На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Порядок косвенного налогообложения в Японии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

    Введение……………………………………………………………………………...3
    Особенности налоговой системы Японии……………………………………...5

    2. Порядок прямого налогообложения  в Японии………………………………...13 

    2.1. Прямые налоги на доходы физических  и юридических лиц………………..13
    2.2 Налоги на имущество…………………………………………………………..18

    3. Порядок косвенного налогообложения  в Японии……………………………..23

    Расчетная часть……………………………………………………………………..29
    Заключение………………………………………………………………………….34
    Список  используемой литературы………………………………………………38 
 

 


    Введение 

      На  сегодняшний день практически во всех странах мира правительства  стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения. Издревле  налоги являются важнейшим источником пополнения бюджета, выполняя тем самым  фискальную функцию. За такие правонарушения как уклонение от уплаты налогов, несвоевременная уплата налогов  или уплата налогов в неполном объеме, физические и юридические  лица несут различную ответственность: от уплаты штрафов (пени), до уголовного делопроизводства. Необходимо помнить, что нормальное функционирование налоговой  системы возможно только при наличии  крепкой нормативно – правовой базы. Законодательство разных стран имеет  свои особенности, содержит различные  положения, которые обусловлены  ее национальными интересами.
        При всей множественности налогообложения  развитые государства стремятся  к минимизации налогов или,  точнее, к их оптимизации. Это  является основной тенденцией  налоговых политик государств.
      Актуальность  изучения зарубежного опыта заключается  в том, что он вполне применим в  современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. В  качестве примера такого зарубежного  опыта, я решила остановиться на стране “восходящего солнца” - Японии.
      Целью данного проекта являются методы исследования взимания и контроля за уплатой налогов в стране.
        На сегодняшний день современная  Япония наряду с США, Германией,  Великобританией является центром  деловой жизни. В стране расположены  крупнейшие корпорации мира, а  также представлена широкая филиальная  сеть, поэтому будет интересно  рассмотреть вопрос налогообложения  прибылей корпорации, а также  налогообложение доходов физических  лиц. Поскольку страна имеет  небольшую территорию и огромное  количество жителей (в 2000г.  – 126,5 млн. человек), т.е. наблюдается  высокая плотность населения,  необходимо рассмотреть порядок поземельного налогообложения.
      Предметом исследования при рассмотрении данной темы будет изучение механизма функционирования налоговой системы Японии с целью  регулирования налоговых отношений  в обществе.
        Изучая налогообложение в любой  стране важно определить тот  спектр задач, которые необходимо рассмотреть. В первую очередь, необходимо ознакомиться с особенностями налоговой системы страны. А лишь затем можно приступать к рассмотрению конкретных налогов, которые можно разбить либо на 2 большие главы - прямые, косвенные, либо классифицировать иным образом. Рассматривая налоговую систему Японии, будем выделять 2 главы: порядок прямого и косвенного налогообложения в Японии. Кроме того, в рамках прямого налогообложения рассмотрим прямые налоги на доходы физических и юридических лиц, а также имущественное налогообложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности налоговой системы Японии
 
