На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система и механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси
     «Международный институт трудовых и социальных отношений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа
     по  дисциплине
     Макроэкономика
     на  тему
     Система и механизмы социальной защиты населения  Республики Беларусь 
 
 
 
 
 
 
 

     Минск, 2010
 

      Содержание 

Введение
1. Особенности  формирования национальной модели  социальной защиты Республики  Беларусь
      Социальная защита: совершенствование управленческой деятельности, взаимодействие субъектов и объектов управления
      Национальная модель социальной защиты Республики Беларусь
2. Организационная  структура системы государственного  управления в области социальной  защиты населения
2.1 Министерство  труда и социальной политики  Республики Беларусь как субъект  управления, его структура и функции
2.2 Органы социальной защиты регионального уровня и содержание их деятельности
3. Социальное  страхование – одно из важнейших  направлений социальной защиты  населения
3.1 Организационная  структура государственного социального  страхования. Деятельность фонда  социальной защиты населения
3.2 Проблемы  социального страхования в Республики  Беларусь
Заключение
Список  используемых источников
 

      Введение 

     Социальная  защита населения является первоочередной задачей для большинства стран  мира. В мировой практике насчитывается  большое количество моделей социальной защиты, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения. Объектом исследования работы стала система социальной защиты Республики Беларусь. Цель исследования анализ особенностей государственного управления в данной сфере. В работе рассмотрены теоретические основы понятия: социальная защита; субъекты и объекты управления в социальной сфере, особенности их взаимодействия.
     Одной из задач исследования явилось изучение различных типов и моделей социальной защиты в мировой практике, анализ возможности применения положительного опыта других стран по решению социальных задач в процессе формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь.
     В работе выделены приоритетные направления, подходы и принципы в развитии системы социальной защиты республики, а также тенденции современной организационно-управленческой деятельности в современной сфере.
     Система социальной защиты Республики Беларусь с организационно-управленческой точки зрения представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций. Немалое внимание в работе уделено изучению их структуры и функций. На примере деятельности Фонда социальной защиты населения исследованы основные проблемы в пенсионной системе Республики Беларусь и пути ее реформирования. 

 

      Глава 1. Особенности формирования национальной модели социальной защиты Республики Беларусь 

     1.1 Социальная защита: совершенствование  управленческой деятельности, взаимодействие субъектов и объектов управления 

     Целью реформирования экономики Республики Беларусь является построение социально-ориентированной  рыночной экономики. В Конституции  Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что  «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях». [1]
     Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике – это  создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения. Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым осуществляется регулирование социальных процессов в обществе, являются:
     - сфера доходов и личного потребления  семей;
     - сфера общественного благосостояния;
     - сфера воспроизводства населения, рабочей силы и занятости;
     Государственная политика в сфере общественного  благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения.
     В широком значении социальная защита населения – это совокупность связей и отношений, обусловленных необходимостью защиты социального положения от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население. Ее стержнем являются отношения законодательно закрепленных социальных гарантий и прав в сфере человеческой жизнедеятельности. В узком значении социальную защиту можно определить как комплексную систему социально-экономических и правовых отношений, предназначенную для обеспечения государственных гарантий в области уровня жизни, а также поддержки социально уязвимых слоев населения в связи с трудной жизненной ситуацией. [2, С.22]
     Таким образом, в системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:
     - защита всех социально-демографических групп населения;
     - социальные гарантии трудоспособным  членам общества;
     - меры социальной защиты нетрудоспособного населения республики.
     В качестве субъектов управления в  системе социальной защиты выступают  прежде всего службы и организации  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных  уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляется также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло. К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д. В качестве объекта управления в системе соц. защиты (в узком смысле) выступает прежде всего человек, личность или группа людей, оказавшихся в затруднительном положении. К ним можно отнести такие категории людей, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и др.
     Это и различные проблемные семьи: с  детьми-инвалидами, имеющие низкий уровень доходов, многодетные, неблагополучные и др. В последнее время все больше в социальной защите нуждаются женщины, дети и подростки. Между субъектами и объектами управления в системе социальной защиты осуществляются постоянные прямые и обратные связи. Вместе с тем, положение субъекта и объекта не является постоянным: кто в одном случае выступает в качестве субъекта, в другой ситуации становится объектом. Каждая более высокая инстанция управленческой иерархии выполняет роль субъекта, уступая место объекта нижестоящей структуре, направляя на нее управленческие установки – прямые связи. В социальных системах взаимосвязь между субъектами и объектами управленческого процесса принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой и субъекты и объекты социальной работы – это люди, социальные общности, которым присущи свои закономерности, в том числе активность и творческий подход к решению поставленных задач. Из этого вытекают следующие выводы: установки вышестоящих органов могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) нижестоящих структур. Изучать деятельность как субъектов, так и объектов необходимо в их взаимодействии; совершенствование системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта.
     Особо подчеркивая то обстоятельство, что  объекты социального управления в большей степени, чем другие обладают социальной активностью и самодеятельностью, и в определенных условиях могут не принять установку субъекта, побудить его изменить или отменить свои намерения, – важно заметить, что в управлении социальной деятельностью более четко, чем в других сферах проявляется современное представление об управлении как о взаимодействии, а не только воздействии. На смену команде, заключенной в прямых связях, приходит консенсусно-демократический метод управления. К признанным типам организационных связей – субординации и координации – в социальном управлении прибавляется понятие реординации (обратное упорядочение). Реорганизационные связи являются разновидностью обратных связей, но имеют существенную особенность: они могут возникать не только как реакция на установки субъектов, а и как самостоятельные управленческие предложения, требования объекта, обусловленные изменившейся ситуацией.
     Знание  особенностей взаимодействия субъектов  и объектов управления в любой  сфере человеческой жизнедеятельности важно при решении проблем совершенствования управления, повышения его результативности. Следует заметить, что в практике управления в системе социальной защиты возможно больше, чем в других сферах утвердилось одностороннее понимание задачи улучшения управленческой деятельности. В большинстве случаев все сводится к предъявлению требований к субъектам управления, социальным работникам, органам Министерства труда и социальной защиты, объекты же практически не затрачиваются.
     Между тем, очевидно, что совершенствование менеджмента социальной сферы в современных условиях предполагает одновременные качественные изменения субъекта, и объекта, способов их взаимодействия. [3, С.216] 

