На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политический смысл принятия христианства в Киевской Руси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования 
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ  ВПОИГУ)
ОТДЕЛЕНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине: «история политических учений»
ТЕМА: «ПОЛИТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В КИЕВСКОЙ РУСИ» 
 
 

Специальность: «Политология 030200» 
 
 
 
 
 

    Выполнил: Храмова О.И
    Студент гр.19111
    Научный руководитель:
    к.и.н, ст.преп. Мясников.Д.А 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2011
 

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………………………………………………………………………..3
    Глава I Исторические и духовные истоки христианства………………………5
    1.1. Исторические истоки………………………………………………………..5
    1.2Духовные  истоки……………………………………………………………...9
    1.3Философские  истоки………………………………………………………….13
    Глава!! Христианство на Руси…………………………………………………..16 
    2.1 Возникновение христианства на  Руси………………………………………16
    2.2 Идеи раннего христианства………………………………………………….18
    Заключение………………………………………………………………………..23
    10.Список использованной литературы…………………………………………24
 

Введение 

    Обращение в христианство - одна из наиболее важных вех в истории русского народа.
    Христианство  - одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской деятельности - в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутствуют.
    Христианство, так же как и буддизм, а затем  и ислам, создало идеал универсального человеческого поведения и существования, создало целостное мировоззрение и мироощущение. В основе христианства - учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями, заповедал им законы праведной жизни и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. В древнерусских обществах длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мертвых, но постепенно они уступили место более организованному культу с присущей ей внутренней иерархией различны? божеств. Каждый союз имел своего «главного бога».
    Но  как изменилось общество и изменилось ли вообще после принятия христианства? И был ли в этом политический смысл или этот процесс был спонтанным не обдуманным? На эти вопросы предстоит дать ответ в этой работе
    Данная тема, я считаю, является актуальной в наше время, так как, политико-правовой характер этих идей раскрывается в их воздействии на человечество и на сегодняшний день
    Цель   данной   работы:  Рассмотреть   политическую составляющую  принятия христианства
    Объект  исследования :Раннее христианство Древней Руси. 
    Предмет исследования: Мотивы принятия христианства в
    Древней Руси
      Гипотеза: Я считаю, что принятие христианства это важный шаг, который повлиял на будущее не только нашей страны, но и всего человечества в целом
    Работа  имеет введение, основную часть и  заключение, а так же список использованной литературы.
    Для написания работы были использованы учебники и учебные пособия по религиоведению, теории государства и права. 

 

