На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Право его понятие. Признаки и свойства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


неГОСУДАРСТВЕННОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОе  УЧРЕЖДЕНИе ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Липецкий эколого-гуманитарный институт»

 
Экономический факультет

КАФЕДРА экономики

 
 
 
Реферат
по дисциплине правоведение
На тему: «Право его понятие. Признаки и свойства» 
 
 

              Выполнила:    
              Студентка группы  МЗ-11                                                                                                             

              Шацких  Татьяна Михайловна

                                                  
              Проверил: профессор Курченко
              Валерий Дмитриевич
                                                                    
                                                                       
               
               

              Оценка  _______   _______________
                                                                (подпись)
              «_____»________20___г.
                                                   
 

Липецк 2011

     Содержание

 
    Введение ……………………………………………………………………3
    Понятие права …………………….……………………………………….4
    Признаки права ….…………….………….………………………..……..15
    Свойства права …………………………………………..……………….21
    Заключение ………………………………….………………..…………..24
    Список использованной литературы ……………………………………25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Право настолько уникальный, сложный и  общественно необходимый феномен; что на протяжении всего времени  его существования научный интерес  к нему не только не исчезает, но и  возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право.
     Понятие права – основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук. Право – социальный институт, который регулирует поведение людей, устанавливает определенные рамки этого поведения, сложившиеся в обществе.
     Понятие права имеет не только чисто научное  значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.
     Право – непростое явление, от того или  иного понимания права зависят  интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. На понятие права влияют не только чисто научные усилия, но и обстановка в той или иной стране. 
 
 
 
 

Понятие право
     В современной юридической науке  термин "право" используется в нескольких значениях.
     Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение  и т. п. Эти притязания обусловлены  природой человека и общества и считаются  естественными правами.
     Во-вторых, под правом понимается система юридических  норм. Это - право в объективном  смысле, ибо нормы права создаются  и действуют независимо от воли отдельных  лиц. Данный смысл вкладывается в  термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.
     В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает  физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д" организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.
     В-четвертых, термин "право" используется для  обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.
     В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует  решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.
     Надо  помнить также, что термин "право" употребляется и в неюридическом  смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие  на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.
     Единого правопонимания в теории нет. Общее  во всех теориях права то, что  они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.
     Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):
    нормативное правопонимание;
    социологическое;
    нравственное.
     Эти концепции и раскрывают сущность права. С точки зрения нормативного правопонимания право - это система  норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого право-понимания закон и право равны.
     Такое правопонимание обладает определенными  недостатками:
     1. Право понимается очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.
     2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.
     3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.
     4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).
     5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.
     6. Этот тип правопонимания недемократичен.
     7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.
     Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.
     С точки зрения социологического подхода  право коренится в природе  общественных отношений. Право представляет собой определяет сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. 
В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).

