее всегда неопределенно: могут измениться вкусы потребителей, экономическая конъюнктура, цены ресурсов и пр. Иными словами, такая экономика характеризуется значительной неопределенностью, а предпринимательская деятельность в таких условиях неизбежно сопряжена с риском, который и порождает экономическую прибыль;
       • монопольное положение на рынке. Монополист может контролировать рынок, не допускать на него конкурентов, ограничивать выпуск продукции, способствуя тем самым росту цен. Результатом явится рост экономических прибылей. Здесь необходимо отметить, что предпринимательский доход может как содержать, так и не содержать элементы монопольной прибыли. Иными словами, монопольная прибыль — только часть предпринимательского дохода. Возможность получения монопольной прибыли в рамках предпринимательского дохода является результатом монополии хозяйствования и следствием слабости институциональных отношений в обществе.5
       А. Смит в своих трудах писал: ”Лишь  только в руках частных лиц  начинают накопляться капиталы, некоторые из них, естественно, стремятся использовать их для того, чтобы занять работой трудолюбивых людей, которых они снабжают материалами и средствами существования в расчете получить выгоду на продаже продуктов их труда или на том, что эти работники прибавили к стоимости обрабатываемых материалов”. В этом положении четко выражен исторический процесс возникновения капитализма. Смит говорил, что из созданной трудом и определяемой количеством этого труда стоимости товара рабочему достается в виде заработной платы лишь некоторая часть. Остальная часть добавленной трудом стоимости представляет собой прибыль капиталиста-предпринимателя. В некоторых случаях часть ее он должен отдать в виде земельной ренты, часть - в виде ссудного процента, если использовал заемный капитал.
       Смит  называл прибылью всю разницу  между добавленной трудом стоимостью и заработной платой и в этих случаях имел в виду прибавочную стоимость. В других случаях Смит понимал под прибылью остаток после уплаты ренты, а также процента, и тогда прибылью называл, предпринимательский доход капиталиста.
       Он  решительно отвергал мнение, что прибыль - это просто другой вид заработной платы, которая возмещает труд по надзору и управлению предприятием, и приводил в обоснование своего взгляда убедительные аргументы. Размеры прибыли определялись, по его мнению, не количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению, а размерами употребленного в дело капитала. Кроме того, на многих крупных предприятиях функции надзора и управления передаются наемному управляющему. Смит считал прибыль закономерным результатом производительности капитала и вознаграждением капиталистов за их деятельность, труд и риск.
       Смит  отмечал тенденцию нормы прибыли к понижению, указывал, что прибыль более низка в развитых капиталистических странах. Прямое исчисление нормы прибыли он считал практически невозможным, но предлагал заменить сравнение нормы прибыли во времени и пространстве сравнением ставок ссудного процента. В Англии, писал он, обычно считается, что процент может составлять около половины прибыли. Смит дает следующее объяснение тенденции понижения процента и нормы прибыли: в богатых странах и с ходом экономического развития образуется избыток капитала, который вызывает рост конкуренции капиталов и снижение доходности. Низкий уровень процента и нормы прибыли Смит рассматривал как проявление экономической развитости и здоровья нации.
       Земельная рента.
       Смит  отвергал представление, согласно которому рента есть законная плата, своего рода процент на капитал, когда-то вложенный землевладельцами в улучшение земли. ”Как только земля становится частной собственностью, землевладелец требует долю почти со всякого продукта, который работник может взрастить на этой земле или собрать с нее. Его рента составляет первый вычет из продукта труда, затраченного на обработку земли” Землевладелец требует ренту и за землю, никогда не подвергавшуюся улучшению, и за природные объекты, которые вообще не могут быть улучшены, и даже требует увеличения ренты в том случае, когда улучшение земли произведено арендатором за свой счет. Смит отмечал, что участки земли отличаются как по плодородию, так и по местоположению, и оба различия могут быть причиной образования дифференциальной ренты.
