На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние СМИ на массовое сознание в период «постперестройки»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Рязанский  государственный  университет имени  С. А. Есенина»
Факультет русской филологии  и национальной культуры
Кафедра журналистики 
 
 
 

Екатерина Андреевна Инянкова,
студентка 5 курса 

Влияние СМИ на массовое сознание в период «постперестройки».
(на примере  книги В. Пелевина «Generstion П») 

Курсовая  работа 

Научный руководитель – 
Г.А. Зайцева 
 
 
 

Рязань, 2011
Содержание 
 
Введение ………………………………………………………………………  2
1. Манипуляция  сознанием в отечественной культуре  конца  ХХ века ……6
2. Проблема манипуляции  сознанием в романе В. Пелевина  «Generation ?П?»  …………………………………………………………………………..12
2.1. Образ главного  героя  …………………………………………………….12
2.2. Авторские  технологии и философия рекламы  в романе   ………….......16
2.3. Загадки авторского  замысла романа  …………………………………….23
Заключение  …………………………………………………………….….……27
Литература  ……………………………………………………………………...28
 


Введение 
Виктор Пелевин – один из самых ярких и неоднозначных современных
писателей, произведения которого вызывают бурную полемику на страницах 
журналов и  на сайтах сети Internet. Это связано, очевидно, не только с тем,
что «Пелевин –  фигура культовая» [Немзер 2003, 392], но главным образом с
тем, что писатель «работает» в очень актуальной сегодня  области - в области 
художественного анализа процессов, «совершающихся в сфере сознания и 
коллективного бессознательного, индивидуальной психики, их воздействия
на ход истории, социальное поведение людей» [Скоропанова 2002, 433].
Практически все  критики, говорившие о Пелевине, отмечают, что основное
содержание большинства  его произведений составляет описание различных 
состояний сознания, в которых достоверными становятся самые 
причудливые и  фантастические картины реальности ([Роднянская 1999],
[Курицын 1996], [Павлов 1999], [Генис 1997],  [Ройфе  1999], [Руднев 1998] и 
др.). Отсюда –  внимание автора к феномену идеологии, рекламы,
возможностям  информационно-коммуникационных технологий,
целенаправленно «переформатирующих» сознание людей. 
В центре романа «Generation ?П?» (1999) – проблема манипуляции 
сознанием людей  с помощью телевизионной рекламы. Особая эпохальная
знаковость этой проблемы привлекает читателей, «перекормленных»
рекламой, но не всегда четко представляющих себе ее суть и степень 
воздействия на собственное сознание и – что  значительно страшнее – на
подсознательную и бессознательную сферы. Отсюда вытекает актуальность
детального изучения этого вопроса. Понимание проблематики произведения
– один из самых  важных и сложных этапов его анализа. Проблема,
волнующая автора, определяет все уровни художественного  текста, поэтому 
объектом исследования является весь роман Пелевина «Generation ?П?».
При этом конкретным предметом рассмотрения выступает область
проблематики, предполагающая не только нахождение в тексте деталей
художественной  образности, «работающих» на проблемный вопрос
автора, но и  читательскую интерпретацию замысла. Понять авторский 
замысел романа, т.е. попытаться постичь, зачем Пелевин художественно
заострил проблему манипуляции сознанием – основная цель данной работы.
Для ее достижения необходимо последовательное решение  ряда конкретных
задач: а именно, целесообразно:
- в общих чертах рассмотреть формы манипуляции сознанием в
отечественной культуре конца ХХ века, что поможет  создать контекст
создания романа;
- проследить в тексте развитие характера главного героя (Вавилена
Татарского) в зависимости от его продвижения по карьерной лестнице
рекламного бизнеса; 
- проанализировать технологии и разновидности рекламы, которые
применяет герой  в своей деятельности;
- понять суть и экзистенциальные источники философии рекламы
Татарского;
- дать интерпретацию авторского замысла романа, связанного с
проблемой манипуляции  сознанием. 
Исходя из рабочей  гипотезы, согласно которой: по Пелевину,
технологии манипуляции  сознанием разрушают идентичность личности как 
их потребителей, так и их создателей, можно сформулировать основные
положения работы: 
- в романе «Generation ?П?» отразилась эпоха конца 90-х годов ХХ века, с
характерным для  нее кризисом ценностных установок  сознания;
- в образе главного героя автор изобразил неразрывную взаимосвязь между
обезличиванием  человека и его вовлеченностью в область технологий
манипуляции сознанием;
- манипуляционные технологии, описанные Пелевиным в произведении, от
«классических»  рекламных слоганов (как будто  списанных из учебников по
рекламе) до вполне фантастического изображения криэйтерской
