На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы обучения в представлениях А. Дистервега

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  Педагогический Университет 
Кафедра педагогики
Реферат на тему
«Методы обучения в представлениях А. Дистервега».
Биолого-химический факультет, 3 курс, 1 группа
Сенькина  Мария Владиславовна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011
План.
1.Введение.
2.Оснавная часть:
2.1.Природосообразность и культуросообразность в обучении.
2.2.Воспитание самодеятельности и развитие умственных способностей детей.
2.3.Способности учителя.
2.4.Специфика обучения детей в начальной школе.
2.5.Дидактика развивающего обучения.
3.Заключение.
4.Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег- известный немецкий педагог XIX века. Его педагогические идеи распространились далеко за пределами Германии. Благодаря его теоретической и практической деятельности, появилось новое понимание многих педагогических проблем педагогической мысли первой половины XIX в. 

Педагогику Адольфа  Дистервега можно назвать гуманистической. По его мнению, мы живем, для того чтобы постоянно совершенствоваться, стремиться к лучшему, сеять добро, красоту и истину. Это и являлось для него истинной целью воспитания.  

Такого рода взгляды на жизнь схожи с взглядами Дистервега на задачи воспитания. В человеке дремлет дух того высшего целого, к которому он принадлежит. Если при помощи воспитания разбудить этот дар, то человек раскроется для любви, для Бога. Задача воспитания - развить все стороны человеческой природы, все силы, данные человеку, и направить его по пути самостоятельного развития.  

Идея гуманистического образования личности и ее самосознания была выдвинута немецкой философией ХIХ в. в лице И. Канта, Г. Гегеля, Й. Герберта, А. Дистервега. Она предложила пути преобразования системы как школьного, так и университетского образования. Можно сказать, что сложившаяся в сфере образования и подготовки учителей ситуация, является ориентированной на идеалы гуманистической педагогики и психологии. В данном случае состояние немецкой школы отражает ведущие тенденции развития мирового педагогического процесса.
Адольф Дистервег не принимал революционный способ изменения общественных отношений, он надеялся на мирное преобразование общества и особенно на просвещение народа. Он отстаивал идею общечеловеческого воспитания. Школа должна воспитывать, прежде всего, гуманных и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков»  

Дистервег был  не только превосходным педагогом-практиком, он также написал более 20 учебников и руководств по математике, популярной астрономии , немецкому языку, географии, естествознанию.  

Тема моего реферата «Методы обучения в представлениях А. Дистервега». Основными задачами работы были: изучить и рассмотреть заключённые в его трудах основные педагогические идеи, выявить его взгляды на сущность и основные положения педагогики. 

2.Основная  часть:
2.1.Природосообразность и культуросообразность в обучении.
Дистервег поддерживал  идеи Песталоцци и считал, что в воспитании большую роль играет принцип природосообразности. В данном случае он трактовал это таким образом, что необходимо следить за природным, естественным развитием  человека, а также учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьника. Он утверждал, что учителя должны быть более внимательны к изучению своеобразия детских психически познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), считая, что психология является основой науки о воспитании. Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он был уверен в том, что изучать массовую практику воспитания детей и различные работы мастеров-педагогов – необходимо. 

Дистервег считал, что помимо принципа природосообразности воспитание должно носить и культуросообразный характер. Он имел ввиду, что во время учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать различные внешние условия, а именно временя и место в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. Ведь ребенок является отражением определенных социально исторических условий жизни и культуры.
Также не стоит  забывать о внешней, внутренней и  общественной культуре. По Дистервегу, внешняя культура- это нормы морали, потребления и быта. Под внутренней культурой он понимал духовную жизнь человека, а под общественной - социальные отношения и национальная культура. Воспитание не должно быть сословным или шовинистическим. Также он выступал против опеки церкви над школой и против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. 

2.2.Воспитание самодеятельности и развитие умственных способностей. 

