На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального
образования
«Липецкий государственный технический университет»
Кафедра культуры 
 

Курсовая  работа
по дисциплине «История мировой литературы» 

Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» 

                                                                                     
 
 
 

                                                              Выполнил: студентка гр.СО-07-1
                                                                              Бадикова В.Н._______________
Научный руководитель: к.ф.н., доцент
Углова  Н. В.____________________
 «____»  _________ 2011
Липецк  - 2011
Содержание 

Введение                                                                                               3-4                        
Глава 1. Н.В.Гоголь – великий русский  писатель
     1.1.Биография и основные моменты  творчества Н.В.Гоголя       5-7
     1.2.История создания поэмы «Мертвые  души                               8-11
Глава 2. Поэма «Мертвые души» как критическое  изображение быта и нравов XIX века
      2.1. Жанровое своеобразие и композиция  поэмы                        12-18
      2.2. Смысл названия поэмы        19-20
      2.3. Проблематика поэмы «Мертвые  души »                             21-24
      2.4. Роль портретных зарисовок в изображении характера            
персонажей   25-27
Заключение                                                                                          28
Библиографический список                                                                 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       «Мертвые души» - гениальное произведение  Николая Васильевича Гоголя. Именно  на него Гоголь возлагал главные  свои надежды. История создания  поэмы охватывает почти всю  творческую жизнь писателя. Первый  том создавался в 1835 – 1841, над  вторым томом писатель работал  с 1840 – 1852 годы. В 1845-м он  впервые сжег готовый текст.  К 1851 году закончил новый вариант  тома – и сжег его 11 февраля  1852 года, незадолго до смерти.
       «Мертвые души» - одно из самых  читаемых и почитаемых произведений  русской классики. Сколько бы  времени не отделяло нас от  этого произведения, мы никогда  не перестанем изумляться его  глубине, совершенству и, наверное, не будем считать наше представление  о нем исчерпанным. Читая «Мертвые  души», впитываешь в себя благородные  нравственные идеи, которые несет  в себе каждое гениальное творение  искусства, и незаметно для  себя сам становишься и чище  и прекраснее.
     Актуальность: для того, чтобы понять творчество писателя в его живом, конкретном идейно-художественном своеобразии, необходимо выяснить его реальные связи с исторической действительностью, идейной борьбой, литературным движением эпохи. Поразительная сила художественных обобщений Гоголя возникла на основе тесной связи писателя с жизнью. В её движении, её гуще он черпал и пафос своего вдохновения, и богатство содержания своих произведений. Художник большой общественной страсти, Гоголь пытливо всматривался в процессы, происходившие в реальной действительности. И не как равнодушный наблюдатель, а как писатель-гражданин, кровно заинтересованный в судьбах народа, страны, он отражал типические черты жизни.
     Цель  курсового исследования – изучить творчество Гоголя на примере поэмы «Мертвые души».
     Предмет исследования – изучение идейно-художественного своеобразия поэмы «Мертвые души».
     Объект  исследования – изучение критического взгляда писателя на положение «толстых» и «тонких» людей в обществе.
     Задачи:
     1. Рассмотреть биографию писателя.
     2. Выяснить, в чем смысл названия  поэмы.
     3. Объяснить особенности жанра  этого произведения.
     4. Рассмотреть критические материалы  по поэме «Мертвые души».
     Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения и  библиографического списка.
     Глава 1 «Н.В.Гоголь – великий русский писатель» рассматривает творчество писателя и процесс создания поэмы, от появления самого замысла до момента появления в печати.
