На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Отчет о самооценке международного Казахско-Турецкого университета имени Х. А. Ясави

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Проект 

Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

ОТЧЕТ О САМООЦЕНКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КАЗАХСКО-ТУРЕЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Х.А.ЯСАВИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТУРКЕСТАН - 2011 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение .................................................................................................................5 

Стандарт 1. Миссия, цели и задачи ...................................................................8
Стандарт 2. Планирование и эффективность ...............................................13
Стандарт 3. Руководство и менеджмент.........................................................18
Стандарт 4. Образовательные программы....................................................22
Стандарт 5. Профессорско-преподавательский состав и эффективность
                       преподавания.................................................................................40
Стандарт 6. Студенты.........................................................................................56
Стандарт 7. Научно-исследовательская работа............................................75
Стандарт 8. Финансы........................................................................................104
Стандарт 9. Ресурсы: материально-технические, библиотечные
                       и информационные…................................................................109 

Заключение ........................................................................................................116 
 

 

     Отчет о самооценке Международного казахско-турецкого университета им. Х.А.Ясави подготовлен руководящим комитетом и рабочими группами в составе: 

     Рабочая группа І (стандарт 1, 2, 3)
     Туртабаев С.К.– руководитель
     Шахабаев  Е.,
     Сунакбаева Д.К.,
     Ержанов Н.А.,
     Кушербаев Т.Т. 

     Рабочая группа ІІ (стандарт 4)
     Орманов Н. – руководитель
     Мирзахметов М.М.,
     Баймурзаев  Б.О. 

     Рабочая группа ІІІ (стандарт 5)
     Даулбаев  Н. – руководитель
     Сейдуллаева С.А.,
     Куатова Б.А. 

     Рабочая группа ІV (стандарт 6)
     Айменов Ж.Т. – руководитель
     Мирзахметов М.М.,
     Нарбекова А.,
     Байболов  М.Б. 

     Рабочая группа V (стандарт 7)
     Раимбердиев Т.П. – руководитель
     Аллахвердиева Л.М.,
     Оштанова  М.,
     Аширбек К. 

     Рабочая группа VІ (стандарт 8)
     Жылкыбаева  М.Т. – руководитель
     Абдуллаева  Ж.М.,
     Елубаева  Р.А. 

     Рабочая группа VІІ (стандарт 9)
     Кадирбаева  Р.И. – руководитель
     Жантели Х.А.,
     Кудайбергенов С.Б. 
 

    Юридический и фактический адрес университета: Республика Казахстан, ЮКО, город Туркестан, просп.Б.Саттарханова, 29, здание ректората;
    телефон: 8 72533 6-38-48, 6-36-36;
    факс: 8 72533 6-38-49, 6-37-45;
    адрес электронной почты: yasawiun@mktu.turkistan.kz;
    официальный сайт: www. turkistan.kz.
    Международный казахско-турецкий университет им. Х.А.Ясави в соответствии с лицензией № АА0000037 от 18 июня 2003 года  реализует 57 образовательных программам высшего, по 29 специальности магистратуры и по 11 специальностям РhD докторантуры послевузовского образования (Приложения 4.2, 4.4, 4.5).
     Для осуществления процедуры самооценки приказом президента университета № 219 от 14 ноября 2008 года был сформирован руководящий комитет под председательством І-вице-президента профессора Махира Накипа и вице-президента по учебно-методической работе профессора Туртабаева Сарсенбека Койшыбаевича. 

Стандарты Ответственные
1 Миссия, цели и  задачи С.Туртабаев Е.Шахабаев
2 Планирование  и эффективность С.Туртабаев Е.Шахабаев
3 Руководство и  менеджмент С.Туртабаев Е.Шахабаев
4 Образовательные программы Н.Орманов
5 Профессорско-преподавательский  состав и эффективность       преподавания Н.Дауылбаев
6 Студенты Ж.Айменов
7 Научно-исследователская работа Т.Раимбердиев
8 Финансы М.Жылкыбаева
9 Ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные Р.Кадирбаева
 
     Отчет по самооценке Международного казахско-турецкого университета им. Х.А.Ясави состоит из двух частей: в первой части помещен информационно-аналитический материал, во второй  - приложения.  Анализ деятельности университета за период с 2005 по 2010 год выполнен на основе годовых кафедральных и общеуниверситетских отчетов, с использованием методов SWOT- и ФОНД-анализов, анкетирования и опросов, а так же статистических методов обработки информационных материалов по направлениям деятельности университета. 
 

 

