На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Журналист и его герой: этические аспекты взаимодействия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ 
ФИЛИЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
 
ЖУРНАЛИСТ И ЕГО ГЕРОЙ: ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Студентки 2 курса 271 группы 
                                                                            Зайка Татьяны Геннадьевны

                                                                     Научный руководитель  
                                                                             Кулеш Елена Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гродно 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ………………………………................................................................3 
ГЛАВА 1 Критерии, регулирующие взаимодействие

журналиста  и его героя...........................................................................4 
ГЛАВА 2 Нравственная регуляция поведения журналиста..............................................................................................9 
ГЛАВА 3 Примеры нарушения этического взаимодействия в отношениях «журналист - герой» в СМИ....................................................................13 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................17 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................18

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 
   Нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность, согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, называются моралью, которая считается одной из форм общественного сознания, а философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе, совокупность норм поведения – этикой [16]. Последняя представляет собой систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг другу. Профессиональная мораль – это модификация общественной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.
      Профессия журналиста интересна,  но не стоит так же забывать, что она так же очень ответственна: журналист обязан придерживаться  определенных этических норм. Выбор  именно этой темы для курсовой  работы обусловлен прежде всего  желанием ознакомиться с главными  заповедями в работе журналиста, так как это, несомненно, пригодится  в будущем, поможет понять основные  принципы функционирования данной  профессии.
   Объект данной курсовой работы – этические аспекты взаимодействия между журналистом и героем его публикаций.
    Предмет курсовой работы –  этические особенности отношений  «журналист - герой».
   Целью курсовой работы является определение особенностей взаимодействия журналиста и героя его публикаций с точки зрения профессиональной этики, изучение документов, регламентирующих деятельность журналиста, а также поиск и анализ публикаций в белорусских СМИ, где были нарушены этические аспекты взаимодействия между журналистом и его героем.
 Ввиду поставленной цели следует определить ряд задач:
1. Рассмотреть и проанализировать документы, регламентирующие принципы журналистской деятельности как с точки зрения профессиональной морали, так и с точки зрения законодательства РБ;
2. С помощью литературы выявить нравственные принципы регуляции  поведения журналиста по отношению к герою публикаций;
3. Найти и проанализировать публикации, в которых допущены нарушения в отношениях «журналист - герой».
   Материалами исследования стали труды российских и зарубежных ученых, исследующих этико-правовые аспекты функционирования и регулирования СМИ, кодексы, созданные объединениями журналистов с целью регулировать свою деятельность, законодательство РБ в области СМИ, а также публикации журналистов, в которых выявлены нарушения норм профессиональной этики.
  
 

ГЛАВА 1 Критерии, регулирующие взаимодействие журналиста и его героя
   Этическое взаимодействие журналиста  и его героя – одна из  самых острых проблем в современной  журналистике, ведь человек как  личность зачастую является главной  темой в журналистских произведениях. Профессия представляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над людьми, привлекающими общественный интерес [9;112]. Как и любой род общественной деятельности, журналистика со временем выработала определённые документы, регламентирующие её деятельность. Чаще всего именно они, а не сознание и моральные принципы журналиста, являются критериями для регулирования отношений «журналист - герой».
В Республике Беларусь документами, регламентирующими  деятельность журналиста, являются:
- Закон  Республики Беларусь «О средствах массовой информации»;
- Кодекс  профессиональной этики журналиста (БСЖ);
- Декларация  принципов профессиональной этики  журналиста(БАЖ);
Кроме того, не следует забывать и о  международных кодексах этики журналиста. Наиболее известные и чаще всего  применяемые на практике в Республике Беларусь – это:
- Международная Декларация принципов поведения журналистов;
- Международные  принципы профессиональной этики  журналиста;
Хотелось  бы рассмотреть каждый из этих документов подробнее.
  Итак, рассмотрим Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» с точки зрения регулирования взаимодействия между журналистом и героем его публикаций. Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года, одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов 
Республики Беларусь 6 августа 2008 г. N 2/1524.Документ состоит из 10 глав. Для наиболее точного раскрытия темы данной курсовой работы следует остановиться на некоторых главах, раскрывающих нормы взаимоотношений журналиста и героя. В статье 2 главы 1 указаны все правовые документы, регулирующие деятельность журналиста в Республике Беларусь:«1. Правовую основу деятельности средств массовой информации составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, международные договоры Республики                                                  Беларусь и иные акты законодательства.    
2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.» [4]. 

