На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Региональная социальная политика в условиях кризиса (на примере Липецкой области)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт  государственного управления и права
Кафедра государственного и муниципального управления 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ
по дисциплине «Антикризисное управление»
на тему: «Региональная социальная политика в условиях кризиса (на примере Липецкой области)» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент    ГиМУ 5-1в/о                                          О.Д.Леталина
                                          

Проверил: к.э.н., доцент                                           И.А.Острина
                                               
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 
 
 

Содержание 

    Введение              3
    Анализ региональной социальной политики в системе антикризисного управления
      1.1 Цели и задачи социальной политики       5
      1.2 Меры по обеспечению поддержки социальной политики в условиях кризиса                  11
      1.3 Региональная социальная политика в условиях кризиса           14
         2. Организация региональной социальной политики (на примере Липецкой области)
      2.1 Характеристика социально-экономического развития региона         22
      2.2 Основные показатели социально-экономического развития региона    24
          3. Разработка реализации социальной политики в условиях кризиса
      3.1 Программа антикризисных мер               34
      3.2 Основные направления бюджетной политики            37
        3.3 Повышение качества жизни населения Липецкой области                    40
Заключение                  44
Список  литературы                  46
Приложения                    47 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     В данном курсовом проекте я рассмотрела влияние кризиса на региональную социальную политику (на примере Липецкой области). Актуальность выбранной темы объясняется тем, что региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.
     Большинство вопросов развития образования, здравоохранения  и культуры, жилищного и коммунального  хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     При разработке направлений любых, в  том числе и социальных, преобразований в рамках определенной территории, безусловно, учитывается специфика  конкретного региона.
     Это обусловлено следующими обстоятельствами.
     1. Экономическая самостоятельность  региона не может быть абсолютной, поскольку региональная экономика,  являясь подсистемой народного  хозяйства, не может рассматриваться  как ее изолированная часть.  Об этом свидетельствует факт, что государственное бюджетное финансирование по-прежнему остается основным источником поступления финансовых ресурсов в экономику любого региона.
     2. На уровень развития региона  существенное влияние оказывают  природно-климатические факторы (наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и т.п.) и экологическая обстановка.
     3. Большинство регионов являются  «узкоспециализированными», т.е.  ориентированными на те или  иные сферы народного хозяйства (в связи с этим, традиционно выделяются промышленные регионы, аграрные, рекреационные и т.д.).
    Перечисленные особенности учитываются при  разработке региональной социальной политики и позволяют отнести конкретную региональную единицу к определенному  типу регионов.
    Важнейшей целью социально-экономического развития региона является повышение благосостояния населения, обеспечение комфортных условий для проживания.
     Цель  данного курсового  проекта – разработать основные предложения, а также выявить мероприятия, направленные на улучшение социально-экономического положения региона.
     К основным задачам можно отнести:
    Формирование программы социальной политики в условиях кризиса. Определение целей и задач социальной политики.
    Проанализировать основные особенности региональной социальной политики в условиях кризиса.
    Реализация антикризисных мер, направленных на стабильное развитие региона (бюджетирование региона).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Анализ региональной социальной политики в системе антикризисного управления
1.1. Цели и задачи социальной политики
     Социальная  политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).
     Целью социальной политики является повышение  благосостояния населения, обеспечение  высокого уровня и качества жизни, характеризующихся  следующими показателями: доход как  материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.
     Поэтому задачами социальной политики являются:   
- распределение  доходов, товаров, услуг, материальных  и социальных условий воспроизводства  населения.   
- ограничение  масштабности абсолютной бедности  и неравенства,   
- обеспечение  материальных источников существования  тем, кто по независящим от  них причинам ими не обладает,   
- предоставление  медицинских и образовательных  услуг,   
- расширение  сети и улучшение качества  транспортных услуг,   
- оздоровление  окружающей среды.
     Социальная  политика исходит из того, что непременным  условием поддержания благосостояния каждого человека, должно быть его  посильное участие в этом.
     Реальная  социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.
     С течением времени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения. Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая баланс между желаемым и возможным.
     Теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.
     Субъектами  социальной политики являются государство  и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).
     Центральное место в социальном регулировании  принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.
     Большое значение в решении социальных проблем  отдельных категорий населения  приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Взаимодополнение социального государственного регулирования реализацией программ предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость. Таким образом, механизм социальной политики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы, методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственного социального регулирования.
    Формы и направления социальной политики
     Общество  законодательным путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизни человека, семьи. Величина этого минимума неодинакова во времени и для разных стран. Она определяется особенностями данной страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.
     Социальная  политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.
     Денежные  доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы  путем установления минимальной  заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.
     Денежные  доходы нетрудоспособных групп населения  прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает  ее участие во вторичном перераспределении  первичных доходов. Механизм перераспределения  заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, в зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных, выплат - обратная зависимость.
     В центре общественного механизма  поддержки денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.
     Обязательное  социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.). Основу социального страхования образуют специально предназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального страхования. Это проявление самопомощи. Система государственного вспомоществования предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.
     Эти обе подсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов одних социально" демографических групп другим. Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые по каналам налогообложения (подоходный налог, налоги предприятий и т.п.) и целевых взносов (взносы предприятий и самих застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественные фонды -финансовую основу социальных пособий.
    Роль государства
   Деятельность  государства не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Она включает в себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения   
- в получении  общего и профессионального образования,    
- поддержании  здоровья,   
-в жилье,    
- в здоровой  окружающей среде,   
- транспорте.
     Социальная  политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.
     Регулирование занятости в рамках социальной политики осуществляется посредством политики занятости путем поддержания уровня и структуры занятости, создания условий труда на производстве и рамок его эксплуатации, совершенствования параметров рабочей силы. Политика занятости способствует трудоустройству всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени.
     Политика  занятости имеет краткосрочные  и долгосрочные задачи. К краткосрочным  относится смягчение или нейтрализация  негативных последствий экономических  спадов, реформ. К долгосрочным - установление благоприятного для общественного  развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.
     Социальная  политика тесно связана с экономической  политикой. Их трудно разделить в  комплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам. Экономическая политика нацелена на регулирование материально-производственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфер жизнедеятельности общества. Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, т.к. они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономических возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономической целесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорвать материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны.