Введение 

    Международный казахско-турецкий университет им. А.Ясави создан Указом Президента РК Н.А.Назарбаева за № 329 от 6 июня 1991 года, а также впослествии подписания 31 октября 1992 года в городе Анкаре соглашения между правительствами Республики Казахстан и Турецкой Республики «О создании Междунаролного казахско-турецкого университета им. Х.А.Ясави». Таким образом, МКТУ им. Х.А.Ясави функционирует  на рынке  образовательных услуг Казахстана с 1991 года и стал первым высшим учебным заведением тюркоязычных государств, получившим статус международного. Учитывая особое геополитическое местонахождение древнего города и его значение как признанного духовного центра тюркских народов, основной целью создания университета наряду с подготовкой современных высококвалифицированных специалистов явились также возрождение и развитие города Туркестана -  древнего центра науки и культуры тюркоязычных народов.
     Основные  этапы развития университета:
     29.04.1992 г. – указом Президента РК в г. Туркестан открывается Туркестанский государственный университет им.Х.А.Ясави.
     31.10.1992 г. – на основе соглашения между правительствами Турецкой Республики и Республики Казахстан на базе Туркестанского государственного университета создается Международный казахско-турецкий университет им.Х.А.Ясави.
     В 1994-1995 учебном году проводится первый набор студентов из тюркоязычных стран и народностей.
     1995-2002 годы - строительство и ввод в эксплуатацию крупных объектов кампуса – учебных корпусов, общежитии, гостиниц, студенческих общежитии, дворца культуры, спортивных площадок, а 10.06.2008 г. клиники университета на 200 мест и в 2009 году - админстративно-учебный корпус.
     1993 г. – открывается Шымкентский институт при МКТУ им.Х.А.Ясави.
     1999 г. - открывается Таразский институт при МКТУ им.Х.А:Ясави.
     2008 г. – Шымкентский и Таразский институты отделились от структуры МКТУ им.Х.А.Ясави.
     03. 08. 2001 г. университет прошел государственную аккредитацию (свидетельство AN: 00000029).
     Май  2006 года – университет внедрил сертифицированную систему менеджмента качества по требованиям МС ИСО 9001-2000.
     Ноябрь  2009 года – ресертификация системы менеджмента качества университета согласно требованиям МС ИС 9001-2008.
     21-24 октября 2009 года во время официального  визита Президента РК Н.Назарбаева в Турецкую Республику было подписано Стратегическое соглашение между тюркоязычными государствами, а так же были подписаны соглашения о содружестве в сфере науки и техники, защите окружающей среды и в области туризма.
     В рамках Стратегического соглашениия Министром Национального образования Турецкой Республики и Министром образования и науки подписан договор об условиях деятельности Международного казахско-турецкого университета им.Х.А.Ясави, который определил административно-правовое положение университета. Подписание данного договора доказало, что усилия МКТУ им.Х.А.Ясави, направленные на укрепление и развитие дружеских отношений между государствами дали свои положительные результаты. Договор, признавая международный статус университета, направлен на решение проблем, возникающих в процессе предоставления полномочии, ответственности, назначении кадров, при внесении изменении в устав Полномочного Совета университета. Историческое соглашение между Казахстаном и Турцией, подписание договора «О принципе деятельности МКТУ им.Х.А.Ясави» подчеркивают особую роль университета и возлагают большую ответственность на руководство и коллектив университета в дальнейшем развитии научных, культурных, экономических и политических отношений между тюркоязычными государствами.
    В настоящее время МКТУ им. Х.А.Ясави является многопрофильным университетом, ведущим подготовку специалистов по 57 специальностям бакавлариата, 29 специальностям магистратуры  и по 11 специальностям РhD докторантуры и как центр, развивающий научные, культурные и духовные связи тюркоязычных народов.
    На  всех этапах становления университета постоянно развивалась его материально-техническая база, увеличился контингент обучающихся и преподавателей. Если в результате первого набора в университет было принято 332 студента, то нынешний контингент студентов составляет около 20 тысяч студентов, получающих знания на казахском, турецком, русском и английском языках, являющимися представителями 32 стран и тюркоязычных народностей.
    В состав университета входят 9 факультетов дневного обучения, 2 факультета заочного обучения, факультет повышения квалификации, факультет дистанционного обучения, подготовительный факультет, учебно-клиническая база в г. Шымкенте,  а также три научно-исследовательских института: НИИ Тюркологии, НИИ Археологии и НИИ Экологии. В состав университета входят также Центр специализированного обучения, библиотека, спортклуб, компьютерный центр, продюсерский центр, типография, ботанический сад, медицинские клиники, профессиональный колледж «Ясави» и др. На 54-х кафедрах университета работают 1 813 преподавателей из них  165 докторов наук, профессоров, докторов PhD и 484 кандидата наук, доцентов. Контингент студентов составляет 18 276 человек, в том числе 713 иностанных студентов.
    Университетский городок занимает площадь 300 гектаров, из которых 120 гектаров отведено под учебные заведения, спортивный комплекс и другие сооружения, 80 гектаров под жилой комплекс для профессорско-преподавательского состава и 100 гектаров - под ботанический сад. Общая площадь учебных заведений 240000 кв.м. Университет имеет общежитие на 1300 мест, оздоровительный центр, столовую на 400 мест, культурный центр на 700 мест, жилой комплекс для профессорско-преподавательского состава, гостиницу «Туран», а также четырехзвездочную гостиницу «Яссы».
    В МКТУ им. Х.А.Ясави действует многоуровневая система образования  довузовское – колледж,  профессиональное обучение, языковая подготовка, вузовское – бакалавр, послевузовское – магистратура, РhD докторантура. В университете также функционирует система международного дистанционного обучения (TURTEP), которая в своей работе использует последние достижения в этой области. Планируется в открытие других систем дистанционного обучения (KAZTEP, RUSTEP). С июня 2006 года в МКТУ разработана и внедрена Система менеджмента качества, которая в ноябре 2009 года ресертифицирована на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2008.
      Научно-исследовательская  работа в университете тесно связана с его образовательной деятельностью. Ежегодно растет количество студентов, привлекаемых к выполнению госбюджетных НИР, в том числе с их оплатой, активно работает совет по научно-исследовательской работе. В МКТУ им. Х.А.Ясави до 01.01.2011г. функционировали докторские диссертационные советы по специальностям: «Педагогика», «Экономика» и «Медицина». В настоящее время университет издается международные журналы «Тюркология», «Хабаршы» и «Билиг» на казахском,  турецком  и английском языках.
     Приоритетной  частью миссии университета является его вклад в развитие города Туркестан. При поддержке Министерства образования Турецкой Республики при университете в 1998 году для студентов и городской молодежи был открыт Центр специализированного обучения по различным специальностям. Центр бесплатно обучает не только студентов, но и всех желающих из числа городской и селькой молодежи. В 2009 году введен в строй медицинский клинико-диагностический центр МКТУ стоимостью 36 миллионов долларов, построенный и оснащенный Турцией самой передовой медицинской техникой и специальным оборудованием. Площадь этого здания составляет свыше 13 000 кв. метров. 
    В университете ведется непрерывная работа по расширению международных отношений, сформированы непосредственные связи со многими иностранными научными центрами, занимающимися древней историей тюркоязычных народов. Заключены договора о сотрудничестве в области образования и науки с 38 зарубежными вузами среди которых представители Европы и Азии, в том числе России, Турции, Египта, Китая, Польши и Украины.
     В университете также проводятся срециальные культурно-просветительные мероприятия, посвященные государственным праздникам, а также тематические, в которые вовлечены преподаватели, сотрудники и студенты вуза. 

 

Стандарт 1. Миссия, цели и задачи 

     Миссия  МКТУ им. Х.А.Ясави неразрывно связана с историей создания и развития университета. Стратегической целью его создания наряду с подготовкой  высококвалифицированных специалистов для республики Казахстан и Турецкой республики, является возрождение исторического имиджа города Туркестана как научного, культурного и духовного центра тюркоязычных народов.
     В настоящее время в университете ведется работа по обеспечению реализации одной из главных задач в сфере высшего образования в Казахстане – присоединения к Болонскому процессу, обеспечения международного признания дипломов казахстанских вузов. Болонская декларация и Пражское коммюнике выделяют три цели или три важнейших результата, которые необходимо достичь:
    академическое качество, под которым понимается не только мастерство в сфере исследований, преподавания и распространения знаний, но и вклад в развитие личности;
    способность выпускников вузов найти работу на рынке труда;
    мобильность - пространственная, временная, а также программная мобильность, затрагивающая такие аспекты, как признание неакадемического образования и предоставление возможностей многократного доступа к образованию и личная гибкость.
     В контексте перечисленных задач  МКТУ им.Х.А.Ясави свою миссию (приказ Президента МКТУ им.Х.А.Ясави № 49 от 14.02.2006 г.) обозначил как вуз, обеспечивающей подготовку конкурентноспособных специалистов на основе мировых научных и практических достижений и общечеловеческих ценностей. В стратегическом плане развития университета на 2009-2013 гг. (протокол заседания Полномочного Совета МКТУ им.Х.А.Ясави от 5 ноября 200 г.) миссия и видение университета изложены в следующей формулировке:
     Миссия – обучать в одном вузе граждан студенческого возраста тюркоязычных народностей, основываясь на демократических принципах общества, дать им знания, отвечающие современным требованиям; воспитать в них верность национальным и общечеловеческим духовным ценностям, привить навыки свободного и самостоятельного мышления и умение использовать результаты научных исследований на практике; развить чувство ответственности перед обществом и личностью; сформировать уважение к правам человека, стремление к дружбе и сплоченности народов.
     Видение – преобразование университета в такое заведение, которое может дать знание и вести научно-исследовательскую работу в соответствии международным стандартами и которое укрепляет дружбу и сплоченность студентов, прибывших из тюркоязычных государств и сообществ.
     С позиций реализации своей миссии и видения МКТУ им. Х.А.Ясави в качестве основных целей развития определены (см. рис. 1.1):
      укрепление международных позиций вуза, развитие международного сотрудничества;
      создание мощной материальной базы, позволяющей реализовать миссию университета;
      обеспечение необходимых условий для обучения на иностранных языках.
 
