На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность социального проектирования

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
Социальное  проектирование……………………………………………………..5
Методы  и этапы проектирования………………………………………………..6
Сущность  социального проектирования……………………………………….10
Технология  социального проектирования……………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список  используемой литературы……………………………………………...21 

 

     Введение
     В современных условиях возрастающей потребностью становится проектирование социальных систем, которое в принципе сводится к определению будущего состояния конкретного социального объекта, процесса, явления в пределах определенной программы и плана. По поводу возникновения социального проектирования существуют три точки зрения.
     Согласно  первой проектирование возникло уже  в античные времена. Труд Платона «Государство» можно считать одним из первых социальных проектов.
     Согласно  второй точке зрения говорить о проектировании можно только начиная с 20 — 30-х  гг. XX столетия, когда сложилась философия  и идеология проектировочной  деятельности.
     В соответствии с третьей точкой зрения проектирование возникло во второй половине XX в., когда социальная сфера переместилась с задворок общества в его центр. В это же время сложился системный подход, который предопределил проектирование как разновидность системного моделирования. Реализуемые ныне национальные социальные проекты (образование, здравоохранение, доступное жилье и др.) подтверждают актуальность и значимость социального проектирования [2, C.127-128].
     Человек или организация, прежде чем предпринять  какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К.Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступив к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.
     Существуют  различные виды проектирования. Исторически  научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в  архитектуре и машиностроении. Все  большее распространение получает проектирование при решении проблем  расселения, а также при совершенствовании систем управления.
     В настоящее время наряду с традиционными  видами складываются новые самостоятельные  направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, инженерно-психологическое  и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления. 

 

     Социальное проектирование
     Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты.
     Социальное  проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
     Проектирование, будучи одной из форм выработки и  принятия решения, выступает как  важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его  функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
     Эта задача несколько изменяется, когда  речь идет о реорганизации (реконструкции) существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.
Еще одно отличие заключается в том, что  социальное проектирование может и  не иметь определенных сроков, основываясь  лишь на примерных расчетах, без  строгого временного ограничения.
     Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин "социальное конструирование". Конструктивная деятельность - это поле творческого освоения социальной действительности.  Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением или одна и та же цель может обеспечиваться различными средствами.
     Социальное  проектирование существенно отличается от используемого термина "социальная инженерия", которая стремится  конструировать возможные пути развития явления или объекта, исходя из закономерностей той непосредственной среды, процессы которой в первую очередь интересуют проектантов.
     Итак, социальное проектирование - это специфическая  деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов  развития новых социальных процессов  и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов. 

Методы  и этапы проектирования 

     Проектирование - ответственный этап, требующий  знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним прежде всего относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).
     Существует  и такой метод, как вживание в  роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно  сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.
     Важным  методом социального проектирования является аналогия. У нас есть эффективно функционирующие предприятия, рабочие поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, социальный проект, созданный по аналогии, может быть использован для конструирования социальных задач и целей.
     При подготовке проекта нередко возникает  необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. В этом случае наиболее приемлема  ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании - это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта и заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной  реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации. Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.
     Разработка  социального проекта нередко  начинается в условиях известной  неопределенности, отсутствия ясности  в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуется последовательность событий, определенная логика.
В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может  быть и очевидна, и скрыта, поэтому  этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х - начале 30-х гг. был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью в минимальный срок построить невиданными в истории промышленности темпами совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать все возможное в тех условиях для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала бы объективным критериям.
На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить  тот резерв времени, который отводится  для выполнения намеченного проекта. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.
     Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой  информации, обращаясь к любым  источникам, включая и научные  исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как "за", так и "против" тех решений, какие имеются в мировой практике.
     На  базе полученной информации составляется задание на проектирование и то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного осуществления намеченных целей.
     Формулировка  задания рассматривается как  часть концепции, которая может  включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых, учитывая изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента.
На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций. 

     Сущность  социального проектирования
     Социальное  проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких  объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:
     - противоречивость социального объекта;
     - многовекторность развития социального объекта;
     - невозможность описания социального  объекта конечным числом терминов  любой социальной теории (принципиальная  неформализуемость);
     - многофакторность бытия социального объекта;
     - наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
субъективные  факторы формирования социального  ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
     - факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
     Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику  социального проектирования. Они  лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами [1, с.7].
     Социальное  проектирование является систематическим описанием социального эксперимента, одной из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике. Результат социального проектирования — это научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесс социального проектирования еще называют «социальным конструированием».
     Социальное  проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.
     Определяя рациональные параметры организации  отношений в развивающихся или  создаваемых социальных объектах, социальное проектирование выступает промежуточным  звеном на пути опредмечивания социальных знаний. В первую очередь, через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, «но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом [4, С.479-480].
     Выделяются  следующие условия, которые позволяют  конструировать социальное будущее. Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития; во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи; в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития; в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.
     Кроме того, необходимо учитывать детерминацию, ее особенности в общественной жизни, где каждый из компонентов системы  относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняется совокупность этих связей, которая существенно детерминирует поведение системы. Перед нами, таким образом, сложнейшая форма нелинейной причинной зависимости, которая присуща целостным системам вообще и общественной системе в особенности.
     Социальное  проектирование в качестве особого  типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных  технологий использования социологического знания. В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.
     О социальном проектировании заговорили совсем недавно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях. Но появление  класса новых сложных задач в  сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделили социальное проектирование.
     Его необходимо характеризовать в рамках связи методологии проектирования и социальных наук, а также в  рамках социального действия. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один — низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны или подменяются социальными манифестациями), другой — потеря социальных параметров [3, C.323-325].
     Социальное  проектирование, как и всякая специфическая  сфера знаний, имеет категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают  как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.
     Категориальная  структура социального проектирования — это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.
     Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями являются: социальная система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность актов), методы социального проектирования, условия проектирования и др.
     Важное  место в проектной деятельности занимает понятие «система». В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Одно из них: система — это целостность, организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой — относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер. Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов. Под объектами социального проектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования. В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:
     • поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника — как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т. п.);
     • человек — как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
     • элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
     • различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);
     • элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).
     Число объектов социального проектирования в эпоху НТР заметно увеличилось. Основными объектами его являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.
     Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е. воздействие  человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.
     При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную  последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме. 
 
 
 

     Технология  социального проектирования
     Социальная  технология — это упорядоченная во времени и пространстве последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.
     Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие —  система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.
     Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие [4, C.480-484].
     Избавиться  от субъективизма в проектировании можно только опираясь на научные  методы. Метод — это способ достижения цели; построение социального проекта — определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования. Среди методов проектирования следует выделить следующие:
     • «мозговой атаки». Этот метод, обоснованный в 1936 г. Осборном, связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, возможностью сопротивления. С помощью метода «мозговой атаки» преодолеваются недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций, например, проведение совещания, где различная активность участия отдельных членов группы, бессодержательные выступления, сильное влияние конфликтов и противоречивости участников отрицательно сказывается на ходе работы.
     Указанные недостатки преодолеваются благодаря  наличию специалиста-организатора групповой работы, принципом формирования групп и хода обсуждения проблемы. В соответствии с принципами формирования рабочей группы, она должна иметь неоднородный характер с точки зрения знаний, опыта и социально-функционального положения состава членов;
      деловой игры — комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил.
     Главные цели деловой игры — организовать совместную деятельно участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию;
      вживания в роль — помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс;
      аналогии — эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, что может в известных пределах служить образцом, эталоном для конструирования социальных задач и целей;
      ассоциации — заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации;
     • синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
     Социальное  проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности [3, C.327-329].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.