На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История платежной системы в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
       Сложившаяся к настоящему моменту  ситуация в мировой и национальной  экономике предъявляет особые  требования к институциональной,  нормативно-технологической и технической  базе произведения бесперебойных  расчетов между экономическими  субъектами. В ситуации продолжающейся  нестабильности на мировых финансовых  рынках и повышенной зависимости  экономики Российской Федерации  от их конъюнктуры, при условиях  необходимости комплексной модернизации  структуры экономико-хозяйственных  взаимоотношений субъектов национальной  экономики, во многом сохраняющих  неэффективность, унаследованную  от плановой экономики советского  периода, особую значимость приобретает  эффективная национальная платежная  система. Также, учитывая все  возрастающую автоматизацию процесса  расчетов, совершенно необходимым  является уделение повышенного  внимания проблемам безопасности, стабильности и своевременности  проведения платежных операций - оценке рисков и выработке  принципов функционирования систем  автоматизации безналичных платежей  и расчетов.
     Коммерческие  банки играют немаловажную роль в  современной платежной системе. Они выполняют функции, необходимые  для обеспечения деятельности хозяйствующих  субъектов. В России в настоящее  время существует двухуровневая  структура банковской системы, к  первому  уровню относится Центральный  банк с региональными управлениями соответствующих субъектов Федерации. Ко второму уровню относятся  коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Коммерческие банки осуществляют следующие  операции: расчетные, вкладные, кредитные, кассовые и другие. Для осуществления  перевода денежных средств клиентов банки устанавливают между собой корреспондентские отношения.
     Переход России к рыночной экономике изменяет и банковскую систему расчетов. В  настоящее время возникла конкурсная среда в сфере банковских услуг  и коммерческий банк  должен предложить своему клиенту комплекс банковских услуг, при этом получить доход, позволяющий обеспечивать последние технологии и технические средства для оказания банковских услуг.
     Все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг  завершаются денежными расчетами  между покупателем и поставщиком. Такой денежный оборот регулируется законодательством и построен на следующих принципах:
     1)                все предприятия независимо от их организационно–правовой формы обязаны хранить денежные средства в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием;
     2)                денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем;
     3)                платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платежными документами;
     4)                клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетно–кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков.            
     Выбор данной  темы обосновывается исходя из интересов потенциального вкладчика  и как клиента банка. Актуальность  заключается в следующем: безналичные  расчеты все шире  вторгаются и в сферу денежных отношений  физических лиц. Зачисление доходов  на банковские счета, использование  чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной  системой рыночной экономики.
     В связи с выбранной темой ставится цель – оценить эффективность  действующей системы безналичных  расчетов и  определить приоритетные направления совершенствования  системы безналичных расчетов.
     В соответствии с поставленной целью  решаются следующие задачи:
     -  раскрыть понятие платежной системы Российской Федерации (принципы построения и элементы платежной системы, теория безналичных расчетов);
     - проанализировать организацию безналичных расчетов;
     -  определить будущее развития платежной системы РФ;
     -       сделать выводы и определить приоритетные направления совершенствования системы безналичных расчетов.
     В соответствии с поставленной целью  и задачами курсовая работа имеет  следующую структуру. Работа состоит  из двух глав:
     В первой главе рассматривается понятие  платежной системы Российской Федерации. Определяются принципы построения, формы и методы проведения безналичных расчетов. Безналичные расчеты – это денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Гражданским кодексом РФ установлены следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных  законом, установленными в соответствии с ним банковскими  правилами и применяемыми в банковской практике (ст.862 ГК РФ «Формы безналичных расчетов»). Безналичные расчеты производятся через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии  и открывают банковские счета (п.3 ст.861 ГК РФ «Наличные и безналичные расчеты»). Рассматривается структура современной платежной системы РФ.
     Во второй главе сформированы основные направления совершенствования системы безналичных расчетов, концепция развития безналичных расчетов, современные технологии проведения безналичных расчетов. Анализируются основные тенденции развития платежной системы Российской Федерации и влияние политики Банка России на совершенствование системы платежей.
