На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Республиканская целевая программа «Социально-экономическое развитие Городского округа «Город Якутск» на 2008-2012 годы»

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Республиканская целевая  программа «Социально-экономическое  развитие Городского округа «Город Якутск»  на 2008-2012 годы» 

 Настоящая Программа  социально-экономического развития  ГО «Город Якутск» на 2008-2012 годы  разработанав соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N131-ФЗ, Постановлением Правительства РС (Я) «Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)» от 29.02.2008 г. N 60. 

 Программа разработана  на основе анализа основных  тенденций развития ГО « Город  Якутск» и прогноза социально-экономического  развития на среднесрочную перспективу.  Программа определяет основные  направления и приоритеты муниципальной  политики развития на 2008 -2012 годы. Ориентация Программы на сбалансированное  решение экономических и социальных  проблем стоящих перед городом  предполагает реализацию комплексного  подхода к реализации муниципальных  целевых программ. 

 Основная цель  и задачи настоящей Программы  сформулированы в соответствии  со Стратегией социально –  экономического развития ГО «Город  Якутск» на период до 2020 года. Стратегия развития ГО «Город  Якутск» призвана обеспечить  достижение следующих целей:
 Сформировать  устойчивое развитие городу и  качественную жизнь горожанам;
 Приобрести новый  современный имидж конкурентоспособного  города, открытого для  межрегионального  и международного сотрудничества;
 Объединить действия  и осуществить концентрацию усилий  местных властей, населения, предпринимателей  на ключевых приоритетах, обеспечивающих  городу прогресс и процветание  в будущем; 

 В Стратегии  развития ГО «Город Якутск»  выделены временные горизонты,  как последовательные этапы эволюции  города – краткосрочная, среднесрочная  и долгосрочная перспективы развития  ГО «Город Якутск»:
I этап – краткосрочная  перспектива (2008 -2010 годы). Главной  целью на данном этапе является  стимулирование спроса путем  создания предложения товаров  и услуг, отвечающих высоким  стандартам качества;
II этап – среднесрочная  перспектива (2011 – 2013 годы). Главной  целью на данном этапе должно  стать формирование транспортно  – логистического кластера, включающее  в себя развитие ГО «Город  Якутск» и прилегающих территорий;
III этап – долгосрочная  перспектива (2014 -2020 годы). Главной  целью на данном этапе должно  стать формирование новой экономики  знаний путем развития инновационных  структур, которые могут стать  стратегическими точками роста; 

 Инструментом  процесса реализации Стратегии  развития ГО «Город Якутск»  является разработка целевых  муниципальных программ, представленных  как по направлениям развития, так и настоящей комплексной  Программой социально – экономического  развития ГО «Город Якутск»  до 2012 года, включающей все аспекты  деятельности в области городского  хозяйства. 

 Настоящая Программа  охватывает первый и второй  этапы процесса реализации Стратегии  развития ГО «Город Якутск».  Таким образом, основная цель Настоящей Программы заключается в повышении в краткосрочном и среднесрочном периодах качества и уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности экономики города, развитие деловой и социальной инфраструктуры. 

 Основная цель  настоящей Программы разбивается  на два целевых направления:
 Высокое качество  жизни;
 Высокая конкурентоспособность  города как места работы; 

 Необходимым условием  достижения первого целевого  направления: «Высокое качество  жизни»  является реализация следующих  подцелей (задач):
высокое качество потребления;
качество образования, соответствующее современным требованиям  рынка;
высокое качество жилищных условий;
высокое качество медицинских  услуг;
высокая социальная активность. 

             Необходимым условием достижения  второго целевого направления:  «Высокая конкурентоспособность  города как места работы» является  реализация следующих подцелей (задач):
обеспечение сильного (развитого) спроса;
конкурентоспособность в факторах и условиях развития бизнеса;
промышленная политика по созданию конкурентоспособных кластеров;
поддержка и развитие конкуренции. 

 Для достижения  основной цели городу необходимо  решить следующие задачи:
Осуществление комплексного экономического и социального развития столичного города;
Развитие производственной и социальной инфраструктуры как  важнейшее условие устойчивого  функционирования городской экономики;
Повышение эффективности  агропромышленного комплекса, рост обеспеченности населения города собственной  сельскохозяйственной продукцией;
Устойчивое повышение  качества и уровня жизни каждого  человека и семьи, формирование условий  для духовного роста и здоровья человека, утверждение в обществе норм нравственности и морали, здорового  образа жизни;
 Формирование  финансовой системы столичного  города, отвечающей потребностям  устойчивого экономического и  социального роста республики; 

 Программа социально-экономического  развития ГО «Город Якутск»  на 2008-2012 годы не является конечным  планом, не подлежащим изменениям, она предполагает постоянное  обновление в соответствии с  изменившейся (достигнутой) ситуацией.  При этом цели должны оставаться  неизменными. 

 Реализация Программы  предполагает тесное взаимодействие  между городскими, республиканскими  и федеральными властями, а также  участия предприятий, организаций  и учреждений, осуществляющих свою  деятельность на территории городского  округа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура туристского  рынка 
 

Рынок — это механизм, позволяющий сбалансировать соотношение  спроса и предложения на различные  виды товаров и услуг. На нем действует  большое количество независимых  друг от друга продавцов и покупателей. Здесь можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка. 

При характеристике рынка туризма учитывается следующее: 

?      основным предметом купли-продажи являются услуги; 

?      кроме  покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;
?      спрос  на туристские услуги отличается рядом  особенностей: большим разнообразием  участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и  мотивам; эластичностью, индивидуальностьюи высокой степенью дифференциации; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
?      туристское предложение характеризуется рядом  особенностей: товары и услуги в  туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.
Для более четкого  понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т. п.) необходимо принимать  во внимание отношения субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем большее число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг (например, транспортных) автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других (услуг питания, развлечений и,т. д.).
Рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более  мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные  способы классификации туристского  рынка.
По отношению к  определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:
?      рынок  внутреннего туризма, включающий путешествия  жителей района по этому району; 

?      рынок  въездного туризма, включающий путешествия  по району лиц, не являющихся его жителями;
?      рынок  выездного туризма, включающий путешествия  жителей одного района в другой район. 

