На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административно-правовые отношения и их роль в деятельности органов ФСБ РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Введение 

  Административное  право – это, пожалуй, самая обширная и сложная с точки зрения систематизации и изучения отрасль права. Её особенность состоит в многообразии сторон общественной жизни, которые она регулирует. И это не случайно, так как административное право - отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и нет такой сферы общественной жизнедеятельности, которая не находилась бы под пристальным вниманием со стороны государства. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы («Административно-правовые отношения»).
  Целью курсового исследования является изучение природы административно-правовых отношений и их роли в деятельности органов ФСБ РФ (пограничных органов ФСБ РФ). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  1) Раскрыть понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов.
  2) Рассмотреть понятие, содержание, особенности и структуру административно-правового отношения.
  3) Определить виды административных правоотношений.
  4) Установить основания возникновения,  изменения и прекращения административных правоотношений. Дать характеристику юридическим фактам в административном праве.
  5) Охарактеризовать административно-правовые отношения в деятельности органов ФСБ России,  пограничных органов ФСБ России.
  Объектом  исследования являются административно-правовые отношения. Предметом исследования выступает  теория и практика административно-правовых отношений в деятельности ФСБ России и пограничных органов ФСБ России. При выполнении курсовой работы применялись такие методы, как изучение библиографических источников, анализ информации, полученной в ходе их изучения, её сравнение, систематизация и синтез (смысловая группировка). В качестве теоретической основы использованы различные источники административно-правовых норм (нормативно-правовые акты РФ), научная и учебная литература, полный перечень которых приведён в конце работы. 
 
 
 

  1 Понятие механизма  административно-правового  регулирования и  его элементов. 

  Административное право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Административное право представляет совокупность юридических норм (норм административного права). 
  Административное право России имеет  свой механизм административно-правового регулирования, под которым понимается система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. В структуру этого механизма  входят следующие элементы:
  1) нормы административного права  и его принципы, объективированные  в законах, указах Президента России и других нормативных актах;
  2) акты толкования норм административного  права, издаваемые уполномоченными на то органами;
  3) акты применения норм административного  права, издаваемые должностными лицами органов исполнительной власти при реализации властных полномочий (в том числе и индивидуальные акты);
  4) административно-правовые отношения.
  Основным  источником законодательства об административной ответственности является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) Российской Федерации и законы субъектов РФ, принятых в соответствии с Кодексом. Но необходимо понимать, что многообразие сторон общественных правоотношений, которые регулируются административным правом, обуславливает тот факт, что сами нормы права, за нарушение которых устанавливается административная ответственность, могут быть установлены в иных законах (Водный кодекс, Трудовой кодекс, Таможенный кодекс, Налоговый кодекс и т.д.) и не включаться в КоАП. В КоАП лишь определяются меры административной ответственности за нарушение данных норм права.
  Например, в п. 4 статьи 13.12 КоАП РФ устанавливается  административная ответственность  за использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну. Сама же система сертификации защиты информации по требованиям безопасности для сведений (нормы административного права), составляющих государственную тайну, определяется Приказом ФСБ РФ от 13.11.1999 № 564.
  В соответствии с Конституцией РФ, административное право находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому многие нормы административного права устанавливаются законодательством субъектов РФ.
  Немаловажную  роль в механизме административно-правового регулирования играют нормативные акты второго уровня, которые разъясняют нормы административного права. К таковым актам относятся ведомственные письма, инструкции, рекомендации и т.д. Акты третьего уровня издаются должностными лицами органов исполнительной власти при реализации властных полномочий. Это может быть постановление на проведение проверки, предписание о необходимости устранить условия, способствующие совершению правонарушения и другие акты.
  Важнейшими  средствами механизма административно-правового  регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.
  Каждый  элемент механизма административно-правового  регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений. В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения. Административно-правовые отношения возникают между органами государственного управления, с одной стороны, и соответствующими органами государства, общественными организациями и гражданами - с другой, в процессе применения норм административного права. Для этих отношений характерно следующее:
  1) одной из сторон в них всегда  выступает государственный орган (орган управления) или его должностное лицо, наделённые определёнными государственными властными полномочиями и действующие от имени государства;
  2) отношение может возникнуть помимо воли другой стороны;
  3) как правило, споры, возникающие  по этим отношениям, разрешаются в административном порядке, то есть вышестоящим органом управления или специально созданным для этой цели государственным органом.
  В качестве примера использование  механизма административно-правового регулирования и его средств пограничными органами ФСБ России можно привести следующее. В статье 18.2 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и
  (или)  транспортных средств в пограничной зоне. Сами правила пограничного режима утверждены Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 28 сентября 2006 г. № 452. Так, данный приказ устанавливает административно-правовую норму (п. 1.1), согласно которой въезд (проход) граждан Российской Федерации, иностранных граждан, подданных иностранных государств, лиц без гражданства и транспортных средств в пограничную зону осуществляется в установленных местах въезда (прохода):
  1) по документам, удостоверяющим личность;
  2) по индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными управлениями ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям), при наличии документов, удостоверяющих личность. Далее даются разъяснения, кто имеет право проезда (прохода) по документам, удостоверяющим личность, а кто по пропускам. Например, въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, осуществляют должностные лица местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых установлена пограничная зона. В этих же правилах разъясняется порядок получения индивидуальных и коллективных пропусков.
  Правила также устанавливают, что индивидуальные и коллективные пропуска выдаются пограничными управлениями ФСБ России по субъектам Федерации, в свою очередь, сами пропуска являются актами применения норм административного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2 Понятие, содержание, особенности и  структура
  административно-правового  отношения 

