На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Информационное обеспечение управления организацией

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Информационное  обеспечение управления организацией 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения управления предприятием …………………………………………………..  
4
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения .. 4
1.2 Технология  информационной деятельности .…………………………. 7
1.3 Формирование комплексной информационной  системы. ……………. 10
Глава 2. Анализ информационного обеспечения  управления предприятием ………………………………………………………………... 13
2.1 Общая  характеристика объекта исследования ………………………... 13
2.2 Технико-экономические  показатели …………………………………... 17
2.3. Анализ  системы документооборота…………………………………… 21
Глава 3. Совершенствование информационного  обеспечения в организации …………………………………………………………………. 24
3.1 Практическое  применение комплексных информационных  систем на предприятии …………………………………………………………………. 24
3.2 Улучшение  сетевой организации предприятия………………………... 29
3.3Технико-экономическое обоснование внедрения автоматизированной информационной системы. Использование Интернет-технологий………. 31
Заключение…………………………………………………………………... 35
Список  использованных источников и литературы…………………….. 37
Приложения………………………………………………………………….. 38
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение
    Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
    Информационное  обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом.
    Цель  данной курсовой работы становление качественного информационного обеспечения подразделений всех уровней, так как это основа эффективного управления предприятием.
    Исходя  из поставленной цели курсовой работы в исследуемой организации необходимо решить взаимосвязанный комплекс задач, позволяющие построить информационную систему, построенную на основе модели реально существующих и взаимодействующих  бизнес-процессов всех структурных подразделений, а не отдельных групп пользователей.
    Объектом  исследования является открытое акционерное  общество «Эксмаш». В данном предприятии только происходит становление новой информационной системы на основе локальной вычислительной сети. Необходимо оценить уже достигнутые результаты, определить круг нерешённых задач и произвести расчёты экономической эффективности от предпринимаемых мероприятий.
    При анализе существующей проблемы используются методы системного, структурного и  факторного анализа. В ходе  исследования использованы учебники по экономике организаций, маркетингу, менеджменту, финансам, периодические издания.
    Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована расчетами, таблицами, рисунками, диаграммами.
Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения управления предприятием.
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения.
    Важнейший фактор повышения эффективности  производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств.
    Различные информационно-технические новшества  следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление  телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с изменениями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований [8].
    С помощью совершенствование информационного обеспечения достигаются следующие задачи:
    1. Экономия расходов за счёт снижения фонда заработной платы; коммунальных услуг; стоимости программного обеспечения; расходов на оформление договоров; расходов на перераспределение сырья и пр.
    2. Устранение возможных расходов в будущем, а именно: избежание будущего роста численности персонала; уменьшение требований к обработке данных; снижение стоимости обслуживания и пр.
    3. Приобретение нематериальной выгоды: улучшение качества информации; повышение производительности; улучшение и ускорение обслуживания; новые производственные мощности; улучшение контроля; уменьшение просроченных платежей; полное использование программного обеспечения.
     Понятие информации является достаточно ёмким  и широко распространено в настоящее  время. Сам термин информация происходит от латинского слова information – разъяснение, осведомление, изложение.
      Процесс передачи и получения информации представлен ниже на схеме.  Это простая схема передачи информации в одном направлении [7].
        
 
 
 

      Рис. 1.1 Простая схема передачи информации в одном направлении.
     В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём направление  перемещения информации может быть вертикальным (от руководителя к подчинённым  или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным (между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня).
       Менеджмент  в полной мере использует объективную  и своевременную информацию, собираемую, обрабатываемую, сохраняемую и распространяемую с помощью современных научных методов и технических средств. Нужно не только располагать своевременной и точной информацией, но уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях.
       Информацию  можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи.
       Суть  информации составляют только те данные, которые уменьшают неопределенность интересующих менеджера событий. Информация в менеджменте — сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение, осуществить контроль за его выполнением [5].
       Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к руководителю, имеют определяющую роль в обеспечении действенности управления. Анализ информации не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Все источники данных делятся на плановые, учетные и внеучетные.
       По  отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации - это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии и т.д. Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.
       По  отношению к предмету исследования информация делится на основную и  вспомогательную, необходимую для  более полной характеристики изучаемой предметной области.
       По  периодичности поступления аналитическая  информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и  учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.
       В деятельности крупных фирм передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продукцией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным каналам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов.
       Содержание  каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев  и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются определенные требования:
    краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;
    удовлетворение потребностей конкретных управляющих;
    точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.
    Важную  роль в использовании информации играют способы ее регистрации, обработки, накопления и передачи; систематизированное хранение и выдача информации в требуемой форме; производство новой числовой, графической и иной информации. Другими словами необходимо рассмотреть технологию информационной деятельности.  