Необходимо воспитывать  в детях самодеятельность - такое требование ставит современная действительность перед воспитанием, считает Дистервег. Самодеятельность чрезвычайно важна в определении личности человека и всего его поведения. Он видел непременное условие всякого образования в развитии детской самодеятельности. 

По мнению Дистервега главной задачей обучения является развитие умственных способностей детей. Благодаря обучению человек развивается всесторонне, а также воспитывается нравственно.
Его идеи были схожи  с идеями Песталоцци, но в тоже время  они значительно более прогрессивны за счет того, что Дистервег указал неразрывную связь формального и материального образования. Он говорил, что чисто формального образования быть не может, а важными и весомыми являются только те знания и навыки, которые ученик приобрел самостоятельным путем. Каждый учебный предмет имеет не только образовательную ценность, но и нравственное значение. 

Дистервег придавал большое значение приучению учащихся к логически последовательной речи. Необходимо научить их последовательно, ясно излагать свои мысли и аргументировать основные положения. Учитель должен следить за грамотностью их изъяснения и логичностью его построения, за отчетливостью их дикции. Важно давать им больше практиковаться в такой речи и приучать к ней. Вредной привычкой он считал превращение урока в лекции и вынуждать учащихся больше слушать, чем говорить самим. 

2.3.Способности учителя.
Не мало важны, также, способности учителя. Он  обязан великолепно владеть своим предметом, любить детей и само преподавание, не останавливаться в самообразовании. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Урок должен проходить бодро, процесс преподавания должен быть энергичным , иначе невозможно будет разбудить умственные силы учеников, укрепить их волю и сформировать характер. Необходимо твёрдо и уверенно придерживаться своих воспитательных принципов. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть требовательным, уверенным в себе, строгим и справедливым. Оставаться истинным гражданином своей страны и обладать прогрессивными убеждениями. "Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель". А. Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». 

Большое значение отводил Дистервег преподаванию детям отечественной 
истории и географии, родному языку и литературе, считал, что естественные и математические науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы, так как они направлены на интеллектуальное развитие детей. И вместе с этим естествознание и математика давали учащимся нужные знания и готовили их к практической деятельности.
 

2.4.Специфика обучения детей в начальной школе.
Детям начальной  школы ,по мнению Дистервега, необходимо акцентировать внимание на развитии умственных способностей ,привитии навыков и умении самостоятельно работать над усвоением пройденного материала. Преподавателю необходимо обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления - на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова - пустословием». Таким образом, наглядное обучение связано у него с правилами «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от более лёгкого к более трудному» и др. Эти правила, изначально были сформулированы Коменским. Дистервег по-своему их интерпретирует и предостерегает педагога от их формального применения. 

Для того, чтобы  обучение было успешным, оно должно носить воспитательный характер. Следовательно, получается, что вместе с развитием умственных способностей ребенка формируется его личность: его воля, поведение и чувства.  
По мнению Дистервега, тот или иной метод обучения эффективен на сколько, на сколько он способствует возбуждению умственных сил учащихся. "Всякий метод плох, - заявляет он, - если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность".

Для начального обучения он советует применять "элементарный", или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность "искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить". По мнению Дистервега учитель должен направлять на нахождение истины, а не сообщать ее. 

Дистервег предлагал расширить учебный план начальной школы, при этом ввести зачатки географии, физики, практической геометрии и естествознания. Он активно защищал реальное образование в средней школе и осуждал классические гимназии своего времени. 
Он был уверен, что в средней школе "постепенно выдвигается вперед и материальная цель" – заинтересованность учеников разносторонними и глубокими научными знаниями.
 