В зависимости от цели путешествия выделяют рынки  рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма. 

В зависимости от характера организации путешествия  различают рынки организованного  и неорганизованного туризма. По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального  туризма. 

В зависимости от способа передвижения различают  рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а  также автомобильного туризма. 

Каждый из перечисленных  туристских рынков неоднороден. Так, рынок  делового туризма включает поездки  делегаций или отдельных лиц  для участия в переговорах, совещаниях, с целью посещения выставок, ярмарок  и др. Другой разновидностью делового туризма являются поездки в составе  специализированных групп по профессиям. По своему характеру их можно отнести  к познавательным поездкам, но специальная  программа посещения различных  объектов и предприятий, а также  однородный состав участников предопределяют целесообразность выделения таких  поездок в отдельную разновидность  делового туризма. 

В связи с особенностями  и содержанием маркетинговой  деятельности выделяются следующие  рынки:
?      целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;
?      основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
?      дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг; 

?      растущий, имеющий реальные возможности роста  объема продаж и другие. 

  
 

Потенциальный рынок  составляет 10% жителей страны (региона, города и т. п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес  к приобретению туристских услуг. Между  тем, одного желания клиента явно недостаточно — необходимо располагать  средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители  должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить  их потребности. Если все перечисленные  условия соблюдаются, есть основание  говорить о так называемом действительном рынке.
Его следует уменьшить  на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют  свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно  обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность  делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе  конкури­рующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок.
Освоенный рынок  образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия, они  составляют лишь 50% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная классификация  полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного туристского  рынка и определить особенности  работы на нем различных туристских предприятий.
  Дипломная работа  на тему: 
 

   «Социально-педагогическая  деятельность по формированию  здорового образа
           жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» 
 
 

                                            Выполнила:  студентка  5  курса
                                        заочного отделения СП(95-2) Слепцова
                                        Светлана Егоровна. 
 

                                            Научный  руководитель:  старший
                                        преподаватель   кафедры   социальной
                                        педагогики    Спиридонова     Галина
                                        Ивановна. 
 
 

                                Якутск - 2000 
 
 

Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………. 
 

Глава 1. Анализ научно-педагогической
литературы о роли влияния образа жизни
на здоровье детей…………………………………………………….. 

1. Здоровый образ  жизни как социально-
педагогическое явление……………………………………………….
2.  Условия, необходимые  для формирования
здорового образа жизни  детей………………………………………..
3.  Деятельность  социального педагога по
формированию здорового  образа жизни……………………………. 

Глава 2.Социально-педагогическая деятельность
по формированию здорового образа жизни среди
учащихся Амгинской педагогической гимназии…………………… 

2.1. Исследование  о состоянии здоровья среди
старшеклассников……………………………………………………..
2.2. Совершенствование  опытно-
экспериментальной работы…………………………………………..
2.3. Подведение итогов  экспериментальной
работы…………………………………………………………………. 

Заключение……………………………………………………………. 

Библиография…………………………………………………………. 

Приложения…………………………………………………………… 
 
 

                                  Введение 
 

    Здоровье  населения   республики  –   высшая  национальная  ценность,  и
возрождение наций  должно начаться  именно  со  здоровья,  в  первую  очередь
детей. 

    Изучение  проблем детского здоровья  в   наше  время  приобретает   особую
актуальность. По данным Министерства  образования  Российской  Федерации  за
1996 г., 87 % учащихся  нуждаются в специальной  поддержке.  До  60  –  70  %
учащихся к выпускному классу имеют  нарушенную  структуру  зрения,  30  %  -
хронические заболевания, 60  %  -  нарушенную  осанку.    Исходя  из  этого,
становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются  в новых  подходах,
большую  помощь  в  этом  вопросе  может  оказать  валеологическая   служба.
Фундаментом  валеологии  – науки о здоровье  является  знание  нормальной
физиологии  и  прежде  всего  физиологии   здорового   ребенка,   возрастную
психологию,  что  позволяет  формировать,  сохранять,   укреплять   здоровье
человека, гармонично развивать личность. 

