На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль отца в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
      Эволюция семьи……………………………………………………………6
      Причины кризиса в современной семье…………………………………12
Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34
Заключение………………………………………………………………………38
Список  литературы………………………………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………..42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

      Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.
      По  мнению специалистов, современная семья  переживает трудности, и в настоящее время институт семьи находится в состоянии кризиса. В этих условиях сегодняшняя семья изменяется, значит, меняются структура, функции, отношение к семье как институту. По оценке социологов, демографов, сегодня распадается каждый второй брак. Десять лет назад подавала на развод каждый третья пара [25]. Рост просто огромный - в полтора раза. Меняются и отношения внутри семьи, а также и статус выполняемых семейных ролей.
      Семейно-брачные отношения - одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества. На фоне общего кризиса традиционной семьи изменения, происходящие в брачных отношениях, способствовали повышению интереса к гендерным проблемам. Однако возросший интерес к этой проблематике в научных исследованиях позволяет обнаружить, что теме отцовства, «мужского» в мировой культуре и России, в том числе, уделяется недостаточное внимание. В связи с ослаблением традиционных ценностей семьи, трудовой занятостью женщин, кризисом маскулинности происходит перекос гендерных отношений в современном мире, смещается роль отца. Возникает необходимость переосмысления места и роли отцовства в формировании и развитии не только семьи, но и личности ребенка, что является своего рода гарантией организации нормального существования общества.
    Проблема  отцовства имеет комплексный  характер и её понимание тесно связано с темой семьи, ролевых отношений в семье, воспитания молодого поколения. Семья издавна является объектом социологического изучения.
     Феномен отцовства же мало изучен, можно  выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный  смысл к проблеме отцовства: М.Мид – культурологическая концепция на гендерных функциях отцовства и материнства; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский, Усова С. - педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева, Бездерева: исследование материнства и в связи с ним отцовства, Андреева Т. В., Борисенко Ю. В. – социально-психологические аспекты отцовства, Гурко Т.А. – исследование отцовства как аспекта родительства. С.И.Голод и А.АКлецин провели историко-социологический анализ семьи и брака, раскрыли значение социально-психологических ценностей семьи.
    В настоящее время проблемы, связанные  с рождением и воспитанием  нового поколения россиян, особенно актуальны. Российская семья становится главным объектом общенационального  интереса, а пропаганда семейных ценностей  – конкретной государственной задачей. Сегодня появилось понимание  того, что реализация демографической  политики неотрывна от жизни семьи. От состава каждой семьи, ее материального, духовного и культурного развития, характера ценностных ориентаций матерей и отцов зависит, в конечном счете, благополучие всего общества. В России 2008 год был объявлен «Годом семьи», появился новый праздник 6 ноября «День отца». Все это подтверждает несомненную актуальность проблемы семьи и отцовства.
     Объект: роль отца в современной семье.
     Предмет: изменение роли отца в современной  семье.
    Цель  работы – описание роли отца в современном  мире и процесс ее измененяе.
     Задачи:
    Рассмотреть современную семью как объект социологического исследования;
    Описать теоретико-методологические подходы к анализу ролевых отношений в семье;
    Описать отцовство как феномен и социальную роль;
    Проанализировать особенности, причины и тенденции трансформации роли отца в условиях современной российской семьи.
      Методологическая  основой нашей работы является статусно-ролевая теория Дж. Мида и Р. Линтона.
        В работе использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, сравнение, классификация, группировка, обобщение, и специальный метод - интервью.
      Эмпирической  основой является социологическое  исследование, проведенное в форме  интервью с руководителем проекта  «Родительская академия» Ливенцевой Еленой Николаевной  с 17 по 18 мая 2010г.
      Композиционно работа состоит из введения, где  формулируется цель, задачи, метод, объект, предмет исследования, определяется актуальность, степень изученности  поставленной проблемы, определяется структура работы; а также трех глав, в которых заключено основное содержание работы; и заключения, где даётся выводы по работе. В конце прилагается список использованной  по теме литературы и приложение. 
 
