На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Агресивное поведение в младшем школьном и подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Государственное Общеобразовательное Учреждение
    Высшего Профессионального Образования
    Карельская  Государственная Педагогическая Академия 
 

    Кафедра физического и психического здоровья ребенка
    Факультет дошкольной и социальной педагогики и психологии.  
 
 
 
 
 

    АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
    И ПОДРОСКОВОМ ВОЗРАСТЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание:
    Введение……….………………………………………………………..3 

    1.    Проблемы агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………..5
    2. Агрессивное поведение ребенка младшего школьного и подросткового возрастов……………………………………………………15
    3.       Роль семьи в формировании  модели агрессивного поведения  детей.  

    Заключение……………………………………….…………………… 

    Список  литературы………………………………………………….. 

 

     Введение.
    В школьном и подростковом возрасте можно наблюдать особенности сформированной личности в дошкольном возрасте, куда входит поведение. Не всегда поведение ребенка положительно направлено на окружающих,  например, агрессивное поведение.  
    Проблема  агрессивного поведения в настоящее время приобретает все большую актуальность в связи с неуклонным ростом числа насильственных преступлений. Очевидно, что его и насильственные преступления нельзя отождествлять, но можно с полным основанием утверждать, что агрессивное поведение лежит в основе насильственных преступлений.
    Интерес к данной проблеме активно начал  проявляться в начале 60-х гг. Отдельные  вопросы психологии агрессивности  изучали Левитов Н.Д., Фельдштейн Д.И., Антонян Ю.М., Личко А.Е., Реан А.А., Осницкий А.К., Семенюк Л.М., Румянцева Т.Г., Беличева С.А., Фурманов И.А., Можгинский Ю.Б., Ениколопов С.Н., Ольшанская Е.В., Кондрашенко В.Т., Миньковский Г.М., Невский И.А. и др.   Однако на сегодняшний день нельзя считать эту проблему исчерпанной. Многое в ней остается столь же неясным, как и до начала активных исследований. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской, подростковой агрессивности. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса о детерминации агрессивности.
    Следует отметить, что сама по себе тема «детского  агрессивного поведения» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований. Но даже в тех случаях, когда обсуждались проблема детского агрессивного поведения, ему однозначно приписывалась деструктивная окраска. Это связано с тем, что социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемого агрессивного поведения. Действительно, если рассматривать чрезмерные проявления агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации, то такие черты личности, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальной кооперации, могут вызывать негативное отношение. Однако его никак нельзя признать справедливым. Во-первых, агрессивное поведение является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В «норме» она может оказывается качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, конформтности, пассивности поведения. При этом нужно признать: агрессивные реакции часто ситуативны и имеют рационально-избирательную направленность. Направленность агрессии от особенностей мотивационно-потребностной сферы человека, системы его ценностей и ориентации. Поэтому, вероятно, уместно разделение на конструктивную и деструктивную агрессивность, где только последняя несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости. Если говорить про агрессивное поведение у детей дошкольного возраста, то оно еще не так проявляется, некоторые его моменты детьми не осознаются, а вот в школьном возрасте дети уже начинают понимать свои действия и что за ними может следовать, также и в подростковом возрасте, где дети могут совершать обдуманные, целенаправленные действия агрессивного характера и также знают о последствиях своих поступков.
 

     1.  Проблема агрессивного поведения в трудах отечественных и зарубежных психологов.
    Отклонения  в поведении детей — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных  биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей и подростков, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями, приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение — понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», а также «агрессивное поведение».
    Агрессия  - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. [1], [3,4]
    Агрессия - это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. [11, 10]
      «Агрессию следует изучать не только как поведенческий акт, но и состояние, выделяя в нем эмоциональный, волевой, познавательный компоненты».[12,90]
    Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.[3,4]
    Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное (так считает Э. Фромм).[12]
    Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. [1]
    Агрессивность- свойство личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению.[12,91] 

    Агрессивное поведение - мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. 

    Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.[1]
    Агрессивное поведение – такое поведение, при котором имеют место «губительные» для жертвы последствия.[12,91]
    Психологи дают каждый свое определение агрессивного поведения, агрессии и агрессивности, но суть в них остается одинаковой, определения дополняют друг друга.
    Агрессивность - это свойство личности, готовность к агрессии, предпочтение использования насильственных средств для реализации своих целей, восприятие поведения другого как враждебное, агрессия - это поведение, проявление агрессивности, цель: нанесение вреда другим, живым и неживым объектам. Агрессивное поведение - мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила, форма реагирования на какой-либо дискомфорт, стресс, средство достижения цели, наносящее вред, причиняющее боль и страдания окружающим, оно может быть секундным, одномоментным.
    По  мнению К. Лоренца, агрессия человека имеет  биологические предпосылки и  обусловлена генетически; при этом ее смысл заключается не в разрушении, а в адаптации к условиям жизнидеятельности. Если эти условия не позволяют агрессивной энергии реализоваться, то она подавляется, пока не появится более или менее подходящий повод для ее проявления. Кроме того, у человека нет врожденных механизмов торможения агрессии - торможение обеспечивается лишь культурными нормами. [5,74]
    Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при  работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент — умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.[2, 60]     
      В настоящее время существуют  три основные теории в исследовании агрессивного поведения.     
    Первая  связывается с именами З. Фрейда и К. Лоренца, рассматривающих агрессивность в качестве врожденного инстинкта или влечения, обладающего своей собственной «энергией», которая периодически разряжается в форме разрушительных, агрессивных действий субъекта. Большинство современных исследователей агрессии скептически относятся к данному взгляду на ее природу, но среди этологов и биологов эта точка зрения до сих пор пользуется популярностью. Ими утверждается, что корни человеческой агрессивности носят сугубо биологический, инстинктивный характер.  От животных человека в этом плане отличает лишь «меньшая» сила «моральных запретов», так как от природы он «менее вооружен».  Страх – единственное, что сильнее человеческой воинственности и не дает людям окончательно уничтожить друг друга. «Так что не стоит обольщаться: человек не изобрел ничего нового, а лишь довел до абсурда заложенные в него природой агрессивные инстинкты». Совершенно очевидно, что при таком понимании природы агрессивного поведения усилия по его профилактике во многом теряют свой смысл. Самым действенным способом является направление «энергии» инстинкта агрессии по социально приемлемым каналам. [12]
    Вторая -  Фрустрационная теория агрессии  И. Долларда,  Л. Дуб,  Н.Е. Миллера, Х.О. Моурера и др. Согласно этой теории, агрессивное поведение – результат фрустрации, возникающей из-за препятствий на пути целенаправленных действий субъекта или невозможности достижения цели. Сторонники этой теории жестко связывают между собой фрустрацию и агрессию, утверждая, что последняя всегда возникает в результате фрустрации. Не отрицая роли фрустрации в возникновении агрессивного поведения, критики данной теории подвергают сомнению однозначность связи между фрустрацией и агрессией.[12] 
    Третья - Теория социального научения Бандуры. Центральное место в ней занимает принцип научения через наблюдение, по образцу, модели. Для возникновения агрессивного поведения необходимо наличие  побуждающего фактора (например, гнева) и «пусковых раздражителей», опосредовано или непосредственно связанных с побуждающим фактором. Сам побуждающий фактор в отдельности, по мнению А. Бандуры, не является ни достаточным, ни необходимым условием агрессивного поведения и может вызвать его лишь при условии, что последствия агрессии привлекательны для субъекта. Привлекательность является функцией предыдущих подкреплений и самоподкреплений агрессивного поведения.  При несоблюдении данного условия тот же гнев может привести и к другим формам поведения, не носящим агрессивного характера, но которые более привлекательны в данной ситуации.[12]     
      Рассмотрение различных теорий агрессивного поведения позволяет сделать вывод, что при всех нюансах, отличающих их друг от друга, существенно общим является прямое или косвенное признание роли враждебности в качестве мотивационной основы агрессивного поведения. [12]
    Генри Паренс выделяет 2 главные формы  агрессии, с которыми приходиться  сталкиваться родителям. Первая - недеструктивная  агрессия, т.е. настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Вызывается врождебными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний и достижений цели. Вторая - враждебная деструктивность, т.е. злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже может быть формой защиты, однако порождают много личных проблем и заставляют страдать окружающих. Вызывается и активизируется в результате сильных, неприятных переживаний. «вся наша эмоциональная жизнь находиться под влиянием этих двух форм агрессии»,- говорит Генри Паренс.[13,11] Э. Фромм по-другому называет эти формы агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная».[12,11]
    Если  рассматривать почему же возникает  агрессия, то некоторые психологи  выделяют факторы:
    · индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;
    · психолого-педагогический фактор —  дефекты школьного и семейного  воспитания;
    · социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности  взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;
    · личностный фактор — активно-избирательное  отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям  своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;
    · социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.[1]