В Главе 6 «ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» подробно прописаны обязанности журналиста. 
Статья 34. Статус журналиста средства массовой информации гласит:« Журналист средства массовой информации обязан: 
4.1. уважать права, свободы и законные интересы физических лиц, права и законные интересы юридических лиц; 
4.2. проверять достоверность полученных им сведений; 
4.3. предоставлять для распространения достоверную информацию; 
4.6. получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни физического лица от самого физического лица либо его законного представителя, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь; 
4.7. получать согласие физических лиц на проведение аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок, за исключением их проведения в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях, а также случая, предусмотренного статьей 40 настоящего Закона; 
4.8. отказаться от данного ему учредителем (учредителями), главным редактором (редактором) средства массовой информации задания, если это задание либо его выполнение связаны с нарушением законодательства Республики Беларусь»[4] . Безусловно, журналист должен представлять для публикаций лишь достоверную информацию о своём герое, не освещать стороны частной жизни без согласия героя, ставить под сомнение компетентность , осуждать без причин и доказательств за какие - либо действия или решения героя. И, конечно, журналист обязан выполнять поручения, данные ему редакцией, однако журналист, откажется от задания, если оно не соответствует законодательству и его моральным принципам.

Глава 7 «ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ИНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ» посвящена регулированию отношений «журналист - герой».Статья 40. Использование скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемок гласит:«Распространение в средствах массовой информации информационных сообщений и (или) материалов, подготовленных с использованием аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки физического лица без его согласия, допускается только при принятии мер против возможной идентификации данного лица посторонними лицами, а также при условии, что распространение этих информационных сообщений и (или) материалов не нарушает конституционных прав и свобод личности и необходимо для защиты общественных интересов, за исключением случаев распространения таких информационных сообщений и (или) материалов по требованию органа уголовного преследования, суда в связи с производством предварительного расследования, судебным разбирательством.» [4]. Исходя из этой статьи, недопустимо использование аудио – видео и фотосъемки, на которую не дал согласия герой публикации. Соответственно, журналист обязан предупреждать своего героя о проведении любых съемок и записей, и, если герой публикации дал согласие на съемку или запись с его участием, журналист обязан предъявить герою конечные результаты своей работы, согласовать спорные моменты и, придя к единому мнению, опубликовать их.
 Также  немаловажно и то, что без требования  суда, органа уголовного преследования,  журналист должен по возможности  опускать публикацию анкетных  данных подозреваемого, преступника  или жертвы преступления.
Статья 42. Право на опровержение гласит:«Физические лица вправе требовать от юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, опровержения распространенных сведений, если эти сведения не соответствуют действительности и порочат их честь, достоинство или деловую репутацию…» [4]. Бывают случаи, и это будет доказано в главе 3 данной курсовой работы, когда журналист в из –за своей некомпетентности либо в силу других причин нарушает права героя публикации [5;32]. Поэтому в досудебном порядке герой статьи имеет право потребовать опровержение необоснованных, порочащих его сведений. При этом, если доказательств своей невиновности у журналиста нет, опровержение должно быть написано.   
За несоблюдение данных статей журналист несёт ответственность, предусмотренною Главой 9 «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ». В случае нарушения отношений «журналист – герой» журналист может быть наказан письменным предупреждением, а также приостановлением выпуска средства массовой информации.

