На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие гигиены профессиональной деятельности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
«Российский государственный 
торгово-экономический  университет»
Омский  институт (филиал) 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по дисциплине «Гигиена профессиональной деятельности» 
 

Вариант № 1
«Понятие и история развития
гигиены профессиональной деятельности» 
 
 
 
 

                Выполнила:
                Студентка 1 курса С ЭУ-1
                № зачетной книжки 21212
                Алехина Надежда Андреевна 

                Проверил:
                к.м.н., ст. преподаватель 
                Прокопьев К.А. 
                 
                 

Омск  – 2011 
 

    Введение 

    Целью данной работы является изучение темы – «Понятие и история развития ГПД (гигиены профессиональной деятельности)».
    Задачи, необходимые для достижения цели:
    Рассмотреть понятие ГПД;
    Изучить историю и развитие данного предмета;
    Рассмотреть классификацию опасных и вредных производственных факторов;
    Изучить гигиеническую оценку условий и характера труда.
    ГПД является актуальной темой в современном  обществе.
    Профилактика  заболеваний – одна из сложных задач государственной политики в области здравоохранения. Здоровье – необходимое условие трудового потенциала, главный критерий эффективности государственного управления. Такая убежденность становится основой всей политики в области охраны здоровья.
    Основой профилактики является гигиена. Гигиена представляет собой область медицины, которая изучает влияние условий жизни и труда на здоровье человека, разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продолжению жизни. Объектом изучения гигиены являются факторы окружающей среды (физические, химические, биологические и т. д.) с точки зрения влияния их на здоровье населения.
    ГПД – раздел гигиены, изучающий воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.
    Исторический  опыт показывает, что недооценка профилактики всегда приводило к негативным последствиям для здоровья людей. С самого начала развития медицины, ведущие ученые в конечном итоге признавали приоритетность «медицины предохранительной».
    Академик  И.П. Павлов, положив значительные усилия на ниве физиологии и экспериментальной медицины, признавал, что: «Только познав все причины болезни, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т.е. в гигиену в широком смысле слова». Академик Н.И. Пирогов, блистательный хирург, говорил: «Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя, рука об руку с государственностью, принесет несомненную пользу человечеству». 
 
 
 
 
 

