На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Охрана труда женщин в трудовом законодательстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Одни  из первых актов в области трудового законодательства в мире были направлены на охрану труда и ограничение рабочего времени.
     Одной из самых важных социальных проблем  и в наше время является охрана труда работников.
     В нашей стране проблемы охраны труда после распада СССР и появления частной собственности на имущество организаций значительно обострились, поскольку частный предприниматель стремится не тратить свою прибыль на охрану труда и обновление старого изношенного оборудования, из-за которого часты несчастные случаи на производстве.
     Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  положения об охране труда женщин в трудовом законодательстве.
     Ограничения на труд женщин, установленные законодательством Российской Федерации, не являются дискриминацией женщин, а имеют целью оградить женщину от неблагоприятных воздействий на ее организм, что должно максимально способствовать сохранению репродуктивной функции. Видимо, именно поэтому в Кодексе законов о труде предусмотрены льготы и гарантии труда беременных женщин, а также женщин имеющих детей.
     Данные  нормы отражают государственную  политику в сфере охраны материнства  и детства, которые являются частью системы нормативных гарантий прав ребенка и матери.
     Установленные в трудовом законодательстве данные льготы и гарантии, прежде всего, касаются труда женщин в ограничениях его применения, предоставления женщинам дополнительных отпусков, а также выплат.
 

    Теоретические основы охраны труда женщин
      Сущность охраны труда женщин
 
     Особая  охрана труда женщин начинается уже с момента приема их на работу, поскольку ТК РФ ограничивает возможность применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Согласно специальному перечню, который утверждается в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, установлены производства, работы, профессии, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для них. В названном перечне такие работы определены по отраслям хозяйства, производствам и видам работ: Горные работы, работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную, подземные работы, металлообработка, строительные, монтажные и ремонтно – строительные работы. Геологоразведочные и топографо – геодезические работы, бурение скважин, добыча нефти и газа, черная металлургия, цветная металлургия, ремонт оборудования электростанций и сетей, производство абразивов, электротехническое производство, радиотехническое и электронное производства, производство и ремонт летательных аппаратов, судостроение и судоремонт, химические производства, производство и переработка резиновых смесей, переработка нефти, газа, сланцев и угля, выработка синтетических нефтепродуктов, нефтяных масел и смазок лесозаготовительные работы и лесосплав, производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них, производство цемента, обработка камня и производство, камнелитейных изделий, производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций, производство теплоизоляционных материалов производство мягкой кровли, и гидроизоляционных материалов, производство стекла и стеклоизделий, текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность, железнодорожный транспорт и метрополитен, автомобильный транспорт, морской транспорт, речной транспорт, гражданская авиация, связь, полиграфическое производство, производство музыкальных инструментов, сельское хозяйство, работы, выполняемые в различных.
     Исключение  составляют работы, выполняемые женщинами, занимающими руководящие посты  и не выполняющими физической работы; женщинами, занятыми санитарным и бытовым  обслуживанием; женщинами, проходящими  курс обучения и допущенными к стажировке в подземных частях организации; женщинами, которые должны спускаться время от времени в подземные части организации для выполнения работ нефизического характера (например, врачами, средним и младшим медицинским персоналом, буфетчицами и др.). Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается в виде исключения применение женского труда. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих допустимые для них установленные предельные нормы переноски. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки.
     При оценке тяжести и вредности условий  труда для женщин учитываются признанные в профессиональной гигиене противопоказания, которые связаны с физическим напряжением, с подъемом и переноской тяжестей; неблагоприятным климатом и метеорологическими условиями; воздействиями высоких и низких температур, давления, облучения; с вынужденным ненормальным положением тела; с повышенной опасностью травмирования, сотрясения; со специфическим воздействием ядов и химических веществ и т.п. Порядок трудоустройства женщин детородного возраста (с 16 до 49 лет) при их выводе с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда. Высвобождение происходит за счет внутрипроизводственных перемещений на свободные рабочие места и вакантные должности и за счет профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
     Соблюдение норм законодательства о труде и охране труда женщин проверяется государственными инспекциями труда в субъектах РФ как в ходе комплексных проверок (по всем основным институтам трудового права), так и в ходе специальных (тематических) проверок по данному вопросу (охрана труда), а также в связи с поступившими жалобами работниц о нарушении их трудовых прав. Анализ результатов проверок показывает, что нарушения трудовых прав женщин, в том числе условий и охраны их труда, имеют достаточно распространенный характер, поэтому проблема соблюдения их прав продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений. Таким образом, ТК РФ пока слабо оказывает влияние на улучшение ситуации в сфере социально-трудовых отношений, в том числе с соблюдением трудовых прав работающих женщин.
     Проверки, проведенные органами Федеральной  инспекции труда, выявили ряд  типичных нарушений трудовых прав женщин. Работодателями нередко нарушались нормы трудового законодательства, касающиеся правил по охране труда и производственной санитарии, наблюдалось отсутствие специальной одежды и обуви, нарушение права на труд в условиях, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
     Главными  причинами производственного травматизма (в том числе со смертельным  исходом) и профзаболеваний работниц по-прежнему являются: износ основных производственных фондов и низкий уровень используемых технологий, эксплуатация неисправного оборудования, неудовлетворительная организация работы, низкий уровень профессиональной подготовки работников и т.д.
 