    1.2 Технология информационной деятельности.
    Информатизация  менеджмента в современных условиях базируется в основном на использовании вычислительной техники. Этот процесс включает в себя несколько стадий:
    Формирование соответствующей технико-технологической базы (с применением новейших информационных технологий и современных электронно-вычислительных и коммуникационных средств);
    Организацию производства и сферы распределения информационно-вычислительных услуг;
    Отработку механизма информационного обслуживания и создание действенной системы управления данными процессами;
    Внедрение и эксплуатацию прогрессивных форм, методов и средств проведения информационной деятельности в процессах управления, а также создание для этого необходимых материально-технических, организационно-экономических и социальных условий.
    Эффективное применение ЭВМ зависит от следующих  условий:
    - создания самих вычислительных машин;
    - создания для них программного обеспечения;
    - подготовленности среды применения.
    Во  внутрифирменной системе информации используются следующие виды вычислительной техники:
    - ЭВМ крупногабаритные и персональные;
    - микропроцессоры;
    - средства телекоммуникаций;
    - электронные пишущие машинки, композеры, терминальные устройства со встроенной микроЭВМ;
    - средства автоматизированной обработки текстовой информации.
    ЭВМ используются, прежде всего, для обработки  данных и решения расчетных задач. В современных условиях ЭВМ стали  все чаще применять для обработки  нечисловой информации и термин "вычислительная техника" перестал соответствовать характеру задач, решаемых с помощью компьютера.
    Развитие  систем телекоммуникаций позволило  объединить все технические средства обработки цифровой и текстовой  информации в единую внутрифирменную систему информации.
    Наиболее  эффективной считается система  информации, основанная на одновременном использовании вычислительной техники и средств автоматизированной обработки текстовой информации.
    Комплексная автоматизированная обработка информации предполагает объединение в единый комплекс всех технических средств обработки информации с использованием новейшей технологии, методологии и различных процедур по обработке информации. Создание комплексной автоматизированной системы включает последовательные этапы:
    - автоматизация процессов сбора, хранения и выдачи данных;
    - использование устройств для автоматизированной обработки текстовой информации и фотонаборных устройств;
    - интеграция обособленных процессов обработки информации в единую внутрифирменную систему;
    - объединение технических средств цифровой и текстовой информации посредством электронной почты;
    - использование всего комплекса технических средств обработки информации, переход к единой системе обработки всех видов информации [12].
    Об  автоматизации деятельности по управлению персоналом в России начали говорить недавно. Если бухгалтерские пакеты созданы давно и активно применяются практически во всех структурах, то над автоматизацией труда кадровых работников задумывались мало, а спрос на такие системы в последнее время значительно вырос. Автоматизация деятельности по управлению персоналом дает:
    - оперативность контроля возможность получения непротиворечивых и полных данных о структуре предприятия, позициях штатного расписания и сотрудниках;
    - жесткий контроль за деятельностью дочерних предприятий;
    - настраиваемую систему разработки отчетной документации;
    - переход на новые технологии и методы работы;
    - улучшение условий труда;
    - гибкость управления.
    На  качество управления предприятием влияют такие факторы, как оперативность и качество формирования документов, приема-передачи информации, согласованность работы справочно-информационной службы, четкая организация хранения, поиска и использования документов.
    Когда на смену печатной машинке пришел компьютер, а переписка стала возможной без использования конвертов и почтовых марок, совершенно очевидным стал тот факт, что сегодня при работе с информацией не обойтись без использования новейших информационных технологий.
    На  современном этапе развития рыночной экономики полноценная аналитическая обработка учетной и иной экономической информации немыслима без применения средств вычислительной техники. Качественное информационное обеспечение процесса управления хозяйственной деятельностью возможно только при использовании в полной мере всех достижений научно-технического прогресса. В первую очередь это касается применения в практике управления новейших информационных технологий: средств вычислительной техники, телекоммуникаций и программного обеспечения.
    Вместе  с тем, в большинстве работ, посвященных  вопросам автоматизации системы  управления деятельностью хозяйствующих  субъектов, значительно меньше внимания уделяется проблемам разработки и проектирования аналитических  программных продуктов. Кроме того, прогресс в области информационных технологий не ослабевает с течением времени. Революционные преобразования, произошедшие в последние годы в сфере информационных технологий и приведшие к массовому внедрению в практику управления персональных компьютеров и связанных с ними интерактивных технологий, распределенной обработки данных, основанных на диалоге клиент/сервер, требуют дальнейшего развития теоретических и методологических концепций построения информационных систем.
    Таким образом, представляется обоснованным вывод, что на сегодняшний день в экономической науке создана достаточно целостная, научно обоснованная концепция организации бухгалтерского и управленческого учета в компьютерной среде. Эта концепция основана на обобщении накопленного опыта построения программных систем с позиций современных информационных технологий и современных подходов к организации учетной работы на предприятиях. 