    Агрессии, как и всякой другой реакции, можно  научиться через подражание. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии подражали действиям взрослых, включая самые необычные: избиение куклы, выкалывание у нее глаз, выдергивание волос. Задача родителей – научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях. Бывают случаи, когда дети не могут посещать детский сад и тратить энергию на игры и прогулки со сверстниками, сидят дома с бабушками или нянями. Они не имеют достаточно возможностей, чтобы побегать, поиграть в активные игры с другими детьми, им не хватает свежего воздуха и новых впечатлений. Следствием этого может быть агрессивное поведение, как выход накопившейся энергии.
    Такому  подражанию в первую очередь способствует средства массовой информации, транслирующие, как нам кажется, очень много фильмов - и тем более мультфильмов - агрессивной тематики. После просмотра таких фильмов дети плохо засыпают, спят тревожно, днем раздражительны и агрессивны. Часто у детей со слабой психикой случаются нервные срывы. В детском саду они днем  почти никогда не спят, нарушают дисциплину.
    Существует  зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители-ребенок», эмоциональной депривацией (лишение) в семье и агрессией. Если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденция развития позитивности самооценки и Я-концепции не находит поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения уже в дошкольном возрасте существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям. Также еще одной причиной может послужить ревность. Им кажется, что мама с папой любят кого угодно только не их. Но самый очевидный «виновник» ревности к родителям – младший брат или сестра, появление которых сразу же начинает отнимать у ребенка большую долю родительского внимания.[9]
    Между строгостью наказания и уровнем  агрессивности детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, т.е. используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и на формирование неагрессивного поведения ребенка. Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление гнева. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать специально действовать «назло».
    Кандидат  педагогических наук Л. Пасечник изучал агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста. Выделил 2 уровня реагирования родителей на агрессивное поведение ребенка. К первому уровню реагирования относятся пробы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения; ко второму уровню словесное порицание, выговоры, брань; к третьему уровню наказаний относятся различные физические воздействия, в том числе шлепки, подзатыльники и т.д.
    В результате исследования было обнаружено: те дети, которые со стороны родителей  подвергались строгим наказаниям, в своем поведении проявляли большую агрессию и, соответственно, характеризовались другими детьми как агрессивные. Также наблюдения Л.Пасечника показали, что вмешательство родителей при агрессии между братьями и сестрами может на самом деле оказывать обратное воздействие и стимулировать развитие агрессии. [11, 75]
    Обобщение результатов подобных исследований приводит специалистов к предложению  относиться к агрессии между братьями и сестрами особым образом, т.е. игнорировать ее, не реагировать на нее. Однако такой вывод представляется слишком радикальным. Иногда не реагировать на подобную агрессию родителям просто невозможно, а подчас вредно и небезопасно.
    В ряде случаев нейтральная позиция  родителей может только способствовать дальнейшей локализации агрессии. Более того, такая позиция может создавать благоприятные условия для социального научения агрессии, закрепления ее как устойчивого поведенческого паттерна личности, что имеет уже долгосрочные негативные последствия.
    В исследовании, о котором говорилось выше, изучались лишь две формы реагирования родителей на агрессию между братьями и сестрами: нейтральная позиция, т.е. игнорирование фактов агрессии, и наказание детей.
    Очевидно, при такой суженной альтернативе нейтральная позиция действительно  оказывается относительно лучшей. Однако возможны и другие способы родительского реагирования, а так же любого другого взрослого, например, воспитателя в детском саду, на агрессию между братьями и сестрами и вообще сверстниками. Необходимо отметить, что агрессивные дети отличаются от неагрессивных именно отсутствием способов разрешения конфликтов.[5,74]
    Структуру агрессивного проявления предложили в  своих работах Заградова Й, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:
    По  направленности:
    Агрессия, направленная вовне, характеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц, либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение. Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;
    Аутоагрессия - направленная на себя, характеризуюется выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием. В тяжелых случаях наблюдается физическая аутоагрессия, когда ребенок причиняет себе боль: бьет, царапает.
    По  цели:
    Инструментальная агрессия, когда ребенок заранее планирует свое поведение, при чем оно может быть как в положительном, так и отрицательном направлении;
    Враждебная агрессия, когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку.
    По  методу выражения:
    Физическая агрессия, предпочтительное использование физической силы против другого лица.
    Вербальная агрессия - выражается в словесной форме.
    По  степени выраженности:
    Прямая агрессия;
    Косвенная агрессия, - действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком или ни на кого не направленные.
    Также Ивашина, И.В. выделяет оборонительную агрессию - не запланированную, в результате отрицательного воздействия какого-либо раздражителя на человека.[6]
    Борякова, Н.Ю. выделяет негативизм - оппозиционную  форму повеления, направленную обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать  от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.[2, 23].
    По  способу выражения существуют:
    Произвольная, возникающая из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.
    Непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративной в данном случае может быть детская истерика, когда ребенок бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      2. Агрессивное поведение  ребенка младшего  школьного и подросткового  возрастов. 