    Действующая в настоящее время налоговая  система Японии сформировалась в 1950-е  годы, претерпев в последующий  период незначительные организационные  и законодательные изменения.
    В Японии более 64 % всех налоговых поступлений  образуется за счет государственных  налогов, остальные — за счет местных  налогов. Значительная часть налоговых  средств перераспределяется через  государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в  местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный  бюджет. Распределение налогов —  это как бы зеркальное отражение  их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные  нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных  функций.
    На  Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения  от уплаты всех общегосударственных  прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и  недвижимость) и косвенных налогов  и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензиновых», «дорожного»  и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные  сборы, относящиеся к компетенции  Министерства финансов.
    Помимо  общегосударственных в Японии взимаются  также и местные налоги: префектуральные  и муниципальные. К первым относятся  налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете  на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым - налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных.
    Особенностью  японской налоговой системы является наблюдаемая в последние годы тенденция к увеличению доли местных  налогов. Так, в 2002 финансовом году (истек  в марте 2003 года) из общей суммы  всех фискальных сборов в 79,70 трлн. иен  местные налоги составили 33,42 трлн. иен. Для сравнения - в 1985 финансовом году эти цифры составляли 64,26 трлн. иен и 23,31 трлн. иен соответственно. Несмотря на это, величина налоговых  поступлений, собираемых на местах, не позволяет местным органам власти надлежащим образом выполнять свои функции и, прежде всего, финансировать  систему образования, общественные работы, сферу социального обеспечения  и другие. В этой связи сложилась  устойчивая практика перераспределения  финансовых ресурсов из госбюджета в  виде ежегодных субсидий, которые  в текущем финансовом году составили 17,39 трлн. иен при общем его  размере 81,78 трлн. иен. Кроме того, государством оплачивается часть внутренних заимствований  префектур в виде облигаций, которая  не может быть погашена за счет их собственных  бюджетов.
    В ходе провозглашенной правительством Дз. Коидзуми бюджетной реформы предусматривается  пересмотреть действующую систему  в сторону сокращения дотаций  центра местным органам власти при  одновременной передаче им ряда полномочий по полному взиманию определенных налогов  на местах и отмене части налоговых  субсидий, идущих, в частности, на погашение  внутренних займов префектуральных  органов власти.
    Согласно  действовавшей ранее практике подготовки законодательных актов по изменению  системы налогового обложения эти  вопросы относились к компетенции  двух организаций - Государственной  налоговой комиссии при премьер-министре и Комиссии по налоговой системе  правящей Либерально-демократической  партии, которые параллельно ежегодно готовили свои рекомендации с тем, чтобы  их предложения могли найти свое отражение при подготовке очередного бюджета. В случае расхождения их мнений по отдельным вопросам правительство  отдавало предпочтение решению партийного органа.
    С приходом к власти правительства  во главе с Дз. Коидзуми к этому процессу в 2002 году был подключен «штаб по проведению структурных реформ» в лице Совета по экономической и налоговой политике, возглавляемого премьер-министром. С появлением «трех игроков» формально были перераспределены и их полномочия. Так, за Советом закреплена задача выработки общих контуров налоговой реформы, за Государственной налоговой комиссией - детальные предложения, а Комиссия Либерально-демократической партии призвана давать политическое заключение по основным вопросам.
    К перечню «законодателей» в налоговой  сфере следует также отнести  и Министерство финансов Японии, которое  также традиционно курирует вопросы  налоговых поступлений, проводя  свою линию через участие в  работе Совета по экономической и  налоговой политике. Национальное налоговое  управление участвует в этих процессах  с начальной стадии подготовки различных  предложений, проводя свое мнение через  Министерство финансов. Подготовленные таким образом административные или законодательные изменения  в налоговой системе рассматриваются  на заседании кабинета министров, и  после утверждения им выносятся  в парламент.