      1.3 Формирование комплексной информационной системы.
    При выборе и внедрении системы необходимо решить технические, административные
    и организационные задачи. Информационная система есть плод совместных усилий поставщика и персонала компании. Для успешной реализации проекта:
    1. Необходимо провести обследование  и проектирование будущей системы. Другими словами, необходим точный анализ текущей ситуации и модель будущей системы;
    2. Разработчик должен произвести настройку системы. При внедрении требуется этап тестирования, с целью выявления потенциальных ошибок;
    3. Внедрение разбивается на две крупные части: подготовка администраторов из персонала предприятия и непосредственно запуск подсистем в отделах и подразделениях.
    При выборе программно-аппаратных платформ и отдельных бизнес приложений должны применяться непротиворечивые, согласующиеся технологии, соблюдаться единая технология эксплуатации и обслуживания системы. Помимо этих ключевых требований, есть еще целый ряд общих технических требований для любой информационной системы:
    быстродействие, то есть достаточно малое время реакции системы (единицы секунд) при вводе, поиске и обработке информации;
    надежная защита от несанкционированного доступа к данным и регистрация действий персонала;
    удобный пользовательский интерфейс рабочих мест;
    возможность масштабирования и развития системы;
    интеграция с модулями, используемыми в системе передачи данных;
    возможность проведения конвертации данных из использовавшихся в прошлом приложений в новую систему;
    высокая надежность работы.
    Методика создания корпоративных информационных систем содержит ряд следующих общих положений:
    Технология построения системы по моделям "как надо", без попыток программирования действующих сейчас алгоритмов, так как использование в работе программных приложений - это не просто сокращение бумажных документов и рутинных операций, но и переход на новые формы ведения документооборота, учета и отчетности.
    Технология построения систем с подходом "сверху вниз". Если решение об автоматизации принято и одобрено высшим руководством, то внедрение программных модулей осуществляется с головных предприятий и подразделений, а процесс построения корпоративной системы проходит гораздо быстрее и эффективнее, чем при внедрении системы первоначально в низовые подразделения.
    Технология поэтапного внедрения. Первыми объектами автоматизации становятся те участки, на которых в первую очередь необходимо наладить процесс учета и формирования отчетных документов для вышестоящих органов и смежных подразделений.
    Привлечение к разработке будущих пользователей. Система должна поддерживать такую схему взаимодействия между модулями и автоматизированными рабочими местами, которая отвечала бы требованиям и техническим возможностям пользователя.
    Трудности и сложности применения информационной системы для малого бизнеса заключаются в большом многообразии предприятий, в разных формах организации производства, в широком ассортименте выпускаемой продукции. Все это обуславливает создание информационной системы для малого бизнеса, по объему и функциональным возможностям соизмеримых с информационной системой крупных корпораций, поэтому, с одной стороны, можно проектировать информационную систему для отдельных компаний, учитывая их специфику. Но разработка индивидуальной информационной системы для каждого предприятия экономически невыгодна. Особенно это касается малых предприятий, когда практически каждое из них несет особенность организации процессов, позволяющих данному быть конкурентоспособным [4].
    К решению о необходимости внедрения  информационных технологий приходит все большее число руководителей предприятий самых разных сфер бизнеса. Конкуренция не дает возможности остановиться и расслабиться. В то же время, только информационные системы как таковые и технические средства, применяемые для их внедрения, не являются достаточными для достижения конкурентного преимущества. Эффективность от их внедрения проявляется лишь при должном внимании к вопросам менеджмента и организационным аспектам.
    Потребность в информационных технологиях многолика  и проявляется в конкретных условиях. Существуют виды деятельности, где информация особенно важна. Это, например, банковская, биржевая деятельность. В таких организациях применение информационных технологий жизненно необходимо.
    С точки зрения российских руководителей, основным препятствием для внедрения комплексных автоматизированных систем управления являются:
    1. слишком большие сроки внедрения;
    2. слишком большие временные затраты сотрудников предприятия в процессе внедрения;
    3. непредвиденный рост затрат во время выполнения проекта;
    4. нежелание исполнителя закрепить в договоре критерии успешного внедрения и свою ответственность;
    5. негибкость внедряемых решений;
    6. недостаточное знание исполнителями специфики деятельности российских предприятий и отсутствие опыта успешного внедрения на сходных предприятиях;
    7. сосредоточенность исполнителя на технике, а не на бизнесе.
    Организации различаются по эффекту, который  ожидается от внедрения компьютерных информационных систем. В некоторых  случаях грамотное внедрение  специальных информационных систем может благоприятно повлиять на достижение конкурентного преимущества, например, за счет улучшения согласованности в работе с удаленными агентами или за счет увеличения скорости выполнения заказов. В других ситуациях компьютерная техника может облегчить выполнение рутинных операций и способствовать систематизации информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ информационного обеспечения управления предприятием.
2.1 Общая характеристика объекта исследования.
    Акционерное общество открытого типа «Эксмаш»  учреждено в соответствии с Указом Президента Российской федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992г № 721.
    Общество  является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли.
    Основными видами деятельности Общества являются: научно-производственная деятельность; производство товаров народного  потребления; оказание платных услуг  населению; коммерческая деятельность; торгово-закупочная деятельность; строительство жилья и объектов культурно-бытового и производственно-технического назначения; внешне-экономическая деятельность; производство деревянных строительных изделий.
    В соответствии с Уставом ООО «Эксмаш», органами управления общества являются: общее собрание акционеров; совет директоров; единоличный исполнительный орган – генеральный директор.
    Управление  предприятием строится по линейному (начальник  основного производства – начальники цехов – мастера участков) и  функциональному (отделы и службы по направлениям деятельности) принципам.
    Эта форма управления имеет определённые преимущества и недостатки.
    В данный момент штат сотрудников фирмы  составляет 17 человек.
    Термин "организационная структура" сразу  же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения. Рассмотренные соотношения ограничены двумя измерениями: вверх - вниз и поперек, так как мы оперируем с ограниченным допущением, согласно которому организационная структура должна быть представлена на двумерной схеме, вычерчиваемой на плоской поверхности.
 

