На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы в процессе обучения младших школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, дошкольного  и начального образования 
 
 
 

Методы  в процессе обучения младших школьников

 
 
 
 
                                     Курсовая работа
                                     по дисциплине «Дидактика»
                                     студентки группы ДН2
                                     специальности: Дошкольное
                                     воспитание. Начальное
                                     обучение
                                     Лисицкой  Ольги Олеговны
                                     Научный руководитель:
                                     Кравченко Юлия Михайловна
                                     кандидат педагогических наук,
                                     доцент  
 
 

Работа  защищена "    "            2009 г.
С оценкой ______________________ 
 

Зав. кафедрой педагогики,
дошкольного и начального образования,
кандидат  педагогических наук, доцент
Трусова Е.Л. 
 

Севастополь
2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
Глава I. Особенности организации обучения младших школьников 5
      1.1. Сущность процесса обучения в  школе  5
      1.2. Организация процесса обучения  младших школьников  6
      Выводы  к главе I………………………………………………………
Глава II. Исследование методов обучения младших школьников 12
      2.1. Понятия о методах обучения   12
      2.2. Классификации методов обучения младших школьников 14
      Выводы  к главе II………………………………………………………….
Выводы 20
Список  используемой литературы 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     На  современном этапе социально-экономического развития нашего общества образование  становится приоритетным направлением государственной политики Украины. Конституция Украины [8] закрепила право граждан на образование. Полное общее среднее образование объявлено обязательным. Закон «Об образовании» [7] провозгласил, что Украина признаёт образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного общества. Национальная Доктрина развития образования нашего государства [12] в первом же разделе провозглашает, что образование – основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины, являющееся определяющим фактором политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества.
      Целенаправленный  процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков предусматривает использование определённых приёмов, способов, которые в своей совокупности создают метод обучения. Изучению методов обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящён не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это, проблема методов обучения, как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остаётся весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии.
     Метод обучения - понятие весьма сложное  и неоднозначное и являются средством, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. На данный момент ученые-дидакты, которые занимаются данной проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. Проблема изучения методов обучения младших школьников  многогранна. Именно от выбранных методов обучения зависит достижение поставленных целей.  По мере накопления знаний о человеке, его психических возможностях и способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые стороны и направления работы, новые ориентиры. Это приводит к разработке и созданию новых методов обучения, и вследствие этого появлению других определений понятия "метод". По мнению И.Б. Котовой [9] в будущем, по мере открытия новых психологических и педагогических закономерностей, педагогическая наука будет корректировать свои взгляды на методы обучения.
      История развития и становления методов  обучения весьма своеобразна. Учёные-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Учёными было выделено большое количество методов обучения и определены разные наименования обучения. Так, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант [3], Е.И. Перовский [17], выделили словесные наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов [5], Б.П. Есипов [13] разделили методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и навыков.
      Таким образом, анализ методов обучения в  школе первой ступени удостоверяет актуальность выбранной мною темы. Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, её значение для теории начального образования, была определена тема курсовой работы "Методы в процессе обучения школьников".
      Объект  исследования – процесс организации обучения младших школьников.
      Предмет исследования –  исследование методов обучения младших школьников.
      Цель  исследования – теоретическое изучение организации процесса обучения младших школьников, выделение понятия методов обучения, их классификации. 

     Для достижения цели исследования и  выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать  процесс обучения младших школьников, изучить особенности организации процесса обучения.
2. Раскрыть  сущность понятия "методы обучения", выделить их основные классификации.
      Гипотеза  исследования – организация процесса обучения младших школьников будет эффективна при использовании классификации методов обучения, учитывающей возрастные особенности.
      Методы  исследования – теоретический анализ психолого - педагогической литературы, научных исследований по проблеме применения методов обучения в учебно-воспитательном процессе школьников, синтез изученного материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
 

      Сущность  процесса обучения в школе.
 
