На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Регулирование сельского хозяйства в развитых странах мира

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 15.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     Сельское  хозяйство  имеет особое  значение  в экономике страны. Он  относится  к  числу  основных  народнохозяйственных  комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности  общества.  Значение  его не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания,  но  в  том, что он существенно влияет  на  занятость  населения  и  эффективность  всего национального производства.
     Государственное регулирование сельского хозяйства - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство участвует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отношений, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производства.
     Процесс государственного регулирования состоит  из комплекса мер по обеспечению  выполнения законов, вводимых государственными органами для поощрения или ограничения экономической деятельности. Государство, воздействуя на экономические субъекты, замещает тем самым координацию экономики с помощью рынка координацией экономики с помощью государства.
       Все  отрасли агробизнеса в развитых странах заинтересованы в продолжение субсидирования сельского хозяйства. Высокие доходы фермеров создают спрос на высокотехнологичные средства производства, а существование цен мирового рынка порождает совершенствование технологий, направленных на снижение издержек производства, так что в итоге происходит сопоставление (конкуренция)  не цен, определяемых затратами фермерского производства, а цен, результирующих от издержек фермеров и издержек на субсидирование сельского хозяйства. Кроме того, последовательно проводя такую политику, страна может иметь более выгодную структуру импорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА
      Аграрный  сектор — это не только производство и сфера применения труда, но и среда обитания значительной части населения. Уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности любой страны. Более отсталое в плане развития производительных сил сельское хозяйство является относительно статичной отраслью и медленнее, чем другие, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.
      С учетом этих обстоятельств в большинстве  развитых стран действуют имеющие  длительную историю системы государственного регулирования. Хотя, есть существенные различия между странами в применении конкретных мер. Все они в основном преследуют следующие цели: поддержка стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве, рыночной конъюнктуры и определенного уровня доходности отрасли, предотвращение нежелательных миграционных процессов, обеспечение
продовольственной безопасности, ограничение избыточного  производства, помощь в адаптации  населения к новым условиям, защита внутреннего рынка, гарантия конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т. д.
      Реализация  этих мер требует значительных бюджетных  затрат и расходов потребителей за счет более высоких цен. При этом наиболее широко применяются следующие  механизмы регулирования: гарантированная скупка излишков продукции по минимальным ценам, закупочные и товарные интервенции на рынке продовольствия, специфические формы льготного кредитования, таможенное регулирование и т. д.
      Во  многих странах главное место  среди форм протекционизма в сельском хозяйстве отводится различным механизмам поддержки аграрных цен: 75 % суммарного эквивалента субсидии производителям в странах ЕС; 87 — в Японии и около 50 % в США и Канаде. Доля прямых дотаций в суммарном
эквиваленте субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям составляет в Норвегии около 50 %, в
      ЕС  и США — 22—23 %. Доля других видов  поддержки аграрного сектора (предоставление различных услуг, строительство  объектов инфраструктуры и пр.) достигает 60 % в Австрии и более 40 % в Канаде.
      Особо следует выделить Японию, где правительство  регулирует около 20 % потребительских  цен: на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожный транспорт, теплоснабжение, водоснабжение, электроэнергию, газ, услуги образования и медицинского обслуживания. Вместе с тем по законодательству государство не имеет права устанавливать как монопольно высокие, так и монопольно низкие цены, что может ограничить рыночную конкуренцию.
      Во  Франции государство также регулируем 20 % цен, действует сеть государственных контролеров, но ним, осуществляется прямое регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию. В США
используется  преимущественно косвенное регулирование (расширение федеральных закупок, рационализация налоговой, кредитно-денежной политики и др.). Прямое регулирование цен используется лишь в высокомонополизированных отраслях.
      При разработке ценовой политики, оптимального сочетания государственного регулирования  и саморегулирования цен важно  ориентироваться на лучшие примеры  из мирового опыта. Они показывают, что даже в странах с развитой рыночной экономикой под контролем государства находится большая часть цен на продукты питания. При этом применяются классические, проверенные практикой методы: установление фиксированных цен, контроль над ценами монополий и крупных производителей, фиксация границ изменения цен, создание условий для их понижения.
      В развитых странах применение мер  государственного регулирования на аграрном рынке имеет множество  оппонентов среди ученых, правительственных  чиновников, парламентариев, выражающих недовольство вмешательством государства в действие рыночных законов и высокой стоимостью соответствующих мер. Тем не менее, механизмы государственного вмешательства в экономику существуют, постоянно совершенствуются как абсолютно необходимые в рыночных условиях.