 

 
 
 
 


 
 


 

 
      
 

    Рис. 1.2. Организационная структура ОАО «Эксмаш»
    Очевидно, что для достижения такого равновесия организация должна иметь достаточно гибкую структуру. (Хотя гибкость не гарантирует  приспособляемости, тем не менее  она необходима для достижения последней).
    Основы  линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого  процесса по функциональным подсистемам  организации. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
    Преимущества организационной структуры ОАО «Эксмаш» (Рис. 2):
    четкая система взаимных связей функций и подразделений;
    четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
    ясно выраженная ответственность;
    быстрая реакция исполнительных подразделений на указания вышестоящих.
     Недостатки  организационной структуры ОАО  «Эксмаш»:
    отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;
    тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
    малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
    критерии эффективности и качества работы подразделений в целом - разные;
    тенденция к формализации оценки эффективности работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
    большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
    перегрузка управленцев верхнего уровня;
    повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
    Общество  состоит из различных подразделений и отделов. Большинство подразделений занимаются производством продукции и оказание платных услуг населению. В состав общества входят следующие подразделения:
    Центр основного производства продукции;
    Подразделения производства продукции;
    Участки производства продукции;
    Производственно-коммерческие подразделения;
    Сервисные подразделения;
    Подразделения управления (Бухгалтерия, Управление эксплуатации, Управление региональной политики, Управление юридического и кадрового обеспечения).
    Проблемами  информатизации в ОАО «Эксмаш» занимаются два отдела: Отдел сетевых технологий и Отдел программных систем, объединенные в Управление информатизации, которое разрабатывает и внедряет компьютерные технологии на предприятиях и в организациях края.
    Отдел сетевых технологий проводит работы по обслуживанию сети Интернет и Внешней  электронной почты. Разработана  и сдана в эксплуатацию   головная   страница   Web-сервера в сети Интернет.
    Отделами  Управления были выполнены следующие  мероприятия: внедрены автоматизированная система учета кадров и расчета  заработной платы, автоматизированная система учета и контроля поручений; успешно эксплуатируется система электронного документооборота на основе локально-вычислительной сети. 