Следующими  документами, регулирующими этическое  взаимодействие журналиста и героя являются:
- Кодекс  профессиональной этики журналиста (БСЖ);
- Декларация принципов профессиональной этики журналиста(БАЖ).
  Кодекс профессиональной этики журналиста принят на IX съезде Белорусского союза журналистов 8 октября 1995 г. [7]. Задачей этого Кодекса является освещение принципов, которыми должен руководствоваться журналист при осуществлении своих профессиональных обязанностей. В его структуру входят 12 статей. В кодексе детально рассмотрены отношения «журналист - герой». Если проанализировать статьи, то можно понять, что:
- Журналист  ответствен перед героем публикации  за её содержание;
- Журналист отображает факты, данные героем, сохраняя их действительный смысл, показывая важнейшие связи и не допуская искажений;
- статья 3 гласит: «Использование печатного слова и слова, звучащего для преследования нежелательных лиц, сведение личных счетов, удовлетворение групповых и авторских амбиций недопустимы. Журналист обязан сохранять в тайне источники конфиденциальной информации, уважать право на интеллектуальную собственность и авторские права других лиц, не допускать  плагиата…»;[7]
- Журналист  с уважением должен относиться к особенностям, ценностям и достоинству национальной культуры, религии героя, к его выбору своей политической и социально-экономической системы;
- Журналист уважает права, взгляды, убеждения и мнение героя независимо от пола, расы, языка, национальной принадлежности, религиозных взглядов и идейных убеждений;
- Журналист  обязан по просьбе героя материала  показать ему подготовленный  к распространению окончательный  текст.
   Ещё один документ, широко распространённый у белорусских журналистов - Декларация принципов профессиональной этики журналиста, разработанный Белорусской Ассоциацией Журналистов (БАЖ) [3] . В пунктах Декларации оговорено, что журналист должен «открыто и честно признавать свои ошибки», «считать недопустимым сознательное искажение фактов», «уважать мнения и взгляды », «не допускать дискриминации из–за расовой принадлежности, национальности, религии, пола, сексуальной ориентации» [3].
   И, конечно, нельзя не упомянуть о международных нормах профессиональной этики и регулированию отношений между журналистом и героем. Эти нормы зафиксированы в :
- Международной Декларации принципов поведения журналистов  [14];
- Международных  принципах профессиональной этики журналиста [15].
Все они  в рассматриваемой мной проблеме придерживаются того, что нормы профессиональной морали требуют от журналиста уважать достоинство человека и его право на частную жизнь, в соответствии с требованиями международного права и национальных законов, защищать права человека и его репутацию от оскорблений, клеветы, ложных обвинений. Также, исходя из их контекста, журналист обязан учитывать опасность дискриминации, которая может возникнуть для человека из-за деятельности средств массовой информации. Он должен делать все возможное, чтобы не допускать даже невольного стимулирования дискриминации, в частности, по признакам расы, пола, сексуальной ориентации, религии, политических и других убеждений, а также национального и социального происхождения. И, что немаловажно, журналист придерживается принципа, что любой человек является 
невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное. В своих 
сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления, за исключением тех случаев, когда это необходимо для 
объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по 
имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к 
установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы 
исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы 
несовершеннолетних.
 