     В условиях роста платежного оборота  и вызванного им увеличения трудовых затрат остро встала проблема создания принципиального нового механизма денежных расчетов, обеспечивающего ускорение оборачиваемости денежных средств и снижение издержек обращения. В России на современном этапе  ускорение платежей является первоочередной проблемой. В мировой банковской практике  это решается, прежде всего, с помощью «безбумажной» технологии за счет автоматизации и механизации денежных расчетов, широкой компьютеризации банковской и предпринимательской деятельности.   
     На  рубеже ХХ и ХХI вв. перед всеми сферами бизнеса встает вопрос  выживания в постоянно меняющихся экономических условиях. На первый план выходят такие проблемы, как дефицит информации, минимизация временных издержек по всем видам коммерческих расчетов и деятельности, возможность использования новейших достижений научно-технического прогресса. В современных условиях невозможно ведение бизнеса без доступа в мировую компьютерную сеть, которая называется Интернет. Интернет – это совокупность соединенных между собой серверов-компьютеров, на которых хранится различная информация, а также самих пользователей информации.
     Сегодня новейшие технологии позволяют клиентам банков работать со своими счетами, не выходя  из своего офиса. При этом операции по зачислению и списанию средств распорядителя счета  банк осуществляет в течение операционного  дня  в пределах России и за рубежом. В настоящее время  коммерческий банк борется и в сфере качества предоставленной клиенту услуги. Высокий уровень ответственности  заставляет повышать требования к персоналу  банка, их профессионализму, качеству подготовки сотрудников банка. В  коммерческом банке должны работать специалисты своего дела. 
     Теоретической базой исследования служили труды  отечественных и зарубежных ученых: монографии, учебные пособия, исследовательские  работы - как опубликованные в виде самостоятельных изданий, так и  помещенные в периодических изданиях; при написании работы использовались также нормативные документы  ЦБ РФ и государственные законодательные  акты. Информационной базой служили  статистические сводки, предоставляемые  ЦБ, а также информация независимых  рейтинговых агентств. В библиографическом  списке приведен полный перечень использованных при написании работы материалов.
 


     1. Понятие платежной системы Российской Федерации
     1.1 Принципы построения и элементы  платежной системы
     Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов  входящих в нее хозяйствующих  субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в  процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны – неотъемлемый элемент рыночной экономики, через  которую реализуются различные  экономические возможности. Создание стройной платежной системы в  России имеет особую значимость и  является одной из ключевых проблем  реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.
     Реализация  валового продукта, использование национального  дохода и все последующие перераспределительные  процессы в экономике обеспечиваются на основе потока денег в наличной и безналичной формах  денежного  оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в  денежной форме финансовыми и  нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны.
     Денежный  оборот подразделяется на налично-денежный и безналичный оборот. Основную часть  денежного оборота составляет платежный  оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме. Весь безналичный оборот является платежным, ибо предполагает разрыв во времени движения товара в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирования денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 70% всего денежного оборота), осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в банках, а также путем зачетов взаимных требований. Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотам.
     Счет  в банке – сердцевина его взаимоотношений  с клиентом, а рост суммы средств  на счете нередко рассматривается  как главный показатель работы предприятия. Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. [11] Среди них для обслуживания текущей (основной) деятельности выделяются счета до востребования, именуемые в силу особенностей каждой страны  по-разному, например, во Франции – текущие, США – чековые, Германии - жиросчета, России – расчетные. Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств и в рамках предприятия отражают распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВНП) и национального дохода (НД). Сюда поступают: выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), включая часть экспортной выручки полученной от  нерезидентов в результате обязательной продажи на внутреннем валютном рынке; прочие поступления. С расчетного счета удовлетворяются долговые требования по выплате заработной платы работающим, отчислениям налогов в бюджет, взносам во внебюджетные фонды, страховым платежам, оплате сырья, материалов, топливо, энергии, комплектующих соответствующим поставщикам, погашению ссуд, векселей и других финансово-кредитных инструментов. [8]
       Формой организации безналичного  платежного оборота является платежная система.
     Платежная система страны есть совокупность законодательно регулируемых элементов обеспечивающих  выполнение долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности.
       Главными, во многом обусловливающими  остальные элементы являются: субъекты  и объекты расчетных взаимоотношений;  принципы организации расчетов; формы расчетов; платежные инструменты;  способы платежа; риски.
