На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Принципы классификации и виды внешнеторговых операций. Основные методы внешней торговли. Характеристика основных финансово-экономических показателей предприятия ТОО Эгофом. Деятельность торгово-промышленных палат в регулировании внешнеторговых операций.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Организация внешнеторговых операций на примере ТОО «Эгофом»

Караганда 2010

Введение

Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями разных стран.

Под торговлей понимается приобретение хозяйственных благ с целью получения прибыли от их последующей продажи. В системе общественного разделения труда торговля занимает самостоятельное место. Она является неотъемлемым звеном в цепи хозяйственных отношений общества, построенных на принципах разделения труда и товарного обмена.

Экономическую сущность торговли можно определить, во-первых, как передачу продуктов человеческого труда из одной стадии производства в другую и, во-вторых, как передачу этих продуктов от производителей к потребителям, без чего невозможен процесс расширенного производства.

По принципу территориальности торговля делится на внутреннюю и внешнюю.

Исторически внешняя торговля возникла как торговля между приморскими государствами. Сухопутная же торговля развивалась более медленно в силу значительных затрат на ее организацию и опасностей, которые во много раз больше, чем перевозка товаров морем.

Внешняя торговля способствует расширению производства, созданию и улучшению путей сообщения как внутри страны, так и между государствами, возникновению ростовщичества, а затем и торгового капитала, развитию международного кредитования и страхования.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия - сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеторговая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеторговая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий Республики Казахстан. Развитие внешнеторговой деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Именно интерес к развитию внешнеторговой деятельности на уровне предприятия, а также вывод Республики Казахстан из числа государств с сырьевой экономикой, как следствие выхода казахстанских предприятий с конкурентоспособной продукцией на внешний рынок и объясняет актуальность темы и практическую значимость результатов исследования проведенного в данной дипломной работе.

Целью работы является изучение организации внешнеторговых операций предприятий.

Цель работы определила постановку следующих задач, которые решались в работе:

1. изучить теоретические основы внешнеторговой деятельности;

2. провести анализ и оценку внешнеторговой деятельности предприятия;

3. рассмотреть процесс регулирования внешнеторговой деятельности в Республике Казахстан.

Объектом исследования дипломной работы являются - ТОО «Эгофом».

Предметом исследования является организация внешнеторговых операций ТОО «Эгофом».

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике управления ВЭД, программные разработки, директивные и законодательно-нормативные документы.

В работе использованы диалектический метод познания, методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, системного и историко-логического подхода к рассмотрению объекта исследования.

Применялись также методы экономического анализа внешнеэкономической деятельности торговых посредников - юридических и физических лиц, методы экспертной оценки, социологического исследования и прогнозирования.

Эмпирической основой исследования являются Законы Республики Казахстан и нормативные акты, издававшиеся Президентом и Правительством РК, относящихся к стратегии и тактике реформирования системы внешнеэкономических связей; материалы статистических сборников и публикаций справочного характера; опыт принятия управленческих решений, касающихся торгового посредничества на предприятии.

В дипломной работе дан обзор внешнеэкономической деятельности РК, теоретические и практические данные об использовании и оформлении внешнеторговых операций, которые могут быть использованы в практической работе предприятий.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.

1. Теоретические основы внешнеторговой деятельности предприятия

1.1 Понятие внешнеторговых операций

внешнеторговый операция предприятие регулирование

Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с выходом предприятия на внешний рынок, осуществлением экспортно-импортных сделок, встречной торговли и т.д. [1, c.74] Составной частью внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является внешнеторговая деятельность, которая представляет собой предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Внешнеторговые операции можно классифицировать по различным критериям, как показано на рисунке, представленном в Приложении А.

Объем межстрановой торговли складывается из многочисленных отдельных внешнеторговых операций, совершаемых как большими, так и малыми фирмами.

Каждую внешнеторговую операцию, как и любую сделку, можно рассматривать как совокупность действий, состоящую из подготовки, заключения и исполнения. В зависимости от объекта сделки, рыночной ситуации и коммерческого опыта участника ВТД длительность внешнеторговых операций может колебаться от нескольких часов до многих лет.

Внешнеторговые операции - широкое понятие, включающее основные операции купли-продажи и операции, обеспечивающие их проведение. Осуществление сложных операций нередко сопряжено с несколькими сделками. В других случаях реализация одной сделки сопровождается несколькими операциями. [2, c.81]

После либерализации ВЭД круг участников внешнеторговых операций многократно возрос и отличается теперь большой разнородностью. При этом, утрачен должный государственный контроль за проведением внешнеторговых операций многочисленными участниками ВТД и их эффективное регулирование.

Выходу фирм на внешний рынок предшествует его изучение. При экспорте определяются спрос на внешнем рынке на товар, предназначенный на экспорт, степень конкуренции, уровень и тенденции изменения цен, выясняются перспективные требования потребителей с целью совершенствования технологии производства товара и др. На этой основе устанавливается сегмент рынка, в пределах которого изучаются применяемые конкурентами формы и методы торговли, виды, средства и интенсивность рекламы. [3, c.46]При импорте определяются наиболее перспективные поставщики, оцениваются технический уровень их продукции, уровень и тенденция изменения цен.

После изучения рынка разрабатываются и реализуются мероприятия по выходу на внешний рынок:

- план разработки, освоения и выпуска продукции;

- выбор формы и методов выхода на внешний рынок;

- проведение рекламной кампании;

- поиск и выбор контрагента;

- выработка коммерческого предложения;

- проведение переговоров;

- заключение договора (контракта);

- реализация контракта. [4, c.97]

Тщательная подготовка конкретной сделки является залогом успешного проведения всей внешнеторговой операции. Если хозяйствующий субъект намерен стабильно выступать на внешнем рынке и наращивать объём внешнеторговых операций, ему следует позаботиться об организации систематического поиска, сбора, накопления и анализа многопрофильной информации, необходимой для эффективного осуществления экспортно-импортных операций. Полезно создавать и постоянно обновлять собственные банки данных с расчётом использования получаемой информации не только для текущих нужд, но для и создания задела на будущее. Поэтому подготовку внешнеторговых сделок можно считать непрерывной кропотливой работой, не прекращающейся после заключения конкретного контракта. [5, c.142]

Примерную схему подготовки экспортной или импортной сделки в достаточно общем виде можно представить следующим образом:

- выбор конкретного товара -- объекта намечаемой экспортной или импортной сделки;

- подыскание надежных зарубежных контрагентов в соответствующих странах;

- проработка возможных условий транспортировки товара, сдачи-приёмки, платежа и др.;

- определение оптимального уровня контрактной цены;

- разработка тактики выступления с продажей (закупкой) товара на внешнем рынке;

- организация работы по внедрению товара и последующему закреплению на рынке;

- проведение коммерческих переговоров с контрагентами с целью заключения сделки.

В зависимости от конкретных условий работа по отдельным элементам подготовки сделки может существенно корректироваться, дополняться и уточняться. Может меняться и последовательность этапов подготовки сделки. Зачастую подготовка сделки идет параллельно по нескольким направлениям. Так, работа по внедрению товара на рынок той или иной страны и выбор покупателя могут начинаться по мере выявления спроса.