       Смит  характеризовал ренту, наряду с прибылью, как нетрудовой доход, как вычет в пользу землевладельца из стоимости товара. Землевладельцы, указывал Смит, хотят пожинать там, где они не сеяли. Они присваивают то, что произведено чужим трудом.
       Он  определял ренту как излишек  стоимости над заработной платой рабочих и средней прибылью капиталистического фермера. Смит утверждал, что наряду с заработной платой и прибылью она формирует стоимость товара.6
       Предприниматель, изымающий ресурсы из старых комбинаций, должен предложить за них больше, чем было принято раньше, так что издержки его еще более возрастут. За счет чего они будут покрыты и вдобавок будет получен остаточный доход - прибыль? Источником этого дохода Шумпетер считает временное монопольное положение, которое приобретает добившийся успеха предприниматель.7 Он рассматривает здесь два типа новых комбинаций. Первый связан с усовершенствованием производства старого блага и снижением издержек (внедрение новой технологии, использование нового источника сырья, укрупнение фирмы). Второй связан с открытием новых рынков: производство совершенно нового блага или нахождение новых рынков сбыта для блага уже существующего. В обоих случаях процесс можно разделить на три стадии. На первой стадии предприниматель, увидевший возможность новой комбинации, получает кредит, налаживает выпуск и выходит на рынок. Для новых комбинаций первого типа (например, речь идет о внедрении ткацкого станка в текстильной отрасли, где господствует ручной труд) это связано с затратами на то, чтобы «перекупить» факторы производства (хлопок и труд) у прежних производителей. Перед предпринимателями, осуществляющими новые комбинации второго типа, задача стоит более сложная: им надо, кроме того, найти рынок сбыта, на котором данное благо пока не укоренилось. Для этого «вначале его надо навязать потребителям хотя бы даром», чтобы разбудить потребительский спрос. Очевидно, что на этой первой стадии предприниматель не только получит никакого остаточного дохода, но и наоборот -осуществит чистые дополнительные затраты. Окупаться эти затраты начнут лишь на второй стадии, когда предприниматель укрепится на рынке и окажется монополистом (в первом случае на применяемый более дешевый способ изготовления блага, во втором - на его производство как таковое). На этой стадии ему удастся получить монопольный доход: в первом случае за счет более низких, чем у других производителей, издержек, во втором — за счет того, что цены на новое.
       При этом необходимо, чтобы в результате выхода на рынок нашего предпринимателя  цена блага не опустилась слишком  низко, а цена факторов производства, в свою очередь, не поднялась слишком высоко, чтобы поглотить весь выигрыш, полученный от применения более производительной комбинации.
       Благо «некоторое время непосредственно формируются на основе потребительских оценок», а «издержки, которые и здесь состоят из необходимых услуг труда и земли, учтенных по прежним ценам, не имеют в данном случае определяющего значения».
       Наконец, на третьей стадии привлеченные высокими доходами в отрасль приходят конкуренты и временной монополии приходит конец. В результате цены снижаются и вновь сравниваются с издержками, но уже на другом уровне. Чистый доход предпринимателя исчезает, и весь получаемый доход вновь распределяется между собственниками факторов производства.
       Из  новаторской функции предпринимателя Шумпетер выводит не только прибыль, но и процент и даже экономический цикл.
       В настоящее время существует масса  трудов учённых с их теориями о  том кто такой предприниматель, что такое предпринимательский  доход и из чего складывается его прибыль. Однако до сих пор продолжаются дебаты об сущности, механизме формирования и формах прибыли. 

    2.Состав дохода предприятия, показатели рентабельности.
            Состав прибыли предпринимателя
 
 
       Предпринимательский доход включает в себя:
       Во-первых, нормальную прибыль, т. е. нормальное вознаграждение предпринимателю, необходимое для того, чтобы привлечь и удержать его в пределах данного направления деятельности. Нормальная прибыль входит во внутренние издержки фирмы. Если нормальное вознаграждение не обеспечивает устойчивость фирмы, то предприниматель переориентирует свои усилия на более прибыльное направление бизнеса или откажется от роли предпринимателя ради заработной платы в другой фирме.