     Одним из двух главных компонентов, составляющих целостный педагогический процесс, как отмечает И.П. Подласый [19], является процесс обучения – сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Процесс в переводе с латинского (processus) значит «движение вперёд», выделяет Е.А. Волохова [2]. А процессом обучения принято называть совокупность действий учителя и ученика, направленных на решение задач образования.
     Согласно  М.М. Махмутову [11], науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой. Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.
     По  мнению педагога, объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.
     Теория  обучения как наука включает в себя несколько категорий:
     1. Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.
     2.  Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.
     3.  Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.
     4. Содержание школьного образования. Выявляет взаимосвязи различных видов обучения в общеобразовательной школе.
     5. Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.
     6. Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.
     7.Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.
     Изучением процесса обучения на протяжении развития системы образования занимался  ряд ученых. Так, например, И.П. Подласый отметил [18], что в сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается, главным образом, преподавание, цель которого — ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два компонента этого процесса — преподавание и учение. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение – целенаправленный процесс усвоения учениками знаний, овладение ими определёнными умениями и навыками.
     Сущность  процесса обучения состоит в стимулировании и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
     Как отмечала А.Я. Савченко, «начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности – важнейшая задача дидактики начального обучения» [21, 183].
      В.А. Сластёнин [22] выделял три основные функции процесса обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. По мнению педагога, основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Что касается воспитательной функции, на деле она реализуется при становлении необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида. К основным следует отнести волевые, эстетические, нравственные и другие качества. При этом формируется диалектико–материалистическое мировоззрение, в результате чего складывается всесторонне и гармонично развитая личность. Результатом развивающей функции считается умственное развитие школьников, становление их познавательных качеств. К познавательным качествам человека принято относить познавательную активность, природные способности, логическое мышление, способности к умозаключениям и выполнению логических операций. На начальном этапе обучения в школе развивающая функция направлена на развитие свойств высшей нервной деятельности, что обеспечивает формирование познавательных и интеллектуальных возможностей ребенка. В связи с этим очень популярным в настоящее время является развивающее обучение. Оно заключается в том, что в обучение школьников включаются виды деятельности, способствующие развитию сенсорного восприятия, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер.
     Как считал И.П. Подласый, «развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни» [19, 76].
     Педагог отмечал, что познавательная деятельность младшего школьника преимущественно  проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-познавательной работы.
     Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
     Внимание  младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчив, ограничено по объёму. Поэтому весь учебный процесс  в начальной школе подчинён воспитанию культуры внимания.
     Мышление  у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени – развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей.
     Мышление  детей развивается во взаимосвязи  с речью. Активный словарный запас  нынешних третьеклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребёнка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
     Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы  не умеют распорядиться своей памятью и подчинить её задачам обучения.
     Н.В. Савин считал, что «процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией» [20, 109].
     По  мнению педагога, мотивация – это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.
     Однако  существует мнение, что систематический  длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание  учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.
     Важно развивать внутренние мотивы младшего школьника. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность в самоактуализации).
     Как выделяла И.Б. Котова [9], движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся – их умственного развития.
     Знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Как отметил французский физик Паскаль, ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
     Из  этого можно сделать вывод  о том, что обучение – это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации. 

