На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие социологического исследования и его виды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Пермский Государственный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по теме: 

Понятие социологического исследования и его виды. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:
                  студент з/о ФСФ:
                  Леденцов  В.Ю. 

                  Проверил:
                  Германов  И.А. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Пермь.  2010 г.
 

 

1. Введение………………………………………………………………………...3 

2. Понятие социологического  исследование…………………………………....4
3. Программа исследования…………………………………………………........5
4. Виды социологического исследование…………………………………….…9 

5. Заключение………………………………………………………………….....14 

6. Список литературы………………….………………………………………...15 

Введение 

        Отдельные эмпирические социологические исследования проводились в зарубежных странах еще в XIX в., систематическими же они стали лишь в первой половине XX в. В 20-е и 30-е годы в нашей стране также бы осуществлен ряд исследовательских проектов. Регулярные эмпирические исследования ведутся лишь со второй половины 50-х годов. В настоящее время функционируют десятки социологических центров, среди которых наиболее известные - Институт социологии РАН, Институт сравнительных социальных исследований, Институт социально-политических исследований РАН, Независимый институт социальных и национальных проблем, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и др. Сейчас практически нет такой сферы человеческой жизни, которая не изучалась бы социологами.
        В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование. Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.
        Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности. С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы. Социологическое исследование - один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах. В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием. Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в данном реферате. 
 
 

Понятие социологического исследования 

Социологические исследование - совокупность логических взаимосвязных, последовательных, методологических, методических, и организационных технических процедур связанных меж собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении, в сфере труда, политической, экономической…,сфере.
Социологическое исследование включает четыре сменяющих  друга этапа: подготовку исследования; сбор первичной социологической  информации ; подготовку собранной  информации к обработке и ее обработку; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.
Несмотря  на то что каждое социологическое  исследование, претендующее на цельность  и законченность, включает вышеназванные  этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует. 

Основные понятия:
      Анкета (от франц. Enquete - расследование) - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме.
      Анкетер (Интервьюер) - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов.
      Бланк интервью - вопросник, используемый в очных интервью.
      Вопрос (в социологической анкете) - специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи.
      Данные - результаты наблюдений или информация, о действительности получаемая в ходе исследования.
      Интервью (от англ. interview - беседа с глазу на глаз) - один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.
      Интервьюер (анкетер) - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами с помощью опросника с целью сбора информации.
      Метод (греч. methodos - "путь к чему-либо") - способ исследования явлений или планомерный путь научного познания и установления истины. Метод в социологии - это способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования; совокупность приемов, процедур, операций познания социальной реальности, а также социального моделирования.
      Методика (гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социологии - это совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки социологической информации.
      Опрос - метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов.
      Пилотажное  исследование - мелкомасштабная проверка мер и процедур исследования, преследующая цель заблаговременно выявить все слабые места в его плане или инструментарии.
      Проблема-это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах, практических или теоретических действиях и незнание путей и средств их достижения.
      Респондент - лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации.
Программа исследования
      Программа содержит теоретическое обоснование  методологических подходов и методических приёмов изучения определённого явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования обеспечивает его проведение на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
      Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, чёткое и завершённое изложение следующих разделов: методологическая часть-формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методологическая часть-определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы её математической обработки.
      Столь ёмкая структура программы исследования не плод научной фантазии социологов. Она выверена  многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения самого исследования и анализа его результатов.
      Что касается формулировки и обоснования  проблемы исследования, то они возникают в связи с необходимостью получить полное представление о реально существующих противоречиях с расчётом найти оптимальные пути и средства их разрешения.
      Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает  перед нами сама жизнь, принято называть социальной проблемой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования существует ещё научная проблема, которая сравнима с состоянием знания о незнании определённых количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса. В частности это может быть незнание действительных причин миграции или снижения творческого потенциала работников и т.п.
      В процессе формулирования проблемы исследователи  стремятся к тому, чтобы в ней  получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее. При этом важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т.е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решённых.
      Следует опасаться и другой крайности-выдвижения проблем слишком широкого плана. Если трудно сразу придать формулировке ясность и чёткость, то, возможно, это удастся сделать в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки остальных частей программы.
      Иногда  в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что  происходит, как правило, в тех  случаях, когда сама исследовательская  программа нацелена на многопроблемный  анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, что может снизить качество собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит, в свою очередь, к старению данных, потери их актуальности, а порой и смысла исследования в целом.
      Определение цели исследования обычно предусматривает  решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надёжных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.
      Как уже было отмечено, научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы.
      Вместе  с тем причины возникновения  проблемы могут лежать и за пределами  объекта исследования. Это ведёт  к расширению его масштабов, чтобы  можно было подойти к её истокам.
      Чёткое  выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие). Следовательно, предмет социологического исследования предстаёт как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.
      Логический  анализ предусматривает осуществление  ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить  в инструментарии единую концепцию  социологического исследования, а значит, реализовать его цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нём гипотез.
      Суть  этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, которые  занимают главенствующее положение  в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых даёт возможность составить ясное представление о нём.
      При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия "социальная активность" предполагает выявление таких его составляющих, как активность трудовая, политическая, активность в сфере познания, культуры и т.д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности различных сторон (элементов) предмета исследования.
      Между логическим анализом основных понятий  и видом социологического исследования существует тесная зависимость. И чем  сложнее его вид, тем более  ёмкой и разветвлённой оказывается структура логического анализа основных понятий.
      В свою очередь характер анализа основных понятий оказывает непосредственное воздействие на логику подготовки инструментария сбора социологической информации. Кроме того, как семантическая форма вычленения составных элементов исследуемого явления и установления между ними взаимосвязи логический анализ основных понятий помогает впоследствии правильно объяснить результаты социологического исследования.
      Каждый  раз реализация исследовательской цели базируется на определённой последовательности шагов, приёмов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования может быть задана при формулировании гипотез. Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Отсюда понятно, что предварительное выдвижение гипотез может повлиять на внутреннюю логику всего процесса исследования.
      Как правило, любое социологическое  исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о причинах возникновения изучаемой проблемы. В этом смысле гипотезы способствуют увеличению значимости исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и методов сбора социологической информации.
      Важно, чтобы выдвигаемые гипотезы не сковывали  мысль, не предопределяли итоговые результаты работы. Их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых понятий.
      По  значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и  дополнительные.
      Задачи  социологического исследования определяются в соответствии с его целью  и гипотезами и так же, как последние, могут быть условно разделены  на основные и дополнительные.
      Основные  задачи исследования отражают поиск  ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения ещё каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.
      Описательные  и аналитические социологические  исследования, как правило, включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определённого числа связанных с ними дополнительных задач.
      При характеристике обязательных требований к программе социологического исследования следует обратить особое внимание на интерпретацию и операционализацию основных понятий.
      Как бы ни осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс непременно носит  логико-познавательный характер, т.е. они  всегда получают какую-то интерпретацию.
      Основные понятия как бы задают ход исследованию, диктуют логику изучения проблемы и потому нуждаются в исчерпывающей интерпретации. Однако дать её не всегда легко. Одна из причин недостаточно строгой научной интерпретации того или иного понятия - широко распространённое и прижившееся в массовом сознании обыденное представление о понятии, не раскрывающее полностью его содержания. Поэтому если социолог изберёт это обыденное представление в качестве единственного ориентира, то он столкнётся с немалыми трудностями.
      Все выявленные на стадии интерпретации конкретные понятия требуют своего объяснения. Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые и характеризуют составляющие основного понятия. На этом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре уточнения предмета исследования.
      Эта процедура, кратко именуемая операционализацией, продолжает, а точнее, детализирует интерпретацию основных понятий. Такая  детализация заключается в расчленении  основного понятия на элементы (семантически на однозначно понимаемые термины). Получаемые при этом ещё более простые понятия принято называть операциональными.
      Таким образом, весь процесс логического  анализа основного понятия в  социологическом исследовании состоит  из двух этапов: выявление главных сторон предмета исследования путём интерпретации такого понятия, которое точно и полно отражает его сущность; выявление совокупности операциональных понятий, на которые "раскладывается" основное понятие. 
 