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.1 – Основные цели развития с позиций  своей миссии и  видения МКТУ им. Х.А.Ясави 

     Исходя  из этого, с целью осуществления систематических научных исследований в городе Туркестан создан научный центр, финансирование которого осуществляется университетом. Университет также осуществляет организацию традиционного международного тюркологического конгресса, научных конференций и семинаров в таких областях, как экономика, история, филология, религия, культура, на которых принимают участие более 20 стран и народов.
     Важнейшей составляющей частью миссии МКТУ им. Х.А.Ясави является его вклад в развитие города Туркестан. В этом направлении в 1998 году для студентов и городской молодежи был открыт Центр специализированного обучения по различным специальностям, в котором осуществляется бесплатное обучение как студентов, так и всех желающих таким специальностям, как ковроткачество, пошив одежды, рукоделие, компьютерное образование, парикмахерское дело, работа с сантехникой и электротехникой.
     Вклад в развитие горрода Туркестана проявляется и в том, что в МКТУ им. Х.А.Ясави при поддержке турецкой республики вступила в действие медицинская клиника, технически оснащенная на уровне мировых стандартов. Вместе с этим, после подписания нашей Шымкентской клиникой договоров с Медицинской академией Гюлхане в городе Анкаре Турецской Республики и Государственной медицинской академией города Днепропетровска Украины, специалисты клиники совместно с представителями этих академий начали осуществление программы комплексных операций на сердце, которые не часто проводятся даже в клиниках Астаны и Алматы. В 1999-2005 гг. при участи ведущих хирургов Турции Медицинским факультетом университета организовано 1500 консультаций для пациентов Казахстана, имеющих физические недостатки и более 600 бесплатных пластических и реконструктивных операций, общая стоимость которых составляет около 800 000 долларов. Эту работу продолжают 3 специалиста, прошедших подготовку в ведущих клиниках Турции.
     Еще одним из направления деятельности МКТУ им. Х.А.Ясави, связанных с его вкладом в развитие города Туркестана является то, что на его территории создан Ботанический сад площадью 100 га. В настоящий момент в саду возрастает 127 видов и сортов различных плодовых растений, деревьев, кустов и цветов. Ботанический сад существенно улучшает экологию города, снабжает город саженцами для озеленения и является научно-учебной базой для подготовки специалистов биологов, экологов.
     Особые  заслуги в деле развития национального  и межнационального искусства в городе Туркестане имеет также студенческий театр университета, превратившийся в Туркестанский драматический театр, где в настоящий момент ставятся известные спектакли на казахском и турецком языках. Его представления смогли просмотреть не только жители Казахстана, но и Турции и Кипра.
     В целом же, задачи  по реализации миссии и Стратегического плана развития МКТУ им. Х.А.Ясави ежегодно конкретизируются высшим руководством университета на расширенных заседаниях Сената университета, где подводятся итоги за истекший учебный год и с учетом достигнутых результатов, а также ставятся новые задачи, охватывающие все направления деятельности университета.
     В рамках реализации миссии университета коллектив МКТУ им.Х.А.Ясави навправляет значительные усилия на повышение качества образования. Свидетельство эффективности предпринимаемых мер является достаточно высокие позиции университета в рейтингах вузов Казахстана и количество студентов из ближнего и дальнего зарубежья, желающих получить образование в нашем вузе. Так по результатам рейтинга высших учебных заведений с 2006 по 2009 гг. университет занимает устойчивые позиции (6-ое место) среди многопрофильных вузов. Если количество иностранных студентов очного отделения в 2006-2007 учебном году составляло 801 человек, то в 2008-2009 учебном году 1716 человек. Количество студентов дистанционного обучения по программе ТУРТЕП увеличился соответственно с 1161 человек на 2187 человек.
     Анализируя  основные показатели деятельности университета за последние годы (см. Приложение № 1.1) необходимо отметить ежегодный рост количества студентов обучающихся по государственным грантам, увеличение среднего балла ПГК, увеличение книжного фонда учебной, учебно-методической и научной литературы, укрепления материально-технической базы и т.д. Стараясь удерживать лидирующие позиции по показателям внешней оценки деятельности университета, руководство университета большое внимание уделяет и внутренним системам оценки качества предоставляемых услуг.   
    Поддержание миссии, целей, задач и оценка их эффективности проводится согласно действующим процедурам «Анализ со стороны высшего руководства», «Постоянное улучшение», «Анализ удовлетворенности потребителя». Согласно данным процедурам в университете проводится сбор и анализ данных для оценки результативности деятельности, определения степени воплощения миссии, целей и задач и возможностей постоянного улучшения оказываемых услуг. Объектами анализа являются:
    процессы достижения целей;
    результаты внутренних и внешних аудитов и причины выявленных несоответствий;
    отзывы, претензии и рекламации потребителей и результаты принятых мер;
    отчеты и оценочные данные о функционировании процессов, качестве 
    предоставляемых услуг и предложения по их улучшению;

    предложения    о    проведении    и    результаты    выполнения    назначенных    ранее корректирующих и предупреждающих мероприятий;
    предложения  по усовершенствованию в соответствии с   изменениями, обусловленными новыми требованиями и ожиданиями потребителей;
    анализ проблем и предложений кафедр по улучшению деятельности университета.
    Руководство университета считает важным, чтобы  информация о миссии, целях и задачах  МКТУ были доступны не только академической общественности вуза, студентам, но и всем заинтересованным лицам. Поэтому вуз старается быть в центре внимания региональных, республиканских и международных средств массовой информации. Анализ источников публикаций показал, что наиболее часто информация о вузе появляется на страницах официальных республиканских изданий. Собственный сайт университета так же является одним из важнейших аспектов формирования имиджа университета, как во внешней, так и во внутренней среде. В связи с этим на сайте университета размещены материалы, раскрывающие содержание миссии МКТУ им. Х.А.Ясави, цели и задачи университета. При этом ежегодно обновляются цели в области качества и задачи коллектива на новый учебный год.
    Университет регулярно представляет информацию об оказываемых услугах на выставках (для абитуриентов), ярмарках (по трудоустройству), телевизионных передачах  для получения независимых оценок и признания. Тем не менее, необходимо уделять больше внимания формированию позитивного имиджа университета через международные средства массовой информации.
    В целом же, анализ деятельности университета в соответствии с критериями институциональной аккредитации показал, что МКТУ им. Х.А.Ясави имеет достаточно четко сформулированную миссию, которая реализуется в соответствии с национальными приоритетами развития высшего образования в Казахстане. Миссия университета определяет предназначение вуза и стратегию его развития, роль вуза в социально-культурном, образовательном и научном контексте развития страны и региона и реализуется в рамках определенных руководством вуза приоритетов развития, на что выделяются необходимые материальные, финансовые и другие ресурсы. 

