На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы экономики природопользования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основы экономики природопользования.

Курс «Основы  экологии и экономика природопользования»  рассматривается как межотраслевая  учебная дисциплина, которая синтезирует  знания двух научных систем — естественной и общественной. При таком подходе  избран единый объект изучения — природопользование. Родоначальниками этого термина  стали ученые-биологи, впервые употребившие его в научных дискуссиях в  конце 1950-х гг. Со временем он стал использоваться всеми специалистами, исследующими разнообразные аспекты данной проблемы.
Понятие «природопользование» применяется в современной науке как в широком, так и в узком значении. В первом случае под природопользованием подразумевается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и меры но ее сохранению (изучение и выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором — деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям.
Воздействие людей  на природу может осуществляться путем целенаправленного, сознательного  использования элементов и сил  природы, т.е. как трудовой процесс, в ходе которого природные вещества преобразуются в необходимый  продукт. По су. ти вся производственная деятельность людей представляет собой преобразование природы в формы, приемлемые для использования человеком. Однако возможно и косвенное, случайное воздействие человека на природные системы, зачастую причиняющее им колоссальный вред: многочисленные техногенные аварии, разрушение озонового слоя и т.п. Таким образом, природопользование в широком смысле этого понятия есть как непосредственное, так и косвенное воздействие человека на окружающую природную среду в результате всей его антропогенной деятельности, которое может быть как сознательным, так и стихийным, как целенаправленным, так и случайным.
Такое представление  о природопользовании сложилось  не сразу. Изначально оно отождествлялось  с ресурсопотреблением — использованием природных ресурсов в хозяйственных целях. Рост производства и нагрузок на природу привел к конфликтам между природопользователями и населением в целом, что породило необходимость целенаправленных мер по охране природных факторов жизни людей. Следовательно, развитие природопользования исторически шло от использования нужных свойств природы к их охране, затем к воспроизводству и далее — к улучшению и совершенствованию.
Природопользование  в широком смысле — это особая сфера деятельности, направленная на взаимосвязанное решение задач  ресурсообеспечения экономики, ресурсосбережения, сохранения среды жизни людей и охраны разнообразия природы.
В отраслевом разрезе  природопользование включает в первую очередь природохозяйственные отрасли экономики, занимающиеся выявлением, использованием и воспроизводством природных богатств (геологоразведка, отрасли добывающей промышленности, сельское, лесное, водное хозяйство и т.п.). Однако поскольку природопользование подразумевает не только прямое, но и косвенное воздействие на природную среду, приводящее к ее нарушению (прежде всего загрязнению), объектами управления в природопользовании являются практически все структурные звенья как материального производства, так и сферы нематериальных услуг (туризм, рекреационная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.), в той или иной степени взаимодействующие с природной средой. Очевидно, что природопользование — органическая часть общественного воспроизводства, элемент экономической системы общества, многофункциональная сфера деятельности. Признание этого факта произошло на том этапе социально-экономического развития, когда выявились ограниченность природного потенциала, исчерпаемость доступных ресурсов природы и возникли кризисные ситуации в состоянии окружающей среды. Однако понадобился достаточно долгий и трудный опыт науки и практики для осознания, что разрозненные действия по охране отдельных природных компонентов, увеличению отдачи конкретных природных угодий, преобразованию ландшафтов не только не эффективны экономически и социально, но и приводят к деградации природных систем, дестабилизации происходящих в них естественных процессов. Благодаря накопленному обществом опыту в сфере взаимодействия с окружающей средой утвердилось единство подхода к деятельности по использованию природы, ее сохранению и воспроизводству.
Усиление природоохранного и ресурсовоспроизводящего аспектов природопользования породило новое понятие — «экологическая сфера», которое нередко употребляется в научной литературе как синоним понятия «природопользование». Однако в ряде исследований подчеркивается такая особенность экологической сферы, как направленность функционирующего в ней труда на охрану, восстановление, приумножение и рациональное использование ресурсов живой природы для удовлетворения эколого-ресурсных потребностей человеческого общества.
Экологическая сфера связана не с выпуском новых  видов продукции, а с необходимостью выполнения обязательных производственных функций по охране природы и с  целенаправленным решением возникающих  в обществе экологических проблем. Все чаще экологическая сфера  рассматривается не только как окружающая нас природная среда, но и как природоохранный труд, предполагающий ее воспроизводство.
Экология  как наука и  общенаучный подход к решению проблем  взаимодействия природы  и общества
Проблемы функционирования экологической сферы (природопользования) исследуют многие отрасли знаний. Наиболее значительные теоретические  и практические успехи достигнуты в  ходе исследований, проводимых на стыке  естественных и общественных наук.
Естественные  науки (естествознание) — это совокупность отраслей знаний о природе, которые  ставят целью раскрытие сущности явлений природы, познание общих  законов ее развития, поиск путей применения полученных знаний | практической деятельности человека. Крупнейшими отраслями естествознания являются физика, химия, биология, физическая география, геология, гидрология, почвоведение и др. Среди них особое место в исследовании процессов природопользования занимает экология.