 
 

Глава 1. Современная семья  как объект социологического исследования. 

      Эволюция  семьи.
 
     Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом  глобального развития. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, занимающее ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности - по поддержанию существования членов семьи, по рождению  и  по социализации детей.
     Семья – это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
    Через существование и преемственность семейных поколений достигается физическое и духовно-нравственное воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Поэтому социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, существования самого общества.
    В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс рассматривает основные стадии развития института семьи. Кровнородственная семья, как первая ступень семьи развилась из существовавшего на низшей ступени дикости промискуитета - первобытного состояния неупорядоченных половых отношений, когда семейная жизнь была идентична общественной [25].
    Кровнородственная семья характеризуется групповым  браком, половое  общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сёстры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному поколению или племени. Сужение круга половых партнёров в рамках семьи подобного типа  произошло под влиянием развития общества и привело  к  возникновению  более  развитой формы семьи - пуналуальной.
    В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется  и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи всё ещё присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это - брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная  семья,  таким образом, представляет собой такую форму  брачных  отношений,  когда брачными партнёрами является группа сестёр из одного рода и группа братьев из другого рода [25]. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака.  
    Переходным  историческим типом выступает синдасмическая семья,  которая появляется на рубеже дикости и варварства, в ней один мужчина живёт с одной женщиной.  Полигамия, т.е. многобрачие, или в данном случае многожёнство, остаётся  исключительным  правом  мужчины. Регулируя половые отношения определённого мужчины и определённой женщины, синдасмическая семья  делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи.
    В первобытном обществе или дофамилистической эпохе выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и следствием успеха обучения индивида общепринятым формам жизни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения. Приобщение потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности посредством социализации, а не инстинктов отличает человеческие племена от популяций животных. Проводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные "родители". Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз [2]. Усилия семьи прежде всего тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов с помощью обеспечения существования членов рода и поддержки высокой рождаемости, компенсирующей все людские потери.
     Отсюда  тенденция к раннему вовлечению в брачные отношения всех достигающих  половой зрелости и к продолжению  деторождения вплоть до потери плодовитости. Отсюда и "сцепление воедино" (ради единой цели - многодетности) брачно-сексуального, репродуктивного и самосохранительного поведения личности [2].
    Социальные нормы высокой рождаемости функционировали прежде всего в форме табу на всякое предупреждение и прерывание беременности (хотя средства предупреждения и прерывания беременности были известны издревле).
    Семья-род  или семья-община, основанные на групповом  браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства, появления экономики и собственности, отношений власти и подчинения локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья. В связи с разложением родового строя, на ранних стадиях рабовладельческого строя возникает моногамная семья, которая отличается тесной связью между мужчиной и  женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление   частной собственности и стремление её защитить, т.е. обеспечить бесспорность  отцовства и права потомства на владение семейным имуществом.
    Семейные  отношения, главенствующее положение  в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением в традиционном обществе. В ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций. Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Так как экономика и семья были неразрывны, то увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства, что в свою очередь усиливало мотивы многодетности.
     Дети  благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства  рассматривались одновременно и  как находящиеся на содержании, и  как работники. Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующим поколениям. Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма - как характеристики образа жизни, основанного на "семьецентризме". Соответственно в такой, ориентированной на семью и домохозяйство системе жизнедеятельности социальные роли мужчин и женщин были строго дифференцированными и взаимно дополняли друг друга [2]. 