Подготовительная стадия внешнеторговой операции завершается обстоятельной проработкой всех условий сделки, согласованием их с иностранным контрагентом и подписанием контракта. Большое значение имеет квалифицированное составление контракта. Проработка условий контракта и его подписание относятся к узловым элементам внешнеторговой операции. [6, c.102]

Контракт - важнейший внешнеторговый коммерческий документ, юридически оформляющий заключение внешнеторговой сделки купли-продажи товаров, услуг, работ и других объектов ВТД. В контракте фиксируются права и обязанности сторон сделки. Каждый контракт индивидуален. [7, c.58]

Большинство контрактов заключается между двумя сторонами, одна из которых выступает в качестве продавца, а другая -- в качестве покупателя. При совершении бартерных сделок, в которых каждая из сторон является одновременно и продавцом, и покупателем, условия обеих частей сделки, экспортной и импортной, объединяются в один контракт.

В некоторых случаях контракты могут заключаться при участии более чем двух сторон. В лизинговой операции, например, участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и поставщик объекта лизинга. При заключении лицензионного соглашения нередко помимо лицензиара и лицензиата третьей стороной является владелец объекта соглашения -- автор изобретения, открытия, ноу-хау, владелец патента, авторского свидетельства.

Содержание контракта может быть изложено с учётом следующих факторов:

- сущность предмета сделки, специфика конкретного продаваемого или покупаемого товара (тот или иной вид товара в материально-вещественной форме, определенная услуга, работа и т.д.), особенности его поставки (базисные условия поставки, порядок продвижения товара от продавца к покупателю), условия сдачи-приёмки, расчётов и т.д.;

- особенности страны-контрагента, существующие там торгово-политические, правовые условия, финансово-экономическая ситуация, таможенные, технические, санитарные и иные требования, возможности применения особых, дискриминационных мер в отношении казахстанских экспортеров и импортеров;

- характер отношений между торговыми партнерами, степень их информированности друг о друге, взаимный интерес к заключению данной сделки и дальнейшему деловому сотрудничеству, является ли данная сделка первой между ними или продолжением прежних деловых отношений.

Полезно излагать в контракте взаимные права и обязанности сторон достаточно полно, чтобы каждая сторона чётко знала весь объем своих обязательств и была бы вправе потребовать надлежащего исполнения обязательств от другой стороны. Чем обстоятельнее изложены в контракте взаимные обязательства торговых партнеров, тем меньше вероятность возникновения впоследствии споров между ними и вытекающих из этого нежелательных конфликтных ситуаций.

Нежелательно увеличивать объём текста контракта за счёт излишних подробностей, не имеющих практического значения. В случае, если проект контракта окажется чрезмерно длинным, перегруженным множеством подробностей, может осложниться их обсуждение и согласование с иностранным партнером, что в итоге затянет коммерческие переговоры, а в худшем случае приведет к отказу партнёра от заключения сделки.

Многие реальные тексты контрактов умещаются на 3-5 листах. Вместе с тем встречаются контракты, состоящие из десятков страниц основного текста, к которому еще добавляются приложения. Весь текст контракта принято разделять на статьи (или пункты). Каждая статья обычно имеет свое наименование, которое отражает сущность условий, изложенных в этой статье. При разработке текста контракта необходимо соблюдать логику. Все статьи должны быть состыкованы, взаимоувязаны и расположены в определенной последовательности. Естественно, условия контракта не должны противоречить императивным нормам отечественного и международного права, сложившейся торговой практике и обычаям, действующим в странах контрагентов. [7, c.64]

Таким образом, можно сделать вывод, что внешнеторговые операции, в широком понимании это процесс заключения контракта на продажу и поставку некоего товара, но при более детальном изучении становиться ясно, что внешнеторговые операции представляют собой сложный процесс составления и подписания контракта, процесс определения целей и задач каждого из участников, а также изучение рынков сбыта продукции.

1.2 Принципы классификации и виды внешнеторговых операций

В настоящее время принято выделять несколько видов внешнеторговых операций, и именно для этого и применяются определенные принципы их классификации.

Так, внешнеторговые операции классифицируются:

1. По направлениям торговли:

1) основные операции представляют собой договорные операции по купле-продаже товаров или по обмену товарами (бартер), т.е. эти операции зафиксированы во внешнеторговых договорах;

2) вспомогательные операции обеспечивают надлежащее выполнение основных операций. Они включают операции по транспортировке и экспедированию грузов, страхованию грузов, финансированию внешнеторговых операций, расчетам между экспортерами и импортерами, гарантированию их взаимных обязательств, а также таможенные и другие операции, в том числе агентские соглашения с посредниками, поставщиками экспортных и заказчиками импортных товаров, с рекламными агентами и организациями, исследующими конъюнктуру рынков (кредитные, расчетно-платежные, рекламные, страховые, таможенные, валютные, транспортные (транзитные, бондовые, погрузочно-разгрузочные, агентирование).

2. По предмету сделки:

- товары и продукция;

- сырье;

- результаты интеллектуальной деятельности, работы и услуги.

3. По степени самостоятельности:

- прямые обменные (купля-продажа);

- посреднические (комиссионные, агентские, консигнационные, брокерские). [8, c.174]

Рассмотрим подробно все выделенные виды внешнеторговых операций.

Реэкспорт представляет собой вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в стране экспортера какой-либо переработке. Предметом реэкспорта часть выступают товары, реализуемые на международных аукционах и товарных биржах. В этом случае реэкспортные операции необходимы для продолжения торговой операции, т.е. ввоза товара из страны происхождения в страну его местонахождения во время проведения биржи или аукциона и последующего вывоза данного товара покупателем третьей страны. Также может возникнуть ситуация вынужденного реэкспорта, т.е. вынужденный реэкспорт имеет место в случае отказа покупателя оплатить ввезенный товар в момент прибытия его в пункт назначения или банкротства покупателя, наступившего на момент получения им товара. В данном случае нормальный ход внешнеэкономической сделки нарушается и производится реэкспорт товаров в страну экспортера. Реэкспорт может выступать составной частью более сложной внешнеторговой операции, например, при реализации крупных проектов строительства за рубежом, требующих закупок отдельных видов материалов и комплектного оборудования в третьих странах, часто минуя завоз его в страну реэкспортера. Кроме того, реэкспортные операции могут быть использованы с целью получения выгоды за счет перепродажи товара на различных рынках и разницы в ценах.

Импорт - это ввоз товаров в страну из других государств. Под импортом в мировой экономической практике понимается и статистически учитывается: во-первых, ввоз в страну товаров зарубежного происхождения непосредственно из страны-производителя или страны-посредника для личного потребления либо же для их переработки с целью потребления внутри страны или вывоза из нее; во-вторых, ввоз в страну товаров для их переработки под таможенным контролем; и, в-третьих, ввоз товаров из зон свободной торговли (зоны, находящейся вне таможенной территории данной страны). [9, c.110]

При осуществлении импортных сделок прохождение товаров через границу предполагает наличие следующих основных документов:

- лицензия на импорт товара в страну;

- документ об уплате импортной таможенной пошлины;

- документ об уплате сбора за таможенное оформление.