2.5.Дидактика развивающего обучения.
Дистервег создал дидактику развивающего обучения. Ее основные требования он изложил в 33 законах и правилах обучения. Итак, основные правила развивающего обучения по Дистервегу звучат следующим образом: 

I группа- Правила  обучения, относящиеся к ученику (т.е. к субъекту)
В эту группу входит 13 правил:
1. Обучай природосообразно,
2. Руководствуйся  при обучении естественными ступенями  развития подрастающего человека
Обычно различают  три ступени в развитии человека до четырнадцати или шестнадцати  лет :
1. Ступень преобладания  ощущений (чувственного познания) или созерцания;
2. Ступень памяти;
3. Ступень рассудка.
В настоящее  время еще выделяют четвертую - ступень  разума. Несомненно, это разделение в какой то мере верно, но оно не слишком идеально и, следовательно, не стоит руководствоваться им в  обучении. Суть в том, что детская жизнь не может быть четко разделена на отдельные периоды.
Каждый ребенок  развивается по индивидуальному  пути. Конечно, есть схожие свойства, которыми все дети к определенному возрасту обладают. Но это не значит, что они  на столько проявляются, что все остальные на их фоне меркнут. Поэтому данное разделение может быть использовано лишь как схема, модель. Дабы сказать, что-то более конкретное в подтверждение утверждения, Дистервег ссылается на свой личный опыт. Он говорит, что в первые годы жизни ребенка обязательно проявляется хотя бы одно из основных различий, свойственных его умственным задаткам. Он всегда обладает чувственным познанием, памятью, рассудком и разумом, но лишь различными их формами и видами. 

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!
отправной точкой является уровень развития ученика. Следовательно, с определения этого  уровня развития нужно начинать. развитие самодеятельности и полное знание предмета - общая цель обучения, которая в итоге должна быть достигнута. Путь достижения этой цели, по Дистервегу, каждый ребенок определяет себе сам- в зависимости от возможностей и способностей. Следовательно и принцип непрерывности каждый понимает по своему. Итак, без знания уровня развития ученика невозможно его правильное обучение. Иначе ведь неизвестно, что следует предпослать, с чем нужно установить связь.
Но нельзя думать, что дело может ограничиться лишь самым общим знакомством с  представлениями ученика. Учитель должен досконально знать уровень развития и знаний каждого ученика.достигнуть этого возможно благодаря знаниям о жизни, молодежи и «в особенности практических представлений людей, не обладающих научным образованием, но наделённых обыкновенным здравым смыслом и повседневным опытом.» 

4. Не учи тому, что для ученика, пока он  это учит, еще не нужно, и  не учи тому, что для ученика  впоследствии не будет более  нужно. 
Этим правилом часто пренебрегают, считает Дистервег. Это приводит к уменьшению благотворного влияния, которое должно оказывать на ученика обучение. Суть первой части правила в том что некоторый материал, который может быть воспринят и усвоен только взрослым человеком, недоступен для юношества. Но многие  забывают про это и считают что лучше дать весь материал сейчас, а потом, со временем, он будет осознан и понят до конца. 

5. Обучай наглядно.
Как уже упоминалось, развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно проявляется через ощущения ,связывающиеся в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления - на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова пустословием. Ведь основу любого знания составляет чувство, ощущение. Дистервег подчеркивает, что детям необходимо продумывать и осознавать весь материал, который усваивается чувственно за счет  сопоставления их с предметами, непосредственно доступными их органам чувств.
Очевидно, что в школьных условиях возможность дать ученикам наглядные представления, которые лежат в основе всех изучаемых понятий, выпадает не всегда. Хотя это должно иметь место быть. В противном случае можно воспользоваться демонстрацией изображений, сравнениями, аналогиями и другими средствами.  

6. Переходи от  близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
7. Веди обучение  не научным, а элементарным  способом.
Любое научное преподавание начинается с самых простых, общих положений- определений, , аксиом, общих подразделений, схем и принципов. Всякое развивающее обучение придерживается такого плана. Следовательно, данное обучение называется начальным, потому что оно захватывает знания учащихся с самых основ. Данный метод Дистервег называет начальным методом. Таким образом, научный метод прямо противоположен начальному. 