    Необходимость пересмотра действующей налоговой  системы разделяется всеми организациями, вовлеченными в настоящее время  в этот процесс, прежде всего из-за продолжающегося в течение последнего десятилетия сокращения фискальных и иных поступлений в казну. Так, по данным Минфина, в 2002 финансовом году доля общегосударственных налоговых  сборов, а также доходов полугосударственных  предприятий и от продажи госимущества составила всего 52,9% от доходной части  бюджета.
    Такая тенденция сохраняется на протяжении всего 2004 года, что вынуждает правительство и в дальнейшем идти по пути увеличения внутренних заимствований для покрытия расходной части бюджета. В рассматриваемом сейчас проекте генерального счета госбюджета* на 2004-2005 годы, который составит примерно 85 трлн. иен, внутренние заимствования достигнут уже 50% его доходной части, перекрыв тем самым рекордный до этого уровень в 44,6% в 2003-2004 финансовом году. Таким образом, по данным Минфина, кумулятивный долг центрального правительства и местных администраций составит в 2003 г. 686 трлн. иен или 138% ВВП страны (по расчетам ОЭСР -151%).
    В общем объеме общегосударственных  налоговых поступлений в последнее  десятилетие наблюдается тенденция  к увеличению доли косвенных налогов, на которые в 2002 года пришлось 43,3% (в 1990 финансовом году - 26,3%). Основу фискальных сборов составляет подоходный налог -31,8%, корпоративный - 21,6%, налог на наследство - 3,3%, потребительский - 20,7% , «алкогольный» - 3,7%, «табачный» - 1,8%, «бензиновые» -7,5%, «дорожный» - 2,5% и другие.
    При численности населения Японии в 127 млн. человек штатный состав Национального  налогового управления составляет 56466 служащих. В организационном плане  ННУ состоит из центрального аппарата (651 чел. -1,2%), одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой  инспекции о. Окинава и  524  налоговых  инспекций,  где  работает  54974 сотрудника (97,4% от всего штатного состава), а также Налоговый колледж -363 чел. (0,6%) и Национальный налоговый трибунал - 478 чел. (0,8%) с его филиалами, где происходит обжалование правильности начисления налогов. Структурно как центральный аппарат, так и региональные налоговые бюро и инспекции на местах имеют идентичное функциональное построение и представлены тремя основными департаментами (отделами): по налогообложению, сбору налогов, а также по проведению проверок и криминальному расследованию случаев уклонения от их уплаты. По целевому назначению 68% штатных сотрудников занимаются вопросами начисления налогов и прежде всего подоходного, корпоративного и потребительского, 15% - сбором налогов и 17% - управлением и координацией. При этом характерно своеобразное «разделение труда», когда региональные бюро контролируют правильность уплаты налогов крупными компаниями в зоне их ответственности, а налоговые инспекции - малый и средний бизнес на местах, а также подоходный налоги, налоги с наследства, недвижимости и другие.
    В Японии помимо генерального счета бюджета  в качестве существенной его дополнительной части предусмотрены программы  инвестиций и займов на финансирование полугосударственных корпораций и  социальной инфраструктуры из средств  пенсионных, страховых фондов, почтовых сбережений населения. В бюджете  на 2003 финансовый год их размер составил 23,43 трлн .иен.
    Руководство практической работой в сфере  выявления и пресечения налоговых  нарушений на основании «Закона  о контроле за нарушениями в сфере  общегосударственных налогов» возложено  на директора департамента проверок и криминального расследования, в структуру которого входит отдел  аудита, отдел криминального расследования  и отдел по международному сотрудничеству в области расследований. Региональные налоговые бюро имеют аналогичное  построение, и, кроме того, они имеют  в своем штате специальных  следователей, в обязанность которым  вменяется сбор информации и идентификация  потенциальных случаев для криминального  расследования.
    Налоговые инспекции на местах наделены лишь правом выявления нарушений, имея в  своем штатном составе группы аудита физических лиц, корпоративного сектора и в некоторых случаях  группы, занимающихся налогообложение  сферы производства алкогольных  напитков.
    Процедуры проведения криминального расследования  прописаны в вышеупомянутом «Законе  о контроле за нарушениями в сфере  общегосударственных налогов». Согласно его положениям следователи, хотя и  независимы от местных прокуроров, однако не могут арестовывать, в  том числе и для проведения допроса подозреваемого. Как правило, ими практикуются такие методы как: допрос подозреваемых и свидетелей, проверки бухгалтерских учетно-отчетных документов, обыски помещений (при получении  санкции прокурора) с целью получения  и изъятия доказательств. Принимая во внимание необходимость юридического закрепления доказательств наличия  самого дохода, а также умышленного  уклонения от уплаты налогов, поскольку  полученные факты могут быть использованы при судебном разбирательстве, следователи  на практике тесно работают с органами прокуратуры.
