На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование как одна из функций менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. 3
1.1.Общее  понятие, сущность  и  роль  планирования. 3
1.2. Задачи, цели,методы  и принципы планирования 4
1.3. Характеристика видов  планирования 8
Глава 2 11
2.1ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ 11
    2.1.1  Понятие и содержание  стратегического  и тактического  планирования 11
    2.1.2. Процесс разработки  планов 12
2.2. Задачи,Функции и  структура плановых  служб 15
Заключение
Список  использованной литературы
 


ВВЕДЕНИЕ

 Переход от  командно-административной системы  управления экономикой к рыночной  экономике требует кардинальной  перестройки системы управления  предприятием. Естественно, это требует  перестройки всей системы планирования  на предприятиях, поскольку планирование - это одна из важнейших основных  функций управления в любой  социально-экономической системе  или подсистеме. Предметом исследования  курсовой работы является содержание  планирования на предприятии.
     Известный  американский специалист в области  управления И. Ансофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку.
Роль людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и  эффективность непосредственно  связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних  факторов: конкуренции, законодательной  базы, экономико-социального состояния  общества; создание конкретного плана  действий и развития предприятия.
На уровне организации  задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов  организации и интересов отдельных  работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем  уплаты налогов, а интересы организации  и персонала - через оплату труда.
Основная цель планирования состоит в том, чтобы  насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения  задач, стоящих перед организацией.
Планирование  предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер  и мероприятий; методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственное действие, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса  операций.
 

Глава 1.

1.1.Общее понятие, сущность и  роль  планирования.

Планирование  - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. В широком же смысле слова планирование - это задание целей любой системе или подсистеме. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым», то есть предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей. В масштабах же предприятия планирование было и остается основным механизмом регулирования пропорций производства, поскольку его подразделения вступают в отношения друг с другом не как независимые товаропроизводители, а как участники единого производственного процесса[1].С позиций управления производством, планирование - одна из важнейших основных функций.
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех  любого хозяйствующего субъекта может  обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких  сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы  и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено  управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования  рыночного механизма в области  использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности  хозяйственного субъекта.
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и  спроса рынка. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период, определения хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции  менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности  все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия  для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между  отдельными структурными подразделениями  организации, включающими всю технологическую  цепочку: научные исследования и  разработки, производство и сбыт. Эта  деятельность опирается на выявление  и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся  ресурсов и перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость  увязки планирования с маркетингом  и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации  рынка, тем точнее компании могут  определить его размеры и воздействовать на его развитие.
Являясь важнейшей  составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным  расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом  поиске возможностей действовать и  в прогнозировании последствий  этих действий в заданных условиях.

1.2. Задачи, цели и принципы планирования .