  Административно-правовые отношения представляют собой регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям. Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, то есть непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.
  Под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов:
  1) субъекты (их должно быть как минимум два);
  2) объект (объекты) правоотношения;
  3) содержание правоотношения и юридические факты.
  Субъекты  административно-правовых отношений - это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Следовательно, субъектом административно-правового отношения является тот, кто наделен административными правами и (или) на кого возложены административные обязанности. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.
  Под объектом административно-правовых отношений  в настоящее время большинство  ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, то есть волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Некоторые исследователи считают, что объект вообще не является элементом правового отношения. В современной теории права описаны две концепции. Первая - «монистическая» - провозглашает, что объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно поступки людей подвергаются правовому регулированию. Вторая — «плюралистическая» - считает, что объекты правоотношений столь разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом отношения. Иными словами, объектами правоотношения могут выступать либо блага, ценности, вещи, то есть объекты имущественных отношений, либо те самые действия, поведение людей.
  В содержании административного правоотношения различают две стороны:
  1) материальную (поведение субъектов);
  2) юридическую (субъективные права и юридические обязанности).
  Таким образом, одни исследователи поведение участников правоотношения определяют как объект административно-правового отношения, а другие отождествляют это же поведение с понятием «содержания правоотношения». Наиболее приемлемой является вторая точка зрения, поскольку реальное поведение участников административного правоотношения составляет непосредственное содержание этого правоотношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Виды административных правоотношений 

  Учитывая  многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различны по своему характеру, содержанию и направленности. Наиболее общая классификация видов административно-правовых разделяется:
  1) по содержанию;
  2) по соотношению прав и обязанностей участников отношений;
  3) по характеру порождающих их  юридических фактов.
  4) по целям:
      административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные);
      регулятивные;
  5) по составу участников;
  6) по направлению деятельности 
  По  составу участников административно-правовые отношения классифицируются на
  отношения:
  1) участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица);
  2) между органами исполнительной  власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
  3) между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами;
  4) между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями;
  5) между органами исполнительной  власти (местной администрацией) и  гражданами.
  По направлению деятельности выделяются:
  1) административно-правовые отношения  органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции. По всем вопросам жизнедеятельности — Правительство Российской Федерации, субъектов РФ; правительство (администрации) краев, областей; городская, районная, сельская администрации;
  2) административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
  3) административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции подведомственного характера, по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
  4) административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
  По  своему содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. Материальными административно-правовыми отношениями называются также общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права. Процессуальные административно-правовые отношения - отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
  Примерами процессуальных правоотношений могут  служить отношения, которые складываются при рассмотрении и разрешении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами. Взаимоотношения материальных и процессуальных правоотношений характеризуются тем, что материальные отношения реализуются посредством процессуальных отношений. Кроме того, административно-процессуальные отношения «обслуживают» правовые отношения ряда других отраслей права. Так, посредством административно-процессуальных отношений реализуются материальные отношения финансового, земельного и других отраслей права.
  По  соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы:
  1) отношения, в которых один из  участников подчинен другому (вертикальные правоотношения);
  2) отношения, участники которых  не находятся в подчинении друг друга (горизонтальные правоотношения).
  Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчиненности одного субъекта другому. Они характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения. Например, между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления.
  Вертикальные  административно-правовые отношения возникают также в случаях, когда акт одного субъекта административного правоотношения в соответствии с законодательством является обязательным для другого субъекта. Так, органы исполнительной власти наделяются полномочиями принимать акты, которые являются обязательными не только для непосредственно подчиненных им органов и организаций, но и для органов, организаций, предприятий, учреждений, объединений, служащих, не находящихся в подчинении, и граждан. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами, которые не связаны с подчиненностью. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникнуть также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Субъекты этих правоотношений не связаны с подчиненностью.
  Таким образом, если одним из субъектов горизонтальных правоотношений является гражданин, то он, как правило, реализует свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны соблюдать и защищать конституционные права граждан.
  По  характеру юридических фактов, порождающих  административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Административно-правовые отношения предполагают такое поведение их субъектов, которое соответствует выраженным в административно-правовых нормах требованиям. В случае нарушения этих требований возникает необходимость их защиты, которая осуществляется в административном или судебном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  4 Основания возникновения,  изменения и прекращения  административных  правоотношений. Юридические факты в административном праве 