    
    Понятие гигиены профессиональной деятельности
 
 
    Гигиена — наука о здоровье, основа профилактической медицины. Она изучает влияние  окружающей среды на организм человека и разрабатывает на основе этого  мероприятия по предупреждению вредного воздействия среды и развития заболеваний. Среда, окружающая человека, чрезвычайно сложна: ее определяют природные, социальные, бытовые факторы, а также производственно-общественные отношения. Следовательно, объектом изучения гигиены являются факторы окружающей среды  с точки зрения влияния их на здоровье населения.
    И. П. Павлов отмечал, что заболевание  возникает тогда, когда человек  подвергается воздействию необычных  по силе или качеству факторов, так  как при этом нарушается равновесие между окружающей средой и организмом. Развивая эту мысль, И. М. Сеченов писал, что организм без внешней среды, поддерживающей его, невозможен.
    Гигиена входит в комплекс медицинских наук. Целью ее является предупреждение заболеваний, а не лечение больного человека. В настоящее время сбываются слова знаменитого русского хирурга II. И. Пирогова: «Я верю и гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предупредительной».
    Гигиена тесно связана с социально-экономическими науками, так как причины антисанитарных условий и отсутствия благоустройства  зависят не только от природных условий, но и от социального устройства общества, его классовой структуры. Велико значение социально-гигиенических  мероприятий в деле охраны здоровья народа.              
    В. И. Ленин проявлял постоянную заботу об укреплении санитарного дела в нашей стране. Гигиена в социалистическом обществе неразрывно связана с санитарной практикой и представляет собой науку действующую, стремящуюся не только изучать окружающий мир, но и изменять его так, как это необходимо человеку. Главным ее отличием от гигиены капиталистического общества является социальная направленность при проведении оздоровительных мероприятий, которые в капиталистических условиях затрудняются или исключаются вообще из-за существующей частной собственности на землю и средства производства при эксплуатации человека человеком.
    Трудовая  деятельность человека проходит в различной производственной среде, важной характеристикой которой являются санитарно-гигиенические условия. Влияние санитарно-гигиенических условий и самих трудовых процессов на здоровье человека и его работоспособность изучает наука, получившая название «Гигиена труда».
    ГПД – раздел гигиены, изучающий воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических нормативов и мероприятий, направленных на создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня трудоспособности человека.
    В условиях промышленного производства на человека нередко воздействуют низкая и высокая температура воздуха, сильное тепловое излучение, пыль, вредные химические вещества, шум, вибрация, электромагнитные волны, а также самые разнообразные сочетания этих факторов, которые могут привести к тем или иным нарушениям в состоянии здоровья, к снижению работоспособности. Для предупреждения и устранения этих неблагоприятных воздействий и их последствий проводится изучение особенностей производственных процессов, оборудования и обрабатываемых материалов (сырье, вспомогательные, промежуточные, побочные продукты, отходы производства) с точки зрения их влияния на организм работающих; санитарных условий труда (метеорологические факторы, загрязнение воздуха пылью и газами, шум, вибрация, ультразвук и др.); характера и организации трудовых процессов, изменений физиологических функций в процессе работы. Детально исследуется состояние здоровья работающих (общая и профзаболеваемость), а также состояние и гигиеническая эффективность санитарно-технических устройств и установок (вентиляционных, осветительных), санитарно-бытового оборудования, средств индивидуальной защиты. [c. 25, 10]
    ГПД устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для создания здоровых условий труда.
    Практическое  использование результатов исследований гигиены труда входит в задачу производственной санитарии, которая рассматривает вопросы устройства, оборудования и содержания производственных помещений и предприятий в целом. Она устанавливает требования к производственным помещениям, территории, планировке населенных мест. Применительно к производственным помещениям производственная санитария разрабатывает требования к отоплению, освещению, вентиляции и т. д.
    Кроме гигиены труда необходимо соблюдать  личную гигиену. В узком понимании к личной гигиене относят соблюдение режима дня, питания, труда и отдыха, а также гигиенический уход за кожей тела, гигиеническое содержание нательного и постельного белья, верхней одежды, обуви и других предметов бытовой и производственной обстановки. Выполнение правил личной гигиены имеет большое значение для предотвращения заболеваемости и травматизма. Нарушение правил личной гигиены может повлиять не только на здоровье данного человека, но и на здоровье окружающих, и служить причиной распространения инфекционных заболеваний, отравлений и даже несчастных случаев [12].
    При создании здоровых и благоприятных  условий труда учитывают различные санитарные нормы.
    Предметом ГПД являются:
    Изучение трудовых процессов и вызываемых ими физиологических сдвигов в организме;
    Изучение работоспособности человека и разработка физиологических основ рационального режима труда и отдыха;
    Изучение факторов (метеорологических, химических, физических) производственной среды с целью разработки гигиенических нормативов, являющихся основой законодательства в области оздоровления условий труда, устройства и содержания промышленных предприятий;
    Изучение особенностей производственных процессов, оборудования и обрабатываемых материалов, сырья, вспомогательных, промежуточных, побочных и конечных продуктов производства с целью устранения их влияния на организм работающих;
    Изучение состояния здоровья работающих (профессиональные и неспецифические заболевания);
    Изучение состояния и эффективности санитарно-технических (вентиляция, освещение) и санитарно-бытовых устройств  и установок,   средств   индивидуальной защиты и т. д [13].
    Научные исследования по гигиена труда проводят по следующим основным направлениям:
    физиология трудовых процессов, их влияние на организм и разработка мероприятий для предупреждения утомления и повышения производительности труда;
    промышленная токсикология (разработка предельно допустимых концентраций токсических веществ в производственной обстановке и мероприятий для предупреждения профессиональных интоксикаций);
    изучение различных видов производственной пыли и разработка предельно допустимых концентраций её в воздухе производственных помещений, способов предупреждения профессиональных пылевых заболеваний (пневмокониозов);
    изучение воздействия на организм физических факторов внешней производственной среды (метеорологические условия: ионизирующие излучения, шумы и вибрации, электромагнитные волны радиочастот и др.);
    разработка профилактических мероприятий для предупреждения профессиональных заболеваний, которые могут вызвать эти факторы.
    ГПД тесно связана с научной организацией труда. В своих исследованиях ГПД использует физические и химические методы при изучении производственной среды, физиологической, патофизиологической, морфологической, биохимической – при изучении механизма действия производственных факторов на организм, клинические и статистические – при изучении состояния здоровья и заболеваемости работающих. Исследования по гигиене труда проводят в лабораториях (в эксперименте) и непосредственно на производствах [11].
    Законодательство  Российской Федерации в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации [1] и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [c.13, 10]. К ним можно отнести:
    Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [2].
    Федеральный закон от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [3].
    Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4].
    Федеральный закон от 2.01.2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [5].
    Федеральный закон от 9.01.96г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» [6].
    «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-1 [7].
    государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы [8].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    
    История развития гигиены  профессиональной деятельности
 
