На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модели стратегического развития региона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
     ФГБ ОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
     ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 

     Кафедра менеджмента
     Дисциплина:
     Региональная  экономика и управление 
 
 

     Курсовой  проект на тему:
     Модели  стратегического развития региона. 
 
 
 

     Выполнила: студентка 
     группы 5 ГМУ-51
     Анисимова Ю.В.
     Проверил: преподаватель
     Васильцова  В.М. 
 
 
 

     Череповец
     2011 

     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ
     ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона
      Понятие, сущность и основные характеристики стратегии развития региона
      Концепция планирования стратегического развития региона
     1.3. Методика разработки стратегического  плана развития региона
     ГЛАВА 2.
     ГЛАВА 3.
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
     ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретико-методологические основы разработки стратегии развития региона 

     1.1 Понятие, сущность и основные  характеристики стратегии развития  региона 

     Стратегическое  управление (СУ) представляет собой  деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей организации  и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в неопределенной, нестабильной внешней среде путем изменения  и самой организации, и ее внешней  среды. Стратегическое управление –  это непрерывный процесс выбора и реализации стратегий системы  на основе прогноза внешней среды, распознавания  проблем и гибких экспертных решений, направленных на создание и поддержание  конкурентного преимущества организации.
     Стратегия – это комплекс установок, правил принятия решений и способов перевода системы из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние, обеспечивающее эффективное выполнение ее предназначения (миссии). Стратегия  занимает двойственное положение. С  одной стороны, она является последним  звеном в цепочке целевых ориентиров: миссия – видение – цели –стратегия (целевой аспект), а с другой – начальным звеном в цепочке способов достижения целей: стратегия – стратегический план – программа – проект (реализационный аспект). С точки зрения целевого аспекта, стратегическое управление социально-экономическим развитием региона – это деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей и способов хозяйственного развития, роста уровня и качества жизни населения территориального образования путем прогрессивного изменения потенциала и структуры региона в соответствии с изменениями внешней среды. С точки зрения реализационного аспекта, стратегическое управление развитием региона – это деятельность по целенаправленному изменению условий воспроизводства экономических и социальных процессов жизнеобеспечения в регионе в соответствии с его миссией и целями в изменяющейся внешней среде.
     Стратегия экономического развития региона –  это система долговременных, наиболее важных целевых установок и мер  в отношении уровня и качества жизни населения, производства и  других отраслей народного хозяйства, формирующих валовой региональный продукт (ВРП) и его структуру, доходов  и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен и других элементов, обеспечивающих достижение поставленных целей.
     Сущность  стратегического подхода к развитию региона заключается в следующем. Во-первых, регион рассматривается  как организационная система, внешняя  среда которой (национальная и зарубежная) становится не менее, а в ряде случаев  более важной, чем внутренняя. Внешняя  среда региона характеризуется  неопределенностью и изменчивостью, неполнотой информации, таит угрозы и  вызовы.
     Во-вторых, чтобы выжить и развиваться в  таких условиях, снизить неполноту  информации, неопределенность и риски  внешней среды, разрабатываются  образ желаемого будущего (видение  – vision, миссия, цели) региона и способы его достижения путем изменения региона и его окружения, т.е. стратегии. При этом цели соотносятся с ресурсами, возможностями, потенциалом региона.
     В-третьих, поведение региона как организации  направлено, главным образом, не на реагирование после случившегося, постфактум (устранение последствий, адаптацию  к среде), а на предвидение, упреждающие  действия. Поведение организации  становится не только активным, но и  проактивным.
     В-четвертых, регион обеспечивает не просто экономический  рост, а свое качественное изменение, т.е. социально-экономическое развитие.
     Особенности стратегического управления регионом определяются его сущностными чертами, назначением, миссией в составе  государства, определяемыми необходимостью выполнения социальной функции в  широком смысле этого слова как организации социума, жизни сообщества людей на определенной части государства, территории.
     Субъектно-функциональный подход к региону позволяет дифференцировать его функции и синтезировать  следующее понятие: регион – это  государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы  для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, природно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и других видов потенциала) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства (Шеховцева, 2005).
     Определение особенностей стратегического управления развитием региона основывается на исследовании его как системы  и организации.
     На  базе системного подхода к региону  можно выделить элементы региональной системы: – активные: население, бизнес-сообщество, органы управления; – пассивные: инфраструктура, институты, безопасность, экология. Первые элементы являются носителями целей региона, вторые – обеспечивают их выполнение.
     Исследование  взаимосвязей этих элементов позволяет  установить, что в региональной системе  осуществляется преимущественно косвенное (опосредованное) управление, т.е. воздействие  на объект управления через среду  его обитания, жизнедеятельности. Содержание и методы стратегического управления на уровне региона существенно отличаются от управления бизнес-системами. Управление последними называют бизнес-администрированием в связи с прямым воздействием на объект управления, предполагающим обязательное исполнение решений вышестоящего звена. Специфика государственного стратегического управления заключается в косвенном воздействии на независимые субъекты через их внешнее окружение (среду обитания).
     Среда региона создает мотивацию и  условия для развития населения  и экономических субъектов и  включает цели, стратегии, институты, инфраструктуру, факторы производства и другие элементы. Она является средой развития и основным субъектом управления в региональной системе.
     Организационный подход к региону дополняет и  развивает системный подход, учитывает  не только противоречивый характер целей  его элементов, но и то, что в  организационных системах управление осуществляется в трех формах:
     1) как целевое воздействие; 
     2) как самоорганизация; 
     3) как организационный порядок. 