      В настоящее время они несколько  меняются в связи с ужесточением политики Всемирной торговой организации (ВТО), устанавливающей новые условия  и ограничения в отношении  государственного вмешательства в  экономику.
      Развивающиеся страны зачастую проводят сельскохозяйственную политику прямо противоположную той, которой придерживаются США и ЕС. Вместо субсидирования и поддержки товаропроизводителей они субсидируют потребителей. Такая политика в значительной степени объясняется сильным политическим влиянием потребителей и политической неустойчивостью правительств.
      Можно выделить меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:
-    прямых государственных компенсационных  платежах;
-    платежах при ущербе от стихийных  бедствий;
-  платежах за ущерб,  связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.).
      К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:
1.    Ценовое вмешательство на рынке  продовольствия посредством поддержки  внутренних цен на сельскохозяйственную  продукцию,
установления  квот, тарифов, налогов на экспорт  и импорт продовольствия;
2.    Компенсация издержек сельхозпроизводителей  на приобретение средств производства  путем предоставления субсидий  на приобретение удобрений, ядохимикатов  и кормов, выплату процентов по  полученным кредитам, выплаты по  страхованию имущества;
3.    Содействие развитию рынка, предусматривающее   выделение государственных  средств   на  разработку  и  осуществление   рыночных программ, субсидии на  хранение продукции и транспортные  работы по перевозкам продукции.
4. Содействие  развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства ? субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.
      Таким образом, государственное регулирование  агропромышленного сектора экономики  путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.  

2.Практика поддержки сельского хозяйства в ряде стран.
      Франция. Управление продовольственным комплексом во Франции осуществляют Министерство сельского и лесного хозяйства, его региональные и департаментские управления. Сельскохозяйственные палаты, а также ряд смешанных, полугосударственных и профессиональных организаций. Таким образом, создана единая система органов по ориентации сельскохозяйственного производства и управления рынками сельскохозяйственной продукции, компетенция которой выходит за рамки сельскохозяйственного сектора, так как охватывает и проблемы продовольственной экономики. Специализированные органы выполняют консультативные, информационные, координационные функции.
      Органом координации межотраслевых связей в продовольственном комплексе  Франции является Высший совет по ориентации и координации развития сельского хозяйства и пищевой промышленности. В Совет входят представители министерств финансов, промышленности, сельского и лесного хозяйства, сферы переработки и реализации агропродовольственной продукции. Он разрабатывает меры по совершенствованию организации и управления продуктовыми подкомплексами, согласовывает действия участников производства и реализации продукции и представителей государственных органов власти в вопросах определения аграрной и продовольственной политики, сфер вложения финансовых средств, внедрения научно- технических достижений, развития внешнеэкономической деятельности.
      В компетенцию Высшего совета входят межотраслевые организации по зерну, скоту, молочному хозяйству, сахару, масличным и другим продуктам, через которые регулируется  внутренний рынок сельскохозяйственной продукции, выплачиваются субсидии на ее хранение, переработку и экспорт, производится закупка сельскохозяйственных  продуктов по гарантированным ценам,                                                       Существуют два типа межотраслевых организаций: государственные или полугосударственные, осуществляющие меры административного регулирования производства и сбыта соответствующих продуктов; ассоциации частных предпринимателей, призванные активно содействовать государственным межотраслевым учреждениям, а также давать правительственным органам рекомендации относительно соответствующих отраслей АПК.
      Основные  функции Министерства сельского  и лесного хозяйства (МСЛХ) сводятся к координации финансовых, административных и технических мер в области продовольственного и лесного хозяйства. МСЛХ изучает проблемы модернизации сельского хозяйства, тарифной политики, воздействия на рынок сельскохозяйственной продукции, поощрения экспорта продукции. Оно выполняет задачи по контролю качества продовольствия, защите растений и охране животных, международной кооперации в области продовольственного хозяйства.
      Структура МСЛХ во Франции отражает выполняемые  им функции. В его состав входят 9 подразделений (главные управления, управления и службы), которые укомплектованы узкоспециализированными структурными единицами для решения поставленных задач.
      На  местном уровне управление продовольственным  комплексом осуществляют 22 региональных и 100 департаментских управлений. Региональные и департаментские управления находятся в непосредственном контакте с перерабатывающей промышленностью, фермерами и другими категориями сельского населения.
