Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг Беларуси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

      Введение…………………………………………………………….....3
    Понятие государственного долга, причины его  возникновения  и влияние на национальную экономику………..……….…..…....4
    Проблемы государственного долга РБ……………………….…20
    Управление государственным долгом, основные меры по
         минимизации государственного долга РБ………………….......34
    Заключение…………………………………………………..………..43
     Список использованной литературы…………………………….…45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов.
      В современных условиях государственный долг находится в центре экономических проблем, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. Наиболее актуальной в настоящее время является проблема управления государственным долгом, поскольку данная проблема приводит к появлению других проблем, касающихся государственного долга. Например, С.Цедрик рассматривает государственный долг как необходимые заимствования на развитие экономики. Основным внешним источником финансирования государственных нужд (помимо российских кредитов) являются связанные кредиты, предоставляемые по схемам экспортного финансирования белорусским предприятиям под гарантии Правительства.
      Любая экономическая политика государства несет в себе элемент неопределенности в связи с трудностями достижения целей. Поэтому перед государством стоит задача выявления отклонений от оптимальной стратегической линии экономического развития.
      Погашение государственного долга и процентов  по нему производится либо из бюджетных  средств, либо путем рефинансирования - выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов.  Методы управления  государственным  долгом  включают  конверсию   и   консолидацию.
    Ключевым  моментом в практической модели управления государственным долгом является непрерывность управления, в частности для того, чтобы политику заимствований можно было корректировать в зависимости от текущего состояния экономики и наиболее достоверных краткосрочных прогнозов.
      Для минимизации внутреннего долга  РБ нужно упростить налоговую систему (документооборот, запутанность и т.д.), тем самым это позволит уменьшить нагрузку на малый бизнес и позволит «развернуться предпринимателям», что в свою очередь позволяет появиться новому  бюджетному источнику. Для минимизации внешнего долга, по моему мнению, нужно поступление иностранных инвестиций в государство, т.е. продажа обанкротившихся предприятий другим странам. Таким образом, это позволит обеспечить: дополнительные рабочие места, разнообразие продукции, появление дополнительного бюджетного  источника 
 
 
 

      Глава
Понятие государственного долга, причины его возникновения и влияние на национальную экономику
     
      Проблема  государственного долга РБ  привлекла  пристальное внимание экономистов  и политиков сравнительно недавно. Финансовый кризис, в результате  которого  государство  оказалось  на  грани  полного банкротства, обусловил переход этого вопроса в главную проблему.
     Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором с другой стороны.
      Наиболее  полно величину государственного долга  отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти.
      В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг подразделяется на внешний и внутренний.
    Внешний  государственный  долг - это сумма обязательств по погашению основного долга по фактически полученным и не возвращенным займам (кредитам) в иностранной валюте, привлеченным от имени республики или ее резидентами под гарантии Беларуси (государственные гарантии) от иностранных государств, международных организаций, других нерезидентов РБ. Этот долг – наибольшее бремя для страны, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
     В соответствии с законодательством  Республики Беларусь, внешние государственные займы могут привлекаться в виде:
    иностранных кредитов, предоставляемых РБ как заемщику или ее резидентам под гарантии правительства;
    займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг.
     В составе внешнего государственного долга в зависимости от типа долгового обязательства государства (прямое или косвенное) выделяется прямой государственный долг, возникающий по прямым обязательствам государства, и гарантированный государством долг, возникающий по обязательствам эмитентов [15, с.107-108].
     Важно указать, что к внешнему государственному долгу не относится кредиторская задолженность хозяйствующих субъектов  данной страны перед внешним миром (текущие поставки продукции, денежные ссуды, банковские кредиты, выплата процентов и так далее).
     Чистая  стоимость обслуживания внешнего долга (NDS) тождественна чистому трансферту долговых ресурсов. Возможны три варианта сценариев чистой стоимости обслуживания внешнего долга.
    NDS = 0. Это означает, что страна заимствует средства на сумму, достаточную для того, чтобы осуществить платежи по обслуживанию долга. Ее усилия по обслуживанию в этом случае нулевые. Чистая внешняя задолженность остается постоянной.
    NDS<0. В этом случае страна заимствует средства на сумму меньшую, чем та, что необходима для обслуживания долга. Ее усилия по обслуживанию положительные. Чистая внешняя задолженность сокращается.
    NDS>0. Страна заимствует средства на сумму, превосходящую ее потребности в обслуживании внешнего долга. Это ведет к росту чистой внешней задолженности.
   В зависимости от срока погашения  и объема обязательств выделяют капитальный  и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил [18, с. 155].
    Внутренний  долг - это долг государства своему населению, предприятиям и организациям [1,c.109-117]. В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга выделяют:
    кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»);
    кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и так далее);
    объем продаж государственных долговых обязательств (ГКО, ГДО и так далее), распространяемых среди юридических лиц;
    облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемые среди физических лиц;
    казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и так далее);
    просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;
    вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.
      Экономисты склоняются к той точке зрения, что умеренный внутренний долг - явление обычное, не имеющее тяжелых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой государственный долг не приведет к банкротству национальной экономики, так как всегда существуют источники его финансирования. К ним относят, во-первых, рефинансирование, т.е. продажу новых облигаций и использование выручки для выплаты держателям погашенных облигаций. Вторым источником может быть дополнительное налогообложение. Наконец, правительство может увеличить денежную массу в обращении и тем самым оплатить сумму долга с процентами.            
    Однако  рост государственного долга все же вызывает отрицательные тенденции. Рост процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, так как их получают наиболее обеспеченные слои населения. Дополнительное налогообложение негативно сказывается на деловой активности субъектов хозяйствования. Повышение ставки процента на внутреннем рынке, вызванное бюджетным дефицитом, вытесняет частные инвестиции.     
   Компонентом как внешнего, так и внутреннего  долга выступают государственные  ценные бумаги. Они занимают определенное место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в общественном производстве. Экономическая сущность государственных ценных бумаг состоит в том, что ссудный капитал, аккумулируемый на условиях возвратности и возмездности, направляется на финансирование общегосударственных потребностей.
   Государственные ценные бумаги классифицируются:
      по срокам действия: краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (один год и выше);
      по форме выплаты дохода: процентные, купонные и на дисконтной основе (с доходом в виде разницы (дисконта) между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций);
      по характеру: долговые (свидетельствуют о займе, например, государственные краткосрочные облигации) и долевые (свидетельствуют о доле их владельца (держателя) в реальной собственности, например, ИПЧ Республики Беларусь).
   Основным  видом государственных ценных бумаг  являются государственные облигации, которые в свою очередь делятся  на номинируемые в национальной валюте (бывают государственные краткосрочные  облигации или ГКО и государственные долгосрочные облигации с купонным доходом или ДГО-КД) и номинируемые в свободно конвертируемой валюте [3, с. 102-103].
      Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние  фондового рынка, курсы ценных бумаг  других эмитентов, поэтому их нередко рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны. 