     Доминантой  общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и  сложными, объединяя в себе несколько  поколений и боковых ветвей, но и связанными многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большим числом других семей, с  которыми они осуществляли "брачный" обмен. Жизнь традиционной семьи была неразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи и которая передавалась от поколения к поколению.
     Отличительное свойство патриархальной семьи - мощная власть межпоколенных связей. Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали свой статус и власть.
    Эти пять фундаментальных признаков - семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность  и приоритет старших поколений - обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов.
    В эпоху индустриального общества отделение труда от семьи, выход всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда, индустриализация производства привели к   образованию нуклеарной семьи (от лат. “нуклус” - ядро), в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских. Такая семья состоит из самых необходимых для образования семьи членов - мужа и жены. В неё может  входить сколько угодно детей, но стало фактом уменьшение их количества и  даже образование бездетных нуклеарных семей (впервые название “нуклеарная” применил к семье американский социолог Ж. Мердок) [2].
    Переход ряда функций семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую  ячейку, где каждый из ее членов вовлекается  в такую деятельность, в которой  семейные связи утрачивают свое прежнее  значение посредника, родство уступает место экономическим целям индивида. Общесемейная деятельность помимо гигиенических и физиологических процессов дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома.
    Рождение  большого количества детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую  зависимость детей от родителей  и ослабляют репродуктивную мотивацию. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, успехи медицины и здравоохранения удлиняют срок жизни и непосредственно воздействуют на уменьшение смертности. А это означает, что для самосохранения население не нуждается в какой-либо подстраховке через высокую рождаемость. Снимается запрет на применение контрацепции и абортов, в процессах урбанизации исчезает потребность в детях как работниках – все это приводит к ослаблению норм многодетности, редуцированию их до ее нижней границы (5 детей) и ниже до массовой однодетности.
    Участие обоих супругов в производстве, их относительно равный вклад в общее  хозяйство и юридическое равенство  членов семьи с развитием  демократических начал способствует становлению в семье эгалитарных  отношений. Современная нуклеарная семья становится эгалитарной (от лат. “эгалитаре” - уравнительный), т.е. семьёй с равной долей прав и ответственности всех её взрослых членов с достаточно независимым положением детей [12].
    Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов.
    Кроме нуклеарной семьи, выделяют также расширенный тип семьи. Расширенная семья - семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. В этих семьях иногда два - три поколения живут в одном месте или неподалёку. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, тётей, дядей, племянников и т.д.
    Таким образом, семья - это исторически изменяющееся явление. Эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие патриархальные семьи с развитым семейным производством и родством. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью. Но семья - является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Поэтому если общество непрерывно изменяется, то и семья также менятся, приспосабливаясь к социальным переменам. 

      Причины кризиса в современной  семье.
 