деятельности героя в отделе компромата, «работают» на вытеснение
традиционных  ценностей российского человека и замещение их рядом 
псевдоидеалов, «форматирующих» сознание на разрушение
самоидентичности (как индивидуальной, так и национальной);
- философия рекламы, разработанной в тексте Вавиленом Татарским,
представляет  собой авторскую концепцию романа: в век телевизионно-
манипуляционных технологий человек из Homo Sapiens превращается в 
Homo Zapiens (Человека  Переключаемого);
- ставя вопрос об абсолютной анонимности авторства манипуляционных
технологий, Пелевин  не дает читателю однозначного ответа и не
стремиться открыто  продемонстрировать идею произведения, тем самым 
провоцируя читателя на поиски самоидентичности по тем параметрам,
которые задает ненавязчивый (почти анонимный) автор. В этом он
явно сближается с постмодернистами. В то же время, сама проблематика
романа и авторская  позиция по отношению к изображенному  возвращают
писателя к  наследию русской классической литературы, с ее заботой о 
духовно-нравственном состоянии человека и общества. 
При рассмотрении заявленной темы применялись следующие  методы
исследования: культурно-исторический, сопоставительный, текстуально-
аналитический, интерпретационный, биографический.
Представляется, что проведенное исследование имеет теоретическую
значимость в  силу недостаточной изученности  поднятой темы в 
современной критике. Практическая значимость заключается  в 
возможности применения результатов работы при освоении современной 
литературы и  в прикладном значении – при изучении вопросов
информационно-манипуляционных  технологий в области журналистики, PR,
социологии, политологии, культурологии.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и 
список использованной литературы.
1. Манипуляция сознанием 
в отечественной  культуре конца ХХ века
Начнем с определения  понятия «манипуляция сознанием». Слово 
«манипуляция» (от лат. manipulus – пригорошня, горсть, от manus – рука и 
ple – наполнять). В словарях европейских языков  слово толкуется как
обращение с  объектами с определенными намерениями, целями. Отсюда
происходит и  современное переносное значение слова  – ловкое обращение с 
людьми как  объектами, вещами, точнее манипуляция  – это 
«программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже
психического  состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое 
нужно тем, кто  владеет средствами манипуляции» [Кара-Мурза 2003, 16].
Автор приведенной  цитаты выделяет несколько главных  признаков 
манипуляции. Во-первых, это – «вид духовного, психологического
воздействия»; во-вторых – «это скрытое воздействие, факт которого не
должен быть замечен объектом манипуляции»; в-третьих, манипуляция – 
«это воздействие, которое требует значительного  мастерства и знаний», т.е.
это определенная технология. Наконец, в-четвертых, - «это часть технологии
власти, а не воздействие на поведение друга  или партнера». Но самое 
поразительное, что «манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой 
манипуляции человек  может стать лишь в том случае, если он выступает как
ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных
сигналов перестраивает  свои воззрения, мнения, настроения, цели – и 
начинает действовать  по новой программе, - манипуляция  состоялась» [Кара-
Мурза 2003, 16-19]. 
Конечно, феномен  манипуляции сознанием известен с древнейших
времен. Вспомним хотя бы греческих и особенно римских  риторов, которые 
могли увлечь своими речами сотни людей и тем самым  заставить их делать
то, что они  не собирались раньше (будь то военное выступление, или
всенародное решение  предать сомнительную властям личность остракизму
или даже смерти). Особенную силу манипуляция приобрела  в ХХ веке,
известном как  эпоха идеологий разного толка. Риторические приемы
манипулирования, воздействующие на широкую аудиторию (эффект
эмоционального  заражения в «толпе»), особенно зловеще  проявили себя в 
тоталитарных  режимах (Гитлера, Дуче, Сталина). Помимо этого в ХХ
столетии появляются средства массовой информации (периодические 
издания, радио, телевидение, Internet), которые оказываются проводниками
различных идеологий  власти. К электронной «Энциклопедии  методов 
пропаганды», в  которой подробно описаны современные  технологии
манипуляции сознанием, приводятся два показательных эпиграфа. Первый из
них – «СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное
в их сообщениях - идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой» (С. 
Кара-Мурза). Второй – «Чем лучше люди узнают сущность влияющих на
сознание технологий, тем больше вероятность, что они  поймут их