Причины возникновения государственного долга 

    Рост  государственного долга – явление  сложное и неоднозначное, обусловленное рядом специфических причин, среди которых можно выделить следующие:
    потребность в заемных средствах часто возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям;
    причиной государственного долга являются экономические спады, которые обусловлены автоматически достигнутой нестабильностью экономики [1, с.394]. То есть в условиях экономического спада сокращается национальный доход, что ведет к уменьшению налоговых поступлений и возникает бюджетный дефицит, который погашается государственными займами;
    вместе с тем, устойчивый бюджетный дефицит может также отражать кризисные явления в экономике – неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политик. То есть в данном случае имеет место необходимость структурной перестройки экономики. В таких случаях требуется принятие срочных и действенных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства, а зачастую и соответствующих политических решений;
    кроме того, бюджетный дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Еще Дж. М. Кейнс, исследуя взаимозависимости между бюджетным дефицитом, государственными расходами, совокупным спросом, частными сбережениями и безработицей, рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. В этом случае бюджетный дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а активное государственное регулирование экономики, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в ее структуре;
    государственные ценные бумаги, то есть обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США – 60%, в Великобритании – 90%. Причиной этого является то, что посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие на макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, то есть купли-продажи ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы, финансовые возможности коммерческих банков, Центральный банк выкупает у них государственные ценные бумаги; и наоборот – при излишках денежной массы, возрастании остатков на счетах коммерческих банков Центральный банк «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, с тем чтобы «связать» излишнюю денежную массу. Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов. То есть в условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги – это важнейший финансовый инструмент: они выступают наиболее рыночным способом в формировании государственного долга;
    государственный долг может быть следствием социально-экономической политики государства. Основной причиной крупных бюджетных дефицитов является снижение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а также неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (высокие затраты по организации, уклонение от уплаты налогов, как следствие, рост объема недоимок);
    кроме того, ряд исследователей обращают внимание на то, что заимствования в демократических странах часто производятся накануне выборов, то есть для осуществления социально-популярных расходов. При этом правительство предполагает, что в случае поражения отвечать за неэффективные расходы не придется, а бремя государственных расходов ляжет на будущие правительства [8, с.19]. Необходимо отметить, что особенно трудно впоследствии поддаются сокращению программы социальных льгот, принятые прежним правительством, точно также как и введение новых налогов или повышение существующих, поскольку осуществлению этих мер жестко противостоит политическая оппозиция;
    однако величина государственного долга зависит не только от государственной политики, но и от чисто социальных изменений. Например, повышение удельного веса лиц пожилого возраста в структуре населения влечет за собой рост государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение, а повышение удельного веса молодежи – увеличение расходов на образование, создание новых рабочих мест;
    следует отметить, что, возникнув единожды, государственный долг из-за плохого обслуживания может и далее увеличиваться в силу следующих причин:
    при использовании привлеченных ресурсов на текущее государственное потребление и выплату заработной платы. То есть, в данном случае нет основы для возврата, поскольку новая добавленная стоимость не создается. Она возникает только в том случае, если заемные средства будут вложены в высокодоходные инвестиционные проекты;
    вместе с тем, если реальные процентные ставки по долговым обязательствам выше среднего темпа роста доходной базы бюджета, то для обслуживания государственного долга его правительство вынуждено будет прибегнуть к новым заимствованиям.
 