      Прием на работу
 
     Прием на работу осуществляется работодателем  по соглашению с женщиной путем заключения трудового договора. Законодательство устанавливает определенный порядок  и юридические гарантии при приеме на работу беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
     Запрещается отказ от заключения трудового договора с женщинами по мотивам, связанным  с беременностью или наличием детей. Не допускается прямое либо косвенное  ограничение прав или установление преимуществ в зависимости от пола, расы и других признаков.
     Но  не являются дискриминацией по отношению  к лицам с семейными обязанностями  различия, исключения, предпочтения и  ограничения при приеме на работу, которые определяются свойственными  данному делу или виду труда требованиями либо обусловлены особой защитой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
     При отказе в приеме на работу работодатель обязан сообщить причину отказа в  письменной форме по требованию обратившегося  лица. Если на практике имеет место ущемление прав беременных женщин или женщин-матерей при приеме на работу, действия работодателя можно обжаловать в органы Федеральной инспекции труда в субъекте РФ или в суд.
     В Уголовном кодексе РФ необоснованному  отказу в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до трех лет.
     Лица, виновные в нарушении трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, а значит, допустившие дискриминацию  в сфере труда, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
     Дисциплинарная  ответственность представителя  юридического лица за дискриминацию. В  случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации или его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
     Материальная  ответственность работодателя (физического  или юридического лица) работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться (например, в случае незаконного неприема на работу). Моральный вред возмещается по соглашению сторон, в случае спора – судом. Административная ответственность за дискриминацию в сфере труда. Объектом правонарушения являются трудовые права работников. Запрещается устанавливать беременным женщинам испытательный срок при приеме на работу.

II. Гарантии  и льготы, предоставляемые женщинам  в области охраны труда.

1.2.1. Международные правовые нормы и женский труд

     Проблемы  дискриминации женщин при найме  на работу, их право на справедливую и равную оплату труда за равноценный  труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда, а  также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания  трудовых функций и материнства остаются неизменно актуальными во всем мире.

