На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы и методы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.08.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

1. Краткая аннотация  проекта 

     1.1 Актуальность  проекта, цели и задачи проекта  

     1.2 Этапы  и сроки выполнения проекта 

     1.3 Ожидаемые  результаты проекта 

2. Креативное воображение  как цель обучения в начальных  классах 

2.1. Особенности воображения  как психического процесса 

2.2. Роль креативного  воображения на уроках изобразительного  искусства 

3. Формы и методы  развития творческого воображения  у младших школьников на уроках  изобразительного искусства 

     3.1. Система  учебно-творческих заданий по  развитию воображения 

     3.2. Психолого-педагогические  основы организации учебной работы 

     3.3. Диагностика  уровня развития креативного  воображения у младших школьников  на уроках изобразительного искусства 

4. Заключение 

5. Список литературы 

6. Приложение
1.   КРАТКАЯ  АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА 

1.1 Актуальность проекта,  цели и задачи.  

Актуальность проекта. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески  подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно  решать существующие проблемы, обусловлена  ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.  

Чем настоятельнее  потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость  в теоретической разработке проблем  творчества, изучении его природы  и форм проявления, его источников, стимулов и условий.  

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют  современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для  которой характерна ориентация педагогов  на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание".  

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение  в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского  образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. 

С точки зрения педагогической психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного воображения  и творческих способностей именно для  детей начальной школы как  первой ступени среднего образования. И поэтому приходим к выводу, что  вопросы творчества приобретают  все большее значение в системе  художественного образования, а  также образования в целом. 

На сегодняшний  день актуальна проблема поиска средств  развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью  младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме  обучения.  

В результате изучения опыта работы начальной школы  была сформулирована проблема проекта, заключающаяся в теоретическом  осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативного  воображения младших школьников в учебном процессе.  

Вышеизложенное обусловило выбор темы проекта: "Творческие задания как средство развития креативного  воображения школьников в учебном  процессе".  

Цель проекта: разработать  систему творческих заданий, ориентированную  на повышение уровня развития креативного  воображения младших школьников, выявить комплекс педагогических условий, способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе. 

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс  

Предмет исследования: развитие креативного воображения  младших школьников в учебном  процессе средствами творческих заданий.  

Гипотеза исследования: развитие креативного воображения  младших школьников средствами творческих заданий будет эффективным, если:
на основе системного, личностнодеятельностного подхода  разработать и реализовать систему  творческих заданий, особенностью которой  является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в  новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение  в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный);
выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить  комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в начальной школе:  

1) личностнодеятельностное  взаимодействие учителя и учащихся  в процессе организации творческой  деятельности;   

2) обеспечение творческой  продуктивности младших школьников  в рамках дополнительной учебной  программы;  

3) диагностика уровня  развития креативного воображения  младших школьников. 

В соответствии с  поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи проекта:  

1. Изучить и проанализировать  состояние проблемы исследования  в педагогической теории и  практике.
2. Конкретизировать  понятие "творческая деятельность  младших школьников". 

3. На основе системного, личностнодеятельностного подхода  разработать и реализовать систему  творческих заданий, ориентированную  на развитие креативного воображения  младших школьников.  

4. Выявить, теоретически  обосновать и экспериментально  проверить комплекс педагогических  условий, обеспечивающих эффективное  функционирование системы творческих  заданий в учебном процессе.  

5. Обеспечить межпредметную  связь (развитие речи, информатика,  музыка, технология, математика). 

Исследования проводились  в три этапа на базе муниципальной  общеобразовательной школы № 15, г. Новотроицка, Оренбургской области. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие  методы исследования. 
 

1.2 Этапы и сроки  выполнения 
№ 
Название этапа 
Сроки 
Содержание 

1. 
поисководиагностический 
Сентябрь 2005г.- Октябрь 2005г. 

  
1. Изучить состояние  проблемы в теории и практике  начальной школы. 

2. Разработать понятийный  аппарат и программу исследования. 

3. Выдвинуть рабочую  гипотезу, определить последующие  задачи. 