2.2 Технико-экономические показатели.
    Для анализа технико-экономических показателей  используется годовая бухгалтерская отчётность за несколько лет.
    Устойчивость  финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложений финансовых ресурсов в активы. Наиболее общее представление об имевших место изменениях в структуре имущества, а также его динамики можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа баланса организации (Таблица № 2.1) 
    Таблица № 2.1
    Анализ  структуры и динамики имущества  организации (тыс. руб.)
Показатели 2007 год 2008 год 2009 год удельный  вес, % отклонения темп  роста, % темп  прироста, %
на  начало периода на конец  периода по сумме по удельному  весу
1.Внеоборотные активы 5 213  3 152  2 178  72,96% 51,13% -3 035  -21,83% 41,78 -58,22
2. Запасы, затраты 1 080  1 010  1 082  15,12% 25,40% 10,28% 100,19 0,19
3. Дебиторская задолженность 454  386  246  6,35% 5,77% -208  -0,58% 54,19 -45,81
4. Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения 398  549  754  5,57% 17,70% 356  12,13% 189,45 89,45
Баланс 7 145  5 097  4 260  100 % 100% -2 885  71,34 -28,66
 
    В результате осуществления горизонтального и вертикального анализа актива баланса можно сказать, что: наибольший удельный вес в структуре имущества организации на начало периода (73%) и на конец периода (51,1%) имели внеоборотные активы. Высокий уровень внеоборотных активов является нормальным для данной сферы деятельности, но отрицательным  фактом является то, что на конец периода происходит снижение уровня внеоборотных активов.
    Источники финансирования организации отражаются в пассиве баланса. Оценка структуры  и динамики осуществляется на основе результатов горизонтального и вертикального анализа пассивов организации (Таблица № 2.2).
    На  основе анализа структуры и динамики источников финансирования организации  можно сделать следующие выводы: В источниках финансирования организации на начало периода (173,9%) и на конец периода (241,6%) преобладает кредиторская задолженность. За анализируемый период произошло уменьшение суммы источников финансирования на 40,4 %. Наибольшее уменьшение произошло по статье «краткосрочные кредиты и займы» (-100%).
    Таблица № 2.2
    Анализ  структуры и динамики источников финансирования (тыс. руб).
показатели 2007 год 2008 год 2009 год удельный  вес, % отклонения темп  роста, % темп  прироста, %
на  начало периода на конец  периода по сумме по удельному весу
1. Источники собственных средств -6 193  -6 192  -6 191  -86,68 -145,3 -58,65 99,97 -0,03%
2. Долгосрочные кредиты и займы 161  161  161  2,25 3,78 1,53 100 0,00%
3. Краткосрочные кредиты и займы 750  530  10,50 0,00 -750  -10,50 0,00 -100%
4. Кредиторская задолженность 12 427  11 840  10 290  173,93 241,55 -2 137  67,62 82,80 -17,2
Баланс 7 145  6 339  4 260  100% 100% -2 885  88,72 -11,28
 