     Этим  проблемам большое внимание уделяет  ООН, Советом Европы (СЕ), Международной организации труда и другими представительными и влиятельными международными организациями. Так, уже в 1919г., то есть в год своего создания, МОТ приняла конвенцию №3 «Охрана материнства», которая была пересмотрена в 1952г. и действует в настоящее время (Конвенция №103). Она предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам не менее 12 недель (включая послеродовой отпуск – не менее 6 недель), а также право на получение денежного пособия и медицинской помощи; право во время отпуска на получение денежного пособия за счет системы средств обязательного социального страхования либо за счет государственных фондов. Также установлена гарантия от увольнения в период отпуска по беременности и родам и право на перерывы для кормления ребенка. Эти нормы распространяются на женщин, занятых на промышленных предприятиях, а также на непромышленных и сельскохозяйственных работах, включая надомниц. Запрещение ночного труда женщин в промышленности (Конвенция №89, 1948г.), а также труда женщин на подземных работах в шахтах (Конвенция № 45, 1935г.) направленно на охрану их здоровья и создание благоприятных условий труда.

     Существенный  вклад в развитие принципов равноправия  в области оплаты труда внесла Конвенция №100, 1951г., предусматривающая  право на равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности, определяемое без каких-либо проявлений дискриминации  по признакам пола, а лишь на основе объективной оценке выполняемой работы.

     Принципы  равноправия провозглашены также  Конвенцией №111, 1958 г.

«Дискриминация  в области труда и занятий» и Конвенцией №156, 1981г. «О равном обращении  и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями».

     СССР  было ратифицировано 50 конвенций МОТ. Из них 43 конвенции продолжили свое действие в Российской Федерации. Во второй половине 1990-х гг. Россия самостоятельно ратифицировала еще 5 конвенций МОТ и Протокол

1995г.  к Конвенции №81 «Об инспекции  труда», а также пакты ООН о  правах человека и Европейскую  конвенцию о правах человека.

     Нормы международного трудового права  имеют большое значение в регулировании  трудовых отношений на национальном уровне, в том числе и в нашей стране. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При рассмотрении трудовых споров стороны вправе на них ссылаться, а суды обязаны ими руководствоваться.

     И если в начале 1990-х гг. ссылки на международные  стандарты труда для обоснования  своих решений использовал лишь Конституционный суд РФ, в настоящее  время они стали применятся судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел.

     Кроме того, международные правовые нормы  оказывают значительное влияние  на развитие российского законодательства о труде. Многие основополагающие принципы международных трудовых стандартов воспроизводятся в текстах российских правовых норм. Так, например, статьи Трудового Кодекса, касающиеся рабочего времени, времени труда, охраны труда, труда женщин и молодежи (ст.ст. 91, 213, 253, 259, 258, 63, 266) воспроизводят содержание соответствующих конвенций и рекомендаций МОТ.

     Таким образом, анализируя положение российских женщин на рынке труда, следует иметь в виду, что оно регламентируется целым рядом международных конвенций, ратифицированных в разные годы сначала СССР, а затем Россией как его правопреемницей:

    Конвенция МОТ №45 (1935г.) «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода»;
    Конвенция МОТ №100 (1951г.) «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности»;
    Конвенция МОТ №103 (1952г.) «Об охране материнства»;
    Конвенция МОТ №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий»;
    Конвенция МОТ №122 (1964г.) «О политики в области  труда и занятости»;
    Конвенция МОТ №156 (1981г., ратифицирована в 1997г.) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».

     Международные договоры имеют более высокий  приоритет, чем российское законодательство, что вполне согласуется с общей  тенденцией развития международного права.

     К сожалению, особенностью применения этих документов на практике является то, что  широкий общественности они чаще всего бывают неизвестны. К тому же в нашей стране они не выполняются так же часто, как и российское законодательство.