Концепции государственного долга и его влияние на национальную экономику 

   Долгое  время государственные заимствования рассматривались как эффективный источник покрытия бюджетного дефицита, однако эта точка зрения небесспорна. На протяжении двух веков между представителями разных экономических школ ведутся споры о пользе государственного долга, то есть является ли он бременем для национальной экономики?
   Впервые государственный долг с точки  зрения оценки его влияния на экономику  страны упоминается у А. Смита  в «Богатстве народов» и               Д. Рикардо «Принципах политэкономии  и налогообложения» – основателях классической школы экономики. Наиболее полно влияние государственных заимствований показано у Д. Рикардо и названо: «эквивалентность Рикардо». «Если 20 млн. привлекаются путем ссуд, то эти 20 млн. в действительности изымаются из производственного капитала нации. 1 млн., что поступает в бюджет путем налогообложения для выплаты процентов по ссудам, является только трансфертом от налогоплательщиков до получателей платежа» [13, c.62]. Таким образом, в условиях совершенного рынка капиталов, бесконечного горизонта планирования по сути государственный долг ничем не отличается от природы налогообложения – их разница в том, что в условиях заимствования нация вводит себя в заблуждение по поводу экономии вследствие выполнения государством обязательств по выплате процентов. Фактически, классическая школа экономики характеризовалась нейтральным отношением к практике государственных заимствований.
   Государственные займы как положительное явление  рассматривались представителями  кейнсианской школы экономики. Кейнс, анализируя успехи Германии и Великобритании в 30-е годы 20 столетия утверждал, что экономическое благосостояние и рост занятости в указанных странах вызван государственной политикой расширения расходов, финансирование которых обеспечивается за счет государственных займов.
   Для обоснования эффективности использования  заемных инструментов для проведения расширенной бюджетной политики представители кейнсианства используют общеизвестную модель IS-LM.
   Кейнсианцы  рекомендуют при снижении налогообложения  предусмотреть налоговые льготы для инвестиций, тогда будет обеспечен рост потребления и инвестиций [13, с.62-63].
   Кроме того, в соответствии с теорией экономических циклов государственные заимствования в условиях спада экономики, то есть снижения производства и повышения уровня безработицы, позволяют обеспечить расширение правительственных расходов (рост социальных выплат и расширение инвестиционных проектов), ускоряя процесс преодоления временных негативных явлений с переходом к стадии экономического роста. В условиях расцвета экономики,  то есть полной занятости, эффект от государственных заимствований равен нулю, поэтому в этот период следует снижать уровень государственного долга с тем, чтобы иметь больше возможностей по привлечению заемных ресурсов в условиях кризиса [8, с.18].
   Таким образом, кейнсианцы рассматривали  государственный долг с позиции  полезности использования механизма  государственных заимствований. Данные теоретические положения легли  в основу классического подхода  к определению роли государственного долга в рыночной экономике.
   Неоклассическая школа обосновывает негативное влияние  бюджетных дефицитов страны, поскольку  они отражают ту величину утраченных инвестиций, которая имела бы место  в случае неучастия государства  на внутреннем финансовом рынке как заемщика. Данное явление – снижение уровня инвестиций вследствие отвлечения государством части свободных кредитных ресурсов у населения и банковской сферы для собственных нужд – получило название эффекта вытеснения частных инвестиций государственными. Поскольку государственные расходы отличаются низкой эффективностью с точки зрения бизнеса, вследствие утраты возможности реализации частных инвестиционных проектов, экономика данной страны потеряла определенную величину экономического роста [8, с.18]. Но как эти теоретически правильные положения о перераспределении кредитных ресурсов соотносятся с практикой? Анализ бывших 11 английских колоний показывает, что капиталовложения в экономику стран производились в основном со стороны государства – по некоторым оценкам, до 50% всех капиталовложений (строительство каналов, железных дорог), которые обеспечивались за счет широких зарубежных заимствований.
   Таким образом, государственные инвестиции в той или иной ситуации могут  быть достаточно эффективными и способствовать довольно высоким темпам экономического развития.
   Взгляды на государственный долг как явление  необременительное для экономики, раскритикованы после второй мировой  войны рядом исследователей (Buchanan, Meade). Они сводятся к следующему: бремя государственных расходов, которые финансируются налогами, – явление реальное, поскольку у налогоплательщиков принудительно изымаются ресурсы. Но расходы, финансируемые за счет заимствований, не сказываются на текущем поколении, поскольку ресурсы предоставляются физическими и юридическими лицами добровольно в обмен на государственные облигации или активы, то есть для кредиторов государства меняется только форма сбережений  [13, с.63].
   Многие  экономисты обращают внимание на то, что  при увеличении налогообложения  государственный долг может превратиться в механизм перераспределения национального дохода, который может осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, от налогоплательщиков к собственникам государственных обязательств. То есть незначительная часть населения, располагающая капиталом, увеличивает свои доходы за счет основной массы трудящихся, не имеющих сбережений. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательным многие инвестиционные проекты.
     Во-вторых, перераспределение налогового  бремени между нынешним и будущими  поколениями, при этом огромные  изъятия из национальных сбережений, которые пойдут на обслуживание и погашение государственного долга могут привести к сокращению благосостояния населения и снижению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Существует, однако, и другая точка зрения на проблему перераспределения, которая основывается на том, что перераспределение должно осуществляться в направлении от материально более обеспеченных групп населения к менее обеспеченным. Когда в силу технологического прогресса величина доходов населения и потребления им товаров и услуг со временем возрастает, то тогда государственный долг выравнивает потребление современных и будущих налогоплательщиков [5, с.83]. Но насколько справедлива такая политика  по отношению к будущим поколениям? Вероятно при отсутствии экстраординарных событий (войны, стихийные бедствия и другие), каждое поколение должно самостоятельно обеспечивать себя.
   Сторонники  необременительной позиции, поддерживаемые некоторыми влиятельными экономистами (К. Макконнелл, С. Брю) считают, что текущие  расходы ресурсов не могут быть перенесены на будущее поколение и выдвигают следующие аргументы:
    ресурсы, которые получает государство, всегда оплачиваются его кредиторами в форме уменьшения количества товаров для частного потребления, которое не может быть оплачено следующими поколениями. Закрытое общество не может владеть большим количеством товаров и услуг, чем в состоянии их сейчас произвести, то есть не может увеличить это количество, рассчитываясь путем будущего выпуска. Повысить настоящий объем товаров и услуг с их оплатой в будущем возможно лишь в условиях открытой экономики путем внешних заимствований.
    обязательства для будущих налогоплательщиков относительно уплаты по основному долгу и процентам в условиях внутреннего заимствования не являются бременем для общества в целом, потому что означают лишь перераспределение доходов между различными домохозяйствами. Потери налогоплательщиков в данном случае компенсируются выгодами получателей платежа [1, с.398].
     Таким образом, бременем для  экономики является только внешний  долг. Эта точка зрения достаточно распространена и в настоящее время. Данная позиция, получившая название «долгового нейтралитета», основывается на том, что перераспределения доходов населения в условиях сдвига фискальной политики государства в сторону заимствований не происходит. Для домашних хозяйств, которые могут самостоятельно регулировать распределение доходов между поколениями путем наследства и дарения, комбинация долговых и налоговых инструментов в этом плане не имеет никакого смысла [13, с.62]. То есть фактически представители теории «долгового нейтралитета» указывают на несостоятельность кейнсианской теории в отношении значительного увеличения совокупного спроса, поскольку если государство снижает налоги, то домашние хозяйства не увеличивают текущее потребление, а сберегают для будущих поколений.
   Суть  теории бремени государственного долга  состоит в том, что бременем выступают  не сами заимствования, а проценты за пользование ими. Источником значительного  прироста бремени выступает процент, выплачиваемый за пользование теми денежными средствами, которые изъяты в качестве платы за ранее принятые кредиты. Этот процесс получил название процентного эффекта процента. При этом привлекаемые заемные ресурсы в первую очередь направляются на рефинансирование обязательств предыдущих периодов.
   Особую  актуальность эта теория приобрела  в 80-90-е годы 20 столетия, когда многие страны мира столкнулись с таким  явлением, как «долговая ловушка». Данное понятие означает, что в  результате развития долга процесс  стал неуправляемым в связи с быстрым ростом расходов на его обслуживание, что ведет к масштабному кризису страны.
   Главное в критике государственных заимствований  связано с теми негативными последствиями, которые способен вызвать значительный прирост государственного долга. К выше отмеченным (вытеснение частных инвестиций государственными, перераспределение национального дохода) следует приложить следующие:
      если не привлекать новые займы, то для погашения и обслуживания государственного долга правительство вынуждено увеличить налоговые поступления. Дополнительные налоговые сборы подрывают готовность субъектов экономики идти на предпринимательский риск, а также стимулы к внедрению технологических и других новшеств, к осуществлению инвестиций, к труду. Таким образом, крупный государственный долг служит препятствием экономическому росту. Это сопровождается уменьшением внутренних сбережений и накоплений, обуславливающим падение уровня жизни населения;
      крупный и растущий государственный долг затрудняет проведение фискальных мер правительством в периоды спада. Для повышения деловой активности в период спада наиболее действенными методами является сокращение налогов, а это ведет к увеличению государственных расходов. Однако крупный государственный долг ставит экономические и политические барьеры на пути применения антикризисных фискальных мер, что не позволяет смягчить последствия экономического спада.
      обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам государственного имущества (активов). В первую очередь, например, в виде высокодоходных и стабильно работающих предприятий, однако потенциальные доходность от них в будущем может превысить настоящие выплаты, поэтому национальная экономика теряет определенную долю дохода от этих предприятий, а значит и некоторую величину экономического роста.
      задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость  страны, то есть в ряде случаев внешний долг создает угрозу национальной безопасности. Кроме того крупная задолженность снижает кредитный рейтинг страны (степень доверия в деловом мире), что препятствует получению новых займов, особенно на льготных условиях.
   Как видно, экономическая наука накопила достаточное количество научных  разработок по проблеме государственного долга. Однако единого научного мнения на этот счет до настоящего времени не сложилось. Совершенно справедливо то, что политика привлечения государственных займов должна быть четко обоснованна, поскольку рост государственного долга ведет к масштабному кризису страны, обусловленный быстрым замедлением экономического роста, уменьшением ВВП, падением уровня благосостояния населения и другим социальным и экономическим последствиям. 
      