 

Стандарт 2. Планирование и эффективность 

     Планирование  деятельности МКТУ им. Х.А.Ясави исходит из того, что в современном вузе оно является функцией стратегического менеджмента. Основой стратегического планирования развития университета и его текущей деятельности являются существующие законы и нормативно-правовые документы, государственные программы развития образования в Республике Казахстан. К их числу следует отнести в первую очередь законы Республики Казахстан «Об образовании» (№ 319-III от 27 июля 2007 года), «О науке», «Об информатизации» и др., стратегические задачи развития высшего образования, содержащиеся в посланиях Президента РК народу Казахстана, в том числе - «Программа Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев», государственные стандарты высшего образования, а также «Концепцию развития образования до 2015 года», «Программу развития образования в Республике Казахстан до 2020 года», постановления и другие нормативные докменты МОН РК, а также программные документы международных организаций, таких, как Установочные документ ЮНЕСКО по образованию «Реформа и развитие высшего образования» (1995 г.) «Высшее  образование в глобализованном обществе» (2004 г.), ратифицированные Казахстаном международные конвенции и соглашения в сфере высшего образования и др.
     Второй основной составляющей стратегического планирования в МКТУ им. Х.А.Ясави является изучение, адаптация и использование современных образовательных механизмов, характерных для университетов высокоразвитых стран мира. При этом реализация стратегических планов осуществляется в целом на основе эффективного использования собственных материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
     Основные  усилия университета за истекший период были акцентированы на: переход на многоуровневую систему образования (бакалавриат-магистратура-PhD), внедрение дистанционно-кредитной технологии обучения, что привело к увеличению контингента студентов по дистанционной форме обучения, построение современной инфраструктуры, повышение остепененности профессорско-преподавательского состава, укрепление материально-технической базы, создание качественного учебно-методического обеспечения, закрепление за университетом имиджа инновационного университета, способного реализовывать инновационную деятельность, проводить научные исследования, внедрять интегрированные образовательные учебные программы.
     Для разработки стратегического плана  развития Президентом университета была создана рабочая группа под  руководством Первого вице-президента проф. Махира Накипа. На первом этапе с учетом мнении коллектива сформулированы Миссия, видение университета и основные ценности, необходимые для их реализации.
     На  втором этапе проведен ситуационный анализ деятельности университета за последние 5 лет. Проведен детальный анализ контингента студентов, кадровых ресурсов, материально-технической оснащенности, источников финансирования, научных и учебных процессов, международных связей и вклада в развитие региона. В целом же, при подведении итогов реализации индикативного плана за период с 2004 по 2008 годы, можно констатировать, что ключевые задачи, поставленные руководством, были достигнуты, хотя при реализации плана возникли определенные сложности.
     На  следующем этапе были проведены  SWOT анализы во всех подразделениях университета, результаты которых легли в основу обобщенного SWOT анализа МКТУ им.Х.А.Ясави для оценки конкурентных позиций на рынке образовательных услуг (см. табл. 2.1). 

Таблица 2.1 – Результаты обобщенного SWOT анализа деятельности подразделений МКТУ им.Х.А.Ясави для оценки конкурентных позиций на рынке образовательных услуг (сильные и слабые стороны)
Потенциально  позитивные внутренние факторы (S-сильные  стороны) Потенциально негативные факторы (W-слабые  стороны)
    общее управление университетом осуществляет Полномочный совет, имеющий полномочия от правительств двух государств;
    возможность использования ресурсов и достижений в области науки, техники и культуры двух государств;
    многопрофильность направлений подготовки специалистов;
    город Туркестан является духовным центром тюркоязычных народностей;
    наличие при университете клинико-диагностического центра;
    наличие необходимой инфраструк-туры и материально-технической базы;
    в соответствии с регламентом Полномочного Совета университет имеет возможность обучения студентов из многих стран Азии и Европы;
    многоязычность обучения;
    наличие сертификата ИСО 9001-2008;
    установление содружества с казах-станскими и зарубежными вузами;
    возможность обучения в Турции по программам магистратуры и PhD;
    возможность дистанционного обучения как в Турции, так и в Казахстане;
    наличие центра специализированного обучения.
    недостаточное количество докторов наук в профессорско-преподавательском составе;
    недостаточное количество преподавателей, профессоров из других стран;
    высокая доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения;
    низкая доля студентов с высоким баллом по результатам ЕНТ;
    недостаточная автоматизация процессов управления и сбора информации;
    частое изменение и переименование структурных подразделений университета;
    диспропорция между количеством профессорско-преводавательского состава и административно-хозяйственного персонала;
    разбросанность учебных корпусов университета;
    недостаточная эффективность обучения иностранными языками;
    на некоторых специальностях недостаточный контингент студентов;
    недостаточный контроль над трудоустройством выпускников;
    необходимость признания международного статуса университета парламентом РК;
    индивидуальные трудовые соглашения с профессорско-преподавательским составом составляется на 1 год.
   
     По  результатам обобщенного SWOT анализа  МКТУ им.Х.А.Ясави для оценки конкурентных позиций на рынке образовательных  услуг также отмечены в качестве потенциально позитивных внешних факторов (Q -благоприятные возможности) и потенциально негативных факторов (Т-угрозы) отмечены: 

Таблица 2.2 - Результаты обобщенного SWOT анализа деятельности подразделений МКТУ им.Х.А.Ясави для оценки конкурентных позиций на рынке образовательных услуг (благоприятные возможности и угрозы)
Потенциально  позитивные внешние факторы (Q-благоприятные возможности) Потенциально негативные факторы (Т-угрозы)
    исторический и культурный потенциал г.Туркестан;
    имя Ахмета Ясауи является символом тюркоязычных народов;
    потенциал развития туризма в г.Туркестан;
    богатство природных ресурсов Казахстана;
    плотное население на юге Казахстана;
    интенсивный рост экономики Казахстана.
    низкий  доход населения региона;
    отдаленность г.Туркестана от крупных городов, трудности приезда и отъезда;
    недостаточность промышленных предприятий в регионе;
    нежелание квалифицированных специалистов и студентов с хорошими показателями знания приезжать в г.Туркестан из-за неразвитости инфраструктуры города.
   
 
     На  завершающем этапе работы рабочая  группа на основе ситуационного анализа  и SWOT анализа, а также, учитывая предложения руководителей структурных подразделений университета и внешних заинтересованных сторон, определила стратегические цели и индикативные показатели университета.
     Стратегические  цели сформулированы по следующим направлениям (см. рис. 2.1):
    Повышение качества образования.
    Повышение количественных и качественных показателей научно-исследовательских работ.
    Развитие и укрепление материально-технической базы университета.
    Совершенствование кадровых ресурсов.
    Совершенствование и оптимизация управления университетом.
     В целом же, все стратегические цели детализированы В Стратегическом плане развития МКТУ им. Х.А.Ясави с учетом ответственных за выполнение, индикативных показателей и сроков реализации, например, стратегические цели по совершенствованию качества образования детализированы в двадцати пятти пунктах с указанием индикативного показателя, ответственных за выполнение и сроком реализации.  
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1 – Основные направления  реализации стратегических целей в МКТУ им. Х.А.Ясави 