 
1.2.2. Государственная политика РФ в области охраны труда женщин 

     В соответствии с Конституцией РФ мужчины  и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Принципы равноправия заложены и в нормах действующего российского законодательства о труде. Однако эти конституционные положения нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию. Формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко имеют узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину проблем их положения в нашем обществе. Следует отметить, что лишь в конце 1997г. Россия ратифицировала упомянутые выше Конвенцию МОТ № 156, 1981г. «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями».
     Но  это вовсе не означает, что наше государство не уделяет внимание проблемам женщин. 4 марта 1993г. был издан Указ Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» № 137, в котором было установлено: «признать осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства».
     Основными задачами в области трудовых прав женщин определены:
    создание организационных, экономических и правовых гарантий для реализации права женщины на труд;
    обеспечении конкурентно способности женщин на рынке труда путем расширения их обучения новым профессиям, предпринимательской деятельности, преодоления отставания женщин-работниц по уровню квалификации и оплаты труда, организации и переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих перерывы в работе в связи с рождением детей и уходом за ними;
    поэтапная ликвидация исторически сложившегося отставания в оплат труда в бюджетных отраслях с преимущественной занятостью женщин;
    обеспечения права женщин на охрану труда, защиту их жизни и здоровья с учетом материнской функции;
    предоставление предусмотренных действующим законодательством социальных гарантий для работающих женщин, независимо от формы собственности предприятий, учреждений, организаций, в том числе при их ликвидации или реорганизации;
 
   
    организация и развитие социальных услуг, позволяющих  родителям совмещать выполнение родительских обязанностей с трудовой и общественной деятельностью, в  том числе посредством сохранения и расширения сети учреждений по уходу за детьми.
     Одним из наиболее важных документов федерального уровня последних лет, очерчивающих рамки государственной политики в отношении положения женщин, стала Концепция улучшения положения  женщин в Российской Федерации, принятая постановлением Правительства РФ №6 от 8 января 1996г.
     В преамбуле этого документа зафиксировано, что он определяет общую стратегию  и приоритетные направления государственной  политики в отношении женщин и  нацелен на реализацию принципа равных прав и свобод и создание равных возможностей для мужчин и женщин, в том числе и в сфере труда и занятий с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России. Концепции отмечается, сто «невостребованность в политики, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывает наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время». Одной из первоочередных задач определенна необходимость обеспечить равноправие женщин на рынке труда.
     Следует отметить, что Концепция затрагивает  только публичную сторону жизни  женщины, оставляя неизменной приватную. Проблемы же положения женщин в сфере  занятости на рынке труда (и не только они) – эти проблемы только самих женщин, ну и немного государства.
     В Концепции основные направления  работы по решению проблем женщин на рынке труда расписаны весьма подробно, например:
    добиваться установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
    проанализировать современное положение женщин на рынке труда в условиях социально-экономического кризиса;
 