Реимпорт представляет собой ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. К реимпорту чаще всего относятся товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационных складов и другие.

По формам внешнеторговых операций они делятся на:

- бартерные;

- торговые компенсационные;

- промышленные компенсационные.

Бартерные операции представляют собой обмен согласованного количества одного товара на другой. В таких операциях либо устанавливается количество взаимопоставляемых товаров, либо указывается сумма, в рамках которой контрагенты обязуются поставить товары. При определении стоимости поставляемой продукции в качестве базовой используется мировая цена на данный товар с учетом расходов на товародвижение. Для бартерных операций характерна практически одновременная поставка сторонами установленного количества товаров в согласованные пункты назначения. Торговая компенсационная сделка - это, как правило, одна краткая операция на небольшую сумму по обмену разнородными товарами, которые обычно не связаны между собой. Такая сделка завершается в течение 36 месяцев. Промышленные компенсационные операции производятся на более крупную сумму и обычно включают обмен товарами, схожими по своим основным характеристикам. [10, c.149]

Прямые компенсационные операции предусматривают взаимную поставку товаров на равную стоимость без расчетов в валюте. Но, в отличие от бартерных сделок, они предполагают согласование цен взаимопоставляемых товаров между сторонами. Как правило, партнеры направляют друг другу два списка товаров:

1. первый содержит перечень товаров, которые одна сторона хотела бы получить, с указанием их количества и цен;

2. второй включает перечень предлагаемых для компенсации товаров.

Такого рода сделки обычно заключаются между экспортно-импортными фирмами, оптовыми и розничными фирмами из разных стран, выступающими на внешних рынках с широкой товарной номенклатурой.

Товарообменные сделки с длительными сроками исполнения заключаются на безвалютной основе на фирменном уровне и называются глобальными (общими) соглашениями, которые обычно заключаются между крупными транснациональными корпорациями (ТНК) с одной стороны и министерствами, внешнеторговыми организациями зарубежных стран, государственными организациями с другой стороны. Соглашения такого рода наиболее часто применяются при товарообмене товарами химической, горнодобывающей, автомобильной, машиностроительной промышленности, а также в пищевой и фармацевтической отраслях промышленности. Глобальные соглашения предоставляют экспортерам (ТНК) преимущество в виде стабильного рынка сбыта своей продукции, а также они выгодны для обеих сторон, поскольку в них определяются виды товаров для обмена, их точное количество и меновое соотношение по стоимости.

Компенсационные сделки на коммерческой основе представляют собой операции, в которых поставка и соответствующая встречная поставка товаров осуществляются в течение определенного срока на основе либо одного договора купли-продажи, либо договора купли-продажи и прилагаемых к нему соглашений о встречных или авансовых закупках. Такие операции производятся обычно с целью избежать перевода иностранной валюты и делятся на три основных вида:

- краткосрочные компенсационные сделки;

- встречные закупки;

- авансовые закупки.

Краткосрочные компенсационные сделки, в свою очередь, делятся на:

- операции с частичной компенсацией (т.е. когда определенная и согласованная доля экспорта компенсируется закупкой товаров в стране импортера, а оставшаяся доля оплачивается наличными средствами);

- полную компенсацию (предполагает согласование компенсационной закупки, равной или превышающей по стоимости поставки экспортера);

- трехсторонние компенсационные сделки (предполагает участие в ней посредника и третьей страны: встречная поставка осуществляется в третью страну, а экспортеру платит получатель товара, причем, если это предусмотрено в соглашении, платеж производится в конвертируемой валюте). Такие сделки часто осуществляются на основе двустороннего клирингового соглашения между партнерами с учетом использования услуг опытного посредника. Когда партнер закупает товары у ТНК, он оплачивает их стоимость поставками товаров третьей стране через определенного посредника, который переводит средства из третьей страны соответствующей ТНК. [11, c.144]

Компенсационные операции на основе встречных закупок - это коммерческие сделки, которые обычно заключаются в виде нескольких взаимосвязанных договоров, по которым экспортер соглашается приобретать товары и услуги у импортера в пределах согласованной доли своих поставок. Основной отличительной чертой данной сделки является именно наличие двух или более заключенных между сторонами договоров, в которых содержится обязательство каждой стороны оплатить полученные поставки наличными.

Выделяют три типа сделок на основе встречных закупок:

- параллельные операции (подписание двух отдельных контрактов - на первоначальный экспорт и на встречную закупку товара);

- джентльменское соглашение (соглашение, не подтверждающее юридически обязательство экспортера в отношении встречных закупок, хотя предполагается, что он согласен закупить товары у импортера в определенном количестве; такие сделки обычно заключаются между компаниями развитых стран, которые долго и плодотворно сотрудничают друг с другом);

- сделки с передачей финансовых обязательств или сделки «свитч» (передача экспортером своих обязательств по встречным закупкам третьей стороне, обычно крупной торговой фирме; такие сделки также часто используются для сбалансирования торговли между странами, имеющими двусторонние клиринговые соглашения). [12, c.153]

Авансовые операции представляют собой параллельную встречную сделку, которая осуществляется в обратном порядке. Экспортер в данном случае обязуется приобрести товары у фирмы-импортера в обмен на ее обязательство закупить впоследствии эквивалентный объем товаров экспортера. Такого рода операции обычно производятся вместо заключения соглашений о встречных закупках преимущественно в отраслях машиностроения. [13, c.61]

Компенсационные сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве предполагают, что поставки промышленного оборудования будут оплачиваться встречными поставками товаров, производимых с помощью закупленного оборудования.

Выделяют следующие виды таких операций:

- крупномасштабные долгосрочные компенсационные операции с обратной закупкой;

- сделки о разделе продукции;

- сделки по развитию импорта.

Крупномасштабные долгосрочные компенсационные операции с обратной закупкой предполагают сделки на основе соглашений о производственном сотрудничестве с предоставлением:

1. долгосрочных займов оборудования производственных комплексов;

2. промышленного оборудования с оплатой путем последующих встречных поставок;

3. обратных закупок конечной продукции, сырья, материалов и других товаров, производимых на построенном и введенном в эксплуатацию предприятии.

Сделки о разделе продукции заключаются на основе соглашений о строительстве промышленных объектов, оплата за строительство которых производится путем поставок производимой на нем продукции в установленной заранее пропорции ко всей выпускаемой продукции. Такие сделки распространились в рамках строительства предприятий в развивающихся странах и производятся преимущественно между государственными органами и организациями развивающихся стран с одной стороны и иностранной фирмой или ТНК развитых стран - с другой.