 

Зарубежный опыт управления государственным долгом 

     За время существования государственных заимствований накопился значительный практический опыт по управлению государственным долгом, поэтому представляется полезным рассмотреть основные аспекты долговой политики  некоторых зарубежных стран.
     Вначале необходимо отметить ряд законодательных ограничений возможностей накопления государственного долга, принятых в 80-90-е годы. В рамках международного публичного права нельзя обойти вниманием акты Европейского Союза, а именно Маастрихтские соглашения об ограничении государственного долга 1995 года и Амстердамский пакт стабильности и роста 1997 года.
     Маастрихтские соглашения об ограничении государственного долга 1995 года закрепили обязательства стран-членов ЕС по ограничению роста государственного долга. Так,  долг брутто (совокупность финансовых обязательств страны) не должен превышать 60% ВВП данной страны, долг нетто (разница между приобретенными государством ресурсами и выплаченными средствами на погашение и обслуживание долга) – 3% ВВП текущего года. 
     Согласно Амстердамскому пакту стабильности и роста 1997 года государства-члены ЕС обязались в среднесрочном периоде обеспечить преимущественно сбалансированный бюджет. И в этой связи не допускается ситуация замены налогового финансирования кредитным.
      Таким образом, в рамках Европейского Союза предпринимаются определенные меры по недопущению развития ситуации «долговой ловушки», как, например, в латиноамериканских странах.
       Что касается соотношения между внутренним и внешним долгом, то отдельные страны, в зависимости от обстоятельств, придерживаются различных подходов. Так, в Новой Зеландии, следуя принятой в 1994 программе, правительство стремится к полному погашению своего внешнего долга. Отказавшееся от внешних заимствований, правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность гособлигаций, все выпуски которых выступают как базовые и при этом снижаются затраты по обслуживанию долга. В ряде же других стран, наоборот, стремятся переместить госзаимствования с внутреннего на международный финансовый рынок. И делается это, зачастую, не столько из-за разницы в уровнях процентных ставок, сколько для того, чтобы не создавать на национальном рынке конкуренции для заемщиков из негосударственного сектора и тем способствовать увеличению внутренних капиталовложений. Подобной позиции придерживается, в частности, Бразилия. Здесь при всех изменениях в финансовой политике и экономических реформах учитывается необходимость снижения государственных заимствований внутри страны. В результате бразильские корпорации получают возможность размешать на внутреннем финансовом рынке свои облигации на более благоприятных условиях [6, с.56].
     Серьезные проблемы с долгом испытывает Германия, на протяжении последних 10-ти лет допускаются  нарушения условий упомянутых соглашений. Обращаясь к законодательству ФРГ, следует отметить, что помимо принятых в соответствии с вышеупомянутыми соглашениями ограничений в Конституции этой страны закреплено, что объем новых заимствований не должен превышать объем бюджета развития, то есть сумму государственных инвестиций [8, с.20].
     В ряде стран, таких как Ирландия, Дания, Швеция, Новая Зеландия, используются не совсем обычные, усложненные, методы управления государственным долгом, нацеленные на снижение затрат и риска в его обслуживании. Новые подходы к управлению портфелем долговых обязательств в какой-то мере аналогичны обычной практике управления портфелем ценных бумаг. Но если в последнем случае ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. При этом для оценки эффективности управления долгом обычно используется теоретически сконструированная базовая модель долгового портфеля с подразделениями по видам валют, срокам погашения, структуре процентных ставок и относительно равномерным графиком долговых платежей.
     Прежде  всего, ставится задача по возможности  сблизить фактическую структуру  долгового портфеля базовой, используя продажу и покупку облигаций, а также операции с производными инструментами. Затем могут предприниматься определенные отклонения от базовой структуры, исходя из собственной прогнозной оценки динамики процентных ставок и курсовых изменений по отдельным валютам. Стремление к аналогичным подходам в управлении долгом наблюдается также в Бельгии, Португалии, Италии, Австралии, Колумбии, Аргентине.
     Важным  инструментом влияния на управление внешним долгом может стать специальный  «стабилизационный фонд» для  погашения внешнего долга, принципы формирования и расходования которого закрепляются при принятии очередного закона о государственном бюджете. В этом фонде аккумулируются дополнительные доходы бюджета, которые позволяют погашать не только текущие платежи, но и пиковые нагрузки.
      Интересна практика организации стабилизационных фондов, которая получила развитие в ряде зарубежных стран, чьи доходы сильно зависят от колебаний цен на внешних рынках. Таким образом эти государства создавали дополнительные резервы на случай возможных экономических потрясений в связи с изменением мировой конъюнктуры. Некоторые страны хотели таким путем создать финансовую базу для будущих поколений, так как природные ресурсы рано или поздно должны закончиться.
     В 1980 году был создан Резервный фонд в Омане, получивший на момент учреждения 1 млрд. долларов. В Норвегии существует с 1990 года Государственный нефтяной фонд для решения двух главных проблем экономики: преодоления зависимости от колебания цен на нефть и компенсации будущих расходов в связи со старением населения. В середине 2000 года в Венесуэле был образован специальный фонд в 5 млрд. долларов на случай возможного падения цен на ключевой экспортный продукт – нефть.
     Отмечаются  определенные успехи отдельных стран  по совершенствованию системы обслуживания государственного долга путем ее коммерциализации. Для этого, в частности, может использоваться особое агентство по управлению долгом при казначействе с лицензией от министерства финансов. Агентство ведет операции как бы с позиций инвестиционного банка, и зарплата его сотрудников зависит от результатов их деятельности по управлению долгом. Кроме того, какая-то часть государственного долгового портфеля может временно передаваться в контролируемое определенным образом управление нескольким независимым менеджерам, что позволяет министерству финансов сопоставлять методы и результаты их деятельности с операциями собственных сотрудников. В целом использование новых подходов в управлении долгом считается более продуктивным, чем простое составление и исполнение обычных программ внешних заимствований [6, с.56]. В то же время нужно учитывать и предостережения в отношении распространившейся установки на коммерциализацию и предпринимательское поведение государства, поскольку действия последнего должны быть не только эффективными, но и политически ответственными.
