На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Смежные права в Украине

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СМЕЖНЫЕ ПРАВА и  АВТОРСКОЕ ПРАВО 
 
 

Индустрия записи произведений исполнительского искусства на материальные носители и передачи таких произведений в эфир фактически приобрела размах только в XX веке. К тому времени сложились  национальные законодательства об авторском праве во многих странаж, в том числе и была разработана Бернская конвенция. По этой причине законодатели многих стран решили охранять права исполнителей не с помощью инструментов авторского права, а с помощью сходного с ним института смежных прав (т.е. прав, смежных с правами авторов). Но в некоторых странах, и прежде всего в США (представляющих собой самый большой рынок звукозаписи), права исполнителей охраняются авторским правом при более узком определении прав автора произведения. В национальном законодательстве и в международных договорах проводится четкое разделение прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.  

Существенной особенностью большинства смежных прав является их производностъ и зависимость  от прав создателей (авторов) произведений. По общему же правилу, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.Поэтому основным принципом возникновения и осуществление сопредельных прав есть безусловное соблюдение прав авторских.  

Согласно статье 449 Гражданского кодекса Украины  и ст. 35 Закона Украины "Об авторском  праве и смежных правах" к объектам смежных прав отнесены:
- любые способы  исполнения литературных, драматических,  музыкальных, музыкально-драматических,  хореографических, фольклорных и  других произведений;
- фонограммы;
- видеограммы;
- программы (передачи) организаций вещания. 

Исполнитель - актер (театра, кино и т.п.), певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое  исполняет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте, танцует ли любым другим способом исполняет произведения литературы, искусства или произведения народного творчества, цирковые, эстрадные, кукольные номера, пантомимы и т.п., а также дирижер музыкальных и музыкально-драматических произведений.  

Публичное исполнение - представление по согласию субъектов  авторского права и (или) сопредельных прав произведений, выполнений, фонограмм, передач организаций речи путем декламации, игры, пения, танца и другим способом как непосредственно (в живом выполнении), так и с помощью любых устройств и процессов (за исключением передачи в эфир ли по кабелям) в местах, где присутствуют или могут быть присутствующими лица, которые не приналежат к чису членов семьи или близких знакомых этой семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и одно и то же время или в разных местах и в разное время.  

Публичная демонстрация аудиовизуального произведения, видеограммы - публичное одноразовое или многоразовое представления публике по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав в помещении, в котором  могут быть присутствующими лица, которые приналежат к чису членов семьи или близких знакомых этой семьи, аудиовизуального произведения или зафиксированного в видеограмме исполнения или любых движущихся изображений.  

Публичный показ - любая  демонстрация оригинала или экземпляра произведения, исполнение, фонограммы, видеограммы, передачи организации вещания по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда, телевизионного кадра и т.п. (за исключением передачи в эфир или по кабелю) или с помощью других устройств или процессов в местах, где присутствуют ли могут быть присутствующими лица, которые не приналежат к числу членов семьи или близких знакомых этой семьи, лица, которое осуществляет показ, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и одно и то же время или в разных местах и в разное время (публичный показ аудиовизуального произведения или видеограммы означает также демонстрацию отдельных кадров аудиовизуального произведения или видеограммы без соблюдения их последовательности).  

Публичное оповещение (доведение к общему сведению/известности) - передача по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав в эфир с помощью радиоволн (а также  лазерных лучей, гамма-лучей и т.п.), в том числе с использованием спутников, или передача на расстояние с помощью проводов или любого вида наземного или подземного (подводного) кабеля (проводникового, оптоволоконного и других видов) произведений, исполнений, любых звуков и (или) изображений, их записей в фонограммах и видеограммах, программ организаций вещания и т.п., если указанная передача может быть воспринятая неограниченным числом лиц в разных местах, отдаленность которых от места передачи такова, что без указанной передачи изображения или звуки не могут быть ими восприняты.  

Принципиальные положения  смежных прав согласно Законодательству Украины:
- исполнители осуществляют  своего права при условии соблюдения  ними прав авторов исполняемых  произведений и других субъектов  авторского права;
- производители фонограмм, производители видеограмм, осуществляя свои права, должны придерживаться прав субъектов авторского права и исполнителей;
- организации вещания,  осуществляя свои права, должны  придерживаться прав субъектов  авторского права, исполнителей, производителей фонограмм (видеограмм).
В том случае, если указанных принципов не придерживаются исполнители, производители фонограмм  и видеограмм и организации вещания, они являются нарушителями авторских  и смежных прав, а потому и не могут быть собственниками своих соответствующих прав.  