       С позиции конкурентоспособного предпринимателя  нормальная прибыль зависит от нормальной отдачи на капитал и нормы предпринимательского дохода. По экономической природе прибыль представляет цену выбора производства именно данного товара или услуг. Она должна быть не меньше упущенной прибыли, которую предприниматель мог бы получить, если бы вложил собственный капитал, средства производства, способности в другое производство.
       Во-вторых, доход полученный сверх нормальной прибыли, т. е. экономическую (чистую) прибыль. В условиях конкурентной (статичной) экономики чистая прибыль была бы равна нулю. Под статичной экономикой понимается экономика, не подвергающаяся изменениям, в которой показатели затрат, данные о предложении ресурсов, спросе и доходе являются постоянными. В этом случае экономическая политика цен и производства предсказуема, инновационные изменения не проводятся. В условиях чистой конкуренции чистая прибыль, которая изначально могла существовать в различных отраслях, исчезает в длительном периоде с переливом (оттоком) фирм. В итоге явные и временные издержки в долгосрочном периоде полностью возмещаются, не оставляя предпринимателю никакого остатка в виде чистой прибыли. В условиях чистой конкуренции предприниматели будут производить товар только до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются.
       В динамичной экономике происхождение чистой прибыли связано с неопределенностью, нестрахуемым риском. Последние обусловлены непредсказуемыми изменениями в спросе (доходе) и предложении (издержках) фирмы, в потребительских вкусах. Нестрахуемый риск возникает и из-за циклических изменений, структурных сдвигов в экономике. Эти виды неопределенности являются внешними факторами и не могут контролироваться фирмой. И тем не менее крупные корпорации стремятся избежать риска в связи с неопределенностью рыночной ситуации путем вертикальной интеграции структур с целью гарантированного обеспечения источниками сырья; финансирования капиталовложений с целью уменьшения влияния колебаний рынка капиталов; увеличения расходов на рекламу. Для смягчения последствий экономических колебаний используется государственная антициклическая политика. Все это свидетельствует о том, что предпринимательский доход существенно зависит от внешних факторов.
       Внутренним  фактором, вызывающим колебания предпринимательского дохода, является неопределенность, связанная с инициативой предпринимателя в области инноваций. Внедрение новых методов производства, технологий, источников сырья всегда рискованно, не гарантирует снижения издержек, прироста прибыли и предпринимательского дохода. В условиях конкуренции на рынках сбыта, капитала, сырья, несовершенства законов о патентах инновационная составляющая предпринимательского дохода может носить временный характер. Тем не менее этот источник получения прибыли, дохода является экономически необходимым.8  

     2.2.Состав  прибыли предприятия 
 

       Прибыль как главный результат предпринимательской  деятельности обеспечивает потребности  фирмы и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли  предприятия представляет собой  валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
       Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
       К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменение  государственных регулируемых цен  на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
       Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий.
       В составе валовой прибыли учитывается  прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль  включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.
       Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера.
       В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.
       Наконец, в составе валовой прибыли  отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.
       Подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия  получают от реализации товарной продукции. На прибыль от реализации товарной продукции влияет изменение остатков нереализованной продукции. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем способно реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли фирма должна предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.   
       Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации продукции, является изменение  объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в  конечном счете, тем больше прибыли  получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.
       Вторым, не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение  уровня себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализации, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно – увеличению за счет этого прибыли.
       Фактором, напрямую определяющим величину прибыли  предприятий от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные  цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.
       На  величину прибыли от реализации безусловно влияют изменения в структуре  производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение  прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.
       Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается, как отмечено выше, прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе фирмы, могут от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что, соответственно, скажется на объеме валовой прибыли.
       Отдельной составной частью валовой прибыли  выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У фирмы могут образоваться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации излишних товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки .   
       Что касается реализации излишних основных фондов, то прибыль от этой реализации исчисляется как разница между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.