И, в  заключение к всему вышесказанному, хотелось бы добавить: и право, и этика носят нормативный характер, ведь в обоих случаях вводятся обязательные правила, регулирующие деятельность журналистов. Сходство права и этики проявляется также в том, что нарушение норм в обоих случаях предполагает наказание виновника. Однако законы и другие нормативные акты вступают в силу после их официального опубликования в виде текстов, а этические принципы существуют не только в письменной форме, но и в качестве устных договоренностей, традиций, общепринятых в коллективе принципов поведения. 
 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 2 Нравственная регуляция поведения журналиста
Журналистская этика – этика тех, кто пользуется информацией в своей профессиональной деятельности. Профессиональная мораль представляет собой конкретизацию  общих норм нравственности применительно  к особенностям того или иного  вида деятельности. Поэтому любая  профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в  зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.
Как известно профессиональная мораль регулирует поведение  работника в трудовом процессе. При  том что круг и содержание его  обязанностей меняются вместе с разделением  труда, научно – техническим процессом  и кардинальными социальными  сдвигами, есть среди них и устойчивые, непреходящие элементы. Во – первых, это обязанности по отношению  к самому трудовому процессу, во – вторых, к другим его участникам и, в – третьих, касающиеся взаимодействия с обществом в целом [10;45]. Нравственные отношения такого рода присутствуют в любой трудовой деятельности, какую бы профессиональную форму она не принимала и в каких бы социальных условиях ни протекала. Профессий, для которых нравственные отношения входят в саму плоть трудовой деятельности, немного. В профессиях такого рода моральный выбор становится для специалиста постоянным спутником. И одной из таких профессий является журналистика. Журналистика и мораль тесно связаны.
Профессионально-нравственные представления, которые определяют основу профессиональной позиции журналиста, отражаются в определенных категориях:
-профессиональный  долг;
-профессиональная  ответственность;
- профессиональная  совесть;
- профессиональное  достоинство;
- профессиональная  честь.
Итак, рассмотрим каждую категорию профессионально  – нравственных представлений. Первая из них – долг. В жизнь человека долг входит с самого детства. Мы должны учиться, хорошо относиться к старшим, должны поступить в университет. Профессиональный долг у каждого человека складывается гораздо позже, именно тогда, когда человек начинает работать.
«Профессиональный долг - это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь  с местом и ролью своей профессии  в общественной жизни.», - пишет Лазутина Г.В. [10;121]. Каждый журналист видит свои профессиональный долг по своему. Однако существуют определённые принципы, общие для всех. Для темы данной курсовой работы это, прежде всего, принципы гуманности; правдивости; острого чувства человеческого достоинства; способность к сопереживанию и взаимопомощи; забота о сохранении чести, достоинства и частной жизни героя; неразглашение врачебной и профессиональной тайны; попытки избегать упоминания имён в судебной тематике. Исходя из всего вышесказанного, профессиональный долг достаточно четко разъясняет журналисту морально – этические правила общения с героем.
  Вторая  категория - профессиональная ответственность. Журналистика, как и любая творческая профессия, рискует оказаться неправильно понятой в силу ряда причин. К примеру, из–за противоречивости общественных явлений, их многовариантный, вероятностный характер, неполноты информации об объекте, из-за различий в системах ценностей людей, в их интересах, намерениях.
 И,  конечно, каждый журналист должен  нести ответственность за любой  увидевший свет материал. «Быть профессионально ответственным – значит гарантировать обществу качественное исполнение своего профессионального долга и уметь находить возможности для этого в любых обстоятельствах», - объясняет Г.В. Лазутина [10;111]. Бесспорно, журналист обязан знать об ответственности, возложенной на него, чтобы избежать ошибок при общении с героем и последующей публикации о нем.
Следующая категория - профессиональная совесть. Профессиональная совесть – это соотношение долга и ответственности. То есть журналист знает, что он должен написать про героя и о чем следует молчать, ведь за каждую ошибку ему придётся нести ответственность, причем не только перед героем, редакцией, законом, но и, в первую очередь, перед самим собой. Если кратко изложить мнение Шостака М.И., [21;154-167]то главный смысл отношений «журналист - герой» с точки зрения профессиональной совести – это знаменитый принцип «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе, и тогда совесть будет спокойна». Естественно, что ни одному журналисту не хотелось бы, чтобы о нем писали как о непрофессионале, или осуждали его за принадлежность к той или иной религии, политической партии, национальности, чтобы все узнали его заболевание, размер заработной платы, увидели далеко не лучший фотоснимок с его участием
Четвертая категория - профессиональное достоинство. Профессиональное достоинство - это самооценка каждого журналиста, которая формируется исходя из его же профессиональных поступков, профессионального поведения , отношению к профессиональному долгу [20;46]. Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально – нравственных норм. Наиболее существенны для освещения проблематики отношений «журналист - герой» следующие:
-Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными [];
-Уважать как личность человека, cтавшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку [10;169];
-Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес [21;118];
-Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это – лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает [11;85];
-Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей его внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков [13;181].
   И, наконец, немаловажной категорией, регулирующих отношения «журналист - герой» является профессиональная честь. Профессиональная честь- это  соответствие профессии общему нравственному закону по главному основанию: качеству выполнения профессионального долга. Дело чести журналиста – так выполнять свои профессиональные обязанности, чтобы массовые информационные потоки общества не засорялись сплетнями, псевдосенсациями и могли служить надежной опорой в поиске информации современному человеку.
   Суть профессиональной этики – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами.
   Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально – творческими организациями моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.
   Журналистская этика распространяется на процесс принятия решений в специфических ситуациях, но и здесь выбор должен соотноситься с фундаментальными правилами и принципами. Для журналистов и прочих работников информационной сферы это означает необходимость сделать такой выбор, который согласовывался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе. Таким образом, работник журналистики, профессии, где так много стандартизированных приемов, но так мало абсолютных правил, имеет целый спектр возможных решений, выбирая между этичным и неэтичным поступком. В силу этого обстоятельства мы до сих пор не можем прийти к согласию относительно того, что, собственно, составляет «этичное» поведение журналиста.
   Это говорит лишь о том, что журналист должен обладать, зная принципы этики, высокоразвитым моральным сознанием и опытом нравственного поведения, которые в каждом конкретном случае для себя и для своего героя помогут ему решить, что и насколько этично или неэтично. Поэтому и «суд чести» в журналистике должен учитывать конкретные обстоятельства, тонко разбираться в нюансах отношений между людьми. Этический анализ и самоанализ – обязательный, хотя и очень сложный, компонент журналистской практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3 Примеры нарушения  этического взаимодействия в отношениях «журналист - герой» в СМИ 