     Основные  из пунктов реализации детализированных стратегических целей в Стратегическом плане развития МКТУ им. Х.А.Ясави на 2009-2013 годы:
    все образовательные программы привести в соответствие ECTS (срок выполнения 1 год);
    до 2013 года снизить долю студентов на одного преподавателя c 12 до 8 человек;
    снизить нагрузку преподавателей до 12-18 часов в неделю в зависимости от специальностей (срок выполнения 2 года);
    до 2013 года ежегодно повысить долю преподавателей с учеными степенями на 5%;
    до 2013 года довести обеспеченность компьютерной техникой: 1 компьютер на 5 студентов, 1 компьютер на 2 преподавателя и 1 компьютер на 1 профессора;
    до 2013 года провести международную специализированную аккредитацию по нескольким образовательным программам и т.д.
    Учитывая  ошибки подготовки предыдущих стратетических планов: низкая вовлеченность персонала и студентов в разработку, слабая увязка его с текущими планами подразделения и низкая осведомленность ППС о структуре, методах и инструментах стратегического планирования на всех этапах подготовки проекта нового Стратегического плана, проведены обучающие семинары с привлечением специалистов из Турции и обсуждения отдельных этапов на заседаниях рабочей группы, ректората и Сената университета. Итоги проделанной работы подведены 5 ноября 2009 года на заседании Полномочного Совета университета утверждением стратегического плана развития МКТУ им.Х.А.Ясави на 2009-2013 гг. Разработана и внедрена автоматизированная программа для поэтапного контроля выполнения Стратегического плана и измерения вклада каждого подразделения и отдельных сотрудников.
    Для более четкого контроля показателей  качества каждое структурное подразделение  составляют на учебный год цели по качеству и план мероприятий по их выполнению. Ход и итоги выполнения всех видов плана работы подразделений МКТУ им. Х.А.Ясави регулярно обсуждаются на заседаниях соответствующих коллегиальных органов университета и при необходимости проводятся корректирующие и предупреждающие действия. Проведение этих мероприятий регламентируются и контролируются следующими процедурами системы менеджмента качества: «Анализ со стороны руководства», «Предупреждающие и корректирующие действия», «Внутренний аудит».
    На  основе Стратегического плана разработаны  рабочие планы, включающие в себя цели и задачи структурных подразделений как по направлениям деятельности, так и по специальностям. Рабочие планы существуют на уровне кафедр, факультетов и других структурных подразделений университета и ориентированы на выполнение всех задач, обусловленных стратегическим планом. На каждой кафедре преподаватели имеют свои индивидуальные планы работы на учебный год.
    Таким обрназом, существующая в МКТУ им. Х.А.Ясави  система планирования и контроля результатов выполнения планов обеспечивает достаточно высокую эффективность учебной, научной и в целом всей деятельности университета. 

 

Стандарт 3. Руководство и менеджмент 

     МКТУ  им.Х.А.Ясави осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства Республики Казахстан и договора между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой «О принципе деятельности МКТУ им.Х.А.Ясави» от 22.10.2009 г., а также нормативными документами МОН РК, уставом университета и внутренних нормативных документов (регламентов, правил, положений, инструкции и др.). Функционирующая структурная схема управления университетом, перечень структуных подразделений вуза и сведения о составе ректората приведены в Приложениях №№ 3.3, 3.4 и 3.5.
     Высшим  органом управления университетом  является межправительственный Полномочный  совет, состоящий из 10 членов-представителей Республики Казахстан и Турецкой Республики. Согласно уставу университета, 5 членов Полномочного совета назначаются Правительством Турецкой Республики из числа высокопоставленных государственных служащих. Президентом Турецкой Республики один из них назначается председателем Полномочного совета. Заместитель Полномочного совета - Президент (ректор) университета и остальные 4 члена Полномочного совета назначаются Правительством Республики Казахстан из числа высокопоставленных государственных служащих. Действующий состав Полномочного совета представлен в табл. 3.1. 

Таблица 3.1 - Состав Полномочного совета
Фамилия, имя, отчество Должность в совете Дата  назначения Основная  должность
Осман Хората Председатель 08.03.2008 г Председатель  культурного центра им. Ататюрка (ТР)
Мустафа Исен член 04.04.2003 г Советник министерства культуры ТР
Мухитдин  Шимшен член 26.02.2008 г Член коллегии аудиторов Совета по высшему образованию  ТР
Нажы  Агбал член 26.02.2008 г Министерство  финансов, генеральный директор по бюджету и финансовому контролю ТР
Ханан Фидан член 26.02.2008 г Помощник советника  Премьер-министра ТР
Л.Ташимов Заместитель председателя 28.01.2008 г Президент (ректор) МКТУ им.Х.А.Ясави РК
Ж.Туймебаев член 07.06.2007 г Министр образования  и науки РК
А.Даденова член 28.05.2004 г Министерство  экономики и бюджетного планирования РК, начальник отдела планирования затрат на социальные сферы
С.Пралиев член 11.06.2003 г Ректор КазНПУ им.Абая РК
М.Турысбеков член 02.04.2006 г Министерство  финасов РК, заместитель председателя комитета госимуществ по ЮКО
     Полномочный совет собирается один раз в квартал  и принимает решения по стратегически  важным вопросам административно-хозяйственной, финансовой и академической деятельности университета. Полномочный совет  один раз в год проводит комиссия по проверке финансов.
     Следующий по иерархии коллегиальный орган  управления университета – Сенат  университета, председателем которого является президент МКТУ им.Х.А.Ясави. В состав Сената входят вице-президенты, деканы, директоры институтов, колледжа, учебных и клиническиз баз, руководители подразделений. Работа Сената университета проходит по плану на один учебный год, который утверждается на первом заседании в начале текущего учебного года.
     Заседания Сената проводятся один раз в два месяца. Сенат решает стратегически важные вопросы: анализирует решения Полномочного совета, принимает решения по их выполнению, рассматривает и утверждает план работы университета, постоянно держит под контролем актуальные вопросы научной, учебно-материальной, воспитательной и финансово-хозяйственной деятельности. Отчет президента об итогах университета за год и о задачах коллектива на предстоящий год заслушивается на расширенных заседаниях Сената университета. Анализ исполнения постановлений Сената университета его факультетами, подразделениями и кафедрами осуществляется постоянно.
    Вопросы оперативного характера, отражающие различные  сферы текущей деятельности университета по реализации решений Сената университета и не вошедшие в план заседаний Сената университета, рассматриваются на заседаниях ректората, в состав которого входят руководители подразделений вуза. Заседания ректората проводятся 3-4 раза в месяц. Планы его работы охватывают весь комплекс проблем вуза оперативного плана.
    Регулярно проводятся заседания Учебно-методического Совета университета. Заседания УМС проводятся не реже одного раза в два месяца. Деятельность УМС охватывает основные проблемы методического обеспечения и совершенствования учебного процесса, обобщение и распространение передового опыта по организации и совершенствованию учебно-методической работы и внедрению новых технологий обучения. Заседания Координационного совета по науке также проводятся один раз в два месяца в соответствии с утвержденным планом работы.
    Полномочия  и обязанности Президента университета определены Уставом МКТУ им. Х.А.Ясави. Он является председателем Сената университета и осуществляет ежедневное руководство всей деятельностью вуза, что проявляется в постановке перед коллективом конкретных задач и определении целей и направлений дальнейшего развития. Все внедряемые проекты с органами и организациями по вопросам улучшения образовательной и научной деятельности вуза, внедрение новых технологий обучения, а также - развития сотрудничества (в том числе международного) проходят цикл «предложение-обсуждение-анализ-внедрение», осуществляемый под непосредственным руководством Президента университета.
    Поддержание нормального психологического климата, утверждение корпоративной культуры является одной из приоритетных сфер работы первого руководителя, которая проявляется в учете интересов как всего университета, так и его сотрудников. Положительным результатом этой деятельности можно считать отсутствие коллективных и индивидуальных трудовых споров, нормальное функционирование всех подразделений, поддерживающих учебный процесс и отсутствие конфликтов между преподавательским составом и студентами.
    Руководство осуществляется в соответствии с соблюдением требований нормативно-правовых актов в области образования Республики Казахстан, Правилами деятельности учебных заведений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования. Функциональные обязанности закреплены в соответствующих Положениях о подразделениях и должностных инструкциях, рационально распределены между руководителями, отсутствует дублирование функций.
      Нормативные документы по организации  и управлению учебной, научной  и внеучебной деятельностью находятся  в подразделениях, непосредственно  использующих их в работе. Внутренние  руководящие документы разрабатываются в полном соответствии с нормативными указаниями и используются в повседневной работе всех подразделений.
    На  основе установленных Государственных  общеобязательных стандартов образования  по специальностям и типовых учебных программ профессорами и преподавателями университета разрабатываются учебно-методические комплексы преподаваемых дисциплин, которые ежегодно проходят проверку на соответствие государственным стандартам и внутренним положениям о структуре и наполняемости дисциплины.
    Участие профессорско-предподавательского состава, сотрудников и студентов университета в выработке и принятии управленческих решений проявляется в следующем:
    1. В состав Сената университета, как высшего органа управления  вузом,  и в Советы факультетов  включены студенты-отличники и представители молодежного комитета по представлениям деканов факультетов.
    2. На основании ежегодно проводимых  опросов и анкетирования ППС  и студентов проводится анализ  состояния дисциплины, уровня преподавания  и удовлетворенности проводимой  руководством университета политики в области организации учебного процесса, внеучебной работы, условий труда и отдыха. По всем подобным вопросам заслушиваются отчеты на заседаниях ректората.
    3. Всеми руководителями подразделений  и высшим руководством проводится  прием по личным вопросам.
    4. Комитетами по делам молодежи  университета и факультетов осуществляется  работа по привлечению студентов  к общественной жизни непосредственно  и через кураторов академических  групп.
    Участие профессорско-предподавательского состава, сотрудников и студентов университета в выработке и принятии управленческих решений позволяет оперативно разрешать возможные конфликты.
    В настоящее время в университете разработан контент для внедрения  электронного документооборота и ведется  работа по техническому оснащению (компьютерные программы, локальная сеть, персональные компьютеры) этого процесса.
    С целью контроля за качеством работы всех подразделений и осуществления  уставных функций, а также для постоянного обучения современными методами менеджмента в университете создано Управление аккредитации и менеджмента качества. Разработана и внедрена соответствующая документация на основании требований системы менеджмента качества. МКТУ им.Х.А.Ясави успешно прошел сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов в области качества и ежегодно проводимый внешний ресертификационный аудит подтверждает постоянное улучшение работы в этом направлении.
     На  основании изложенного можно  сделать вывод о том, что организационная  структура и система управления университетом функционирует достаточно эффективно, позволяет решать все стоящие перед вузом задачи, не допускает дублирования или «выпадения» из сферы регулирования управленческих функций. 
 

