На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социальные нормы. Право и мораль

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План
1.Введение…………………………………………………………….….3
2.Социальное регулирование.
Понятие, функции и виды социальных норм……………………….…5
3. Право и мораль как часть
социальных норм…………………………………………………….....12 

4. Общие  и отличительные черты морали…………………………....15 

5. Взаимосвязь  права и морали…………………………………….….18 

6.Заключение……………………………………………………………21 

7.Список литературы…………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение
Общество, как совокупность различной людской  деятельности требует соответствующего четкого управления и регулирования. Это совершается при помощи разных норм, которые делятся на технические (связанные с наиболее эффективным влияние человека на природу, внешний мир), санитарно-гигиенические, биологические (обеспечивают правильное функционирование человеческого организма и предотвращение болезней) и социальные (регулируют отношения между людьми).
Цель  моей работы показать полную систему  социального регулирования и  раскрыть каждый из ее элементов и  их взаимосвязь между собой. Систематизация социальных регуляторов имеет большое  значение для познания процессов  происходящих в обществе и их регулирования  законодателем. Рассмотрение общих  методологических аспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия.
При написании  работы рассматривались следующие  задачи:
    Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм;
    Право и мораль как часть социальных норм;  
    Общие и отличительные черты права и морали;
    Взаимосвязь права и морали.
Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни  общества, средством общественного  управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.
Социальная  норма - это правило общежития  людей, правило социально значимого  поведения членов общества. Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. Так, получившее в последнее время широкую огласку дело «доктора Смерти» является показательным примером «столкновения» между нормами морали и права. Умертвляя безнадежно больных смертельной болезнью по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Социальное  регулирование. 
Понятие, функции и виды социальных норм 

В самом  общем плане социальное регулирование  понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок  процесс.                                  Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие:                                                                                                                   1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий обще-социального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно. 
 2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты  индивидуального регулирования,  выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов  друг на друга.
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую  роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений  обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального  регулирования, а действие стихийных  регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять  критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы  могут иметь и позитивное, и  негативное влияние. Вместе с тем  функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений  должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.
Для понимания  природы действующих в обществе норм оснований и правил социального  нормирования необходимо различать  два смысла термина “норма”. Во-первых, норма есть естественное состояние  некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т. д.), конституируемое  его природой, - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее  начало, правило поведения, связанное  с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного  развития и социальной организации  общества, - социальная норма.
Реально действующие в жизни людей  нормы нельзя однозначно отнести  к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правил работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить как минимум четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов.
1. Естественные  нормы, существующие в виде  сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта,  определяемом его природой. Такие  нормы формирует, например, наука.
2. Разработанные  на основе знания естественных  норм правила работы с техническими  и природными объектами подобные  правила принято называть техническими  нормами.
3. Правила  поведения, базирующиеся на естественных  нормах или складывающиеся в  связи с их действием. Сюда  относится большинство социальных  норм.
4. Правила  поведения, содержание которых  определяется не столько естественной  нормативностью, сколько целями  и задачами, стоящими перед обществом,  или потребностями конкретной  его сферы. Это некоторые юридические  процессуальные нормы, ритуалы  и т. п.
При обсуждении роли права в системе социального  нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой  группы, в литературе именно их принято  квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.
Социальным  нормам присущи следующие признаки.
1. Они  являются общими правилами. Это  означает, что социальные нормы  устанавливают правила поведения  в обществе, т. е. определяют, каким  может или должно быть поведение  субъектов с точки зрения интересов  общества. При этом социальные  нормы действуют непрерывно во  времени, обладают многократностью  действия и обращены к неопределенному  кругу лиц (не имеют конкретного  адресата).
2. Данные  нормы возникают в связи с  волевой, сознательной деятельностью  людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности людей, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т. д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.
3. Названные  нормы регламентируют формы социального  взаимодействия людей, т. е.  направлены на регулирование  общественных отношений, поведения  в обществе.
4. Они  возникают в процессе исторического  развития (как его фактор и  результат) и функционирования  общества. Социальные нормы, будучи  элементом общества, отражают процессы  его развития, влияют на их  темпы и характер, словом, имеют  свое место в истории общества, свою историческую судьбу.
Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его  функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных  процессов. 

5. Эти  нормы соответствуют типу культуры  и характеру социальной организации  общества. По мнению, М. Вебера, создать  основу для суждения о взаимодействии  людей[1] Культура выражается прежде всего в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.
Характер  же организации общества в большей  мере влияет на значимость того или  иного вида норм в обществе, на связи  норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах - мораль и право.
Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и  сознанием людей общие правила  регламентации формы их социального  взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Из приведенного определения видно, что в юридической  литературе социальные нормы преимущественно  рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более  общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм:
Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.
Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное). 