     1.2.Концепция  планирования стратегического развития  региона 

     Регион  как сложная социально-экономическая  система связан множеством отношений  как с внешней средой (в том  числе с государством, как надсистемой), так и внутренней средой, специфика  которой в контексте представлена отношениями региона с территориальными единицами и хозяйствующими субъектами.
     Анализ  отношений стратегий трёх уровней  иерархии (государство; регион; территориальные  образования и хозяйствующие  субъекты) позволяет выделить следующие  детерминанты регионального стратегического  планирования.
     Стратегия государства может оказывать прямое влияние на процесс регионального стратегического планирования (может выражаться в нормативных актах, касающихся государственной региональной политики) и опосредованное, когда государственное регулирование мягче воздействует на регионы, создавая ситуацию, когда региону выгоднее развиваться в направлении стратегии развития государства.
     Органы  управления регионом являются источником субъективных целей и, принимая решения (в том числе осуществляя выбор стратегии развития региона), не только несут ответственность перед социумом, но и рассчитывают на общественное признание реализуемой стратегии как успешной.
     Социум. Уполномоченный избирателями или выборщиками глава администрации региона не способен учитывать интересы всех избирателей [1]. Социальная среда реагирует на «нерешение» актуальных социальных проблем созданием общественных организаций, различных неформальных движений. Если не учитывать интересы социума, проявляющиеся в различных формах, то это может привести к конфронтации, потере избирательных голосов и прочим нежелательным последствиям (крайней формой проявления протеста против существующей стратегии властных структур является революция и насильственное свержение существующих порядков).   
     Бизнес. В идеальном случае бизнес не должен влиять на то, какая стратегия будет выбрана, и как она будет реализовываться. Но крупные организации, равно как и объединения организаций малого бизнеса, во все времена своего существования лоббировали различными способами свои интересы. Иначе как властью капитала этот процесс назвать сложно. Такие традиции ведения бизнеса в России являются серьёзным препятствием для процесса объективного рассмотрения альтернатив решения и проведения стратегического плана развития региона в действие.
     Развитие  научной сферы, появление новых технологий стратегического планирования и парадигм устройства мирового хозяйства (НИРы, программы исследовательских организаций, проекты развития регионов и субъектов хозяйствования, научно-технические революции).
     Изменение общественного сознания является одним  из основных, если не первичным инструментом (когда имеется в виду целенаправленный процесс) и обстоятельством (в том  случае если такие изменения спонтанны, следуют из мирового революционного развития, «продиктованного» критическими противоречиями, требующими изменений  или эволюционного развития, когда  изменения происходят плавно, ступенчато, а не лавинообразно).
     Тенденции развития мирового сообщества в целом. Регион является открытой системой, а  это означает, что он обменивается на различных уровнях энергией и  веществом (назовем перечисленные  дефиниции компонентами функционирования региона) с другими регионами  и иными подсистемами системы  мирового экономико-политического  устройства на соответствующем каждому  конкретному субъекту хозяйственной  деятельности уровне. Система мирового экономико-политического устройства является внешней средой по отношению  к региону и представляет стратегический ресурс его развития. Некоторые факторы  внешней среды, воспринимаемые как  угрозы, при определенных обстоятельствах  могут стать возможностями.  

