На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Геополитическое содержание концепции этногенеза (Л. Н. Гумилев)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Департамент образования
Московский  городской педагогический университет
Экономический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по  дисциплине «Основы геополитики» 

на  тему «Геополитическое содержание концепции  этногенеза   (Л. Н. Гумилев)» 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки IV курса 3 группы
Ларчиковой  Людмилы Викторовны
Отделение – экстернат
Специальность 061100 «Менеджмент  организации»
I полугодие 
 
 
 
 

Москва 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…3
    ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ……………………………………………..…….………5
      Суть теории…………………………………..…………...5
      Сильные стороны теории…………………………..…...9
      Слабые стороны теории…..……………………………..9
      Теоретические и методологические выводы……..…11
 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………....15
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….…17
 
 


ВВЕДЕНИЕ 

      В начале XX века громкую известность получила новая наука – геополитика (термин пущен в оборот шведским ученым Р. Челленом). В сфере познания она играет несколько своеобразную роль, а уж в сфере практики и вообще завоевала скандальную славу. В СССР ее запретили в 1934 г., в Германии пытались признать преступной на Нюрнбергском трибунале в 1946 г., в остальном мире ею пользуются, ее изучают, но при этом как-то стесняются ссылаться на геополитические данные, предпочитая изливать водопады лицемерной болтовни о правах человека и о мире во всем мире.
        Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика  или гляциология. У  нее  есть  свой  предмет  исследования  -  взаимодействие  и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и  метод - системный анализ  пространственного  положения  географических  факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими  сотнями общественных и естественных  научных  дисциплин.  Онтологически  геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на  политику.  Ну а в конечном счете, геополитика  есть  философское  учение  и  раздел  общей философии, как, например, этика или логика. "Не приведи бог жить в интересное время",  говорит старый  мудрый  китаец Конфуций. Но "времена не  выбирают,  в них   живут и умирают",  как бы отвечает ему сквозь тьму 25 веков  наш современник и  соотечественник.  Мы действительно живем в интересное время, время, по определению  крупнейшего философа и гуманиста  XX  века  Эриха  Фромма,  конца  и  начала,  начала, богатого многообразными возможностями.
     Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992г.г.) – историк, этнолог, философ, доктор исторических и географических наук – собственно геополитические темы в своих  трудах не затрагивал, но его теория этногенеза и этнических циклов продолжает линию органицистского подхода и отчасти географического детерминизма, которые составляют сущность геополитики уже у Ратцелля, Челлена, Хаусхофера и др.
     Теория  Гумилева является на сегодняшний день сильнейшей философско-исторической концепцией, с которой не могут сравниться ни спекуляции таких известных и серьезных авторов, как Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Коллингвуд, Ясперс, ни тем более такие поверхностные и сомнительные построения, как геополитика или "Конец истории" Фукуямы.
     Больше  ста лет ведутся дискуссии: изменяется ли биологический вид Homo sapiens или  социальные закономерности полностью  вытеснили механизм действия видообразующих факторов? Общей для человека и  всех других живых существ является необходимость обмениваться со средой веществом и энергией, но отличается он от них тем, что почти все необходимые для него средства существования вынужден добывать трудом, взаимодействуя с природой не только как биологическое, но, прежде всего как социальное существо. Условия и средства, производительные силы и соответствующие им производственные отношения непрерывно развиваются. Закономерности этого развития исследуются марксистской политической экономией и социологией.
      Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральной идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение 
«Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности. 
Создавая теорию этногенеза, Л.Н.Гумилев выступил не только как историк, но и географ, этнограф, востоковед, психолог. Он – один из тех, кто понял, что наступил век интеграции наук. Однако, в период «застоя» работа Гумилева замалчивалась, а если и были отзывы, то, в основном, негативные. 
Так, В. Чивилихин усмотрел в его концепции «русофобско-спекулятивную сущность», Б.Рыбаков назвал ее «самообманом» и т. д. В последующие годы также явилось немало критиков, но всех их объединяет одно: они ограничиваются критикой частных моментов. Никем не сделано попыток опровергнуть теорию в целом. Она лишь голословно называется «плодом предвзятых идей и авторской фантазии».