1.2. Меры по обеспечению поддержки социальной политики в условиях кризиса

     В переходный период для преодоления  социального кризиса необходима разработка единой и целостной социальной стратегии, ясной и понятной населению, рассчитанной на его поддержку, способной восстановить доверие к государственной власти. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

     Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие  рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

    нормативы, определяющие минимальные стандарты  потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);
    социальные  трансферты, т.е. различные способы перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);
    налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих  мест; введение прогрессивной шкалы  для сверхвысоких доходов; индексация доходов; регулирование занятости.

     Широкое развитие должно получить территориальное самоуправление. Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения социального согласия.

     Наряду  со стратегическими установками социальная политика содержит комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится:

    прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности питания;
     своевременная выплата заработной платы и пенсий;
     замедление  расширения зоны бедности и безработицы;
     приостановка разрушения социальной сферы.

     Социальные  приоритеты касаются также уровня и  качества жизни, здравоохранения, образования, культуры, экологии. Для их определения необходимо установить соотношение бюджетных и не бюджетных средств; разграничить области применения прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики на производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования, здравоохранения, природоохранных мер.

     В соответствии с основными положениями  программы антикризисных мер, социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) будут разрабатываться с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года исходя из необходимости:
    проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;
    сокращения дифференциации населения по уровню доходов;
    снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;
    повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов; значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;
    развития производственной инфраструктуры;
    обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;
    повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;
    уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.
 