     Глава 2 «Поэма «Мертвые души» как критическое изображение быта и нравов XIX века» изучает критические взгляды современников Гоголя на то, стоит ли называть «Мертвые души» поэмой; рассматривает композицию и круг проблем, затронутый в поэме.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Биография и основные  моменты творчества  Н.В.Гоголя
    Родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие  Сорочинцы Миргородского уезда  Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в  имении родителей Васильевке, рядом  с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный  поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.
    После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном  училище, затем поступил в Нежинскую  гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для  детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался  живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем  будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие».
    После окончания Нежинской гимназии в  июне 1828 в декабре отправился в  Петербург с надеждой начать широкую  деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались  неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого  чиновника. Серая чиновничья жизнь  скрашивалась занятиями живописью  в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.
    В 1830 в журнале «Отечественные записки« появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк«, впоследствии переработанная в повесть «Вечер накануне Ивана  Купала». В декабре в альманахе  Дельвига «Северные цветы» напечатана глава из исторического романа «Гетьман». Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово».
    Литературную  известность Гоголю принесли «Вечера  на хуторе близ Диканьки» (1831 — 32), повести  «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь»  и др. В 1833 пришел к решению посвятить  себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором  по кафедре всеобщей истории при  Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины  легло в основу замысла «Тараса  Бульбы». В 1835 оставил университет  и целиком отдался литературному  творчеству. В том же году появился сборник повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и сборник  «Арабески» (на темы петербургской  жизни). Повесть «Шинель» была самым  значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана  Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр  представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в  общественном воспитании. В 1835 был написан  «Ревизор» и уже в 1836 поставлен  в Москве с участием Щепкина.
    Вскоре  после постановки «Ревизора», затравленный реакционной печатью и «светской  чернью», Гоголь уехал за границу, поселившись  сначала в Швейцарии, затем в  Париже, продолжал работу над «Мертвыми  душами», начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом: «Всё наслаждение  моей жизни исчезло вместе с ним…». В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 — 1840 читал друзьям главы из первого  тома «Мертвых душ», который был  завершен в Риме в 1840 — 1841.
    Вернувшись  в Россию в октябре 1841, Гоголь при  содействии Белинского и др. добился  напечатания первого тома (1842). Белинский  назвал поэму «творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и  историческим».
    Работа  над вторым томом «Мертвых душ» совпала  с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.
    В 1847 издал «Выбранные места из переписки  с друзьями», которую Белинский  подверг уничтожающей критике в  письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические  идеи как реакционные.
    В апреле 1848 после путешествия в  Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом «Мертвых душ». Им все сильнее овладевали религиозно-мистические  настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем  Матвеем Константиновским, фанатиком  и мистиком.
    11 февраля 1852, находясь в тяжелом  душевном состоянии, писатель  сжег рукопись второго тома  поэмы. 21 февраля утром Гоголь  умер в своей последней квартире  на Никитском бульваре.
    Гоголь  был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его  прах был перенесен на Новодевичье  кладбище. 
 