      По  мнению специалистов, современная семья  переживает трудности, и в настоящее время институт семьи находится в состоянии кризиса. Проявления кризиса наблюдаются в самых различных сферах. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.
     В начале XX в. многие социологи констатировали кризис семьи как необходимой формы рождения и воспитания детей, тщательно описывали все составляющие этого процесса "таяния " семейных функций государством и обществом [9]. Отмена частной собственности, резкое усиление роли государственного вмешательства в частную жизнь семьи привели к разрушению семейного домопроизводства и семейного наследования.
     Во  второй половине XX столетия система факторов, связанных с "модернизацией" индустриально развитых стран капитализма, привела к целому ряду затяжных и негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи.
    Кризисные тенденции связаны, прежде всего, с переходом от патриархальных стандартов к новым ценностным ориентирам. Как считают А.И. Антонов и В.М. Медков, Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных ориентаций. Система ценностей фамилизма в традиционном обществе, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере "модернизации" становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система "семьецентризма" уступает место системе "эгоцентризма" [2].
    Пpoцесс нуклеаризации, т.е. распространение нуклеарной, двухпоколенной семьи, состоящей из родителей и детей, при повзрослении которых происходит отдаление их от родителей, ослабляет семью как союз родственников, т.е. разъединяет старшие, средние и младшие поколения. Что приводит к индивидуализации жизни, т.е. одиночно-индивидуального образа жизни, где преобладают ценности эгоцентрического существования, массовости малодетной семьи и ее несостоятельность в социализации потомства. Семья теряет роль посредника между личностью и обществом.
     Посредничество  семьи понимается институционально. Так, являясь базисной институциональной  подсистемой общества, семья призвана, как утверждал Т. Парсонс, "увязывать органическую систему с человеческой деятельностью". Невыполнение семьей своих главных функций (репродуктивной и социализационной) свидетельствует о глубокой институциональной дисфункции [2].
     Если  оценивать выполнение репродуктивной функции – семья есть  и всегда будет единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения. Хотя в современных условиях эта функция теряет свою значимость. Массовость малодетной семьи приводит к снижению уровня рождаемости населения. По данным Росстата, если в 1960-е годы число детей на одну женщину приходилось 2,5; 1990г. – 1,9; то в 2008-м году – 1,5, а в 2009-м – 1,3.
     Что же касается функции социализации, при этом решающую роль в потере семьей ключевого положения в воспитании новых поколений имела поддерживаемая государством, особенно в советский период, передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам, пионерлагерям, училищам, вузам и т.д.).
     В связи с исчезновением семейного  производства и отрывом от семьи  работой человек большую часть  своего времени проводит вне семьи, что ослабляет семейные отношения. В то же время родители возлагают  обязанности воспитания, обучения и  социализации на различные социальные институты. Так нарушается культурная и духовная преемственность поколений.
     Процесс конъюгализации – сведение единства семейной жизнедеятельности к супружескому партнерству и сексу, т.е. к тем отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей или их полное отсутствие, девальвации семьи, детей, родительства ослабляет триединство супружества-родительства-родства. И как следствие этого наблюдаются структурные изменения в семье - различные составляющие (брак, родительство, дети, домохозяйство) как бы приобретают самостоятельное значение [23].
     Кризисное состояние института семьи проявляется в отношении к самому браку как ценности – по итогам выборочного обследования «Семья и рождаемость» за 2009г. Госкомстата, абсолютное большинство состоит в незарегистрированном браке (85% респондентов). Что касается заключаемых браков то, если в 1960г. на тысячу человек приходилось 12,5, 1990г. – 8,9, 2000г. – 6,2, 2006г. – 7,8. Хотя за последние года прослеживается тенденция увеличения заключаемых браков (2007г. – 8,9, 2008г.- 8,3), что возможно связано с политикой государства на поддержку семьи. В период с 2000 года по 2009 год заметна устойчивая тенденция к росту количества регистрируемых браков по стране.
     В отношении разводов картина менее  оптимистична В 2007 году, по данным Госкомстата, на каждые 100 браков приходилось 54 развода. В 1992 году было зарегистрировано 60% разводов, в 2000 году— уже 69%. (1960г. -1,5, 1990г. – 3,8, 2000г. – 4,3, 2008г. -5,0). Уменьшение количества браков и увеличение разводов приводит к повышению количества неполных семей, которые тем более не могут выполнять свои прямые функции.
     Таким образом, основными причинами кризиса семьи являются: невыполнение семьей своих функций, ослабление семьи как союза родственников (процессом нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации), союза супругов (процесс индивидуализации), и вообще ослабление триединства супружества-родительства-родства из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены семьецентризма эгоцентризмом). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Трансформация  роли отца как проявление кризисного состояния  семьи. 

     2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи. 