Критерии возникновения  смежных прав у разных субъектов  разные. Согласноо ст. 451 Гражданского кодекса Украины:
- право интеллектуальной  собственности на исполнение  возникает с момента первого  его осуществления;
- право интеллектуальной собственности на фонограмму или видеограмму возникает с момента ее изготовления;
- право интеллектуальной  собственности на передачу (программу)  организации вещания возникает  с момента ее первого осуществления.  

Для возникновения  и осуществления смежных прав не требуется выполнение любых формальностей. Права изготовителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Вместе с тем для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения обладатель смежных прав вправе использовать знак охраны, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов: латинской буквы «Р» в окружности: (Р); имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако затрудняет процесс доказывания при его нарушении.
Законодательством Украины не предусмотренное право  проставлять знак охраны смежных  прав ни в титрах передач телекомпаний и студий кабельного телевидения, ни на носителях с записью таких  передач.
На практике в  титрах передач часто используется знак охраны авторского права (латинская буква "С" в круге: ©), что не меняет правового режима создания и использование таких передач как объектов смежных прав.
В ст.37 Закона Украины "Об авторском праве и смежных  правах" установлено, что при отсутствии доказательств иного, исполнителем, производителем фонограммы или видеограммы считаются лица, имена (псевдонимы) которых указанные на фонограмме, видеограмме и их экземплярах или на их упаковке. Этим положением устанавливается презумпция того, что исполнителем, производителем фонограммы или видеограммы является лицо, указанное как исполнитель, производитель фонограммы или видеограммы на оригиналах или экземплярах фонограмм, видеограмм или их упаковках, если в судебном порядке не будет доказан другое.
Несмотря на то, что  законодательством не предусмотренное  соответствующее положение относительно передач организаций вещания, презумпцией  в данном случае можно считать  указание соответствующего лица при  передаче (извещении) программы (передачи) организации речи в эфир.  

В настоящее время  в Украине сфера действия смежных  прав существенно ограничена по сравнению  с авторскими правами.  

На территории Украины  охраняются, учитывая нормы ст.3 Закона Украины "Об авторском праве и  смежных правах", следующие исполнения:
- исполнение, исполнителем  которого - гражданин Украины; 
- исполнение, которое  впервые имело место на территории  Украины;
- исполнение, записанное  на фонограмму, которая охраняется  в Украине;
- исполнение, не записанное  на фонограмму, но включенное в передачу вещания, которая охраняется в Украине;
- исполнение иностранных  исполнителей, впервые исполненные  за рубежом, но права на которое  охраняются согласно международным  соглашениям Украины.
Охраняются следующие  фонограммы:
- фонограммы, производителем которых является физическое или юридическое лицо Украины, т. е. гражданин Украины или юридическое лицо, зарегистрированная на территории Украины;
- фонограммы, впервые  опубликованные на территории  Украины (независимо от национальности  производителя фонограммы). Фонограмма считается опубликованной, если ее экземпляры выпущены в оборот по согласию производителя фонограммы в количестве, достаточный для удовлетворения потребностей публики;
- фонограммы иностранных  производителей фонограмм, впервые  опубликованные за рубежом, но права на которое охраняются согласно международным соглашениям Украины.
Охраняются следующие  передачи организаций вещания:
- передачи тех  организации вещания, которые  имеют официальное местонахождение  на территории Украины и осуществляют передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Украины;
- передачи иностранных  организаций вещания, права на  которое охраняются согласно  международным соглашениям Украины. 
 
 

Авторское право 

Авторское право  представляет собой раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. 

В расхожем смысле под авторским правом понимают закрепленные законом права, возникающие у автора (а в некоторых случаях и у других лиц) при создании им произведения. В самом общем случае, под ними подразумевают права автора на разрешение или запрещение в течение определенного периода времени использования его произведений в том или ином виде. 

Авторское право  регулируется национальным правом и  международными конвенциями по охране авторских прав. Оно распространяется на произведения как выпущенные, так  и не выпущенные в свет, но не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности или математические концепции как таковые. 