 
 
 
 
      Региональная  социальная политика в условиях кризиса
     Под региональной социальной политикой понимается комплекс мер федеральных органов, направленных на социальное развитие регионов. Региональная социальная политика формируется Центром. Однако на стадии разработки концепции она должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур. Социальная политика в регионе вырабатывается органами власти региона при участии местных органов самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции государственной социальной политики.
     Современное понимание региона склоняется в  сторону социальной составляющей, в силу того, что регионы ограничены не только территориальными рамками, но в первую очередь дифференцируются по уровню социально-экономического развития.
     Регионы как низовая сфера жизнедеятельности  непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства: через регионы осуществляется управление всей страной и в них находит воплощение государственная стратегия.
Таким образом, с учетом определенной специфики  региональное управление выступает  проводником общероссийских интересов. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Эффективность управления тем выше, чем свободнее в рамках единого экономического механизма субъект хозяйствования может распоряжаться своими ресурсами.
     Жесткая система управления менее эффективна, т.к. ограничивает свободу низовых  органов управления, нарушает закон  обратной связи и, в конечном счете, ведет к нарушению саморегуляции. А региональное управление призвано устранить недостатки жесткой централизации.
     На  современном этапе управление социальной сферой (и по действующему законодательству, и по складывающейся практике) все  больше становится предметом внимания и ответственности органов власти и управления регионального уровня. В связи с этим возрастают объемы работ и повышается сложность задач управления социальной сферой региона, что порождает ряд проблем, связанных с необходимостью дальнейшего совершенствования системы территориального управления на уровне региона.
     Суть  кризиса существующего механизма  управления в социальной сфере состоит  в несогласованности основных групп  интересов субъектов такой деятельности, т.е. интересы субъектов Федерации  вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления. Особенно остро это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.
     На  региональном уровне социальная сфера  выступает объектом управления для всех государственных органов власти, функционирующих и имеющих социальную направленность (министерств и государственных комитетов, ведающих вопросами социальной защиты, образования, культуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры и спорта, труда и др.), на местном — управления и отделы органов местного самоуправления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои функции в соответствии с предоставленными полномочиями.
     Управление  социальной сферой региона сопряжено  с выполнением множества функций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обработкой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. Поскольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.
     Социальная  сфера региона представляет собой  сложную разветвленную многоаспектную систему, имеющую разнообразные связи, отношения, инфраструктуру, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность и развитие регионального сообщества.
     По  мнению специалистов, следует проводить  различие между понятиями «региональная  социальная политика» и «социальная политика в регионе», поскольку они не являются синонимами.
     В практике управления регионом нет последовательной разработки и планомерного осуществления  стратегии социального развития, а социальная политика, с одной  стороны, сводится к отдельным мерам по обеспечению гарантированного социального минимума, а с другой, к «латанию дыр» при возникновении чрезвычайных ситуаций в социальной сфере. Региональная социальная политика в большей степени оказалась направленной на выработку стратегии социального развития на макроуровне, формирование единого социального единства, а социальная политика в регионе — на практическую реализацию комплекса мер по развитию социальной сферы в регионе. Тем не менее, региональные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать социальную политику в пределах своих территориальных делений, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных реформ на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активная социальная политика. Региональные органы власти и органы местного самоуправления участвуют, кроме того, в процессе формирования социальной политики федерального Центра (хотя ещё и очень ограниченно).
     Таким образом, региональная социальная политика может формироваться и складываться в регионах России лишь на базе согласованной  социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Конкретные направления социальной политики в регионе (приоритеты, механизмы, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.
     Рассматривая  региональную социальную сферу как  систему, уместно подчеркнуть особую важность структуры ее среды, т.е. совокупности различных факторов, оказывающих определенное влияние как на отдельные элементы (т.е. отрасли социальной сферы), так и на систему в целом.
     Региональная  экономика, как составная часть  региональной системы страны в целом, подвергается постоянному воздействию внерегиональных факторов, таких как законодательство, центральные органы и организации, единая экономическая, финансовая система страны, политические и иные институты, демография и другое. Наряду с этим региональное хозяйство является также комплексом функционирующих на ограниченной территории хозяйствующих субъектов, социальных формирований, юридических, этических, экономических, общественных и других институтов. В этом своем качестве региональная экономика также представляет собой внешнюю среду для расположенных в регионе организаций, фирм, предприятий и других функционирующих субъектов.
     Можно сказать, что помимо внерегиональных  и внутрирегиональных факторов региональную социальную сферу образует и совокупность организаций (как носителей социальной политики) данной территории.
     Схематично  структура среды региональной организации  социальной сферы представлена ниже на рисунке.