     В переходных условиях России на пути к  рынку, по сути, заново происходит становление  платежной системы как важнейший составной части рыночных отношений.  Серьезным препятствием для этого стал глубокий экономический кризис, одним из проявлений которого явился платежный кризис. Последний существенно деформировал многие элементы платежной системы, не позволяя развиться к рыночному характеру.
     Рассмотрим  наиболее важные элементы платежной  системы применительно к внутригосударственным  безналичным расчетам в России.
     Хотя  в мировой практике формы международных  и внутренних расчетов тесно взаимосвязаны. Они в значительной степени унифицированы  и базируются на единых принципах. Важно  отметить также, что все элементы платежной системы тесно взаимосвязаны. Например, международные  расчеты, как  правило, являются оптовыми и электронными. Оптовые (внутренние и международные) – главным образом - электронные. Розничные расчеты - мелкие, бумажные и дорогостоящие.            
     Принципы  организации расчетов – основополагающие начало их проведения.
     Первый  принцип – правовой режим осуществления  расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как  основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных  взаимоотношений предопределяют необходимость  установления единообразия посредством  регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных  актов (указов Президента, постановлений  Правительства), а также нормативных  актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию  регулирования расчетов.[6]
     Главный регулирующий орган платежей системы  – Банк России. Среди трех его  основных задач значится обеспечение  эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России вложены  установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых  при этом документов,  координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том  числе  клиринговых  систем. Порядок  безналичных  расчетов в народном хозяйстве определен в Положении Центрального Банка РФ «О безналичных  расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001г. №2–п.
     Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями  и банковскими обычаями в использовании  различных элементов платежной  системы на основании постоянного  и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии – кредитовым. В России до революции было широко развито вексельное обращение.
     В связи с массовостью расчетных  операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов
     Второй  принцип организации расчетов -  осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как  у получателя, так и плательщика  – необходимая предпосылка таких  расчетов. Согласно ст.112 Основ гражданского законодательства безналичные расчеты  производятся юридическими лицами и  гражданами через банк, в котором  им открыт соответствующий счет. Для  расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор  банковского счета – самостоятельный  двухсторонний (участники имеют  как права, так и обязанности)  гражданско-правовой договор. Юридическое  оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусов, а также инструкцией  Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. №28 (с  последующими изменениями и дополнениями).[6]
     Согласно  Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им  количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.
     Банки и другие кредитные учреждения для  проведения расчетов между собой  открывают корреспондентские счета  – друг у друга (заключается договор  корреспондентского счета) и  в обязательном порядке  - в учреждениях Банка  России (договор на расчетное обслуживание банка).[6]
     Третий  принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать  недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.[6]
     Четвертый принцип  - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж реализуется  применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или  специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования - поручения, платежного – требования, переводного векселя).[6]
     Вместе  с тем законодательством предусмотрены  случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам  и другим обязательным платежам; на основании исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и другие, а также  безакцептного списания: за тепло- и  электроэнергию, коммунальные и другие услуги.
     Принцип срочности платежа вытекает из самой  сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное  и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его  начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершение действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995г. (ст.190-195).
     Значение  этого принципа заключается в  том, что непрерывно расходуемые  средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные  заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению  кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.
     Согласно  Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996г. № 244) обязательными реквизитами платежных документов являются срок и очередность платежа.
     Важнейший принцип организации безналичных  расчетов – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений  о порядке их проведения.
     Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий  и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для  осуществления производства), оно  контролирует своевременность и  правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи  со своими контрагентами. Выступая кредитором, т.е. поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки  проводит кредитный  контроль над повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.     
           Банки, выступая посредниками  между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, осуществляет  контроль над соблюдением ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, в частности в Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Например, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль  над движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между банками.
     Однако, как показывает практика, вес виды контроля (предварительный, текущий, последующий, внешний, внутренний) участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового  менеджмента на предприятиях должным  образом не налажены. Не отрегулирован  механизм и правового контроля со стороны  государства за соблюдением  правил игры предприятиями различной  формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одним из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.
     С изложенным принципом взаимного  контроля участников расчетов тесно  связан принцип их имущественной  ответственности за соблюдением  договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения  договорных обязательств в части  расчетов влекут применение  гражданско-правовой ответственности в форме возмещение убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.