8. Преследуй  всегда формальную цель или  одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством  одного и того же предмета, по возможности разносторонне,  и именно: связывай знание с  умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.
Обучение можно  рассматривать с двух сторон-с  одной стороны обучают, чтобы  просветить ребенка, дать ему определенные знания, умения и навыки которые стали бы его неотъемлемым достоянием. С другой- с помощью обучения желают укреплять силы ребенка. В первом случае преследуется материальная, во втором формальная цель. Чаще всего стараются достигнуть обе эти цели так как они друг друга не исключают. Но безусловно некое неравенство можно проследить, в зависимости от возрастной группы. Например в обучении юношества, безусловно преобладает формальная цель, а ученик начальной школы больше нуждается в приобретении знаний. 

9. Никогда не  учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.
Дистервег имел ввиду что нельзя учить тому, что  ребенок еще не понимает. Он говорит что необходимо придерживаться правила о том что ученик должен понимать чему он учится. следовательно преподаватель должен обладать такими качествами, как ясность, определенность( в смысле полной понятности) и четкость. 

10. Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.
Много внимания  Дистервег уделяет сознательному  усвоению изучаемого 
материала. Главным показателем  такого усвоения является способность 
учащихся ясно и четко изложить сущность пройденного материала. 
Большое значение Дистервег придает закреплению материала, говорит что необходимо возвращаться к пройденному как можно чаще дабы это не забылось.
 

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.  

12. Приучай ученика  работать, заставь его не только  полюбить работу, но настолько  с ней сродниться, чтобы она  стала его второй натурой.
Данное правило  непосредственно связано с принципом  самодеятельности. Дистервег делает акцент на том что природных качеств, внимательности, усидчивости, запоминания излагаемого материала и его воспроизведения не достаточно. Важно заставить ученика сродниться с предметом, работая и думая самостоятельно, для того чтобы он, таким образом, раскрывал дремлющие в нем силы и строил из себя стойкого человека.
13. Считайся с  индивидуальностью твоих учеников.  

II группа- Правила  обучения, касающиеся учебного материала,(т.е. объекта)
В нее входят 12 правил:
1. Распределяй  материал каждого учебного предмета  в соответствии с уровнем развития  и законами развития ученика. 
В науке материал можно рассматривать как цель, и способ изложения может избираться совершенно любой, но это неподходит при обучении юношества. Материал в данном случае является лишь средством для образования известных личностей, поэтому он должен соответствовать к их степени зрелости и развитию. По мнению Дистервега-всегда должна господствовать формальная точка зрения. Речь идёт не о приобретении знаний самих по себе, ещё менее об исчерпывающем систематическом знании (как у учёного), а о развитии и образовании.  

2. Задерживайся, главным образом, на изучении  основ.
Это правило  имеет отношение к основательности и обеспечивает истинный успех. Если не заложить подходящей основы, то в последствии придется постоянно «чинить прорехи» или ожидать неизбежного краха всего построенного. Любая поверхностность и легкомысленное отношение к важнейшим основам (составляющим) предмета неминуемо будут иметь плачевные последствия. К ним постоянно приходится возвращаться; иначе невозможны продвижение и успех. Ученики из-за неуверенности в знаниях теряют доверие к предмету и к учителю, а вместе с тем всякую охоту и любовь к учению. Поэтому наиболее добросовестные и опытные учителя заставляют своих учеников так прочно усваивать основы, что это походит на педантизм.  

3. При обосновании  производных положений возвращайся  почаще к первоначальным основным  понятиям и выводи первые из последних.  

4. Распределяй  каждый материал на известные  ступени и небольшие законченные  части. 
Небольшие законченные  части являются остановками, на которых  можно провести обзор и сделать  повторение, обеспечивающее методическое планомерное продвижение вперёд. Идеалом считается если ученик, благодаря такому распределению, на каждой ступени способен угадать или домыслить следующую, вытекающую из нее ступень. Это способствует логическому развитию ученика, обеспечивает основу для наглядного всестороннего рассмотрения предмета, позволяет учителю погрузиться в природу его воспитанника и определить предрасположенность его к научным занятиям. Следовательно, необходимо всегда составлять заранее определённый план обучения. 