       Итак, планирование – это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. В процессе планирования, как важнейшей и основополагающей функции управления, решаются следующие задачи:
     - обеспечение целенаправленного  развития организации в целом  и всех ее структурных подразделений;
     - перспективная ориентация и раннее  распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем  состояние объекта и предусматривает  конкретные меры, направленные на  поддержку благоприятных тенденций  или сдерживание отрицательных;
     - координация деятельности структурных  подразделений и работников организации.  Координация осуществляется как  предварительное согласование действий  при подготовке планов и как  согласованная реакция на возникающие  помехи и проблемы при выполнении  планов;
     - создание объективной базы для  эффективного контроля. Наличие  планов позволяет производить  объективную оценку деятельности  предприятия путем сравнения  фактических значений параметров  с планируемыми по принципу  «план-факт»; 
     - стимулирование трудовой активности  работающих. Успешное выполнение  плановых заданий – объект  особого стимулирования и основание  для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников;
     - информационное обеспечение работников  организации. Планы содержат важную  для каждого участника информацию  о целях, прогнозах, альтернативах,  сроках, ресурсных и административных  условиях проведения работ.
  Цели организации устанавливаются в рамках миссии, они выражают конкретные направления деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
     Целями  организации могут  быть:
     - снижение издержек производства  и обращения;
     - увеличение (удержание) доли на  внутреннем и внешнем рынках;
     - рост капитализации организации  (рыночной стоимости акций);
     - повышение уровня инвестиционной  привлекательности организации;
     - ориентиры организационного развития (например, выделение стратегических  бизнес-единиц);
     - и другие.
     К целям предъявляются следующие  требования:
     - конкретность и измеримость;
     - ориентация во времени;
     - достижимость: цели должны быть  реалистичными;
     - совместимость целей организации  в целом и целей ее подразделений.
      Определив стратегические цели, важно установить их приоритеты, так как нет возможности  решать все проблемы одновременно. Одной из самых распространенных причин неудачи планирования является отсутствие ясно и четко выраженной и тщательно продуманной постановки целей.
     Задачи выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается.
Принципы  планирования:
Определяющим  содержание и результаты действия плановых служб является использование принципов планирования[2].Эффективность планирования как функции управления во многом определяется тем, насколько соблюдены его принципы. Принципы планирования – это общие правила, соблюдение которых создает предпосылки для эффективной работы организации и уменьшает возможность получения отрицательных результатов.
      К их числу этих принципов относятся  системность, участие, непрерывность, гибкость, эффективность.
    Принцип системности предполагает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Предприятие - это сложная, многоуровневая социально-экономическая система. В каждой из подсистем осуществляется функция планирования. Принцип системности планирования реализуется по вертикали путем интеграции и дифферентации, а по горизонтали - путем координации планов структурных подразделений предприятия.
    Принцип участия тесно связан с принципом системности. Он предполагает, что каждый работник предприятия должен быть в той или иной мере участником плановой деятельности. Конечно, привлекать рабочего к составлению стратегического плана предприятия неразумно (конкретный процесс планирования должен охватывать тех, кого он непосредственно касается). Очень важно привлечь линейных руководителей высшего уровня к разработке стратегических планов. Работники плановых служб должны работать в тесном контакте с линейными руководителями. Рабочих же можно и нужно привлечь к планированию на уровне участника. Решающая роль при этом принадлежит мастеру. Какие проблемы здесь можно решать? Это увеличение (при необходимости) объемов выпуска продукции, рост производительности труда, снижение издержек, повышение качества. Реализация принципа участия дает следующие результаты:
    каждый из работников предприятия (подразделения) получает более глубокое понимание деятельности предприятия (подразделения);
    личное участие работников в процессе планирования приводит к тому, что планы предприятия (подразделения) становятся личными планами работающих, а их реализация приносит личное удовлетворение;
    работники предприятия, занимаясь планированием, развивают себя как личности.
    Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно, а разработанные планы непрерывно приходить на смену друг другу, перекрывать друг друга. Это обусловлено неопределенностью внешней и внутренней среды, сменой условий существования, и как следствие происходит корректировка планов. Изменяются не только условия, но и представление об условиях и возможностях предприятия.
    Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Состоит в придании планам способности менять свои параметры, поэтому в планах обычно предусматриваются резервы. Эти резервы должны быть оптимальными, иначе затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупятся. В условиях рыночной экономики резервы обычно создаются в мощностях. А вообще принцип гибкости реализуется в известном афоризме: «План не догма, а руководство к действию».
    Принцип эффективности заключается в том, что затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, то есть планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для управления при наличии соответствующей плановой службы, ведь ее содержание также требует средств.

1.3. Характеристика видов планирования

Каждый вид  планирования отличается составом решаемых задач, используемой информацией, планируемыми параметрами и степенью их детализации, методами выполнения плановых расчетом.
Таблица 1.1 Схема классификации  видов внутрифирменного планирования
Критерий  классификации Вид планирования
1. Период  планирования Долгосрочное (более 5 лет) Среднесрочное (от 1 года до 5 лет)
Краткосрочное (до 1 года)
Оперативно-календарное (1 месяц)
2. Уровень  планирования  Организация в  целом Подразделение
Проект
Отдельный исполнитель
3. Предмет  планирования НИОКР Производство
Сбыт
Снабжение
Персонал
Финансы
Прочие 
4. Содержание  планирования Продуктово-тематическое Ресурсное
Календарное
5. Цель  планирования Стратегическое Тактическое
 
Кратко охарактеризуем каждый вид планирования:
     Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства. На производственной стадии это вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.
     Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематичских заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации.
     Календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.
     Стратегическое  планирование состоит в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.
     Тактическое планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации.
Состав и сочетание  различных видов планов в рамках отдельной организации формируются  исходя из принятой в ней концепции  планирования.
 

Глава 2

2.1ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ

  2.1.1  Понятие и содержание стратегического и тактического планирования

     В процессе планирования выделяют две  основные стадии:
     - разработка стратегии (перспективное,  стратегическое планирование);
     - определение тактики реализации  выбранной стратегии (тактическое,  оперативное планирование).
     Хотя  все виды планов различаются не только по содержанию, но и по срокам, в отдельных  случаях достаточно трудно отличить стратегический план от тактического или тактический от оперативного. Выделим три основных различия между  этими видами планирования:
     - чем более отдаленный срок  реализации имеет план и чем  труднее от него отказаться, тем  более стратегическим он является;
     - чем шире влияние плана на  функционирование организации в  целом, тем более стратегическим  он является;
     - стратегическое планирование занимается  в основном определением целей  и ориентировано на результаты  и ограничено на средство их  достижения. Оперативное и тактическое  планирование занимаются выбором  средств для выполнения намеченных  целей.
     Стратегия организации представляет совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Но стратегическое и долгосрочное планирования – понятия отнюдь не равнозначные. Стратегия – это прежде всего направление развития. Она не только обозначена в конкретных временных рамках, но включает в себя всю совокупность глобальных идей развития организации. Стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабности мышления разработчиков и действий по ее реализации. Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.
     Оперативное и тактическое планирование имеют  дело с постановкой и разработкой  путей решения тактических задач, подчиненных стратегическим целям. Они обычно охватывают краткосрочный  и среднесрочный периоды и  являются объектом деятельности среднего и низшего управленческого звена. Основной вопрос перспективного планирования – чего хочет добиться в будущем  организация. Оперативное же планирование конкретизирует, каким образом, какими путями организация будет добиваться поставленной цели.
     Стратегия (от греч. Strategos – искусство генерала) – это оптимальный набор правил и приемов, предназначенных для достижения целей организации и реализации ее миссии. Начало перспективного, стратегического планирования – формулирование миссии организации.