      Организация процесса обучения младших школьников
 
     Поскольку процесс обучения учащихся в школе  протекает под руководством учителя, то по мнению педагога В.А. Сластёнина [22] назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания.
     М.А. Данилов [5] считал, что структура процесса обучения – это его строение, основные элементы и связи между ними. В структуре процесса обучения принято выделять несколько элементов: деятельность преподавателя; деятельность ученика; содержание образования. Без этих компонентов обучения нет и не может быть. Причем цель обучения достигается только в случае взаимодействия этих трех компонентов. Главными составляющими в процессе обучения являются взаимодействия учителя и ученика.
     Деятельность  учителя в процессе обучения, по мнению Е.А. Волоховой [2], можно разделить на следующие составляющие.
     1. Планирование. Это процесс, связанный с составлением календарно–тематических и поурочных планов. При этом, чтобы подготовиться к очередному уроку, учитель использует прежние наработки или использует методические пособия и журналы.
     2. Организация работы учителя – это подготовительный и исполнительский этапы. Учитель подготавливает наглядные материалы, ищет необходимую литературу, выступает организатором и исполнителем процесса обучения.
     3. Подготовка работы учеников. Ее составными частями являются постановка целей и задач урока, формирование необходимых для усвоения знаний условий, инструкции о видах деятельности. При этом учитель сможет в любой момент помочь ученику в выполнении заданий.
     4. Стимулирование активности учеников. Используя этот метод, учитель, во–первых, привлекает их внимание, во–вторых, побуждает высказывать свою любознательность, в–третьих, снижает порог восприятия учебного материала. Но учитель должен постоянно стимулировать учеников, как на начальном этапе урока, так и в его процессе. Очень важно удержать внимание школьников в конце урока, когда они уже порядком подустали.
     5. Текущий контроль и коррекция. На этом этапе учитель наблюдает за деятельностью учеников, за их ответами на вопросы. Происходит это во время собеседования, в процессе самостоятельной работы. Очень важно следить за тем, чтобы были выявлены недостатки, затруднения, ошибки ребят. Причем нужно не только их выявить, но и принять соответствующие меры по их дальнейшему предупреждению. Таким образом, учитель сможет совершенно точно определить, насколько рационален выбранный метод обучения. При необходимости нужно его подкорректировать.
     6. Анализ результатов. Это последний этап в процессе преподавания. Но его все же лучше проводить на каждой ступени процесса обучения. Ну а чтобы выполнять его как можно успешнее, нужно учитывать уровень формирования умений, изучать причины пробелов в знаниях, умениях и навыках.                                                              
     Как отмечает Е.А. Волохова [2], деятельность ученика, как и деятельность учителя в процессе обучения можно разделить на несколько этапов:
     1. Ученики принимают учебные задачи  и план работы, предложенные учителем.
     2. Они осуществляют учебные действия.
     3. Они регулирует и корректирует учебную деятельность под руководством учителя.
     4. Они анализируют результаты своей  учебной деятельности. При этом  анализом руководит учитель или  они контролируют этот процесс  самостоятельно.
     В начальной школе учитель выступает организатором учебной деятельности. Он направляет деятельность учеников так, чтобы они были активными участниками, а не пассивными  наблюдателями, вступали в разные формы взаимодействия с педагогом и другими субъектами учения.
     В зависимости от характера организации процесса преподавания и усвоения знаний, от специфики построения содержания учебного материала и ведущих методов и средств обучения, применяемых при этом, по мнению Ю.К. Бабанского [15] можно выделить несколько основных видов обучения:  объяснительно-иллюстративное (сообщающее), проблемное и программированное.                                                          
     И.Ф. Харламов [25] считал, что сообщающее обучение характеризуется прежде всего тем, что учитель излагает знания в обработанном, “готовом” виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это наиболее распространенный вид обучения. Главное, что характерно для этого процесса, — деятельность учителя состоит в основном в предоставлении информации посредством словесных объяснений с привлечением образов, наглядных средств. Этот вид обучения имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами, для младших школьников ему свойственны и крупные недостатки – преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.
     Проблемное  обучение, как отметила А.Я. Савченко [21], – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. Характер преподавания и учения в сравнении с сообщающим обучением резко меняется: ученики делают мини-исследование или творческую практическую работу. В начальной школе чаще используются элементы проблемного обучения, которые вплетаются в уроки в виде проблемных вопросов и изложения сути проблемы. Учителя будут активизировать работу в этом направлении, потому что младший школьный возраст сензитивный к решению проблем.
     Программированное обучение, по мнению И.Ф. Харламова [25], – это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств (учебник, ЭВМ). В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы. Учителя начальной школы чаще используют элементы программированного обучения в виде специально составленных карточек-заданий, где с помощью алгоритма расписана система действий ученика.
     Перечисленные виды обучения выбираются и применяются  учителями в зависимости от поставленной цели. Обычно выбирается тот вид  обучения, который наиболее эффективно решает поставленные задачи.
     По  мнению О.Я. Сластёнина [22],  одной  из форм организации обучения является урок. Урок – главная форма школьной работы. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Урок поддерживается вспомогательными формами. К уроку предъявляются очень высокие требования. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить.
     И.П. Подласый считал, что «содержание  учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации» [19, 131].
       По мнению Е.А. Волоховой [2] учебный план – это нормативный документ, в котором содержатся: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; перечень предметов и их распределение по годам обучения; недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе. Принято выделять несколько видов учебных планов: базисный учебный план, типовой учебный план и учебный план школы.
     Как отмечал М.М. Фицула «базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В состав этого плана входят: продолжительность обучения; список необходимых предметов и недельная нагрузка; обязательная максимальная нагрузка; нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством» [24, 106].
     На  основе базисного плана формируется  типовой план. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.
     Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы: список обязательных предметов; обязательные предметы по выбору; факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения; недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.
     Учебной программой Б.А. Голуб [4] называет нормативный документ, который определяет: содержание базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету; логику и последовательность изучения тем и вопросов; общий объем времени, отведенный на их изучение.
     Е.А. Волохова [2] считает, что содержание образования фиксируется в учебной литературе. К ней принято относить учебники, учебные пособия, задачники, хрестоматии, справочники, словари, атласы, карты и т. д. Учебник должен не только нести полезную информацию, но и быть интересным, познавательным. В настоящее время существует огромное количество различной учебной литературы, но, к сожалению, не вся она отвечает требованиям современного качественного обучения. Учебник только тогда считается хорошим, когда он, во–первых, обеспечивает школьников необходимой информацией. Во–вторых, задача учебника – побуждать учащихся к самостоятельному дополнительному изучению предмета и формировать его познавательные интересы. В–третьих, в учебнике необходимо найти место для заданий по проверке и самопроверке того, как усвоен учебный материал.
     Автор также выделила, что учебники для  традиционной системы обучения уже  довольно долгое время не меняются, но в последнее время создаются  альтернативные пособия. В них учебный материал излагается по–разному. Предлагаются также новые методы обучения. Таким образом, у учителей есть возможность выбрать для себя оптимальный вариант.
     Итак, от организации процесса  обучения зависит его конечный результат – всестороннее развитие учеников, формирование их мышления, познавательных интересов, подготовки к продолжению образования и будущей трудовой деятельности. 

     ВЫВОДЫ  ПО I ГЛАВЕ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.