     Поскольку дефицит бюджета носит циклический  и труднопрогнозируемый характер, связанный  с неравномерностью поступления  налогов, акцизов, доходов от хозяйственной  деятельности, иных поступлений, а также  необходимостью выплаты заработной платы, осуществления трансфертных выплат и иных расходов, то это приводит к кассовым разрывам казначейства. Поэтому эмиссия ценных бумаг планируется так, чтобы нейтрализовать негативное влияние цикличности на постоянной основе и иметь в наличии дополнительные средства. В США, например, выпуск ценных бумаг планируется еженедельно, ежемесячно и ежеквартально, но на ежемесячной валовой основе. Аналогичная ситуация с размещением государственных ценных бумаг наблюдается и во Франции.
     Представляет  интерес получающий сейчас распространение опыт размещения на международных финансовых рынках конвертируемых государственных облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениваться на акции приватизируемого предприятия. Подобная привлекательная для определенной группы инвесторов возможность позволяет государству разместить приуроченный к приватизации выпуск конвертируемых облигаций на относительно льготных условиях. Высокую оценку специалистов получило использование конвертируемых облигаций Италией в связи с приватизацией Итальянской страховой компании на сумму 2,35 млрд. дол. Чтобы удовлетворить интересы как национальных, так и иностранных инвесторов, выпуск конвертируемых облигаций был представлен двумя траншами, один в итальянских лирах, другой — в долларах. Аналогичным образом правительство намеревается реализовать свою долю в капиталах крупной банковской группы и энергетической компании. Приватизационные эмиссии гособлигаций на большие суммы были проведены также в Индии, Испании и Португалии. Проводя программу ускоренной приватизации, Пакистан разместил в 1997 г. конвертируемые государственные облигации с правом обмена на акции Пакистанской телекоммуникационной компании, что обеспечило успешную реализацию облигаций по выгодной для государства цене. Можно так отметить необычный метод обслуживания госдолга, к которому в том же году прибегло пакистанское правительство. Оно обратилось к зарубежным соотечественникам с предложением облегчить бремя государственного долга и разместить в Пакистане депозиты на суммы от 1000 долларов и выше в течение ближайших 2-5 лет. Поместившие в стране депозиты на сумму свыше 1 млн. долларов, получают от правительства специальные медали, а от 100 тыс. до 1 млн. долларов — персональные письма с благодарностью от премьер-министра [6, с.58].
      Необходимо  обратить внимание на индексируемую  ценную бумагу – это ценная бумага, процентная ставка и (или) выкупная цена которой меняется в соответствии с определенным индексом. Их создание определяется целью ограждения их держателей от последствий обесценивания денег, что значительно увеличивает их ликвидность. Такие индексируемые инструменты используются в Австралии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Исландии, Канаде, Колумбии, Мексике, Новой Зеландии, Польше, Турции, Швеции, Чили, а также в ряде стран Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Некоторые страны (Аргентина, Германия, Италия, Франция), опасаясь, что выпуск индексируемых ценных бумаг без проведения фискальной корректировки может привести к «инфляционной инертности» и к отсутствию мотивов у населения к сопротивлению инфляции, законодательно запретили эмиссию данных бумаг.
     Облигации, выпущенные в иностранной валюте, также используются властями для  удовлетворения социально-экономических  потребностей государства в долгосрочной перспективе. Выпуск ценных бумаг в иностранной валюте часто помогает значительно снизить издержки по обслуживанию государственных долговых обязательств в силу разных процентных ставок, обменных курсов, инфляции (Боливия, Франция, Россия, Швеция, Аргентина, Бразилия, Венгрия, Мексика, Турция, Украина, Казахстан).
     Создание  единой системы управления государственным  долгом и финансовыми активами требует  использования современных технических  средств, качественного совершенствования  информационного обеспечения. Специалистами UNSTAD, например, была разработана компьютерная программа учета, контроля и управления долговыми платежами. Ее приобрели 50 стран, в том числе бывшие республики СССР – Беларусь, Грузия, Казахстан. Фактически эта программа позволяет получить в реальном времени информацию о состоянии внешнего долга по каждому из его компонентов, включая отдельные займы.
     В таких странах (Германия, США, Швейцария, Франция, Япония) в настоящее время  большое распространение получило внедрение производственных инструментов, созданных на основе государственных ценных бумаг. Производственные ценные бумаги делают их более привлекательными для трейдеров (торговцы ценными бумагами), так как их свойства могут быть связаны с исполнением сделки, давать преимущество в торговле и позволяют делать рискованные ставки. Наиболее популярными производственными инструментами являются облигационные опционы и финансовые фьючерсы.
     Опционный контракт предоставляет право, но не обязанность за выплачиваемую премию купить или продать лежащий в его основе инструмент по определенной цене и в любой момент до истечения срока действия опциона (американский опцион) или только в момент истечения этого срока (европейский опцион). Фьючерс – вид сделки на фондовой бирже, проводимой на еще не изготовленный товар и носящей обязательный характер. На фьючерсных рынках трейдеры заключают контракты о будущей поставке облигаций, нот, векселей и так далее.
     Изучение  опыта управления государственным  долгом в зарубежных странах, принципов, подходов и методов к введению новых инструментов, а также учет особенностей финансового рынка может значительно увеличить возможность привлечения дополнительных средств для нужд национальной экономики, а также пролонгировать долг и снизить издержки, связанные с его обслуживанием.  
 