Объекты авторского права относятся к числу объектов интеллектуальной собственности. Их список приведен непосредственно в законодательных  актах, регулирующих защиту авторских прав. 

Авторские права  на произведение возникают по факту  его создания. Автором произведения считается физическое лицо, указанное  обычным способом как автор на оригинале или экземпляре произведения при отсутствии доказательств иного. Согласно статье 438 Гражданского Кодекса, лицо, которое имеет авторское право, для извещения об этом может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы C в кругу © (символ копирайта (copyright)), имени лица, которое имеет авторское право, и года первой публикации произведения. Данный знак также де-факто используется для обозначения субъекта, которому переданы законным образом имущественные права на произведение в полном объеме или частично. Такими субъектами могут выступать как физические, так и юридические лица (организации). 

Использование знака  копирайта не является обязательным. Правовая защита произведению будет  предоставлена независимо от того, проставлен этот знак на произведении или нет.
к содержанию
Объект авторского права 

Авторское право  распространяется на произведения науки, литературы и искусства, которые  являются результатом творческой деятельности человека, независимо от их жанра, достоинства, объема, цели, а также способа и формы их воплощения, а именно:
литературные письменные произведения беллетристического, научного, технического или практического  характера (книги, брошюры, газеты, статьи и тому подобное);
выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;
музыкальные произведения с текстом и без текста;
драматические, музыкально-драматические  произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные  для сценического показа;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдофильмы и другие видеопроизведения и радиопроизведения);
скульптуры, графика, дизайн, картины, рисунки, гравюры, литографии и другие произведения изобразительного искусства;
произведения архитектуры, градостроения и садово-паркового  искусства;
фотографические произведения и произведения, выполненные способами, аналогичными фотографии;
произведения прикладного  искусства, если они не охраняются специальным  законом о промышленной собственности;
иллюстрации, карты, планы, эскизы, пластичные произведения, которые касаются географии, геологии, топографии, архитектуры и других отраслей науки;
сценические обработки  произведений и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;
программы для ЭВМ (электронных вычислительных машин) всех видов, включая прикладные программы и операционные системы;
переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценизации, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства и обработки фольклора (производные произведения) независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на основе которых созданы производные произведения, и без причинения вреда оригинальным произведениям, на которых они основаны;
сборники произведений, если они по подбору или расположению их составных частей являются результатом интеллектуальной деятельности;
переводы, адаптации, аранжировки и прочие переработки  литературных и художественных произведений;
другие произведения.  

Компьютерные программы  охраняются как литературные произведения, а базы данных — как самостоятельная группа, но охрана не распространяется на данные, которые являются составляющими охраняемых баз данных. 

Объектами авторского права не являются произведения, которые  хоть и представляют собой результат интеллектуального труда человека, но не удовлетворяют следующим требованиям: наличие творческого элемента, оригинальность, возможность воспроизведения. К ним относят:
официальные документы  и их официальные переводы;
официальные символы  и знаки;
произведения народного творчества;
сообщения о новостях дня или других фактах, имеющие  характер обычной пресс-информации;
другие. 

Авторские права  на произведение возникают по факту  его создания. Согласно статье 438 Гражданского Кодекса, лицо, которое имеет авторское право, для извещения об этом может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы C в кругу © (символ копирайта (copyright)), имени лица, которое имеет авторское право, и года первой публикации произведения. Довольно часто данный знак используется для обозначения субъекта, которому переданы имущественные права на произведение.
к содержанию
Субъект авторского права 

Первичным субъектом  авторского права является автор  произведения. В соответствии с законодательством автором может быть только физическое лицо, и никак не юридическое. 

При этом определения  «автор произведения» и «субъект авторского права» не являются тождественными по своему содержанию. Если произведение создано автором при исполнении служебного задания, то субъектом авторского права по отношению к этому произведению может стать и работодатель. 

Автором произведения считается лицо, отмеченное обычным  образом как автор на оригинале  или экземпляре произведения. При  опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (кроме случая, если псевдоним автора не вызывает сомнения в его лице) издатель, имя которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств обратного считается представителем автора и как таковой имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свое имя.  

Произведение может  явиться результатом коллективного  труда. В этом случае, оно считается  созданным в соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит соавторам совместно, независимо от того, составляет такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может иметь также и самостоятельное значение. 