5. Указывай на  каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.
Такой способ используется для привлечения внимания ученика. Когда впоследствии материал рассказывается и полностью освещается, это изложение доставляет ученику истинное духовное наслаждение самого высшего свойства. «В таких предварительных упражнениях, намёках, указаниях заключается положительное совершенство начального учебника, подобно тому как свойство не затруднять и не преграждать путь к скрытым истинам являлось его отрицательным свойством». 

6. Распределяй  и располагай материал таким  образом, чтобы (где только  возможно) на следующей ступени  при изучении нового снова повторялось предыдущее.
При таком способе  неизвестное присоединяется к уже  известному. Благодаря этому пройденный материал все прочнее и прочнее  укладывается в умах детей, становится достоянием учащихся и они упражняются  в понимании и трактовке более сложных предметов. Конечно, то что требуется не всегда легко реализовывается: с одной стороны это зависит от природы предмета; но с другой- почти всегда кое-что в этом отношении всё-таки удаётся. Лучше всего это позволяют синтетические предметы: рисование, геометрия, арифметика, чистописание, обучение грамматике и т.д.
Если правило  № 5 подразумевает последующий материал, то правило № 6 делает акцент на возвращение к прежде пройденному. Оба эти правила в объективном отношении обеспечивают единство предмета, а в субъективном — живой интерес и постоянные упражнения. 

7. Связывай родственные  по содержанию предметы.
8. Переходи от  предмета к его обозначению,  а не наоборот.
Необходимо обратить внимание именно на предмет: на мысли, представления, понятия, ощущения т.е.на самое основное. После того как предмет воспринят, к нему добавляют его обозначения: слышимые — слова и предложения, видимые — естественные и произвольные обозначения и картины, имеющие теперь определённый смысл.
Недопустимо бессодержательное повторение слов и пустословие.Ученик должен попытаться,где возможно, сначала представить себе предмет без иллюстрации, несмотря на то, что Многое становится ясным только при помощи картин и изображений, например, в географии. Таким образом можно понять на сколько правильно у ученика сложились представления. 

9. Считайся при  выборе метода обучения с природой  предмета.
По Дистервегу имеются два метода обучения. Суть первого в том что предмет  ученикам рассказывается,дается,излагается, а суть второго- в том,что учеников вынуждают создавать предмет,а также создают вместе с ним догматический и развивающий методы обучения. При первом используется излагающая, а  при втором — диалогическая форма обучения.
При первой форме  ученикам говорят отдельные предложения для повторения или записи под диктовку, или им излагают более значительные части, имеющие законченный характер, которые они запоминают или записывают целиком или частично.
Если используется диалогическая форма, то обучение проходит в вопросах и ответах. Это вопросное обучение.
Правильный метод  обучения не просто внешняя форма, которая  произвольно навязывается предмету: он возникает из его природы, составляет его сущность. При верном методе субъективная сторона вполне совпадает  с объективной.
10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.
11. Выводи последующие  положения не посредством общих  действий, но развивай их из  природы предмета.
12. Содержание  обучения должно соответствовать  уровню современной науки. 

III группа- Правила  обучения в соответствии с  внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
В нее входят 3 правила:
1. Проходи со  своими учениками предметы скорее  последовательно, чем одновременно.
2. Считайся с  (предлагаемым) будущим положением твоего воспитанника.
3. Обучай культуросообразно. 

IV группа- Правила обучения, касающиеся учителя.
В нее входят 4 правила:
1. Старайся сделать  обучение увлекательным (интересным).
Увлекательным и интересным мы называем то, что  особенно притягивает внимание и сочувствие. Всем известно, что мы с удовольствием занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Следовательно если необходимо завладеть вниманием большого количества людей, приковать его к себе, мы должны внушить им живой интерес, заинтересовать своей личностью или своим способом изложения предмета. 

2. Обучай энергично. 
3. Заставляй  ученика правильно устно излагать  учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.
4. Никогда не  останавливайся.
Так как образование  никогда не является чем-то законченным  и завершённым, учитель способен давать образование другим лишь пока продолжает самосовершенствоваться и работать над собой, а также видеть самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.