    При выявлении лица, в отношении которого имеются подозрения в уклонении  от уплаты налогов, проводится первоначальное расследование с целью фиксации деталей налогового нарушения (способ совершения и сумма). В случае, если результаты этого расследования  установят факт сокрытия от уплаты или то, что уклонение совершено  с помощью обмана (мошенничества), налоговым следователем принимается  решение о необходимости проведения в отношении такого налогоплательщика  криминального расследования. Для  начала официального расследования  следователь испрашивает судебный ордер, для чего предоставляет судье  необходимые для принятия решения  документы. Только получив от судьи  ордер, налоговый следователь полномочен начать всеобъемлющее расследование, в т.ч. и при содействии следователей других налоговых бюро, если этого  потребуют обстоятельства дела. По завершении такого расследования принимается  решение о передаче его результатов  прокурору для возбуждения уголовного дела в суде. Например, в 2001 году по всей Японии было расследовано 212 дел по уклонению от уплаты общенациональных налогов, из которых 151, или 71,2%, было передано в прокуратуру, как имеющее судебную перспективу. Для сравнения в 1985 г. рассмотрено 259 дел, из которых 201 дело, или 77,6%, было передано в прокуратуру.
    Вышеприведенные статистические данные свидетельствуют  об эффективной работе налоговых  органов, опирающихся как на исторически  сложившиеся традиции внедренного  в массовое сознание законопослушания как естественной для подавляющего числа японцев формы социального  поведения, так и на детально разработанную  законодательную базу. Вместе с тем, нельзя не отметить, что налоговое  законодательство Японии достаточно объемно, многие акты отличаются большим числом статей, сложностью норм и терминологии. Разобраться в этих документах во многих случаях под силу лишь служащим налоговых органов и специалистам по налоговым проблемам.
    В помощь налогоплательщику в Японии помимо государственных программ по информированию о требованиях налогового законодательства, предусматривающих  популяризацию этих знаний путем  издания различных брошюр, пособий, проведения семинаров, собеседований, организации «горячих» линий  связи через Интернет и других форм с 1951 года действует институт уполномоченных налоговых консультантов, численностью около 70 тыс. человек, имеющих соответствующие  лицензии. Организационно они объединены в профессиональные ассоциации, тесно  сотрудничающие с ННУ, и на коммерческой основе выполняют всю практическую работу по начислению налогов и подаче документов как юридических, так  и физических лиц в условиях действующего порядка самодекларирования налогов  после подсчета годового дохода налогоплательщиков.
    В целом японская налоговая система  представляется достаточно эффективной. На ее функционирование в 2007 финансовом году из бюджета было затрачено 731,6 млрд. иен, из которых основная часть – 575,4 млрд. иен пошла на денежное содержание служащих, 127,6 млрд. на обслуживание помещений и 16 млрд. на накладные расходы. Таким образом, на сбор 100 иен налогов было затрачено 1,6 иены (в 2000 г. – 1,4 иены, в 2005 г. – 1,26 иены).
    Как видим, местные налоги в местных бюджетах составляют меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии, России, играют отчисления от общегосударственных налогов.
    Достаточно  интересна структура местных  налогов. Приведем ее по данным 2000 г. исходя из указанной выше классификации групп налогов. Из общей суммы местных налогов (33,45 трлн. иен) 18,8 трлн. иен, или 56,2%, приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, которые принесли 10,49 трлн. иен, или 31,4%. И только на третьем месте потребительские налоги — 4,16 трлн. иен, или 12,4% доходов от местных налогов.
    Соотношение общегосударственных налогов несколько  иное, хотя общие тенденции одинаковы. На государственные подоходные налоги приходится 56,5% (почти так же, как  и среди местных налогов), имущественные  — 25% и потребительские налоги — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что существенная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.
    Распределение различных групп налогов между  государством и местными органами управления в Японии приведено в табл. 1.
    Таблица 1. Распределение налогов между  государственными и местными органами управления Японии  