      Характерной чертой французской системы управления в сельскохозяйственном секторе является то, что в ней значительное место принадлежит различным профессиональным сельскохозяйственным органам. Из них две реальные силы оказывают заметное влияние на формирование аграрной политики ? система сельскохозяйственных палат и сеть профессиональных союзов. Они осуществляют определенные нормативные полномочия: кодифицируют местные  сельскохозяйственные традиции, распространяют нормы по сбыту сельхозпродукции. Бюджет сельскохозяйственных палат формируется за счет налога с земельных собственников, субсидий, обязательств потребителей и займов.
Существенное  влияние на аграрную политику государства  оказывает развитая сеть профессиональных союзов Наиболее крупной и влиятельной  является Национальная федерация профсоюзов сельскохозяйственных производителей.
      Финляндия. Главная цель АПК в Финляндии – самообеспечение страны основными продовольственными товарами – достигнута, хотя иногда при неблагоприятных погодных условиях некоторые сельскохозяйственные продукты импортируются. Доля сельского хозяйства в ВНП составляет 3%. В отрасли трудится 190 тыс. человек, или 8% общего числа занятых в народном хозяйстве.
Сельское  хозяйство Финляндии базируется на семейных фермах, то есть на частной  собственности, трудовом вкладе семьи  и значении фермы как источника средств к существованию. Труд фермерских семей в сельскохозяйственном производстве составляет 94% их всех трудовых затрат. В основном семьи сами обслуживают свое хозяйство.
      Значительная  доля ферм – скотоводческого направления  или смешанные, в которых разведение скота сочетается с выращиванием растениеводческих культур. Из 2,2 млн га пахотных земель только 15% занято под продовольственные культуры. До 1/3 пашни используется для выращивания кормовых культур и половина – для производства фуражного зерна. 65% общего дохода приходится на скотоводство, 23% ? на земледелие, остальное – доход от аренды, сельскохозяйственные субсидии и различные компенсации, выплачиваемые для того, чтобы сбалансировать производство продукции.
      Аграрную  политику в Финляндии формирует Министерство сельского и лесного  хозяйства  при активном участии профессиональных и кооперативных объединений производителей. На региональном уровне в системе управления сельским хозяйством  Финляндии интересы фермеров защищают профессиональные объединения производителей. Около 90% фермеров являются членами сельскохозяйственных профессиональных организаций – обществ производителей. Общества производителей охраняют местные интересы землевладельцев, они имеются в каждой коммуне. Общества финансируются из членских взносов, частично из дохода от реальных инвестиций. От правительства они денег не получают.
      Общегосударственными  профессиональными организациями  крестьян являются центральные союзы  предпринимателей сельскохозяйственного  производства (финский и шведский). Оба союза работают в тесном сотрудничестве. Важная задача центральных союзов – ведение переговоров и разработка соглашений с правительством по вопросам объема сельскохозяйственной продукции, цен на продовольствие и другим, касающимся доходов фермеров. Центральные союзы проводят большую работу по распространению информации для фермеров, официальных лиц, представителей экономики, профсоюзов и населения.
      Решающая  роль в выработке и осуществлении  аграрной политики принадлежит сельскохозяйственным кооперативам. Все субсидии и суммы на поддержку сельского хозяйства  выплачиваются через сельскохозяйственные кооперативы.
      Кооперативы – наиболее действенная структура  в аграрной сфере Финляндии, обеспечивающая фермерам необходимые условия производства и гарантирующая сбыт продукции, внедрение достижений НТП. Объединяя практически всех фермеров, кооперативы играют ведущую роль в экономических связях аграрного сектора с другими отраслями народного хозяйства. Это касается как сбыта сельскохозяйственной продукции и ее переработки, так и производственного снабжения, кредитования и обслуживания фермерских хозяйств.
      Велико  значение кооперативов в интеграции сельского хозяйства и сферы  переработки. Практически все мясоперерабатывающие предприятия и молочные заводы являются   кооперативной собственностью. Свыше 75% мяса и продуктов его переработки и 92% молока и молочных продуктов поступают от кооперативов.
Вторым  по объему направлением кооперативной  деятельности является производственное снабжение фермерских хозяйств. В Финляндии кооперативы поставляют до 50% удобрений, 65% кормов, 40% техники и топлива.