    Следовательно,  в вопросах оздоровления детей  рука об руку  должны  идти
медики,  педагоги,  психологи,  валеологи,  социальные  педагоги  и   другие
специалисты.
    При   этом  должна  быть  преемственность   валеологической  педагогики,
начиная с родителей, далее учителей и.т.д. Основной задачей валеологической
службы должно  стать  воспитание  у  населения  потребности  быть  здоровым,
беречь и укреплять  здоровье, ценить счастье здоровья.
    Здоровье  подрастающего человека – это  проблема не только социальная, но
и нравственная. Ребенок  сам должен уметь  быть  не  только  здоровым,  но  и
воспитывать в будущем  здоровых детей.
    Приобщение  школьников к проблеме сохранения  своего здоровья это  прежде
всего процесс социализации  –  воспитания.  Это   сознание  высокого  уровня
душевного комфорта, который  закладывается  с  детства  на  всю  жизнь.  Для
формирования душевного  комфорта необходимы знания о законах  развития  своего
организма, его взаимодействии с социальными факторами.
    Школа  же сегодня должна и может   стать  важнейшим  звеном  социализации
подрастающего поколения. Через школу проходит все  население,  и  на  данном
этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье,  так и
здоровье всего  общества.
    В России, в нашей республике  валеологии  в последние годы  уделяется
много внимания, как  в научной литературе, так и  в работе различных  съездов,
конференций  и  форумов,  посвященных   оздоровлению  населения;  в   школах
вводится учебный  предмет «Валеология», в  ряде  регионов  страны  в  штатном
расписании школ предусмотрена должность «педагог-валеолог-организатор»
    Необходимо  совместными  усилиями  родителей,  педагогов,  специалистов
имеющих  подготовку  по  основам  валеологии  формировать у детей понятие
здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и  привычки,  что
будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
    Противоречия  между  традиционной   официальной   системой   проведения
валеологического  воспитания  в виде  бесед о   здоровом   образе   жизни,
спортивном   мероприятии,   недостаточная   осведомленность   родителей    в
формировании здорового  образа жизни детей  побудило  нас  выбрать  следующую
недостаточно разработанную  и  мало  изученную,  актуальную  тему  дипломного
исследования:   «Социально-педагогическая   деятельность   по   формированию
здорового образа жизни  среди учащихся Амгинской педагогической гимназии»
    Целью   исследования  является  -  выявить   условия  работы  социального
педагога по формированию здорового образа жизни среди  учащихся.
    Объект  исследования  - процесс работы  социального педагога с учащимися.
    Предмет  исследования –  работа  социального   педагога  по  формированию
здорового образа жизни  среди детей.
    Нам предстоит  решить следующие задачи исследования:
   1.  Изучить   социально-педагогическую,   философскую,   психологическую
      литературу.
   2. Выявить  уровень диагностирования здоровья  учащихся в гимназии.
   3. Разработать  внедрить программу о пропаганде  здорового  образа  жизни
      среди  учащихся.
   4. Разработать  методические рекомендации для  практических работников.
    Гипотеза  исследования:  процесс  формирования  здорового  образа  жизни
среди детей будет  эффективным при условии, если:
   1. Учитывать  возрастные особенности детей.
   2. Создать  условия для формирования здорового  образа жизни.
   3. Совершенствовать  формы работы социального   педагога  по  формированию
      здорового  образа жизни.
    Методологическую    основу    дипломной    работы    составили    труды
Л.Г.Татарниковой, В.В.Колбанова, В.К.Зайцева.
    Теория  и практика валеологического воспитания нашла свое  отражение в
изучении  работ В.В.Колбанова,  Л.Г.Татарниковой,  И.И.Брехмана   и   наших
исследователей Л.П.Ильиной, П.Г.Петровой.
    В данной  дипломной работе применялись  следующие методы  педагогического
исследования:
    - изучение  педагогической, медицинской, валеологической литературы
    - анкетирование,  беседы, опрос
    - изучение  документации
    - тесты
    - непосредственная  учебно-воспитательная работа с  учащимися
    Научная   новизна  исследования  заключается   в   попытке   установить,
разработать  в  условиях  Амгинской  педагогической  гимназии  положение   о
здоровье  детей  и  составить  методические   рекомендации   для   учителей,
педагогов, учащихся по формированию здорового образа жизни.
    Практической    значимостью    исследования    является     возможность
использования результатов  данной работы учителями  практиками,  социальными
педагогами,  валеологами  при работе  в   школах   сельского   социума   по
организации валеологической службы.
    База исследования: Амгинская педагогическая  гимназия  Республики  Саха
(Якутия).
    Структура  исследования: работа состоит из  введения, 2 глав, заключения,
библиографии, приложения. 
 
 

  Глава 1. Анализ  научно – педагогической  литературы  о роли влияния образа
                          жизни на здоровье детей. 