Налоги Всего, трлн. иен В том числе
государственные местные
сумма, трлн.иен удельный  вес, % сумма, трлн.иен удельный  вес, %
Подоходные  налоги 52,74 33,94 64,4 18,80 35,6
Имущественные налоги 25,53 15,05 58,9 10.48 41,1
Потребительские налоги 15,29 11,12 72,8 4,17 27,2
Все налоги 93,56 60,11 64,2 33,45 35,8
   
    По  данным таблицы прослеживается приоритетное положение общегосударственных  налогов и сборов по сравнению  с местными. Повторим, что это  касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений  через государственный бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Порядок прямого налогообложения в Японии 

 
    2.1. Прямые налоги на доходы физических  и юридических лиц 

    Самый высокий доход государству приносят подоходный налог с юридических  и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений.
      Значение налога на доходы физических лиц для государственного бюджета Японии огромно. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, есть подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги.
    Казалось  бы, прямые подоходные налоги очень  высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает  и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного  налога более 30% его доходов.
    Подоходным  налогом облагаются заработная плата, жалованье, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости (сдача в аренду), а также дивиденды, проценты, случайные заработки, пенсии и т. д. Все налогооблагаемые доходы в Японии делятся на десять категорий:
    1. Проценты по вкладам.
    2. Дивиденды.
    3. Доходы от недвижимости.
    4. Доходы от предпринимательской  деятельности.
    5. Заработная плата.
    6. Бонусы.
    7. Выходные пособия, пенсии.
    8. Случайные доходы.
    9. Смешанные, разносторонние доходы.
    10. Доходы от капитала.
    Для большинства из них (кроме процентов  и дивидендов) установлены налоговые  льготы или освобождения от уплаты налогов. Кроме того, независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на проживание, составляющий 3200 иен в год.
    В деловой практике Японии часто возникает  вопрос о том, не слишком ли тяжелое  налоговое бремя несет рядовой  японский налогоплательщик. Однако необходимо учитывать и тот факт, что подоходное налогообложение физических лиц  предусматривает существенные льготы.
    Основными налоговыми льготами, которыми пользуется средний налогоплательщик, являются “базовая льгота” (необлагаемый минимум дохода налогоплательщика, равный 350 тыс. иен) и аналогичные льготы на супругу (супруга) и на каждого иждивенца. Кроме того, такие виды доходов, как заработная плата, пенсии и выплаты социального страхования имеют специальные налоговые освобождения. Министерство финансов Японии при подсчете налогооблагаемой базы для каждого налогоплательщика предоставляет пять льгот и освобождений.
    Для исчисления подоходного налога суммируются  доходы налогоплательщика, полученные им из разных источников, а затем из общей суммы дохода вычитается необлагаемый минимум, устанавливаемый с учетом различных скидок (базисной, на иждивенцев, на взносы по социальному страхованию, по страхованию жизни и в пенсионный фонд, на расходы на медицинское обслуживание, а также специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.). Следствием является то, что необлагаемый минимум для семьи из 4-х человек в Японии гораздо выше, чем, например, в США, ФРГ, Англии, Франции.
    Помимо  адресных, персональных освобождений, которые широко применяются к налогооблагаемому доходу в целом, существует ряд узко специальных льгот по налогообложению доходов, полученных из различных источников, введенных в налоговую систему по ряду важных причин.
    • С целью справедливого налогообложения  доходов разных категорий населения введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в отношении доходов, полученных наемным работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых “персональных расходов” (personal expenses). Цель введения этой скидки — достижение равного для целей налогообложения положения лиц наемного труда с одной стороны, и предпринимателей — с другой. Последние имеют возможность списывать часть своих личных расходов в “расходы бизнеса” (иначе говоря, на себестоимость) и выводить их из-под налогообложения, чего лица наемного труда до введения этой скидки были лишены (что, с точки зрения Налогового управления Японии, не соответствует критерию справедливости налогообложения). На практике использовавшим эту скидку предпринимателям удавалось добиться уменьшения налогооблагаемой подоходным налогом базы на 28,6%.
    • Ряд специальных инструкций позволял также разделить для целей  налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения выступает доход, получаемый за вычетом из выручки всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим “синюю” форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены “вычеты” (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса. Заработная плата самого бизнесмена (предпринимателя), таким образом, имела льготы как доход, получаемый от бизнеса, и вместе с тем он имел право на льготы по доходам, получаемым от продажи своего труда, как для лиц наемного труда (при условии, что фирма для целей налогообложения зарегистрирована как квазикорпорация). Система “двойного льготирования” была отменена в 1992 г., однако размер “специального вычета” из налогооблагаемой базы при условии заполнения “синей” формы налоговой декларации был в то же время увеличен до 350 тыс. иен.
    • Специальные налоговые льготы имеют  разносторонние доходы и доходы от капитала. Для разносторонних доходов  налогооблагаемая сумма уменьшается на 400 тыс. иен в год, если индивид имеет стаж работы менее 20 лет, и дополнительно к этой сумме на 700 тыс. иен, если трудовой стаж превышает 20 лет.
    Доходы  от капитала и недвижимости облагаются отдельно от обычного подоходного налога после вычета сумм соответствующих льгот. Кроме того, часто предоставляются налоговые кредиты для таких целей, как внешние (иностранные) налоги, налоговый кредит в связи с увеличением расходов на НИОКР и другие кредиты, предоставление которых обусловлено какими-либо специфическими политическими целями.
    • В налоговой системе Японии неденежные доходы (такие, как разница в арендной плате за жилье, предоставленное  государством или компанией своему сотруднику по льготной цене, и его  рыночной стоимостью), предоставляемые получателям заработной платы и предпринимателям, либо освобождаются от налогов вообще,  либо облагаются  частично.
    • Семейные пары с одинаковым годовым  доходом в Японии платят различный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое. Современная налоговая система Японии приветствует семьи, в которых работают оба супруга с примерно одинаковыми доходами, поэтому семейные пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя. В таблице 5 представлены размеры налогов, которые уплачивают семьи с одним работающим и с двумя   работающими супругами.
    Необходимо  отметить, что пример приведен при  следующем условии: супруги являются наемными рабочими (служащими); включены стандартные льготы; супружеская пара имеет двоих детей. Налоговые льготы семьи в основном получает муж. Для семей с двумя работающими расчет проведен по формуле: доход  х 0,5 х ставка налога х 2. В расчет включены персональные льготы и льготы на членов семьи.
    В таблице 2 рассмотрим пример уплачиваемых налогов двумя категориями семей. (см. ниже)
    Таблица 2. “Размеры налогов, уплачиваемых семьями с одним и двумя работающими супругами”
    Шкала дохода, млн. иен     