     
        Национальная модель  социальной защиты  Республики Беларусь  и мировой опыт в области управления социальной сферой
 
     Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной  и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.
     Понятие социальной защиты по-разному рассматривается  в разных странах и международных  организациях. В одних случаях  в данное понятие включается все, что затрачивает социальные условия жизни человека (например, благоприятную экологическую среду, заботу о детях, решение жилищных проблем). В других случаях данное понятие ограничивается вопросами пенсионного обеспечения и помощи безработным. По уровню гарантий, предоставленных населению, все системы социальной защиты, существующие в разных странах мира, можно разделить на 2 группы: немецкая (Бисмарк) и английская (Беверидж). Первая система устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни. Таким образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства, которые можно отнести к данной системе (Германия, Франция) главной политической задачей считают охрану доходов. Вторая система исходит из того, что любой человек имеет право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета (Англия, Ирландия). Главное, за что несет ответственность государство – охрана минимальных доходов. Названные модели имеют разные варианты. Наиболее распространены в мировой практике либеральная, социал-демократическая и консервативная модели. [4, С.9] Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для всех граждан возможности получения социальной полощи) и принципы компромисса между государственным управлением и рыночным механизмом.
     В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:
     - праве граждан республики на  социальную защиту от объективно  установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);
     - адресности социальной помощи;
     - разнообразии форм и видов социальной помощи;
     - предоставлении трудоспособному  населению возможности получения  достаточного дохода через зарплату;
     - реформировании пенсионной системы;
     - реформировании гибкой системы  программ по поддержке малообеспеченных  и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д. [5, С.716]
     Происходящие  перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в  системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная  национальная модель соц. защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали разворачиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип помощи и т. д. В республике идет поиск наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:
     1 Интернационализация (взаимопроникновение  теоретических идей и практического  опыта);
     2 Усиление внимания к различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности.
     3 Совершенствование всех сторон  организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение,  развитие инновационных технологий).
     4 Системно-комплексный характер социальной работы.
     5 Совершенствование кадрового потенциала  организационно-управленческой деятельности.
     6 Необходимость дальнейшего развития  организационно-управленческой науки.
     7 Стандартизация и повышение качества  социальных услуг. [3, С.23]
     Таким образом, современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно  меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя  лучшие образцы отечественного и  зарубежного опыта.
 