     Статусно-ролевая структура семьи – это такая структура семейных отношений, которые определяются характером и содержанием семейных ролей и статусов.
     Основные  положения статусно-ролевой теории были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом и антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций [5].
      Статус  понимается как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся  определенной совокупностью прав и  обязанностей, которые он получает, благодаря своему положению. Каждый человек в социальной системе обладает множеством статусов, но в этом статусном наборе обязательно существует главный. Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Разновидностями социального статуса выступают: приписываемый – статус, в котором человек рожден, навязанный обществом независимо от усилий и заслуг личности, и достигаемый – определяется усилиями самого человека.
      Роль  определяется Р. Линтоном как «динамический аспект статуса» [5]. Она приводит в действие статус личности. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Человек вынужден корректировать свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями тех, кто функционально связан с данным статусом. Если роль не исполняется должным образом, то к человеку применяются санкции. Таким образом, роль является основным средством обеспечения эффективного функционирования социальной системы, ее институтов.
      Семейная роль  - один из видов социальных ролей человека  в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида  в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра, старший, младший).
     Выделяют  роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне семьи. Он включает в себя роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями (свекор, теща, невестка, зять и др.) и роли, обусловленные кровным родством (бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.).
     В функциональных семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит  альтернативный характер ролей. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет мера согласованности роли с личностью  исполнителя (в этой связи говорят о возможностях усвоения, внутреннего принятия роли), чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация.
     Статусно-ролевая структура при выполнении определенных семейных функций может характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. При совместном исполнении ролей в рамках данной функции исполнители роли имеют согласованное и определенное представление о требованиях, предъявляемых к этой роли как обществом, так и ролевым партнером, и о своем месте и месте других членов семьи в ролевой структуре. При наличии способности данного члена семейной группы к усвоению роли, складывается отношение  ролевого согласия.
     Ролевой конфликт  чаще всего проявляется следующим образом. Конфликт  ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи. В этом случае представления, например, супругов о том, каковы их права  и обязанности  в рамках семьи. Их модели ролевого поведения в значительной мере противоположны, особенно модели своего и места других членов семьи.
      Межролевой конфликт,  при котором противоречие  кроется в сложности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода сложности, в частности, наблюдаются в многопоколенных семьях,  где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли.
     Внутриролевой конфликт,  при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли.
     Особое  место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности усвоения роли, обусловленные, как правило,  такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость,  неподготовленность к исполнению супружеских и особенно родительских ролей.  

     Оценка  состояния современной семьи  позволяет говорить о существовании  целого ряда противоречий между ролями и статусами носителей этих ролей.
     Особенно  ярко статусно-ролевой конфликт виден на примере российских женщин. Женщина в современной российской семье исполняет роль хозяйки, матери, жены. Её обязанности перед семьёй трактуются весьма широко: ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, профессиональная деятельность и многое другое. Женщина несет на себе двойную нагрузку, выполняя традиционные женские роли в семье и современную роль, предполагающую обеспечение семьи материальными средствами наравне с мужчинами. Препятствие профессиональной деятельности к осуществлению основных биологической и социальной обязанностей женщины, которые состоят в продолжении рода, является причиной демографического кризиса. Стране нужна не столько женщина-личность, сколько женщина-мать. Совмещение же этих двух ролей в одну без ущерба для той или другой фактически невозможно. В подобных ситуациях особенно возрастают требования к гибкости ролевого переключения, что затрудняет формирование целостного ролевого образа женщины.
     В связи с этим мужчины в современной эгалитарной семье постепенно перенимают некоторые функции женщин – хозяйственная, воспитательная, уход за детьми и другие.  Здесь возможно возникновение внутриролевого конфликта. Роль воспитателя требует от мужчины, например, твёрдости и последовательности и, вместе с тем, терпения и снисходительности к воспитуемому. Совмещать противоположные, по сути, подходы сложно. В результате зачастую роль выполняется не качественно.
     Еще одна из причин возникновения конфликта - наложение ролей друг на друга. Супружеская и родительская роли пересекаются, так как эмоциональная поддержка необходима супругам как по отношению друг к другу, так и по отношении к детям [24]. Мужчина чаще любит в женщине жену, а не мать, тогда как женщина, прежде всего, ценит в нём отцовские качества, а затем супружеские.
     Как отмечает М.К. Горшков, социально-экономические реформы повлияли на семью не только с позиций переоценки супружеских ролей и статусов. Сформировался новый стиль во взаимоотношениях взрослых и детей. Так, родители 90-х лет предоставляют всё больше свободы и самостоятельности детям. Дети всё раньше выходят из пол родительской опёки. Между двумя поколениями возникает дистанция. И как следствие всё шире распространяется такие явления, как одиночество престарелых и сиротство детей. Карцева отмечает, что “это приводит к возникновению новых ролевых ожиданий: они чаще носят негативный характер” [6].
     Выделяют  следующие факторы, влияющие на статусно-ролевые позиции в семье: этнополитический, экономический, территориальный, культурологический, социально-психологический, но главным все же остаётся социально-экономический.
     Распределение ролей супругов зависит от их экономического статуса: чем он выше, тем шире объём  их прав, тем масштабнее сфера лидерства1. 
В семьях, где мужчины сумели реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал, главенство принадлежит им. В тех семьях, где высокие заработки - удел женщины, они руководят семьёй.  
Распределение власти в российской семье начала XXI века в меньшей степени зависит от традиционных установок в обществе и в большей от статуса, так как уровень доходов одного либо обоих супругов определяет их совместное материальное благополучие.