 
    Гигиена является одной из самых древних  наук. Еще в исторических документах народов древнего мира можно обнаружить сведения, свидетельствующие о наличии элементов санитарной культуры и хорошо развитых для этого времени гигиенических навыков. Так, в Древнем Египте (1500 лет до н. э.) болотистая почва осушалась посредством дренажа, имелись правила по содержанию улиц, домов и удалению нечистот, были оборудованы сооружения по водоснабжению.
    О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа (460—377 гг. до н. э.) «О воздухах, водах и местностях», в котором излагаются наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека и о связи их с болезнями. Позднее учение Гиппократа развили его ученики. Со временем эти взгляды стали систематизироваться в гигиенические правила.
    В Древней Греции держалась специальная  «санитарная полиция», которая наблюдала за строительством домов, продажей пищевых продуктов и напитков. Для борьбы с заразными болезнями применялось окуривание серой жилых и общественных помещений, для удаления жидких нечистот и стоков была устроена канализация.
    В Древнем Риме большое развитие получили водопроводные сооружения, снабжающие население питьевой водой.
    В средние века больших достижений в области санитарной культуры не наблюдалось, так как в это  время свирепствовали эпидемии, сопровождающиеся высокой смертностью и многочисленной гибелью людей.
    В России гигиена начала развиваться  довольно рано. Об этом свидетельствуют памятники древнерусской письменности, в которых упоминалось, что при строительстве городов и деревень следует избегать низких и болотистых участков как особенно опасных для здоровья. Археологические раскопки показали, что в древнерусских городах были сооружены водопроводы. В памятнике русской литературы «Домострое» указывалось, как хранить продукты, поддерживать чистоту тела и белья, соблюдать режим питания.
    Значительное  повышение санитарной культуры в  России отмечается при Петре I. По его  указу были построены мостовые, специальные  надзиратели следили за санитарным благоустройством населенных мест. Один из его указов гласил, чтобы «торгующие съестными припасами носили белый мундир и наблюдали во всем чистоту» [13].
     Становление профилактической медицины обусловили труды великих гигиенистов, которые заложили основы современной гигиены.
    Среди них ведущее место занимают М.Я. Мудров, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман. В советское время – Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, А.Н. Сысин, А.В. Мольков, А.Н. Марзеев, С.Н. Черкинский, В.А. Рязанов, Ф.Г. Кротков, К.А. Буштуева, В.М. Жаботинский, А.А. Покровский, Н.Ф. Измеров и многие другие. В последние десятилетие большой вклад в развитие гигиены и санэпидслужбы внесли Г.Г. Онищенко, Г.И. Румянцев, Г.И. Сидоренко, А.И. Потапов, Г.И. Куценко, В.А. Тутельян, Е.Н. Беляев и другие [c.5, 10].
      После Великой Октябрьской социалистической  революции было разработано законодательство по охране труда и созданы органы, обеспечивающие контроль за выполнением этого законодательства.
    В 1923 по инициативе В. А. Обуха был создан первый в СССР Московский институт гигиены труда и профзаболеваний, входящий с 1944 в состав АМН СССР. В дальнейшем были созданы институты Гигиена труда в Москве, Ленинграде, Горьком, Свердловске, Киеве, Харькове, Донецке, Тбилиси и др., а также институты охраны труда в системе ВЦСПС, ведущие исследования по технике безопасности, вентиляции и др. техническим проблемам охраны труда. Разработку вопросов Гигиена труда ведут, кроме того, кафедры и лаборатории медицинских институтов. Материалы по Гигиена труда в СССР освещаются в ежемесячном журнале «Гигиена труда и профессиональные заболевания» (1957-).
      В Польше, ГДР, Чехословакии, Румынии,  Венгрии и Югославии созданы комплексные НИИ, разрабатывающие проблемы Гигиена труда и профессиональные патологии. В капиталистических странах исследования по Гигиена труда и профессиональной патологии ведут в отдельных лабораториях и отделениях клиник, находящихся на содержании различных промышленных и торговых фирм; в Финляндии и Швеции работают комплексные институты, находящиеся на государственном бюджете [11].
    Гигиена труда в условиях строительства  коммунизма в СССР накапливала знания о неблагоприятных факторах производственной среды, способствуя тем самым созданию на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве здоровых условий труда, устранению производственных вредностей и травматизма, предупреждению профессиональных заболеваний, укреплению здоровья работающих и повышению производительности их труда.
    Большой вклад в развитие гигиены труда  внесли известные отечественные физиологи: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и др. Они изучали вопросы рационального режима труда и отдыха, активного отдыха и тренировки организма, проблемы утомления, а также влияние отдельных профессиональных факторов на организм.
    В создании советской гигиены труда  выдающаяся роль принадлежит            С. И. Каплуну (1897—1943), который был первым организатором санитарной охраны труда в СССР, автором первых руководств по гигиене труда, многих монографий и книг по охране труда, руководителем Центрального института охраны труда. Значительный вклад в гигиену и физиологию труда в СССР внесли Э. М. Каган (1887—1948) — организатор и первый директор института гигиены труда и профессиональных заболеваний на Украине (Харьков) и 3. Б. Смелянский (1892—1960). Большая роль в развитии учения о профессиональной патологии принадлежит Н. А. Вигдорчику, известному своими руководством по профессиональным болезням, монографией по электропатологии, силикозу, социальному страхованию.
    Основоположниками промышленной токсикологии в СССР являются    Н. С. Правдин и Н. В. Лазарев, создавшие методы токсикологических исследований промышленных ядов, и др. [13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Классификация опасных и вредных  производственных факторов. Гигиеническая оценка условий и характера труда
 