Использовать такие  методы научнопедагогического исследования, как теоретический анализ, наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.  

2. 
теоретикоэкспериментальный 
Ноябрь 2005г.-Февраль 2006г. 
1. Разработка системы  творческих заданий, выявление   и проверка условия ее эффективного  функционирования. 

2. Проверка формирующего  этапа эксперимента,  гипотезы, выполнение  задачи. 

Ведущими методами явились: педагогический эксперимент, наблюдение, диагностические методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся).  

3. 
обобщающий 
Март 2006г.-Май 2006г. 
1. отрабатать окончательные  выводы и предложения. 

2. осуществить проверку  и обработку результатов исследования. 

3. провести обобщение,  систематизацию, описание полученных  результатов. 

4. Провести работу  по внедрению результатов в  школьную практику. 

Основные методы исследования: анализ, обобщение результатов  исследования, методы математической статистики.  
 

1.3 Ожидаемые результаты  проекта:  

1. Разработка и  реализация системы творческих  заданий для развития креативного  воображения.  

2. Выявление и  обоснование комплекса педагогических  условий эффективного функционирования  разработанной системы.  

3. Повышение уровня  развития творческого мышления  и креативного воображения учащихся, необходимых для  развития  умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и  последовательно преобразовывать  действительность, что составляет  основу системного, диалектического  мышления, произвольного, продуктивного,  пространственного воображения. 

4.Применение учащимися  активных методов для организации  самостоятельной творческой деятельности. 

5.Своевременное выявление  недостатков организации творческой  деятельности учащихся, внесение  необходимых изменений, индивидуальный  подход к развитию каждого  ученика.
2. КРЕАТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ  КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ 

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста. Формируется  воображение в игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрастном периоде. В ситуации игры воображение дошкольника получает широкий простор и проявляется  в наиболее ярких, красочных формах, в связи с чем создается  впечатление, что маленький ребенок  живет наполовину в мире своих  фантазий и что его воображение  сильнее, богаче, оригинальнее воображения  взрослого.  

Однако Л.С. Выготский, рассматривая проблему воображения  в возрастном аспекте, показывает несостоятельность  таких позиций. Он утверждает, что  все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка  гораздо беднее, чем опыт взрослого  человека, интеллект элементарнее и  проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка  богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет  то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся  неожиданными и оригинальными. 

В возрастном периоде, который начинается с момента  поступления ребенка в школу, ведущей деятельностью становится учебная, в рамках ее происходит дальнейшее развитие всех психических процессов, в том числе и воображения.  

Произвольность воображения  проявляется в умении младшего школьника  сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения. Кроме того, у детей  постепенно  формируется способность  к выполнению действий, в том числе  планирования в уме. 

Таким образом, подход к изучению воображения как к  возможности осмысления ребенком своей  деятельности позволяет, с одной  стороны, выделить особую значимость этого  процесса для психического развития, а с другой – перенести логику его развития на все виды и формы  деятельности в младшем школьном возрасте. Образцы воображения в  этот период становятся более полными, чем у дошкольников, причем элементов  репродуктивности – простого воспроизведения  значительно меньше, и в большей  степени появляется творческая переработка  впечатлений. В связи с усвоением  школьниками сведений об объектах окружающего  мира и условиях их происхождения  многие новые комбинации образов  приобретают логическую аргументацию, что является важнейшей предпосылкой развития творческого (продуктивного) воображения у младших школьников.
2.1 Особенности воображения  как психического процесса 

Интерес  к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX веков. К этому времени  относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д. Владычко, В.Вундт, Ф. Матвеева, Э.Мейман, А.Л.Мищенко, Т.Рибо). Постепенно аспекты  изучения этой проблемы все более  расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным  путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются  вопросы взаимоотношения воображения  с другими познавательными процессами.Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин),  разработке принципов  и способов создания диагностических  методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления  и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленский, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский). 

Таким образом, в  психологии возрастает интерес к  проблемам творчества, а через  него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности. 

Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных  психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а  как возможность, вероятность. С  помощью воображения человек  стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет  находить не один, а множество вариантов  решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного  переструктурирования имеющегося опыта.  

Таким образом, воображение  – это психический познавательный процесс, в котором отражение  действительности происходит в специальной  форме – объективно  или субъективно  нового (в виде образов, представлений  или идей), созданного на основе образов  восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. 

Физиологический процесс  воображения представляет собой  процесс образования новых сочетаний  и комбинаций из уже сложившихся  нервных связей в коре головного  мозга. 

Говоря о воображении, как высшей психологической функции, можно заключить, обобщая весь материал, в схему.
ВООБРАЖЕНИЕ 

ВИДЫ 

СПОСОБЫ 

  
По признаку активности: 

1)     активное 

2)     пассивное 
По признаку самостоятельности  и оригинальности: 

1)     воссоздающее 

2)     творческое 
1)     синтез 

2)     аналогия 

3)     акцентирование 

4)     типизация 

5)     схематизация 

6)     гиперболизация 

7)     агглютинация 
 

Данная схема показывает виды и способы воображения, которые  проявляются у человека в процессе деятельности. 

Более подробно рассмотрим эти понятия. 

Создание образов  воображения осуществляется с помощью  нескольких способов. 

Синтез – мысленное  соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа. 

Аналогия – создание нового по аналогии (сходству) с известным. Аналогия представляет собой переход  от одних явлений к другим. При  использовании этого метода сохраняются  отношения между признаками, но изменяются какие-то элементы в явлениях. Пример аналогии: самолет напоминает птицу. 

Акцентирование.  Здесь выделяется какая-то часть  предмета или часть тела животного  или человека и изменяется по величине, так создаются дружеские шаржи  и карикатуры. 

Типизация –  выделение  существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего). 

Схематизация. Это  способ, при котором отдельные  представления сливаются, различия сглаживаются (схематичный рисунок). 

Гиперболизация –  парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос). 

Агглютинация. Новое  получают путем присоединения к  одному объекту признаков другого  объекта, соединение различных несоединимых в жизни свойств (например, кентавр  – человек-зверь, птица Феникс –  человек-птица). 

Существуют несколько  классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем  основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых  образов. 

По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения  имеется отрыв от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые  не реализованы в жизни. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить  в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно  вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. 

Активное воображение  – это воображение, связанное  с выполнением конкретной практической деятельности. Так, например, приступая  к изготовлению поделки, мы формируем  их образ, продумываем, из каких материалов она может быть изготовлена, как  осуществить сборку. 

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение  – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся  на словесное или условное изображение  этого нового. Очень важно для  создания правильных представлений  о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать  живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие  это новое. Важнейшим условием правильного  представления того, что описывается  словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию. 

Креативное воображение  – это создание новых образов  без опоры на готовое описание или условное изображение. Это воображение  заключается в самостоятельном  создании новых образов. Оно связано  с творческой деятельностью человека. 

Многие исследователи  отмечают, что в процессе школьного  обучения преимущественно «тренируются»  такие психические процессы, как  память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточное  внимание. Вместе с тем, учитывая, что  все познавательные процессы находятся  в отношениях тесной связи и взаимозависимости (как элементы единой системы), можно  говорить о том, что активное в  учебной деятельности любой из указанных  функций создает благоприятные  предпосылки и для развития воображения. 

С точки зрения Л.С. Выготского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются  так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют  в любом творческом акте. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже  познано. Но чтобы соответствующим  образом действовать, необходимо создавать  предварительно воображаемые модели творимого  объекта. Из различных вариантов  отобранными будут те, в которых  наиболее полно определяются не только конечные цели творчества, но и отправные  данные для его осуществления, т.е. имеется достаточный запас информации. Образно говоря, в ряде случаев  воображение создает «зону ближайшего развития» мышления. Вот почему воображение  следует рассматривать в теснейшей  связи с мышлением. Творческое мышление – это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально-волевой  процесс.  

Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л.С. Выготского, П.П. Блонского, З.М. Истоминой. Так, П.П. Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Следовательно, обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для  создания достаточно прочных основ  его творческой деятельности. Чем  больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов  действительности он располагает в  своем опыте, тем значительнее  и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его  воображения. 

Вместе с тем, для  развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность  воображать, придумывать, творить. Последнее  играет решительную роль при формировании воображения и может быть обеспечено за счет введения в окружающую его  сферу предметов малоизвестных  и нестандартных, которые можно  использовать по-разному в зависимости  от обстоятельств.  

Существенное значение  в развитии и функционировании воображения  имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения  всегда отводилось должное место  в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается  именно в непосредственной связи  с усвоением речи, что дети с  задержкой речевого развития оказываются  отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Участие  второй сигнальной системы в формировании и развитии образов воображения  помогает «разворачиванию» этих образов, способствует их совершенствованию. 

Таким образом, можно  подвести итог по данному вопросу:
· воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;
· специфика отражательной  деятельности воображения заключается  в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем  переконструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;
· воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;
· деятельность креативного  воображения опосредована потребностями  практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь  воображения с реальной действительностью;
· деятельность воображения  значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс  воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;
· воображение находится  в отношениях тесной связи и взаимозависимости  со всеми познавательными процессами и речью. 

В начале XX века возникла педагогическая теория свободного воспитания. Немецкие исследователи предполагали, что ребенку не следует мешать в его творческом становлении, он должен развиваться спонтанно, самопроизвольно. Свободное воспитание предполагает невмешательство во внутренний мир  ребенка: нужно следить, наблюдать, но не обучать приемам деятельности. Ребенок будет самосовершенствоваться. Таким образом, эти исследователи  исключали явление социального  фактора, признавая в личности развитие индивидуальности. 

Отечественная педагогика, начиная с 20 годов  ХХ века, определила, что развитие творчества у ребенка  требует активной помощи взрослого. В 1925 году Е.А. Флерина написала ряд  статей, где она ставила задачи, как развивать детское творчество, связывая его с обучением. Она  противопоставляла  обучение творчеству. Успешное усвоения учебного материала будет оказывать положительное влияние на творчество.  

Современная  наука  определяет креативное творчество как  специфический вид деятельности, порождающий качественно новое  и отличающийся неповторимостью  произведения, имеющий общественно-историческую уникальность. Творчество – процесс  мышления в его высшей форме, который  требует решения задачи новым  способом. 

Необходимым условием творческой деятельности художника  являются  способности (уровень развития психических процессов). Если результатом  творческой деятельности взрослого  является произведение искусства, то результат  детского творчества – это образ  выразительный. Художественный образ  передает субъективно-объективный  мир художника. Творчество ребенка  определяется двумя факторами:
· Субъективный (развитие анатомо-физеологических особенностей).
· Объективный (воздействие  явлений окружающей жизни). 

Таким образом, выделяем этапы творчества у детей: 

1)    Подготовительный  этап (побуждение к созданию картины,  встреча с необходимыми людьми  и т.д.). 

2)    Вынашивание  замысла (ребенок создает эскиз,  зарисовки, подбирает изоматериалы). Часто этот этап   бывает  у детей «свернут»   . 

3)    Реализация  замысла (создание конкретного  произведения, завершение работы). 

4)    Представление  картины зрителю (выставка работ). Этот этап имеет особое значение  для детей.
2.2 Роль креативного  воображения на уроках изобразительного  искусства 

Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек  не только овладевает практическими  навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также  развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает  умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту  форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего  мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень  важны в системе общего образования. 

На уроках изобразительного искусства итогом работы является рисунок. Это лишь внешний результат учеников, но в нем зашифрован весь путь развития тех мыслеобразов, которые были заданы темой. Рисунок – это та материальная форма, в которую вылились мысли. И от того, насколько они были многообразны и активны зависел  результат. Здесь мы понимаем огромное значение развития воображения на уроках изобразительного искусства, как важного  фактора в решении тех или  иных художественных задач. Отсюда мы делаем вывод, что воображение на уроках изобразительного искусства  носит активный творческий характер.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.