       Вся история человечества, писал Л.Н.Гумилев, состоит из череды изменений. Издавна люди пытались понять и объяснить истоки своей истории. Ответы получались разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций, или военной историей, историей науки и культуры, и т.д. Гумилев рассматривает историю как историю народов. Именно в рамках народов (этносов), контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. «Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории».  

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
    Суть теории
       С точки зрения развития русской геополитической науки,  СССР  после  1945 года был пустыней. Но и в пустыне можно найти источники и  оазисы.  Все  это мало затрагивало общественную жизнь страны, пока не стало  ясно,  что  отказ от геополитических методик порождает отставание СССР  от  США.  Тогда  начал возникать  интерес  к  геополитике,  начались  замаскированные   выступления геополитиков, среди которых своим талантом и блеском выделился евразиец  Л. Гумилев.
     В геополитической научной мысли  сложилось убеждение, что Л.Н.  Гумилев в своей теории этногенеза  и этнических циклов продолжает  линию «органического» подхода  и отчасти «географического детерминизма»,  лежащую в основе геополитики Ф.Ратцела, Г.Челлена, К.Хаусхофера и т.д. Вряд ли можно полностью согласиться с такими категорическим утверждением,  значительно сужающим методологию Гумилева.  Из анализов трудов ученого можно сделать вывод, что это был, хотя и спорный, но совершенно оригинальный подход к проблемам этногенеза и становления государственности великороссов. По мнению Гумилева, великороссы представляют особый этнос, сложившийся под мощным воздействием пассионарного толчка, на основе тюркско-славянского слияния.
      Для сверхнапряжений и совершения  «исторических деяний» не нужна  никакая дополнительная энергия  из космоса. В каждом  человеке  достаточно энергии для чего  угодно, но эта энергия не всегда  имеет достаточные стимулы для  ее расходования. Уровень растраты жизненной энергии зависит не от ее количества, а от интенсивности стимулирования. Если будет смысл, то тщедушный и слабый  станет сильным; сели же смысла нет, то и сильный, энергичный человек будет чахнуть в бездействии. Только экзистенциальная идея, которая вдохновляет человека на действия, может служить причиной взрыва активности людей.
Суть  теории Гумилева сводится к следующему:
    основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и активные человеческие общности, охватывающие всех людей, поскольку нет человека вне этноса, и каждый человек принадлежит только к одному этносу; этнос – система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец; этнос есть сам дискретный процесс этногенеза;
    универсальный критерий отличия этносов между собой – стереотип поведения – особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а, через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками;
    системными связями в этносе служат ощущения "своего" и "чужого", а не сознательные отношения; ощущение реальности стереотипа порождает самосознание и противопоставление "мы – они";
    единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионарность – непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, пусть даже иллюзорной, но для осуществления которой ее носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства; психологически пассионарность проявляется как импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения, как индивидуального, так и видового;
    в зависимости от соотношения пассионарного импульса (Р) и инстинкта самосохранения (J) Гумилевым описано три характерных поведенческих типа: пассионарии (Р>J); гармоничные люди (Р=J); субпассионарии (Р<J);
    статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незначительны, но изменение их количество определяет геобиохимическое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа;
    в зависимости от удаленного веса пассионарности этнос в своем жизненном цикле (то есть в процессе этногенеза) проходит ряд стадий: фазу подъема пассионарности (скрытую, или инкубационную, и явную), фазу предельной пассионарности (акматическую); фазу надлома (то есть резкого спада пассионарности); инерционную фазу (постепенный спад пассионарности; фазу потери пассионарности (фаза обскурации); мемориальную фазу, когда после некоторой регенерации пассионарности этнос превращается в реликт, являющийся верхним звеном геобиоценоза определенного ландшафта;
    вспышка этногенеза является результатом пассионарного толчка, то есть определенной органической мутации, которая в свою очередь вызывается либо непосредственно космическим облучением поверхности земли вдоль определенной линии, либо посредством передачи пассионарного признака генетически – благодаря половым контактам пассионариев с менее пассионарными особями; процесс этногенеза характеризуется угасанием энергии живого вещества (пассионарности) из-за сопротивления среды; этот процесс в любой момент может быть прерван внешним вмешательством, особенно в моменты перехода от фазы к фазе, и при этом этнос частью истребляется, частью "рассыпается розно";