                                         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Выводы: 

    Государственный долг это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов.
    В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внутренний и внешний.
    Представители различных экономических школ придерживались разных мнений по проблеме государственного долга, однако совершенно справедливо то, что политика привлечения государственных займов должна быть четко обоснованна.
    Изучение опыта управления государственным долгом в зарубежных странах может быть чрезвычайно полезным.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Глава
Проблемы  государственного долга  РБ 

    Все страны живут в долг. И не только слаборазвитые или развивающиеся, но и страны с мощной экономикой. Такие, например, как США, Япония, Германия.
    В Беларуси  существуют внутренние и внешние заимствования. Внутренние делает в основном Министерство финансов посредством государственных займов, выпуская государственные облигации. Это государственные краткосрочные и долгосрочные облигации Минфина, предназначенные для юридических лиц. Их покупают коммерческие банки. Если бы наши государственные облигации покупали на мировых финансовых рынках в виде евробондов и других ценных бумаг, мы бы на этой основе имели достаточно дешевые заимствования. Но для этого Беларуси надо получить страновой кредитный рейтинг, который, кстати, хотя и невысокий, но уже имеют Россия и Украина.  Его присваивают авторитетные мировые рейтинговые агентства, с которыми Правительство долгое время вело переговоры, увенчавшиеся, в конце концов, успехом. Присвоение Беларуси суверенного кредитного рейтинга с одной стороны откроет дорогу более крупным и дешевым западным кредитам, а с другой - будет еще больше увеличивать внешнюю задолженность страны.
    Внешние заимствования  можно получить и другим путем. К примеру, в виде государственных кредитов посредством соответствующих межправительственных соглашений.
    К чему приводили и приводят до сих пор эти внешние заимствования?
    Все очень просто: иногда долги были настолько велики, что грозили крахом всей экономики. Естественно, страны-кредиторы давали отсрочки, но накручивали за это проценты. Позже дело доходило и до того, что долги отдельным странам прощали. Кредиторы понимали: все равно не выплатят, а развал экономики под тяготами выплат приведет в странах-должниках к социальному взрыву. Так, сегодня развитые страны, основные доноры таких международных кредитно-финансовых институтов, как МВФ, Всемирный банк, решили простить очередные долги африканским странам.
    Так нужно ли идти на внешние заимствования? А если нужно, в каком безопасном размере? Ведь если не вернешь своевременно внешние долги, их будут отдавать твои дети, внуки и т.д. Предельной верхней границей для внешних долгов считается 60% ВВП. Отношение внешней задолженности Беларуси к ее ВВП пока не внушает опасений: в настоящее время совокупный внешний долг колеблется в пределах 30% от объема ВВП. Динамика внешнего государственного долга представлена на рис. 1.              
 