              Возрастные проявления агрессивного поведения. 

               Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Его агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.
    В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты  и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78% . В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физической агрессии, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно «удержанием и отпусканием». Конфликты между «обладать» и «отдавать» могут вести либо к враждебным, либо к доброжелательным ожиданиям и установкам. Поэтому удержание может становиться как деструктивным и грубым захватом или задержанием, так и  превращаться в способ заботы: иметь и сохранять. Отпускание также может превращаться в стремление давать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять «все как есть» и полагаться на естественный ход событий. [2, 61]
         По мнению И.А. Фурманова, конфликты  между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путем экспансии или захвата чужих игрушек.[2, 61]
    Было  замечено, что наибольшее число конфликтов, связанных с агрессивным поведением, наблюдалось между младшим, старшим и средним ребенком, в то время как между младшим и старшим конфронтация была минимальна. Обратил на себя внимание и тот факт, что конфликты возникали только по поводу обладания определенными игрушками. Удивительно, что были игрушки, вокруг которых совершенно не возникало конфликтов. Представлена только общая картина, но следует признать, что на ее композицию могут влиять различные факторы, которые могут вносить некоторые изменения в поведение детей: пол детей, разница в возрасте между детьми, количество игрушек, условия, в которых дети играют (дома, во дворе, в детском саду) и пр. [2,60]
    Вышеизложенное  подтверждается и данными других экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста.
      Результаты показывают, что у  дошкольников и младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек – вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей и кроме того они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску. У мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек– негативизм и вербальная агрессия. [10]
    В возрастном аспекте следует отметить общее нарастание агрессивных  и негативистских тенденций как у мальчиков, так и у девочек. Вместе с тем, примечательно временное снижение физической и вербальной агрессии у мальчиков к 16–ти годам, а также косвенной агрессии и негативизма к 14–ти и 16–ти годам. У девочек – ослабление реакций физической и вербальной агрессии отмечается в 14–ти летнем возрасте, а косвенная агрессия и негативизм имеют постоянные тенденции к  нарастанию. Существуют и половые различия в силе проявления агрессивных реакций. Мальчиков отличает преобладание реакций физической агрессии, в то время как девочки с возрастом чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии: вербальной, косвенной и негативизму. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек – «вовнутрь».[7]
    Традиционные  представления о мужской и  женской агрессивности сказываются  и на дальнейшем поведении: и мальчики, и девочки в той или иной степени научаются подавлять  собственные агрессивные побуждения, однако мальчики все же имеют больше возможностей для свободного проявления агрессивности. Кроме того, если в процессе развития ребенок не научается контролировать свои агрессивные импульсы, то в дальнейшем это «грозит» преимущественной ориентацией на сверстников – в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению – в юношеском. Так, например, установлено, что спонтанное выражение гнева и совершение насилия в отношении окружающих в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствий в курении, принятии алкоголя и общении с противоположным полом – в 14 лет, а в дальнейшем в 20 лет – к деструктивным поступкам, конфликтам с родителями, потребности во встречах с друзьями, выпивке, курении и половых связях [2, 70].
    Младший школьный возраст.
    В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные  личности, а группировки ребят, агрессивное  поведение становится все менее  спорадическим и все более  организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способам достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной. Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноценного участника событий, занять в группе достойное место.[11]
    Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности  резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.