    этносы имеют сложную структуру, включая в себя субэтносы, консорции конвиксии, и сами составляют более сложные структуры – суперэтносы, объединяемые общей доминантой; между разными этносами возможны следующие типы связи: симбиоз (добрососедство), ассимиляция (слияние), ксения (добровольное объединение без слияния), химера (объединение без слияния путем подчинения одного этноса другим, чуждым ему по доминанте), война за господство на определенной территории (внутри суперэтноса), война на истребление (при враждебных контактах на суперэтническом уровне);
    поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергетический характер, направленность расходования этой энергии зависит от выбора доминанты – определенной идеи, чаще всего религиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу ее носителей; все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистичные) и жизнеотрицающие (атеистические и пессимистичные); при этом только первый тип мироощущений может стать основой нормальной жизни этноса, тогда как жизнеотрицающее мироощущение порождает антисистемы, общности людей, для которых ложь является принципом действия, и усилия которых направлены на разрушение биосферы в любых ее проявлениях.
2) Сильные стороны  теории
    Теория построена профессиональным  историком с учетом огромного  исторического и историографического  материала, что практически исключило  использование в обобщениях недостоверных сведений и непроверенных фактов. Теория позволяет объяснить чрезвычайно многие "темные места" истории и исторической науки, причем она применима не только к любому хронологическому или географическому отрезку мировой истории, но и к любому "жанру" истории – истории культуры, политической истории, истории климата, этнической истории и т.п. Теория представляет собой достаточно удачный, что само по себе редкость, синтез различных наук – географии (включая геофизику и климатологию), экологии, психологии, социологии, истории (включая археологию и источниковедение).
3) Слабые стороны  теории
     Теория  не нашла своего систематического изложения: отсутствуют строго разработанные  дефиниции, нет четкого свода  основоположений; она раскрывается либо сумбурно, либо через применение к огромному фактическому материалу, причем в последнем случае иногда весьма противоречиво и идеологизированно (в частности, автор оставляет возможность  упрека в антисемитизме, что видимо является одной из причин игнорирования его теории многими группами мировой научной общественности). Аргументация  в ряде случаев  представляется запутанной  или случайной; например, главная причина этногенеза усматривается  в мутациях, вызванных космическим облучением  биосферы, а в подтверждение этого приводится наблюдение, согласно которому ряд вспышек этногенеза произошел примерно в одно и то же время и при этом территориально слагается в одну примерно прямую линию. Гумилев отмечает, что между отмеченными им точками в монотонных ландшафтах, населенных инертными этносами, облучение не привело к этногенным результатам. Эти результаты сказались только на стыках ландшафтов, а сами линии (которые можно проводить по историческим картам с достаточной произвольностью) более напоминают геодезические. Стыки ландшафтов при этом чаще всего  примерно совпадают  с границами между этносами. Гумилев отмечает, что именно контакты разных этносов, и особенно суперэтносов, благодаря различию  стереотипов поведения и перепадом уровней пассионарности, рождают новые идеи, новые стереотипы поведения и новые этносы.
      Гумилев ставит историю людей в сильную  зависимость от истории идей, разделяя последние всего на две группы – жизнеутверждающие (оптимистичные и теистические) и жизнеотрицающие (пессимистические и атеистические). Тем самым он упрощает историю религий и, соответственно, обедняет свою собственную теорию. Очевидно, что далеко не все атеистические идеи пессимистичны и не все оптимистичные – жизнеутверждающи. Его заявления о некоем «теистическом буддизме», о православии, отрицающем Ветхий Завет, и о том, что все человеческие жертвоприношения связаны с сатанизмом, более чем сомнительны с точки зрения религиоведения.
       Стремление удалить из концепции Гумилева все теоретические  конструкции, введенные «сверх необходимости» порождает критику данной концепции «справа» (т.е. идеалистическую критику). Ели мы признаем экзистенциальную идею, которая может быть выражена в религии, морали, культуре, праве, идеологии, достаточным условием для стимулирования этногенеза, нам уже будут не нужны гипотезы о пучках космических излучений и соответствующих им линиях пассионарных толчков, о связанных с излучением мутациях в человеческом организме и о пассионарности как особом органическом свойстве.
4) Теоретические и  методологические  выводы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.