      
    Рис.1. Динамика внешнего государственного долга Беларуси на 1992-2009 гг., млн. USD 

    Впервые внешний долг появился в Беларуси в 1992 году. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства использовались для закупки зерна, сахара, детского питания, медикаментов, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита.
    Условно можно выделить несколько периодов в истории белорусских внешних  заимствований.
    До 1996 г. республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику от 300 до 600 млн.USD иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996 гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 г. внешний государственный долг достиг своего максимума и составил 1,5 млрд.USD.
    В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года он составлял 1513,1 млн.USD, в течение 1996 г. привлечено 453,8 млн.USD, а погашено 96,2 млн.USD. Таким образом, на конец 1996 г. внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн.USD. Однако реально он составил только 950 млн.
    Такое значительное уменьшение внешнего долга  объясняется тем, что в соответствии с Соглашением с РФ от 27 февраля 1996 г. было произведено урегулирование части долга России путем отказа российской стороны от претензий по белорусскому государственному долгу по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты. Со своей стороны Беларусь отказалась от претензий и компенсаций по внутреннему валютному долгу бывшего СССР за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны РФ, за комплекс зданий, переданных для размещения дипломатического и консультативного представительств России [7,с.13-15;8].
    С конца 1996 - начала 1997 гг. начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничилось в основном технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга. Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000 год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет). Несколько позднее был реструктурирован японский кредит.
    На 1 апреля 2000 года государственный долг составил 859,4 млн. USD.
    Государственные ценные бумаги до 2000 года в качестве долговых обязательств для размещения на внешних финансовых рынках не выпускались, и внешний государственный долг формировался только за счет привлечения иностранных кредитов. Структура внешнего государственного долга представлена в таблице. Из приведенной информации следует, что наиболее крупными  займодавцами являются такие международные финансовые организации, как международный валютный фонд, Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, а из стран-кредиторов – Германия, США и Россия.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1. Структура внешнего государственного долга 1996-1999гг.
    
Организация, Страна-кредитор
1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Млн. USD
% Млн. USD
% Млн. USD
% Млн. USD
%
МВФ МБРР
ЕБРР
ЕС
Германия
Австрия
Швейцария
Испания
Бельгия
США
Китай
Япония
Россия
277 125,4
60,8
37,2
277,1
23,7
7,9
0
0
85,6
0
38,8
13,5
29,3 13,2
6,4
3,9
29,3
2,5
0,8
0
0
9
0
4,1
1,4
259,4 138,2
101,9
32,5
206
16
5,5
0
1,5
85,6
35
29,9
64,9
26,6 14,2
10,4
3,3
21,1
1,6
0,6
0
0,2
8,8
3,6
3,1
6,6
242,5 142,3
125,6
35,1
193,8
19,9
4,4
0,3
4,5
85,6
35
31,8
90
24 14,1
12,4
3,5
19,2
2
0,4
0
0,4
8,5
3,5
3,1
8,9
185,1 137,3
111,1
31,6
173,5
16,5
2,9
0
3,7
85,6
34
31
80,8
20,7 15,4
12,4
3,5
19,4
1,9
0,3
0
0,4
9,6
3,8
3,5
9
Всего 946,9 100 976,4 100 1010,7 100 893,1 100
 
    Кредиты Беларуси выделялись в основном на поддержку экономических реформ. Полученные средства направлялись на поддержание курса валют, развитие объектов социальной сферы, закупку  товаров критического импорта [15,c.107-111].
    Необходимо  отметить, что определенные колебания абсолютной величины внешнего долга иногда связаны не с изменением величины обязательств республики перед иностранными кредиторами, а с обыкновенными курсовыми разницами, возникающими при  пересчете кредитов, номинированных в евро, японских йенах и других валютах, в доллары США. Поэтому при имевших место реальном уменьшении в 2002-2004 гг. внешнедолговых обязательств за счет падения курса доллара на мировых рынках долларовый  эквивалент абсолютной величины долга вырос. 

Рис. 2. Структура внешнего государственного долга РБ на 1 апреля 2002 г. 