     Кроме социально-экономического очень важным является территориальный аспект. Модели семейной власти напрямую связаны с тем, к какой нации принадлежит семья и в каком регионе она функционирует. В регионах восточного менталитета высокий статус мужчины не подлежит сомнению, как и подчинённое положение детей по отношению к взрослым. Если же речь идёт о смешанных в расовом, конфессиональном и национальном отношениях семьях, то более высоким будет статус тех отцов семейства, которые принадлежат к титульной расе или нации, и более низким статус мужчин, не относящихся к данной категории людей. Например, в национальных территориальных образованиях цена жениха или невесты, мужа или жены некоренной национальности ниже, чем их партнёра титульной нации. Так проявляется влияние этнополитического фактора.
     Ещё один фактор, влияющий на статусно-ролевые позиции в семье - социально - психологический. В числе особенностей взаимодействия людей в семье - разделяемые ими нормы и ценности, взгляды и убеждения, представление о себе и других, об окружающей социальной и природной среде, проявление характера и темперамента, самооценка.  
Статус в семье тем выше, чем выше интеллект его носителя, общий и социальный, более адекватна самооценка, гибче социальные установки, многообразие представлений об окружающем мире. Следовательно, определить лидерский потенциал мужа или жены, можно лишь в том случае, если будут учтены все вышеназванные характеристики.

     Современные модели семьи, возникшие во второй половине ХХ века. С. И. Голод называет детоцентрическими либо супружескими. В детоцентрической семье дети становятся смыслом существования. В супружеской семье в центре оказываются отношения между брачными партнёрами, их интимность, автономия, личное взаимодействие, индивидуализация, взаимная ответственность ввиду интенсивной вовлечённости женщин в профессиональную деятельность и их социально-нравственная эмансипация [6].
     Итак, из сказанного вытекают следующие выводы. Роль и статус являются важными характеристиками структуры семьи, которые в первую очередь необходимо учитывать при анализе семейных отношений в целом. Можно констатировать, что основное отличие семьи наших дней состоит в большей демократизации, эгалитаризации внутрисемейных отношений, повлиявшей на социальные установки и ролевые ожидания людей. Статусы не только мужчины и женщины, но и взрослых детей тяготеют к выравниванию ввиду усиливающейся тенденции к женской эмансипации. И главным фактором, определяющим статусно-ролевые позиции в семье, является материальный.  

     2.2. Феномен отцовства. 