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколением (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).
Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме  того, разные социальные нормы могут  возникать различными способами  и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно  включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы  такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут  сохраняться на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации  идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьей формируются  как наиболее целесообразные, оптимальные  для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.
Классифицировать  социальные нормы можно по различным  критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).
По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические  и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни  общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т.е. предмета регулирования. 

По механизму (регулятивным особенностям) принято  выделять мораль, право, обычаи и корпоративные  нормы. 

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие  основные критерии сравнения:
- процесс  формирования норм;
- формы  фиксации (существования);
- характер  регулятивного воздействия;
- способы  и методы обеспечения. 

При таком  подходе специфика норм проявляется  достаточно определенно. Это достигается  системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик[2]
 В  процессе регуляции общественных  отношений активная роль одной  группы норм дополняется, корректируется  другими социальными нормами.  Взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе  социальных норм раскрывает комплексные  свойства у входящих в систему  отдельных составных частей. Эффективность  действия социальных норм находит  выражение в достижении, поддержании  общественного согласия граждан,  прочном общественном порядке,  атмосфере справедливого социального  партнерства и инициативы, социальной  ответственности, сознательным соблюдением  норм гражданами.
Социальные  нормы по своей природе означают определенный стандарт поведения. При  выделении разновидностей норм учитывается  также способ осознания и регулирования  поведения, форма санкций за несоблюдение нормы. В понятие «социальная  норма» входят конкретные, так сказать, детальные правила и правила  широкого характера, воплощающие основополагающие идеи общественной жизни, которые именуются  принципами. Более детальные правила  органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением  в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.
     Принципы и конкретные отдельные правила осуществляют регулирующую, контрольную, воспитательную функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на мотивы поведения оказывают не только конкретные юридические или моральные правила, но и юридические и моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение прав человека, законности и другие оказывают глубокое воздействие на выбор определенного варианта поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия нормы, непосредственно регулирующей данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами отдельных социальных групп, международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу людей, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы и принципы находят выражение во внутригосударственном и международном праве, в действительных жизненных отношениях людей и народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Право и мораль как часть
социальных  норм 

Каждое  исторически конкретное  общество  требует  строго  определенной                                     меры социального регулирования  общественных отношений. Регулирование  общественных отношений осуществляется  путем  реализации определенных социальных норм: 

- норм  права, 

- норм  морали, 

- норм, установленных общественными организациями, 

- норм  обычаев, 

- норм  традиций, 

- норм  ритуалов и т.д. 

В общем  плане социальные нормы — это  правила  поведения  общественного  характера, регулирующие взаимоотношения  людей и деятельность  организаций  в процессе их взаимодействия.
Как вид  социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими  отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются  других  людей,  его  поведение с социальной точки  зрения  безразлично.  Поэтому  не  все  ученые считают нормы  нравственности явлением исключительно  социальным. 

Нормы морали – правила  поведения  людей,  которые  устанавливаются  в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о  добре  и  зле, справедливости и несправедливости, долге, чести,  достоинства  и  охраняются силой общественного  мнения или внутренним убеждением.[2]
Со  времен  Канта  существует  убеждение,  что  сфера   нравственности охватывает сугубо внутренний мир  человека,  поэтому  оценить  поступок  как  нравственный или безнравственный  можно лишь по  отношению  к  лицу,  которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы  своего  поведения,  в  себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям.  С  данной  точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений  к  другим  людям,  может руководствоваться  нравственными правилами.
Существует   и   компромиссная   позиция   в   оценке    нравственного  регулирования, согласно которой нормы  морали  имеют  двоякую  природу:  одни имеют в виду самого индивида ,  другие  – отношение индивида  к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную. Наиболее распространенным и аргументированным является  представление об  абсолютном  характере норм  морали  и отсутствии  в них   какого-либо индивидуального фактора.
  Существует  точка  зрения,   что   нравственность  представляет не требования человека  к самому себе, а требования  общества  к человеку.  Не  человек  определяет,  как  он  должен  относиться  к  другому человеку, не отдельный индивид оценивает  свое  поведение  как  хорошее  или плохое, а общество, которое может признать какой-либо  поступок  нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и  оно  же  может  считать  поступок недостойным  с  нравственной  стороны,  хотя  последний  вполне  одобряем  с индивидуальной точки зрения. С другой точки зрения, нравственные законы заложены  в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от  той или иной  жизненной ситуации,  в которой оказывается   индивид.  Другие   же   категорически утверждают,  что нормы нравственности  – это требования,  обращенные   к человеку извне.
Видимо, нет  оснований  проводить  водораздел  между  индивидуальным  и социальным характером нравственных требований, поскольку в  них  органически  переплетаются элементы того и  другого.  Ясно  одно,  что  любая  социальная норма имеет общий характер, и  в этом смысле она адресуется не к  конкретному индивиду, а  ко  всем  или  к  большой  группе  индивидов.  Моральные  нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а  отношения  между  людьми.  Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных  требований.
В конечном счете их реализация зависит от  нравственной  зрелости  человека, прочности его моральных воззрений,   социальной   ориентированности   его индивидуальных  интересов.  И здесь   первостепенную   роль  играют   такие индивидуализированные   моральные категории,  как совесть,  долг,  которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности.  Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка  в значительной мере определяет и его социальную значимость.
Элементами  морального регулирования являются: 