    Рассмотрим 2002 год более подробно. Долговые обязательства по привлеченным из-за рубежа кредитам в начале 2002 года составили 1 354,9 млн. долларов США (или 56,1% внешнего долга); просроченная задолженность за импорт товаров и услуг — 527,6 млн. долларов США (или 22,5 %); текущая задолженность за импорт товаров и услуг — 375,2 млн. долларов США (или 15,8%). Обязательства банковской системы по счетам и депозитам нерезидентов Республики Беларусь — 75,4 млн. долларов США (или 3,2 %), обязательства по долговым ценным бумагам — 33,6 млн. долларов США (или 1,4 %). Просроченная задолженность по кредитам, привлеченным в Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларуси — 0,1 млн. долларов США.
    Долговые  ценные бумаги. Обязательства Республики Беларусь по долговым ценным бумагам, выпущенным в стране и размещенным среди нерезидентов Республики Беларусь, на 1 апреля 2002 г. составили 33,6 млн. долларов США. По сравнению с задолженностью на 1 января 2002 г. обязательства по долговым ценным бумагам увеличились на 8,9 млн. долларов США (или на 36 %). Основное влияние на увеличение обязательств по долговым ценным бумагам оказало приобретение на сумму 14,1 млн. долларов США резидентами Российской Федерации государственных краткосрочных казначейских облигаций. За I квартал 2002 г. задолженность по торговым кредитам снизилась на 100,3 млн. долларов США (или на 21,1 %) и на 1 апреля 2002 г. составила 375,2 млн. долларов США. Задолженность по основному долгу привлеченных ссуд на 1 апреля 2002 г. составила 1 354,9 млн. долларов США. По сравнению с задолженностью на начало 2002 года обязательства по ссудам увеличились на 36,5 млн. долларов США (или на 2,8 %). Остатки задолженности по займам органов денежно-кредитного регулирования и органов государственного управления на 1 апреля 2002 г., без учета просроченной задолженности, составили 486,8 млн. долларов США и за I квартал 2002 г. уменьшились на 20,1 млн. долларов США (или на 4 %).Задолженность белорусских банков по займам, полученным от нерезидентов Республики Беларусь, составила 89,9 млн. долларов США и за I квартал 2002 г. уменьшилась на 9,6 млн. долларов США (или на 9,6 %). Задолженность предприятий Республики Беларусь по иностранным кредитам, включая обязательства по лизинговым операциям, на 1 апреля 2002 г, составила 778,2 млн. долларов США и по сравнению с 1 января 2002 г. увеличилась на 66,2 млн. долларов США (или на 9,3 %). Обязательства банковской системы Республики Беларусь по депозитам и прочим счетам нерезидентов Республики Беларусь на 1 апреля 2002 г. составили 75,4 млн. долларов США и за I квартал 2002 г. уменьшились на 31,4 млн. долларов США (или на 29,4 %). При этом обязательства Национального банка увеличились на 1 млн. долларов США, а обязательства банков уменьшились на 32,4 млн. долларов США.
    Прочие  обязательства. Просроченные обязательства Республики Беларусь    перед внешним миром на 1 апреля 2002 г. составили 534,4 млн. долларов США. Основную часть этой суммы составляет просроченная задолженность предприятий Республики Беларусь за импорт товаров и услуг (527,6 млн. долларов США). Просроченная задолженность по государственному внешнему долгу, включая основной долг проценты, пени и штрафы, составила 0,1 млн. долларов США. Международная инвестиционная позиция Республики Беларусь на 1 апреля 2002 г. сложилась отрицательной в размере 2 690,8 млн. долларов США. Это означает, что в таком объеме задолженность перед внешним миром превысила имеющиеся у государства иностранные активы. За I квартал 2002 г. отрицательное сальдо международной инвестиционной позиции страны уменьшилось на 44,1 млн. долларов США (или на 1,6 %). Это обусловлено ростом на 29,9 млн. долларов США внешних активов и снижением на 14,2 млн. долларов США внешних обязательств [14,c.44]. 
 


Рис.3. Структура внутреннего государственного долга РБ на 2002 г., трлн. руб. 

    Внутренний государственный долг Беларуси увеличился за август на 8% и достиг 1,138 трлн. BYR (без учета кредитов в национальной валюте, полученных субъектами хозяйствования под гарантии правительства). 
За восемь месяцев внутренний долг в номинальном выражении вырос на 48,3%, а в реальном - на 20,6%. Абсолютный прирост внутреннего долга за январь - август достиг 370,6 млрд. BYR - 2,4% от ВВП (республиканский бюджет на 2002 г. ограничивает прирост внутреннего долга на уровне 3% от ВВП). 
           В структуре внутреннего госдолга примерно 47% занимают кредиты, предоставленные Нацбанком на финансирование дефицита республи-канского бюджета, 31% - государственные облигации, 22% - обязательства правительства, сформированные в рублевых и валютных векселях.

    Расходы республиканского бюджета на обслуживание внутреннего государственного долга  составили в январе - августе примерно 73 млрд. BYR [19].
    Рассмотрим  2004 год.
      Бюджет  в 2004 году наполнялся быстрее, чем происходило  расходование средств; в течение 11 месяцев  наблюдался профицит, и лишь в декабре  расходы превысили доходы, и по итогам года сложился дефицит в размере 236,1 млрд. руб. (без учета операций Фонда социальной защиты населения), или 0,5% от ВВП. С учетом операций Фонда, дефицит государственного бюджета составил 45,4 млрд. руб. или 0,1% от ВВП.
    На  этом фоне велась активная работа по осуществлению  заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
    На  начало года совокупный государственный  долг составлял 3806,7 млрд. руб., в том  числе внутренний – 2173,8 млрд. руб., а  внешний – 1632,9 млрд. руб. В течение  года размер госдолга был относительно стабилен, лишь в декабре наблюдался рост на 13,5%, и достиг своего исторического максимума – 4453,9 млрд. руб.
    Получение российского кредита стало главным  событием не только 4 квартала, но и  всего 2004 года. Возможность получения  российского кредита, а также  урегулирование вопроса с Россией по косвенным налогам привели к тому, что имеющаяся в начале года значительная просроченная задолженность перед ней была погашена. Несмотря на регулярное образование просроченной задолженности по некоторым кредитам под гарантию Правительства в силу отсутствия механизма превентивного осуществления платежей Минфином, в целом проблему своевременного выполнения обязательств по внешнему госдолгу можно было считать решенной.
    Внешнее финансирование подразумевает отношения  с иностранными кредиторами, в иерархии которых одно из главных мест принадлежит международным финансовым организациям, в первую очередь – Международному валютному фонду. В отношениях с этой организацией в феврале 2004 года официально было решено отказаться от получения, какого бы то ни было, финансирования. Кроме того, в связи с расширением Евросоюза и сокращением штатной должности представителя МВФ в Литве, который по совместительству был и представителем в Беларуси, у нашей страны больше представителя не будет, тем более что по полученным 10 годам назад кредитам Министерство финансов 1 февраля 2005 года осуществило платеж в размере 5,9 млн. СДР (около 9 млн. USD). Таким образом, дальнейшее сотрудничество с МВФ будет ограничиваться работой технических миссий.
    Это нашло отражение в государственных программных документах на 2005 год. В частности, в «Основных направлениях денежно-кредитной политики РБ» отмечается, что в 2005 году основным направлением двустороннего сотрудничества с Международным валютным фондом является  привлечение технической помощи по отдельным направлениям деятельности Национального банка и банковской системы в целом, включая укрепление банковской системы с учетом рекомендаций экспертов МВФ по программе оценки состояния финансового сектора. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.