Рис.1 Структура  среды региональной организации  социальной сферы
     Конечный  продукт деятельности организации  в виде социальных благ и услуг  направлен на активное использование  во всех элементах внешней среды. Поэтому социальная сфера региона рассматривается, с одной стороны как совокупность организаций, а с другой, как открытая общественно-ориентированная система.
Особенности социальной сферы региона как  объекта социальной политики вызваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатических, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных и бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценностей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации личности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Достижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих социальных деформаций и, в конечном счёте, достижение социальной стабильности является сутью социальной политики в регионе.
     На  развитие отраслей социальной сферы, а соответственно на формирование социальной политики в регионе оказывает влияние множество факторов, среди которых можно выделить:
    территориальные факторы;
    экономические факторы;
    политико-правовые факторы;
    демографические факторы;
    природно-экологические факторы;
    социально-культурные факторы.
     Каждый  регион по своей сути уникален, вместе с тем существуют различия в природно-климатических  условиях, степени освоенности территорий, ключевых показателях социально-экономического развития и т.д. Другими словами, экономическое пространство России весьма неоднородно как в природно-климатическом, так и в социально-экономическом аспектах.
     Типология регионов по уровню социально-экономического развития дает необходимые, но не достаточные основания для выбора направлений социальной политики. Причина этого заключается в разной природе самих показателей, при помощи которых была охарактеризована социальная ситуация в регионах.
     Могут быть выделены два  основных типа социальных показателей.
     К первому типу относятся показатели, количественная характеристика которых позволяет однозначно обосновать обязательные направления социальной политики. При этом социально-экономические особенности отдельных регионов не являются факторами дифференциации данных направлений. Например, высокий уровень безработицы в регионе требует особого внимания ко всем таким регионам при разработке государственных программ содействия занятости населения и включения в данные программы мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест. Аналогично, низкое отношение душевных доходов к прожиточному минимуму населения предполагает осуществление специальных мер по борьбе с бедностью в соответствующих регионах. Высокий, относительно других регионов, уровень преступности является сигналом для выявления и последующего устранения порождающих ее причин, специфических для данного региона и т.д.
     Социальные  показатели второго типа характеризуются  тем, что заключение о положительном  или отрицательном значении для региона их фактического значения не может быть сделано без комплексной оценки ситуации в регионе. В отличие от ситуации с показателями первого типа целеполагание в части выбора направлений социальной политики приобретает в данном случае активный характер.
     К числу показателей второго типа относятся, прежде всего, демографические показатели. Не зная реального состояния экономики региона, нельзя утверждать, положительное или отрицательное влияние на регион оказывают, например, имеющийся естественный прирост населения или сальдо миграции. Так, в трудоизбыточных регионах с напряженной ситуацией на рынках труда высокий естественный прирост труда и положительное сальдо миграции приведут к росту нагрузки на их рынки труда и снижению доходов населения и т.п.
     Следовательно, целеполагание в отношении социальных показателей данного тина должно предваряться обязательным предварительным анализом социально-экономической ситуации в регионе, результаты которого позволят определить, какое направление воздействия на эти показатели целесообразно предусмотреть при обосновании социальной политики».
     Решение общей задачи типологии социальной политики на первом этапе предполагает определение критериев, которые следует положить в основу выделения ее отдельных типов.
     Первым  из этих критериев является тип региона  по степени остроты социальной ситуации. Использование данного критерия позволяет определить общий набор реализуемых при проведении социальной политики мероприятий, который может быть назван фоновым. В соответствии с ним социальная политика может быть разделена на проводимою:
    во-первых, в регионах с относительно благоприятной ситуацией;
    во-вторых, в регионах, в которых социальная ситуация характеризуется умеренной остротой;
    в-третьих, в регионах с неблагоприятной социальной ситуацией;
    в-четвертых, в так называемых кризисных, или депрессивных регионах.
     Следующим критерием типологии социальной политики в регионах должен стать  уровень принятия решений по ее проведению.