      Методика  разработки стратегического плана  развития региона
 
     По  определению, методика - это совокупность методов, но только ли совокупность? Ведь если речь идет о правилах применения методов, т.е. скорее о технологии, то следует трактовать дефиницию «методика» как систему методов. Такая система  должна соответствовать ряду требований:
      обеспечивать выполнение функции, для которой она создаётся;
      не быть избыточной по составу и структуре;
      обеспечивать выполнение функции с требуемой или максимальной эффективностью;
      быть понятной специалистам соответствующей квалификации;
      описывать хронологическое распределение подфункций обеспечивающих функциональность методики (т.е. этапы и взаимосвязи между этапами);
      описывать методы и технологии их применения по каждой подфункции;
      однозначно характеризовать субъектов, обеспечивающих выполнение подфункций и описывать требования, предъявляемые к ним (описывать субъектный состав, необходимый для выполнения функции).
     Таким образом, методика - это система методов, выполняющая роль информационного  обеспечения процесса выполнения требуемой  функции, описывающая этапы (в том числе результаты по каждому этапу) и технологию применения методов, обеспечивающих логическое завершение каждого этапа и функции в целом.
     Далее приведены этапы разработки стратегического  плана развития региона, логически  и процедурно взаимосвязанные с  этапами разработки управленческого  решения (УР).
     Этапы разработки управленческих решений  в региональном стратегическом планировании непосредственно связаны с этапами  разработки стратегии (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).  
     Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии
     Актуализация  потребности в разработке стратегического  плана развития региона может  быть как инициативной (внутрирегиональной, как инициатива администрации или иных региональных субъектов целеполагания), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы).
     И в том, и в другом случае результатом  этапа должно быть решение главы  администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также  определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью  процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана, см. таблицу 1.
     Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы  показателей развития региона. Определение  видения региона как объекта  стратегического планирования. 
     Все аспекты видения должны быть взаимосвязаны. Например, «ЭКОВИДЕНИЕ» региона как средоточия туристических услуг и глобального регионального туристического комплекса предполагает также «ХОМОВИДЕНИЕ» как видение различного по составу, но обязательно исторически и культурно образованного человека - субъекта общественной деятельности. Это не означает, что торговый работник должен в совершенстве владеть иностранными языками, но знания разговорного английского не помешают при общении с иностранными клиентами.
     То  же касается и «ТЕХНОВИДЕНИЯ» - оно  обязательно должно включать видение  системы образования как специализирующейся на обеспечении сферы туризма  требуемыми кадрами, научными и техническими разработками, совершенствующими данную сферу услуг.
     «СОЦИОВИДЕНИЕ»  должно обеспечивать приемлемые условия  существования человека как элемента системы производства туристических  услуг, как  демосферы[2] региона. Это может быть и видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимаются не как цель, а скорее как необходимое условие развития региона.
     Видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как связанной  иерархически системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек - главная детерминанта регионального развития. Пересечение всех четырёх аспектов даёт разработчикам стратегии «ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ» региона как образа будущего данной территории.
     Распространение влияния видения на дальнейшие этапы  планирования позволяет говорить о  построенной модели как о четырёхаспектной концепции регионального видения.
     Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это  уже не столько образ региона  в различных аспектах, сколько  «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создаётся ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом. Упрощённо миссия региона определяется ответом на два вопроса:
     «Что  регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как  надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»
     «В  каком направлении регион намерен  развиваться, каковы его обязательства  перед субъектами, входящими в  его состав и формирующими его (перед  предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым жителем  в частности)?» 
     Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона  самого для себя, сформулировать «миссию  вовнутрь».
     «Миссия вовне» и «миссия вовнутрь» являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший  метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной  деятельности вносит вклад в осуществление  «миссии вовне», осознавая необходимость  её реализации для обеспечения «миссии  вовнутрь» в обмен на гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона.
     Такое разделение весьма условно, т.к. вообще миссия представляет вектор, направленный в сторону видения, т.е. достижения состояния, ассоциируемого у субъектов  целеполагания с успехом, с выполнением миссии. Миссия - это предназначение региона в структуре мировой социально-экономической системы, двуединство направления её развития и общественной функции.
     Цели  региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую  его видению. Если видение - это образ, миссия - предназначение, то цель - это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии, идеальное состояние региона.
     Исполнение  стратегии требует привлечения  ресурсов в сферы стратегического  развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер - «паровозов».  
     Обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует отвлечения ресурсов из сфер социального обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение интенсивного развития одновременно с сохранением социального обеспечения возможно лишь в случае поддержки программ развития из внешней среды (например, из бюджета государства).
     Развитие  экономики и системы образования  позволит усилить потенциал региона  и тем самым обеспечить ресурсы  для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного  развития региона во всех его аспектах. Таким образом, стратегическая система целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах.
     Система показателей развития региона - это  комплексная количественная модель, характеризующая состояние региона  и позволяющая судить об относительном  уровне его развития. Поэтому такая  модель должна либо быть построена  на основе общих показателей, используемых для характеристик уровня развития региона либо государства, либо позволять  переходить к таким показателям. Модель можно описать как конфигуратор состояния региона по четырём  аспектам видения.
     Наличие связей между показателями развития региона и возможность определения  стратегической значимости каждого  показателя позволяют говорить о  сбалансированности такой системы, а это, в свою очередь, говорит  о применимости концепции стратегических карт в процессе моделирования системы показателей стратегического развития региона.
     В соответствии с четырьмя аспектами  развития региона могут быть разработаны четыре стратегические карты, которые можно детализировать до требуемого уровня и корректировать на последнем этапе разработки стратегии.
     Этап 3. Определение текущего состояния  региона
     При определении текущего состояния  региона необходимо рассматривать  его сильные стороны (свойства региона, определяющие стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии).
     Определение текущего состояния региона требует  анализа трёх объектов (состояние  социума; состояние материальных систем и подсистем; текущая стратегия  региона) в четырёх аспектах его  деятельности: научно-техническом, социальном аспекте развития общества, развития экономики и экологии.
     Анализ  каждого объекта по каждому аспекту  должен проводиться с позиции  выявления сильных и слабых сторон. Так, одно и то же свойство объекта  в различных условиях может определять как сильную сторону, так и  слабую.  
     Этап 4. Определение состояния внешней  среды региона
     Состояние внешней среды региона представляет множество факторов, условно разделяемых  на возможности и угрозы, среди  которых состояние управляющей  надсистемы (государство нормативно регулирует деятельность региона), а  также систему, управляемую волеизъявлением  населения. В этой связи можно  говорить о взаимно регулируемых категориях. Регион опосредованно принимает  участие в управлении государством в целом и способен в некоторой  части воздействовать на политико-экономическую  ситуацию, государство же, со своей  стороны, нормативно определяет приоритеты этого влияния или, иначе, стратегию  государственного развития. Оттого значительную роль приобретает политическая позиция  региона при решении вопросов государственного масштаба, уровень  его притязаний на суверенность выбора направлений своего развития. Поэтому  в число аспектов анализа включены как существующие тенденции развития окружения, так и предпочтительные для реализации стратегического  плана развития региона.
     Этап 5. Определение критериев оценки и ограничений
     Если  показатель - это количественная модель состояния, то критерий - не обязательно  количественная категория. Например, критерий преемственности альтернативы - это  правило выбора, согласно которому решение должно обеспечивать требуемую  эффективность операции. Иными словами, критерий - это оценочная модель сопоставления альтернатив, позволяющая  осуществить выбор.
     В основу системы критериев может  быть положена система показателей  развития региона. При сравнении  альтернатив эксперты выносят суждения, исходя из которых, принимается окончательное  решение.   