       1.1 Здоровый образ жизни как  социально-педагогическое явление.
    Эффективность  воспитания и  обучения  детей   и  подростков  зависит  от
здоровья. Здоровье  –  важный  фактор   работоспособности  и  гармонического
развития детского организма.
    Ряд философов  (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов,  К.Маркс  и
другие), психологов  (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие),  ученых-медиков
(Н.М.Амосов,   В.П.Казначеев,    Ю.П.Лисицын,    М.М.Буянов,    И.И.Брехман,
Б.Н.Чумаков   и   другие),   педагогов    (Л.Г.Татарникова,    В.В.Колбанов,
В.К.Зайцев,  С.В.Попов  и другие)  пытались   решить   проблему   здоровья,
формирование здорового  образа жизни у детей.  Они   разработали  и  оставили
многочисленные труды  о сохранении здоровья, продления  жизненного  потенциала
и долголетия.
    Интересно  высказывание выдающегося  английского   философа  Джона  Локка
заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом  теле
– вот краткое, но полное описание счастливого состояния  в  этом  мире.  Кто
обладает и тем  и другим, тому остается желать немногого, а  кто  лишен  хотя
бы одного, тому в  малой степени может компенсировать чтобы то ни было  иное.
Счастье или несчастье  человека в основном  является  делом  его  собственных
рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое,  никогда  не  будет  в  состоянии
продвигаться вперед по этому пути» (В.,с.54) Мы согласны с  его мнением.
     По  словам Адама  Смита,  шотландского  мыслителя  «…Жизнь  и   здоровье
составляет  главный  предмет   заботливости   внушаемой   каждому   человеку
природой. Заботы о  собственном здоровье, о собственном  благосостоянии,  обо
всем, что  касается  нашей  безопасности  и  нашего  счастья,  и  составляют
предмет добродетели, называемой благоразумием» (В.,с.238) «Оно не  допускает
нас рисковать нашим  здоровьем, нашим благосостоянием, нашим  добрым  именем»
(В.,с.239)  «Одним  словом,  благоразумие,   направленное   для   сохранения
здоровья считается  качеством почтенным» (В., с.241)
    Мы считаем,  что прав французкий философ Клод Гельвеций. В своих трудах
писал о положительном  влиянии физического воспитания на  здоровье  человека:
«Задача этого рода воспитания заключается  в  том,  чтобы  сделать  человека
более  сильным,  более  крепким,  более   здоровым,   следовательно,   более
счастливым, более  часто  приносящим  пользу  своему  отечеству»  (1.,  с.29)
«Совершенство физического  воспитания зависит от совершенства  правительства.
При мудром государственном  устройстве стремятся воспитать  сильных и крепких
граждан. Такие люди и будут счастливы, и более  способны выполнять  различные
функции, к которым  их призывает интерес государства» (1., с.43)
      Таким  обоазом, великие философы  – мыслители утверждали,  что сам
человек главным  образом  должен  думать,  заботиться  о  свем  здоровье,  о
благосостоянии и стремиться поддержать его. От  этого зависит человеческое
счастье.
    Великий  русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке  написал обращение “О
сохранении и размножении  российского народа”, в котором  предлагал  меры  по
сохранению и увеличению населения для  хозяйственной  и  политической  жизни
страны, представил  социально-экономическую  программу.  Он  пишет:  “Начало
сего полагаю самым  главным делом: сохранением и  размножением народа,  в  чем
состоит величество, могущество и богатство всего  государства”  (Л.,  с.301-
302) В обращении  он поставил цель-улучшение быта  народа,  его  благосостяния
путем распространения  культуры, научных и  медицинских  знаний  “Кроме  сего
впадает великое  множество людей в разные болезни, о  излечении коих  весьма
еще мало порядочных есть учреждений…” (Л.,  с.312)  Ломоносов  предлагает  :
“требуется по всем городам довольное число докторов, лекарей  и  аптек,  для
изучения докторства послать российских студентов в  иностранные  университеты
и внутри государства  дать производить достойных в  доктора” (Л., с.312)
    Большое   значение  Ломоносов  придавал  анализу  факторов  развития   и
формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности  в
появлении многочисленного здорового поколения русских людей.  Также раскрыл
влияние среды, окружения  на личность и обратился к  проблеме  нравственного,
полового воспитания молодого и взрослого  населения,  на  создание  крепкой,
счастливой семьи  основанной на любви и уважении “Где любви нет,  не  надежно
и плодородие”, включение  молодых людей в трудовую деятельность.
    М.В.Ломоносов обратился к исследованию  проблем человека  с позиции
психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно  такой  подход,
по его мнению позволял получать   объективные данные  о человеке,  которые
необходимо знать  педагогам. Работа “О сохранении и  размножении  российского
народа”,  работы  о  проблемах  воспитания   юношества   позволяют   считать
М.Ломоносова  первым  русским валеологом,  изучавшим проблему  человека  в
медико-педагогической совокупности. (К.,с.13)
    Ученые  С.П.Боткин,  П.Ф.Лесгафт   заложили  основы   современной   нам
валеологии.
    С.С.Боткин  видел здоровье   человека   прежде   всего   как   функцию
приспособления и  эволюции,  функцию  воспроизводства,  продолжения  рода  и
гарантию  здоровья потомства. Нарушение,  недостаточность  этой  функции  он
рассматривает как  важнейшую основу патологии. (К., с.13)
    В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе  за  оздоровление  общества.  С
охраной  здоровья  населения,  улучшения  условий  его   жизни,   повышением
благосостояния, ростом культуры он связал перспективы  развития  личности  и