Глава: 2 Исторические и духовные истоки христианства         1.1     Исторические истоки
    Обращение к античности дает возможность понять не только условия рождения христианства, но и его изначальную сущность, его сложную природу, обеспечившую этой религии особую жизнеспособность, непрерывную регенерацию в различных формах, с разной степенью реализации своих начал, но без утраты основного мистического и реакционного качества. Христианская религия возникла в первые века нашей эры в рамках античного мира в ту пору, когда эта первая европейская цивилизация практически исчерпала возможности для дальнейшего прогрессивного развития, когда глубокий духовный кризис охватил все слои общества - от самих низов, подавленных и угнетенных рабов и жителей завоеванных окраин, до состоятельной и образованной верхушки. В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения.1 Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в Римскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм. Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.
    Политическая  реакция и социально-экономические трудности порождали атмосферу придавленности и безысходности, которая вызывала тягу к религии, стремление найти утешение в вере. Подобное состояние стало характерным для всех слоев античного общества, не исключая и высшие. Однако исторические трудности ощущались больше всего общественными низами
    Ситуация  осложнялась тем, что старые полисные религии все более становились анахронизмом, а поиски новых религиозных форм не приводили до поры до времени к такому варианту, который мог бы удовлетворить всех. Это лишь усиливало состояние духовного разброда и шатания.
    К исходу старой эры крах античных языческих  религий стал фактом. Но тогда же обнаружилась особенная тяга древнего общества к новой религии -религии сострадания и утешения, что знаменовало собой настоящий духовный поворот, исполненную глубочайшего мистицизма духовную революцию. Разумеется, сущность стремлений и надежд, которые возлагались в античном мире на новую религию, существенно отличалась у разных слоев: у измученных гнетом низов - надежды на скорое пришествие божественного спасителя - мессии, на скорую и по возможности близкую реальности перемену, включая избавление от страданий и угнетения; у более обеспеченных и привилегированных групп - на утешение и успокоение чисто духовного свойства.
      Необходимую ему религию утешения античное общество могло найти только само, то есть такая религия должна была возникнуть снизу, в самой гуще народной. При этом она должна была отличаться особым новым качеством, пафосом сострадания, человечностью, и соответственно уровню социально-политического и духовного развития античного общества концентрироваться на культе одного, единого, универсального божества. Такая религия и появилась в начале новой эры - это было возникшее среди глинизированных иудеев христианство. Быстрая или сравнительно быстрая победа этой новой религии над старыми античными культами объясняется именно тем, что она в высокой степени обладала указанными выше качествами. Однажды зародившись, эта новая религия в силу своей открытости, в силу решительного разрыва с ритуалом и догмами старых верований, в том числе и иудейских, скоро стала центром притяжения для всех, кто искал утешения в вере.
    В период с IV по VIII вв. происходило укрепление христианской церкви, с ее централизацией и строгим выполнением предписаний высших должностных лиц. Став государственной религией, христианство превратилось и в господствующее мировоззрение государства. Естественно, государство нуждается в единой идеологии, едином учении, и поэтому оно было интересовано в укреплении церковной дисциплины, а также единого мировоззрения.
       Однако характерно было практически  всеобщее обращение за мистическим,  иллюзорным утешением в условиях, когда общество изверилось в  возможностях реального переустройства. Принятие во внимание столь отчетливой в христианстве мистико-этической стороны очень важно для понимания последующей живучести этого вероучения, той притягательной силы, которой оно долго обладало, а отчасти и обладает в глазах всех страдающих и сломленных духом. Вместе с тем важно и то, что, родившись в условиях античного общества, христианство усвоило целый ряд ценностей, созданных античной цивилизацией, как духовного плана (элементы этических представлений и философских учений, литературные формы и приемы и пр.), так и более осязаемого, так называемого институционного, и прежде всего саму общинную форму организации, постепенно развившуюся в церковь. Через эту общинную организацию христианство восприняло главнейший принцип социального устройства, выработанного древними народами еще в доклассовый период. Названные культурные ценности сообщили христианству   дополнительную силу и жизнестойкость, благодаря которым оно долго, с успехом меняя свой лик, приспосабливалось ко все новым и новым условиям. Христианство как религиозное явление, как порождение мистического сознания с самого начала было окутано таким покровом легенд и фантазий, обладало столь страстным, бросающим вызов всякой логике, эмоциональным началом, что его усвоение и  постижение объявлялось христианскими доктринерами делом веры.        Создателями христианства это ощущалось с самого начала, а довольно скоро это убеждение обрело и осознанную литературную форму. Уже на рубеже П-П1 веков, то есть спустя каких-нибудь полтора столетия после возникновения первых христианских общин, христианским писателем         Тертуллианом было сформулировано и с вызовом противопоставлено всех инакомыслящим кредо христианской теологии: «Вот правило, или символ, нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единым бог, творец мира, извлекший его из ничего словом своим, рожденным прежде всех веков. Мы веруем, что слово сие есть сын божий, многократно являвшийся патриархам под именем бога, одушевлявший пророков, спустившийся по наитию бога духа святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный ею; что слово это - господь наш Иисус Христос., проповедовавший новый закон в новое обетование царства небесного. Мы веруем, что Иисус Христос совершил много чудес, был распят, на третий день по своей смерти воскрес и вознесся на небо, где сел одесную отца своего. Что он вместо себя послал духа святого, чтобы просвещать свою церковь и руководить ею.    Что, в конце концов, он придет с великой славой даровать своим святым жизнь вечную и неизреченное блаженство и осудить злых людей на огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей» . Разумеется, эти положения могли быть приняты только на веру. Однако инакомыслящих этот символ веры удовлетворить не мог. 1-л о фантастичность была непостижима средствами логики, и те, кто хотел оставаться на позициях рационалистического знания, должны были, взяв под сомнение фантастические догматы христианства, обратиться к фактам, документам, источникам и в них попытаться найти разумное объяснение явлению христианства. Такой подход был нащупан и опробован уже в древности первоначальными критиками христианства, представителями языческой интеллигенции, хранившей   вер-Ранович А.Б. «11ервоисточники по истории раннего христианства. Материалы и документы», М., 1933, с. 166
       Окончательное торжество этой религии знаменовало слабость античного государства и предвещало скорую гибель самой классической цивилизации. При всем том религия Христа стала прямым порождением отживающей древней цивилизации. Способность к развитию и скорое торжество этой религии были обусловлены причудливым, но отвечавшим потребностям времени сплавом различных духовных элементов, выработанных классической древностью. Представление об этих элементах является непременным условием постижения сути христианства, а потому нам необходимо ближе познакомиться с идейными, духовными истоками этой вновь родившейся религии. 

