На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Антидемпинговые меры в системе нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности. Сущность демпинга, причины его привлекательности для стран-экспортеров. Механизм противодействия демпингу. Применение антидемпинговых мер в Республике Беларусь.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 06.08.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
Введение
1. Антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирован
ия внешнеторговой деятельности
1.1 Общая характеристика нетарифных мер
регулирования внешней торговли
1.2 Понятие демпинга
2. Антидемпи
нговые меры в рамках ГАТТ ВТО
3.
Применение антидемпинговых мер в Республике Беларусь
Заключение
Введение


Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется активным процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся более открытыми для доступа иностранных товаров, в результате чего возникает объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей.
Долгое время в качестве основного средства протекционизма использовался импортный тариф. Однако в результате сложившейся системы международной торговли, функционирующей по правилам Всемирной торговой организации, тарифные меры регулирования утрачивают свою былую привлекательность. На смену им приходят нетарифные меры.
Список нетарифных мер довольно большой, однако не все из них находят одинаково широкое применение. В настоящее время довольно часто используемыми являются антидемпинговые меры. Кроме того, именно по поводу применения этого вида натарифных ограничений между участниками международной торговли возникает огромное количество споров и разногласий. Поскольку антидемпинговые меры являются довольно эффективным средством ограничения импорта, то зачастую к ним прибегают без достаточных на то оснований.
Целью курсовой работы является рассмотрение внешнеторговой политики Республики Беларусь в области применения антидемпинговых мер.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. рассмотреть антидемпинговые меры в системе нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности;
2. понять сущность демпинга, определить причины его привлекательности для стран-экспортеров, механизм воздействия на рынок государства-импортера, а также последствия для обеих сторон;
3. рассмотреть механизм противодействия демпингу, разработанный в рамках ГАТТ/ВТО и применяемый на современном этапе странами-членами ВТО;
4. проанализировать ситуацию, складывающуюся по поводу применения антидемпинговых мер в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь; научные статьи белорусских авторов, рассматривающие мировой и отечественный опыт применения нетарифных мер регулирования внешней торговли, а также посвященные проблеме присоединения Республики Беларусь к ВТО; справочная и учебная литература; комментарии к законодательству, а также электронные ресурсы сети Интернет.
1. Антидемпинговые меры в системе нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

1.1 Общая характеристика нетарифных мер регулирования внешней торговли

Вся история международной торговли представляет собой борьбу двух противоположных курсов внешнеторговой политики государств - курса на либерализацию внешнеторгового режима и курса на протекционизм - защиту внутреннего рынка от конкурентов с помощью различных барьеров и ограничений.
Государство никогда не оставалось безучастным к развитию внешнеэкономических связей. В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках государствами могут использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности.
Исторически раньше других средств регулирования внешнеторговой деятельности возникли таможенные пошлины, которые первоначально использовались преимущественно в качестве источника дохода государства, а затем и орудия борьбы с иностранной конкуренцией.
Использование таможенно-тарифных средств регулирования внешней торговли позволяет ограничить поступление иностранных товаров на внутренний рынок косвенным путем, то есть путем удорожания импорта в результате обложения товара. Однако методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов государства. Таможенно-тарифные методы не позволяют осуществлять регулирование перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. Кроме того, в условиях либерализации экономики произошла потеря былой «протекционистской привлекательности» этих мер. Связано это с политикой снижения ставок таможенных пошлин, активно проводимой в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле. Таким образом, в качестве основного инструмента протекционизма на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового регулирования.
Популярность нетарифных мер регулирования связана с возможностью их многократного или длительного использования в отношении одного и того же товара, а также с недостаточной определенностью их применения. В отличие от законодательно закрепляемых тарифных барьеров, нетарифные меры применяются, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.
К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.
Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д. Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.
При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Более того, перечень мер нетарифного регулирования не является статичным. По экспертным оценкам число нетарифных барьеров каждые 15 лет возрастает более чем в 4 раза.
Существует е множество других классификаций нетарифных барьеров, разработанные как международными организациями, так и отдельными исследователями. Однако наиболее известными являются системы классификаций, разработанные ЮНКТАД и ВТО.
По классификации ЮНКТАД выделяют 7 групп нетарифных мер. Это:
1. меры ценового контроля,
2. меры финансового контроля,
3. автоматическое лицензирование,
4. количественные ограничения,
5. монопольные меры,
6. технические меры,
7. прочие меры в отношении чувствительных товаров. [29]
В соответствии с классификацией ВТО нетарифные меры разделены на 5 групп:
1.участие государства в торговле, ограничительная практика и государственная политика общего характера;
2. таможенные процедуры и административные формальности;
3. технические барьеры в торговле;
4. количественные и специфические ограничения аналогичного характера;
5. ограничения, заложенные в механизме платежей.