     Литература
     1. Боумен К. Стратегия на практике. - СПб.: Питер, 2003.
     2. Гиболо И.П., Скаржинский М.И., Скаржинская Е.М., Чекмарёв В.В. Проблемы институционализации экономики России. - Кострома; КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.
     3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
     4. Каплан Р.С., Нортон Д.Л. Сбалансированная  система показателей. От стратегии  к действию. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
     5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000.
     6. Нивен П. Р. Сбалансированная система показателей - шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. - Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.
     7. Ольве И., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании: Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. - М.; Издательский дом «Вильямс», 2003.
     8. Рамперсад К.Х. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
     9. Стратегия развития муниципалитета. - М.: ЮРКНИГА, 2003.
     [1] Методика - совокупность методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы (Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1988).
     [2] Демосфера - население региона, одухотворённый потенциал его развития, по аналогии с персоналом организации, обладающий стержневыми компетенциями, определяющими конкурентное преимущество региона.
     [3] «Пирамидальная» социальная структура присуща слаборазвитым или отсталым обществам, в которых позиции индивидов и групп резко поляризованы - меньшинство «богатых» при большинстве «бедных».
     [4] «Ромбовидная» социальная структура, характерная для развитых стран и представляет собой кроме «сверхбогатого» и «сверхбедного» меньшинств широко развитый «средний» класс большинства (например, в США в эту категорию входят 3/4 всего населения). 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
     Таблица 1
     Взаимосвязь этапов разработки управленческого  решения и стратегического плана  развития региона
Этап  разработки УР Этап разработки стратегии Результат этапа/форма  представления
Этап 1. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона
1. Актуализация  проблемы 1. Актуализация  потребности в разработке стратегии Постановление главы администрации о разработке стратегического плана развития региона
2. Этап  сбора информации и построения модели проблемной ситуации 2. Определение  и детализация региональных целей и системы показателей развития региона Философия развития региона (видение, миссия), цели региона. Детализированная модель системы целей и система показателей развития региона
  3. Определение  текущего состояния региона Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.