    1.2 Духовные истоки
    Христианство  родилось в античном мире, где основными  народами были греки и римляне, Их своеобразное историческое сотрудничество составило основу мировой Римской империи. Следовательно, когда мы говорим о тяготении населения античного мира к новой религии, необходимо иметь в виду именно эти два народа, их духовную метаморфозу. В поисках новой веры естественным было обращение древних греков и римлян от своих традиционных верований к тем культам, которые хотя и не были новыми в собственном смысле слова, но для народов античного мира оказались и достаточно новыми, и весьма притягательными. Речь идет о ряде восточных культов, которые привлекали население античного мира своей относительной новизной, а также повышенным мистериальным характером. Люди с особой охотой готовы были искать религиозное утешение в неожиданно открытых мистериях, суливших возможность необычной, живой связи с богами. Вместе с тем важно было и то, что заимствованные с Востока культы нередко обладали целым арсеналом идей, которые давно уже были выработаны древней цивилизацией Востока, а теперь стали необходимы и античному миру. Это и универсальный характер божества, и более или менее определенный монотеизм, и, наконец, в особенности мессианизм, то есть идея божественного спасителя, что должно было особенно импонировать подавляющему большинству населения античного мира к началу новой эры.
    Восточные культы оказались, таким образом, естественным источником, откуда должны были черпать идеи и представления творцы новой религии Христа. Другим источником явилась античная философия, обращение к которой для новых богостроителей было тем более естественным, что их выступление было выступлением протеста, а стало быть, и предлагаемая ими новая вера должна была опираться на доказательство, иметь вид учения, доктрины. Здесь помощь могла оказать именно античная философия, - разумеется, такие ее формы, которые тоже носили до известной степени оппозиционный характер и притом,
    по  природе своей, были близки к религии. Только подвергшись известной философской обработке, новая религиозная идея могла победить классические языческие верования.
    Рассмотрим  более подробно восточные культы, которые пользовались особенным успехом в античном мире на рубеже старой и новой эры.
    В первую очередь это культ Кибелы, или Великой матери богов, синкретического  греко-малоазийского божества, почитание  которого отличалось повышенной эмоциональностью и оргиастичностью. В Кибеле чтили Великую матерь всего сущего, грозную повелительницу людей и животных, служение которой не терпело никаких компромиссов.1
    Большим почитанием пользовался также культ  Исиды, синкретического грекоегипетского божества, импонировавшего чувствам верующих пафосом сострадания и милосердия. Образ Исиды, универсального сострадающего божества, вдвойне интересен, поскольку он был не просто одним из элементов, предуготовлявших христианскую мифологию, но и более конкретно мог повлиять на формирование христианского образа богоматери
    Но  самым примечательным был культ  иранского божества Митры, с которым  Римляне, по-видимому, познакомились  во времена восточных походов  11омпея (60-е годы I века до н.э.). В культе Митры справедливо видят не только одного из главных предшественников, но и прямого соперника христианства, поскольку он обладал во многом теми же притягательными качествами. I 1очитание Митры строилось на основе своеобразной, глубоко разработанной религиозно-мифологической доктрины, элементами которой были важные религиозного сознания того времени представления об извечном космическом дуализме - противостоянии сил добра и зла, венном посреднике в отношениях между богами, но также и между божествами и людьми - боге света и солнца Митре; о загробной жизни и посмертном воздаянии - суде Митры; о конце мира и страшном суде, который будет творить некий спаситель или сам Митра; наконец, о заключительной борьбе между силами добра и зла и конечном торжестве правды.
    При всей популярности охарактеризованных восточных культов, при всей несомненности вклада, который они внесли в предуготовление христианства, надо, однако, признать, что они не стали и не могли стать объектами всеобщего и исключительного почитания. Одним не хватало сострадания и милосердия, другие импонировали религиозным чувствам только части населения (культ Исиды - скорее женщинам, культ Митры - более мужчинам). Во всех случаях ощущался недостаток ярко выраженной идеи мессии - посланца божьего, призванного страдать вместе с людьми и спасти их ценой собственной жертвы. Эти качества будут свойственны иудейскому мессианизму, который и выйдет победителем в борьбе за господство над умами.
    Важным  источником идей и представлений, подготовлявших рождение христианства, была, как уже говорилось, античная идеалистическая философия. Именно она организовала пестрый материал стихийно развивавшихся религиозных представлений в более или менее стройную систему, привнесла в круг религиозно-эмоциональных чувств необходимое логическое начало, что и явилось одним из главных оснований последующей победы христианства. Хотя весь античный идеализм содействовал подготовке духовной почвы для формирования христианской доктрины, все же среди философских предтеч христианства можно различать и более далекие (Пифагор, Сократ, Платон), и более близкие (киники, стоики, гностики). Последние были близки христианству и по духу, а именно своей философской эклектичностью, акцентом на нравственную сторону...
    Сильной стороной киников являлось их нравственное учение, характерными черта-ми которого были воинствующий культ добродетели, отвержение всяких материальных благ и идеализация естественного состояния. Критикой современного мира, погрязшего в пороках, киники в немалой степени подготовили античное общество к восприятию нравственного учения христианства. Своим подчеркнуто воздержанным образом жизни, тем, что обычно именуют аскезой, киники были непосредственными предшественниками первых христианских общин, и в частности тех, которые тяготели к монашеству. 