      В целом успехи деятельности сельскохозяйственных кооперативов объясняются тем, что  они представляют собой удачную  форму координации крупного производства в условиях развития агропромышленной интеграции и мелкого фермерского хозяйства, основанного на частной земельной собственности.
      Таким образом, благодаря участию трех структур (государственной, профессиональной и производственной ) в определении  аграрной политики Финляндии сложилась стройная система управления сельским хозяйством.
      Министерство  сельского и лесного хозяйства (государственный уровень) формирует  основные направления хозяйственной  деятельности в отрасли. Детальная  проработка практических вопросов и  проблем аграрного производства осуществляется в ходе переговоров и соглашений правительства с представителями обществ производителей (профессиональный уровень) и сельскохозяйственных кооперативов (производственный уровень). Такое сотрудничество позволяет выработать оптимальные условия для эффективной деятельности фермеров и ограничить административное вмешательство государства в сельскохозяйственное производство.
      Германия. Еще в 1955 году переговоры  Союза фермеров Германии с правительством привели к принятию закона о сельском хозяйстве Германии. В этом законе закреплены основы аграрной политики в общегосударственном масштабе, а также описаны конкретные политические средства ее осуществления. Таким образом, заложенные в законе положения должны были стать исходной точкой для всех мероприятий по содействию аграрному сектору на национальном уровне. Поскольку закон содержал в основном довольно общие положения, Союз фермеров Германии попытался закрепить в нем ряд конкретных мер помощи. Это долгосрочные гарантии высоких закупочных цен на сельскохозяйственные продукты и институциализация аграрной политики, которая должна была положить конец постоянным политическим столкновениям по вопросам сельского хозяйства.
Союзу фермеров не удалось прямо закрепить  в законе постоянные гарантии цен и доходов. Однако в законе указывалось на то, что по отношению к сельскому хозяйству должны применяться защитные мероприятия. С помощью всеобщих инструментов хозяйственного регулирования, таких, как торговая, кредитная, ценовая политика и т.д., было решено уравнять относительно неблагоприятное положение сельского хозяйства с остальными народнохозяйственными отраслями, чтобы создать условия для повышения уровня производства.
      Таким образом, аграриям в законе удалось  отразить необходимость постоянной защиты их интересов на самом высоком политическом уровне. Эта защита не предполагала защиту и поддержку каждого предприятия в отдельности (что не соответствовало бы немецким представлениям о системе хозяйствования), но была учтена необходимость выживания всего сельского хозяйства в целом и его поддержки.
      В параграфе 4 закона указывалось, что  министр сельского хозяйства  ежегодно обязан публиковать официальный  отчет о положении в сельском хозяйстве за прошлый год. Закон  служит основой для предоставления федеральных средств для осуществления целей, предусмотренных законом.
      Программа сельскохозяйственного кредитования для всех земель Германии имеет цель поддержки инвестиционных мероприятий  по рационализации и улучшению условий  жизни. Получить кредит могут только сельхозпроизводители, общие доходы которых не превышают установленных границ. Подлежат поддержке также внутрихозяйственные инвестиции, направленные на улучшение качества продукции.
      На  новых землях поощряются дополнительные инвестиции в сельскохозяйственное производство для приобретения сельскохозяйственной  техники не старше 5 лет и т.д. Производитель сельхозпродукции может получить льготный кредит до 143 000 немецких марок на 1 работника или предприятие. В областях с неблагоприятными климатическими условиями государство берет на себя погашение 5% по кредиту, в традиционных областях ? 3%.
      Рассчитанная  общая сумма процентов по кредиту, погашение которых государство  берет на себя, выплачивается единовременно. Собственный вклад хозяйств в  инвестиции должен составлять минимум 10%.
      Содействие  реорганизации старых и образованию  новых  предприятий распространено на все реорганизованные сельскохозяйственные предприятия, существующие в форме  кооперативов, обществ и товариществ, работающих в сфере садоводства, рыбоводства - и пчеловодства. На поддержку со стороны  государства могут рассчитывать фермеры, которые более половины своего рабочего времени посвящают работе в сельском хозяйстве и у которых более половины их суммарных доходов приходится на сельское хозяйство, а также  те, доходы которых от сельского хозяйства составляют не менее 25% общих доходов.
В Германии льготный государственный кредит предоставляется  под 1%  годовых в течение 28 лет. Кроме того для молодых фермеров предусматриваются особо льготные условия для получения кредита.