     Этот  критерий позволяет, с одной стороны, определить, прежде всего, мероприятия общегосударственной социальной политики, Так, на государственном уровне принимаются решения о мероприятиях, реализуемых в стране в рамках проводимых социальных реформ (например, реформа здравоохранения, жилищно-коммунальная реформа, пенсионная реформа, реформа системы социального страхования, переход к адресной системе социальной поддержки и т.п.) На государственном уровне принимаются также решения о тех мероприятиях социального характера, которые являются составной частью региональной политики государства и направлены на поддержку кризисных в социальном отношении регионов. По этому же критерию выделяются мероприятия социальной политики, решения о которых принимаются на региональном уровнях. Между решениями, принимаемых на этих уровнях управления, есть принципиальное различие. Так, субъекты Российской Федерации, не являющиеся дотационными, достаточно самостоятельны в корректировке условий проведения социальной политики, которые могут и выходить за рамочные условия, определенные федеральным центром. Для этого у органов управления субъектами субфедерального уровня имеются достаточные финансовые основания. Об этом свидетельствует тот факт, что основная часть расходов на социально-культурные мероприятия в стране в середине- конце 90-х осуществляется бюджетами территорий.
     При типологии социальной политики необходимо использовать также «отраслевой» критерий, предусматривающий разделение ее по особенностям соотношения между мероприятиями, нацеленными на решение различных социальных проблем.
     Таким образом, может быть выделена:
    во-первых, социальная политика, носящая преимущественно демографическую направленность;
    во-вторых, социальная политика, ориентированная в основном на решение проблем труда и занятости;
    в-третьих, социальная политика «доходного» типа;
    в-четвертых, социальная политика, направленная на развитие социальной сферы.
    Организация региональной социальной политики (на примере Липецкой области)
    2.1. Характеристика социально-экономического развития региона
  Липецк  – областной центр Российской Федерации, расположенный в центральной части европейской территории России.
  Липецкая  область по совокупности природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, по оценке отечественных и зарубежных экспертов  является экономически привлекательным  регионом.
  Основной  экономический потенциал Липецкой области – промышленность, на ее долю приходится 92% всего объема производства. Основу промышленности составляют 75 крупных  и средних предприятий, относящихся  к черной металлургии, машиностроению, электроэнергетике, пищевой, химической, легкой промышленности и промышленности строительных материалов. Ведущее место занимает продукция черной металлургии и машиностроения, удельный вес которых, в общем объеме выпускаемой промышленной продукции, составляет 74,7% и 14,1% соответственно.
  Промышленное  производство является основой экономического потенциала области, на его долю приходится 63% валового регионального продукта.
  Липецкая  область – один из наиболее динамично  развивающихся регионов Российской Федерации. По объему производства промышленной продукции Липецкая область занимает первое место в ЦЧР, по доле в общем объеме промышленного производства - третье место в ЦФО после Москвы и Московской области. Область занимает первое место по производству бытовых холодильников и морозильников (более 40% от общероссийского производства), четвертое место по производству стали (14% от общероссийского) и проката черных металлов (16%), является крупным производителем сахара-песка (7%) и плодоовощных консервов (29%).
  За  последнее время розничная торговая сеть претерпела как качественные, так и количественные изменения. Появилось много новых объектов европейского уровня с современным оборудованием и высокой культурой обслуживания. Получила распространение фирменная торговля, возросло количество круглосуточных магазинов. Продолжается работа по замене киосков на современные благоустроенные торговые павильоны. Одновременно наметилась тенденция снижения доли рынков и мини-рынков в формировании оборота розничной сети, их удельный вес снизился на 0,9%. 
  По  основным социально-экономическим  показателям область занимает достойное  место в Российской Федерации и в Центральном федеральном округе, в т.ч. по объему промышленной продукции на душу населения, соответственно, 3 и 1 места, по инвестиционному риску - первое в России. По объему привлечения инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя - третье,  по иностранным инвестициям –  седьмое в ЦФО.     
  Область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее  развития.      
  Липецкая  область обладает значительными возможностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по целому ряду направлений рыночных преобразований, реструктуризации экономики, социального реформирования в интересах населения является одним из лидеров в России.