Сделки по развитию импорта предполагают, что встречные поставки продукции с построенных и введенных в эксплуатацию предприятий будут покрывать затраты иностранного поставщика оборудования, строительных и других услуг. Такие сделки распространены: во-первых, при сотрудничестве в области строительства предприятий преимущественно обрабатывающих отраслей промышленности; и, во-вторых, при поставках оборудования для таких предприятий на основе долгосрочного кредитования. [14, c.182]

Операции на давальческом сырье (толлинг) означают, что одна сторона, обладающая ресурсным потенциалом, но не располагающая достаточными производственными мощностями для их обработки отправляет часть своих ресурсов для переработки иностранной компании и расплачивается за это оговоренной частью произведенного продукта. По своей сути такая операция близка к бартерным сделкам. Участниками толлинга являются поставщик сырья и покупатель переработанной продукции с одной стороны, и перерабатывающая фирма - с другой. Среди особенностей контракта на проведение толлинга можно назвать следующие:

1. операции производятся на безвалютной основе;

2. обязательства сторон подтверждаются одним контрактом;

3. стоимость сырья, его переработки и конечной продукции подлежит оценке;

4. при заключении контракта учитываются все необходимые дополнительные затраты (транспортировка, уплата пошлин и т.д.);

5. поставки давальческого сырья гарантирует для обеих сторон получение прибыли;

6. выплата возможных штрафных санкций предусматривается обычно в товарной, а не в денежной форме.

Выкуп бывшей в употреблении продукции - это эффективная внешнеторговая операция, представляющая экспортеру возможность продать более совершенную и дорогую продукцию, а импортеру - освободиться от устаревшей техники и продать ее по остаточной стоимости. Стоимость выкупленной техники засчитывается в платеж за новую; в зависимости от ее состояния и других характеристик она примерно составляет 10-20% стоимости новой. Такие операции обычно касаются машиностроительных, автотранспортных изделий, морских судов, самолетов, ЭВМ.

По методам торговли внешнеторговые операции подразделяют на:

- прямые;

- косвенные;

- сделки состязательного характера.[7, c.145]

Прямые сделки предполагают установление непосредственных связей между экспортером и импортером без посредников. Прямые сделки предоставляют сторонам преимущества в виде более тесных связей экспортеров с иностранными потребителями их товаров, а также в виде возможности более эффективного исследования рынка и более быстрого приспособления производственного процесса к изменяющимся условиям.

Косвенная торговля осуществляется через посредников и является выгодной в случае, если:

- товар пользуется массовым спросом, т.е. на рынке много потребителей и производитель не может самостоятельно выйти на оптимального импортера;

- товар находится на конечном этапе своего жизненного цикла и необходима помощь в его реализации;

- рынок характеризуется серьезными особенностями и выход на него без помощи посредников затруднен.

Преимущества косвенной торговли в том, что товар реализуется в более короткие сроки и на более выгодных условиях. Недостатки же состоят в разрыве обратной связи между производителем и потребителем ввиду присутствия посредника между ними, а также в сильной зависимости имиджа продавца от действий посредника. Выделяют следующие виды косвенных операций:

1. комиссионные операции (комиссионер по договору комиссии получает право выступать на рынке от своего имени, но за счет комитента, который и несет все риски по сделкам);

2. консигнационные операции (поручение консигнанта консигнатору о продаже товара с консигнационного склада от своего имени и за счет консигнанта);

3. агентские операции (агенты действуют на рынке от имени и по поручению поставщика товара, а также за его счет);

4. брокерские операции (установление контакта между сторонами через брокера, не зависящего ни от продавца, ни от покупателя и действующего за свой счет и от своего имени);

5. независимые посреднические операции (производятся независимыми крупными торговыми домами на основе договоров купли-продажи товаров).

Сделки состязательного характера производятся с помощью:

- торговых бирж, т.е. регулярно функционирующих оптовых рынков товаров, продаваемых по стандартам и образцам;

- аукционной торговли, т.е. поочередной продажи на основе конкурса покупателей товаров со строго индивидуальными свойствами;

- международных торгов (тендеров), т.е. заключения договора купли-продажи или подряда, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с заранее определенными характеристиками. [15, c.118]

По степени готовности продукции внешнеторговые операции делятся на:

1. торговлю готовой продукцией;

2. торговлю разрозненным оборудованием в виде деталей, запчастей для последующей сборки;

3. торговлю комплектным оборудованием, обеспечивающим единый технологический процесс.

По видам товаров и услуг выделяют следующие виды внешнеторговых операций:

1. торговля сырьевыми товарами;

2. торговля продовольственными товарами;

3. торговля потребительскими товарами;

4. торговля машинотехнической продукцией;

5. сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности (патенты, изобретения, товарные знаки);

6. торговля услугами (туристические, инжиниринговые, лизинговые, факторинговые, информационные, страховые, рекламные и другие услуги).

Таким образом, принцип классификация внешнеторговых операций в первую очередь основан на выделении видов внешнеторговых операция по направлениям торговли, предмету сделки, а также по степени самостоятельности контрагента и продавца.

1.3 Основные методы внешней торговли

Метод торговли - это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли:

- прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);

- косвенный метод (совершение операции через посредника). [2, c.91]

При прямом методе торговли возникает определенная финансовая выгода, поскольку сокращаются издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику, снижаются риск и зависимость результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации. Этот метод также позволяет постоянно находиться на рынке, учитывать его изменения и своевременно на них реагировать. В то же время использование прямого метода торговли подразумевает наличие коммерческой квалификации и торгового опыта. В противном случае финансовые издержки не только не сократятся, но могут значительно возрасти. Кроме того, международная торговля по сравнению с внутренней является более рискованной, что обусловлено экономическими, политическими, правовыми и социальными условиями в разных странах, их традициями и обычаями, а также большими расстояниями между торговыми партнерами. В результате часто бывает целесообразно, а иногда просто необходимо использовать посредников для проведения международных торговых операций.

Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии торговых посредников, т.е. независимых от производителей и потребителей товаров торговых фирм, организаций и лиц. Существуют различные виды посредников. [16, c.154]

Простые посредники (брокеры) подыскивают и сводят взаимозаинтересованных продавцов и покупателей, но сами не принимают непосредственного участия в сделках.

Широко распространено привлечение продавцами или покупателями (доверителями) фирм, организаций и лиц к совершению сделок от имени и за счет доверителей, т.е. в качестве поверенных.

Доверители исполняют подписанные поверенными контракты, возмещают им понесенные расходы и выплачивают вознаграждение, которое является оценкой компетенции и оперативности посредников.

Еще более широкое применение в международной торговле получили договоры комиссии, по которым комиссионеры получают право подыскивать партнеров и подписывать с ними контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя (комитентов), которые несут коммерческие риски. Перед третьими лицами комиссионеры выступают как продавцы.

Также распространенной формой договора комиссии является продажа товаров на условиях консигнации. Экспортер (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реализации на рынке в течение определенного срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере его реализации со склада. Не проданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. На условиях консигнации реализуют в основном товары массового спроса. По существу, при консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара. Непременным условием консигнационного соглашения является сохранение за комитентом права собственности на товары до их реализации покупателям. [17, c.21]

Основными задачами как экспортера, так и импортера на подготовительном этапе экспортно-импортной операции являются поиск и выбор контрагента, установление контактов с ним.

С целью поиска потенциального партнера определяется фирменная структура отрасли или рынка, выявляются ведущие фирмы в отрасли, изучаются отдельные фирмы.

Фирменная структура отрасли устанавливается по специальным товарно-фирменным или отраслевым справочникам, каталогам, отраслевым изданиям промышленных ассоциаций, торгово-промышленных палат и т. д. Затем выбираются фирмы, определяются их доля на рынке, правовая форма, структура органов управления, рассредоточенность операций и т.д.

