На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема общения в социальной психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Брянский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Психология
Тема Проблема общения  в социальной психологии
Фамилия студента Кундас
Имя студента Марина
Отчество  студента Сергеевна
№ контракта 02515080709013
 

     Содержание

     Введение  ……………………………………………………………………..…….3
     1 Теоретическое обоснование проблем  общения в социальной психологии...5
      Понятие общения……………………………………………………………5
      Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии……………………………………………………………………………..….7
    2 Некоторые особенности сторон процесса общения…………………………..12
    2.1 Типы  и виды общения………………………………………………………..12
    2.2 Характеристика  основных функций процесса общения…………………..16
    Заключение  ……………………………………………………………………….20
    Глоссарий………………………………………………………………………….22
    Список  использованных источников……………………………………………24
    Приложения……………………………………………………………………….26

     Введение

     Человек – социальное существо, живущее  в условиях взаимодействия и общения  с другими людьми.  Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Взаимодействие – это действия индивидов, направленные друг к другу. Социальная связь – зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить: субъекты связи, предмет связи и механизм регулирования взаимоотношений.
     Прекращение связи может происходить при  изменении или утрате предмета связи  или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта и в виде взаимодействия. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.
     Люди  имеют сильнейшую потребность в  присоединенности – входить с  другими людьми в продолжительные  тесные взаимоотношения, гарантирующие  позитивные переживания и результаты.
     Эта потребность обусловлена биологически-социальными  причинами, она способствует выживанию  человека:
     - наши предки были связаны круговой  порукой, обеспечивающей групповое  выживание (и на охоте, и  при возведении жилищ десять рук лучше одной);
     - социальная связанность детей  и воспитывающих их взрослых  обоюдно повышает их жизнеспособность;
     - найдя родственную душу – человека, который поддерживает нас и  которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми,  защищенными и жизнестойкими;
     - потеряв родственную душу, взрослые  чувствуют одиночество, отчаяние, боль, ревность, гнев, замкнутость в  себе, обездоленность.
     Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как  членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
     Социальный  смысл общения состоит в том, что оно выступает средством  передачи форм культуры и общественного  опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общение с другими людьми.
     В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны. Коммуникативная сторона  общения состоит в обмене информацией  между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, надо согласовать действия, распределить функции и повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
     Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором  происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
     В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения  понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения –  способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т.п.). под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому.
     В процедуре общения выделяют следующие  этапы:
     - потребность в общении (необходимо  сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
     - ориентировка в целях общения,  в ситуации общения.
     - ориентировка в личности собеседника.
     - планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
     - бессознательно (иногда сознательно)  человек выбирает конкретные  средства, речевые фразы, которыми  будет пользоваться, решает, как  говорить, как себя вести.
     - восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
     - корректировка направления, стиля,  методов общения.
     Если  какое-то из звеньев акта общения  нарушено, то говорящему не удается  добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
     Цель  курсовой работы: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.
     Задачи  курсовой работы:
    Изучить разработанность проблемы в психологической литературе.
    Детально проанализировать описание проблем общения в теоретических источниках.
    Выявить основные структурные компоненты общения и его основные функции.
    Определить особенности каждой из функций процесса общения.