1.3 Философские истоки
    Ф. Энгельс ставил вопрос о том, откуда происходят представления и идеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему.( Мы почти ответили на этот вопрос, рассмотрев религиозные истоки христианства. Для того, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть связь христианства с философией- уделом интеллектуальной элиты.
    Ф. Энгельс отмечал заслугу Б. Бауэра, который показал связь христианства с некоторыми античными философскими течениями. Философа Филопа Александрийского, впервые применившего идеи философии платонизма)единое божество- творец мироздания и бессмертие души как основание учения о загробной жизни, страшном суде, наказании злых и награде .добрых) для истолкования Ветхого завета, Энгельс назвал "отцом христианства", а представителя римских стоиков Сенеку - "дядей "христианства. Можно указать также на этическое направление греческой •философии, берущее начало с Сократа, провозгласившего вопреки тогдашним воззрениям, что добродетель есть единственный источник и залог счастья. Правда, он разумел под счастьем душевное состояние земной жизни. Христианство же уже в лице Лактанция перенесло даруемое добродетелю счастье из земной жизни в загробную, а позднее в лице Августина, выдвинувшего понятие благодати.
      Социально-политическая ситуация  и ее влияние на христианство Христианство появилось в период, когда огромную империю раздирали глубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных народов
    Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материального состояния  тогдашнего общества: "настоящее  невыносимо, будущее, пожалуй еще  более грозно. Никакого выхода".(( В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения. Однако "во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния"(- По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.
    Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. "Но не в этом мире".
    Однако  необходимо заметить, что в том положении этот выход мог быть только в области религии. Этой религией оказалось христианство. Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во- первых христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых она становиться наднациональной религией.
    Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер (яркий пример- иудаизм) и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения ;более того, они разъединяли их.
    Христианство  же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала  условиям того времени, когда произошло  смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство- особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного опредставителя в лице римского императора. В течение первых веков своего существования христианство претерпело сложную эволюцию. Он развивалось, менялись его идеи и воззрения. Поэтому просто необходимо дать характеристику христианским воззрениям по двум периодам. При этом отметим большую степень условности этой периодизации, т.к. процесс развития церковной идеологии неоднозначен, даже несколько противоречив.
    Вы, пожалуй, спросите, в чем же заключается  политический смысл этой вроде бы не чисто политико- правовой идеи(как и некоторых других). Ответ на этот вопрос можно дать, если взглянуть на результат их воздействия на общество и государство. Мы полагаем, никто не усомниться в том, что сила их действия на человечество оказалась беспримерной. Этим мы хотим сказать, что вся история после Христа стала качественно другой под влиянием христианских идей. То есть политико-правовой характер этих идей раскрывается в их воздействии на человечество. 
 
 
 
 

                  
 
 