    Семья с одним работающим

    
    Семья с двумя работающими, получающими  поровну     
    сумма налога          уровень налогового бремени, %          сумма налога          уровень налогового бремени, %     
    3          0          0          0          0     
    4          57500          1,4          57500          1,4     
    5          130500          2,6          130500          2,6     
    8          469000          5,9          384500          4,8     
    10          821000          8,2          560500          5,6     
    20          4282000          21,4          2836500          14,2     
    30          5577500          28,6          6182000          20,6     
    50          18077500          36,2          14177500          28,4     
 
    По  данным таблицы видно, что семьи  первой и второй группы уплачивают одну и ту же сумму налога и несут  равное налоговое бремя до тех  пор, пока их доход составляет 3, 4 и 5 млн. иен. Затем при увеличении дохода семья с одним работающим будет  нести более высокое налоговое  бремя по сравнению с семьей другой категории. 
      Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога составляет 33,48 %, префектуральная — 5 % от национальной, т. е. 1,67 % от прибыли, и муниципальная — 12,3 % от национальной ставки, или 4,12 % от прибыли.[5] Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40 % прибыли корпораций. Но в Японии предусмотрены и льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой по данному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры 

    2.2 Налоги на имущество 

    Юридические и физические лица уплачивают налоги на имущество по единой ставке, которая  в большинстве случаев составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества осуществляется 1 раз в  три года. В объем налогообложения  входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также  в момент перехода собственности  от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже  имущества. К этой же группе относятся  налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог  на ирригацию и улучшение земель.
    Весьма  сложным вопросом в налогообложении  является оценка стоимости земельных  участков. Со второй половины 80-х годов  в Японии начался резкий рост цены на землю, что не удивительно, учитывая высокую плотность населения  страны. Но этому способствовали еще  и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку  Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось  число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы  для банков, различных международных  компаний. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции  столицы, рассчитанный до 2000 г., которым  предусматривается большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете  на выгодную перепродажу государственным  органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого  имущества при скупке-продаже  земли не взимались налоги. К тому же банки легко и на льготных условиях предоставляли кредиты фирмам, совершающим  сделки с земельными участками, в  том числе долгосрочные кредиты. Твердо укоренилось убеждение, что  земля может только дорожать и  никогда не дешевеет. В результате за последнее время были годы, когда  темпы роста цены земли в Токио  составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии.
    Возросшая цена земли сказывается на внутригородской  миграции, жилые дома начинают переоборудоваться  под офисы. Муниципалитеты из-за высокой  стоимости оказались не в состоянии  приобретать новые земельные  участки для общественных целей: под дороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.
    Пропорционально стоимости возрастающие налоги могли  бы усилить негативные явления. В  связи с этим введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению  с последней переоценкой.
      Большое внимание уделяется в  Японии налогообложению момента  перехода имущественных прав  от одного собственника к другому.  Передача имущества, наследство, подарки всегда были объектами  налогообложения. Существуют две  главные предпосылки для обложения  наследств и дарений.
      Во-первых, такой налог на передачу имущества препятствует чрезмерной концентрации богатства в одних руках и способствует более равномерному распределению ресурсов;
    Во-вторых, введение этого налога способствует пополнению бюджета.
    Существуют  две основные формы обложения  передаваемой собственности —  дар и завещание. Соответственно в зависимости от момента передачи существуют два сходных налога — налог с наследства и налог с дарений.
    Ставка  налога на наследование дополнительно  увеличивается на 20 % для наследников, которые не являются детьми, родителями, братьями и сестрами, хотя общая налоговая ставка, включая эти добавки, не должна превышать 75 % фактической доли наследника.
    При наличии дополнительных условий  наследникам предоставляются налоговые кредиты трех видов:
    • собственность, полученная в подарок  наследником от умершего, включается в налогооблагаемую базу; одариваемый, однако, получает кредит в размере налога с дарений по такой собственности во избежание двойного налогообложения. Это налоговый кредит по налогу на дарения;
    • если наследнику менее 20 лет, сумма  налога на наследство, которую он должен уплатить, снижается на 60 тыс. иен за каждый год наследника, недостающий до 20. Аналогично, если наследник страдает какими-либо заболеваниями или имеет инвалидность, которые отражаются на его трудоспособности, сумма налога на наследство, которую он должен уплатить, снижается на 60 тыс. иен (120 тыс. иен в случае полной утраты трудоспособности) за каждый год до 70 лет (пенсионный возраст);
    • по налогу с дарений при обложении  собственности, полученной в дар  в течение календарного года, существует базовое освобождение от налога, т. е. не облагаются налогом подарки, полученные одариваемым, если стоимость этих подарков, полученных в течение одного календарного года, не превышает 600 тыс. иен.
    Процесс расчета налога на наследство представлен на рисунке (см. ниже). 