     Существует  серьезная общественная необходимость  в том, чтобы журналистика жила и  работала по своим внутренним законам. По правилам чести.[10;24] Таким образом, любой работник средств массовой информации и коммуникации имеет целый спектр возможных решений, выбирая между этичным и неэтичным поступком. В силу этого обстоятельства почти невозможно прийти к согласию относительно того, что, собственно, составляет «этичное» поведение журналиста.
   Стремление к правде присуще большинству цивилизованных людей, однако некоторые журналисты, даже высоконравственные, допускали ложь, недосказанность, а иногда и писали лишнее, то, что ставит под сомнение репутацию героя публикации, тем самым позволяли себе нарушать профессиональную этику журналиста.
   Безусловно, следует отметить, что,  если проанализировать белорусские  печатные СМИ, примеры явных нарушений в отношениях между журналистом и героем его публикации найти довольно трудно. С одной стороны, эти отношения регулирует закон [4], с другой – кодексы и декларации профессиональной этики, и, конечно, морально – этическая сторона каждого журналиста.
   Хотелось бы остановиться на наглядных примерах нарушения профессиональной этики в отношениях между журналистом и его героем, которые встречаются в белорусских средствах массовой информации.
   Рассмотрим первый пример нарушения  профессиональной этики журналистом.  Материал взят из национального  социально – политического издания  «Народная газета».[Приложение 1] Уже заголовок публикации говорит сам за себя: «Аферистка выдавала себя за дочерей – близнецов известного поэта». Опубликован материал 17.11.2010 года на официальном сайте  издания, автор – Лидия Березун.
     Глава 7 статья 40 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»  гласит, что распространение в  средствах массовой информации и  материалов, которые были подготовлены с использованием скрытой фотосъемки физического лица без его согласия недопустимы. В рассматриваемом материале же присутствует фотоснимок, когда герой публикации садится в автомобиль, скрывая своё лицо. Глава 6 статья 34 гласит: «журналист обязан уважать права, свободы и законные интересы физических лиц», но автор материала повествует про женщину, которая занималась мошенничеством, более того, автор уже в заголовке оскорбляет героя публикации, а также указывает её точные имя и фамилию, возраст, национальность. Но при анализе следует исходить не только из определённых глав законодательства, но и из морально – этичных принципов журналиста, ведь с точки зрения этики профессионал воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя. Автор анализируемого материала упоминает о героине своей публикации как о преступнике, однако неизвестно, установлено ли это судом. Тем самым нарушается как Декларация принципов профессиональной этики журналиста(БАЖ), а именно первый принцип:«журналист должен стремиться к максимально точной информации, глубине и правдивости аргументов »[3], но и Кодекс профессиональной этики журналиста (БСЖ), а именно статья статья 2 «Правдивость и объективность».
     Следующий пример нарушения журналистом своего профессионального долга – материал из газеты «Комсомольская правда в Белоруссии». Автор – Ольга Лукина, опубликован 17.12.2010 года на официальном сайте издания [Приложение 2]. И, как и в первом примере несоблюдения журналистской этики, присутствует заголовок с явной иронией и сознательным унижением героя: « Министерство образования России решило «откреститься» от кущевского крестного отца». Фотоснимок отсутствует. Автор в своем материале нарушил два пункта статьи 8.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.