      Польша. Перед вступлением Польши в Европейский союз расширилась разработка  государственной политики по отношению к аграрному сектору и проблем ее соответствия совместной аграрной политике ЕС. Если пользоваться методикой  Организации экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР), то уровень субвенций в Польше в 1995 г. составил 21%, а в ЕС ? 15%-49%.
      С 1989 г., когда началась либерализация  экономической жизни, в Польше были вообще сменены ориентиры проводимой ранее аграрной и продовольственной политики. Было прекращено субсидирование импорта и продуктов питания, что сразу же привело к резкому росту цен на продовольствие, способствовало инфляции. В свою очередь, это принудило польское правительство принять меры стабилизационного  характера для улучшения рыночного равновесия и сдерживания резкого роста цен на продовольствие, что привело к использованию определенных методов государственного регулирования.
      В системе инструментов государственного регулирования аграрного рынка  особое место отводится гарантированным ценам и экспортно-импортному механизму для основных агропродуктов  ? зерна, молочных продуктов, свинины и говядины. Эти меры более или менее отвечают предусмотренным совместной аграрной политикой ЕС. Аграрное рыночное агентство (АРА), которое подчинено Министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности, осуществляет все необходимые интервенционные меры: покупает и продает агропродукты, расходует и пополняет государственные резервы продовольствия, предоставляет гарантии по сельскохозяйственным кредитам и субсидии  при строительстве оптовых продовольственных рынков.
      Правительство Польши устанавливает минимальные  цены на продовольственную пшеницу  и рожь, которые являются и интервенционными. Если рыночные цены снижаются ниже минимальных, то АРА проводит интервенционные  закупки. Кроме того, агентство закупает зерно в государственные резервы. Продажа из интервенционных запасов может осуществляться как на внутреннем рынке, так и на экспорт в соответствии с действующими правилами мировой торговли. С 1996 года в Польше действует специальная организация по рынку сахара. Интервенционные меры применяются по молочным продуктам. АРА может влиять на рынок молокопродуктов тем, что закупает у молокозавода сливочное масло по интервенционным ценам, а те, в свою очередь, платят производителям  молока  установленную минимальную цену.
Интервенция на рынке свинины, которая в Польше является приоритетной в производстве и потреблении мяса, направлена на стабилизацию цены, а по говядине ограничивается закупками в государственный резерв. По всем другим агропродуктам роль государства сводится к экспортно-импортному регулированию.
      Рыночные  и поддерживающие цены в Польше, кроме цен на пшеницу и свинину, значительно ниже, чем в Евросоюзе. В 1998/99 г. интервенционные цены на пшеницу  в Польше составляли 79% к интервенционным  ценам ЕС, а на свинину в 1999?2000 гг.? 83% к ценам Евросоюза. В то же время цены на говядину в 1998 г. В Польше были на уровне 46% к ценам ЕС, на молоко жирностью 3,7% составляли 47% к ценам ЕС.
      Проводится  целый ряд мероприятий по развитию сельской местности, охране окружающей среды, поддержке структурных сдвигов в аграрном секторе. Среди них: приватизация земли и изменение отношений собственности в сельском хозяйстве, интегрированное развитие села и технической инфраструктуры, модернизация сельскохозяйственных предприятий и т.д. 
      В аграрной политике Польши значительное место отводится модернизации и  рационализации аграрной структуры, закреплению  молодых и начинающих фермеров, помощи сельскому хозяйству в районах  с неблагоприятными для ведения  агропроизводства условиями. Структурные изменения в Польше обеспечиваются поддержкой сокращения расходов на производственные ресурсы, предоставлением производственных кредитов на льготных условиях, увеличением количества применяемых удобрений и средств защиты в растениеводстве, качественным улучшением поголовья скота и льготным налогообложением.
      С 1990 г. Польша ликвидировала государственную  монополию внешней торговли, а  также нетарифные меры регулирования  экспорта ? импорта. В силу этого  уже в начале 90-х годов польская таможенная система стала одной из наиболее либеральных в Европе. В последние годы введена новая система таможенных сборов за агропродукцию, отвечающая в полной мере законодательным актам.
      Соединенные Штаты Америки. Министерство сельского хозяйства США собирает данные для аналитических целей по ценам на сельскохозяйственную продукцию и на средства производства для сельского хозяйства. Но в Америке ценовой паритет  (соотношение двух индексов: цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на средства производства для сельского хозяйства), начиная со Второй мировой войны, непрерывно падает, с небольшими подъемами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.