    В составе текущих активов наибольший удельный вес имеют запасы, которые составляют 42,2% на начало периода и 39,4% на конец периода. Очень высокий уровень дебиторской задолженности в составе текущих активов является отрицательным фактором в деятельности организации. Отвлечение значительных средств в дебиторскую задолженность может привести к финансовым затруднениям – к снижению платежеспособности организации, перебоям в текущей деятельности. (Таблица № 2.3.)
    Таблица № 2.3
    Анализ  структуры и динамики оборотных активов. (тыс. руб.)
показатели 2007 год 2008 год 2009 год удельный  вес, % отклонения темп  роста, % темп  прироста, %
на  начало периода на конец  периода по сумме по удельному  весу
1. Запасы 815  713  821  42,18 39,43 -2,75 100,74 0,74
2. НДС по приобретённым ценностям 265  240  261  13,72 12,54 -4  -1,18 98,49 -1,51
3. Дебиторская задолженность 454  380  246  23,50 11,82 -208  -11,6 54,19 -45,81
4. Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения 398  511  754  20,60 36,22 356  15,61 189,45 89,45
Оборотные активы всего 1 932  1 844  2 082  100% 100% 150  107,76 7,76%
 
    Показателями  эффективности управления текущими активами являются:
    1.Коэффициент  оборачиваемости оборотных активов  (Кооа)
    Кооа = Выручка / среднегодовую стоимость  текущих активов
    Кооа = 31 / ((1932 + 2082)/2) = 0,02 - это означает, что в течение 3х лет  средства, инвестированные в текущие активы, оборачиваются в среднем 0,02 раз.
    2. Период оборота текущих активов  = 360 / Кооа = 360 / 0,02 = 18000 (дня)
    Т.е. текущие активы совершают один оборот в среднем за 18000 дней, что является очень большим сроком.
    3. Абсолютная экономия (перерасход) оборотных средств (Эос):
    Эос = сумма оборотных средств на конец  периода – сумма оборотных  средств на начало периода
    Эос = 2082 – 1932 = 150 (тыс. руб.)
    4. Относительная экономия оборотных (Эотн.ос) средств определяется с учетом изменения объема продаж: Эотн.ос = Эос * индекс изменения выручки
    Эотн.ос = 150 * 0 = 0
    5. Величину прироста продукции  за счет ускорения оборачиваемости  оборотных средств можно определить  следующим образом:  DNо = (Коос1 – Коосо) * Эос,
    где: DN  - рост объема продукции;
    Коос1, Коосо – коэффициенты оборачиваемости  оборотных средств за отчетный и  базисный период;
    DNо = (0,01 – 0,02) * 150 = -1,5
    Анализ  движения денежных средств  прямым методом дает возможность оценить ликвидность организации и принимать оперативные меры для обеспечения достаточности средств по текущим платежам организации. Однако этот метод не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения средств на счетах организации. Прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежных средств, а исходным элементом является выручка (Приложение 1).    
    Для  оценки финансового состояния организации  необходим и анализ структуры  и динамики источников собственных (Приложение № 2), заемных и привлеченных средств Основной источник информации – бухгалтерский баланс.
    Обобщающими  показателями эффективности деятельности организации являются показатели рентабельности (таблица № 2.4).
    Таблица № 2.4
    Показатели  рентабельности ОАО «Эксмаш» за 2007-2009 года.
показатели 2007 год 2008 год 2009 год
1. Рентабельность (прибыльность) продукции,  услуг 5,92% 5,74% 5,66%
2. Рентабельность продаж 7,11% 6,89% 6,45%
3. Предельная рентабельность 1,02% 0,18% 0,13%
4. Рентабельность активов 1,77% 1,53% 1,47%
5. Рентабельность текущих активов 4,86% 4,28% 4,19%
7. Рентабельность собственного капитала -0,01% -0,02% -0,01%
    Полученные  результаты рентабельности, характеризующие  окончательные результаты хозяйствования предприятия, свидетельствуют о  том, что уровень рентабельности чрезвычайно мал, на основании чего можно сделать вывод, что организация финансово неустойчива и не рентабельна.
    По  результатам анализа можно сделать  следующие выводы, что у данной организации:
    - очень низкий финансовый ресурс, который не даёт своевременно исполнять свои обязательства;
    - очень высокий срок возможного  погашения кредиторской задолженности; 
    - на конец периода произошло  увеличение удельного веса всех  товарных кредитов и задолженности  по бюджету в общей сумме долгов;
    - текущие обязательства почти  не покрываются оборотными активами;
    - оборотные активы сформированы  за счёт заемных средств; 
    - крайне низкая степень обеспеченности  собственными оборотными средствами.