     Надлежащий  контроль позволяет предотвратить  неисполнение обязательств как, своих  так и контрагентов, а если оно  наступило со стороны последних  – практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым  ослабить негативные последствия. Возможности  для этого значительно расширились  благодаря совершенствованию законодательство, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия  за невыполнение денежных обязательств.
     В связи с реформами в России, пожалуй, ни в одной сфере экономических  отношений за исключением налоговых, не было принято столько законных и подзаконных актов, как в  области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности  за нарушение обязательств и осуществлении  расчетов.
     В ГК РФ (часть 1, ст.395) значительно усилена  ответственность за неисполнении денежного обязательства дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды.
     Взаимные  претензии между плательщиком и  получателем средств рассматриваются  обеими сторонами без участия  банковских учреждений. Спорные вопросы  решаются в суде,  третейском суде и в арбитраже. Претензии к  банку, связанные с выполнением  расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме  в обслуживающих их банке. Последний ведет  переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.
     Несмотря  на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых.  Как свидетельствует практика работы Арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 года самые болезненные дела связаны с расчетами.
     Наибольшее  количество претензий и исков, предъявляемых  в связи с неисполнением обязательств по договорам, связано с ненадлежащим исполнением и неисполнением  условий расчетов на товар. Недостаточная  ответственность недобросовестных получателей продукции стала  одной из причин массового характера  несвоевременных платежей.
     Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных  между собой принципов организации  безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная  система контроля над сферой расчетов со стороны органов, призванных его осуществлять: коммерческих банков и ЦБ РФ, Минфина РФ, Госналогслужбы РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, прокуратуры, арбитражных, третейских судов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы.
     Безналичные расчеты за товары и услуги, а  также в связи с финансовыми  обязательствами осуществляются в различных формах. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к которым относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Каждая их которых имеет специфические особенности характере и движении расчетных документов. 
     1.2 Структура национальной платежной системы РФ
     Национальная  платежная система России складывается из различных, связанных между собой, платежных систем - универсальных, ориентированных  на обработку разнородных по источниками и назначению платежей, и специализированных, направленных на обслуживание какого-либо сегмента национальной экономики или какой-либо категории плательщиков. Регулирующей и надзирающей инстанцией национальной платежной системы является Центральный Банк, также представляющий собой системообразующее ядро и обеспечивающий связность различных, в общем случае не контактирующих между собой, платежных систем: региональных, специализированных, отраслевых. Звенья платежных систем - банки, небанковские расчетные и клиринговые организации, филиалы кредитных учреждений, платежные агенты.[12]
     Основным  инструментом совершения безналичных  расчетов на территории Российской Федерации  является сеть валовых расчетов Центрального Банка, и каждое кредитное учреждение (либо его структурно обособленный филиал) в обязательном порядке должно иметь открытый корреспондентский  счет в одном из Расчетно-кассовых Центров (РКЦ) - подразделении Банка  России, организованные в местах расположения банков и обеспечивающем платежные  операции на подведомственной территории. В зависимости от условий связи и наличия учреждений банков могут организовываться межрайонные РКЦ.
     Таким образом, все кредитные организации  и филиалы являются клиентами  Центрального Банка и отношения между сторонами регулируются договорами корреспондентского счета. В некоторых случаях, клиентами сети расчетов Банка России могут становиться и юридические лица небанковского сектора. Это может быть вызвано неразвитостью банковской инфраструктуры в местах территориального расположения таких организаций или их стратегической значимостью для национальной экономики.
     Все платежи в системе осуществляются в пределах остатка на счете участника  системы на момент проведения операции и являются безотзывными и окончательными. Каждый платеж реализуется индивидуально, время его проведения не зависит  от местоположения участников системы. Платежи в системе РКЦ подразделяются на внутрирегиональные, межрегиональные  и платежи с применением авизо; такое разделение обуславливается  неодинаковой затратой ресурсов на осуществление  платежа, различными процедурами их обработки и, соответственно, сказывается  на размере взимаемых сумм комиссии.
     Банки и их обособленные структурные подразделения  имеют уникальный идентификатор - БИК (банковский идентификационный код), применяемый при расчетах в системе  Центрального Банка. Благодаря этому, они однозначно идентифицируются, что  практически сводит к нулю вероятность  зачисления платежа неверному адресату.