      2. Организационная  структура системы государственного управления в области социальной защиты населения 

     2.1 Министерство труда  и социальной защиты  Республики Беларусь  как субъект управления, его структура  и функции 

     С организационно-управленческой точки  зрения социальная защита Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданная по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты. Министерство труда и социальной защиты – это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления. Министерство осуществляет руководство подчиненными организациями, утверждает их уставы (положения), принимает решения о создании, реорганизации, дает разрешение на осуществление ими деятельности, приносящей доходы. Оно осуществляет методическое руководство и помощь своим организациям, организует научно-исследовательскую работу, обобщение лучшего опыта и его распространение, контролирует деятельность подчиненных служб.
     Министерство  осуществляет функции связи с  населением, регулярно информирует  его по вопросам формирования и реализации государственной политики в области  труда и социальной защиты, рассматривает  предложения, заявления и жалобы граждан, ведет прием граждан по вопросам, относящимся к компетенции Министерства. Служба Министерства труда и социальной защиты осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования осуществляют реализацию ряда программ по защите детства, государственной молодежной политики, а также мер по борьбе с негативными проявлениями (пьянством, хулиганством и др.) Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование ее структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы. Системообразующим центром социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты. Современная структура Министерства существенно отличается от предыдущих структур бывших двух министерств: укрупнились и получили новое названия и новые функции все основные подразделения, отражающие новые явления в организационно-управленческой деятельности и практике социальной защиты различных слоев населения. В Министерстве функционируют Главные управления и управления, объединяющие отделы и сектора, Департамент государственной инспекции труда и Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения с правами юридического лица.
     В структуре Министерства появился ряд  новых подразделений. Это Управление внешних связей и партнерской  политики, в задачи которых входит тесное взаимодействие с Международной организацией труда (МОТ). Организовано Управление автоматизации и информационных технологий, внедряется автоматизированная система обработки документов, расчетов, выплат пенсий и пособий. Особенностью национальной модели организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты является заметная централизация на высших уровнях, что связано с особенностями и сложностями переходного, модернизированного периода развития белорусского общества. Вместе с тем, на низовом уровне активно идут процессы демократизации, усиления роли органов местного самоуправления, включая в эту работу других организаций, групп людей и отдельных личностей нацеленных на оказание помощи и поддержки различным слоям населения. [3, С.200]  

     2.2 Органы социальной  защиты регионального  уровня и содержание  их деятельности 

     На  областном, городском и районных уровнях службы Министерства труда  и социальной защиты организованны  по линейной (бюрократической) структуре  – сверху вниз – в с соответствии с содержательными направлениями деятельности. Это структуры служб занятости, инспекций труда, а также службы социальной защиты. В реализации государственной политики в области социальной защиты и социального обслуживания, семейной и гендерной политики, социальной поддержке ветеранов и инвалидов на областном уровне решающую роль играют Комитеты по труду и социальной защиты облисполкомов и Минского горисполкома, региональные структуры Фонда социальной защиты. В системе орг. структур социальной защиты населения Республики Беларусь важное место принадлежит структурам городского и районного уровней. Здесь функционируют городские, районные управления по труду и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов. Упорядочена и централизована сеть государственных учреждений социального обслуживания, входящих в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Образованы и повсеместно действуют Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), объединившие отделения социальной помощи на дому, другие структуры социальной помощи пожилым инвалидам, женщинам.
     В системе государственных учреждений активно работают Республиканский  реабилитационный центр для детей-инвалидов; дома-интернаты и специальные  дома для ветеранов, престарелых и инвалидов. В деятельности социальных служб на местах выделяется 2 направления: специализированное и комплексное оказание социальных услуг. Специализированные структуры осуществляют профилактическую работу и прямое оказание помощи конкретным социальным группам по разным направлениям. Комплексные учреждения осуществляют самую разнообразную деятельность от возможностей материальной помощи, до медико-психологической помощи до простого человеческого общения и внимания. Структуру системы занятости образуют Управления областных служб занятости, Минский городской центр занятости, региональные, городские, районные центры занятости населения, центры профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения, Республиканский, областные и региональные центры профессиональной ориентации молодежи. Проблемами трудовой деятельности занимаются областные и Минское городское управление инспекций труда, межрайонные инспекции труда, областные и Минская городская экспертизы условий труда. [3, С.203]
     Большое внимание развитию социальной сферы  уделяется в Могилевской области. Комитет по труду и социальной защите Могилевского облисполкома проводит государственную политику, осуществляет управление и государственный контроль за соблюдением законодательства в области труда, миграции и социальной защиты населения, а также осуществляет взаимодействие по этим направлениям с другими государственными и негосударственными структурами. В области происходит интенсивный процесс создания комплексной инфраструктуры учреждений социального обслуживания. В целях оказания многоаспектной помощи нуждающимся создана 25 территориальных центров социального обслуживания населения. В этих учреждениях в настоящее время функционируют отделения первичного приема и оказания срочной помощи. Отделения круглосуточного пребывания центров, рассчитанные на 25-35 мест, функционируют в 9 районах. Они предназначены для постоянного или временного размещения пожилых граждан недалеко от мест их проживания. Ведется активная работа по открытию в области Домов социальных услуг для улучшения организации обслуживания граждан малонаселенных пунктов. Сейчас их насчитывается 62. Для престарелых граждан и инвалидов в Могилевской области действует 9 домов-интернатов: Белынический, Каменский, Быховский, Весновский, Кричевский, Могилевский, Хотимский, Чаусский, Рестянский. Весновский дом-интернат Глусского района предназначен для проживания детей-ивалидов, имеющих глубокую степень отсталости и страдающих детским церебральным параличом. [6, С.24] Исключительно важной сферой деятельности областных органов социальной защиты является государственная поддержка семей с детьми. В областном центре семьи «Гармония» созданы и работают школы просветителей здоровья, взаимоотношений, сознательного родительства, клубы здорового образа жизни, семейного туризма «Оптимист». Для координационной работы с семьей и детьми в области созданы консультационные пункты, телефоны доверия, координационные советы, работают клубы, любительские объединения «Семья», «Гармония», «Семейный очаг» и другие. К сожалению, в деятельности органов социального обслуживания области имеют место серьезные проблемы: недоукомплектация кадрами, частая смена кадрового состава, низкий уровень оплаты их труда. Требует укрепления материально-техническая база, обеспечение нормативно-методической литературой. Данные учреждения нуждаются в оснащении современной компьютерной техникой, аудио-, видеоаппаратурой, мебелью, медицинским оборудованием, средствами реабилитации (кресла-коляски, поручни, трости). Для обслуживания граждан в отдаленных населенных пунктах необходимы автомобили повышенной проходимости, велосипеды.
 