 
 
 

 

1. История создания  поэмы «Мёртвые  души»
     Сюжетом «Мертвых душ» Гоголь, как известно, был обязан А.С. Пушкину, давно побуждавшему его написать большое эпическое  произведение. Пушкин рассказал Гоголю историю похождений некоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших  крестьян, с тем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском Совете и  получить под них изрядную ссуду. История мошеннических проделок с мертвыми душами могла стать  известна Пушкину во время его  Кишиневской ссылки.
     Надо  заметить, что затея Чичикова отнюдь не была такой уж редкостью в самой  жизни. Мошенничества с «ревизскими  душами» были в те времена довольно распространенной вещью. Можно с  уверенностью предположить, что не только один определенный случай лег  в основу гоголевского замысла.
     Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной  и анекдотичной, на самом же деле она была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные  условия для таких авантюр.
     Указом 1718 года так называемая подворная  перепись была заменена подушной. Отныне все крепостные мужского пола, «от  старого до самого последнего младенца», подвергались обложению налогом. Мертвые  души (умершие или беглые крестьяне) становились обузой для помещиков, мечтавших, естественно от нее избавиться. И это создавало психологическую  предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в тягость, другие испытывали нужду  в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это и уповал Павел Иванович Чичиков. Но самое интересное в том, что фантастическая сделка Чичикова осуществлялась в совершенном согласии с параграфами закона.
     В основе сюжетов многих гоголевских  произведений – нелепый анекдот, исключительный случай, чрезвычайное происшествие. И чем более анекдотичной и чрезвычайной кажется внешняя  оболочка сюжета, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед нами реальная картина жизни. Здесь – одна из своеобразных черт искусства талантливого писателя.
     Гоголь  начал работать над «Мертвыми  душами» в середине 1835 года, то есть еще раньше, чем над «Ревизором». 7 октября 1835 года он сообщает Пушкину, что написал три главы «Мертвых душ». Но новая вещь еще не захватила  Николая Васильевича. Он хочет написать комедию. И лишь после «Ревизора», уже за границей, Гоголь по-настоящему берется за «Мертвые души».
     Гоголь  задумал «Мертвые души» как «предлинный  роман, который, кажется, будет сильно смешон». Автор предназначал «Мертвые души» «для черни», а не для дворянского  читателя, для буржуазии в ее различных  прослойках, городского мещанства, недовольного помещичьим строем, привилегированным  положением дворянства, произволом бюрократического правления. Они, «все почти люди бедные», как отмечал Гоголь социальные особенности  своих читателей, требовали обличения, критического отношения к налаженному  господствующим классом быту. Гоголь «барин-пролетарий» (по словам А. Герцена), без дворянского паспорта, без  имения, переменивший в поисках заработка  несколько профессий, был близок к этим читательским слоям. Он стал изображать русскую действительность в форме романа, потому что социальная тематика и метод критического изображения  жизни этого жанра соответствовали  интересам и вкусам нового читателя, отвечали «всеобщей потребности», служили  оружием в классовой борьбе, выражали требования передовых общественных групп.
     Такой роман, удовлетворяющий «всемирной…  общей потребности» критического отношения  к действительности, дающий широкие  картины жизни, излагающий и жизнь  и правила нравственности, и хотел  создать Гоголь.
     Но  работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности  все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой  сижу и тружусь теперь, - писал  Гоголь Погодину из Парижа,- и которую  долго обдумывал, и которую долго  еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».
     Чем дальше двигалась работа над новым  произведением, тем более грандиозными представлялись Гоголю его масштабы и более сложными задачи, которые  перед ним стояли. Три года проходят в напряженном труде.
     Осенью 1839 года обстоятельства заставили Гоголя совершить поездку на родину, и, соответственно, сделать вынужденный перерыв  в работе. Восемь месяцев спустя Гоголь решил вернуться в Италию, чтобы ускорить работу над книгой. В октябре 1841 года он снова приезжает  в Россию с намерением напечатать свое произведение – итог упорного шестилетнего труда.
     В декабре последние исправления  были закончены, и окончательный  вариант рукописи поступил на рассмотрение Московского цензурного комитета. Здесь  «Мертвые души» встретило явно враждебное отношение. Как только председательствовавший на заседании цензурного комитета Голохвастов  услышал название «Мертвые души», он закричал: «Нет, я этого никогда  не позволю: душа бывает бессмертна –  мертвой души не может быть, –  автор вооружается против бессмертия!»  Голохвастову растолковали, что речь идет о ревизских душах, но он пришел в еще большую ярость: «Этого и  подавно нельзя позволить… это значит против крепостного права!» Тут  подхватили члены комитета: «Предприятие Чичикова есть уже уголовное преступление!»  Когда один из цензоров попробовал было объяснить, что и автор не оправдывает Чичикова, со всех сторон закричали: «Да, не оправдывает, а вот  он выставил его теперь, и пойдут другие брать пример и покупать мертвые  души…»
     Гоголь  в конце концов был вынужден забрать  рукопись и решил отправить ее в Петербург.
     В декабре 1841 года в Москве гостил Белинский. Гоголь обратился к нему с просьбой захватить с собой рукопись в  Петербург и посодействовать  ее скорейшему прохождению через  петербургские цензурные инстанции. Критик охотно согласился выполнить  это поручение и 21 мая 1842 года, с  некоторыми цензурными исправлениями, «Похождения Чичикова или Мертвые души» вышли из печати.
     Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных  между собой звеньев: помещики, городское  чиновничество и жизнеописание  Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел  Гоголя.
 