     Между собой Расчетно-кассовые центры производят расчеты через систему межфилиальных  оборотов.
     Важное  место в системе межбанковских  расчетов занимают клиринговые операции, преимущественно осуществляемые ЦБ между банками, расположенными в  пределах одного города. Клиринг являет собой систему регулярных расчетов, основанной на взаимном зачете требований и обязательств клиентов банков. Клиринговые расчеты, при их значительной концентрации, серьезно уменьшают размер обращающихся средств, упрощают управление ими, упрощают, ускоряют и удешевляют расчеты. Аналогичные функции, в том числе и в пределах одного региона, могут выполняться и специальными небанковскими структурами - клиринговыми центрами и расчетными палатами.
     Осуществление клиринговых платежей возможно лишь среди банков и расчетных организаций - участников клиринговой системы. Каждому  из участников открывается транзитный счет-позиция, записи которого имеют  счетный характер. В конце операционного  дня составляется оборотно-сальдовая  ведомость, передаваемая клиринговой  организацией в местное подразделение  ЦБ, которое, в свою очередь списывает  дебетовые сальдо со счетов банков-участников и зачисляет их на корреспондентский  счет клиринговой организации. Та, в  свою очередь, осуществляет платежи  банкам, имеющим положительный результат  зачета (кредитовое сальдо) - такова модель чистого клиринга. При валовом  клиринге, проведение и зачет платежей производятся по каждой из операций по мере поступления.
     Система прямых расчетов между банками, минуя  систему РКЦ, посредством взаимного  открытия корреспондентских счетов, также представляет весьма распространенный способ осуществления платежей. В  этом случае платежи реализуются  напрямую, преимущественно с помощью  автоматизированных систем, разработанных  самими банками или через сеть S.W.I.F.T., также используемую для расчетов с иностранными банковскими организациями.
     Часто встречается и комбинированная  система расчетов, например между банком и его филиалами. Филиалы одновременно имеют открытые корреспондентские счета в РКЦ и головном банке и, осуществляя платежи, выбирает тот или иной путь их проведения, руководствуясь критериями целесообразности и удобства.
     Крупные банки, такие, как Сбербанк, имеют  собственную разветвленную сеть осуществления платежей, и многие кредитные организации устанавливают  с ними корреспондентские взаимоотношения, проводя некоторую часть своих платежей через эти системы.
     Центральному  Банку отведено особое место в  структуре платежной системы  России. Помимо управления собственной  системой расчетов, ЦБ выполняет регулирующие и надзорные функции, устанавливает  стандарты, обеспечивает денежное обращение. Немаловажной является и функции  выработки стандартов предоставления, сбора и обобщения статистической информации, характеризующей платежную  систему России. Владение этой информацией  позволяет повысить прозрачность системы, тем самым упрощая контрольные  функции и предоставляя информацию, способствующую эффективному регулированию  платежной системы и отдельных  ее сегментов.
     Обладая конкретными знаниями о механизмах функционирования национальной платежной  системы ЦБ может выполнять консультативную роль в вопросах выбора путей развития системы расчетов, выработки стандартов ее деятельности. Управляя разветвленной расчетной сетью, так или иначе соприкасающейся со всеми субъектами национальной платежной системы, Банк России, используя свое влияние, может служить катализатором ее изменения и модернизации.
     Сохранение  Центральным Банком особого положения  является необходимым условием дальнейшего  стабильного устойчивого развития платежной системы. Концентрация функций  надзора, регулирования, крупнейшего  пользователя системы (что определяется необходимостью выполнения функций  регулятора), вкупе с оперированием  системообразующей расчетной сетью, делает Банк России одной из главных  заинтересованных сторон в дальнейшем развитии и совершенствовании национальной платежной системы. В то же время, движение в направлении модернизации невозможно без привлечения остальных  участников к диалогу о выработке  конкретных рекомендаций и планов улучшения.
     Центральный Банк должен учитывать комплексный  характер национальной платежной системы, учитывать внешние, по отношению  к ней, факторы воздействия, такие, как государственная политика, финансовое положение, конкретная экономическая среда, должен принимать во внимание насущные потребности как участников системы, так и конечных потребителей ее услуг - юридических и физических лиц. И, сообразуясь с тем устанавливать четкие приоритеты развития платежной системы, вырабатывать стратегию внедрения инноваций и улучшений, концентрироваться на эффективной конечной реализации принятой стратегии.