Если часть произведения, созданного в соавторстве, может быть использована независимо от других частей этого произведения, она признается имеющей самостоятельное значение, а соавтор сохраняет свое авторское право на созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение. Отношения между соавторами определяются соглашением, которое они заключают между собой. 

Авторские права  принято разделять на имущественные  и неимущественные. 

Неимущественные авторские  права включают в себя:
право авторства;
право на авторское имя;
право на неприкосновенность произведения;
право на обнародование  произведения.  

Личные неимущественные  права действуют бессрочно. Они  не переходят в наследство. Наследники имеют лишь право защищать авторство  на произведение и противодействовать перекручиванию, искажению или другому изменению произведения, а также какому-либо иному посягательству на произведение, которое может нанести вред чести и репутации автора.  

В свою очередь, имущественными правами на произведение являются:
право на использование произведения в любой форме и любым образом;
исключительное право  разрешать использование произведения;
право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое  использование. 

Автор или лицо, которое  владеет авторскими правами, может передать свои имущественные права на произведение любому лицу в полном объеме или частично. Такая передача оформляется соответствующим договором. 
 

Авторское право, как  правовое явление, возникло не сразу, а  в результате длительной эволюции. Происхождение авторского права вызывает споры и по сей день, однако мы попытаемся остановиться на наиболее известных фактах и показать процесс зарождения и развития авторского права. 

Зачатки авторского права существовали уже в античные времена и выражались, в первую очередь, в борьбе с литературным плагиатом. Однако эти попытки носили эпизодический характер и были свойственны не всем, а отдельным из древних цивилизаций. 

Древний Египет по праву  считается родиной книги - именно в Египте появились первые литературные произведения. Однако характерной чертой древнеегипетских авторов было стремление не связывать свое творение со своим именем, а приписывать его какому - либо богу или фараону, что считалось лучшей гарантией бессмертия произведения. 

В Афинах литературное творчество, издательское дело и книготорговля  достигли достаточно высокого уровня. Именно в Древней Греции возникло понятие изданной книги, впрочем, далекое  от современного понимания. Древнегреческое  слово "экдосис" (издавать) означало определенный процесс, при котором лично автором или писцами под его наблюдением изготавливался оригинал литературного произведения, а затем с него переписывались заказанные копии. Произведения переписывались всеми желающими без ведома и контроля автора, что вело к появлению искаженных версий произведения. Поэтому оригиналы произведений, в первую очередь тексты драматических произведений - комедий и трагедий передавались на хранение в публичные учреждения и служили своего рода эталонами, позволявшими не только сверять изготовленные копии, но и оберегать автора от плагиата. Плагиат рассматривался как проступок, позорящий честь гражданина, и зачастую наказывался изгнанием из полиса. 

Однако, даже в Риме периода Империи, который по праву  считают временем расцвета гражданского права, так и не возникло какое бы то ни было закреплённое в законе право на произведение, которое отличалось бы от права собственности на рукопись. Отсутствие специальной правовой охраны в античном мире было обусловлено отсутствие технических средств, позволявших воспроизводить их в достаточном количестве, необходимом для того, чтобы произведения стали полноценным товаром, предлагаемым публике. Размножение произведений было затруднено, поскольку рукопись могла быть переписана только от руки, картина перерисована и т.п. Автор произведения, существовавшего либо в единственном экземпляре, либо в виде нескольких рукописных копий, являлся собственником материального объекта, который можно было продать или подарить другому лицу. Поскольку произведение как нематериальный объект фактически не отделялось от материального объекта, в котором оно было воплощено, то для регулирования подобного рода отношений не требовалось создания иного, кроме права собственности, правового института. 

  

Именно поэтому большинство исследователей связывают возникновение авторского права с изобретением книгопечатания в Европе. Иоханн Генсафлейш по прозванию Гуттенберг в 1440 г. выпустил первую, не сохранившуюся до нашего времени, печатную книгу. Изобретение Гуттенберга привело к тому, что процесс изготовления копий произведений значительно упростился, цена на книги понизилась и они стали более доступными -- теперь рукопись могла быть напечатана большим тиражом и распространена среди широкой аудитории. Тем самым, результаты творческого труда авторов стали полноценным товаром и могли приносить стабильный доход. И первыми, кто поставил вопрос о необходимости особой охраны для произведений, стали издатели. 