общества. Особое  внимание  он  уделяет  сохранению  и  укреплению  детского
здоровья. Статья “Охрана  детского здоровья” отражает  комплексную  программу
решения  указанной  задачи,  включающую   систему   гигиенических,   медико-
биологических,  социальных  и  психологических   мероприятий.   (Б.,   с.30)
Проблемы  физического  и  психического  здоровья  человека   рассматривались
Бехтеревым в контексте  осуществляемой им антиалкогольной  компании.  Он  один
из тех, кто активно  боролся против “алкогольного змия”
    Пролема здоровья также интересовала многих педагогов.
    В.А.Сухомлинский утверждал,  что “Забота о здоровье  ребенка – это
комплекс  санитарно-гигиенических  норм  и  правил…  не  свод  требований  к
режиму, питанию, труду  и отдыху.  Это  прежде  всего забота  в гармоничной
полноте всех физических и духовных сил,  и  венцом  этой  гармонии  является
радость творчества” (Тат., с.74)
    Рассмотрим, что такое здоровье.
    В Уставе  Всемирной  Организации  Здравоохранения   определение  понятия
здоровье:  “…состояние  полного,  физического,   душевного   и   социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физическиз дефектов.
    По мнению  С.В.Попова  “Если вдуматься в это определение,  то  можно
сделать вывод, что  абсолютное здоровье является абстракцией  и  кроме того,
что  это  определение  изначально  исключает   людей,   имеющих   какие-либо
(врожденные  или   приобретенные)   физические   дефекты,   даже   в   стадии
компенсации”. (П., с.7)
    В 1968 году  ВОЗ приняла следующую формулировку:  “Здоровье  -  свойство
человека выполнять  свои  биосоциальные  функции  в  изменяющейся  среде,  с
перегрузками и  без потерь,  при  условии  отсутствия  болезней  и  дефектов.
Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным» (3., с.5)
    Г.Л.Билич,  Л.В.Назарова   взяв   за   основу   определение   Всемирной
Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным  добавить  два
фактора. Итак, «здоровье  – это состояние полного, физического,  душевного и
социального  благополучия  и  способность  приспосабливаться   к   постоянно
меняющимся условиям внешней и  окружающей  среды  и  естественному  процессу
сохранения, а также  отсутствие болезней и физических дефектов» (4., с.3)
    В Большой  медицинской энциклопедии здоровье  трактуется  как  состояние
организма человека, когда функции всех его органов  и систем уравновешенны  с
внешней средой и  отсутствуют  какие-либо  болезненные  изменения.  В  то  же
время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с  условиями
окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам  организм.
(5., с.6)
    Академик  Н.М.Амосов полагает,  что «здоровье организма определяется
количеством  его,  которое  можно  оценить  максимальной  продолжительностью
органов  при  сохранении  качественных  пределов  их  функций»  (5.,   с.7).
В.П.Казначеев  трактует  здоровье  как «процесс  (динамическое   состояние)
сохранения и развития биологических, физиологических и  психических   функций
  оптимальной   трудоспособности,  социальной  активности  при   максимальной
продолжительности жизни» (Тат., с.25).
    Прав академик  Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека  не  может сводиться
лишь к констатации  отсутствия  болезней,  недомогания,  дискомфорта,  оно  –
состояние, которое  позволяет человеку вести  неестественную в своей свободе
жизнь, полноценно выполнять  свойственные  человеку  функции,  прежде  всего
трудовые,  вести  здоровый  образ  жизни,  то  есть   испытывать   душевное,
физическое и социальное благополучие»(Ч., с.20)
    И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии,  определяет
здоровье  как  «способность  человека  сохранять  соответствующую   возрасту
устойчивость в  условиях  резких  изменений  количественных  и  качественных
параметров   триединого   потока   сенсорной,   вербальной   и   структурной
информации.
    Таким  образом, из приведенных определений  видно, что  понятие  здоровья
отражает качество  приспособления  организма  к  условиям  внешней  среды  и
представляет итог процесса взаимодействия человека  и среды  обитания;  само
состояние  здоровья  формируется   в   результате   взаимодействия   внешних
(природных и   социальных)  и  внутренних  (наследственность,  пол,  возраст)
факторов.
    В  настоящее   время  принято  выделить  несколько  компонентов  (видов)
здоровья:
   1. Соматическое  здоровье – текущее состояние  органов и систем  организма
      человека,  -  основу  которого  составляет  биологическая   программа
      индивидуального   развития,  опосредованная  базовыми   потребностями,
      доминирующими на различных этапах  онтогенетического развития.  Эти
      потребности,  во-первых,  являются   пусковым   механизмом   развития
      человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию  этого процесса.
   2. Физическое  здоровье – уровень  роста   и  развития  органов  и   систем
      организма,  -  основу  которого  составляют  морфофизиологические   и
      функциональные  резервы, обеспечивающие адаптационные  реакции.
   3. Психическое  здоровье – состояние психической  сферы, - основу которого
      составляет  состояние  общего  душевного   комфорта,   обеспечивающее
      адекватную  поведенческую реакцию.  Такое   состояние  обусловлено  как
      биологическими,   так   и   социальными    потребностями,   в   также
      возможностями  их удовлетворения.
   4.  Нравственное  здоровье  –  комплекс  характеристик   мотивационной  и
      потребностно  -  информативной сферы жизнедеятельности,  -   основу
      которого  определяет система ценностей,  установок и мотивов  поведения