     Перед Центральным Банком стоит также  задача обеспечения постоянства  правовых норм, регламентирующих функционирование платежной системы, поддержания  структур, обеспечивающих правовую поддержку, вменения участникам рынка точного  следования принятым нормативам.
     Заметной  является задача глубокой интеграции и координации различных элементов  платежной системы, обеспечивающей участникам удобный и оперативный  доступ к расчетным механизмам. Например, совмещение воедино системы, реализующей платежные операции рынка ценных бумаг с основной сетью межбанковских расчетов позволяет кредитной организации без лишних препятствий и траты излишнего количества времени получить доступ к кредитным ресурсам, предоставляемым под гарантии обеспечения эмитированными банком ценными бумагами.
      
 

     2. Оценка эффективности платежной системы РФ и основные направления развития
     2.1 Анализ основных показателей развития платежной системы РФ и региона
     Основными показателями, характеризующими развитость национальной платежной системы  считаются общее число произведенных операций, их объем, количество участников платежной системы и степень автоматизации расчетов.
     Общее число расчетных операций, произведенных  в рамках национальной платежной  системы между 2004 - 2008 годами демонстрировало  бурный рост, но на основании предварительных  статистических данных за первые три  квартала 2009 года можно констатировать стабилизацию числа произведенных  операций, обусловленную финансовым кризисом и сопутствующим ему  снижением интенсивности операций, осуществляемых экономическими субъектами.
     За  период между 2004-м и 2008-м годами, число  операций возросло практически втрое, с 992 миллионов в 2004 до 2 782 в 2008 году. Ежегодный прирост числа операций, составлявший в 2007 и 2006 годах, 50 и 47 процентов  по отношению к результату предыдущего  года соответственно, снизился в 2008-м  до 13 процентов - это может быть объяснено  как негативным влиянием кризисных  явлений, пришедших в экономику  страны во второй половине года, так  и общим насыщением рынка платежных  систем - данные показывают, что львиная  доля прироста количества операций обеспечивалась частными системами - в основном за счет установления прямых корреспондентских  межбанковских отношений и концентрации клиентов в развивающихся внутренних платежных системах банков.
       Количественный рост операций  в платежных системах, управляемых  коммерческими банками и небанковскими  расчетными организациями в 2006 и 2007 годах значительно опережал  таковой в системе платежей  Банка России (составив, соответственно, 74% против 25% в 2006 и 66% против 20% в 2007 годах). Данные 2008-го года зафиксировали стабилизацию соотношений, возникших между числом платежей проведенных в частных системах и реализованных в системе Банка России.
     Также, по результатам 2008-го года отмечено обвальное  снижение темпов прироста количества платежей, за год общая их сумма  выросла лишь на 13% к аналогичному показателю 2007-го года. Анализ поквартальной  динамики их числа за соответствующие  годы показывает, что структура распределения  выполненных транзакций по сезонам  сохраняется и, скорее всего, снижение темпов прироста обусловлено насыщением рынка платежей. В первых трех кварталах 2009-го года, наблюдается снижение числа  проведенных транзакций. По отношению к первым трем кварталам их число составило 98% от аналогичного показателя 2008-го, что, безусловно вызвано кризисными явлениями в экономике, но также указывает и на то, что даже в условиях, предъявляющих особые требования к функционированию платежной системы, она способна эффективно выполнять возложенные на нее обязанности, служить надежной "кровеносной системой" национальной экономики.
     Объем платежных операций, проведенных  в рамках национальной платежной  системы за рассматриваемый период (2004-2008 годы) демонстрировал бурный рост. За пять лет он увеличился в четыре раза, что в относительных показателях  существенно превысило количественное увеличение произведенных операций. Увеличение оборотов средств, рост средней  суммы расчетной операции - следствия  происходившего в эти годы бурного  роста экономики России, сопутствовавшего ему увеличения как числа торговых операций (а также сопряженных  с ними операций по расчетам с государственными органами), так и неторговых - операций инвестиционного характера, операций с производными финансовыми инструментами.
     Ускорение оборота средств, путем преимущественного  перехода на электронные формы осуществления  платежей, также фиксируемое этим показателем, говорит об увеличении возможности повышения экономическими субъектами своей рентабельности, снижения экономических рисков, связанных с задержками платежей; расширение географии электронных платежей - дает новые возможности для расширения деятельности организаций, установления новых экономических контактов.