Выбор контрагента зависит от характера и предмета сделки, страны заключения и исполнения контракта, емкости рынка, конъюнктуры на данном рынке. При выборе контрагента устанавливают, на каком рынке (т. е. в какой стране) лучше продать или купить товар, а также с каким иностранным покупателем или поставщиком заключить сделку. Учитываются межправительственные торговые соглашения или протоколы о взаимных поставках в течение определенного периода, степень монополизации рынка крупными фирмами и возможность проникновения на рынок, длительность торговых отношений с той или иной фирмой, характер деятельности фирмы (является ли она потребителем или производителем данного товара или выступает в качестве торгового посредника) и др. [18, c.109]

Для установления контактов с потенциальным партнером продавец, используя прямые связи, может:

- направить предложение (оферту) непосредственно одному или нескольким потенциальным покупателям. Оферта содержит все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, его количество, качество, цену, условия и срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи и др. В международной торговой практике различают твердую и свободную оферты. Твердая оферта -- это письменное предложение экспортера на продажу определенной партии товара, посланное оферентом одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого экспортер является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю. Неполучение ответа от потенциального импортера в течение установленного в оферте срока равносильно отказу последнего от заключения сделки на предложенных условиях и освобождает экспортера от сделанного им предложения. Свободная оферта - это предложение на одну и ту же партию; товара нескольким возможным покупателям. В ней не устанавливается срок для ответа, и поэтому оферент не связан своим предложением. Согласие покупателя с условиями, изложенными в свободно оферте, подтверждается его твердой контрофертой;

- принять и подтвердить заказ покупателя. Подтверждение заказа -- это коммерческий документ, представляющий собой сообщение экспортера о принятии условий заказа без оговорок;

- послать покупателю предложение в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта;

- принять участие в торгах, выставках и ярмарках;

- отправить возможному покупателю коммерческое письмо с информацией о намерениях вступить в переговоры по поводу заключения конкретной сделки.

В том случае, если инициатива заключения сделки исходит от импортера, он может использовать следующие способы установления контактов с потенциальным экспортером:

- направление запроса производителю интересующих его товаров. Одной из главных целей запроса является получение от экспортных фирм конкурентных предложений, из которых выбираются наилучшие. Для этого запросы обычно посылаются не одной, а нескольким известным в данной отрасли фирмам различных стран. В запросе указываются точное наименование нужного товара, его качество, сорт, количество, а также желательный для покупателя срок поставки. При запросе предложений на машины и оборудование указываются необходимые сведения для их изготовления или желательные ориентировочные технико-экономические показатели (мощность, производительность, количество оборотов, скорость, расход топлива, КПД, габариты и пр.). Цена, по которой импортер готов купить данный товар, в запросах, как правило, не указывается, а обусловливается лишь способ ее фиксации. В запросах на сложные машины и оборудование импортер обычно просит указать в оферте цену по каждой позиции. Иногда он запрашивает о дополнительных услугах, которые будут оказаны ему экспортером, и указывает наиболее приемлемые для него условия платежа:

- направление потенциальному или уже известному продавцу заказа;

- объявление торгов;

- направление потенциальному экспортеру коммерческого письма о намерениях вступить в переговоры в ответ на его рекламу, информацию или предложение. [19, c.188]

Однако на практике при выборе контрагента часто основную роль играют связи, рекомендации и т.п. Другой распространенный вариант -- случайные, разовые сделки, продиктованные изменениями конъюнктуры внутреннего рынка и желанием получить сверхприбыль в максимально короткие сроки.

Переговоры, организованные по инициативе экспортера или импортера, могут вестись путём обмена письмами, по телеграфу, телетайпу, телефаксу, а также по телефону. Обычно эти способы сочетаются в различных комбинациях, но личные контакты, как правило, имеют решающее значение.

После согласования всех условий предстоящей сделки заключается договор. Для этого используются различные способы.

- подписание контракта участвующими в нем контрагентами. Контракт может быть заключен только в том случае, если он подписан сторонами, юридические адреса которых в нем указаны, или если он подписан лицами, имеющими право подписи таких документов;

- акцепт покупателем твердой оферты продавца. Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение, содержащее безоговорочный акцепт. Ответ на твердую оферту, содержащий отличные от начальных условия, не изменяющие в то же время их по сути, признается акцептом, если оферент без неоправданной задержки не будет возражать против них. В этом случае условиями договора признаются условия твердой оферты с изменениями, содержащимися в акцепте;

- акцепт продавцом контроферты покупателя. Если покупатель не согласен с одним или несколькими существенными условиями оферты, то он посылает продавцу контроферту с указанием своих условий и срока для ответа. Такими условиями могут быть цена, количество и качество, место и срок поставки, объем ответственности, порядок разрешения споров. Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептует и письменно уведомляет покупателя. Если же продавец не согласен, то он извещает об этом покупателя или направляет новую оферту;

- акцепт продавцом письменного согласия покупателя с условиями свободной оферты (контроферты покупателя). Экспортер акцептует ту контроферту, которую он раньше получил, или от того покупателя, с которым предпочтительнее заключить сделку;

- подтверждение продавцом заказа покупателя. В этом случае сделка оформляется двумя документами: заказом покупателя и подтверждением продавца;

- обмен письмами и подтверждение достигнутой ранее договоренности. [20, c.145]

В письмах делается ссылка на известные обеим сторонам условия или заключенный ранее контракт.

Согласно казахстанскому праву форма и порядок подписания внешнеторговых сделок, в которых участниками являются организации, всегда определяются только по законодательству РК, которое устанавливает для внешнеторговых сделок, совершаемых казахстанскими организациями, письменную форму и определенный порядок их подписания.

2. Анализ и оценка внешнеторговой деятельности ТОО «Эгофом»

2.1 Характеристика основных финансово-экономических показателей предприятия

ТОО «Эгофом» было зарегистрировано в городе Караганда в 2006 году, по адресу: г. Караганда, Октябрьский район, ул. Северная промзона, учетный квартал 037, участок №2.

ТОО «Эгофом» входит в состав российской Группы компаний «Эгида». Группа компаний «Эгида» работает на российском рынке 18 лет. Под «Эгидой» качества осуществляют деятельность собственные производства группы компаний. Это производство поролона, мебельных тканей, механизмов трансформации, а также клея. Все это дополняется поставкой комплектующих для мебели. По сути, сегодня «Эгида» может предоставить весь спектр продукции, необходимой производителям мебели.

На сегодняшний день группа компаний «Эгида» имеет 2 завода по производству поролона. Поролон под «Эгидой» качества производится на норвежском (фирма LAADER BERG AS) и немецком (фирмы FECKEN-KIRFEL и ALBRECHT BAUMER) оборудовании. Качество выпускаемого поролона достигается за счет автоматизации производственного процесса и высокоточного дозирования компонентов. Строгое соблюдение технологии производства и система контроля качества, а также высокая квалификация персонала и качественное сырье ведущих производителей, позволяют достичь максимально положительных характеристик поролона, что делает его конкурентоспособным.