назначение, и  тем менее вероятность, что эти  технологии будут 
использованы» (Дж. Маркс) [Энциклопедия http]. Оба высказывания носят 
предостерегающий  характер, выявляя подводные рифы современного
мировосприятия  людей, оказывающихся беззащитными и несвободными (т.е.
кем-то управляемыми) в своих нравственных, социально-политических
оценках и поступках.
Начиная примерно со второй четверти ХХ века, помимо СМИ  огромное
значение приобретает  искусство (кино, фотографии, театр, литература и т.д.),
которое в условиях любого режима (демократического или  тоталитарного)
оказывается проводником  авторского мировоззрения, в свою очередь 
могущего оказаться  ангажированным идеологией господствующей власти.
При этом знаковая природа искусства способствует созданию в сознании
людей такой  модели реальности, которая закрывает  им глаза на процессы в 
действительной  жизни.
«А в будущем  ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытое воспевание «кока-колы» и
нападки на «пепси-колу»  – или наоборот», – заявляет, пусть и в
утрированной  форме, герой-автор из «Generation ?П?» копирайтер
Вавилен Татарский.
В своих работах  философ-постмодернист Ж. Бодрияр  показал, что с
середины ХХ века на смену морально-политическим идеологемам прошлого
приходит новая, замаскированная форма сохранения обществом своего
принудительного строя, предохраняющая его от уничтожения, - бурное
распространение рекламных изделий и акций. Цель рекламы - незаметно
внушить представление, что репрезентируемое ею общество поставлено «на 
службу идее счастья» [Бодрияр 1995(2), 140] и щедро  одаривает каждого 
средством для  самоосуществления. При этом «социальная  действительность
раздваивается на реальную инстанцию и ее образ, который ее скрадывает,
делает неразличимой и оставляет место лишь для  схемы растворения 
личности в  заботливо-материнской среде» [Бодрияр 1995(2), 145].
В отечественной  культуре рекламный бум пришелся на 90-е годы,
которые и стали объектом анализа В. Пелевина в романе «Generation ?П?».
Отдельные характеристики эпохи, рассеянные по всему произведению,
позволяют реконструировать авторскую оценку переходного периода.
«Почти незаметно  произошло одно существенное для  его будущего
событие. СССР, который  начали обновлять, <…> улучшился  настолько,
что перестал существовать (если государство способно попасть  в нирвану,
это был как  раз такой случай)». «Антирусский заговор, безусловно,
существует —  проблема только в том, что в нем  участвует все взрослое
население России». Или такое почти афористическое высказывание,
лаконично констатирующее новую характерную черту России - смычку
бизнеса и преступности: «...основной экономический закон 
постсоциалистической  формации: первоначальное накопление капитала
является в  ней также и окончательным» [Пелевин 2002, далее цитаты
приводятся по этому изданию]. 
В таком историческом контексте невозможно не видеть прямой
взаимосвязи между  социально-политическим кризисом и  взлетом
манипуляционнно-рекламных технологий, которые заняли очень
значительное  место в социально-психологическом  и ценностном
пространстве  культуры, переформатируемой на потребление. «Через
посредство рекламы  потребитель, интериоризирует социальную инстанцию и 
ее нормы в  самом жесте потребления» [Бодрияр 1995(2), 146]. 
Бодрияровская концепция оказала большое влияние  на современную 
литературу вообще и на В. Пелевина в частности. Многие положения 
философа могут  стать комментарием к философии  рекламы главного героя 
романа, Вавилена Татарского. Напр., потребление – «это виртуальная
целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее 
связный дискурс», «деятельность систематического манипулирования 
знаками» [Бодрияр 1995(1), 164-165], в которые превращаются вещи. Тип
используемых  знаков – симулякры-подделки, отсылающие к 
несуществующей  стерильной реальности». Потребляется «идея отношения 
через серию  вещей, которая ее проявляет» [Бодрияр 1995(2), 165].
Развитие технологий манипуляции сознанием стало  одним из самых
существенных  феноменов рубежа второго тысячелетия, которое говорит о 
спланированной  «оккупации» сознания читателей  определенными 
информационными продуктами. «Любой текст в таком  ракурсе 
рассматривается как сложная система установок, лингвистически
закодированных  моделей поведения, выстроенных  в соответствии с 
возможностями восприятия, устройством человеческого  мозга» [Сафронова 
2004, 227]. На наш  взгляд, основная задача Пелевина  в романе «Generation
?П?» - проанализировать механизм построения таких запрограммированных
текстов, изменяющих ценностные установки как потребителей рекламы, так 