Климатические условия

       Липецкая область расположена в пределах Среднерусской возвышенности. Главные реки: Дон с притоками. Климат умеренно континентальный; средняя температура января -10 градусов, средняя температура июля +19 градусов; количество осадков – около 500 мм в год. На территории Липецкой области преобладают черноземные почвы. Растительность – степи (большей частью распаханные), сохранились участки березовых и сосновых лесов.

В области  расположены два заповедника: «Галичья Гора» (6 участков) — самый маленький заповедник России с сохранившейся доледниковой флорой, а также часть Воронежского заповедника.
Преобладающие типы почв — чернозёмы, которые занимают свыше 85 процентов всей территории.
Полезные  ископаемые представлены 300 месторождениями: известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает 1-е место в РФ. Значительны залежи торфа. Большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году
2.2 Основные показатели социально-экономического развития региона
     Население области по данным на 1 января 2011 г. составляет 1171,3 тыс. человек в т. ч.: городское –746,1  и сельское – 425,1 тыс. человек. Подавляющее большинство (98%) – русские. Уровни рождаемости и смертности имеют тенденцию к снижению, естественный прирост – отрицательный, приток мигрантов ослабевает. Общая численность населения стабилизировалась. Младенческая смертность относительно невысока. Наметился некоторый рост средней продолжительности жизни.  
 
 
 

Таблица  1- Население Липецкой области
  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Всё население, тыс. чел 1220,5 1211,0 1200,9 1189,9 1180,8 1173,9 1168,9 1163,3 1176,8 1171,3
Городское 782,8 779,3 775,3 771 749,9 748,4 747,4 746,1 748,1 746,1
сельское 437,7 431,7 425,6 418,9 430,9 425,5 421,5 417,2 428,8 425,1  

Таблица  2 - Национальный состав населения

Национальный  состав по данным переписей  населения (% от общей  численности населения)
Нация 1970 1979 1989 2002
Русские 98.20 98.00 97.39 95.83
Украинцы 0.98 1.03 1.22 1.10
Лица, не указавшие национальность в переписном листе 0.00 0.00 0.00 0.72
Таблица  3 - Распределение населения по полу
  Население на начало года, тыс. человек
Доля  в общей численности  населения, %
Женщин на   1000 мужчин 
мужчины женщины мужчины женщины  
2001 565,5 662,6 46 54 1172
2002 560,4 660,1 46 54 1178
2003 554,9 656,1 46 54 1182
2004 549,3 651,6 46 54 1186
2005 543,3 646,6 46 54 1190
2006 538,2 642,6 46 54 1194
2007 534,2 639,7 46 54 1198
2008 531,4 637,5 46 54 1200
2009 528,3 635,0 45 55 1202
2011 538,1 637,8 46 54 1197