2.3. Анализ системы документооборота.

    Система документооборота - такая же часть производственной инфраструктуры, абсолютно равноправная и необходимая, как и оборудование, ресурсы и персонал. Эта идея понятна любому руководителю.  Руководитель теряет много времени от неправильно или несвоевременно оформленных документов, от неверных управленческих решений или от невозможности быстро найти нужный документ.
      Все документы, которые обращаются  в системе документооборота, в  ОАО «Эксмаш» разделяют следующим  образом: входящие; исходящие; приказы (по основной деятельности, по командировкам, по личному составу); внутренние (финансовые, служебные).
    Затраты времени на составление документов зависят от сложности документа, от наличия уже подобных готовых  документов и от технического обеспечения (наличие современного персонального компьютера, программного обеспечения и принтера).
    Секретарями организации ведётся регистрация  всех документов в специальных журналах. Кроме того, действует система  контроля поручений в электронном  виде.
    Фактически  в приёмной работают два человека. Это две секретаря, иногда даже один. Они вдвоём не в состоянии выполнять все эти функции и поэтому систему электронного контроля поручений не используют по назначению. В эту систему вводят документы на контроле уже прошедшим числом. Нет единого эталона составления приказов, служебных записок. Нет чёткого установленного времени на регистрацию документов. Документ на подписи у ректора может пролежать неограниченное время или потеряться. Электронная почта не используется, так как приглашение на ректорат или простое оповещение сотрудников делается по телефону или устно при встрече.
    Использование локальной сети позволяет обмениваться сообщениями между сотрудниками организации в виде электронной  почты. Это как раз примерно в  два раза сокращало количество служебных записок из года в год. Возросла деловая активность организации, выручка от реализации и соответственно растут потоки входящих и исходящих документов.
    В ОАО «Эксмаш» есть утверждённая схема документооборота. (Рисунок 2.1).
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2.1. Документооборот в ОАО «Эксмаш»
    Однако, если удастся создать такую систему  документооборота, которая приведёт к сокращению потоков документов из бухгалтерии или административного  отдела, то это приведёт к более  значительным результатам.
    В результате проведённого анализа в этом можно сделать вывод, что основные потоки информации идут через бухгалтерию и административный отдел. В результате внедрения в локальной сети и попытка автоматизировать частично документооборот выявлено общее снижение потока документов. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования системы документооборота и внедрения современных информационных комплексных систем.
    Оснащение различной техникой, позволяет экономить  управленческие и накладные расходы, проводить более эффективное внутрифирменное планирование, управление и контроль. Обеспечить руководителя как можно быстрее необходимой ему достоверной информацией для принятия оперативных решений возможно с помощью новейших технических средств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование информационного обеспечения в организации.
3.1 Практическое применение комплексных информационных систем на предприятии.
    Деятельность  любой организации представляет собой совокупность выработанных в повседневной практике деловых процессов, в которые вовлечены финансовые, материальные, кадровые, информационные и прочие виды ресурсов. Именно деловые процессы определяют порядок взаимодействия отдельных сотрудников и целых отделов, а также принципы построения информационных систем.
    Сформированная  таким образом система характеризуется одновременно универсальностью и эффективностью. Интегрированный комплекс может создаваться на базе разрозненных автоматизированных рабочих мест, т.е. с использованием уже имеющегося системного и прикладного программного обеспечения.
    Информационная  система “Галактика” изначально проектировалась как интегрированная управленческая система, поддерживающая автоматизацию задач планирования финансовой и хозяйственной деятельности, учета и контроля результатов выполнения планов, анализа итогов хозяйствования. Все элементы цикла управления материальными, финансовыми, людскими ресурсами реализованы в системе комплексно, в едином информационном пространстве, а соответствующая прикладная функциональность апробирована в условиях реальных бизнес-процессов.
    Система постоянно развивается: наращивается функциональность, ее архитектура совершенствуется в сторону большей открытости, улучшается эргономика, отслеживаются изменения в законодательстве, предоставляются дополнительные средства информационного обмена с другими программными решениями.
    К настоящему времени система прошла апробацию на сотнях предприятий  и продолжает интенсивно развиваться. Система “Галактика” обладает следующими особенностями:
    Адаптированность по отношению к профилю деятельности предприятия любой формы собственности.