   
    оценить результаты применения ратифицированных Российской Федерацией конвенций МОТ, касающихся проблем трудящихся женщин;
    привести законодательство РФ в соответствии с международными правовыми договорами о равенстве возможностей и обращения в сфере занятости, провести оценку политики равных прав и возможностей мужчин и женщин на рынке труда и имеющихся нормативно-правовых актов (наем, увольнение, профессиональный рост);
    разработать механизм их эффективного применения;
    разработать законодательные акты, предусматривающие экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателя в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
    усилить государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах и гарантиях работающих женщин;
    предусмотреть систему санкций за нарушение законодательства и допущения дискриминации по отношению к женщинам;
    совершенствовать механизм поддержки существующих и создания новых рабочих мест для женщин с широким привлечением государственного и частного инвестирования проектов. При разработке государственной социальной экономической политики учитывать развитие и поддержку отраслей с преимущественной занятостью женщин (легкая, текстильная промышленность и приборостроение и прочее);
    способствовать организации дополнительных рабочих мест в сфере социальных услуг и обслуживании населения и т.д.
   В заключительной части Конвенции  говориться также, что « в целях  реализации Концепции следует обеспечить включение блоков вопросов по улучшению положения женщин в РФ в разрабатываемые проекты нормативно- правовых актов, Федеральные, отраслевые и региональные программы».
   Однако  эта Концепция практически не нашла места в государственных  программах, посвященных в той  или иной мере проблемам занятости населения и принятых позже.
   Были  проанализированы несколько основных общегосударственных документов 1996г.:
    Комплексная программа мер по созданию сохранению рабочих мест на 1996-
2000 годы.
    Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1996-1997гг.
    Постановление о реализации Генерального соглашения и План мероприятий
Правительства по реализации Генерального соглашения.
    Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ на 1996-1997годы.
     Общее впечатление после изучения всех этих (и некоторых других) документов следующее: если в названии документа встречается слово
«женщина», то говориться о равных правах и  равных возможностях, подробно расписано, продекламировано, что надо бы сделать (хотя, как правило, конкретные мероприятия не указываются). Если же в названии документа слова
«женщина» нет, то и проблем нет.
     Разумеется, осознавая недопустимость существующего  положения, Правительство РФ намерено принять ряд мер. В частности, провести экспертизу законодательство Российской Федерации и разработать предложения о правах женщин, соответствующих международным стандартам о правах человека; разработать критерии и подходы к оценке дискриминации в отношении женщин; обеспечить в полном объеме выполнение рекомендаций, содержащихся в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, а также соответствующих конвенциях МОТ.
     Сроки реализации намеченных мер и основные исполнители (Министерства, ведомства) определены Постановление Правительства РФ от 28 июня 2001г. №855 «План действий по улучшению положения женщин в Российской
Федерации»
     К сожалению, опыт последних лет показывает, что не всегда намеченные планы реализуются. Однако было бы несправедливо считать, что государство вообще оставляет без внимания «женский вопрос».
     В Трудовом Кодексе выделена целая  глава об особенностях регулировании  труда женщин, лиц с семейными  обязанностями.
     ТК  РФ устанавливается примерный круг работ, на которых ограничивается применение труда женщин, причем во многих случаях  речь не идет о полном запрете, как это было раньше. В самом общем виде постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 года был утвержден перечень тяжелых работ или работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. В советское время аналогичный документ носил название список. Классификация работ в данном перечне осуществляется в зависимости от отрасли хозяйства, напр., установлен перечень работ в пищевой промышленности, где запрещён женский труд, или определённое производство - напр., полиграфическое. Или устанавливается запрет по конкретным работам, напр., подземные, горные работы. При этом в перечне устанавливаются оговорки по каждому запрету.
     Например, сделана оговорка, что женщинам разрешается выполнять подземные работы, которые нефизические (связанны с управлением работой, или управлением автоматизированной линией и т.д.), медицинское и санитарное обслуживание.
     В заключении выведены общие для всех отраслей запреты на труд женщин. Например, водолаз, водитель аэросаней, антенщик-мачтовик. Причем можно отметить такую тенденцию, одна из основных целей - побудить работодателя, заинтересовать его экономически в улучшении условий труда для женщин в своей организации. Так, в перечне особо оговорено, что труд женщин может применяться вопреки запретам, если там созданы безопасные условия труда, если это подтверждается положительным заключением государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора, и прочих комиссий.