  Обстоятельствами, при которых в соответствии с требованиями правовой нормы между сторонами должны или могут возникнуть конкретные правоотношения, выступают юридические факты. Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся «юридическими» не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права. Таким образом, придание им правового характера полностью зависит от воли законодателя. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм. Наступление того или иного юридического факта влечет за собой предусмотренные нормой права юридические последствия.
  Таким образом, по своей социальной природе юридические факты — это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами. Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:
    по характеру порождаемых юридических последствий:
      правообразующие;
      правоизменяющие;
      правопрекращающие;
    по характеру действия:
      факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба)
      факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности);
    по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения:
      юридические деяния (действия и бездействие):
      юридические события
        Абсолютные(события вообще не связаны с волей человека (например: стихийное бедствие);
        Относительными (события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования — юридическим событием;
  4) с точки зрения соответствия  правовым предписаниям деяния  можно разделить на правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, - на преступления и проступки (по степени общественной опасности);
  5) в зависимости от волевой направленности  правомерные действия делятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);
  6) в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридических фактов).
  Особенностью  юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер.
  Наиболее  распространенным основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений являются правомерные действия участников управленческой деятельности. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступаю правомерные действия органа исполнительной власти, граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. В определенных случаях для возникновения юридических последствий требуется не один юридический факт, а их совокупность, получившая название фактический состав.
  Помимо  наличия юридических фактов и  фактических составов основанием для  возникновения правоотношений является наличие обстоятельств, которые, не являясь фактами в общеупотребительном понимании, все-таки признаются законодателем таковыми (юридическая презумпция и юридическая фикция). Юридическая презумпция - обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется или прекращает свое действие правоотношение и которое в процессе самого правоотношения либо доказывается, либо опровергается (презумпция невиновности или презумпция виновности). Юридическая фикция - заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющегося родителем, признание сделки фиктивной, признание нормативного акта юридически ничтожным).
  Рассмотрим  на примере структуру административного правоотношения внутриорганизационного характера в сфере деятельности государственных служащих.
  Государственный служащий А. не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов. Госслужащего А. вызывает на прием его руководитель, и после выяснения обстоятельств дела издает приказ об объявлении этому госслужащему строгого выговора. Элементами состава данного административного правоотношения являются:
  1) субъекты правоотношения (его участники)  — руководитель с одной стороны,  госслужащий А. — с другой;
  2) объектом является круг охраняемых  административным правом общественных  отношений в сфере государственного управления по поводу государственной службы; непосредственным объектом является установленный режим государственной службы;
  3) содержание — фактическая сторона  (поведение субъектов при беседе, то есть госслужащего А. с руководителем) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности — права руководителя по наложению дисциплинарного взыскания государственному служащему А., не выполнившему свои должностные обязанности). В качестве юридического факта, явившегося условием возникновения данного административно-правового отношения, выступили неправомерные действия госслужащего А. (не справляется с должностными обязанностями, самовольно без уважительных причин покидает рабочее место, зафиксированы случаи прогулов). Юридическим фактом, прекратившим данное правоотношение, выступил приказ руководителя. Последний (юридический факт) в полной мере следует отнести к самостоятельному элементу состава (структуры) административно-правового отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  5 Административно-правовые  отношения в деятельности  органов ФСБ России, пограничных органов ФСБ России. 

  Органы  ФСБ России относятся к числу  специальных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность. К таковым в настоящее время также относятся Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), Федеральная служба охраны (ФСО) и Служба внешней разведки (СВР). Все они одновременно выступают правоохранительными органами. Ранее, до 2004 г., к этим спецслужбам относились также Федеральная пограничная служба и Федеральное агентство правительственной связи и информации, но в результате административной реформы их функции были переданы соответственно ФСБ, Министерству обороны и ФСО РФ.
  Федеральная служба безопасности (ФСБ), ее территориальные органы (управления и отделы), пограничные войска образуют единую централизованную систему, которая осуществляет управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны ее государственной границы и прилегающих территорий.
  Правовую основу деятельности ФСБ РФ составляют Федеральный Закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (последняя редакция на 24.07.2007 г.) «О Федеральной службе безопасности» и Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуре ее органов, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.
  К основным направлениям деятельности ФСБ  России относятся контрразведывательная работа и борьба с преступностью. Для решения своих задач ФСБ России осуществляет ряд специфических функций. В частности, она:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.