     Основная  часть

     1. Теоретическое обоснование  проблем общения  в социальной психологии 

     
      Понятие общения
 
     Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих партнерах (см Приложение А).
     Социальный  смысл общения состоит в том, что оно выступает средством  передачи форм культуры и общественного  опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более  опытными людьми, у него возникают  и развиваются человеческие сознание и речь. Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются него общением с другими людьми.
     В общении выделяют три взаимосвязанных  стороны. Коммуникативная сторона  общения состоит в обмене информацией  между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
     Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором  происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
     В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения  понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения –  способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, мимика, жесты, позы и др.). под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека другому.
     Общение выполняет разнообразные функции:
     - личностно формирующую (общение является необходимым условием для формирования личности человека).
     - коммуникативную (передача информации).
     - инструментальную (общение выступает  как социальный механизм управления  для  каких-либо действий людей,  совместной деятельности, принятия  решений и т.д.)
     - эксперссивную (позволяет партнерам  по общению выразить и понять  переживания, эмоции друг друга, отношения).
     - психотерапевтическую (общение, подтверждение  внимания людей к человеку  является необходимым фактором  для сохранения психологического  комфорта, положительного эмоционального  самочувствия, физического здоровья  человека).
     - интегративную (общение выступает  как средство объединения людей).
     - социализирующую (через общение  происходит усвоение норм культуры  и ценностей определенного общества).
     - функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности).
     Многообразие  функций общения влечет за собой  и разнообразие видов, стратегий  общения.
     Стратегии общения:
     - открытое-закрытое;
     - монологическое-диалогическое;
     - ролевое-личностное;
     Открытое  общение – желание и умение выразить четко свою точку зрения и готовность учесть позицию других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).
     Коммуникация  – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному  пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
     Модель  коммуникативного процесса включает пять элементов: коммуникатор – сообщение (текст) – канал передачи информации – аудитория (слушатель, приемник) – обратная связь. Вообще в процессе речевого взаимодействия происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ – ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
     Одним из наиболее важных моментов в любом  слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника  и создается впечатление, что  он говорит не в пустоту, а с  живым человеком, который слушает  и понимает его. Причем в любом высказывании существует по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этой связи обратная связь тоже может быть двух видов – отражение информации и отражение чувств говорящего.
     Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.
     Общение предполагает передачу информации, а  содержание информации передается при  помощи языка, то есть принимает вербальную  или словесную форму. При этом частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря. При передачи информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, то есть высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято.
     Язык  – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленное высказывание, используемое для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, что и делает возможным общение при помощи языка.
     Отношение передается невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией. Большинство конфликтов возникает при неправильной расшифровке отношения. Часто воспринимают не существо дела, а отношение, и реагируют именно на него.
     При  вербальном общении может использоваться не только устная, но и письменная речь. Она протекает в более медленном темпе, чем устная речь, позволяет многократно обращаться к написанному, дает возможность передачи информации во времени и пространстве, требует более тщательного продуманного и логически оформленного выражения мысли в словах, развернутых предложениях.
     Невербальное  средство общения изучают следующие  науки:
     -кинестика  изучает внешнее проявление человеческих  чувств и эмоций, мимика изучает  движение мышц лица, жестика исследует жестовые движений отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела (позы, осанку, поклоны, походку).
     -такесика  изучает прикосновение в ситуации  общения: рукопожатие, поцелуи,  дотрагивания, поглаживание, отталкивание  и пр.
     -проксемика  изучает расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: 1) интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для нее характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушения интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
     Помимо  взаимной направленности действий людей  при общении наиболее важной характеристикой  его служит для нас то, что каждый участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность, по мнению ученого, может выражаться в том, человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и том также, что партнер воспринимает его при воздействии друг друга. Для общения характерно также то, что каждый участник выступает в его ходе как личность, а не как физический предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев. На этом основании Б.Ф. Ломов утверждает, что общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.
     Таким образом, перечисленные выше особенности  общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация воздействия  в отрыве от других черт общения  приводит к интеракционистской позиции, которая резко объединяет представление  об общении. При чрезмерном акценте на обмене информации как сути общения последнее превращается в коммуникацию - явление, также намного более узкое, чем общение. И, наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности с взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от термина "взаимоотношения" имеет важное принципиальное значение, подчеркивает Я.К. Коломенский. 

     1.2 Научные подходы  к пониманию проблем  общения в социальной  психологии 

     А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения.
     А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно. Информационные подходы были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
     Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.
     Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии).
     Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов.
     Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».
     Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем  (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.
     По  утверждению Г.М. Андреевой, три направления теоретических исследований оказались инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций; а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.
     Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения обусловливают форму общения. Общение – это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.
     Социологическая концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния (с целью социального воспитания) общества на личность. В связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом подходе общение признается важнейшей социальной потребностью и средством развития высших психических функций.
     Н.В. Казаринова подтверждает, что решение  проблемы общения является весьма специфичным  в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного трактования в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», под которым понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю.
     Как утверждает А.А. Бодалев, к средствам общения относятся:
     1 Речь – форма и способ использования языка; система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления должны быть едины для всех говорящих на данном языке. Однако объективное значение слова всегда преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, “субъективный” смысл. Поэтому мы не всегда правильно или точно понимаем друг друга.
     2 Системы паралингвистическая и экстралингвистическая – интонация, эмоциональная выразительность, неречевые вкрапления в речь (например, паузы), которые способны придавать разный смысл одной и той же фразе.
     3 Оптико-кинетическая система знаков – жесты, мимика, поза, визуальный контакт, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Жесты как средства общения могут быть общепринятыми, иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.
     4 Система организации пространства и времени коммуникации. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
     5 Предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары).
     6 Ольфакторные (связанные с запахом).
     Продуктом общения являются образования материального  и духовного характера, создающиеся  в итоге общения (мысли, чувства, убеждения, установки участников общения). Во взаимоотношениях людей основным результатом общения выступает их интеграция либо дезинтеграция.
     Специфика мотивов, целей и выбираемых для их достижения средств и приемов определяет своеобразие стиля общения человека.
     Стиль общения – индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения  человека, проявляющаяся в любых  условиях его взаимодействия с окружающими. В стиле общения находят свое выражение особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или группами, особенности партнера по общению.
     Б.Ф. Ломов выделяет также уровни общения:
     А. Макроуровень – общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями. Этот уровень определяет стратегию общения личности.
     Б. Мезоуровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или  многоразовое.
     В. Микроуровень – простейший акт общения, элемент, клеточка, лежащие в основе других уровней общения.
     Таким образом, теоретические научные  подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в  социальной психологии. Вместе с тем  они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  вышеперечисленные теоретические  подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в  социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    Некоторые особенности сторон процесса общения
 
     2.1 Типы и виды  общения 

     Выделяют следующие виды общения:
     1 «Контакт масок» - формальное закрытое  общение, когда отсутствует стремление  понять и учитывать особенности  личности собеседника. Используются  привычные маски (вежливости, строгости,  безразличия, скромности, участливости  и др.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди не задевали друг друга без надобности, чтобы отгородиться от собеседника.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.