    Общая стоимость наследства
    “Чистая”  собственность     Необлагаемые  суммы     Задолженность          Расходы на похороны
 
 
    “Чистая”  собственность     Подарки, полученные от умершего в течение  последних трех лет     
 
    Общая стоимость налогооблагаемой собственности
 
    Базовое освобождение     Облагаемое  наследство
 
    Облагаемое  наследство А
    Жена 1/2 В     Сын 1/4 С     Дочь 1/4 D
 
    Индивидуальная  сумма налога а  
     
    Индивидуальная  сумма налога b           Индивидуальная  сумма налога с
 
    Общая сумма налога на наследство Е
 
    Жена  d     Сын е     Дочь  f
 
    Рисунок “Процесс расчета налога на наследство” 

      На данном примере сумма наследства  распределена среди установленных  законом наследников (жена, сын,  дочь) в пропорции согласно ГК  Японии. Затем налоговые ставки  применяются к каждой части  наследства (а, b, с) и суммируются в общую сумму налога на наследование (Е). Общая задолженность получается путем сложения частей индивидуальных налогов. Общий налог распределяется среди наследников пропорционально их части наследства.
    Стоимость собственности, переходящей от одного владельца к другому, при таких  формах передачи, как наследство или  дар, оценивается по текущим рыночным ценам или по цене приобретения. Из налогооблагаемой базы исключается собственность, приобретенная от родственников для получения образования и проживания, и собственность, завещанная благотворительным, религиозным, научным и другим государственным и общественным организациям.
    Дополнительно к основному освобождению собственность  стоимостью до двадцати миллионов иен, переданная в подарок супругу, с  которым даритель прожил вместе более 20 лет, освобождается от налога.
    Кроме того, если лица, частично или полностью  утратившие трудоспособность, получают деньги, ценные бумаги, другую собственность  по трастовому соглашению в пределах суммы 60 млн. иен, налог на дарения  не взимается. Налоговые ставки применяются  к каждой части налогооблагаемого  наследства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Порядок косвенного налогообложения в Японии

 
    С 1 апреля 1989 года в Японии вступила и  силу новая система налогообложения. Относительно уменьшено прямое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов.
    Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о  целесообразности повышения ставки до 5%.
    Существенное  пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся  и таможенные пошлины. В связи  с интернационализацией хозяйственной  жизни, ростом международного разделения труда, разделением транснациональных монополий, изменением структуры внешней торговли роль таможенных пошлин как источника доходов после второй мировой войны постоянно снижается. Уровень таможенных пошлин на многие сельскохозяйственные товары в Японии к середине 80-х годов составлял 20% и более. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не облагается при его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется налог.
      Акцизное налогообложение в Японии  имеет ряд особенностей. Например, если в США и странах Западной Европы целью введения дополнительного налогообложения на алкоголь и табачные изделия был контроль за уровнем потребления товаров, то в Японии в течение длительного времени этот вид акцизов рассматривался как один из основных источников налоговых поступлений.
    Необходимо  отметить и существование специальных  налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.
    Центральным звеном реформы налоговой системы  стало введение нового косвенного потребительского налога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость (value—added tax), широко применяемый в странах Западной Европы. Этим налогом облагаются в принципе любые (за исключением ряда прямо названных в законодательстве случаев) сделки по продаже товаров и оказанию услуг. Первые практические шаги к введению данного налога сделаны и в Японии. 
    Налог уплачивается на различных стадиях  производства и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное значение:
    1. Четко ограничиваются все элементы  цены товара, что побуждает производителя  снижать издержки производства;
    2.  В процессе расчетов по налогу  государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.