Глава II Христианство на Руси
2.1 Идеи раннего христианства Не совпадает с содержанием
    Идея  последовательного хода истории.??????? 
    Сама  тема представляет немалый интерес. И одновременно она представляет Христианство, выступившее как синтезирующая  религия в условиях усугубляющегося социально- политического кризиса трактовала политический процесс как линейную последовательность событий, имеющую начало и конец, зависимую от провидения бога. (Пришла из иудаизма). Такое толкование исторического процесса служило обоснованием для утверждений о гибели Римской империи.
    Как ни своеобразна и независима была жизнь общины, она объективно не могла быть полностью свободной  от взаимодействия с той средой, в которой она появилась, а  проповедь язычникам, которая так  энергично повелась апостолами по всему миру, привела Церковь в непосредственное соприкосновение с этим миром. Это прикосновение ставило перед сознанием церкви крайне трудный вопрос о том, как оценивать мир и как с ним считаться. (На этом этапе четкий вопрос о соотношении государства и церкви еще не поставлен). Основные принципы отношения к миру даны еще в Евангелии.
    Наиболее  древней новозаветной книгой является Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), точно датированное 68 г. н.э. Анализируя этот источник, можно заметить, что он существенно выделяется из общего потока раннехристианской мысли. Интересно отметить тот факт, что христианство представлено в нем (Апокалипсисе) как учение, не вполне отделившееся от иудаизма. В нем отсутствует этика всепрощения, кротости и покорности, которая впоследствии появилась в Евангелиях.
    Эту книгу пронизывает ненависть  к Риму как источнику зла. Еще  не сложилась в это время христианская догматика, многие важные элементы вероучения отсутствуют.
    Необходимо  отметить, что некоторые находят  в Апокалипсисе революционную программу действий. Подобные суждения основаны на выдержках из Евангелий
    подобного рода: "предаст брат брата на смерть, и отец- сына ... восстанет народ  и царство на царство", или "не думайте, что я пришел принести мир  на землю; не мир пришел я принести, но меч" (Мф. 10, 34). Такое представление о Христе -бунтаре искусственно. Евангелие- особый источник, эмоциональный и символический, он допускает разногласия. Приведенные слова не программа действий, а пророчество бед. Им противостоят идеи осуждения насилия ("взявший меч от меча и погибнет"). Эти положения больше соответствую духу христианства. Программа и суть христианства не в преобразовании мира, а в спасении души. 

2.2 Идеи раннего христианства
    Вопрос   принятия   христианства   на   Руси   сложен    и    во   многом    не определен. Для 'того чтобы наиболее объективно представить себе сущность этого явления    (очень    часто    трактуемого    как    поворотный    момент    в отечественной   истории),  необходимо,  прежде  всего,  рассмотреть  две основные проблемы:
    1) в какой  фазе развития находилось язычество на момент принятия христианства   и   насколько   оно   удовлетворяло   духовным   запросам населения Киевской Руси;
    2) каковы были причины, толкнувшие Владимира «на путь реформ».
    К концу 10 в. язычество на Руси представляло собой достаточно сложный механизм, в котором причудливым образом сплетались духовные и мировоззренческие понятия, практические наблюдения и хозяйственный опыт. «В истории язычества мы наблюдаем не смену устаревшего возникшим новым, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть, несколько трансформируемое) старое»3... Действительно, в обрядах и культах русичей достаточно ярко проступают фетишистские и тотематические, и анимистические элементы. Более того, многие из них вошли в народное сознание достаточно прочно, что сохранились по сей день (например, ношение в кармане амулетов, клыков животных или камешков причудливых форм).
    Почитание водоемов, камней, деревьев, определенных животных естественным образом переходило в почитание духов вод (русалок), лесов (леших) и т.п. С течением времени персонификация божеств приобретает более конкретный характер. К 9 в. это уже вполне определенная политическая система. Важным здесь является тот факт,
    3 (Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987). Это что??????
    что  все  божества управляли  только  природными  стихиями!  Духовно- 
нравственная (равно как и социальная) стороны жизни не получили почти 
никакого отражения в религиозных воззрениях Киевской Руси. Понятно, 
что подобная ситуация говорит о том, что уровень развития славяно 
русского язычества к   10 в. был еще не достаточно высок (во всяком 
случае не достиг того апогея, за которым следовал бы упадок). 
Восточнославянские племена находились на том уровне развития, когда 
основной целью их устремлений была забота об урожае или 
Успехе военных действий Язычество      предхристианской       Руси это      не язычество предхристианского Рима. Философия александрийских неоплатоников была чужда Руси, «в особенности его центральная идея идея искупления и спасения» Гораздо ближе и понятнее были русичам вполне конкретные вещи: Солнышко, дающее свет и тепло (следовательно, сытость и благополучие), Мать-сыра-земля (из которой все вышли и в которую затем уйдут), ветры, облака и т.д.4

    Понятие о загробной жизни носило также, если можно так выразиться, практический характер. Умерший член рода использовался  в качестве посредника между людьми и небом (т.е. опять же теплом и влагой). Осуществлялась эта связь совершенно гениальным способом: тело покойного сжигали. Таким образом, определенная его часть вместе с дымом поднималась поближе к богам, другая в виде пепла оставалась на земле. Моления и приношения, совершаемые на месте погребения, предавались «небесной части», которая в свою очередь сообщала все просьбы богам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.