Виды социологических исследований 

1. Предметная область:
    Экономическое (маркейтинговое) исследование; - это исследование изучающие всю совокупность социально - экономических процессов, касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Маркетинговое исследование необходимо, чтобы уменьшить неопределенность, которая всегда сопутствует принятию маркетинговых решений.
    Политическое исследование; - изучает факторы, механизмы и формы социального действия людей в сфере государственной власти (политическое действие). Она тесно связана с политологией.
    Социальное исследование; - изучаются явления, лежащие на стыке социальной и экономической сферы жизнедеятельности общества. Кроме того, часто при проведении маркетинговых и социально-политических исследований требуется информация об уровне социально-экономического развития, качестве жизни населения (городе, районе и т.д.), проблемах местных сообществ, особенностях экономического поведения населения.
 
2. Степень глубины:
    Разведывательное ;
    Описательное ;
    Аналитическое ;
                 Разведывательное ( или пилотажное ) исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощённой программе и сжатом по объёму инструментарии.
      Разведывательное  исследование используется для предварительного собеседования определённого процесса или явления. Потребность в таком  предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности он успешно применяется при получении дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углублённом широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
      Выполняя  вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных  данных. В это смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.
      С помощью оперативных опросов  определяют отношение людей к  актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведённых мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.
      Обычно  в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того,  если речь идёт об уточнении предмета и объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлён анализ специальной литературы, а также проведён опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования. 

        Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учёт такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
      Описательное  исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного  инструментария. Его методологическая и методическая оснащённость делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
      Описательное  исследование обычно применяется в  тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и так далее, или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп даёт возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.
      Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Их сочетание  повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.
Отличительные черты:
- хорошие  программы;
- большое  количество целей, задач;
- большой  инструментарий;
- достаточно  большая выборка ( 1000 - 1500 чел.);
- репрезинтабельность  выборки;
      Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического исследования, оно ставит своей целью углублённое изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
      В силу такого предназначения аналитическое  исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
      Если  в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между  характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворённостью содержанием выполняемого труда и его эффективностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворённость содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его эффективности.
      Поскольку реальность такова, что назвать в "чистом виде" какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или  явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из неё и выделяются факторы основные и не основные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.
      Подготовка  аналитического исследования требует  значительного времени, тщательно  разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической  информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В  нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно это требует умения взаимосвязывать, "состыковывать" информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определённых критериев её интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.
      Разновидностью  аналитического исследования можно считать социальный эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путём изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению "поведения" тех включённых в него факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
      Подготовка  и проведение любого эксперимента, дело достаточно трудоёмкое и требующее социальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идёт о внедрении новых форм социальной организации, о коренных изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, групповые и общественные интересы. В ряде случаев эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избегать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью предлагать практике новые формы и методы управления. 

3. Методология:
    Количественное исследование;
    Качественное исследование;
           Количественному исследованию (позитивизм)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.