В 2005 году было принято решение о строительстве завода по производству поролона в городе Караганда, что обеспечило, предоставило предприятию возможность расширения рынка сбыта продукции на ряд стран СНГ.

Основным видом деятельности ТОО «Эгофом» является производство и реализация поролона.

Рассмотрим основные показатели финансово-экономической деятельности.

Имущество ТОО «Эгофом» составляют основные фонды, оборотные средства и иное имущество, стоимость которого отражается в самостоятельном балансе ТОО. Данное имущество принадлежит ТОО на праве частной собственности.

Источником формирования имущества ТОО «Эгофом» являются:

- вклад Участников в Уставный капитал;

- доходы, полученные от деятельности ТОО «Эгофом»;

- иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан.

Таблица 1 - Основные фонды ТОО «Эгофом» тыс. тенге

Основные фонды
2008г.
2009г.
Отклонение в % в 2009 к 2008г.
1
2
3
4
Земля
236
236
0,0
Здания и сооружения
3 750
4 021
+7,2
Машины и оборудования, передаточные устройства
11 854
15 627
+31,8
Транспортные средства
6 741
7 118
+5,6
Итого:
22 581
27 002
+44,6

Здания и сооружения, включаемые в имущество данного предприятия представляют собой склады, 2 цеха, гаражный массив и административное здание.

В бухгалтерском балансе ТОО «Эгофом» (Приложение Б) представлена информация о стоимости основных средств предприятия. В процессе его изучения было выявлено прибытие основных средств в 2009 году в сравнении в 2008 на 44,6%.

Основную массу прибивших основных средств на предприятии в анализируемый период представили машины и оборудования, передаточные устройства, прирост которых к общей массе составил 31,8% в 2009 году в сравнении с 2008 годом.

Второе место в структуре основных средств занимают здания и сооружения, прирост которых в 2009 году к 2008 году составил 7,2%.

Основные технико-экономические показатели за 2008-2009гг. приведены в Приложении В.

По данным Приложения 1 видно, что за 2009 год выпуск продукции увеличился в сравнении с 2008 годом на 3,2 %. Доход от реализации повысился в 2009 году на 81,7% по сравнению с 2008 годом.

Вместе с тем все основные технико-экономические показатели деятельности ТОО «Эгофом» показывают положительную динамику. Так, например, доход от основной и неосновной деятельности вырос на 264,4% в период с 2007 по 2009 год, увеличилась численности персонала, что в совокупности с увеличением средней заработной платы в 2007 году на 22,1% к 2009 году и на 1,6% в 2008 году к 2009 году говорит и о значительном увеличении фонда заработной платы, который вырос га 180% в 2007 году и на 33,6% в 2008.

Рассчитаем показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, фондорентабельности.

Фондоотдача определяется по формуле [21, c.59]:

(1)

2008 год

Среднегодовая стоимость основных средств 22 581 000 тенге.

Фондоотдача = 182 414 800/22 581 000=8,08 тенге. Это значит, что на 1 тенге основных производственных фондов приходится 8,08 тенге продукции.

Фондоемкость = 1:8,08 = 0,12 тенге.

Т.е. на производство каждого 1 тенге выпущенной продукции было затрачено 0,12 тенге основных средств.

Фондовооруженность = 22 581 000/89 = 253 720 тенге.

То есть на одного работника приходится 253 720 тенге основных средств.

Фондорентабельность = 5 543 800/22 581 000 =0,25.

Значит 1 тенге основных производственных фондов дает 0,25 тенге.

2009 год

Среднегодовая стоимость основных средств 27 002 000 тенге.

Фондоотдача = 331 494 800/27 002 000=12,28 тенге. Это значит, что на 1 тенге основных производственных фондов приходится 12,28 тенге продукции.

Фондоемкость = 1/12,28 = 0,12 тенге.

Т.е. на производство каждого 1 тенге выпущенной продукции было затрачено 0,12 тенге основных средств.

Фондовооруженность = 27 002 000/117 = 230 790 тенге.

То есть на одного работника приходится 230 790 тенге основных средств.

Фондорентабельность = 22 568 900/27 002 000 =0,84.

Таким образом, 1 тенге основных производственных фондов в 2009 году принес 0,84 тенге.

Результаты анализа основных фондов ТОО «Эгофом» за 2008-2009гг. приведены в сводной таблице 2.

Таблица 2 - Эффективность использования основных средств

№ п/п
Показатель
2008г.
2009г.
Отклонение в 2009г. к 2008г. в %
1
2
2
3
4
1
Фондоотдача
8,08
12,28
+51,97
2
Фондоемкость
0,12
0,08
-34,20
3
Фондовооруженность
253,72
230,79
-9,04
4
Фондорентабельность
0,25
0,84
+240,45

Из таблицы 2 видно, что вследствие увеличения среднегодовой стоимости основных средств в 2009 году, показатели фондоотдачи и фондорентабельности увеличились, а показатели фондоемкости и фондовооруженности уменьшились.

Проведем анализ капитала и обязательств предприятия ТОО «Эгофом». В таблице 3 представим структуру капитала и обязательств предприятия за 2008-2009 года.

Таблица 3 - Структура капитала и обязательств ТОО «Эгофом» за 2008-2009 года тыс. тенге

Показатели
2008г.
% к валюте баланса
2009г.
% к валюте баланса
Отклонение в 2009г. к 2008г. в %
1
2
3
4
5
6
Пассив
119594,3
100
132986,42
100
-
Краткосрочные обязательства
85317,6
71,34
91737,29
69
-2,36
Долгосрочные обязательства
22481,3
18,8
25680,43
19,3
+0,51
Капитал
11795,4
9,86
15 568,7
11,7
+1,84

Пассивы отражают источники средств предприятия, состоят из собственного капитала, краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Так, по данным представленным в таблице 3 можно судить об увеличении доли капитала к валюте баланса в период с 2008 по 2009 годы на 1,84%.

Вместе с тем в структуре краткосрочных обязательств в тот же период произошли изменения, что отразилось на ее массе, а именно наблюдается тенденция к ее уменьшению на 2,36% в 2009 году в сравнении с 2008 годом.

Также существует динамика по долгосрочным обязательствам, основу которых составляют займы банков и кредитных учреждений. В 2009 году объем долгосрочных обязательств предприятия вырос на 9,01% к уровню 2008 года.

Таким образом, наблюдается увеличение долгосрочных обязательств одновременно со снижением краткосрочных обязательств. За анализируемый период предприятие приобретает основные средства для того чтобы в будущем иметь возможность производить более большой объем продукции нежели в период 2008-2009гг.

2.2 Анализ внешнеторговых операций на предприятии

ТОО «Эгофом» - ведущее предприятие в Республике Казахстан по выпуску поролона. Его продукция прекрасно известна не только в нашей республике, но и в странах СНГ, а также странах дальнего зарубежья.

Общая доля рынка ТОО «Эгофом», составляет 56,4%, доля рынка импортных производителей поролона, присутствующих на рынке Казахстана - 43,6%. Доля рынка отдельных марок поролона в разрезе объема производства предприятия представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Производство поролона по маркам на ТОО «Эгофом» в период с 2008 по 2009гг.