В большинстве развитых и в части развивающихся государств постепенный поворот к активному использованию нетарифных мер наметился с середины 60-х годов ХХ в. Это произошло в результате действия многих причин. Так, в результате активного развития международной кооперации, распространения транснациональных фирм и резкого повышения внутрифирменной торговли происходит своеобразный перенос внешнеторгового регулирования вглубь экономики страны. А это, в свою очередь, ведет к все более широкому использованию в торгово-политических целях кредитно-финансовых, административных и других средств экономической политики.
Таким образом, в современных условиях экономическое значение и торгово-политическая роль мер нетарифного регулирования существенно возросли. Именно нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности многие страны используют против недобросовестных иностранных поставщиков. К таким мерам относятся традиционные антидемпинговые и компенсационные меры (против недобросовестной конкуренции), так называемые технические меры (против поступления на внутренний рынок некачественных товаров, представляющих опасность для людей, животных и окружающей среды) и меры, направленные на защиту прав интеллектуальной собственности (против поступления фальсифицированных товаров и товаров с поддельными товарными знаками).
В настоящее время среди указанных мер важнейшими по масштабам использования и конфликтности на мировом рынке являются антидемпинговые меры.
К антидемпинговым мерам относятся:
· антидемпинговая пошлина;
· снижение квоты поставки на данный рынок;
· добровольное ограничение экспорта.
Применение антидемпинговых санкций является эффективной формой государственного регулирования международной торговли и позволяет защищать внутренний рынок от нежелательной внешней конкуренции.
Формально антидемпинговые меры созданы для сохранения и поддержания справедливых конкурентных условий в международной торговле. Однако мировой опыт показывает, что в течение последних десятилетий участились случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет. Таким образом, антидемпинговые меры из средства борьбы с недобросовестной конкуренцией становятся инструментом неоправданного протекционизма, т.е. борьбы с конкурентоспособным иностранным товаром, что наносит ущерб потребителям. Такая практика давно вызывала противодействие на международно-правовом уровне посредством выработки четких критериев определения демпинга и допустимых пределов его пресечения.
1.2 Понятие демпинга

Само слово «демпинг» происходит от английского глагола «to dump», что означает сбрасывать, сваливать, разгружать, бросать.
Демпинг представляет собой вид недобросовестной конкуренции, экспорт товаров по бросовым ценам, т.е. обычно по ценам ниже, чем на внутреннем рынке страны экспорта.
Классическое определение демпинга в международной торговле приводится в статье VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины» Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Согласно данной статье, демпинг определяется как поставка товара на экспорт по цене ниже нормальной стоимости, то есть ниже цены на аналогичный товар при продажах на рынке страны-экспортера. (В случае импорта из стран с «нерыночной» экономикой, где цены формируются под влиянием государства, ВТО использует метод «страны-аналога».)
Непосредственными целями демпинга могут быть увеличение продаж или доли на рынке, установление контроля над рынком или устранение конкурентов, освобождение от излишних запасов товара и др.
Демпинг может преследовать также и политические цели. Экономически мощная держава, осуществляя демпинг в торговле с менее развитыми странами, стремится подавить конкуренцию национальных производителей в этих странах и постепенно установить над ними экономический контроль.
Потери от реализации товаров по заведомо заниженным, демпинговым ценам могут перекрываться различными способами: реализацией по завышенным ценам других товаров, не встречающих острой конкуренции; продажей аналогичного товара по высоким ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка; получением дотаций от государства, стимулирующего таким образом экспорт. В последнем случае занижение цен на внешнем рынке компенсируется их повышением на внутреннем, а потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекладываются на плечи налогоплательщиков.
Демпинг получил широкое распространение. Экономисты различают следующие типы демпинга:
· устойчивый;
· преднамеренный (хищнический);
· случайный (спорадический).
Устойчивый демпинг объясняется объективными различиями между рынками, прежде всего эластичностью спроса. Эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальных рынках. Это объясняется тем, что на мировой рынок имеют доступ множество заменителей товара, а также и тем, что на нем более высокий уровень конкуренции, чем на национальных рынках. Естественно, что производители используют этот фактор, стремясь максимизировать свою прибыль.
Преднамеренный демпинг - это несправедливый метод конкуренции, целью которого является установление своей монопольной власти на рынке с последующим значительным ростом цен, который компенсирует все затраты и обеспечивает максимизацию прибыли в долгосрочном периоде.
Случайный демпинг связан, как правило, со сбытом случайно возникшего излишка продукции, в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, ошибок планирования и др.