     В привычной нам культурной среде материнство - одна из главных аспектов женского стереотипа, а социальные характеристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле первичной социализации. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что: отцовские функции биологически труднее конкретизировать, исторически они институциализируются гораздо позднее, распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации, и имеет как социальные, так и биологические предпосылки.
     Если  рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство  не является обязательным компонентом  семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а  не биологическую функцию. При всем разнообразии человеческих культур, их условно можно разделить в этом плане на «отцовские», т. е. такие, в которых «отцовская роль мужчины значительна», и «безотцовские», т. е. такие, в которых «мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец». Последние, например, встречаются в афро-азиатском регионе. «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи [4].
     Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная  и ценностно-смысловая сферы, социальная роль отца, различающаяся в зависимости  от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.
     Поэтому определение отцовства не рассматривается с точки зрения врождённого чувства, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. А представляет собой интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека.
     Русское слово «отцовство» в английском языке передается терминами fatherhood и fathering. Первое слово обозначает отцовство как социальный институт, то, как его представляет себе общество, это система прав, обязанностей, статусов, социальных ожиданий и требований, предъявляемых к мужчине как родителю и коренящихся в нормативной системе культуры и в структуре семьи. А второе - отцовство как деятельность, практики и стили поведения в повседневной жизни, то есть деятельность, связанная с социальной заботой и воспитанием детей. Для исследования этих явлений нужны разные источники и методы. В первом случае осуществляется реконструкция и анализ социокультурных норм, чего общество ожидает от отца «вообще». Во втором случае происходит описание и анализ того, что фактически делают и чувствуют конкретные отцы, какова психология отцовства [17].
     Отцовская идентификация - это процесс осознания  себя в качестве родителя и принятие (или отрицание) имеющихся культурных норм поведения отца (принятие роли). Феномен отцовства может быть рассмотрен с двух точек зрения: как обеспечение условий развития ребенка и как часть личностной сферы мужчины. Оба эти подхода взаимосвязаны. Они рассматривают один и тот же феномен с точки зрения двух его функций. Если отцовство рассматривается с первой точки зрения, то акцентируется влияние отца на развитие ребенка. Изучение отцовства с этой позиции включает анализ личностных вкладов отцов в развитие ребенка (детей). Рассмотрение отцовства со второй точки зрения позволяет выделить функцию самореализации мужчины как отца. Родительство для мужчины такая же значимая сфера реализации себя, как и для женщины.
     А.АКлецина выделяет две основные модели отцовства: традиционную и «ответственную» [15].
     Традиционная роль отца, хотя и весьма различающаяся в разных культурах, сводится к следующим главным функциям: обеспечение и защита семьи и детей, утверждение родительской власти как средство воспитания детей, приучение детей к дисциплине, порядку, в случае необходимости - наказание детей.
     Традиционная  «правильная» модель мужчины, прежде всего, связана с его работой и  успехом как кормильца семьи: мужчина должен работать без устали и усталости, делать карьеру, зарабатывать деньги, по возможности иметь успех  и в семье. Но, главное, кормить  ее. Сознательно или подсознательно мужчины следуют данной модели, она  руководит ими. При этом ограничиваются возможности мужчин для освоения других моделей ролевого поведения. Другой важный аспект традиционной роли отцовства - это руководящие функции  в семье. «Традиционный» отец заботится  о своей семье как руководитель, наставник, персонификатор власти. Такой отец всегда эмоционально сдержан, часто суров и строг. Традиционные отцы ни при каких условиях в своих занятиях или карьерных планах не идут на жертвы ради семьи. Традиционные модели отцовства сохраняются в нашем обществе, более того, они активно поддерживаются и насаждаются. «Российские СМИ всячески подкрепляют традиционный стереотип властного отца».
     Но  современным отцам сложно соответствовать данному образу, так как, в большинстве семей мужчины уже не являются единственными кормильцами; защита детей от угроз современной цивилизации является задачей, значительно превышающей возможности отдельного человека; дистанцированный стиль взаимодействия с детьми приводит к отчуждению и конфликтам в семье. Как правило, логическим продолжением этой традиционной модели являются роль «отсутствующего» отца, которая является следствием кризиса традиционной роли отца.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.