Глава 2. Глава 2. Поэма «Мертвые души» как критическое изображение быта и нравов XIX века
     2.1. Жанровое своеобразие   и композиция  поэмы «Мертвые  души»
     Гоголь  назвал «Мертвые души» поэмой, однако известный критик В.Г.Белинский определил  их жанр как роман. В истории русской  литературы утвердилось это определение  Белинского, и «Мертвые души», сохранив в подзаголовке слово «поэма», признаны гениальным романом из русской жизни. Определение Белинским жанра, развитое в его статьях (1835-1847), основывалось на опыте изучения эволюции русского реализма в 30-40-х годах, произведений зарубежных произведений романистов, оно выковывалось в полемике с  критиками разных направлений, особенно реакционных и славянофильских, и изменялось на протяжении ряда лет, когда Белинский писал о «Мертвых душах». В гоголеведческой литературе, в тех случаях, когда рассматривается  жанр «Мертвых душ», не принимаются  во внимание и не анализируются взгляды  Белинского и их эволюция в решении  вопроса, романом или поэмой надо признать «Мертвые души». Между тем  именно учение Белинского о романе до настоящего времени является основополагающей теорией этого жанра.
     В первой же статье, написанной по выходе поэмы в 1842 году, Белинский, отмечая  юмористический характер дарования  Гоголя, писал: «Комическое» и «юмор» большинство понимает у нас как  шутовское, как карикатуру, – и  мы уверены, что, многие не шутя, с лукавою  и довольною улыбкою от своей  проницательности, будут говорить и  писать, что Гоголь в шутку назвал свой роман поэмою…»(1,220) Это был  ответ Н. Полевому, писавшему в  «Русском вестнике»: «Мы совсем не думали осуждать Гоголя за то, что он назвал «Мертвые души» поэмою. Разумеется, что такое название шутка»(10,29). Следует отметить, что в 1842 году Белинский принимал жанр «Мертвых душ», как поэму, основываясь на высоком, патетическом лиризме Гоголя, на обещании автора показать во второй и третьей части «Россию с другой стороны» и вывести новые лица, новых героев.
     Появление нашумевшей брошюры К. С. Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» поставило перед Белинским проблему жанра как выражения содержания, идейного смысла и художественного метода произведения Гоголя.
     К. С. Аксаков утверждал в своей  брошюре, что в поэме Гоголя «древний эпос восстает перед нами», что в  художественной манере Гоголя он видит  «эпическое созерцание… древнее, истинное, то же, какое и у Гомера», что  можно и должно сравнивать Гоголя с Гомером, что «Мертвые души» - поэма, подобная «Илиаде».
     Белинский резко возражал против сравнения  «Мертвых душ» с «Илиадой»: «Напрасно  он (автор брошюры) не вникнул в  эти глубоко знаменательные слова  Гоголя: «И долго еще определено мне чудною властию идти об руку с моими странными героями, озирать  всю громадно несущуюся жизнь, озирать  ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».(1,255). Обоснование жанра Белинский видит теперь в тоне изображения русской жизни, в юморе, соединенном с незримыми, неведомыми миру слезами, и в лиризме. Белинский подчеркнул критический пафос «Мертвых душ», опровергая мысли Аксакова о якобы созерцательном отношении Гоголя к изображаемой им действительности.
     В следующей книге «Отечественных записок» Белинский опять писал  о «Мертвых душах» и опять разбирал вопрос, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. Жанр произведения Гоголя еще не был ясен ему самому. В  промежутке между двумя статьями Белинского появилась рецензия на «Мертвые души» О. Сенковского, где тот  насмехается над словом «поэма»  в приложении к «Мертвым душам». Белинский объясняет эти насмешки тем, что Сенковский «не понимает значения слова «поэма». Как видно  из его намеков, поэма непременно должна воспевать народ в лице его героев. Может быть, «Мертвые души» и названы поэмою в этом значении; но произвести какой-нибудь суд над ними в этом отношении  можно тогда, когда выйдут две  остальные части поэмы».
     В этих словах видно раздумье Белинского о причинах выбора Гоголем для  «Мертвых душ» жанра поэмы. Он все  еще не отказывается называть «Мертвые души» поэмой, но теперь уже в совсем особом понимании этого определения, почти равном отказу. Он писал, что «пока готов принять слово поэма в отношении к «Мертвым душам» за равносильное слову «творение».
     В рецензии на второе издание «Мертвых душ» (1846) Белинский, как всегда, высоко ставит произведение Гоголя, но уже  определенно называет их не поэмою, а романом. В приведенных словах Белинского видно признание глубины  живой общественной идеи, значительности пафоса «Мертвых душ». Но теперь признание  важности основной идеи дает возможность  Белинскому определенно назвать  их романом.
     Белинский окончательно признал «Мертвые души»  Гоголя социальным романом, и этого  признания не изменял в дальнейших высказываниях о «Мертвых душах». Сообразно с этим исторически  правильным определением жанра, данным Белинским, надо признать, что название Гоголем «Мертвых душ» поэмой должно приниматься только в условном значении, потому что автор назвал поэмой произведение, необладающее основными признаками этого жанра.