      индивида  в обществе. Нравственным здоровьем   опосредована  духовность
      человека, так как оно связано  с   общечеловеческими  истинами  добра,
      любви  и красоты.
    Признаками  здоровья являются:
    - специфическая  (иммунная) и неспецифическая   устойчивость  к  действию
      повреждающих  факторов;
    - показатели  роста и развития;
    - функциональное  состояние и резервные возможности  организма;
    - наличие  и уровень какого-либо заболевания  или дефекта развития;
    - уровень  морально-волевых и ценностно-мотивационных   установок.
    Согласно  заключению экспертов ВОЗ, если  принять уровень здоровья за 100
%,то состояние  здоровья  лишь  на  10  %  зависит   от  деятельности  системы
здравоохранения, на 20 %  -  от  наследственных  факторов,  на  20  %  -  от
состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека,  от
того образа жизни, который он ведет.
    Образ  жизни  – тип жизнедеятельности  людей обусловленный особенностями
общественно-экономической  формации.  Основными  параметрами  образа   жизни
являются  труд  (учеба  для  подрастающего  поколения),  быт,   общественно-
политическая  и   культурная   деятельность   людей,   а   также   различные
поведенческие привычки  и  проявления.  Если  их  организация  и  содержание
способствуют укреплению здоровья, то есть основание  говорить  о  реализации
здорового образа жизни, который  можно  рассматривать  как  сочетание  видов
деятельности,   обеспечивающее   оптимальное   взаимодействие   индивида   с
окружающей средой.
    По определению   К.Маркса  «Болезнь  есть  жизнь,   стесненная  в  своей
свободе, тогда как  здоровый  образ  жизни,  направленный  на  предупреждение
возникновения какого-либо заболевания обеспечивает  полноценное  развитие  и
реализацию  возможностей  индивида,   способствует   формированию   активной
жизненной позиции  и является необходимым  условием  воспитания  гармонически
развитой личности»
     Мы  считаем прав, говоря об образе  жизни С.В.Попов, что следует помнить
о  том,  что  хотя  он  в   значительной   степени   обусловлен   социально-
экономическими условиями, в  то  же  время  во  многом  зависит  от  мотивов
деятельности конкретного  человека, от особенностей  его  психики,  состояния
здоровья  и  функциональных  возможностей  организма.  Этим,  в   частности,
объясняется реальное многообразие вариантов образа  жизни  различных  людей.
Образ жизни человека включает три категории: уровень  жизни,  качество  жизни
и стиль жизни.
    Уровень   жизни  –  это  в   первую  очередь   экономическая   категория,
представляющая  степень удовлетворения материальных, духовных  и  культурных
потребностей человека. Под  качеством  жизни  понимают  степень  комфорта  в
удовлетворении   человеческих   потребностей   (преимущественно   социальная
категория).  Стиль  жизни  характеризует  поведенческие  особенности   жизни
человека,  то  есть  определенный  стандарт   под   который   подстраивается
психология    и    психофизиология    личности    (социально-психологическая
категория).
      Здоровье  человека будет в первую очередь   зависеть  от  стиля  жизни,
который в большей  степени носит персонифицированный  характер и  определяется
историческими  и  национальными  традициями  (менталитете)   и   личностными
наклонностями (образ).
    Поведение  человека  направлено  на  удовлетворение   потребностей.  При
более или менее  одинаковом  уровне  потребностей,  характерном  для  данного
общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом  их
удовлетворения, поэтому  поведение людей разное и зависит  в  первую  очередь
от воспитания.
    Наиболее  полно взаимосвязь между образом  жизни и здоровьем выражается  в
понятии здоровый образ жизни; это понятие положено  в основу  валеологии.
Здоровый образ  жизни объединяет все, что способствует  выполнению  человеком
профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья
условиях и выражает ориентированность деятельности личности  в направлении
формирования,  сохранения  и   укрепления   как   индивидуального,   так   и
общественного здоровья.
    Б.Н.Чумаков  охарактеризует  здоровый  образ   жизни,   как   «активная
деятельность  людей,  направленная,  в  первую  очередь,  на  сохранение   и
улучшение  здоровья.  При  этом  должно  учитываться  то,  что  образ  жизни
человека  и  семьи  не  складывается  сам   по   себе   в   зависимости   от
обстоятельств, а  формируется в течение жизни  целенаправленно  и  постоянно.
Формирование здорового  образа  жизни  является  главным  рычагом  первичной
профилактики в  укреплении здоровья населения через  изменения стиля и  уклада
жизни, его оздоровление с использованием гигиенических  знаний  в  борьбе  с
вредными  привычками,  преодолением  неблагоприятных  сторон,  связанных   с
жизненными ситуациями» (Ч., с.23)
    Таким  образом, под здоровым образом   жизни  следует  понимать  типичные
формы и способы  повседневной жизнедеятельности человека,  которые  укрепляют
и совершенствуют резервные  возможности  организма,  обеспечивая  тем  самым
успешное выполнение своих социальных и профессиональных  функций  независимо
от  политических,  экономических  и  социально-психологических  ситуаций.  И
выражает   ориентированность    деятельности    личности    в    направлении
формирования,  сохранения  и  укрепления  как и индивидуального,   так   и
общественного здоровья.
    Отсюда  понятно, насколько важно, начиная   с  самого  раннего  возраста,
воспитывать у детей  активное отношение к  собственному  здоровью,  понимание
того,  что  здоровье  –  самая  величайшая  ценность,  дарованная   человеку
природой. 