- идеал,  выражающий представление общества, классов, социальной группы о  нравственном совершенстве;
- система   норм,  соблюдение  которых   является  необходимым  условием  функционирования общества, достижения  им своих моральных ценностей;
-  особые  формы  социального  контроля,   обеспечивающие   реализацию моральных  норм, в том числе общественное  мнение.
Право  же,  хотя  и  принадлежит  к  области  духовной  жизни   людей, представляет   собой    по    основным    своим    характеристикам    внешне объективированный  иституционный  социальный  регулятор,  который   способен опосредовать  самые разнообразные отношения,  лишь  бы   они   поддавались внешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами,  а также при помощи  особых   только   ему   присущих   средств   гарантирует организованность,  упорядоченность   общественных   отношений   в   условиях цивилизации.[3] 

Право строится  и  функционирует  на  основе  определенных  принципов, которые выражают его сущность и  социальное  назначение.  В  них  отражаются главные   свойства   и   особенности   права,   придающие    ему    качество государственного регулятора меры свободы  и  справедливости  в  общественных отношениях. 

Право строится на следующих принципах: 

- принцип  демократизма в формировании  и реализации права, 

- принцип  законности, 

- принцип  национального равноправия, 

- принцип  гуманизма, 

- принцип  равенства граждан перед законном, 

- принцип  взаимной ответственности государства  и личности. 

Таким образом право – это система нормативных установок,  опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью  в законодательстве и регулирующих общественные отношения. 
 
 
 
 
 
 
 

4. Общие и отличительные  черты морали 

    Право  и мораль имеют общие  черты,  свойства.  Главные   их  общие  черты проявляются  в том, что они входят в  содержание культуры  общества,  являются ценностными  формами   сознания,  имеют  нормативное   содержание   и   служат регуляторами  поведения людей.  И  право,  и  мораль  влияют  на  социальные, экономические, политические условия  жизни  общества,  служат  общей   цели  – согласованию  интересов   личности  и  общества,  обеспечению   и   возвышению достоинства  человека, поддержанию общественного  порядка.
    Единство правовых норм и норм  морали, как  и  единство  всех  социальных норм  цивилизованного   общества,   основывается   на   общности   социально- экономических  интересов, культуры общества, приверженности  людей  к  идеалам свободы  и справедливости.
    Что же общего между правом  и моралью? 

    Право и мораль: 

     - и те, и другие являются надстроечными   явлениями  над  экономическим  базисом и обществом;
     - имеют общую экономическую, социально-политическую  и  идеологическую         основу;
     - им свойственна общая цель: утверждение  общечеловеческих ценностей   в       обществе;
     - они состоят из общих правил  и ведения, выражающие определенную  волю, то есть направлены на  установление  и поддержание на  необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
     - имеют нормативный  характер,  и  в  тех,  и  в   других  присутствуют санкции,  обеспечивающие  негативные  последствия   для   нарушителей   нормы;
     - представляют  собой  средства  активного  воздействия  на  поведение       людей;
      Таким образом, и право, и  мораль  обладают  способностью  проникать  в самые  различные   области  общественной  жизни.  Ни  право,  ни  мораль   не  ограничиваются  предметно  обособленной  сферой  социальных  отношений.  Они связаны   с   поведением   людей   в   широких   областях   их   социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать  право и мораль  по  предметным  сферам их действия, они действуют  в едином «поле» социальных  связей.  Отсюда общность, тесное  взаимодействие норм права и морали.[4]
 
      Наряду с общими чертами существуют  и отличительные особенности   морали и права.
      Право состоит из установленных  в определенном   порядке   компетентными государственными  органами зафиксированных юридических   актов.  Оно  выражает волю  государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у   кормила государственной власти.
      Мораль же появилась еще до  разделения общества на классы  на  классы  и становления государства.  Нормы морали складываются  в    общественном             мнении.
Принципы  и нормы морали могут быть систематизированы, собраны  в  «моральном кодексе», но  в  целом  нравственные  воззрения,  представления,  требования выражаются в общественном мнении, передаются им.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.