     Ныне  Постановления Правительства «Об  утверждении перечня тяжелых  работ и работ с вредными или  опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» от 25 февраля 2000г., значительно сузил сферу действия ст. 253 Трудового Кодекса (как мы считаем необоснованно) тем, что запретил такие работы лишь для женщин детородного возраста (до 35 лет), то есть направлена эта мера главным образом на получение здорового потомства. Такое сужение запрета не учитывает, что работающие на тяжелых и вредных для них работах женщины старше 35 лет, подвергаясь влиянию производственных вредностей, будут чаще болеть различными женскими болезнями, поскольку влияние таких вредностей на женские гениталии с возрастом женщины не исчезает. Думается, что здесь законодатель отступил от достигнутых социальных завоеваний по труду женщин в ущерб здоровью женщин. Наоборот, для женщин фертильного возраста следовало бы дополнить указанный Список рядом видов труда. И такой дополнительный Список был профсоюзами подготовлен и опубликован, но не был принят законодателем.
       Требования к организации самого  рабочего места. В РФ действует  единая система требований по  охране труда. Одно из звеньев - санитарные нормы и правила. Так постановлением Госкомсанэпиднадзора от 28 октября 1996 года утверждены очередные санитарные нормы "Гигиенические требования к условиям труда женщин". В частности, этим постановлением охватывается требование по величине рабочей нагрузки, по уровню теплового, шумового воздействия на женщин, по уровню вибрации и все эти меры по организации работы направлены на охрану здоровья женщины в настоящее время, на охрану в перспективе, на охрану репродуктивной функции работающей женщины.
     О предельно допустимых нормах нагрузок для женщин при перемещении и  подъеме тяжестей вручную. Постановление  Правительства от 6 февраля 1993 года, в котором установлены новые. Напр., если деятельность женщины в рабочий день сопряжена с постоянным переносом тяжестей, то она не должна носить вещи тяжелее 7 кг, устанавливаются динамические нормативы (напряжение за час).
     Многие  критикуют эти нормы, так как  устанавливать максимальный размер тяжести за раз неразумно, ведь можно  организовать труд таким образом, что за день они натаскаются тяжестей вдоволь, даже если будут таскать по чуть-чуть.
     Установлен  дополнительный выходной день(один раз  в месяц без сохранения заработной платы), предоставляемый по желанию  женщин, работающих в сельской местности.
     Предусматривается ряд гарантий и льгот беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних.
     Таким образом, изменения в российском праве с учетом требований международных стандартов и общепринятых принципов трудовых отношений, первые шаги правоприменительной практики международных трудовых норм вселяют надежду, что в России постепенно сформируется жизнеспособная правовая система.
     Законодательство  об охране труда женщин в РФ можно  назвать удовлетворительным. Так  за рубежом в Бельгии, Люксембурге  правовой раздел об охране труда женщин сокращается до критического минимума, и там остались практически только нормы об охране труда беременных женщин (этим они от мужчин в любом случае будут отличаться), процессу исчезновения льготных норм для женщин способствуют феминистки.
     Но  по понятным причинам наше российское законодательство далеко нельзя назвать  совершенным, с одной стороны  государственная политика предлагает особое отношение к охране труда  женщин, беременных женщин, а также  женщин с детьми. Но с другой стороны  женщины в связи с социальными льготами становятся неконкурентоспособными. Работодатель предпочитает принимать на работу лиц, не обремененных семейными обязательствами, а это в основном женщины.
     В связи с этим надо разрабатывать  государственный экономический  механизм воздействия на работодателя, поощрения работодателя при приеме на работу женщин, при улучшении рабочего места для женщины путем сокращения налогового бремени.
     Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами желательно уменьшить занятость, но в добровольном порядке, с помощью социально экономической политики, заменивший бы утраченный заработок из фонда единого социального налога.
     Следует также рассмотреть вопрос о свободном  режиме дня для женщин. Для начала такой график работы мог бы существовать в бюджетных организациях, где государству легче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому.
     Выработать  систему контроля за соблюдением  правовых и нормативных актов по охране труда и в частности обеспечения безопасных и здоровых условий труда женщин, путем создания специальных трудовых комиссий по охране труда женщин.
     Разработать систему надежных, профессиональных тестов при приеме на работу для  работодателей, опасающихся принимать на работу женщин в связи с предубеждениями, что обремененность семейными обязанностями снижает ценность женской рабочей силы. С целью выявления профессиональных возможностей и квалификации, законодательно обеспечить повсеместное использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты, с одной стороны, помогут разрушить предубеждение о принципиальной невозможности женщин выполнять те или иные работы, а с другой – уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных сотрудников. Кроме того, отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, может стать основанием для обвинения в дискриминации и послужить социальной гарантией для действительно компетентных работников.
      Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет
 