      3. Социальное страхование  – одно из важнейших  направлений социальной защиты населения 

     3.1 Организационная  структура государственного  социального страхования.  Деятельность Фонда  социальной защиты  населения 

     Одним из важнейшим направлений социальной защиты является социальное страхование. Оно организуется государством для того, чтобы гарантированно поддерживать жизненный уровень людей, подвергшихся воздействию таких неблагоприятных факторов, как старость, ивалидность, заболевания, потеря кормильца и др.
     В республике действуют 3 вида социального  страхования:
     1 а) пенсионное страхование;
     б) страхование по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и  родами, рождением ребенка и уходом за ним до достижения возраста 3 лет, в связи со смертью застрахованного  или члена его семьи (социальное страхование).
     2 Страхование от безработицы.
     3 Страхование от производственного  травматизма и профзаболеваний.
     Взносы  по первому виду страхования поступают  в бюджет Фонда социальной защиты населения. Фонд был образован в 1 июля 1993 года на базе Пенсионного фонда  Республики Беларусь и Фонда социально страхования. Фонд социальной защиты населения осуществляет управление финансами социального страхования, является самостоятельной финансово-кредитной организацией. Размер страхового взноса в данный фонд составляет 36%. Из них 30% направляется на цели пенсионного страхования (29% - доля работодателя и 1% работающих граждан), 6% - на социальное страхование. [7,С.34]
     Из  бюджета фонда социальной защиты населения страховые средства расходуются  на следующие цели:
     а) выплата пенсий:
      - по возрасту;
     - по инвалидности;
     - в случае потери кормильца;
     - за выслугу лет.
     б) выплата пособий:
     - по временной нетрудоспособности;
     - по беременности и родам;
     - в связи с рождением ребенка;
     - женщинам ставшим на учет до 12-недельного срока беременности;
     - в связи с уходом за ребенком до достижения им 3-х лет.
     - на погребение;
     - на оздоровление населения.
     в) другие выплаты [приложение 1].
     75-80% всей суммы по данному виду  социального страхования составляют  расходы на выплату пенсий, около  6% - на пособия по временной нетрудоспособности.
     За  год выплачивается более 12 млн. различных  пособий, получателями пенсий является около 2,6 млн. человек. [Приложение 2,3]
     Таким образом, Фонд социальной защиты населения  в целях выполнения возложенных  на него задач:
     - осуществляет сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;
     - финансирует выплаты установленные  законодательством Республики Беларусь  пенсий и пособий;
     - осуществляет контроль за своевременным  и полным поступлением обязательных страховых взносов и платежей, а также контролирует правильность использования средств, направленных на финансирование пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.