     Наибольшие  темпы прироста объем расчетов демонстрировал в 2006-м и 2007-м годах, в которых, по отношению к аналогичному показателю прошлого года, он составил 52% и 67% соответственно. В 2008-м году, темп роста значительно снизился, прирост величины объема платежей составил 18% в годовом исчислении.
     Доминирующую  роль в объеме операций, занимают платежи, производимые в системе расчетов Центрального Банка. Они же обеспечивают основную часть проведения крупных  электронных расчетов, построение и  эффективное управление системой которых  входит в ряд приоритетных задач  Банка России. В последние годы, объем платежей в системе ЦБ рос  в пределах 40-60% в год, за исключением  года 2008-го, за который увеличение составило  лишь 16%. Объем платежей в частных  системах показал лучший за период результат прироста в 2006-м году, когда  он увеличился на 79% по отношению к  результату 2005-го года. В следующем, 2007-м году, частные системы также  серьезно увеличили объемы проводимых расчетов, показав внушительный рост в 68%, а система расчетов Центрального Банка в этом же году показала рекордный  для себя рост в 67%.
     В 2008-м году, рост объемов, как и  рост числа платежей, значительно  снизился, составив, в отношении  к показателям объемов платежей предыдущего года, уже упомянутые 16% для системы ЦБ и 22% для частных  платежных систем.
     По  результатам первых трех кварталов 2009-го года наблюдается значительный переток платежей из частных систем в систему Центрального Банка. Так, при общем снижении объемов расчетов в национальной платежной системе за указанный период на 3% в отношении к аналогичному временному промежутку 2008-го года, система расчетов Банка России увеличила объем проводимых платежей на 19%, а объемы в частных платежных систем обвально снизились на треть, составив всего лишь 68% от этого показателя в соответствующем периоде года предыдущего.
     Причиной  тому стала неуверенность экономических  субъектов в возможности полного  и своевременного исполнения частными платежными системами своих обязательств перед ними в условиях общей нестабильности, а при прочих равных повышение  доверия к системе платежей Центрального Банка, стабильность и непрерывность  функционирования которой прямо  и косвенно гарантируется государством. Еще одним фактором можно признать общее снижение платежеспособности организаций - клиентов частных систем, в то время, как государственные структуры, ориентированные на расчеты через систему ЦБ, сохранили объемы финансирования и его своевременность.
     Тем самым, эти факторы вызвали разительное  изменение структуры распределения  объемов расчетов между частными системами и системой Центрального Банка. В первых трех кварталах 2008 года объем платежей через систему ЦБ составил 57% от общего числа, а за первые три квартала 2009 года он вырос до 70%. Помимо упрочения контроля Банком России платежного рынка, как его непосредственного участника, это налагает на него и существенные обязательства обеспечения нормального функционирования всей национальной системы расчетов и недопущения недобросовестной конкуренции на ней.
     Разумеется, текущее, практически монопольное, доминирование Центрального Банка  на этом рынке заставляет его выступать  гарантом стабильности системы не только как регулирующей и надзирающей  инстанции.
     За  прошедшее время (с 2004 по 2008 годы) стабильно  росли и средние размеры выполненных  платежей, как в системе Центрального Банка, так и в частных системах. В системе расчетов ЦБ они возросли с 286 тыс. руб. в 2004 году до 548 тыс. руб. в 2008-м. Частные системы, обслуживающие  платежи меньшего размера, пусть  и в большем их количестве, увеличили  среднюю сумму транзакции не столь  значительно - с 171 тыс. руб. в 2004-м до 198 тыс. руб. в 2008-м. Это указывает на неоднородность клиентской структуры систем и все возраставшему предпочтению, отдававшемуся участниками, осуществлявшие крупные платежи, системе расчетов Центрального Банка, как наиболее отвечавшей предъявляемым ими требованиям к удобству и надежности осуществления расчетов.
     В кризисных условиях, крупные расчеты  сконцентрировались в расчетной  системе Банка России, увеличившего в первых трех кварталах 2009-го года среднюю сумму платежа до 650 тыс. руб, в то время как таковая  в частных системах упала до 146 тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.