Однако вне зависимости от конкретной формы своего проявления демпинг представляет собой распространенную разновидность недобросовестной конкуренции, так как может наносить серьезный ущерб для производства соответствующих товаров в стране импорта, а также для добросовестных экспортеров аналогичных товаров из других стран. То есть демпинг нарушает основополагающий принцип развития международной торговли - справедливой конкуренции товаропроизводителей, которая дает преимущества наиболее эффективным из них. Поэтому демпинг запрещен национальными законодательствами подавляющего большинства участников международной торговли.
Для борьбы с демпингом государства на современном этапе используют различные инструменты, например, добровольное ограничение импорта, снижение квоты поставки на данный рынок. Однако основным инструментом борьбы с демпингом являются антидемпинговые пошлины, которые являются одним из видов косвенного налога, «дающего» нагрузку на импортную цену. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами.
В соответствии с экономической теорией при введении страной-импортером пошлин с целью повышения цены на товар до уровня цены в стране-экспортере создается нетто-убыток для отечественной экономики (т.к. убытки потребителей почти всегда перевесят любые преимущества производителей, которые они получат в результате такой защиты.
Несмотря на это антидемпинговые пошлины не утрачивают своей популярности. При введении антидемпинговых пошлин государство исходит прежде всего из того, что конкурентоспособные производители не должны терять свой рынок из-за несправедливой конкуренции. Существует также мнение, что если демпингующая компания стремиться занять доминирующее положение на рынке, то демпинг позволит ей поднять цены на свой товар в будущем.
Особенностью применения антидемпинговых пошлин является проведение предварительного расследования с целью установления факта демпинга, а также определение нанесенного ущерба или угрозы его возникновения. Другая важная специфическая черта этих защитных мер состоит в том, что они применяются на дискриминационной основе: против определенных поставщиков определенного товара. Все это значительно повышает эффективность указанных мер, вследствие чего многие экспортеры еще на стадии расследования идут на уступки в плане сокращения своего экспорта.
Следует отметить, что кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин, по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные ("предформальные") методы. Например, само объявление о начале намерении начать антидемпинговое расследование (которое может в результате и не выявить оснований для введения антидемпинговых пошлин), а также обычно сопутствующие этому публикации в прессе (иногда в виде организованной компании против презюмируемого демпинга). Все это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который, естественно, не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых пошлин (они, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового). Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о "добровольном" ограничении экспорта.
2. Антидемпинговые меры в рамках ГАТТ/ВТО

Первый закон об антидемпинговых пошлинах был принят в Канаде в 1904 г. с целью защиты отечественной сталелитейной отрасли от хищнической ценовой политики конкурентов из США. Аналогичный закон приняли в Новой Зеландии в 1905 г., в Австралии - 1906 г. и в США - в 1916 г. Во всех случаях делалась ссылка на хищническую ценовую политику со стороны иностранных экспортеров. Таким образом, с начала XX применение антидемпинговых мер стало основным протекционистским средством.
Однако первые десятилетия применения антидемпинговых мер различными мировыми торговыми державами характеризовались множеством проблем, связанных, прежде всего, с тем, что антидемпинг базировался на использовании несопоставимых друг с другом национальных законодательств. В этих условиях стала очевидной необходимость создания международной правовой основы для применения антидемпинговых мер.
Такая правовая база применения антидемпинговых мер была разработана в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), впоследствии эти правила стали составной частью Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО).
Следует отметить, что сам по себе демпинг не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб (угрозу) национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.
В первоначальном тексте ГАТТ от 1947 г. правила введения антидемпинговых пошлин предусмотрены статьей VI. В соответствии с данной статьей страна-член ГАТТ /ВТО вправе вводить в одностороннем порядке антидемпинговые пошлины с целью защиты отечественной промышленности от импорта товаров, поставляемых по демпинговым ценам, и возмещения материального ущерба национальной промышленности, причиненного в результате такого импорта.
Таким образом, статья VI определяла демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что «товары одной страны поступают в другую по цене ниже нормальной стоимости товаров» При этом была предусмотрена возможность использования антидемпинговых пошлин, но условия их применения были недостаточно четкими, что и создавало почву для злоупотреблений. Действующие на настоящий момент правила были приняты на "уругвайском" раунде (1986-1994 гг.) и являются пересмотром кодекса об антидемпинговых мерах, принятого во время "токийского" раунда (1973-1979 гг.). "Токийский" кодекс был подписан не всеми государствами-членами ГАТТ. Правила, принятые на «уругвайском» раунде, распространяются на все государства-члены ВТО.