     1.2. Условия,  необходимые для формирования  здорового образа жизни у
                                   детей.
    Здоровый  образ  жизни  формируется   всеми  сторонами  и   проявлениями
общества,  связан  с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих
социальных, психологических  и физиологических воз можностей и способностей.
От того, насколько  успешно  удается  сформировать  и  закрепить  в  сознании
принципы и навыки здорового образа  жизни  в  молодом  возрасте,  зависит  в
последующем   вся   деятельность,   препятятсвующая   раскрытию   потенциала
личности.
    По современным  представлениям в понятие здорового  образа  жизни  входят
следующие составляющие:
    - отказ от  вредных пристрастий (курение,  употребление  алкогольных
      напитков  и наркотических веществ);
    - оптимальный  двигательный режим;
    - рациональное  питание;
    - закаливание;
    - личная  гигиена;
    - положительные  эмоции.
    Как считает  С.В.Попов  сложившаяся система школьного образования не
формирует  должной  мотивации  к  здоровому  образу  жизни.   Действительно,
большинство людей  знают, что курить, пить и  употреблять  наркотики  вредно,
но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто  не спорит с  таем,
что  надо  двигаться,  закаляться,  но  большинство  взрослых  людей   ведут
малоподвижный образ  жизни. Неправильное, нерациональное питание  приводит  к
увеличению  числа   людей   с   избыточным   весом   и   всеми   вытекающими
последствиями. Трудности  современной жизни оставляют  весьма мало  места  для
положительных эмоций.
    Изложенное  позволяет сделать вывод, о  том, что “знания” взрослых  людей
о здоровом образе жизни  не стали убеждениями, что нет  мотивации к  заботе  о
собственном здоровье
    Одной   из  составляющих  здорового   образа  жизни  является  отказ   от
разрушителей  здоровья:  курения,  употребления   алкогольных   напитков   и
наркотических веществ.О  последствиях  для здоровья,  которые возникают в
результате этих пристастий существует обширная литература. Если  говорить  о
школе, то действия учителя  должны быть направлены не на то,  чтобы  школьник
бросил курить, употреблять  спиртные напитки и наркотические  вещества,  а  на
то,  чтобы  школьник  не  начал  этого  делать.  Иначе  говоря,  главное   –
профилактика.
    Успешная  борьба с тем или  иным  негативным  явлением  возможно  в  том
случае, когда известны причины этого явления.  Что касается  табакокурения,
то подавляющее  большинство школьников впервые  знакомятся с сигаретой  в  1-2
классах, и движет ими  прежде  всего любовыпство.  Убедившись  в том,  что
курение сопровождается  неприятными  ощущениями  (горечь  во  рту,  обильное
слюнотечение, кашель, головная боль,  тошнота),  дети  к  табаку  больше  не
тянуться, во 2-6 классах  курят считанные единицы.  А  вот  в  более  старшем
возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные,
нежели  любопытство.  Согласно  исследованиям  социологов,  чаще  всего  это
подражание более старшим  товарищам,  особенно  тем,  на  кого  хотелось  бы
походить  (в  том  числе  и  родителям)   ,   желание   казаться   взрослым,
независимым, желание  “быть как все” в  курящей  компании.  Причиной  курения
подростков в ряде случаев является и строгий запрет  родителей,  особенно  в
тех случаях, когда  сами родители  курят.  Также  весомый  вклад  в  то,  что
подростки начинают курить,  вносит  реклама  табачных  изделий  в  средствах
мпссовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение  из
действий героев кино- и телефильмов и театральных  пьес.  Очень  важно  вести
борьбу с курением среди родителей силами самих  школьников. И,  наконец,  сам
педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком  случае
школьники не должны его видеть курящим).
    Употребление  школьниками спиртных напитков  – вещь,  к  сожалению   очень
распространенная.   Социологические    опросы    показывают,    что    среди
первоклассников большее  половины знакомы со вкусом вина  или  пива,  и  чаще
всего это происходит с ведома и согласия  родителей:  «невинная  рюмочка»  в
честь  дня  рождения  или  другого  торжества.  Получается  так,  что  прием
алкоголя для ребенка  практически  всегда  (за  исключением,  конечно,  детей
алкоголиков) связан  с  атмосферой  праздника  и  на  первый  взгляд  особой
опасности  здесь  нет. Однако такое  приобщение  детей  к  вину  представляет
определенную опасность,  ибо  снимает  психологический  барьер,  и  школьник
чувствует себя вправе выпить с товарищами или  даже  один,  если  появляется
такая возможность.
    Хотя причины  употребления  алкоголя,  как   известно,  весьма  различны,
основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на  сегодняшний  день  –
единственный   легализованный   наркотик,   вызывающий   быструю    эйфорию:
субъективно  приятное  состояние,  заключающееся  в  ощущении   возбуждения,
бодрости, прилива  сил,  неограниченных  возможностей,  хорошего  настроения.
Иногда   эйфория   проявляется   в   ощущении   приятной    расслабленности,
безмятежности,  благополучия.   Будучи   субъективно   приятным   ощущением,
алкогольная эйфория  объективно вредное состояние, так  как при  этом  человек
всегда в той  или иной степени отключается  от реальности,  чувствуя  себя  на
верху блаженства без  всяких объективных на то оснований.
    Наркотическая  эйфория (алкогольная – как  частный случай) вредна также  и
тем,  что  требует  постоянного  повторения,   у   человека   вырабатывается
болезненная привычка испытывать  это  состояние  вновь  и  вновь,  возникает
потребность во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию
вызывает. Отсюда  изменение  всех  ценностных  ориентаций   человека.  Кроме
того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества  все  без  исключения
ядовиты,  они   отравляют   организм,   усугубляя   психическую   деградацию
расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения.
    Все вышеизложенное  достаточно хорошо известно, тем   не  менее  миллионы
людей на земле употребляют  те или иные алкогольные напитки  в  том  или  ином
количестве. И если для взрослых людей алкоголь  в первую  очередь является
средством снять  стресс, повысить  настроение,  уйти  хотя  бы  на  время  от
решения сложных  житейских проблем,  то  для  подростка,  школьника  основная
причина употребления алкоголя – неумение (а  в  ряде  случаев  и  отсутствие
возможности) правильно, с пользой для  себя  и  общества  организовать  свой
досуг. Воспитание потребности  в правильной организации досуга, во  всемерном
развитии своего физического и духовного потенциала  – вот основная  задача
антиалкогольной и  антинаркотической работы среди  молодежи.
    Довольно  часто при беседах с подростками   на  тему  борьбы  с  «зеленым
змием» отсутствует  четкое разграничение понятий «пьянство»  и  «алкоголизм».
Их следует различать: пьянство  –  это  форма  аморального,  антисоциального
поведения, алкоголизм – это уже болезнь. И  в  среде  подростков  необходимо
бороться именно с пьянством, чтобы не пришлось лечить от алкоголизма.
    Задача  педагогов состоит, во-первых,  довести  до  сведения  подростков
информацию о том  вреде, который наносит пьющий  человек  своему  здоровью  и
здоровью своих  близких (в первую очередь - детей), а  во-вторых,  рассказать
учащимся о сути алкоголизма.
    Что касается  употребления наркотических веществ,  то в последние годы их
количество растет и это имеет  место  практически  во  всех  регионах  мира.
Проводя беседу со школьниками  о наркомании и  токсикомании,  педагог  должен
вести их  сведения  следующее.  Как  известно,  человек  становится  заядлым
курильщиком или  алкоголиком не сразу, для этого  должно  пройти  определенное