Марка продукции
Производ-ство, т Реализация в 2009г., тонн
Уд. вес в производстве, 2009г.,%
2009г.
2009г.

внутр.

рынок
экспорт
продажи
Поролон стандартный (ST)
21109
20223
16143
4077
20220
17,4
Поролон повышенной жесткости (EL)
28879
27622
19704
7531
27235
23,8
Поролон жесткий (HL)
9571
9294
9044
91
9135
8
Поролон мягкий (HS)
15153
14321
11698
3178
14876
12,3
Поролон высокоэластичный (HR)
4405
3777
2356
1387
3743
3,3
Поролон высокоэластичный с повышенной комфортностью (HR)
6952
7065
2350
4746
7097
6,1
Специальные марки поролона
3655
3824
3367
327
3694
3,3

Из данных таблицы 4 видно, что снижение объемов производства (отрицательный темп роста) наблюдается у следующих марок поролона:

1. Поролон высокоэластичный с повышенной комфортностью (HR);

2. Специальные марки поролона.

Но вместе с тем остальные марки показывают уверенный рост объемов производства. Так, например, производство стандартного поролона увеличилось в 2009 году на 17,4% в сравнении с уровнем 2008 года.

Также в 2009 году вырос объем производства поролона повышенной жесткости, прирост составил 23,8% по сравнению с 2008 годом.

Значительный прирост в 2009 году, в размере 12,3% показывает производство мягкого поролона, опять же в сравнении с уровнем 2008 года.

На рисунке 1, в графическом виде представлена структура удельного веса каждой марки поролона в общем объеме производства предприятия.

Рисунок 1 - Удельный вес марок поролона ТОО «Эгофом» в общем объеме производства предприятия в 2009 г.

Внешнеэкономическая деятельность ТОО «Эгофом» связана с инвестиционной деятельностью предприятия, направленной на покупку за пределами Республики Казахстан технологического оборудования, комплектующих к технологическим линиям по производству поролона, в связи с тем, что оборудование данного типа не производится в РК. Субъектами инвестиционной деятельности во внешнеэкономической сфере являются иностранные лизинговые компании Швейцарии, Австрии и Германия. Кредитное финансирование некоторых инвестиционных проектов осуществляется за счет валютных средств банков Республики Казахстан. (Приложение Г)

На ТОО «Эгофом» в учетной политике предусмотрен метод определения выручки от реализации по факту отгрузки продукции и при заключении импортных контрактов предусматривается переход права владения по мере отгрузки продукции покупателям. В соответствии с «Положением о порядке контроля за проведением внешнеторговых операций», предприятие представляет в течение 5 рабочих дней после зачисления денежных средств от экспорта товаров в обслуживающий банк документы (контракты, счета, паспорта сделок и др.). В течение 5 календарных дней с даты отгрузки товаров со склада таможенным органам предоставляется статистическая декларация. [22, c.197]

Учитывая, что инвестиционная политика ТОО «Эгофом» ориентирована на достижение высокого качества продукции на уровне зарубежных стандартов, и в конечном итоге, повышение рентабельности производства, постоянно ведется работа по расширению рынков сбыта не только в Республике Казахстан, но и за ее пределами. В последние годы налажены связи с партнерами из Российской Федерации, Республики Кыргызстан, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан.

Рассмотрим динамику реализации продукции ТОО «Эгофом» на внутренний и внешний рынок. (таблицы 5-7).

Таблица 5 - Динамика реализации поролона ТОО «Эгофом» за 2008-2009 гг. (тонн)

Месяц
Реализовано в 2009г.
Реализовано в 2008г.
Динамика %
Январь
1299
1217
106,7
Февраль
1237
1426
86,7
Март
1768
1675
105,6
Апрель
1613
1549
104,1
Май
1790
1801
99,4
Июнь
1630
1851
88
Июль
1054
1113
94,7
Август
1423
1542
92,3
Сентябрь
1632
1718
95
Октябрь
2034
1688
120,4
Ноябрь
2382
2540
93,8
Декабрь
2363
2767
85,4
Итого
20220
20887
96,8

Из данных приведенных в таблице 5 видно, что в 2009 году наблюдается значительное увеличение объемов реализации продукции предприятия. Наибольший рост был отмечен в октябре 2009 года. Наглядно динамика реализации поролона ТОО «Эгофом» за 2008-2009гг. представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Динамика реализации поролона ТОО «Эгофом» за 2008-2009 гг.

На основе таблицы 6 проанализируем помесячную динамику реализации продукции ТОО «Эгофом» на внутреннем рынке в период с 2008 по 2009 гг.

Таблица 6 - Динамика реализации продукции ТОО «Эгофом» на внутреннем рынке за 2008-2009 гг. (тонн)

Месяц
Реализовано в 2009г.
Реализовано в 2008 г.
Динамика %
1
2
3
4
Январь
864
880
98,2
Февраль
1008
986
102,2
Март
1161
1218
95,3
Апрель
1084
1077
100,6
1
2
3
4
Май
1244
1198
103,8
Июнь
1261
1269
99,4
Июль
780
856
91,1
Август
1206
1053
114,5
Сентябрь
1483
1147
129,3
Октябрь
1 727
1 341
128,8
Ноябрь
2138
2 170
98,5
Декабрь
2191
2397
91,4
Итого
16 143
15 592
103,5

Исходя из данных таблицы 6, видно, что на внутреннем рынке сбыта предприятия, т.е. в Республике Казахстан, в 2009 году также наблюдается значительная положительная динамика объемов реализации продукции. Самый высокий показатель реализации отмечен в сентябре 2009 года, рост в сравнении с 2008 годом составил 129,3%.

Далее необходимо проанализировать динамику реализации продукции ТОО «Эгофом» в период с 2008 по 2009 гг. на внешнем рынке (таблица 7).

Таблица 7 - Динамика реализации продукции ТОО «Эгофом» на внешнем рынке за 2008-2009 гг. (тонн)

Месяц
Реализовано в 2009г.
Реализовано в 2008г.
Динамика %
1
2
3
4
Январь
435
337
129,2
Февраль
229
439
52,2
Март
607
457
132,9
Апрель
529
472
112,1
Май
546
603
90,5
Июнь
369
583
63,3
Июль
274
257
106,4
Август
217
489
44,4
Сентябрь
148
571
26
Октябрь
307
346
88,7
Ноябрь
244
370
65,9
Декабрь
172
370
46,5
Итого
4 077
5 294
77

Данные таблиц 5-7 свидетельствуют о значительном снижении объемов реализации продукции ТОО «Эгофом» на внешнем рынке. Объем реализации продукции ТОО «Эгофом» на внешнем рынке в 2009г. составил лишь 75,3 % от уровня 2008г. Также стоить отметить увеличение доли продукции реализуемой на внутреннем рынке, при общем снижении объемов реализации на 3,2 % , объем реализации на внутреннем рынке увеличился на 3,7%.

За период январь-декабрь 2009г. на экспорт отгружено 4077 т. поролона, что составило 77,0 % к аналогичному периоду прошлого года.

Далее рассмотрим структуру экспорта продукции предприятия в разрезе государств (таблица 8).