Рисунок 2 – Информация о средней продолжительности  жизни мужчин и женщин Липецкой области  в 2005-2012гг.
      Средняя продолжительность жизни у обоих  полов имеет тенденцию к росту  и превышает среднероссийские показатели (75 лет -женщины, 62 года-мужчины).
Рождаемость и смертность
     В 2010 году число родившихся увеличилось  на 1 % по сравнению с 2009 годом. Отмечается положительная динамика рождений, как  в городской, так и в сельской местности. При этом, в городах  детей больше родилось на 1 %, а в сельской местности на 2 %. Среди родившихся 54 % детей родилось у матерей первыми, 35 % - вторыми, 11 % - третьими и последующими. Треть детей (32%) родилось у матерей в возрасте 20-24 года.
     За 2010 год отмечался рост рождаемости в 12 муниципальных образованиях по сравнению с 2009 годом. Наибольший рост рождаемости зарегистрирован в следующих районах: Измалковском (на 19 %), Становлянском (на 14 %), Липецком (на 13 %), Хлевенском (на 10 %), Добринском и Тербунском (на 8 %), Воловском и Задонском (на 7 %), Грязинском (на 6 %) и в г.Липецк (на 1%).
Вместе  с тем, в некоторых муниципальных  районах и городских округах  наблюдался спад рождаемости в 2010 году: в Долгоруковском (на 21 %), Лебедянском (на 5 %), Лев-Толстовском, Добровском районах и г.Елец (на 4 %), Чаплыгинском (на 3 %), Данковском, Елецком Усманском районах (на 2 %).
     В 2010 году отмечалась отрицательная динамика в показателе смертности населения  Липецкой области.
Общий показатель смертности в области  увеличился за этот период на 3 %. Следует отметить, что из-за аномально-жарких погодных условий, а также нестабильного геомагнитного фона пик смертности населения отмечен в августе текущего года. Так, количество умерших в августе 2010 г. составило 2372 чел., а в августе 2009 г. 1386 чел. Число умерших в 2010 году составило - 19632 человека (на 487 человек больше (3 %), чем в 2009 году). Следует отметить, что в 2010 году в городских округах смертность увеличилась на 6 %, а в сельской местности снизилась на 2 % по сравнению с предыдущим годом. Более всего жителей области, по прежнему, умирают от болезней системы кровообращения (55 %), новообразований (12 %), несчастных случаев, травм и отравлений (9%).

Рисунок 3 – Динамика естественной убыли населения Липецкой области в 2008-2010 годах (на 1000 человек населения)
     Определенное  влияние на демографическую ситуацию в области оказывают миграционные потоки. В Липецкой области реализуется программа по оказанию содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом, в рамках которой предусмотрены меры социальной поддержки семьям участников программы в виде выплаты малообеспеченным семьям с детьми ежемесячного пособия на ребенка; назначения и выплаты государственного социального пособия; оказания материальной помощи участникам Программы, находящимся в трудной жизненной ситуации; выплаты компенсации семьям, родившим третьего и последующих детей; ежемесячного пособия на детей от полутора до трех лет; предоставления скидки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям; оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; выплаты на возмещение затрат по оплате ЖКУ льготным категориям населения из числа переселенцев, выделения субсидий на оплату ЖКУ семьям из числа переселенцев.
Таблица 5 - Миграционный прирост населения (человек) 
  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009  
2010
Миграционный  прирост - всего  5140 1885 944 -167 1152 2236 2916 1920  
995
из  него в результате  передвижений:                  
в пределах России 1620 193 -441 -1059 -5 852 122 -392 -1108
миграционного обмена населения с другими зарубежными  странами 3520 1692 1385 892 1157 1384 2794 2312  
2103
 
Уровень жизни населения
Одним из ключевых показателей уровня жизни  является прожиточный минимум. Величина прожиточного минимума в 2010 году в среднем на душу населения составила 4620 руб. в месяц.
Таблица  6 - Величина прожиточного минимума
  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Все население  1915 2275 2684 3156 393 4504 4620
в том  числе по социально-демографическим  группам:              
трудоспособное  население 1740 2090 2503 2944 3399 4226 4872
пенсионеры 1250 1446 1688 2018 2561
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.