время.  А  для  того,  чтобы  стать  наркоманом,  то  есть  чтобы   возникла
физическая и психическая  зависимость от наркотика, достаточно 1-2  раза  его
попробовать, что  не происходит,  что  не  происходит  чаще  всего,  так  как
подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток  уже
не  в  силах  от  него  избавиться.  Это  обстоятельство  широко  используют
торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически  бесплатно,  хорошо
зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы  достать  наркотик  по
любой цене.
    В  заключении  следует  подчеркнуть,  что   практически  все  наркотики,
включая табак и  алкоголь, в  большинстве  случаев  используются  для  снятия
стресса, и надо знать, что значительно более успешно  стресс  снимается  при
помощи оптимальной  физической  активности  и  она  может  служить  здоровой
альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.
    Следующий  фактор здорового образа жизни  – двигательный режим.
    Жизнь   современного  человека,  особенно  в  городах,   характеризуется
высоким удельным весом  гипонезии  и гиподинамии,   и это при   том,  что
практически никто  не оспаривает то положение, что  основная  причина  многих
болезней цивилизации  – недостаточная двигательная активность.
    Особенно  страдают  от  гиподинамии   школьники.  Больше  времени   своего
бодрствования старшеклассники  вынуждены проводить сидя  за  рабочим  столом,
просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили  обездвиженность  детей  и
подростков.
    Два урока  физкультуры в неделю не компенсируют  недостаток  двигательной
активности. В тоже время  нередки  и  случаи  низкой  эффективности  занятий
физическими упражнениями.
    На  уроках  физкультуры  в  школе   ученики  разделены  на  три   группы:
основная, подготовительная и специальная. Последние  две  группы  выделяются
по медицинским  показаниям  (различные  заболевания  в  стадии  компенсации,
субкомпесации и прочее). В основную группу автоматически попадают  учащиеся,
не относящиеся  к этим  группам,  и  именно  с  ними  проводятся  занятия  по
утвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые  дети».  В
то же время истинное их состояние здоровья практически  не  определяется,  в
лучшем случае о нем судят по показателям физического развития  детей,  что
малоинформативо.
    Говоря  об оптимальном двигательном  режиме, следует учитывать  не  только
исходное состояние  здоровья, но  и  частоту  и систематичность применяемых
нагрузок.  Занятия  должны  базироваться  на   принципах   постепенности   и
последовательности,  повторности  и  систематичности,   индивидуализации   и
регулярности.  Доказано,  что  наилучший  оздоровительный  эффект  (в  плане
тренировки  сердечно-сосудистой  и  дыхательной  систем)  дают   циклические
упражнения  аэробного  характера: ходьба,  легкий  бег,  плавание,  лыжные  и
велосипедные  прогулки.  В  комплекс    ежедневных   упражнений   необходимо
включить также  упражнения на гибкость.
    В   настоящее   время   имеется   обширная   литература,    посвященная
теоретическим и  методическим вопросам оптимизации  двигательной  деятельности
детей   и   подростков,   разработан   и   практически    апробирован    ряд
оздоровительных  систем   занятий   физическими   упражнениями,   обладающих
доступностью, простотой  реализации, объяснимой эффективностью.
    К сожалению, большинство  оздоровительных  систем  (аэробика,  шейпинг,
ритмическая  гимнастика  и  прочее)  методически  разработаны  для взрослых
людей, но, безусловно, использование этих систем для  оздоровления  детей  и
подростков возможно  с  внесением  элементов  игры  и  соблюдением  принципа
индивидуализации.
    Перейдем  к следующему фактору  здорового   образа  жизни,  влияющему  на
здоровье человека, к проблеме питания.
    В последнее  десятилетие возрос интерес   к  проблеме  питания,  так   как
правильное  питание  обеспечивает  нормальное  течение  процессов  роста   и
развития организма, а также сохранение здоровья.
    Правильная  организация питания  имеет   большое  значение  для  развития
детского организма. Нормальный рост и  развитие  ребенка  зависят  в  первую
очередь от того, насколько  его организм обеспечен необходимыми  питательными
веществами. Правильное питание является основным фактором  в  предупреждении
и лечении  многих заболеваний.
    При организации  питания необходимо  учитывать   особенности  развития  и
функционирования  пищеварительной системы и всего  организма  для  конкретного
возрастного периода, а также потребность организма  в питательных  веществах,
поскольку  он   особенно   чувствителен   ко   всяким   нарушениям   как   в
количественном, так  и в качественном составе пищи.
    В основу  правильной организации питания  детей  в  различные возрастные
периоды должны быть положены следующие основные принципы:
   1. Регулярный  прием пищи через определенные  промежутки времени - главное
      условие,  с которого необходимо начинать  организацию питания ребенка.
   2. Питание  детей должно соответствовать  уровню развития и функциональным
      возможностям  организма в конкретный возрастной  период.
   3. Питательные  вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие  в  организм
      вместе  с пищей, должны находиться  в  определенном  соотношении   между
      собой.
   4. Питание  должно быть индивидуальным  с   учетом  особенностей  ребенка,
      состояния  здоровья, реакции на пищу и  другое.
    Существует  много  взглядов  (порой   противоположных)  на  питание:  по
П.Брэггу,  Г.Шелтону  (сторонник раздельного питания),  по  Г.П.Шаталовой,
К.П.Бутейко; многие люди придерживаются вегетарианской  ориентации  питания,
одни  предпочитают  сыроедение,  другие  – макробиотики,  третьи   являются
сторонниками энергетического  питания.
      Сторонники  натуропатического питания – проповедники  ограниченности
приема калорийной пищи за счет отказа  от  продуктов  живого  происхождения,
основных источников белка и жира. Основная идея натуропатичсекого питания и
сыроедения  – очень ценна.  Она обусловлена   стремлением    использовать
оздоравливающие силы естественного питания в сочетании со  здоровым  образом
жизни, специальными дыхательными и  физическими  упражнениями,  закаливанием
организма.
    Таким  образом, в каждом доме, семье  науке о питании   должны  следовать
постоянно, ибо  это  один  из  главных  факторов  здоровья.  Знание  законов
питания  должно  приобретаться  с   детства.   Правильное,   полноценное   и
рациональное питание  должно быть возведено в ранг культа  -  один  из  китов
фундамента здорового  человека.
    Следующий  фактор здорового образа жизни  – закаливание. Практически всем
известно  изречение  «Солнце,  воздух  и  вода  –  наши  лучшие  друзья».  И
действительно, использование  этих естественных  сил  природы,  использование
разумное, рациональное, приводит к тому, что  человек  делается  закаленным,
успешно противостоит неблагоприятным  факторам  внешней  среды  –  в  первую
очередь переохлаждению и перегреву.
    Закаливание   –  эффективное  средство  укрепления  здоровья   человека.
Особенно велика его роль в профилактике простудных  заболеваний:  закаленные
люди,   как   правило,   не   простужаются.   Закаливание   повышает   также
неспецифическую   устойчивость    организма    человека    к    инфекционным
заболеваниям, усиливая иммунные реакции.
    Закаливание   обеспечивает  тренировку   и   успешное   функционирование
терморегуляторных механизмов, приводит к  повышению  общей  и  специфической
устойчивости организма  к неблагоприятным внешним воздействиям.
    Успешность  и эффективность закаливания  возможны только  при  соблюдении
ряда принципов, которыми являются:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.