     Особенности регулирования труда женщин в  связи с выполнением ими функции  не исчерпываются закреплением в  законодательстве гарантий для беременных женщин.
     В целях создания женщинам условий, позволяющих сочетать труд с материнством, для них законодательством установлен дополнительный комплекс гарантий. Наиболее существенные гарантии установлены женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет.
     Вступление  в силу ТК РФ не принесло значительных изменений в объем этих гарантий. Так, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, предоставляются, как и прежде, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух или более детей в возрасте до 1,5 лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее 1 часа.
     Из  приведенной нормы следует, что  дополнительные перерывы для кормления детей предоставляются не только матерям, кормящим грудью, а всем женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, в том числе усыновившим над ним опеку. Причем число предоставляемых перерывов и конкретная продолжительность каждого из них законом не установлены, поскольку частота и длительность этих перерывов зависит от состояния здоровья детей и их количества, режима труда женщины и других факторов.
     Обычно  продолжительность перерыва для  кормления ребенка составляет 30 минут. Однако с учетом конкретных обстоятельств (состояние здоровья, место кормления) получасовой перерыв может оказаться недостаточным. Поэтому в соответствии с медицинским заключением его продолжительность может быть увеличена. При наличии двух и более детей в возрасте до 1,5 лет продолжительность перерыва в зависимости от указанных обстоятельств также может увеличиваться и составлять более 1 часа.
     Вместе  с тем порядок предоставления названных перерывов внесены  некоторые изменения. Так, если согласно ч. 2 ст. 169 КЗоТ РФ перерывы предоставлялись не реже, чем через 3 часа, точнее не реже чем через 3 часа астрономического времени, включающего время работы, перерывы в работе, относящиеся к рабочему времени, перерывы для отдыха и питания, то в соответствии с ч. 1 ст. 258 ТК РФ перерывы для кормления ребенка (детей) должны предоставляться не реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы. При этом не поясняется, что следует понимать под непрерывной работой и как она должна исчисляться.
     Допустим, что через 3 часа непрерывной работы женщина использует перерыв для кормления ребенка (30 минут), затем свой обеденный перерыв (30 минут), тогда следующий перерыв для кормления ребенка (с учетом предстоящих 3-х часов непрерывной работы) будет предоставлен не через 3 часа, а только через 4 часа (при 8-часовом рабочем дне). Таким образом, при 7-часовом рабочем дне с обеденным перерывом у женщины будет только один перерыв для кормления ребенка (3 часа + 30 минут + 30 минут от начала рабочего дня), т.к. после последующих 3-х часов непрерывной работы рабочий день уже заканчивается, а необходимость предоставления такого перерыва отпадает. Что касается времени предоставления перерывов для кормления детей, то по заявлению женщины они могут присоединяться к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносится как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.
     Перерывы  для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (ч. 3, 4 ст. 258 ТК РФ).
     Женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением  среднего заработка по прежней работы до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ч. 4 ст. 254 ТК РФ). Эта норма действовала и раньше (ст. 164 КЗоТ РФ). Невозможность выполнения прежней работы женщинами, имеющими детей в возрасте до 1,5 лет, имеет место в случаях, когда эта работа в силу воздействия на мать неблагоприятных факторов несовместима с кормлением ребенка и уходом за ним, что при необходимости подтверждается медицинским заключением, либо связана с разъездами, не допускает отлучек в рабочее время и т.п. Согласно ст. 260 ТК РФ сохраняется право женщины, родившей ребенка, использовать свой ежегодный оплачиваемый отпуск непосредственно после отпуска по беременности и родам независимо от стажа работы в данной организации. причем предоставление ежегодного отпуска непосредственно после отпуска по беременности и родам осуществляется работодателем лишь по заявлению женщины. При отсутствии такого заявления работодатель не в праве приурочивать ежегодный отпуск женщины к ее отпуску по беременности и родам.
     Даже  при отсутствии 6-месячного стажа  работы ежегодный отпуск женщине, усыновившей  ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев, должен быть предоставлен в полном размере, а не пропорционально проработанному времени. В этом случае отпуск предоставляется авансом за первый год работы, в счет которого включается также отпуск по беременности и родам (ст. 122 ТК РФ). При совпадении ежегодного отпуска с отпуском по беременности и родам ежегодный отпуск должен быть предоставлен после окончания послеродового отпуска или перенесен на другой срок по желанию женщины. В случаях, когда женщина не использовала свой ежегодный отпуск перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, она вправе использовать ежегодный отпуск после отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (ст. 260 ТК РФ). По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет.
     Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию  в период отпуска определяются федеральным  законом (ч. 1 ст. 265 ТК РФ). Ежемесячное  пособие по их уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается женщинам из фонда социального страхования России в размере 500 рублей независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. В период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет ей выплачивается денежная компенсация в размере 50 рублей за счет средств, направленных на оплату труда. На период отпуска по уходу за ребенком за женщиной сохраняется место работы (должность) отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а так же в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях) (ч. 4 и 5 ст. 256 ТК РФ).
     В связи с тем, что время отпуска  по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на получение ежегодного отпуска, не засчитывается, предоставление ежегодного отпуска отодвигается на время, равное продолжительности отпуска по уходу за ребенком. Разумеется, это не лишает работника, использующего отпуск по уходу за ребенком, если он работает на данном предприятии не первый год, права пользоваться полным (а не пропорциональным отработанному времени) ежегодным отпуском в любое время года авансом согласно установленному графику (ст. 123 ТК РФ).
     Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или частями также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. В этих случаях на них распространяется все указанные выше гарантии которые предоставляются женщинам. В частности, согласно ч. 2 ст. 259 ТК РФ направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом, женщины имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться. Ряд гарантий предусмотрен законодательством для работников имеющих детей старше 3 лет: дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет (ст. 262 ТК РФ). Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней регулируется разъяснением Минтруда России и Фонда социального страхования. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы работникам, имеющим 2-х и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка – инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитателей ребенка в возрасте до 14 лет, устанавливаемые коллективным договором (ст. 263 ТК). 