Издатели, которые  несли значительные расходы на приобретение типографского оборудования, покупку рукописи автора, изготовление тиража не были защищены от конкурентов, которые перепечатывали уже выпущенные в свет книги и могли предлагать их по более низкой цене. За защитой своих интересов первоиздатели вынуждены были обращаться к власти -- королевской, церковной, муниципальной с просьбой о защите их монопольного права на издание той или иной книги. И власти, как светские, так и церковные, выдавали обращавшимся к ним первоиздателям охранные грамоты, которые получили название "привилегий". 

Со временем количество индивидуальных привилегий стало заметно  увеличиваться. Поэтому отдельные  государства стали практиковать выдачу вместо индивидуальных привилегий одной общей привилегии, которой  могло пользоваться любое заинтересованное лицо при выполнении предусмотренных в этой привилегии условий. Кроме того, к концу XVII века система привилегий, как монопольных прав, предоставляемых королевской властью, все более и более подвергались критике, и все громче звучали требования авторов признавать их права. 

Первый шаг от системы привилегий в направлении  авторского права был сделан в  Англии. 11 января 1709 г. в Палате общин  был заслушан проект закона "О  поощрении образования путем  закрепления за авторами или приобретателями  копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне". 10 апреля 1710 г. проект получил силу закона, известного более под названием Статута королевы Анны. В соответствии со Статутом автор получал исключительное право на издание своего произведения в течение 14 лет, которое могло быть уступлено на этот срок издателю. Право на произведение возникало при условии выполнения автором ряда формальностей -- Статут требовал регистрации произведений до их публикации в реестре Компании издателей и книготорговцев, а также депонирования экземпляров произведения в университетах и основных библиотеках. По истечении указанных 14 лет право на издание возвращалось автору, и он мог снова уступить его, в том числе и другому издателю, еще на 14 лет. Нарушение исключительного права на издание наказывалось крупным штрафом с конфискацией незаконно изданных экземпляров произведения. 
 
 

Во Франции появление  законодательства об авторском праве  было прямым следствием буржуазной революции 1789 г., отменившей все дореволюционное  законодательство, а вместе с ним и существовавшую ранее систему привилегий, выданных отдельным авторам и издателям. Вместо этого были приняты два нормативных акта -- Декрет от 13 (19) июля о праве публичного представления произведения и Декрет 13 (24) июля 1793 г. о праве на воспроизведение. Декрет 1791 г. признал за авторами драматических произведений исключительное право на публичное представление в течении всей жизни автора, которое после его смерти переходило по наследству сроком на 5 лет. Декрет 1793 г. признал за авторами разного рода письменных произведений, композиторами и художниками исключительное право продавать, передавать для продажи, распространять свои произведения на территории Республики, а также уступать полностью или частично право собственности на них. Декрет 1793 г. предусматривал переход всех прав автора к наследникам уже на десятилетний срок. 

Уже во времена Великой  французской революции достаточно отчётливо прослеживалось различие между двумя направлениями правовой мысли в авторском праве, имеющих в своей основе различные философские подходы; различие, которое в значительной степени сохранилось до настоящего времени. 

Основанная на принципах  естественного права теория авторского права Франции и других стран  системы римского права акцентировала  внимание на идее о том, что охрана должна распространяться как на имущественные, так и на личные интересы автора. Взгляд на произведение, как на продолжение личности автора, приводил законодателя к тому, что в центре внимания закона об авторском праве должен быть автор. Именно он, творец должен изначально наделяться всеми полномочиями по использованию своего произведения, которые могут быть им в последующем в том или ином объёме делегированы другим лицам. При этом передача автором права использования произведения другому лицу с точки зрения этой теории вовсе не означает, что прекращается правовая связь творца с его произведением. Признаваемые за автором личные права, являясь такими же естественными правами, осуществляются им независимо от того, кто и на каком основании в данный момент обладает правом использования произведения. Такая концепция авторского права с присущим ей дуализмом личных и имущественных авторских прав и чётко выраженным акцентом на обеспечении прав и интересов создателя произведения, получила название концепции "прав автора" (droit d`auteur). Наибольшее распространение данная концепция получила в европейских странах, в первую очередь во Франции и Германии. 

  

Между тем авторское  право в странах общего права  развивалось в другом направлении. В странах общего права, главным образом в Велик
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.