Таблица 8 - Экспорт продукции ТОО «Эгофом» в разрезе государств за 2008-2009 гг.

Страна
Реализовано в 2009г.
Реализовано в 2008г.
Динамика, %
Российская Федерация
3917,0
5164,0
75,6
Республика Кыргызстан
-
0,1
-
Республика Таджикистан
5,0
1,6
312,5
Республика Узбекистан
52,0
103,0
50,5
Республика Молдова
22,0
18,0
127,8
Республика Азербайджан
4,0
1,0
400,0
Республика Грузия
35,0
-
-
Турецкая Республика
19,0
-
-
КНР
23,0
7,0
328,6
Всего
4077
5294,7

Как видно из данных таблицы 8, экспорт продукции ТОО «Эгофом» за период 2008-2009 гг. осуществлялся в 9 государств. Основная часть экспортируемой продукции была поставлена в Российскую Федерацию. Вторым по величине потребителем экспортируемой продукции ТОО «Эгофом» является Республика Узбекистан. В целом следует отметить тенденцию к снижению объема экспортных поставок в 2009г. по отношению к предыдущему году, хотя по отдельным государствам отмечается рост экспорта.

Схематически экспорт продукции ТОО «Эгофом» в разрезе государств за 2008-2009гг. представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Экспорт продукции ТОО «Эгофом» в разрезе государств за 2008-2009 гг.

Проанализируем структуру экспорта по маркам поролона. (таблице 9)

Таблица 9 - Структура экспорта продукции ТОО «Эгофом» по маркам поролона за 2008-2009 гг.

№ п/п
Наименование продукции по основной номенклатуре изделий
2009г.
2008г.
Отгрузка продукции, %, 2009г. к 2008г.
Объемы реализа-ции, т.
Удель-ный вес, %
Объемы реализа-ции, т.
Удель-ный вес, %
1
2
3
4
5
6
7
1
Поролон стандартный (ST)
3782
18,7
4574
21,9
82,7
2
Поролон повышенной жесткости (EL)
7
0,0
14
0,1
50,0
3
Поролон жесткий (HL)
93
0,5
277
1,3
33,6
4
Поролон мягкий (HS)
141
0,7
161
0,8
87,6
5
Поролон высокоэластичный (HR)
32
0,2
244
1,2
13,1
1
2
3
4
5
6
7
6
Поролон высокоэластичный с повышенной комфортностью (HR)
21
0,1
24
0,1
87,5
7
Специальные марки поролона
2
0,0
1
0,0
200,0
ВСЕГО
4077
20,2
5294
25,3
77,0

Как видно из данных таблицы 9, основной продукцией, поставляемой на экспорт, является стандартный поролон, далее за ним по уровню спроса следует поролон мягкий, поролон жесткий и т.д.

Основной причиной, которая обусловила снижение объемов экспорта продукции ТОО «Эгофом» в 2009г. является изменение объемов и структуры спроса на рынке Российской Федерации - рост доходов привел к увеличению спроса на поролон стандартного качества, основная доля поставок которого осуществляется из государств Европы.

Росту объемов реализации в Узбекистан, Молдавию, Азербайджан и т.д., а также осуществлению поставок в новые регионы - Грузию и Турецкую Республике способствовала целенаправленная работа специалистов отдела продаж и отдела внешнеэкономической деятельности по поиску и установлению партнерских отношений с новыми покупателями.

В 2009 году с целью создания эффективной товаропроводящей сети и повышения конкурентоспособности продукции, ТОО «Эгофом» планирует продвигать свою продукцию на Российском рынке поролона через ООО «Эгида», чьим дочерним предприятием и является ТОО «Эгофом». Таким образом, все заключенные договора с 01.01.2009г. между ТОО «Эгофом» и резидентами Российской Федерации согласно установленного графика в течение 2010г. будут переведены на сотрудничество с ООО «Эгида». Данное сотрудничество имеет ряд преимуществ в вопросах уплаты НДС, возможности отгрузки со склада в г. Казань. За март-декабрь 2009г. ООО «Эгида» отгружено 2 951,3 т. продукции предприятия.

Организационные основы внешнеторговой деятельности определяются, прежде всего, порядком осуществления внешнеторговых операций, их документальным оформлением. [23, c.154] Внешнеторговая деятельность сопровождается большим количеством документов, которые получили название внешнеторговых. К таковым относят документы по подготовке отдельных видов сделок (экспортных, импортных, бартерных и т.д.), коммерческие документы, документы по платежно-банковским операциям, страховые документы, транспортные документы, таможенные документы. Документами по подготовке отдельных видов сделок являются лицензии, разрешения и т.д. [24, c.178] Внешнеторговая деятельность предприятий Республики Казахстан связана с расчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством, соблюдение которого является необходимым условием для правового обеспечения ведения бухгалтерского учета валютных операций.

Движение валютных средств и проведение операций в иностранной валюте регулируется государством.

Поступление денежных средств от экспорта товаров осуществляется только на счета экспортеров не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, а расчеты по внешнеторговым контрактам, предусматривающим импорт товаров должны производиться со счетов импортеров. Юридические лица должны обеспечить поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. Возникающие при проведении переоценки имущества и обязательств курсовые разницы относятся на расходы и доходы будущих периодов, а их списание - на финансовые результаты деятельности предприятия в размере не более 10 % фактической себестоимости реализованной продукции.

Основным принципом работы предприятия является выпуск конкурентоспособной продукции. В современных условиях необходимо точно знать, что нужно потребителю и уделять этому большое внимание.

С момента основания и по сегодняшний день, при производстве поролона на предприятии используют только высококачественное, нетоксичное сырье. Весь производственный процесс осуществляется непосредственно на предприятии, что позволяет добиться особенно тщательного контроля качества выпускаемой продукции. На предприятии действует система менеджмента качества.

Следующим этапом в развитии предприятия станет внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями ИСО14000. ТОО «Эгофом» включена в республиканскую программу технического переоснащения предприятий химической отрасли.

Предприятие постоянно совершенствует и модернизирует свое производство, внедряет современные технологии. Обновляется и оптимизируется ассортимент, выпускаются новые марки продукции. В 2010 году планируется запуск производственной линии по производству синтепона и синтипуха.

Управление маркетинговой деятельностью в ТОО «Эгофом» занимается отдел маркетинга и рекламы (ОМиР). Отдел маркетинга и рекламы является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно заместителю директора по продажам по продвижению продукции.

Приоритетной целью маркетинговой деятельности в 2010г. явился выход на новые рынки дальнего зарубежья.

Основными задачами отдела маркетинга и рекламы являются:

- разработка плана маркетинговой деятельности предприятия;

- проведение маркетинговых исследований рынка сбыта поролона и смежной продукции, изучение новых рынков сбыта;

- изучение и анализ ценовой и ассортиментной политики конкурентов;

- подготовка и участие в выставках, ярмарках, презентациях, дегустациях, рекламных акциях;

- планирование рекламных кампаний с целью продвижения продукции на рынке.

ТОО «Эгофом» давно работает на рынке и уже сформировало определенную базу поставщиков. Однако, в постоянно меняющихся условиях работы, необходимо искать новые, возможно более выгодные, варианты.

Основными критериями для и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.