     Суть  социологического правопонимания может  быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица. С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые.
     Правовые  законы - законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось  в обществе.
     Неправовые  законы - акты законодателя, т. е. то, что  имеет минимальную связь с реальностью.
     Достоинством  социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально  сложившиеся отношения, а также  и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.
     Недостатком является сложность разграничения  правового и неправового, возникают  трудности с определением правового  характера отношений. Как следствие - особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила развитие в США.
     Нравственное  правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного  понимания право выступает как  система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным  критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения).
     Достоинства нравственного правопонимания:
      Право здесь связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и т.п.
      Данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме
     К недостаткам может быть отнесено следующее:
      Сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.
      Не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.
     Это понимание также исходит от различия между правом и законом делит  законы на правовые и не правовые. Однако без ответа остается немаловажный практический вопрос: если, используя те или иные критерии, мы определили закон как неправотой, то, что с ним делать, вправе ли государственные органы уклониться от исполнения такого закона и не приведет ли это к произволу, анархии?
     Каждый  из типов правопонимания по своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В  праве мы обнаружим и нормы, и  отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.
     Господствующее  правопонимание показывает, как представлено права в том или ином обществе.
     Нормативное правопонимание господствует там, где  власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).
     Социологическая теория имеет иные социальные основания - эта концепция дает приоритет  общественных отношений, он согласуется  с обществом, где государство  не вмешивается в жизнь общества. Она согласуется с ослаблением  роли государства, децентрализацией управления.
     В нравственном правопонимании право  концентрирует в себе прогрессивные  идеи - свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному нравственному обществу, где сложилось  разделение властей, демократия и т. п.
     Касательно  российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме.
     Из  этих типов правопонимания для современного общества нравственное наиболее приемлемо. С точки зрения нравственного правопонимания, право - социально обусловленная форма и мера свободы и ответственности в обществе, выраженное в норах и субъективных правах и являющаяся регулятором поведения людей.
     В качестве сущностной характеристики права признается свобода. Свобода понимается как возможность действовать по собственному усмотрению, это возможность выбора, возможность поступать по своей воли, без принуждения.
     Но  право и свобода – не одно и тоже. Право - это мера свободы, ее границы, т. к. право не существует само по себе, а складывается в отношениях между людьми и вытекает из возможностей, существующих у людей в обществе.
     Такое понимание права, свободы в праве  было выражено Кантом. Аналогичная  позиция выражена во Всеобщей Декларации Прав Человека: "при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом, для обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей". Право на только устанавливает границу свободы, оно еще обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. Если у человека нет свободы выбора, нет смысла устанавливать ответственность.
     Право – социально обусловленная мера свободы; это означает, что в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями: эти возможности характеризуют достигнутый уровень развития общества, а также являются критерием человеческого прогресса в обществе.
     Право – равная мера свободы. Это означает, что оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами.
     Если  право предоставляет меру свободы, то она должна быть где-то выражена для того, чтобы можно было пользоваться эталоном свободы. Свобода выражается двояко. Во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно. Наряду с этим, во-вторых, право выражается и в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.
     В юридической науке выработано множество  определений права, которые различаются  в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается  за главное, самое существенное. В  таких случаях речь идет об определении  сущности права.
     В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.
     Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все  эти связи так или иначе  выражаются в его признаках.
     Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора.
     Широко  известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте  Коммунистической партии". Обращаясь  к классу буржуазии, они писали: "Ваше право есть лишь возведенная в  закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса". Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.
     Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается  как выражение компромисса между  классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах, (англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности.
     Сущность-главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о  сущности какого-либо явления можно  прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С.С. Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы". С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение - древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.
     В этой связи отметим следующий  факт. Когда Маркс, будучи студентом  университета, интенсивно изучал право, он пришел к выводу о том, что наиболее истинной правовой системой являлось право Древнего Рима. В подобной ситуации делать окончательные выводы о сущности права было преждевременно, поскольку за нее можно было принять преходящие черты еще развивающегося права. Однако выводы были сделаны и основу марксистской концепции права составило положение о его классовой сущности, которое активно внедрялось в правоведение и правовое сознание при социализме.
     Сейчас  уже можно констатировать, что  государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось  на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная принудительность, а не классовость.
     Дальнейший  ход экономического и социального  развития повлек за собой классовое  деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.
     Только  с утверждением буржуазного экономического и социального строя и соответствующей  ему системы духовных ценностей  право как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума, прав человека.
     Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика - основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.
     Нравственность, государство и экономика - внешние  условия, вызвавшие право к жизни  как новое социальное явление.
     Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права  состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер. Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.
     Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, так как в нем  определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля.
     Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства.
     В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при "участии" сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
     На  основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее  определение.
     Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Признаки  права
     Признаки  права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.
     Первый признак – нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно они отмерены и определенны в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что “в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения”. Нормы права следует рассматривать как “рабочий инструмент”, с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.
     Говоря  о системе норм, нормативности  права как об одной из важнейших  его особенностей и черт, следует  отметить, что нормативность вовсе не означает, по мнению ряда авторов, ограниченности или “замкнутости” права одними только нормами - правилами поведения. Помимо норм и наряду с ними право должно включать в себя, с их точки зрения, также и другие структурные элементы в виде правоотношений, правовых взглядов и идей, правосознания, субъективных прав граждан.
Спор  между сторонниками строго нормативного понимания права, когда оно рассматривается  лишь как система норм или правил поведения, и расширительного его  толкования имеет длительную историю.
     Причем  такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической  обостренности споров каждая, когда  оно рассматривается лишь как  система норм или правил поведения, и расширительного его толкования имеет длительную историю. Причем такого рода дискуссии распространяются не только на отечественное, но и на зарубежное государствоведение и правоведение. Однако при всей длительности и периодической обостренности споров, каждая из сторон, участвующая в них, не только не отрицает, а, наоборот, заведомо предполагает существование системы норм как основного звена “узко” или “широко” понимаемого права. Более того, в некоторых случаях “нормативистское” понимание права чуть ли не возводится в абсолют. Г.Кельзен – основоположник нормативистской теории права склонен, например, рассматривать сквозь призму норм не только само право, но и правовой порядок (“правовой порядок представляет собой систему норм”), государство как “установившийся порядок”, другие государственно-правовые явления .
     Второй признак – формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецендентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.