    Широкий набор параметров настройки специфических особенностей хозяйственной, финансовой и производственной деятельности предприятия.
    Разграничение оперативного и бухгалтерского учета при полной их интеграции на уровне базы данных.
    Охват всего типового спектра экономических функций.
    Единый пользовательский интерфейс.
    Поддержка сети и распределенной базы данных для обмена информацией между подразделениями, филиалами, офисами.
    С точки зрения решаемых задач систему  “Галактика” можно условно разделить  на несколько функциональных контуров. Каждый контур, в свою очередь, состоит из нескольких модулей. Модульность построения системы допускает как изолированное использование отдельных составляющих, так и их произвольные комбинации в зависимости от потребностей заказчика.
    Контур  управления персоналом – предназначен для автоматизированного учета кадров и выполнения вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала предприятий.
    Контур  управления финансами – обеспечивает решение задач финансового менеджмента, предоставляет набор средств для управления бюджетом, ведения платежного календаря и финансового анализа.
    Контур  бухгалтерского учета – функционально полная система ведения бухгалтерского учета на предприятиях любой формы собственности и видов деятельности. Единое информационное пространство системы обеспечивает автоматическое отражение в бухгалтерском контуре всех хозяйственных операций. Механизм типовых хозяйственных операций – универсальное средство для формирования проводок.
    Контур  логистики – охватывает разнообразные задачи, связанные с организацией и управлением производственной и коммерческой деятельностью предприятия.
    Контур  управления производством – позволяет автоматизировать техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование на предприятиях различных отраслей промышленности, таких как машиностроение и приборостроение; легкая, пищевая, химическая, горнорудная промышленность; черная и цветная металлургия.
    Контур  специализированных решений – осуществляет учет сырья, переданного для переработки сторонней организации, а также полученной от этой организации готовой продукции; кроме того включает решение для автотранспортных предприятия, предприятий розничной торговли, организаций, где необходимо вести учет специальной и форменной одежды.
    Контур  управления взаимоотношениями  с клиентами – ориентирован на сотрудников отделов сбыта, технической поддержки, маркетинга, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами, ответственны за регистрацию контактов с ними, продаж, сделок и договоров на гарантийное и абонентское обслуживание.
    Контур  администрирования – набор сервисных средств для квалифицированного пользователя и программиста, обеспечивающих администрирование базы данных, корпоративный обмен данными, обмен документами с внешними информационными системами, а также проектирование пользовательского интерфейса и отчетов.
    Другое  перспективное направление развития решений корпорации – разработка Интернет-приложений, которые должны создать единое информационное пространство для предприятия заказчика и его контрагентов, с возможностью автоматизации всех функций материально-технического снабжения и увязки в единой цепочке звеньев внутрикорпоративных бизнес-процессов: бухгалтерии и финансов, учета материальных ценностей, снабжения, сбыта, планирования и анализа. В интегриророванном Интернет-решении каждое рабочее место оказывается подключенным как к внутренней зоне, в которой решаются локальные задачи управления ресурсами, так и к внешней – торговой площадке, через которую осуществляется связь и взаимодействие с партнерами и контрагентами. При этом клиент не будет чувствовать разницы между работой в локальной сети и через Интернет [14].
    Еще один распространенный вид – это информационная система  Scala – это современный инструмент управления различными областями деятельности предприятия, используемый более чем в 100 странах уже в течение многих лет.
    Комплексный набор модулей Scala охватывает такие  аспекты бизнеса, как финансы, материально-техническое снабжение, управление производством, сервисное обслуживание, ведение проектов и управление персоналом.
    Финансовые  модули ПО Scala объединяют все функциональные возможности “Главной книги”, “Книги продаж” и “Книги закупок” с элементами выбора, такими как “Ведение основных средств”, “Консолидация компаний” и “Планирование движения денежных средств”.
    “Главная  книга” - функциональное ядро системы Scala: в ней описывается структура  компании или холдинга. Здесь, используя гибкую десятимерную структуру финансового и бухгалтерского учета, можно установить любую схему группировки и кодирования счетов. Для уменьшения объема повседневной рутинной деятельности финансовых работников и бухгалтерии “Главная книга” выполняет автоматическое распределение, накопление, делает полный запрос и формирует готовые на подпись отчеты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.