      Рабочее время  и время отдыха. Перерывы. Отпуск
 
     Общественно полезная деятельность людей разнообразна; самым общим и приемлемым для  всех ее видов измерителем количества затраченного труда выступает рабочее время. Величина и норма рабочего времени определяются уровнем развития общества, политическими и экономическими факторами. Право придает этой мере общеобязательный характер.
     Привлечение женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работе в выходные и праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям и они были ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от данной работы. Эти гарантии предоставляются также работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, на опекунов (попечителей) несовершеннолетних, а также на работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением. Беременные же женщины вообще не допускаются к работе в выходной и нерабочий праздничный день. Отказ беременной женщины или лица с семейными обязанностями от работы в ночное время (включая случаи, когда на ночное время приходится только часть рабочей смены) не считается нарушением трудовой дисциплин.
     Неполное  рабочее время вводится в интересах  тех лиц, которые по каким-либо причинам не могут быть заняты полный рабочий  день. Работодатель обязан устанавливать  неполный рабочий объем времени по просьбе беременной женщины, одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствие с медицинским заключением. Неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) может устанавливаться по соглашению между работодателем и женщиной, имеющей детей, при приеме ее на работу, если в связи с необходимостью ухода за детьми она не может работать полное рабочее время. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
     Неполное  рабочее время может быть установлено  по соглашению сторон как без ограничения  срока, так и на любой, удобный  для работницы срок: до достижения ребенком определенного возраста, на период учебного года и т.д.
     В приказе (распоряжении) о приеме женщин, имеющих детей, на работу с неполным рабочим временем указываются срок работы, продолжительность рабочего времени и его распорядок в  течение рабочего дня или недели, необходимость профессионального обучения или переквалификации и другие условия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.