Существует много способов расчета демпингового компонента того или иного товара. Соглашение (Соглашение о субсидиях и контрмерах по субсидиям) сужает их круг и предусматривает три метода расчета «нормальной цены». Основной способ связан с учетом цены на данный товар на внутреннем рынке страны-экспортера. Если этот способ не подходит, то можно воспользоваться двумя другими методами: один - на основе цены на товар, определяемой экспортером в третьей стране, другой - с использованием сочетания производственных издержек экспортера, его прочих затрат и средних (обычных для данного экспортера) норм прибыли.
Однако расчет демпингового компонента сам по себе недостаточен. Антидемпинговые меры могут быть предприняты только в том случае, если демпинговая практика наносит ущерб промышленности страны-импортера.
Антидемпинговые правила ВТО содержат подробное определения понятия «материальный ущерб национальной промышленности», под которым подразумевается целый комплекс последствий для отрасли отечественной промышленности: снижение объема производства или реализации продукции, сокращение доли рынка, падение прибыли, отрицательное воздействие на занятость, заработную плату, возможности привлечения инвестиций и другие последствия. При этом необходимо установление наличия четкой причинно-следственной связи между фактом демпинга и негативными последствиями в отрасли отечественной промышленности. Под отраслью отечественной промышленности понимаются все отечественные производители товаров или те из них, на долю которых приходится основная часть производства таких товаров. Однако Антидемпинговый кодекс ВТО разрешает рассматривать отечественный рынок как совокупность региональных рынков для учета реалий региональной экономической интеграции, например, в рамках Европейского союза.
Таким образом, введение антидемпинговых мер в рамках ГАТТ/ВТО возможно только при наличии определенных условий:
1. на основании жалобы промышленности страны-импортера проведено специальное расследование;
2. это расследование доказало наличие демпинга, который наносит или угрожает нанести материальный ущерб национальной промышленности или ведет к замедлению становления соответствующей отрасли.
Расследование обычно начинается в результате подачи жалобы, в которой содержатся доказательства того, что предприятия страны-члена ВТО продают свои товары на экспорт в данную страну по демпинговым ценам, то есть по ценам, которые ниже, чем цены, устанавливаемые ими для продаж на своем рынке, или ниже средних издержек. В частности, в жалобе обычно приводятся данные о:
· товаре, против которого возбуждено расследование, с описанием его физических свойств и технических параметров;
· известных производителях;
· известных импортерах товара в страну расследования, объеме импорта данного товара из страны демпинга, средних ценах продаж товара из страны демпинга, производственных мощностях предприятий в стране демпинга;
· особенностях производственного процесса товара в стране демпинга.
Расследование может быть начато только в том случае, если заявление выражает позицию весомой части национальных производителей: производители, поддерживающие заявление, должны выпустить не менее 50% продукции производителей, высказавшихся как за, так и против введения антидемпинговых мер. Если же доля производителей, поддерживающих заявление, менее 25% национального производства данного товара, то расследование не начинается.
Правительственные органы могут инициировать расследование лишь как исключение (при "особых обстоятельствах") и если они располагают доказательствами демпинга, ущерба от него и взаимосвязи ущерба с демпингом.
При этом расследование должно быть открытым для всех заинтересованных сторон и гласным.
Расследование должно установить, что:
1. имеет место факт демпинга, т.е. минимальная разница (2%) между ценой предположительно демпингового товара и нормальной ценой (внутреннего рынка страны экспорта). При этом такое сопоставление цен, как правило, производится по ценам франко-завод по сделкам примерно на одно и то же время; либо в сопоставлении средневзвешенных цен, по которым товар продается в стране, со средневзвешенными всех сопоставимых экспортных сделок, либо цен внутреннего рынка и экспортных цен по конкретным сделкам;
2. имеет место ущерб, т.е. объем импорта "демпингового" товара превышает 3% от всего импорта в страну аналогичного товара;
3. доказана причинно-следственная связь между имевшим место демпингом и существенными материальными убытками национального производства или угрозой таких убытков.
Только после установления указанных фактов может быть введена антидемпинговая пошлина. Но она не должна носить штрафного характера, она должна быть компенсационной, т.е. представлять собой разницу между демпинговой и нормальной ценой.
Поскольку обвинение в демпинге является адресным, органы расследования должны определить величину демпинга для каждого конкретного экспортера. Органы расследования решают рекомендовать компетентным органам правительства вводить или не вводить антидемпинговую пошлину в отношении поставщика или поставщиков товара. Если же практически невозможно назвать всех поставщиков товара из какой-либо страны, антидемпинговая пошлина может быть введена в отношении определенной страны.
Одним из наиболее важных факторов в антидемпинговых расследованиях является время. После предварительного определения демпинга и ущерба, но не ранее, чем через 60 дней с момента начала расследования, могут быть приняты временные антидемпинговые меры в форме временной антидемпинговой пошлины (до принятия окончательного решения она помещается под депозит) или долгового обязательства (оно равно сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлин и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.