     В начале 1847 года появилась статья «О мнениях «Современника» исторических и литературных» Ю.Ф. Самарина(10,35), который продолжал линию Аксакова, Шевырева и других консерваторов и славянофилов в отрицании социального значения творчества Гоголя. Публицисты, критики правого лагеря продолжали бороться с пониманием Белинским огромного общественного значения «Мертвых душ».
     Самарин доказывал, что «Мертвые души» несли  примирение, т. е. утверждали социально-политические основы крепостнического государства, и тем самым приглушали политическую борьбу прогрессивных слоев общества, дезориентировали читателя в его  стремлении «осознать себя» и  свою роль, свою деятельность гражданина и патриота. Исходным пунктом взглядов Белинского и его противников  были контрастные концепции русского исторического процесса. Белинский  признавал неизбежность смены одного общественного строя другим, более  прогрессивным, а его противники идеализировали прошлое, утверждали незыблемость крепостнической системы.
     Белинский отмечал огромное влияние произведений Гоголя на дальнейшее развитие «натуральной школы» в сторону создания русского реалистического романа. Историзм мышления Белинского привел его к определению  жанра «Мертвых душ» как роману, и в этом была победа передового, прогрессивного начала русской жизни и литературы середины XIX века.
     В литературе есть нетрадиционные и смешанные  жанры, к которым относят те произведения, которые по форме и содержанию не укладываются в рамки традиционного  толкования того или иного рода или  жанра литературы. Иначе говоря, по разным признакам их можно отнести  к разным родам литературы.
     Подобным  произведением и является прозаическая поэма Гоголя «Мертвые души». С одной  стороны, произведение написано прозаической речью и имеет все необходимые  компоненты – наличие главного героя, сюжета, который ведется главным  героем, и пространственно-временной  организации текста. Кроме того, как и любое прозаическое произведение, «Мертвые души» разделены на главы, содержат множественные описания других действующих лиц. Иначе говоря, гоголевский  текст полностью отвечает требованиям  эпического рода, за исключением одного. Гоголь не просто назвал свой текст  поэмой.
     Сюжет «Мертвых душ» строится таким образом, что мы сначала наблюдаем коллежского  советника Чичикова в общении  с людьми разных сословий, но больше всего – с чиновниками губернского  города NN и помещиками, владельцами ближайших к городу имений. И только когда читатель вгляделся в героя и других персонажей, осознал смысл происходящего, он знакомится с биографией героя.
     Если  бы сюжет сводился к истории Чичикова, «Мертвые души» можно было бы назвать  романом. Но автор не только рисует людей и их взаимоотношения –  он сам вторгается в повествование: мечтает, печалится, шутит, обращается к читателю, вспоминает свою юность, говорит о тяжелом писательском труде. Все это создает особую тональность повествования.
     Соотношение частей в «Мертвых душах» строго продумано  и подчинено творческому замыслу.
     Глава 1 поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит читателей с главными действующими лицами: с Чичиковым  и его постоянными спутниками – Петрушкой и Селифаном, с  помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Здесь же дана зарисовка общества губернских чиновников. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой «благородное» сословие России, «хозяев жизни». В главах 7 – 10 главах мастерски нарисовано губернское общество. Городские верхи, мелкие чиновники, дамы «просто приятные» и «приятные  во всех отношениях» пестрой толпой проходят перед мысленным взором читателя. В главе 11 дана биография  Чичикова, приобретателя мертвых  душ. Заключительные строки «Мертвых душ» посвящены горячо любимой родине: Гоголь патриот воспевает величие  и силу России.
     Значительное  место в идейно-композиционной структуре  произведения занимают лирические отступления  и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного  жанра.
     В лирических отступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных общественных вопросов. Мысли автора о высоком  назначении человека, о судьбе родины и народа контрастно противопоставлены  мрачным картинам русской жизни. Герцен говорил, что, «когда читаешь  «Мёртвые души», «обдает ужас; с каждым шагом вязнете, тонете глубже. Лирическое место вдруг оживит, осветит и  сейчас заменяется опять картиной, напоминающей ещё яснее, в каком  рве ада мы находимся…»
     Органически входят в поэму внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения  автора. Например, в главе 1 Гоголь как  бы мимоходом набрасывает портреты тонких  и толстых чиновников. «Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие», - пишет автор. В главе 3 дается сатирический портрет некоего  правителя канцелярии. Среди своих  подчиненных правитель – «Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!» В главе 9 Гоголь рассказывает о происшествии, случившемся в селе Вшивая спесь. Крестьяне «снесли с лица земли…земскую полицию в лице заседателя». В главе 10 помещена «Повесть о капитане Копейкине», инвалиде Отечественной войны 1812 года, который прибыл в Петербург просить «монаршей милости». Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев царской России, начиная с забитых крестьян и кончая важными сановниками. В «Мертвых душах» отразилась вся страна с её добром и злом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.