 

Стандарт 4.  Образовательные программы 

    Организация образовательного процесса по кредитной технологии обучения в Международном казахско-турецком университете имени Х.А.Ясави ведется на основе Государственных общеобязательных стандартах образования Республики Казахстан (ГОСО) и типовых учебных планов (ТУП), утвержденных Министерством образования и науки Республики Казахстан. По всем специальностям бакалавриата, магистратуры и докторантуры имеются необходимые ГОСО, типовые учебные планы специальностей, типовые программы дисциплин (См. Приложение № 4.1).
    Перечень образовательных программ высшего образования в рамках специальности устанавливается Сенатом (Ученым советом) университета в соответствии с требованиями ГОСО РК и типовыми программами дисциплин. Внесение изменений или дополнений в образовательные программы осуществляются с соблюдением требований ГОСО РК. По всем образовательным программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD своевременно приобретены ГОСО РК, а через республиканские учебно-методические объединения (РУМО) все они обеспечены типовыми учебными программами.
     Процесс утверждения образовательных программ по всем специальностям университета начинается с их обсуждения, внесения корректировок, дополнений на заседаниях рабочих групп специализированных кафедр. Затем обсуждение переносится в учебно-методические советы факультетов, ученые советы факультетов и учебно-методический совет университета и завершается их утверждением на заседании Сената университета (см. Приложение № 4.2).
    Подготовка  специалистов в магистратуре осуществляется по научно-педагогическому направлению по образовательным программам послевузовского образования (см. Приложение № 4.3). Учебный процесс осуществляют штатные преподаватели университета, имеющие ученую степень доктора, кандидата наук и ученое звание профессора, доцента.
    Подготовка кадров высшей квалификации в докторантуре осуществляется по научно-педагогическому направлению по образовательным программам докторантуры PhD (Приложение № 4.4). Образовательные программы докторантуры разрабатываются и утверждаются в соответствии со специальностями докторантуры PhD согласно Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования. Обучение в докторантуре проводят штатные преподаватели университета, имеющие, как правило, ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, а также привлекаются зарубежные ученые со степенями доктора философии (PhD) и доктора по профилю соответствующей специальности.
    Согласно  стандартам образования подготовка по образовательным программам включает в себя следующие обязательные циклы  дисциплин - общеобразовательный, базовый, профилирующий. Каждый из циклов дисциплин состоит из обязательного и элективного компонентов в пропорции, установленной ГОСО специальности.
    Образовательная деятельность Международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Ясави в настоящее время осуществляется по 57-ми образовательным программам бакалавриата, 29-ти специальностям магистратуры, 11-ти специальностям докторантуры PhD на основании Государственной лицензии АА № 0000037 без ограничения срока действия, выданной Министерством образования и науки Республики Казахстан 18 июня 2003 года. Более 14 000 студентов, магистрантов и докторантов из 16-ти стран мира на основе кредитной системы проходят обучение в области образования, гуманитарных наук, медицины, права, социальных наук и бизнеса, искусства, естественных и технических наук. Обучение ведется на казахском, турецком, русском и английском языках.
    Открытие новых образовательных программ, корректировка образовательной траектории будущих специалистов  в первую очередь учитывают потребности рынка и работодателей. Например, специальность «5В071800-Электроэнергетика» была открыта на базе и с учетом интересов Кентауского трансформаторного завода, который безвозмездно предоставил свои лаборатории и производственные мощности для проведения учебного процесса, всех видов практик, а также дал социальные гарантии по трудоустройству выпускников, выплате им подъемных и обеспечению их служебным жильем, детскими садами и т.д. (см. Приложение № 4.5).
    Кроме того, представители завода систематически вносят свои предложения и замечания в процесс корректировки образовательной траектории (цикл элективных дисциплин) студентов этой специальности. На появившуюся сегодня большую потребность в специалистах восточных и западных языков университет ответил открытием специальностей по иностранной филологии, переводческому делу (китайский, арабский, турецкий, английский). Причем, занятия по этим специальностям ведут высококвалифицированные специалисты, носители языка из Китая, Египта, Турции.
      Подготовка  будущих учителей в университете реализуется в тесной связи с органами народного образования (дошкольными учреждениями, школами, колледжами, лицеями), ведется интенсивное сотрудничество во всех направлениях подготовки учителя будущей формации (проведение различных практик, шефство над базовыми школами с целью проведения педагогических экспериментов, обучающих семинаров, организации предметных Олимпиад, руководство научными работами учеников школ и лицеев, оказания учебной, научно-методической помощи и т.д.). Вся эта многоплановая деятельность помогает корректировать содержание учебного плана, сближает его с современными школьными реалиями и, в конечном счете, помогает формированию учителя новой формации, обладающего высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности.
      Действуя  в рамках кредитной системы обучения, университет работает над созданием максимально благоприятных условий обучающимся для освоения всех дисциплин специальности и получения ими академической степени в соответствии с требованиями ГОСО и располагает современными специализированными лабораториями, учебными кабинетами, где размещены лабораторное оборудование, макеты, способствующими интенсификации учебного процесса и проведению научных исследований.
     В соответствии с ГОСО специальностей (ГОСО РК 5.03.004-2006 «Организация дистанционного обучения» - введен в действие 01 сентября 2007 года; ГОСО РК 5.03.007-2006 «Образовательно-профессиональные программы» - введен в действие 01 сентября 2007 года; ГОСО РК 6.08.011-2009 - введен в действие 01 сентября 2009 года), а также приказом МОН РК № 566 от 22.11.2007 года «Правила организации учебного процесса на основе кредитной технологии обучения», для каждой специальности на основе типовых учебных планов разработан рабочий учебный план, который является основным рабочим документом образовательных программ.
      Рабочие учебные планы  (РУПы) каждой образовательной программы разрабатываются на основе требований ГОСО и по распределению дисциплин и форм отчетности по семестрам согласуются с учебными планами очного и заочного отделений. РУПы по специальностям обеспечивают преемственность уровней непрерывного педагогического образования, переаттестацию дисциплин, последовательность изучения дисциплин по разделам, рациональное распределение дисциплин по семестрам с учетом распределения учебной работы студента, эффективное использование научного, кадрового потенциала и материально-технического обеспечения вуза.
    При организации учебного процесса созданы  условия для:
    целостной унифицированной системы подготовки по всем циклам дисциплин с учетом пройденного учебного материала;
    реализации основных компонентов, предусмотренных ГОСО;
    повышения компьютерной грамотности в течение всего периода обучения;
    качественной профессиональной предметной подготовки;
    научной, образовательной, культурной, экономической и социальной областях
    изучения ряда дисциплин по истории и культуре тюркских народов;
    углубленного изучения казахского, турецкого, русского и английского языков.
    РУПы  имеют следующие структурные элементы: график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, план учебного процесса, включающий в себя перечень объема и последовательности изучения дисциплин; их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного, итогового контроля и итоговой аттестации.
    РУПы по образовательным программам разрабатывается с учетом пропорций между обязательным и элективным компонентами, перечислением всех обязательных дисциплин, всех видов практик и других видов учебной работы с указанием их трудоемкости в кредитах и утверждается до начала учебного года. Процесс разработки и утверждения РУПов представлен в Приложении № 4.6.
    В целях подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, разработаны рабочие учебные планы по всем  специальностям бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD. Рабочие учебные планы готовятся выпускающими кафедрами под контролем сектора планирования учебных планов учебно-методического управления, Учебно-методического совета, вице-президентов. РУПы заверены заведующими кафедрой, деканом факультета, согласованы с начальником учебно-методического управления, вице-президентами, утверждены решением Сената и Президентом университета.
    Логическая  последовательность дисциплин обязательного  компонента в РУПе каждой образовательной программы выстраивается в соответствии с типовым учебным планом соответствующего ГОСО. Дисциплины элективного компонента в РУП конкретизируются в индивидуальном учебном плане каждого студента и в РУП образовательной программы выделяются как условные дисциплины с трудоемкостью, обозначенной в ГОСО специальности.
    При формировании РУПов предусмотрена максимальная унификация учебных планов смежных направлений подготовки (специальностей), учтены междисциплинарные и межкурсовые связи. Такой подход к формированию РУПов позволяет университету развивать и успешно адаптировать в быстро меняющихся условиях уже сложившиеся научно-педагогические школы, а также максимально использовать имеющиеся информационно-библиотечные ресурсы и учебно-лабораторную базу. Для каждой формы обучения и программ с различной продолжительностью разрабатываются отдельные РУПы.
    Процесс реализации образовательных программ находится под контролем со стороны руководства университета, вице-президента по учебно-методической работе, учебно-методического управления, деканатов и кафедр. Систематически на заседаниях Сената (Ученого совета), расширенного состава ректората, учебно-методического Совета университета, факультетов, кафедр, специальных рабочих комиссий подробно рассматриваются, обсуждаются проблемы, пути совершенствования реализации образовательных программ в вузе, регулярно проводится мониторинг в этом направлении и на их основе своевременно принимаются компетентные решения.        
          В соответствии с «Концепцией  развития университета на 2009-2013 годы», а также миссией университета быть признанным в стране центром подготовки высококвалифицированных специалистов и педагогов, обеспечить развитие университета как Международного научного и учебно-методического центра по подготовке высококвалифицированных кадров в области научной, образовательной, культурной, экономической, естественной, медицинской и социальной областях в университете большое внимание уделяется научному уровню образовательных программ, соответствующим современным требованиям рынка труда.
    В соответствии с международным статусом, Уставом, регламентом вуза и нормативными документами МОН РК из объема кредитов компонентов по выбору из каждого  цикла вузом установлены обязательные дисциплины (см. табл. 4.1).  

Таблица 4.1 - Обязательные дисциплины из объема кредитов компонентов по выбору
Наименование  дисциплины по выбору Наименование  цикла дисциплин  учебного плана Количество  кредитов
1. История тюркских народов цикл базовых  дисциплин 1 кредит
2. Ясавиведение  цикл базовых дисциплин 1 кредит
3. Турецкий язык цикл базовых  дисциплин      8 кредитов
4. Самопознание цикл базовых  дисциплин 1 кредит
5. Электронное правительство цикл профилирующих  дисциплин 1 кредит
6. Охрана труда цикл профилирующих  дисциплин 1 кредит
Всего 6 -      13 кредитов
       
     На  основе РУПов ежегодно составляются учебные графики, являющиеся составной частью РУПа специальности и предусматривающие все детали организации учебного процесса, перечень и порядок изучения учебных дисциплин, включая дисциплины всех трех основных компонентов (ООД, БД, ПД), дисциплины по выбору студентов, виды практики и сроки их прохождения, формы контроля.
          Программы учебных дисциплин, разработанные на соответствующих кафедрах университета на основе типовых учебных программ и утвержденные первым вице-президентом, содержат:
    цели изучения дисциплин, соотнесенные с общими целями ГОСО, в том числе имеющими междисциплинарный, интегративный характер и связанные с задачами воспитания;
    задачи курса;
    место курса в системе дисциплин предметной подготовки; требования к уровню освоения содержания курса;
    содержание дисциплин, структурированное по принципу преемственности обучения, включает виды учебных занятий с указанием их объемов;
    контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы;
    учебно-методическое обеспечение дисциплин с указанием тематики курсовых работ, рефератов;
    вопросы к экзаменам по разделам;
    перечень основной и дополнительной литературы;
    методические рекомендации преподавателю и студентам.
    рекомендации по использованию информационных технологий;
    РУПы по дисциплинам (разделам дисциплин) учитывают в своем содержании выполнение государственных требований к минимуму содержания, устанавливаемому ГОСО и реализуемому в рамках образовательных программ.
В соответствии с миссией университета и содержанием образовательных программ определяются цели и задачи образовательно-профессиональных программ (см. Приложение № 4.7). Разработанные образовательно-профессиональные программы являются объектом изменения и корректировки в соответствии с изменениями требований рынка труда. Изменения обязательных дисциплин происходит в связи с выходом новых нормативных документов МОН РК. Основные изменения в программах отражаются в учебно-методических комплексах дисциплин (УМКД) и при необходимости обновляются. В связи с этим систематически пересматривается цель профессиональной и педагогической подготовки специалиста, обновляется содержание профессионального и педагогического образования, разрабатываются новые учебные планы, корректируются действующие образовательные программы. Уровень удовлетворенности студентов обновляемостью учебных программ представлен на рис. 4.1. (здесь, ОВУ – очень высокая удовлетворенность; ВУ - высокая удовлетворенность; СУ - средняя удовлетворенность; НУ - низкая удовлетворенность; ОНУ – очень низкая удовлетворенность).