Экология как  наука возникла в недрах биологии в середине XIX в., после того как  были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле и созрело  понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения  со средой обитания подчинены определенным закономерностям, заслуживающим специального изучения.
Термин «экология» был введен в науку известным  немецким ученым-зоологом Эрнстом Геккелем (1834—1919), который в трудах «Всеобщая  морфология организмов» (1866) и «Естественная  история миротворения» (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: oikos — дом, жилище, и logos — наука. В буквальном смысле экология — наука о местообитании.
Э. Геккель определял  экологию как «общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». По Э. Геккелю, экология представляет собой  науку о «домашнем быте» живых  организмов и призвана исследовать  «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил  как борьбу за существование». За полтора  века эта наука развилась в  биологическое учение, исследующее  живые организмы и их совокупности, которые взаимодействуют друг с  другом и образуют с окружающей средой обитания некое единство.
В структурном  отношении современная экология представляет сложную систему знаний, прежде всего она разделяется  на общую и частную науку. В  задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а  также экологических систем и  биогеоценозов. В ней выделяются научные направления, которые изучают  действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология), взаимоотношения организмов и их различных совокупностей (демэко- логия, синэкология). Частная экология — это экология растений и экология животных.
В последние  десятилетия содержание понятия  экологии расширилось, поскольку в  сфере объектов ее изучения оказался человек как биологический вид, ведущий «природопокорительную» деятельность, и стала реальной угроза глобального экологического кризиса. В этих условиях под экологией понимают весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды послужило толчком к проникновению экологии в различные области науки и практики, т.е. привело к экологизации знаний и хозяйственной деятельности. В результате появились прикладные отрасли экологии: промышленная экология, агроэкология, социальная экология (экология человека), экология города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и частной биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды.
Известный американский эколог Ю. Одум еще в начале 1960-х гг. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в труде «Экология» охарактеризовал ее как «междисциплинарную область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Следует отметить, что это определение более других отвечает современному пониманию экологии. Например, в «Кратком экономическом словаре» экология толкуется как «наука об общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов».
Таким образом, взгляд на экологию только как область  естествознания изменился, хотя никто  не отрицает права на существование  классической «геккелевской» экологии — науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами-биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию). Для студентов экономического профиля гораздо больший интерес представляет экология в ее современном толковании: как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она служит теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.
Общественные  науки (философия, история, социология, экономика) начиная с XIX в. также со своих методологических позиций интенсивно исследовали проблемы взаимоотношения природы и общества. В системе экономических наук формируется новое направление — экономика природопользования. В СССР этот термин впервые был озвучен в 1964 г. на объединенной конференции методологических семинаров Академии наук СССР, а уже в 1970-е гг. в ряде экономических вузов страны преподавалась учебная дисциплина с таким названием, что свидетельствует о важном теоретическом и приклад, ном значении новой отрасли знаний.
«Основы экологии и экономика  природопользования»  как межотраслевая  учебная дисциплина. Предмет и методология  курса
Экономика природопользования формируется как отраслевое направление  экономической науки, исследующее  социально-экономические закономерности использования человечеством природных  богатств и регулирования отношений  природы и общества. Она изучает  особенности хозяйственного механизма  природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях  предотвращения ее дальнейшего загрязнения  и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности  человека.
Исследование  единого объекта — природопользования — привело постепенно к синтезу  двух научных направлений: экологии и экономики природопользования. Интеграция экологических и экономических  знаний находит отражение в учебном  процессе высших и средних специальных  учебных заведений. Так, в различных  странах мира читаются курсы экологической  экономики, эконологии, биоэкономики и др. С начала 1990-х гг. в Российской академии народного хозяйства им. Г.В. Плеханова изучаются «Основы эколого-экономического развития», в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете — «Экономические основы экологии».
В экономических  вузах преподавание новой интегрированной  учебной дисциплины «Основы экологии и экономика природопользования»  ведется с 1995 г. Предметом изучения этой дисциплины являются отношения  между людьми, складывающиеся в процессе взаимодействия с окружающей средой по поводу использования сил и  ресурсов природы, ее охраны и восстановления, т.е. эколого-экономические отношения. Развиваясь и совершенствуясь, они обусловливают формирование в обществе рационального природопользования, в задачи которого входят удовлетворение потребностей общества в естественных ресурсах; создание условий для их расширенного воспроизводства; повышение продуктивности природной среды; эффективное, комплексное использование невозобновимых богатств природы и предотвращение их потерь; максимально возможное сохранение экологических систем путем совершенствования технологий и сокращения техногенных выбросов в окружающую среду; сведение к минимуму возможного ущерба здоровью людей.
Основополагающей  категорией учебной дисциплины «Основы  экологий и экономика природопользования»  выступают эколого-экономические  системы разного масштаба и уровня.
Под эколо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.