    На  предприятиях работающие могут подвергаться воздействию различных опасных и вредных производственных факторов.
    Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.
    Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.
    Опасные и вредные производственные факторы  подразделяются по ГОСТ 12.0.003 на следующие  классы: физические, химические, биологические и психофизиологические.
    Классификация опасных и вредных производственных факторов представлена на рис. 1.
    Такая классификация необходима для выявления  опасных и вредных производственных факторов, которые могут иметь  или имеют место на производстве, и в конечном итоге для полной нейтрализации или уменьшения влияния этих факторов.
    Один  и тот же опасный или вредный  производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным классам. Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления этих факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу. Очень важно уметь идентифицировать опасность, т. е. выявить и признать, что опасность существует, и определить ее характеристики. [c.42, 9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опасные и вредные  производственные факторы
Физические
Химические
Биологические
Психологические и социальные
Движущие машины и механизмы, искры и брызги расплавленного масла. Электрический ток. Электрическая дуга. Экстремальные значения температуры, влажности воздуха. Повышенные уровни электромагнитных и ионизирующих излучений, шума, вибрации и др.
По характеру  воздействия на организм человека
По пути проникнове-ния в организм человека
Токсичные;
Раздражающие, канцерогенные; мутагенные; сенсибили-зирующие
Через органы дыхания,
ЖКТ, кожные покровы и слизистые оболочки
Патогенные  микроорга-низмы и продукты их жизнедеяте-льности
Физические  перегрузки
Статистические
Динамические
Бытовая неустроенность
Социально-экономические  проблемы
Нервно-психические  перегрузки
Перенапря-жение анали-заторов
Монотон-ность труда
Эмоцио-нальные перегрузки
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 – Классификация опасных и вредных производственных факторов 

    В соответствии с Руководством Р.2.2.755—99 «Гигиенические критерии оценки условий  труда по показателям вредности  и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» условия труда по степени вредности и опасности разделяются на четыре класса:
    1-й класс – оптимальные условия труда;
    2-й класс – допустимые условия труда, которые могут вызывать функциональные отклонения, но после регламентированного отдыха организм человека приходит в нормальное состояние (оптимальный и допустимый классы соответствуют нормальным условиям труда);
    3-й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических норм и выраженности изменений в организме работающих, в свою очередь, подразделяются на четыре степени вредности и опасности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4).
    1-я степень 3-го класса (3.1) – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья.
    2-я степень 3-го класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (что проявляется в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
    3-я степень 3-го класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
    4-я  степень 3-го класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с общей потерей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
    4-й  класс – опасные (экстремальные)  условия труда, при которых  в течение рабочей смены, небольшого промежутка времени создается угроза для жизни, высокий риск возникновения тяжелых и острых профессиональных поражений. Работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается за исключением ликвидации аварийных ситуаций, проведения ремонтных работ. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении регламентированных для этих целей режимов.
    В соответствии с «Положением о  порядке проведения аттестации рабочих мест» рабочие места оцениваются по трем основным критериям:
    гигиеническая оценка существующих условий и характера труда; оценка травмобезопасности рабочих мест;
    учет и оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной (коллективной) защиты, обучения и др.
    Травмобезопасность оценивается 1-м, 2-м или 3-м классом (без степени опасности).
    Гигиеническая оценка существующих условий и характера  труда  производится на основе инструментальных измерений физических, химических, биологических и психофизиологических факторов. Классификация этих факторов приведена в ГОСТ 12.0.003 ССБТ. Перечень вредных производственных факторов (с кодами), приведенный в «Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест», используется предварительно при определении тех или иных факторов, присущих тому или иному рабочему месту. После измерений определяется класс условий труда на рабочем месте. Наиболее трудоемкая работа – это определение класса условий труда по показателям тяжести трудового процесса и напряженности труда.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.