Рисунок 4.1 - Уровень удовлетворенности студентов обновляемостью учебных программ 

     Изучение  учебных дисциплин студентами происходит в процессе аудиторных занятий, индивидуальной работы под руководством преподавателя и самостоятельной подготовки. Объём обязательных аудиторных занятий студентов составляет, как правило, 50-52% от общей трудоёмкости часов, отводимых на дисциплину учебным планом. Все преподаватели обеспечены необходимой нормативной документацией: образовательными стандартами, учебными программами дисциплин, учебными графиками, рабочими учебными планами, другой методической литературой.
    В процессе организации учебного процесса уделяется важное место методическому обеспечению профессиональных образовательных программ; обеспечению студентов учебно-методической литературой; разработке и изданию пособий по соответствующим учебным дисциплинам; внедрению современных инновационных образовательных технологий в учебный процесс; организационному и методическому обеспечению СРС; использованию компьютерной и множительной техники для тиражирования методических материалов. Данные социологического исследования отмечают высокий уровень удовлетворенности студентов количеством компьютеров нового поколения и услугами интернет-классов в учебных корпусах. (см. рис. 4.2).

Рисунок 4.2 -  Уровень удовлетворенности студентов количеством компьютеров нового поколения и услугами интернета в учебных корпусах 

     Согласно  «Правил организации учебного  процесса по кредитной технологии» (Приказ МОН РК № 556 от 22.11 2007 года) в дополнение к типовому учебному плану разрабатывается каталог элективных дисциплин (КЭД), который представляет собой систематизированный аннотированный перечень всех дисциплин, входящих в компоненты по выбору, где содержится  краткое описание дисциплин с указанием цели изучения и ожидаемых результатов обучения (см. Приложение № 4.7).
     Содержание  КЭДов и логическая последовательность дисциплин в них разрабатываются совместно со всеми кафедрами университета, обсуждается на заседании Учебно-методического Совета университета и утверждается Сенатом (Ученым советом) вуза. Каждая элективная дисциплина, указанная в каталоге, имеет утвержденную на заседании кафедры учебную программу, составленную в соответствии с требованиями «Инструкции по составлению учебных программ дисциплин».
     Полная  учебно-методическая комплектация начинается сразу после выбора дисциплины обучающимся  в ходе регистрации на элективные дисциплины в период, отводимый для  этой процедуры академическим календарем. Процесс учебно-методической подготовки элективных программ (так же, как и обязательных) регулируется университетскими «Требованиями к структуре учебно-методического  комплекса дисциплины. Кредитная система обучения. Бакалавриат. Магистратура. Докторантура». Каждая программа служит реализации миссии университета, имеет определенную научную цель и профессиональную направленность. Большинство элективных дисциплин носит дополняющий обязательные дисциплины многопрофильный характер и могут быть рекомендованы для изучения обучающимися нескольких родственных специальностей. Соответствие запросам потребителей обеспечивается привлечением к разработке КЭДов специалистов-практиков соответствующих областей знаний, потенциальных работодателей.
      Качество предлагаемых к изучению элективных дисциплин обеспечивается систематическим аудитом учебно-методических комплексов, проводимых согласно утвержденного президентом университета плана внутренних аудитов. Так же не реже одного раза в год учебно-методические комплексы дисциплин подвергаются экспертизе членами учебно-методического совета факультетов и университета.
    Изменения в учебных программах элективных дисциплин производятся через процедуру  актуализации или переутверждения  УМК дисциплин (в случае значительных изменений). Ответственными за анализ необходимости изменения и корректировки образовательных программ и учебных программ дисциплин являются заведующие выпускающими кафедрами.
    Результаты  последовательного изучения эффективности элективных курсов позволяют судить об устойчивой положительной динамике в усвоении разработанного содержания программы, ориентированного на формирования профессиональных компетенций студентов различных специальностей вуза. Обработанные данные свидетельствуют, что выбранные содержание, формы и методы изучения предлагаемого курса способствуют успешному формированию компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.
    Структура и содержание доступного для студентов каталога элективных дисциплин по всем специальностям бакалавриата, магистратуры и докторантуры в университете максимально учитывают будущие профессиональные интересы студентов, дают им широкие возможности составления собственной траектории обучения с учетом индивидуальных и профессиональных потребностей.
    С целью учета интересов работодателей  при разработке образовательных  программ в формировании КЭДов активное участие принимают потенциальные работодатели, практические работники, руководители баз практик (проведение круглых столов с частно-государственными  структурами, c заключением меморандумов о сотрудничестве; приглашение практических работников на учебно-методические семинары и заседания кафедр, где обсуждаются каталоги элективных дисциплин, по результатам которых в структуре каталогов элективных дисциплин предусмотрено более 120-ти новых дисциплин; рецензирование и экспертиза каталогов элективных дисциплин и учебных программ  элективных дисциплин; проведение анкетирования руководителей баз практик и практических работников на предмет формирования профессиональных компетенций и включение по его результатам в структуру каталога (см. Приложение № 4.8).
      Согласно  требованиям кредитной системы  обучения в учебном процессе увеличилась доля самостоятельной работы (в рамках СРС и СРСП), введена балльно-рейтинговая система оценки знаний. В университете созданы условия для формирования студентами индивидуальной траектории обучения, функционирует институт эдвайзеров, отдел регистрации, осуществляется регистрация студентов на элективные дисциплины, составляются и корректируются индивидуальные учебные планы. Оптимизирована система контроля знаний студентов – используется многобалльная буквенная шкала с широким диапазоном оценки знаний, введены три этапа контроля – текущий, рубежный и итоговый, и процедура апелляции. С 2009-2010 учебного года начат поэтапный переход на централизированное компьютерно-матричное тестирование в режиме он-лайн, полностью исключающее участие ППС в процессе проведения экзаменов. Все пересдачи неудовлетворительных оценок упразднены, для ликвидации академических задолженностей ежегодно организуется летний семестр. 
        Отдел регистрации является службой поддержки студентов, поэтому его деятельность направлена на защиту их интересов в области организации учебного процесса. С этой целью, а также для выявления проблем студентов, связанных с обучением по кредитной системе, отделом регистрации совместно с учебно-методическим управлением и с участием с турецких специалистов было проведено социологическое исследование среди студентов всех курсов на предмет их удовлетворенности уровнем и качеством преподавания, организации учебного процесса, процедурой проведения контроля знаний и т.д. Например, анализ данных социологического исследования показывает, что уровень удовлетворенности студентов качеством преподавания в университете составляет 94 % (см. рис. 4.3). 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.