и ее создателей. 
Таким образом, в отечественной культуре конца  ХХ (начиная с 90-х гг.)
резко обострился кризис ценностных установок сознания постсоветского
человека, который  находит отражение в романе Пелевина «Generation ?П?».
Расцвет технологий и форм манипуляции сознанием (в  частности,
телевизионной рекламы) как характерная черта  переходно-критического
периода становится ведущей темой произведения, раскрывая которую автор
ставит проблему сущности манипуляции сознанием  в современном социуме,
а также в  журналистике и литературе, создающих  интерпретационные 
модели действительности.
2. Проблема манипуляции  сознанием 
в романе В. Пелевина «Generation “П”»
2.1. Образ главного  героя 
Образ главного героя в художественном произведении часто служит
материалом для  изучения его проблематики. В герое  важно все: его портрет,
характер, имя, уровень  самосознания, отношения с окружающим миром,
социальный статус и т.д. Если эти компоненты образа так или иначе
меняются на протяжении повествования, то очевидно, что автора интересуют
не изменения  сами по себе, а причины, их побуждающие. Анализ
художественной  логики развития характера героя  выводит читателей на
проблематику  произведения. 
Главный герой - Вавилен Татарский. На протяжении всего  романа мы ни
разу не встречаем  его портрета. Мы не можем его  увидеть по подсказке 
автора, нам остается только представлять его самим, хотя это достаточно
сложно. Безликость героя – сознательный прием Пелевина, подчеркивающий
собирательность образа. 
Аналогичную функцию  выполняет имя, стесняющее героя  своей 
неестественностью. Им наградил его отец - поклонник  Василия Аксенова и 
В.И.Ленина, сконструировавший  из двух имен одно. Благодаря имени
Вавилен представляет опять же собирательный образ  «Generation ?П?», т.е.
поколения семидесятых, которое окружают, с одной стороны, поколение 
пятидесятых и  шестидесятых, еще веривших в святое дело Ленина и при этом
в свободу слова, отстаиваемую Аксеновым; с другой - поколение «новых
русских», уверенно и нагло «плюнувших» на все  высокие идеи ради
богатства, добываемого  в основном неправедным способом.  
В критике существуют и другие трактовки имени героя. Так, напр., М.
Павлов отмечает, что сумма значений составных компонентов имени
(Вавилен Татарский  = Василий Аксенов + Владимир Ильич  Ленин + Вавилон 
+ Татарский)  означает смешение идеологий,  культур, национальностей, эпох,
Подобная «географически-исторически-мультипликационная» ономастика –
«вообще отличительная  черта творчества В. Пелевина [Павлов 1999], которая 
дает возможность  автору открывать в сознании его  героев коды различных 
культур. Вавилена Татарского не случайно интересует эзотерические  учения
как вавилонского, буддийского, так и христианского происхождения.
В именной конструкции, лишь случайно совпавшей по звучанию с 
названием города, другие критики видят «брэнд»  с определенной историей,
т.к. «у каждого  Абрама своя программа, у каждого  брэнда своя легенда».
Понимание того, что «Вавилен Татарский такая  же вещь, такой же продукт,
как и то, что  он рекламирует» [Лейдерман, Липовецкий 2003, 508],
приближает нас  к проблематике романа.
Вавилен Татарский  в начале сюжета – человек, «чья жизнь 
складывалась  самым обычным образом. Он поступил в технический
институт –  не потому, понятное дело, что любил  технику (его 
специальностью  были какие-то электроплавильные печи), а потому, что не
хотел идти в  армию». Тем не менее герой, повторяя автобиографические
черты своего создателя, оказывается способным резко изменить свою судьбу.
Увлекшись поэзией  Пастернака, «он не мог думать ни о чем другом, а 
потом начал  писать сам». Автор, правда, характеризует  связанный с поэзией 
случай как  «совершенно типичный и типично  закончившийся – Татарский
поступил в  Литературный институт». Тем не менее  важно, что стартовая 
планка развития характера – увлечение вечной красотой слова 
(литературоцентричность  сознания) и сознательный выбор  пути,
свидетельствующие о незаурядных чертах личности героя, о достаточно
высоком уровне его самосознания. Впоследствии оно  будет проявляться в 
постоянных вопросах Татарского, в его стремлении все  понять и «дойти до
самой сути».
Начавшая перестройка  заставляет героя пересмотреть свои
возвышенные взгляды на жизнь и поплыть в новом направлении. Интуитивно
чувствуя, что  вечность вытесняется рынком, он оказывается  продавцом в 
табачном киоске под началом чеченцев. Здесь он приобретает одно очень 
важное в современной  жизни качество: цинизм, «бескрайний, как вид с
Останкинской  телебашни». 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.