2.1.2. Процесс разработки планов

      Процесс планирования – это построение  операций  в такой последовательности, при которой одно событие должно произойти за другим. Но не только. Данный процесс нуждается в гибкости, эластичности и управленческих знаниях.
     Он  состоит  из следующих этапов:
     - анализ и оценка внешней и  внутренней среды. Определяются  главные компоненты  организационной  среды, выделяются те из них,  которые имеют особое значение, обеспечивают сбор и отслеживание  информации об этих компонентах,  составляются прогнозы  будущего  состояния среды, производится  оценка  реального положения в  ней объекта планирования;
     - устанавливают ориентиры деятельности, комплекс целей и задач;
     - формируются различные варианты  стратегии;
  - производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее изучение;
  - разрабатывается окончательный вариант стратегического плана;
     - осуществляется среднесрочное планирование. Подготавливаются  среднесрочные  планы и программы;
     - на основе  стратегического плана  и результатов  среднесрочного  планирования  разрабатываются   годичные  оперативные планы и  проекты;
     - доведение плановых решений   до исполнителей  в виде плановых  заданий, нормативов, сроков, показателей;
  - определение предпосылок для корректировки существующих планов  или формирование новых планов  в случае несоответствии  результатов реализации соответствующим плановым показателям;
     - определяются предпосылки  для  формирования  новых плановых  программ, в которых будут учитываться   выполнение плановых заданий   и наличие расхождений  между  плановыми показателями и фактическим  их выполнением.
  
 
 
 
 
 
 

Рис.2.1.Общая схема алгоритма планирования выглядит следующим образом:
                            
                           Формулировка  миссии объекта  планирования
                                                                
                            Определение цели и задач объекта  планирования
 
                          Анализ  и оценка внешней и  внутренней среды объекта
                          Разработка и анализ альтернатив  стратегического  развития 
 
                        Выбор оптимального  варианта  стратегии
 
                                       Реализация стратегии 
          
                      Оценка и при необходимости  – корректировка  стратегии
 


2.2. Задачи,Функции и структура плановых служб

 
Руководство планово-экономических  служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и  другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной  плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие  в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических  целей, создании необходимой нормативной  базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.
В планировании своей деятельности участвуют все  службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах  и отделах организуются планово-экономические  бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических  служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы  собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции  выполняются экономистами-менеджерами  высшего звена. Каждое предприятие  самостоятельно выбирает структуру  своих планово-экономических органов.
Основой для  выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные  планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности  и соотношений различных категорий  персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических  служб на крупных предприятиях могут  быть названы последовательные структурные  звенья: генеральный директор >  главный экономист > планово-экономическое  управление > планово-финансовый отдел  > планово-расчетное бюро. При  функциональной подчиненности право  принимать решения и давать руководящие  указания предоставляется применительно  к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.
При линейно-функциональной структуре управления по каждому  уровню формируется состав служб, пронизывающий  все предприятие «сверху донизу»
Рис. 2.2. Линейно-функциональная структура управления предприятием
 

 
Работа в отделе строится на разграничении функций  его работников, персональной ответственности  каждого работника за надлежащее и своевременное исполнение возложенных  на него обязанностей.
Начальник отдела осуществляет функции представительства  при проведении рабочих совещаний  и иных мероприятий на предприятии, несет ответственность за надлежащую организацию исполнения отделом  возложенных на него обязанностей. Конкретные права и обязанности  работников отдела определяются должностными инструкциями.
 
Основными задачами планово-экономического отдела являются:
· проведение работ  по экономическому планированию предприятия;
· проведение работ  по учету и анализу результатов  производственно-хозяйственной деятельности;
· подготовка установленной  статистической отчетности;
· методическое обеспечение соответствующих вопросов;
· участие в  рассмотрении разрабатываемых планов, рабочих программ
 
В соответствии с поставленными  задачами отдел осуществляет следующие функции:
· подготавливает исходные данные для составления  проектов перспективных, годовых и  оперативных планов;
· составляет тарификационные  списки, штатные расписания, сметы  доходов и расходов;
· выполняет  расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам необходимым  для проведения работ (услуг), исследований и разработок.
· разрабатывает  мероприятия по обеспечению режима экономии, выявлению резервов, повышению  эффективности работ;
· определяет экономическую  эффективность проводимых работ, исследований, разработок;
· принимает  необходимые меры по использованию  современных технических средств  при выполнении расчетов и вычислительных работ;
· выполняет  необходимую работу, связанную с  нерегламентными расчетами и  контролем за их исполнением;
· вносит изменения  в справочную и нормативную информацию;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.